Психология творчества 3

План курса «Психология творчества»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

автор:

Шевченко Екатерина Михайловна

1. Определение понятий «психика», «психология», «творчество». Устная форма творчества — как ступенька к литературному творчеству, предтворчество. Опыт работы сознания в режиме измененного сознания. На примере отрывка из рассказа Бориса Пастернака «Письма из Тулы».

2. Призвание. Подготовка к призыву. На примере стихов А.С. Пушкина «Пророк», Андрея Битова «Открытое окно».

3. Призыв. Источники, от которых слышится призыв: произведения художественной литературы (на примере рассказа Марины Цветаевой «Черт»), понятия гениальности как таковой (на примере повести Бориса Пастернака «Охранная грамота»), музыки, музыкальной фразы (на примере Марселя Пруста «В сторону Свана»).

4. Начало литературного творчества. Первый литературный набросок — как желание найти духовный эквивалент для отражения впечатлений (на примере отрывка о Мартенвильских колокольнях из романа Марселя Пруста «В сторону Свана»).

5. Память. Память как базовая основа литературного творчества. Понятие поэтической памяти. Воображение.

6. Мотивация литературного творчества. Зачем мы пишем. Примеры высочайшей мотивации на примере Девятой Дуинской элегии Рильке. Характеристика жизненного и творческого пути Райнера Марии Рильке. Анализ Девятой Дуинской элегии Рильке.

7. Вдохновение. Определение вдохновения А.С. Пушкиным. Определение вдохновения Борисом Пастернаком. Пример «включения внешних и внутренних часов» во время приступа вдохновения на примере рассказа Бориса Пастернака «Повесть».

8. Писательский стол. Работа за писательским столом на примере рассказа Андрея Битова «Дачная местность в ветреную погоду» и романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго».

9. Профессионализм и дилетантизм. Понятие творческой дисциплины, «ремесла», стойкости по отношению к плохому самочувствию, жизнь за писательским столом вопреки любым помехам. На примере рассказа А.П. Чехова «Марья Ивановна».

10. Замысел. Первая строчка. Начало литературного произведения. Воплощение, разворачивание стихотворения на примере стихотворений А.С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» и «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…».

11. Техника. Мастерство. Правка, редактирование, работа над текстом.

12. Мерцание смысла как один из главных критериев искусства. Понятие многослойности и глубины художественного произведения (на примере даосской легенды о несравненном скакуне из рассказа Дж.Д. Селинджера «Выше стропила, плотники»).

13. Категория свободы в отношении выбора между добром и злом в творчестве (на примере музыкального отрывка из концерта Альфреда Шнитке «Кончерто-гроссо № 1»).

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

1. Определение понятия «психология», понятия «творчества». Существует ли предтворчество в форме устного творчества?

2. Что такое совершившееся призвание для писателя и поэта?

3. Заразительность искусства. Можно ли «заразиться» литературным творчеством от книг из книжного шкафа? Высшие источники, от которых исходит призыв в литературному творчеству.

4. Начало литературного творчества. Первый литературный набросок.

5. Феномен поэтической памяти для писателя и поэта.

6. Мотивация литературного творчества. Примеры высокой и низкой мотиваций. Анализ примера высочайшей мотивации литературного творчества на основании Девятой Дуинской элегии Райнера Марии Рильке.

7. Вдохновение. Определение вдохновения А.С. Пушкиным. Описание состояния вдохновения.

8. Писательский стол.

9. Профессионализм и дилетантизм. Понятие творческой дисциплины.

10. Замысел. Первая строчка литературного произведения.

11. Техника. Работа над текстом.

12. Мерцание смысла как один из главных критериев искусства. Понятие многослойности и глубины литературного художественного произведения.

13. Категория свободы в отношении выбора между добром и злом в творчестве.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л.С. Выготский. Психология Искусства. М., «Искусство», 1968

2. А.С. Пушкин. «Египетские ночи».

3. А.С. Пушкин. Стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Ненастный день потух, ненастной ночи мгла…».

4. Ян Парандовский. Алхимия слова. Москва, издательство «Правда», 1990

5. Леонид Костюков. Журналистика мнений. Раздел пятый. Курс лекций по психологии творчества. Издательство ИЖЛТ, 2004

6. Борис Пастернак. Люди и положения. Воздушные пути. Москва, Советский писатель, 1983

7. Борис Пастернак. Охранная грамота. Воздушные пути. Москва, Советский писатель, 1983

8. Борис Пастернак. Доктор Живаго

9. Райнер Мария Рильке. Из «Дуинский элегий», Элегия девятая. Перевод В.Б. Микушевича.

10. Андрей Битов. Стихотворение «Открытое окно». Сочинения в трех томах.

11. Андрей Битов. «Жизнь в ветреную погоду». Рассказ. Сочинения в трех томах.

12. Дж. Д. Селинджер. Выше стропила, плотники. Сочинения в двух томах. Т.2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector