ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал в г. Электростали
Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Рабочая программа дисциплины
для специальности № 032001 — Документоведение и ДОУ
Электросталь 2009
Рабочая программа
Составитель: кандидат психологических наук, ст. преподаватель А.А. Немцов.
Кафедра педагогической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2004 г.
Программа курса адаптирована преподавателем Е.А Трофимовой.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.
© Филиал РГГУ в г.Электростали, 2009
I. Пояснительная записка
Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Курс «Психология делового общения» относится к блоку дисциплин специализации и тесно связан с такими дисциплинами, как «Психология и педагогика», «Социология управления», «Организация и технология документационного обеспечения управления».
Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...
... № ТД-Е, 137/тип, 2009), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, и рабочей (в БНТУ) учебных программ дисциплины «Психология управления» для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Содержание ...
Цели дисциплины:
- приобретение знаний по различным отраслям психологической науки, имеющим отношение к будущей профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.
- изучение технологий деловых отношений, современного этикета и особенностей проведения деловых мероприятий.
Задачи дисциплины:
- помочь слушателям на основании знаний по психологии и этике делового общения утвердиться в современном мире розничных отношений.
- овладение студентами основными правилами делового общения
- ознакомление студентов с основными положениями профессиональной этики
- получение навыков в организации деловых мероприятий
- овладение технологиями ведения деловой переписки
II. Содержание программы
Раздел I. Психология и этика делового общения
Тема 1. Проблемы этики и психологии общения истории философской и исторической мысли.
Мыслители древности и Нового времени о людях как субъектах общения. Психологическое направление в социологии.
Тема 2. Психологические особенности делового общения, его виды, формы.
Содержание общения, средства общения, функции. Стороны общения, барьеры общения.
Раздел IIПсихология коллектива
Тема 1. Группа и ее структурная организация.
Психологические основы трудовых отношений. Морально-психологический климат коллектива. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива. Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение. Общение с коллегами, подчиненными, руководством. Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел.
Раздел IIIПсихология конфликта
Тема 1. Понятие конфликта, его сущность.
Управление конфликтами. Классификация конфликтов. Причины конфликтов в организациях. Общие рекомендации по управлению конфликтами. Основные правила бесконфликтного общения.
Раздел IVПсихология управления
Тема 1. Личность и коллектив как объекты управления.
Ролевое поведение. Особенности понимания личностью своей должностной роли. Критерии оценки совместимости. Типы коммуникативного поведения. Функции руководителя.
Раздел VПсихология и этика деловых отношений в бизнесе
Тема 1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.
Установление контакта. Мотивы общения. Психологические характеристики: общительность – замкнутость. Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров. Устная речь — основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать. Недопустимость вульгарности, грубости, нецензурной брани. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры.
Тема 2. Этикет в деятельности современного делового человека.
Общие этические принципы и характер делового общения. Деловой этикет. Правила этикета. Понятие и происхождение этики. Философское определение этики. Понятие этикета. Зачем себя правильно вести. Определение профессиональной этики. Отношение к профессии, работе, своим обязанностям. Профессиональный долг. Профессиональная тайна. Взаимоотношения с коллегами. Профессионализм. Ответственность личная и коллективная. Производственная дисциплина. Особенности профессиональной этики в науке и образовании.
III. Тематический план
№ п/п |
Перечень семестров, название разделов и тем |
Общая трудоемкость |
Количество часов аудиторных занятий |
Сам. раб. |
К.р. |
||||
Всего |
Лек. |
Сем. |
Пр. |
Лаб. |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
3 курс |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
1 |
Психология и этика делового общения |
23 |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
|
2 |
Психология коллектива |
23 |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
|
3 |
Психология конфликта |
28 |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
|
4 |
Психология управления |
23 |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
|
5 |
Психология и этика деловых отношений в бизнесе |
23 |
2 |
2 |
|
|
|
22 |
|
6 |
Всего: |
120 |
10 |
10 |
|
|
|
110 |
IV. Список литературы
Основная литература:
- Анастази А.А. Психологическое тестирование А.А. Анастази. СПб., 2009.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник, 2-е изд./ Г.В. Бороздина. – Инфра-М., 2009.
- Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие/ Р.Н. Ботавина – М: 2005 – 208с.
- Златин П.А. Этика деловых отношений: учебное пособие. Крекова М.М, Соколянский В.В. Под. ред. Златина П.А. МГИУ, 2007 — 252c.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. Ростов н/Д 2009 г. — 414 c.,
- Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: 4-е изд. Перераб. и доп. ,учебник / В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ, 2005.
- Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М., 2007.
- Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2008
- Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. –5-ое изд., перераб., доп. – М., 2009
Дополнительная литература:
- Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001.
- Ваш зарубежный партнёр: переписка, документация, контакты. – М.: МП «Технология», 1992.
- Вудвок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1992.
- Деловой протокол этикета. – М.: ИЦ Коринф, 1992.
- Иванов А.С. Штрихи к национальным стилям (страны Запада) // Деловой визит. –1998. – № 7. – С. 35-37.
- Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.
- Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород: Ай-Кью, 1992.
- Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. – М., Научная книга, 2000.
- Сафронов В. И. Культура общения: Конспект лекций. – М.: Мир книги, 1992.
- Холопова Т. Н., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА – М; АНКИЛ, 1994.
- Фишер Ю. У. На пути к согласию. — М., 1992.
- Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.
V. Темы контрольных работ
Варианты тем контрольных работ:
Вариант 1 (тема 1)
Деловое общение как наука
1. Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики.
2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение».
3. Практическое задание.
Дайте характеристику основных проблем науки «Деловое общение». Приведите примеры реализации этих проблем в Вашей деловой практике.
В 1-ом вопросе обратите внимание на соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики.
Во 2-ом вопросе раскройте познавательную, прогностическую и инструментальную функции науки «Деловое общение» и ее основные методы: тестирование, моделирование, метод анализа деловых ситуаций.
В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что в число основных проблем науки «Деловое общение» входит рассмотрение видов и структуры делового общения, его особенностей вербальных и невербальных средств делового общения, общение в рабочих группах.
Вариант 2 (тема 1)
«Деловое общение» и фундаментальные психологические теории
1. Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии.
2. Особенности анализа структуры психики индивида в современных психологических теориях. Покажите значение этих теорий для науки «Деловое общение».
3. Практическое задание.
Раскройте взаимосвязь современных фундаментальных психологических теорий и науки «Деловое общение». Приведите примеры реализации этой взаимосвязи с Вашей деловой практике.
В 1-ом вопросе раскройте роль социальной психологии в становлении науки «Деловое общение». Покажите как анализирует социальная психология проблемы общения.
Во 2-ом вопросе обратите внимание на особенности анализа структуры психики индивида в таких теориях, как психоанализ и аналитическая психология. Покажите, что в психоанализе в структуре психики индивида выделяют 3 уровня: бессознательные психические процессы, предсознательные и осознаваемые. В аналитической психологии выделяются системы психики: сознание, личностные бессознательное и коллективное бессознательное.
В 3-ем вопросе при выполнении практического задания покажите как проблемы социальной психологии, которая рассматривает общение, а также проблемы психологии личности, которые рассматриваются в современных концепциях личности находят отражение в Вашей деловой практике.
Вариант 3 (тема 1)
«Деловое общение» и специальные психологические теории
1. «Деловое общение» и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики.
2. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение».
3. Практическое задание.
Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Выделите среди них проективные тесты. Приведите примеры тестовых заданий по деловому общению.
В 1-ом вопросе обратите внимание на отличие проективных тестов от других типов тестов. Подчеркните валидность (надежность) проективных тестов.
Во 2-ом вопросе раскройте основные проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Покажите их значение для развития науки «Деловое общение».Обратите внимание на значимость для делового общения такой проблемы экономической психологии как влияние внешних экономических факторов на психику индивида и реализацию самой психики в экономическом поведении индивида.
В 3-ем вопросе при выполнении заданияя, обратите внимание на проективный тест цветового выбора М.Люшера, которой наиболее часто применяется в российской деловой практике.
Вариант 4 (тема 1)
Деловое общение как особый вид общения
1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.
2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику.
3. Практическое задание.
Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.
В 1-ом вопросе раскройте все основные признаки делового общения, покажите отличие делового общения от социального, семейного общения и других видов общения.
Во 2-ом вопросе дайте характеристику видов делового общения и раскройте особенности всех форм делового общения деловых партнеров, деловой беседы, презентации, делового совещания.
В 3-ем вопросе раскройте особенности таких видов делового общения как убеждающее общение, познавательное общение, экспрессивное общение, суббостивное общение, манипулятивное общение.
Литература к теме 1.
Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2-5 изд., 1997-2006.
Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.
Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.:пер с фр. М.: Мир, 1992.
Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. М.: Омега-Л.,2005.
