ВОПРОС ╣ 16 Понятие о личности. Психологическая структура личности

Вопрос № 16

Понятие о личности. Психологическая структура личности.

Человек, индивид, личность, индивидуальность относятся к базовым категориям психологии.

Понятие человек является самым широким. Это принятое классическое научно обобщенное название особого вида живого существа — «человека разумного», или homo sapiens. В это понятие объединено все: природное, биохимическое, социальное, медицинское и др.

Индивид — категория, указывающая на принадлежность к человеческому роду. В этом понятии выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид.

Личность — человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

Это человек как член общества, результат формирования, развития и социализации.

В психологии личности социальное и биологическое существуют в единстве. Понять, что такое личность, можно только через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек.

Индивидуальность. Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные психологические свойства человека, такое их сочетание, которое составляет своеобразие данного человека, его отличие от других людей.

Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

В личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание
  • направленность личности
  • темперамент и характер
  • способности и задатки

Самосознание личности. Самосознание позволяет личности выделить себя из окружающей среды, определить свое отношение к ней и к самой себе.

8 стр., 3891 слов

Тема 3. Представление о человеке в основных психологических школах Образовательные задачи:

... ;– психологическая концепция, основное внимание уделяющая изучению сознательного опыта человека, а также целостного характера природы и поведения человека. Отечественные психологи за основу изучения личности человека принимают понятие ... , тревожности и, в конечном счете, к невротизации личности. К невротизации приводит и уход от своей индивидуальности, отказ от самоактуализации, которую Роджерс, как ...

Когнитивным компонентом самосознания является самопознание и как результат — система знаний о себе, своих возможностях, места и назначения в жизни. Эмоционально-ценностное отношение человека к себе и когнитивные представления (знания) о себе определяют «образ — Я», на основании которого формируется самооценка.

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Она формируется в процессе общения, когда мы получаем оценку от окружающих нас людей.

Направленность личности — ведущее свойство личности, которое определяется мировоззрением, системой потребностей и мотивов; выражена в жизненных целях, в активной деятельности по их достижению.

К направленности относиться система убеждений, интересов, отношений. Она целиком социальна, то есть определяется не врожденными особенностями, а приобретенными социальным опытом человека, обучением, воспитанием и собственной деятельностью. Направленность личности позволяет понять, что для человека наиболее ценно и значимо, какие задачи он ставит перед собой.

Темперамент и характер.

Темперамент — характеристика личности со стороны особенностей динамики ее психической деятельности (интенсивности, темпа, ритма, скорости психических процессов).

Темперамент — это врожденное свойство человека.

С древних времен различали четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический, меланхолический.

По учению И.П. Павлова, физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности. Он характеризуется различным соотношением трех свойств нервной системы: силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов (возбуждения и торможения).

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... А) личность 1) постижение действительности, формирующее мысли, образы, отражающие свойства познаваемых объектов, явлений Б) деятельность 2) присущая человеку способность воспроизводить ... с понятием индивидуальности человека: возраст; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; ...

К свойствам темперамента относятся: сензитивность, реактивность, активность и их соотношение, темп реакции, пластичность — ригидность, экстраверсия — интроверсия.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Темперамент и характер тесно связаны друг с другом, хотя их природа различна. Темперамент непосредственно зависит от биологических свойств, основой его являются врожденные способности нервной системы. Характер же социален по своей сути, он складывается под воздействием формирующих и воспитывающих факторов в семье, в школе, в общении с другими и собственной деятельности человека. Характер позволяет управлять некоторыми проявлениями темперамента, затушевывать, маскировать его природные особенности. Проявления темперамента и характера позволяют понять, каков человек, как он может вести себя в тех или иных обстоятельствах.

Способности и задатки.

Под способностями понимают психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием успешного выполнения деятельности.

Физиологическую основу способностей составляют природные анатомо-физиологические задатки.

Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обуславливают природные, индивидуальные различия между людьми.

8 стр., 3813 слов

Роль речи в трудовой и познавательной деятельности человека

... в индивидуальном сознании [1]. Трудовая деятельность человека изначально носит коллективный характер. Различные средства коммуникации, и прежде ... он, вторая сигнальная система позволила развить познавательные способности человека и «специально человеческое, высшее мышление». Только ... способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем ...

Способность может существовать только в процессе деятельности и развития человека. Если он перестает ею пользоваться, она угасает. Способности — прижизненное образование, имеющее врожденную основу. Вместе с тем есть такие способности, которые проявляются только в связи с определенным видом деятельности. Поэтому способности человека можно разделить на специальные и общие.

Специальные способности — это способности, проявляющиеся только в отдельных видах деятельности (художественные, музыкальные, математические и т. д.).

Общими способностями называют такие, которые проявляются во всех видах деятельности человека (умственные способности, развитая ручная моторика, память и т. д.).

Формирование способностей происходит в процессе обучения и воспитания. 2. Среди видов способностей выделяют специальные (проявляются только в отдельных видах деятельности) и общие (проявляются во всех видах деятельности человека).

Различают несколько уровней в развитии способностей людей.

Одаренность — это наличие у человека ярко выраженных задатков к развитию способностей.

Одаренность может проявляться в различных видах жизнедеятельности: в интеллектуальной, академической (способность обучаться), творческой деятельности, в социальной сфере (лидерство, общение), духовной жизни, психомоторике (движение).

Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Гениальность — высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающих его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Общие способности называют одаренностью. Талант — высокий уровень развития способностей человека, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Высший уровень развития способностей называют гениальностью.

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

Развитие у личности зависит от ряда факторов:

— наследственность

— среда

— обучение и воспитание

— активность самого ребенка

Первый фактор — биологический включает в себя, наследственность и врожденные свойства организма, т. е. то, с чем появляется младенец на свет. По наследству он получает

  • человеческие особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств;
  • физические признаки, общие для всех людей: прямолинейная походка, рука, как орган познания и воздействия на окружающий мир, особое, человеческое строение речедвигательного аппарата.
  • биологические, инстинктивные потребности (потребность в пище, тепле), особенности типа высшей нервной деятельности.

Второй фактор — среда.

  • макросреда — социальные, экономические и культурные условия жизни.
  • микросреда (семья), коллектив; круг общения (друзья и знакомые).

На развитие ребенка влияет:

  • характер заботы взрослого;
  • взаимоотношения родителей между собой;

Вне социальной среды ребенок развиваться не может — не может стать полноценной личностью (дети «Маугли»).

Дети, лишенные социальной среды в начале своей жизни, не могут быстро и эффективно развиваться даже попадая в благоприятные условия.

Третий фактор психического развития: воспитание и обучение — это специально организованные методы передачи социокультурного опыта.

11 стр., 5085 слов

Биологические и социальные факторы развития ребёнка

... задачи возникает состояние, предвосхищающее удовольствие. Биологические и социальные факторы развития ребёнка Биологические факторы Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, ... Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в ...

Четвертый фактор: активность самого ребенка. Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на психическое развитие личности вне ее собственной активности.