Краткая характеристика метода

Структурный анализ малых групп

(Социометрия)

Краткая характеристика метода

Социометрический метод – вид опроса, направленный на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах путем фиксации среди членов группы связей предпочтения в ситуациях выбора.

Основное назначение: служит диагностике взаимоотношений в коллективе. Предназначен для получения информации о структуре связей между членами группы относительно выделенного критерия. С помощью этого метода дается количественная оценка характера эмоциональных отношений между ее членами (чувства симпатии, неприязни), устанавливается место каждого в указанной структуре (лидер, изолированный, отверженный).

Область применения. Используется как средство активного управления групповой деятельностью. Применяется при изучении институциональных малых групп, коллективов, для работы в экстремальных условиях, а также тогда, когда характер эмоциональных взаимоотношений оказывает значительное влияние на результаты совместной деятельности. Относится к числу специальных методов социальной психологии. Используется также в медицине при исследовании и терапии неврозов.

Основные нормативные требования. Обоснованность применения метода, его адекватность изучаемому объекту и характеру исследовательских задач. Доверительность взаимоотношений исследователя и респондентов, их заинтересованное отношение к результатам исследования. Тщательность в интерпретации полученных данных.

Ограничения в применении. Может применяться только в небольших коллективах, достаточно сложившихся, имеющих опыт совместной деятельности не менее 6 месяцев. Данные, полученные этим методом, нельзя рассматривать как полную картину внутригрупповых отношений, она ограничивается выделенными критериями. Необходимо дополнение данных другими методами сбора информации, особенно при выработке практических рекомендаций.

Программа. Особое внимание уделяется предварительному знакомству с группой, точному определению социометрических критериев, разработке адекватного инструментария, выбору форм обработки (социограмм, социоматриц) и анализа информации (социометрических индексов).

Малая (контактная) группа (объект социометрического опроса) – социальная группа, члены которой находятся в устойчивом непосредственном взаимодействии друг с другом. Среди малых групп есть неинституциональные (неформальные) и институциональные (официально признанные).

11 стр., 5406 слов

Разработка урока по дисциплине "Психология малых социальных групп"

... 11:00) Проведение практического занятия на тему «Развитие малой группы и социально-психологические характеристики малых групп» 31.03.10 Встреча с руководителем практики, обсуждение проведенных занятий, ... лекции План-конспект. Тема: Развитие малой группы. Цели занятия: Образовательный аспект: рассмотрение различных концепций развития малых групп. Обозначить вклад отечественной социальной психологии в ...

Предмет исследования: во-первых, социометрическая структура группы, во-вторых, социометрический статус отдельных членов группы.

Выбор (единица анализа и измерения) – установка индивида относительно взаимодействия с членами своей группы в определенной ситуации. В социометрическом опросе фиксируются различные виды выбора.

Социометрический критерий (категория анализа) – конкретная содержательная ситуация (реальная или предполагаемая), представленная респонденту в качестве основы выбора или отклонения других членов группы как «партнеров» совместной деятельности. Социометрические критерии формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений.

Социометрическая карточка (опросный лист, анкета) – методический инструмент для сбора информации.

Социоматрица – таблица, с помощью которой иллюстрируются и анализируются результаты социометрического опроса.

Социометрический индекс – показатель, используемый для количественной характеристики взаимоотношений в группе и статуса отдельных членов группы.

Социограмма – графическое изображение связей внутри группы, устанавливаемых на основе социометрического опроса.

Этапы и процедура социометрического опроса

1.Подготовительный этап.

1.1.Разработка программы.

1.1.1.Обоснование необходимости метода. Постановка целей.

1.1.2.Предварительный анализ жизнедеятельности группы методом наблюдения, анализа документов. Знакомство с функциями, условиями деятельности группы. Предварительный контакт с изложением цели опроса.

1.1.3.Описание объекта. Формулирование социометрических критериев. Выбор вида опроса.

1.2.Проектирование инструментария (социометрических карточек, бланков, социоматриц).

1.3.Организация условий проведения опроса, уточнение списков групп. Согласование времени и места.

2.Оперативный этап сбора данных.

2.1.Установление контакта с респондентами, их мотивация. Создание и поддержание деловой, но непринужденной атмосферы.

2.2.Инструктаж респондентов о правилах участия в социометрическом опросе, правилах заполнения карточки.

2.3.Опрос респондентов.

2.4.Сбор социометрических карточек с проверкой правильности их заполнения.

2.5.Фиксация сопутствующих факторов в бланках, протоколах.

2.6.Первичная обработка карточек. Сверка их со списками групп, уточнение авторства, в том случае, если оно не указано.

3.Результирующий этап.

3.1.Составление социоматриц опрошенных групп по выделенным критериям.

3.2.Расчет групповых и индивидуальных социометрических индексов.

3.3.Построение социограмм.

3.4.Анализ внутригрупповых отношений, выделение группировок, лидеров, отвергнутых, изолированных, популярных.

17 стр., 8441 слов

Отношения в малых группах

... рабочих групп. Е.С. Кузьмин (20) рассматривал социометрическую методику как способ изучения внутригрупповых отношений в рабочих группах, а также оценил влияние характеристик малых групп на эффективность совместной деятельности членов группы. Исследователь ...

3.5.Сравнение данных социометрического опроса с данными, полученными другими методами. Оценка достоверности информации.

3.6.Заключение о структуре опрошенных групп, характере внутригрупповых отношений.

3.7.Анализ эффективности метода.

3.8.Подготовка отчета и рекомендаций.

Инструкция участника социометрического опроса

(примерный состав вопросов, который может варьироваться в зависимости от требований избранной методики, предназначен для инструктирования респондентов)

Кто проводит социометрический опрос?

Цели исследования.

Научная и практическая значимость результатов опроса. Что они могут дать для всей группы, для каждого участника?

Чем определяется выбор группы для проведения опроса?

Полный и точный состав обследуемой группы.

Особенности процедуры опроса:

  • возможности его проведения при участии всех или почти всех членов группы;
  • особое значение откровенности и искренности ответов;
  • учет при ответах всех членов группы, в том числе отсутствующих (указать, что отсутствующие будут опрошены дополнительно);
  • самостоятельность заполнения карточек (фамилии вписываются в порядке предпочтения);
  • точность ответа, его соответствие конкретному вопросу-заданию, смыслу критерия выбора;
  • конкретность ответа, недопустимость ответов: «любого», «всех». Можно указать всех, но в порядке предпочтения, можно никого не указывать;
  • ответственность участия в опросе;
  • необходимость указания фамилии заполнившего анкету.

Как поддерживать связь с организатором?

Когда и как будут ознакомлены члены группы с обобщенными результатами опроса?

Требования к организатору социометрического опроса

Он должен:

  • стремиться к созданию доверительной обстановки, избегать официальности, которая может создать впечатление административной проверки;
  • расположить респондентов так, чтобы они имели возможность отвечать на вопросы самостоятельно, не советуясь друг с другом;
  • желательно, чтобы испытуемые могли свободно обозревать группу во время опроса;
  • при опросе недопустимо присутствие официальных лиц;
  • проконтролировать, чтобы на бланках была указана фамилия ответившего. Возможно предварительное кодирование, в этом случае фамилию указывать не нужно.

Ошибки, трудности, проблемы применения социометрического метода

  1. Не выработана программа. Нет четкого представления о том, как будут использованы его результаты.
  2. Респондентам непонятны формулировки вопросов, а предложенные ситуации мало связаны с повседневной деятельностью группы.
  3. При подготовке методик опроса не учитывался возраст респондентов.
  4. Часть членов группы отказывается принимать участие в опросе, мотивируя тем, что его поведение лишь ухудшит взаимоотношения в группе.
  5. Результаты опроса не совпадают с данными наблюдения за реальным поведением членов группы.
  6. Без использования других данных исследователем сделаны поспешные выводы и опрометчивые рекомендации.

Рекомендуемая литература

  1. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. – Л., 1970.
  2. Кокурина И.Г. Социометрический тест // Социально-психологический климат коллектива. Спецпрактикум по социальной психологии. – М., 1981.
  3. Морено Дж. Социометрия. – М., 1958.
  4. Паниотто В.И. Социометрический метод изучения малых социальных групп // Социологические исследования. – 1975. — №2.
  5. Психологическая диагностика. – М., 1981.

Описание методики

Метод социометрических измерений или Социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.

5 стр., 2394 слов

Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии

... внешне (микроструктура). Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах. Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические ... Коломинский, Е.С. Кузьмин, В.И. Паниотто, А.В. Петровский, К.К. Платонов, Дж. Л. Морено, Э. Мэйо, Э. Дженнингс, Ч. Кули, Дж. Хоманс, Э. Боргатта, ...