Люшер М. Цвет Вашего характера. М.:Вече Персей-ЛЕТ, 1996.
Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.:Союз,2002.
Психодиагностика: Учебник для вузов/Л.Ф.Бурлачук. – СПб.:Питер.2003.
Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ.ред.В.Н.Дружинина. – СПб.:Питер, 2000.
Вариант 1 (тема 2)
Психология поведения и общения в трудах западных мыслителей к хiх – нач. хх века
1. Проблемы психики личности, изучаемые в бихевиоризме, гештальтпсихологии и «теории поля». Раскройте особенности анализа психических процессов в этих направлениях психологии.
2. Психология больших общностей людей как теоретическая предпосылка становления теории массовых коммуникаций в деловом общении.
3. Практическое задание.
Охарактеризуйте основную проблему приведенного ниже фрагмента из работы Г.Лебона «Психология народов и масс».
«Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует».
В 1-ом вопросе покажите особенности подходов к анализу психических процессов в бихевиоризме, гештальтпсихологии и в «теории поля» К.Левина, Выявите отличия в понимании предмета психологии в этих направлениях.
Во 2-ом вопросе раскройте основные положения концепций Г.Лебона, Г.Тарда по проблеме психологии толпы. Покажите значение этих теорий для обоснования теории массовых коммуникаций – коммуникаций СМИ (средств массовой информации) с массовой аудиторией.
В 3-ем вопросе обратите внимание на то, как в своей работе «Психология народов и масс» Г.Лебон обращает внимание на ослабление сознательного контроля личности за своим поведением в толпе.
Вариант 2 (тема 2)
Проблемы взаимосвязи социальной деятельности и общения в работах российских ученых хiх-хх веков
1. Детерминация социального поведения и общения людей в работах Е.В.Д-Роберти, Н.И.Кареева, В.М.Бехтерева, Д.Н.Узнадзе.
2. Взаимосвязь деятельности и общения в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.
3. Практическое задание.
Составьте таблицу основных проблем психологии общения, разработанных российскими учеными. Укажите в ней авторов этих проблем. Охарактеризуйте значение этих проблем для становления и развития науки «Деловое общение».
В 1-ом вопросе раскройте особенности анализа проблем социального поведения и общения в работах Е.В.Роберти, Кареева, Бехтерева, Узнадзе.
Во 2-ом вопросе раскройте влияние предметной деятельности на общение, обоснованное в трудах Рубинштейна и Леонтьева.
В 3-ем вопросе обратите внимание на такие проблемы общения, которые разрабатывались российскими учеными, как: соотношение коллективной и индивидуальной психики в психическом взаимодействии людей; влияние психической деятельности людей на их социальную деятельность, взаимодействия личности и общества.
Вариант 3 (тема 2)
Проблемы межличностного общения в современной западной психологии
1. Проблемы управления поведением личности в бихевиоризме и необихевиоризме.
2. Проблемы внутренней мотивации и самоактуализации личности в когнитивной и гуманистической психологии. Раскройте основные понятия когнитивной психологии: когнитивная система, когнитивный диссонанс и покажите их применение в деловом общении.
3. Практическое задание. Сравните подходы к анализу личности в бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии.
В 1-ом вопросе покажите роль основного принципа бихевиоризма «стимул-реакция» для объяснения поведения индивида.
Во 2-ом вопросе раскройте роль мотиваций и самоактуализации личности в концепциях когнитивной и гуманистической психологии.
В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что бихевиоризм особе внимание уделяет проблеме обусловленности поведения личности внешними факторами; когнитивная психология – проблеме внутренних психических процессов личности; ее желаниям, намерениям, мотивациям, потребностям; гуманистическая психология – проблеме самореализации личности в обществе и соотношению потребностей личности в ее поведении.
Литература к теме 2
Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 4 изд., 2005; 5-е изд.,2006.
Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. ПГ, 1921.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т.: Пер. с фр., М.Мир., 1992.
Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909.
Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб, 1997.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995.
Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.: Политиздат, 1974.
Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.
История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
Вариант 1 (тема 3)
психическая структура личности в психоанализе з.фрейда
1. Бессознательные психические процессы: понятие и структура. Особенности проявления ошибочных действий и забываний в деловом общении.
2. Психоэнергетическая роль «Сверх-Я» в нравственном регулировании делового общения. Раскройте роль «Сверх-Я» как источника вины и совести.
3. Практическое задание.
Охарактеризуйте основную мысль нижеприведенного фрагмента текста из работы З.Фрейда «Введение в психоанализ».
«Оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение. До сих пор мы все время говорили об ошибочных действиях, а теперь оказывается, что иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия. Этот действительный смысл ошибочного действия в отдельных случаях совершенно очевиден и несомненен».
В 1-ом вопросе покажите роль ошибочных действий в деловом общении: оговорок, очиток, ослышек, забываний. Обратите внимание на различия в проявлении оговорок и забываний.
Во 2-ом вопросе раскройте роль «Сверх-Я» как нравственного регулятора делового общения. Поясните взаимосвязь «СВЕРХ-Я» и «ОНО».
В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что З.Фрейд считает оговорку таким ошибочным действием, которая возникает вместо другого ожидаемого действия.
Вариант 2 (тема 3)
механизмы психологической защиты в деловом общении
1. Механизмы психологической защиты: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, отрицание, регрессия, сублимация. Их общая характеристика и особенности формирования.
2. Проявление механизмов психологической защиты в деловом общении.
3. Практическое задание.
Составьте итоговую таблицу механизмов психологической защиты. Выделите среди них те механизмы, которые наиболее часто проявляются в Вашей деловой практике. Приведите примеры такого проявления.
В 1-ом вопросе раскройте сущность механизмов психологической защиты в деловом общении. Обратите особое внимание на сублимацию, которая помогает реальному разрешению противоречий между партнерами.
Во 2-ом вопросе – охарактеризуйте роль механизмов психологической защиты в деловом общении, характер их проявления.
В 3-ем вопросе раскройте содержание всех механизмов психологической защиты: вытеснение, замещение, обращения, сублимации, проекции, рационализации. Покажите особое место сублимации среди механизмов психологической защиты.
Вариант 3 (тема 3)
Психологическая типология к.юнга и ее реализация в практике делового общения
1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.
2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.
Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения.
3. Практическое задание.
Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология».
«Существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний – скорее позитивным.
Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний –экстравертированнойустановке».
В 1-ом вопросе дайте характеристику интроверсии и экстраверсии как предрасположенным установкам психики личности. Раскройте проявление этих установок в деловом общении.
Во 2-ом вопросе раскройте типологию К.Юнга психических функций личности и покажите реализацию данной типологии в деловом общении.
В 3-ем вопросе обратите внимание на главную мысль приведенного фрагмента из работы К.Юнга «Психологическая типология» — отличие интровертированной установки, которая характеризуется негативным отношением к объекту от экстравертированной установки, которая характеризуется позитивным отношением к объекту.
Литература к теме 3
Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 4-изд., 2003.
Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. Пер. с англ. М.: Персей, 1995.
Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее: Пер. с нем. М.: Мартис, 1995.
Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.:Прогресс/Универс, 1994.
Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
Фрейд Зигмунд. Психоанализ и русская мысль. – М.: Республика, 1994.
Вариант1 (тема 4)
Психология делового общения. структура делового общения.
1. Перцептивная фаза делового общения как процесс социального восприятия и познания партнерами друг друга. Понятие межличностной апперцепции. Перцептивные барьеры делового общения: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, отношения к нам, стереотипизации.
2. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: идентификация, рефлексия, эмпатия.
3. Практическое задание.
Выделите существенные отличия всех перцептивных барьеров делового общения. Составьте их типологию.
В 1-ом вопросе охарактеризуйте структуру делового общения, его основные стороны. Раскройте содержание процессов межличностного восприятия и познания деловыми партнерами друг друга, а также суть перцептивных барьеров в деловом общении.
Во 2-ом вопросе обратите внимание на формирование социально-психологических механизмов познания и понимания партнерами друг друга: идентификации, рефлексии, эмпатии. Укажите особенности каждого из этих социально-психологических механизмов.
В 3-ем вопросе при составлении типологии перцептивных барьеров обратите особое внимание на барьер стереотипизации, на проявление в межличностном общении стереотипов дел партнеров, которые упрощают и схематизируют их целостные образы.
Вариант 2 (тема 4)
Коммуникативные процессы в деловом общении
1. Информационно-коммуникативная фаза делового общения: ее особенности и основное содержание. Вербальная коммуникация деловых партнеров. Основные правила речевого высказывания. Потеря информации и ее искажение, причины этого. Основные виды вопросов при вербальном общении партнеров.
Невербальная коммуникация деловых партнеров. Системы невербальной коммуникации: кинесическая, просодическая, экстралингвистическая, такесическая, проксемическая.
2. Приемы эффективного слушания делового партнера: рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое, аналитическое направленное критическое слушание; внимание, установка.
