Психология делового общения 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Филиал в г. Электростали

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рабочая программа дисциплины

для специальности № 032001 — Документоведение и ДОУ

Электросталь 2009

Рабочая программа

Составитель: кандидат психологических наук, ст. преподаватель А.А. Немцов.

Кафедра педагогической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, 2004 г.

Программа курса адаптирована преподавателем Е.А Трофимовой.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин филиала РГГУ в г. Электросталь 10.09.2009 протокол № 3.

© Филиал РГГУ в г.Электростали, 2009

I. Пояснительная записка

Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 032001 «Документоведение и документационное обеспечение управления». Курс «Психология делового общения» относится к блоку дисциплин специализации и тесно связан с такими дисциплинами, как «Психология и педагогика», «Социология управления», «Организация и технология документационного обеспечения управления».

14 стр., 6719 слов

Психология управления как учебная дисциплина. 1.1. Психология ...

... № ТД-Е, 137/тип, 2009), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь, и рабочей (в БНТУ) учебных программ дисциплины «Психология управления» для студентов управленческих и экономических специальностей высших учебных заведений. Содержание ...

Цели дисциплины:

  • приобретение знаний по различным отраслям психологической науки, имеющим отношение к будущей профессиональной деятельности, тесно связанной с процессом общения в сфере повседневных межличностных отношений.
  • изучение технологий деловых отношений, современного этикета и особенностей проведения деловых мероприятий.

Задачи дисциплины:

  • помочь слушателям на основании знаний по психологии и этике делового общения утвердиться в современном мире розничных отношений.
  • овладение студентами основными правилами делового общения
  • ознакомление студентов с основными положениями профессиональной этики
  • получение навыков в организации деловых мероприятий
  • овладение технологиями ведения деловой переписки

II. Содержание программы

Раздел I. Психология и этика делового общения

Тема 1. Проблемы этики и психологии общения истории философской и исторической мысли.

Мыслители древности и Нового времени о людях как субъектах общения. Психологическое направление в социологии.

Тема 2. Психологические особенности делового общения, его виды, формы.

Содержание общения, средства общения, функции. Стороны общения, барьеры общения.

Раздел IIПсихология коллектива

Тема 1. Группа и ее структурная организация.

Психологические основы трудовых отношений. Морально-психологический климат коллектива. Проблема лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива. Навыки межличностного общения, их значение в деловом мире. Ключевые правила поведения в различных ситуациях. Технические приемы и формы общения, позволяющие адекватно выразить свое отношение. Общение с коллегами, подчиненными, руководством. Создание положительного делового имиджа как целостной системы и его роль в успешном ведении дел.

Раздел IIIПсихология конфликта

Тема 1. Понятие конфликта, его сущность.

Управление конфликтами. Классификация конфликтов. Причины конфликтов в организациях. Общие рекомендации по управлению конфликтами. Основные правила бесконфликтного общения.

Раздел IVПсихология управления

Тема 1. Личность и коллектив как объекты управления.

Ролевое поведение. Особенности понимания личностью своей должностной роли. Критерии оценки совместимости. Типы коммуникативного поведения. Функции руководителя.

Раздел VПсихология и этика деловых отношений в бизнесе

Тема 1. Психологические особенности подготовки и проведения деловых бесед и переговоров.

Установление контакта. Мотивы общения. Психологические характеристики: общительность – замкнутость. Стратегии ведения переговоров и динамика переговоров. Устная речь — основной элемент общения. Основные правила устной речи. Культура устной речи, диалог, умение слушать. Недопустимость вульгарности, грубости, нецензурной брани. Умение вести беседу. Телефонные разговоры и переговоры.

Тема 2. Этикет в деятельности современного делового человека.