Метод социомтерических измерений позволяет получить информацию о:

— социально-психологических отношениях в группе;

-статусе людей в группе;

— психологической совместимости и сплочённости в группе.

В общем виде задачей социометрии является изучение неофициального структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы.

Теоретические основы

Термин «Социометрия» возник в конце XIX в. в связи с описанием возможных способов измерения социального влияния одних групп людей на другие. Теоретическое и идеологическое обоснование социометрии как метода познания и измерения социальных явлений дал Я.(Дж).Л.Морено. Во-первых, социометрия есть общая теория социальных групп; во-вторых, социометрия означает всякое измерение всех социальных отношений; в-третьих, социометрией называется математическое изучение психологических свойств населения, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного метода. Объектом социометрической теории являются реально существующие малые социальные группы, имеющие достаточный опыт совместной групповой жизни. Предметная область социометрии — эмоциональные отношения людей в группах (симпатии, неприязнь, безразличие).

Созданная на основе взглядов К.Маркса, О.Конта и 3.Фрейда, социометрия противопоставляется как бихевиоризму, наблюдающему лишь внешнее поведение людей, так и фрейдизму с его акцентом на внутренних, глубинных процессах человеческого поведения. По Морено, эмоциональные отношения людей в группах представляют атомистическую структуру общества, которая недоступна простому наблюдению и может быть вскрыта только с помощью социальной микроскопии. «Микросоциология, писал Морено, фактически возникла с появлением моей теории «социальной микроскопии». В соединении с социометрическими приемами она положила начало теоретическим и практическим основам микросоциологии». Изучение «первичных атомистических структур человеческих отношений» рассматривалось Морено как «предварительная и необходимая основная работа для большинства макросоциологических исследований». Одно из центральных понятий этой теории — теле, — термин, означающий простейшую единицу чувства, передаваемую от одного индивида к другому, детерминирующую количество и успешность межличностных отношений, в которых они вступают.

Суть «общей теории социометрии» состоит в утверждении того, что социальные системы являются притягательно-отталкивающе-нейтральными системами, включающими в себя не только объективные, внешне проявляемые отношения (макроструктура), но и субъективные, эмоциональные отношения, часто невидимые внешне (микроструктура).

Цель социометрической теории сформулировать законы эмоциональных отношений в группах.

Основные положения теории Морено

Социальный атом общества — это не отдельный индивид, а их сосуществование;

Закон социальной гравитации: сплочённость группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу;

Социологический закон: высшие формы коллективной организации развиваются из простых форм;

Социодинамический закон: внутри некоторых групп человеческие привязанности распространяются неравномерно.

История создания

Прикладная социометрия в виде специальной техники опроса и обработки данных (социометрический тест, социоматрицы, социограммы, социометрические индексы) была разработана в исследованиях по ликвидации различных конфликтов в малых группах. Она получила широкое применение среди социологов и социальных психологов во многих странах мира. Современные социологические и социально-психологические исследования малых групп и первичных (контактных) коллективов почти всегда включают в качестве основного или дополнительного метода социометрию.

Процедура проведения

Общая процедура проведения при социометрическом исследовании заключается в следующих этапах:

1-й этап

Определение целей и задач, гипотез исследования. Выбор объектов исследования.

2-й этап

Разработка социометрических критериев.

Социометрические критерии формируются в виде вопросов, ответы на которые и служат основанием для установления отношений в группе. Типы критериев:

-формальные/неформальные — Формальные критерии направлены на изучение взаимоотношений в ведущем виде деятельности группы. Неформальные — изучают неформальные отношения.

-двойные/одинарные — Двойные — изучают отношения партнёрства. Одинарные — изучают взаимоотношения лидерства и подчинённых.

-прогностические — позволяют измерить, на сколько верно картина взаимоотношений отражается в сознании самого индивида.

— сильные (или значимые)/слабые (незначимые) — Сильные выявляют наиболее глубокие, стабильные отношения, а слабые (незначимые) затрагивают поверхностные отношения.

Требования к критериям

— Ограниченное количество (3-4);

— логическая связь между собой;

— критерии должны вызывать интерес;

— смысл критериев должен быть понятен испытуемым;

— критерии должны быть сформулированы как можно более конкретно, лучше на основе реальной ситуации.

3-й этап

Выбор типа процедуры социометрического исследования.