3. Практическое задание.
Составьте таблицу поз, жестов, направленности взгляда и мимики лица деловых партнеров, которые не могут способствовать эффективной деловой коммуникации. Приведите примеры их реализации в Вашей деловой практике.
В 1-ом вопросе покажите особенности вербальной и невербальной коммуникации деловых партнеров. Укажите и поясните основные правила речевого высказывания. Раскройте вербальную и невербальную стороны диалога, а также стимулирующую роль разных видов вопросов, задаваемых при деловой беседе партнеров. Раскройте систему невербальной коммуникации.
Во 2-ом вопросе рассмотрите приемы эффективного слушания деловых партнеров. Обратите внимание на роль рефлексивного слушания в диалоговом общении партнеров.
В 3-ем вопросе раскройте особенности открытых и закрытых поз в деловом общении. Покажите, как мимика лица партнеров связана с их поведением.
Вариант 3 (тема 4)
Интерактивные процессы в деловом общении
1. Интерактивная фаза делового общения – взаимодействия партнеров: кооперация, конкуренция. Трансактный анализ делового общения Э.Берна. Основные психологические состояния «Я»: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Параллельные перекрестные и скрытые трансакты. Стили взаимодействия деловых партнеров: сотрудничества, соперничества, приспособления, избегания.
2. Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.
3. Практическое задание.
Выделите основные признаки взаимодействия партнеров в рамках партнерской модели общения.
В 1-ом вопросе раскройте основные стили взаимодействия партнеров в деловом общении. Особое внимание уделите психологической стороне их взаимодействия. Раскройте содержание трансактного анализа Э.Берна.
Во 2-ом вопросе дайте характеристику основных этапов делового общения, их содержания и значения. Особое внимание уделите таким этапам, как обсуждение проблемы и принятие решения.
В 3-ем вопросе приведите примеры использования нормативных и гибких поведенческих стратегий взаимодействия в Вашей деловой практике.
Вариант 4 (тема 4)
манипуляции в деловом общении
1. Понятие манипулятивного общения, его психологическая и этическая стороны. Мишени манируляций. Механизмы манипулятивного общения, его принципы.
2. Манипулятивные приемы в межличностном деловом общении. Алгоритмы технических методов и приемов манипулирования. Организационно-процедурные причины. Манипулятивные приемы личностного характера психологические игры. Защита от манипуляций.
3. Практическое задание.
Определите главную мысль приведенного ниже фрагмента из книги Е.Л.Доценко «Психология манипуляции».
«Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится уже не только считаться, но которой приходится уже и опасаться. Появляется стремление переиграть его, «вырвать» одностороннее преимущество. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним».
В 1-ом вопросе раскройте особенности манипулятивного общения как скрытого психологического воздействия на делового партнера. Проанализируйте механизмы манипулятивного воздействия, его принципы.
Во 2-ом вопросе раскройте технические и организационно-процедурные приемы манипулирования, а также манипулятивные приемы личностного характера. Охарактеризуйте психологические приемы защиты от манипуляций.
В 3-ем вопросе обратите внимание на основную мысль фрагмента из книги Е.Даценко «Психология манипуляции» — партнер-манипулятор всегда стремится к одностороннему выигрышу в деловом общении.
Литература к теме 4
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Атватер И. Я вас слушаю. – М.:Экономика, 1984.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб.: Речь, 2003.
Колтунова М.В. Язык делового общения. М.: Экономика, 2000.
Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
ПИЗ АЛЛАН. Язык телодвижений. Пер. с англ. – Н.Новгород: Ай-Кью, 1992.
Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.
Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.
Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.
Вариант 5 (тема 5)
деловое общение в рабочей группе
1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Социально-психологические особенности рабочей группы: морально-психологический климат, способы общения, степень групповой сплоченности. Факторы профессиональной зрелости рабочей группы.
2. Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, конфликтные, противоречивые. Конформизм и конконформизм.
3. Практическое задание.
Проведите системный анализ конформистской направленности Вашей рабочей группы. Какие формы конформизма проявляются в ней наиболее часто: внешний конформизм, внутренний конформизм или нонконформизм? Под влиянием какого психологического воздействия они формируются: группового давления, давления руководителя или давления референтной группы? Ответ изложите в письменной форме.
В 1-ом вопросе рассмотрите психологические особенности рабочей группы и ее основные характеристики: степень сплоченности, способы общения, морально-психологический климат.