Общие этические принципы и характер делового общения. Деловой этикет. Правила этикета. Понятие и происхождение этики. Философское определение этики. Понятие этикета. Зачем себя правильно вести. Определение профессиональной этики. Отношение к профессии, работе, своим обязанностям. Профессиональный долг. Профессиональная тайна. Взаимоотношения с коллегами. Профессионализм. Ответственность личная и коллективная. Производственная дисциплина. Особенности профессиональной этики в науке и образовании.

III. Тематический план

п/п

Перечень семестров, название разделов и тем

Общая трудоемкость

Количество часов аудиторных занятий

Сам. раб.

К.р.

Всего

Лек.

Сем.

Пр.

Лаб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3 курс

1

1

Психология и этика делового общения

23

2

2

22

2

Психология коллектива

23

2

2

22

3

Психология конфликта

28

2

2

22

4

Психология управления

23

2

2

22

5

Психология и этика деловых отношений в бизнесе

23

2

2

22

6

Всего:

120

10

10

110

IV. Список литературы

Основная литература:

  1. Анастази А.А. Психологическое тестирование А.А. Анастази. СПб., 2009.
  2. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебник, 2-е изд./ Г.В. Бороздина. – Инфра-М., 2009.
  3. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: учебное пособие/ Р.Н. Ботавина – М: 2005 – 208с.
  4. Златин П.А.   Этика деловых отношений: учебное пособие. Крекова М.М, Соколянский В.В. Под. ред. Златина П.А.  МГИУ,  2007 —  252c.
  5. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления: учебник. Ростов н/Д 2009 г. — 414 c.,
  6. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: 4-е изд. Перераб. и доп. ,учебник / В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ, 2005.
  7. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. — М., 2007.
  8. Кузин Ф. А. Культура делового общения: Практическое пособие. – М., 2008
  9. Розанова В. А. Психология управления: Учебное пособие. –5-ое изд., перераб., доп. – М., 2009

Дополнительная литература:

  1. Ботавина Р. Н. Этика деловых отношений. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  2. Ваш зарубежный партнёр: переписка, документация, контакты. – М.: МП «Технология», 1992.
  3. Вудвок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1992.
  4. Деловой протокол этикета. – М.: ИЦ Коринф, 1992.
  5. Иванов А.С. Штрихи к национальным стилям (страны Запада) // Деловой визит. –1998. – № 7. – С. 35-37.
  6. Лебедева М. М. Вам предстоят переговоры. – М.: Экономика, 1993.
  7. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. – Нижний Новгород: Ай-Кью, 1992.
  8. Попов В. И. Современная дипломатия: Теория и практика. – М., Научная книга, 2000.
  9. Сафронов В. И. Культура общения: Конспект лекций. – М.: Мир книги, 1992.
  10. Холопова Т. Н., Лебедева М. М. Протокол и этикет для деловых людей. – М.: ИНФРА – М; АНКИЛ, 1994.
  11. Фишер Ю. У. На пути к согласию. — М., 1992.
  12. Шихирев П. Н. Этические принципы ведения дел в России. – М.: Финансы и статистика, 1999.

V. Темы контрольных работ

Варианты тем контрольных работ:

Вариант 1 (тема 1)

Деловое общение как наука

1. Дайте характеристику объекта и предмета науки «Деловое общение». Покажите соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики.

2. Раскройте методы и функции науки «Деловое общение».

3. Практическое задание.

Дайте характеристику основных проблем науки «Деловое общение». Приведите примеры реализации этих проблем в Вашей деловой практике.

В 1-ом вопросе обратите внимание на соотношение и взаимосвязь предмета науки «Деловое общение» и предметов психологии и этики.

Во 2-ом вопросе раскройте познавательную, прогностическую и инструментальную функции науки «Деловое общение» и ее основные методы: тестирование, моделирование, метод анализа деловых ситуаций.

В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что в число основных проблем науки «Деловое общение» входит рассмотрение видов и структуры делового общения, его особенностей вербальных и невербальных средств делового общения, общение в рабочих группах.