Социометрия может проводится в двух вариантах:

  1. Непараметрическая процедура

При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

Достоинства непараметрической процедуры:

— позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;

— при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

Недостатки непараметрической процедуры:

— при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);

— существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

2. Параметрическая процедура

Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов).

Величина ограничения — d — называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

d = P (A) * (N – 1)

где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3];

N — число членов группы.

Достоинства параметрической процедуры:

— повышает надёжность полученных данных;

-облегчает статистическую обработку;

— позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;

— как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Недостатки непараметрической процедуры:

-не раскрывает всего многообразия взаимоотношений в группе;

— социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

4-й этап

Разработка социометрической карточки или социометрической анкеты.

При проведении социометрии, возможны два варианта:

I вариант — Социометрическое исследование является частью общего анкетирования. В таком случае социометрические критерии могут быть включены в общую систему отдельным разделом. Однако, при этом необходимо учитывать, что испытуемые в обязательном порядке должны подписывать свою анкету, а при выборе людей писать их фамилии.

II вариант — Социометрия является предметом самостоятельного изучения. Тогда порядок составления карточки может быть таким:

— готовятся списки членов группы;

-каждый человек в группе идёт в списке под определённым номером — этот номер становится его шифром.

Затем готовится и сама карточка. Она должна содержать следующие элементы:

— заголовок;

— инструкцию — количество необходимых выборов и способ заполнения графы выборов;

-подписание карточки (разборчиво).

В ней каждый член группы, должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.).

Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Пример социометрической карточки

В карточке каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т. д.) Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

а) Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

б) Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем разрешить в данной группе. Определение числа выборов для разных по численности групп, но с заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14–0,25 можно произвести, пользуясь специальной таблицей:

Величины ограничения социометрических выборов

Число членов групп

Социометрическое

ограничение d

Вероятность

случайного выбора Р(А)

5–7

8–11

12–16

17–21

22–26

27–31

32–36

1

2

3

4

5

6

7

0,20–0,14

0,25–0,18

0,25–0,19

0,23–0,19

0,22–0,19

0,22–0,19

0,21–0,19

5-й этап

Непосредственно проведение социометрии.

Она складывается из двух основных компонентов: инструкция и содержательные вопросы. Чаще всего психолог сам дает всем членам группы устную инструкцию и зачитывает вопросы, предлагая письменно ответить на них в специальных бланках (в них оставлено место для фамилии, стоят номера вопросов, под каждым вопросом — цифры от 1 до 5 в столбик) или просто на листе бумаги. В другом варианте психолог дает устную инструкцию, а затем раздает социометрические карточки, на которых есть краткая письменная инструкция, оставлено место для фамилии, сформулированы все вопросы и под каждым оставлено место для ответов. Преимущество второго варианта в том, что респонденты видят перед собой инструкцию постоянно, и это уменьшает (незначительно) число уточняющих вопросов.

В обоих случаях устная инструкция выполняет две очень важные функции: мотивирование участников и технические пояснения.

Мотивационная часть принципиально важна, именно она во многом определяет открытость участников опроса, их желание отвечать. Социометрическая процедура сама по себе является достаточно серьезным эмоциональным испытанием. Особенно для тех, кто занимает крайние статусные позиции: высокостатусных и непопулярных. Надо честно написать о том, кто тебе нравится и кто неприятен, зная, что в этот момент все остальные оценивают и тебя. Более того, свои высказывания надо обязательно подписать.

Снизить общую напряжённость ситуации можно и необходимо. С этой точки зрения важны следующие моменты.

1.Необходим доверительный контакт с группой.

2.Стиль подачи инструкции: доброжелательный, неформальный, спокойный.

3.Мягкое формулирование целей тестирования.

В технической части инструкции должны быть подчеркнуты следующие моменты:

— каждый заполняет свой лист самостоятельно, не советуясь ни с кем и не размышляя вслух над своими выборами;

— при заполнении необходимо учитывать всех членов группы, а не только присутствующих в данный момент (для облегчения можно написать на доске или дать участникам полные списки группы);

— при ответе настойчиво рекомендуется избегать вариантов типа «всех», «любого», «никого»; желательно во всех вопросах ограничиваться тем числом выборов, которые предложены психологом.