Во 2-ом вопросе охарактеризуйте межличностные отношения в рабочей группе и дайте определение конформизма и нонконформизма. Покажите отличие внешнего конформизма от внутреннего конформизма.
В 3-ем вопросе при анализе конформизма в Вашей рабочей группе, обратите внимание на особенности влияния всех видов конформизма на деловое общение в рабочей группе.
Вариант 6 (тема 5)
Структура рабочей группы
1. Формальная и неформальная структуры рабочей группы. Объективные и субъективные факторы становления неформальной структуры рабочей группы. Типология рабочих групп.
2. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы: коммуникация, адаптация, идентификация, интеграция. Референтная группа, ее влияние на общественное мнение коллектива рабочей группы.
3. Практическое задание.
Составьте карту внутренних коммуникаций членов Вашей рабочей группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов рабочей группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции. Изложите ответ в письменной форме.
В 1-ом вопросе раскройте отличие формальной и неформальной структуры рабочей группы: охарактеризуйте типологию рабочих групп.
Во 2-ом вопросе раскройте психологические механизмы регуляции деятельности рабочей группы.
В 3-ем вопросе обратите внимание на взаимосвязь формальных и неформальных коммуникаций, членов рабочей группы. Покажите какие из них оказывают наибольшее влияние на общение членов рабочей группы.
Вариант 7 (тема 5)
лидерство в рабочей группе
1. Типология личностей рабочей группы. Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества.
2. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и взаимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
3. Практическое задание.
Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях. Ответ изложите в письменной форме.
В 1-ом вопросеохарактеризуйте основные типы лидеров рабочей группы. Покажите как проявляются их качества в деловом общении.
Во 2-ом вопросераскройте содержание основных стилей руководства: авторитарного, демократического, либерального.
В 3-ем вопросевыявите влияние ваших возможных или существующих лидерских качеств на межличностное общение в вашей рабочей группе.
Литература к теме 5
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003.
Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.
Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005.
Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
Вариант 1 (тема 6)
Деловые переговоры как форма делового общения
1. Особенности деловых переговоров. Основные цели деловых переговоров. Подготовка к переговорам: определение задач, создание команды; определение места проведения переговоров; выбор стратегии и тактики переговоров; проработка основного процесса переговоров, рассмотрение вариантов решения деловой проблемы.
2. Процесс ведения переговоров. Начало переговоров. Согласование процедурных вопросов, следование деловому протоколу. Уточнение интересов и позиций сторон, обсуждение вариантов решения проблемы, достижение соглашения. Анализ результатов переговоров.
3. Практическое задание.
Составьте две аналитические карты деловых переговоров. В первую карту внесите все этапы подготовки к деловым переговорам. Во вторую – все этапы проведения переговоров. Сравните эти карты. Покажите влияние каждого из этапов на результативность переговоров.
В 1-ом вопросе раскройте особенности деловых переговоров как формы делового общения.
Во 2-ом вопросе установите взаимосвязь основных стадий деловых переговоров.
В 3-ем вопросе при сравнении аналитических карт деловых переговоров установите их главные элементы и раскройте их содержание.
Вариант 2 (тема 6)
стратегии ведения деловых переговоров
1. Основные коммуникативные стратегии ведения переговоров. Стратегия позиционного торга. Конструктивные переговоры. Вариативность использования стратегий ведения переговоров в зависимости от конкретных условий и динамики переговоров.
2. Стили коммуникативной стратегии ведения переговоров: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.
3. Практическое задание.
Составьте таблицу приемов, которые используются при конструктивных переговорах.
В 1-ом вопросе раскройте содержание основных коммуникативных стратегий ведения переговоров. Покажите особенности позиционного торга и конструктивных переговоров.
Во 2-ом вопросе раскройте содержание стилей коммуникативной стратегии, их особенности и эффективность в установлении делового сотрудничества.
В 3-ем вопросе при заполнении таблицы приемов конструктивных переговоров раскройте их содержания: приема постепенного повышения сложности обсуждаемых вопросов; приема разделения проблемы на отдельные составляющие; приема вынесения спорных вопросов «за скобки», приема подчеркивания общности.
Вариант 3(тема 6)
Тактические приемы ведения деловых переговоров
1. Приемы, используемые при позиционном торге и при конструктивных переговорах: приемы, носящие двойственный характер.
2. Итоговая оценка тактических переговоров.
3. Практическое задание.
Проведите самообследование «Умеете ли Вы вести деловые переговоры?» Выделите те тактические приемы, которые Вы предпочитаете при ведении переговоров; составьте варианты Ваших моделей поведения при избранных Вами тактических приемах. Дайте оценку их результативности.