Вариант 2 (тема 1)

«Деловое общение» и фундаментальные психологические теории

1. Социальная психология как теоретическая основа науки «Деловое общение». Проблемы общения в социальной психологии.

2. Особенности анализа структуры психики индивида в современных психологических теориях. Покажите значение этих теорий для науки «Деловое общение».

3. Практическое задание.

Раскройте взаимосвязь современных фундаментальных психологических теорий и науки «Деловое общение». Приведите примеры реализации этой взаимосвязи с Вашей деловой практике.

В 1-ом вопросе раскройте роль социальной психологии в становлении науки «Деловое общение». Покажите как анализирует социальная психология проблемы общения.

Во 2-ом вопросе обратите внимание на особенности анализа структуры психики индивида в таких теориях, как психоанализ и аналитическая психология. Покажите, что в психоанализе в структуре психики индивида выделяют 3 уровня: бессознательные психические процессы, предсознательные и осознаваемые. В аналитической психологии выделяются системы психики: сознание, личностные бессознательное и коллективное бессознательное.

В 3-ем вопросе при выполнении практического задания покажите как проблемы социальной психологии, которая рассматривает общение, а также проблемы психологии личности, которые рассматриваются в современных концепциях личности находят отражение в Вашей деловой практике.

Вариант 3 (тема 1)

«Деловое общение» и специальные психологические теории

1. «Деловое общение» и психодиагностика. Разработка методов оценки и измерения индивидуальных психологических особенностей личности как основной предмет психодиагностики.

2. Проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Их значение для развития науки «Деловое общение».

3. Практическое задание.

Составьте таблицу наиболее применяемых в российской деловой практике типов тестов. Выделите среди них проективные тесты. Приведите примеры тестовых заданий по деловому общению.

В 1-ом вопросе обратите внимание на отличие проективных тестов от других типов тестов. Подчеркните валидность (надежность) проективных тестов.

Во 2-ом вопросе раскройте основные проблемы экономической, организационной и профессиональной психологии. Покажите их значение для развития науки «Деловое общение».Обратите внимание на значимость для делового общения такой проблемы экономической психологии как влияние внешних экономических факторов на психику индивида и реализацию самой психики в экономическом поведении индивида.

В 3-ем вопросе при выполнении заданияя, обратите внимание на проективный тест цветового выбора М.Люшера, которой наиболее часто применяется в российской деловой практике.

Вариант 4 (тема 1)

Деловое общение как особый вид общения

1. Отличительные особенности и основные признаки делового общения.

2. Виды и формы делового общения. Раскройте их отличия и специфику.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу основных форм делового общения. Какие из этих форм проявляются в наибольшей степени в Вашей деловой практике? Дайте краткое описание этих форм.

В 1-ом вопросе раскройте все основные признаки делового общения, покажите отличие делового общения от социального, семейного общения и других видов общения.

Во 2-ом вопросе дайте характеристику видов делового общения и раскройте особенности всех форм делового общения деловых партнеров, деловой беседы, презентации, делового совещания.

В 3-ем вопросе раскройте особенности таких видов делового общения как убеждающее общение, познавательное общение, экспрессивное общение, суббостивное общение, манипулятивное общение.

Литература к теме 1.

Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2-5 изд., 1997-2006.

Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2001.

Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т.:пер с фр. М.: Мир, 1992.

Крысько В.Г. Социальная психология. Курс лекций. М.: Омега-Л.,2005.

Люшер М. Цвет Вашего характера. М.:Вече Персей-ЛЕТ, 1996.

Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2005.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций – СПб.:Союз,2002.

Психодиагностика: Учебник для вузов/Л.Ф.Бурлачук. – СПб.:Питер.2003.

Психология. Учебник для экономических вузов/Под общ.ред.В.Н.Дружинина. – СПб.:Питер, 2000.