Варианты инструкций

Инструкция для студентов «Уважаемые студенты. Ваша группа создана недавно, при её формировании не могли быть учтены ваши пожелания, поскольку вы были недостаточно хорошо знакомы друг с другом. За время, прошедшее с тех пор, группа сложилась. Вы лучше узнали друг друга, некоторые из вас стали друзьями, но не обошлось, вероятно, и без трений. Теперь мы хотели бы воспользоваться вашим опытом, чтобы в будущем переформировать учебные группы с учётом ваших пожеланий. С этой целью вам будет предложен ряд вопросов, на которые необходимо ответить правдиво. От искренности полученных ответов будет зависеть состав вновь организуемых групп. Просим отвечать самостоятельно, не советуясь друг с другом. Ваши ответы оглашению не подлежат».

6-й этап

Непосредственно обработка и интерпретация результатов

Обработка результатов:

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный (социометрическая матрица), графический (социограмма) и индексологический (социометрические индексы).

Социометрическая матрица

Социоматрица — это матрица связей, с помощью которой анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме числовых значений и символов заносится информация, полученная в ходе опроса.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Подробнее о социометрической матрице

Социограмма – схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

— групповые

— индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя индивида с остальными членами его группы.

Групповые социограммы в свою очередь могут быть представлены в виде:

— конвенциональной социограммы — индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.

— «социограммы-мишени» — представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные социограммы применяют для более наглядного представления о положении отдельных лиц в группе, на которых изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами группы.

Подробнее о социограммах

Социометрические индексы

Выделяют два типа социометрических индексов:

— персональные социометрические индексы;

— групповые социометрические индексы.

Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными персональными социометрическими индексами являются:

-индекс социометрического статуса i-члена;

— индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

-индекс объема интенсивности и концентрации взаимодействия ij-члена.

Символы i и j обозначают одного и того же члена группы, но в разных ролях:

i – объект выбора;

j – субъект выбора;

ij – совмещение ролей.

Среди групповых социометрических индексов наиболее важными являются:

-индекс эмоциональной экспансивности группы;

-индекс психологической взаимности в группе (сплоченности группы);

Подробнее о социометрических индексах

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы.

Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих количество: 1) сделанных выборов; 2) полученных выборов; 3) взаимных выборов; 4) полученных отклонений; 5) сделанных отклонений; 6) взаимных отклонений.

Приписывая каждому показателю знак «+» (если он выше среднего по группе) или «–» (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль индивида. Например, профиль вида «+, +, +, –, +, –» будет свидетельствовать о том, что данный индивид отвергает многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько К удовлетворенности (Куд) своим положением в группе:

Куд =число взаимных выборов/число выборов, сделанных данным человеком

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека – эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ).

УБВ группы может быть высоким, если «звезд» и «предпочитаемых» в сумме больше, чем «пренебрегаемых» и «изолированных» членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства («звезды» + «предпочитаемые») = («пренебрегаемые» + «изолированные» + «отверженные»).

Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом. Важным диагностическим показателем считается «индекс изоляции» – процент людей, лишенных выборов в группе.

Метод социометрических измерений/Варианты социометрических критериев Социометрические критерии

Ниже даются вопросы, которые могут быть использованы при проведении социометрии. Подробнее о социометрических критериях, принципах их составления вы можете найти в описании методики.

1. Если бы Ваша смена формировалась заново, с кем Вы хотели бы работать вместе?

2.Если бы Ваша смена формировалась заново, с кем Вы не хотели бы работать вместе?

3. Кого бы вы хотели выбрать своим бригадиром (руководителем, начальником)?

4. Кого бы вы не хотели выбрать своим бригадиром (руководителем, начальником)?

5. С кем из Ваших коллег Вам легко строить деловые отношения и работать вместе?

6. С кем Вам сложнее работать вместе?

7. Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?

8. Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?

9. Кого из членов вашей группы вы хотели бы видеть в составе вновь организованной группы?

10. Кого из членов вашей группы вы не хотели бы видеть в составе вновь организованной группы?

11. Кто, по вашему мнению, выберет вас?

12. Кто, по вашему мнению, вас не выберет?

13.С кем из членов Вашей группы Вас связывают дружеские отношения?

14. Кто из членов Вашей группы был у Вас в гостях в прошлом месяце?

15.С кем из членов Вашей группы Вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?

16.С кем из членов вашей группы вы (не) пошли бы в разведку?

17. С кем из членов вашей группы вы (не) пошли бы в ресторан?

18.Кого из членов вашей группы вы бы (не) позвали на день рожденья?