В 1-ом вопросе раскройте содержание тактических приемов ведения деловых переговоров.
Во 2-ом вопросе дайте итоговую оценку тактических приемов и характера достигаемых в них целей.
В 3-ем вопросе при составлении вариантов Ваших моделей поведения при ведении переговоров, обратите внимание на те приемы, которые используются при конструктивных переговорах.
Литература к теме 6
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.
Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.
Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. Нева, 2003.
Мастенбург В. Переговоры. Калуга. КИСИ, 1993.
Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М.: ИНФРА-М., Новосибирск, 2002.
Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2002.
Оливер Д. Как победить в переговорах. СПб: Нева, М.: Олма-Пресс, 2003.
Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филинь., 1996.
вариант 1 (тема 7)
Конфликты в деловом общении
1. Социально-психологические предпосылки и особенности конфликтов в деловом общении. Конфликт как психологически осознанное столкновение противоположно направленных интересов, целей, установок, мотивов деловых партнеров. Типология конфликтов. Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты.
2. Стадии становления и протекания конфликтов в деловом общении. Структура конфликта: объект конфликтной ситуации: цели и участники конфликта; причины конфликта, повод.
3. Практическое задание.
Составьте типологию конфликтов, имевших место в Вашем деловом общении. Проанализируйте стадии их становления и протекания.
В 1-ом вопросе раскройте социально-психологические предпосылки конфликтов в деловом общении. Приведите типологию конфликтов.
Во 2-ом вопросе раскройте структуру конфликта, покажите отличие причин конфликта от повода.
В 3-ем вопросе при составлении типологии конфликтов, которые встречаются в Вашем деловом общении, раскройте структуру этих конфликтов: участников конфликта, причины конфликта и повод.
Вариант 2 (тема 7)
Психодиагностика конфликтов в деловом
общении
1. Социально-психологическая диагностика конфликта, выделение в нем уровней: межличностного и внутриличностного. Картография конфликта. Выявление проблемы конфликта; определение интересов, потребностей, мотиваций и опасений конфликтующих партнеров; установления истинных причин конфликта.
2. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль компромисса, стиль сотрудничества.
3. Практическое задание.
Проведите самообследование Вашего типичного поведения в конфликтных ситуациях. Какие стили поведения Вы предпочитаете в конфликтных ситуациях? Насколько они приемлемы для разрешения конфликта? Ответ на вопросы изложите в письменной форме.
В 1-ом вопросе раскройте уровни конфликта и покажите, какие именно стадии необходимо включить в картографию конфликта.
Во 2-ом вопросе раскройте особенности стилей поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.
В 3-ем вопросе изложите стиль и поведение которые являются типичными для вас в конфликтных ситуациях. Проанализируйте, насколько они приемлемы для разрешения конфликта.
Вариант 3 (тема 7)
Разрешение конфликтов в деловом общении
1. Пути преодоления и разрешения конфликтов в деловом общении. Факторы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание; удержание состояния неопределенности; поиск минимальной кооперации в зоне согласия; приближение – избегание; демонстрация усиления собственных ресурсов.
2. Моделирование разрешения конфликтов в деловом общении: установление смысловых и практических барьеров в общении; коррекция самооценки партнеров; ролевое взаимодействие, минимизация личной угрозы, самоподдержка, восприятие конфликтной ситуации как проблемной.
3. Практическое задание.
Составьте аналитическую карту Ваших способов влияния на делового партнера в конфликтных ситуациях. Дайте обоснование их эффективности для разрешения деловых ситуаций.
В 1-ом вопросе раскройте применяемые способы и средства влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.
Во 2-ом вопросе покажите роль моделирования разрешения конфликтов в деловом общении.
В 3-ем вопросе при составлении аналитической карты Ваших способов на делового партнера в конфликтных ситуациях проанализируйте ваши реакции на конфликтные ситуации.
Литература к теме 7
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.
Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.
Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.
Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.
Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.
Рамендик Д.М. Управленческая психология. Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.
Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев. Внешнеторгиздат, 1991.
Вариант 1 (тема 8)
Этика делового общения в организации
1. Противоресия между этикой и бизнесом в современном деловом общении. Общие этические принципы и характер делового общения в организации и между организациями. 14 «трудных» нравственных ситуаций по Котлеру.
2. Этика делового общения «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Этика делового общения «по горизонтали».
Способы повышения нравственного уровня делового общения в организации.