Вариант 1 (тема 2)

Психология поведения и общения в трудах западных мыслителей к хiх – нач. хх века

1. Проблемы психики личности, изучаемые в бихевиоризме, гештальтпсихологии и «теории поля». Раскройте особенности анализа психических процессов в этих направлениях психологии.

2. Психология больших общностей людей как теоретическая предпосылка становления теории массовых коммуникаций в деловом общении.

3. Практическое задание.

Охарактеризуйте основную проблему приведенного ниже фрагмента из работы Г.Лебона «Психология народов и масс».

«Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением и стремление превратить немедленно в действия внушенные идеи – вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует».

В 1-ом вопросе покажите особенности подходов к анализу психических процессов в бихевиоризме, гештальтпсихологии и в «теории поля» К.Левина, Выявите отличия в понимании предмета психологии в этих направлениях.

Во 2-ом вопросе раскройте основные положения концепций Г.Лебона, Г.Тарда по проблеме психологии толпы. Покажите значение этих теорий для обоснования теории массовых коммуникаций – коммуникаций СМИ (средств массовой информации) с массовой аудиторией.

В 3-ем вопросе обратите внимание на то, как в своей работе «Психология народов и масс» Г.Лебон обращает внимание на ослабление сознательного контроля личности за своим поведением в толпе.

Вариант 2 (тема 2)

Проблемы взаимосвязи социальной деятельности и общения в работах российских ученых хiх-хх веков

1. Детерминация социального поведения и общения людей в работах Е.В.Д-Роберти, Н.И.Кареева, В.М.Бехтерева, Д.Н.Узнадзе.

2. Взаимосвязь деятельности и общения в трудах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу основных проблем психологии общения, разработанных российскими учеными. Укажите в ней авторов этих проблем. Охарактеризуйте значение этих проблем для становления и развития науки «Деловое общение».

В 1-ом вопросе раскройте особенности анализа проблем социального поведения и общения в работах Е.В.Роберти, Кареева, Бехтерева, Узнадзе.

Во 2-ом вопросе раскройте влияние предметной деятельности на общение, обоснованное в трудах Рубинштейна и Леонтьева.

В 3-ем вопросе обратите внимание на такие проблемы общения, которые разрабатывались российскими учеными, как: соотношение коллективной и индивидуальной психики в психическом взаимодействии людей; влияние психической деятельности людей на их социальную деятельность, взаимодействия личности и общества.

Вариант 3 (тема 2)

Проблемы межличностного общения в современной западной психологии

1. Проблемы управления поведением личности в бихевиоризме и необихевиоризме.

2. Проблемы внутренней мотивации и самоактуализации личности в когнитивной и гуманистической психологии. Раскройте основные понятия когнитивной психологии: когнитивная система, когнитивный диссонанс и покажите их применение в деловом общении.

3. Практическое задание. Сравните подходы к анализу личности в бихевиоризме, когнитивной и гуманистической психологии.

В 1-ом вопросе покажите роль основного принципа бихевиоризма «стимул-реакция» для объяснения поведения индивида.

Во 2-ом вопросе раскройте роль мотиваций и самоактуализации личности в концепциях когнитивной и гуманистической психологии.

В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что бихевиоризм особе внимание уделяет проблеме обусловленности поведения личности внешними факторами; когнитивная психология – проблеме внутренних психических процессов личности; ее желаниям, намерениям, мотивациям, потребностям; гуманистическая психология – проблеме самореализации личности в обществе и соотношению потребностей личности в ее поведении.

Литература к теме 2

Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. ЮНИТИ-ДАНА, 4 изд., 2005; 5-е изд.,2006.

Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. ПГ, 1921.

Годфруа Ж. Что такое психология. В 2т.: Пер. с фр., М.Мир., 1992.

Де-Роберти Е.В. Новая постановка основных вопросов социологии. М., 1909.

Кареев Н.И. Введение в изучение социологии. СПб, 1997.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Лебон Г. Психология народов и масс. СПб, 1995.

Уотсон Дж. Психология как наука о поведении. М.: Политиздат, 1974.

Ярошевский М.Г. Психология в ХХ столетии. М.: Политиздат, 1974.

История психологии. ХХ век. – М.: Академический проект, Екатеринбург. Деловая книга, 2002.

Вариант 1 (тема 3)

психическая структура личности в психоанализе з.фрейда

1. Бессознательные психические процессы: понятие и структура. Особенности проявления ошибочных действий и забываний в деловом общении.

2. Психоэнергетическая роль «Сверх-Я» в нравственном регулировании делового общения. Раскройте роль «Сверх-Я» как источника вины и совести.

3. Практическое задание.

Охарактеризуйте основную мысль нижеприведенного фрагмента текста из работы З.Фрейда «Введение в психоанализ».

«Оговорку, возможно, следует считать полноценным психическим актом, имеющим свою цель, определенную форму выражения и значение. До сих пор мы все время говорили об ошибочных действиях, а теперь оказывается, что иногда ошибочное действие является совершенно правильным, только оно возникло вместо другого ожидаемого или предполагаемого действия. Этот действительный смысл ошибочного действия в отдельных случаях совершенно очевиден и несомненен».

В 1-ом вопросе покажите роль ошибочных действий в деловом общении: оговорок, очиток, ослышек, забываний. Обратите внимание на различия в проявлении оговорок и забываний.

Во 2-ом вопросе раскройте роль «Сверх-Я» как нравственного регулятора делового общения. Поясните взаимосвязь «СВЕРХ-Я» и «ОНО».

В 3-ем вопросе обратите внимание на то, что З.Фрейд считает оговорку таким ошибочным действием, которая возникает вместо другого ожидаемого действия.

Вариант 2 (тема 3)

механизмы психологической защиты в деловом общении

1. Механизмы психологической защиты: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, отрицание, регрессия, сублимация. Их общая характеристика и особенности формирования.

2. Проявление механизмов психологической защиты в деловом общении.

3. Практическое задание.

Составьте итоговую таблицу механизмов психологической защиты. Выделите среди них те механизмы, которые наиболее часто проявляются в Вашей деловой практике. Приведите примеры такого проявления.

В 1-ом вопросе раскройте сущность механизмов психологической защиты в деловом общении. Обратите особое внимание на сублимацию, которая помогает реальному разрешению противоречий между партнерами.

Во 2-ом вопросе – охарактеризуйте роль механизмов психологической защиты в деловом общении, характер их проявления.

В 3-ем вопросе раскройте содержание всех механизмов психологической защиты: вытеснение, замещение, обращения, сублимации, проекции, рационализации. Покажите особое место сублимации среди механизмов психологической защиты.

Вариант 3 (тема 3)

Психологическая типология к.юнга и ее реализация в практике делового общения

1. Типология Юнга направленности психической энергии личности. Эстравертированный и интровертированный типы установки личности. Экстраверсия и интроверсия в деловом общении.

2. Типология Юнга психических функций личности. Иррациональные психические функции: ощущающая и интуитивная. Рациональные психические функции: мыслительная и чувствующая.

Мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы личностей в деловом общении: особенности их общения и поведения.

3. Практическое задание.

Установите основную мысль приведенного ниже фрагмента из работы К.Г.Юнга «Психологическая типология».

«Существует целый класс людей, которые в момент реакции на данную ситуацию как бы отстраняются, тихо говоря «нет», и только вслед за этим реагируют, и существуют люди, принадлежащие к другому классу, которые в такой же ситуации реагируют непосредственно, пребывая по-видимому, в полной уверенности, что их поступок, несомненно, правильный. То есть первый класс характеризуется некоторым негативным отношением к объекту, последний – скорее позитивным.

Как известно, первый класс соответствует интровертированной, а последний –экстравертированнойустановке».

В 1-ом вопросе дайте характеристику интроверсии и экстраверсии как предрасположенным установкам психики личности. Раскройте проявление этих установок в деловом общении.