3. Практическое задание.
Проанализируйте этическую культуру делового общения в Вашей организации. Какие этические принципы в ней доминируют в общении «по горизонтали» и в общении «сверху-вниз». Дайте обоснование этих принципов.
В 1-ом вопросе раскройте общие этические принципы делового общения в организациях и между ними.
Во 2-ом вопросе покажите отличие этики делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх» и «по горизонтали».
В 3-ем вопросе обратите внимание на такие важные этические принципы общения «по горизонтали», как: четкое разделение прав и ответственности в восполнении общей работы; не относиться с предвзятостью к своим коллегам; дружелюбие к ним.
Вариант 2 (тема 8)
Этика делового общения
1. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.
2. Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская этика. Влияние рыночных отношений на этику деловых отношений.
3. Практическое задание.
Определите главную мысль приведенного ниже фрагмента из работы Э.Фромма «Душа человека».
«Этику справедливости легко спутать с этикой золотого правила. Принцип: «как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — можно истолковать в смысле «Будь честен в обмене с другими». На самом же деле этот принцип первоначально был сформулирован как более общедоступный вариант ветхозаветного изречения «Возлюбите ближнего своего, как самого себя». В действительности иудео-христианские нормы братской любви коренным образом отличаются от этики справедливости».
В 1-ом вопросе покажите соотношение этики и морали. Раскройте основные категории этики.
Во 2-ом вопросе раскройте содержание и специфику Западной и Восточной традиций в развитии этики применительно к содержанию делового общения.
В 3-ем вопросе выделите основную мысль Э.Фромма в фрагменте из его работы «Душа человека» — важность честности и справедливости в деловом общении.
Литература к теме 8
Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Алехина И.Я. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2003.
Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.
Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.
Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004.
VI. Список экзаменационных вопросов по дисциплине
- Общение как социально-психологическая проблема.
- Определение понятия «общение», структура и средства общения.
- Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
- Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Длительное общение.
- Наши поступки в общении. Самоподача в общении. Коммуникативная сторона общения .
- Интерактивная сторона общения. Стили общения.
- Деловое общение, его виды и формы.
- Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников.
- Структура и средства общения.
- Коммуникационный процесс.
- Общение как взаимодействие.
- Синтоническая модель общения.
- Манера общения, взаимодействия с людьми.
- Основные умения общения.
- «Я-высказывания».
- Виды и техника слушания.
- .Наши собеседники.
- Этапы общения.
- Деловая беседа.
- Деловые переговоры.
- Правила, которые помогут вам убедить собеседника.
- Деловые дискуссии.
- Деловые совещания.
- Этикет и культура поведения делового человека .
- Шесть основных заповедей делового этикета.
- Работа с деловой корреспонденцией.
- Культура общения по телефону.
- Поведение человека в организации и типы сотрудников.
- Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении.
- Характеристика психосоциотипов.
- Психологические приемы. влияния на партнера.
- Психологические аспекты переговорного аспекта.
- Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Техника и тактика аргументирования.
- Формирование переговорного процесса. Национальные стили ведения деловых переговоров
- Психологические особенности публичного выступления.
- Из истории ораторского искусства. Подготовка к выступлению.
- Как завоевать внимание аудитории. Риторические приемы в публичном выступлении.
- Невербальные особенности в процессе делового общения.
- Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).
- Проксемические особенности невербального общения. Визуальный контакт.
- Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
- Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
- Из истории происхождения спора Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора. Культура спора. Предмет спора.
- Позиции полемистов. Употребление понятий. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора.
- Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре.
- Психологические приемы убеждения в споре. Приемы воздействия на участников спора.
- Вопросы в споре и виды ответов. Нечестные приемы. Позволительные и непозволительные уловки.
- Имидж делового человека.
- Модели поведения. Тактика общения.
- Общение как восприятие людьми друг друга.
- Менеджер и психологические требования к менеджеру.
- Биологические качества менеджера.
- Власть, авторитет менеджера и стили управления.
- Теории и типы лидерства. Природа лидерства. Мотивация лидерства и типы лидерства.
- Критерии оценки эффективности руководства.
- Распорядительная деятельность. Мышление руководителя и принятие решения. Основные правила (техника) делегирования.
- Классификация и формирование групп. Социальная и социально-психологическая структура группы.
- Основные характеристики коллектива, его формирование и управление.
- Краткие рекомендации по разрешению конфликтов. Выход из конфликтной ситуации.
- Кодекс поведения в конфликте. Табу в конфликтной ситуации.