Во 2-ом вопросе раскройте типологию К.Юнга психических функций личности и покажите реализацию данной типологии в деловом общении.

В 3-ем вопросе обратите внимание на главную мысль приведенного фрагмента из работы К.Юнга «Психологическая типология» — отличие интровертированной установки, которая характеризуется негативным отношением к объекту от экстравертированной установки, которая характеризуется позитивным отношением к объекту.

Литература к теме 3

Психология и этика делового общения. Учебник/Под ред.Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 4-изд., 2003.

Титова Л.Г. Деловое общение. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Крегер О., Тьюсон Дж.М. Типы людей и бизнес. Пер. с англ. М.: Персей, 1995.

Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее: Пер. с нем. М.: Мартис, 1995.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. М.:Прогресс/Универс, 1994.

Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного/Пер. с нем. – М.: Канон, 1994.

Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.

Фрейд Зигмунд. Психоанализ и русская мысль. – М.: Республика, 1994.

Вариант1 (тема 4)

Психология делового общения. структура делового общения.

1. Перцептивная фаза делового общения как процесс социального восприятия и познания партнерами друг друга. Понятие межличностной апперцепции. Перцептивные барьеры делового общения: превосходства, привлекательности, ореола, предрасположенности, снисходительности, первого впечатления, отношения к нам, стереотипизации.

2. Психологические механизмы восприятия деловых партнеров: идентификация, рефлексия, эмпатия.

3. Практическое задание.

Выделите существенные отличия всех перцептивных барьеров делового общения. Составьте их типологию.

В 1-ом вопросе охарактеризуйте структуру делового общения, его основные стороны. Раскройте содержание процессов межличностного восприятия и познания деловыми партнерами друг друга, а также суть перцептивных барьеров в деловом общении.

Во 2-ом вопросе обратите внимание на формирование социально-психологических механизмов познания и понимания партнерами друг друга: идентификации, рефлексии, эмпатии. Укажите особенности каждого из этих социально-психологических механизмов.

В 3-ем вопросе при составлении типологии перцептивных барьеров обратите особое внимание на барьер стереотипизации, на проявление в межличностном общении стереотипов дел партнеров, которые упрощают и схематизируют их целостные образы.

Вариант 2 (тема 4)

Коммуникативные процессы в деловом общении

1. Информационно-коммуникативная фаза делового общения: ее особенности и основное содержание. Вербальная коммуникация деловых партнеров. Основные правила речевого высказывания. Потеря информации и ее искажение, причины этого. Основные виды вопросов при вербальном общении партнеров.

Невербальная коммуникация деловых партнеров. Системы невербальной коммуникации: кинесическая, просодическая, экстралингвистическая, такесическая, проксемическая.

2. Приемы эффективного слушания делового партнера: рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое, аналитическое направленное критическое слушание; внимание, установка.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу поз, жестов, направленности взгляда и мимики лица деловых партнеров, которые не могут способствовать эффективной деловой коммуникации. Приведите примеры их реализации в Вашей деловой практике.

В 1-ом вопросе покажите особенности вербальной и невербальной коммуникации деловых партнеров. Укажите и поясните основные правила речевого высказывания. Раскройте вербальную и невербальную стороны диалога, а также стимулирующую роль разных видов вопросов, задаваемых при деловой беседе партнеров. Раскройте систему невербальной коммуникации.

Во 2-ом вопросе рассмотрите приемы эффективного слушания деловых партнеров. Обратите внимание на роль рефлексивного слушания в диалоговом общении партнеров.

В 3-ем вопросе раскройте особенности открытых и закрытых поз в деловом общении. Покажите, как мимика лица партнеров связана с их поведением.

Вариант 3 (тема 4)

Интерактивные процессы в деловом общении

1. Интерактивная фаза делового общения – взаимодействия партнеров: кооперация, конкуренция. Трансактный анализ делового общения Э.Берна. Основные психологические состояния «Я»: «Ребенок», «Взрослый», «Родитель». Параллельные перекрестные и скрытые трансакты. Стили взаимодействия деловых партнеров: сотрудничества, соперничества, приспособления, избегания.

2. Этапы делового общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта.

3. Практическое задание.

Выделите основные признаки взаимодействия партнеров в рамках партнерской модели общения.

В 1-ом вопросе раскройте основные стили взаимодействия партнеров в деловом общении. Особое внимание уделите психологической стороне их взаимодействия. Раскройте содержание трансактного анализа Э.Берна.

Во 2-ом вопросе дайте характеристику основных этапов делового общения, их содержания и значения. Особое внимание уделите таким этапам, как обсуждение проблемы и принятие решения.

В 3-ем вопросе приведите примеры использования нормативных и гибких поведенческих стратегий взаимодействия в Вашей деловой практике.

Вариант 4 (тема 4)

манипуляции в деловом общении

1. Понятие манипулятивного общения, его психологическая и этическая стороны. Мишени манируляций. Механизмы манипулятивного общения, его принципы.

2. Манипулятивные приемы в межличностном деловом общении. Алгоритмы технических методов и приемов манипулирования. Организационно-процедурные причины. Манипулятивные приемы личностного характера психологические игры. Защита от манипуляций.

3. Практическое задание.

Определите главную мысль приведенного ниже фрагмента из книги Е.Л.Доценко «Психология манипуляции».

«Партнер по взаимодействию представляется опасным и непредсказуемым, с силой которого приходится уже не только считаться, но которой приходится уже и опасаться. Появляется стремление переиграть его, «вырвать» одностороннее преимущество. Если манипуляция строится на маскировке как цели воздействия, так и самого факта воздействия, то соперничество допускает признание факта воздействия, но цели еще, как правило, скрываются. Интересы другого учитываются в той мере, в какой это диктуется задачами борьбы с ним».

В 1-ом вопросе раскройте особенности манипулятивного общения как скрытого психологического воздействия на делового партнера. Проанализируйте механизмы манипулятивного воздействия, его принципы.

Во 2-ом вопросе раскройте технические и организационно-процедурные приемы манипулирования, а также манипулятивные приемы личностного характера. Охарактеризуйте психологические приемы защиты от манипуляций.

В 3-ем вопросе обратите внимание на основную мысль фрагмента из книги Е.Даценко «Психология манипуляции» — партнер-манипулятор всегда стремится к одностороннему выигрышу в деловом общении.

Литература к теме 4

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Атватер И. Я вас слушаю. – М.:Экономика, 1984.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб.: Речь, 2003.

Колтунова М.В. Язык делового общения. М.: Экономика, 2000.

Мицич П. Как проводить деловые беседы. – М.: Экономика, 1987.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – Спб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

ПИЗ АЛЛАН. Язык телодвижений. Пер. с англ. – Н.Новгород: Ай-Кью, 1992.

Петренко А. Безопасность в коммуникации делового человека. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994.

Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2003.

Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979.

Вариант 5 (тема 5)

деловое общение в рабочей группе

1. Рабочая группа как особый тип социальной группы. Социально-психологические особенности рабочей группы: морально-психологический климат, способы общения, степень групповой сплоченности. Факторы профессиональной зрелости рабочей группы.

2. Межличностные отношения в рабочей группе: гармоничные, конфликтные, противоречивые. Конформизм и конконформизм.

3. Практическое задание.

Проведите системный анализ конформистской направленности Вашей рабочей группы. Какие формы конформизма проявляются в ней наиболее часто: внешний конформизм, внутренний конформизм или нонконформизм? Под влиянием какого психологического воздействия они формируются: группового давления, давления руководителя или давления референтной группы? Ответ изложите в письменной форме.

В 1-ом вопросе рассмотрите психологические особенности рабочей группы и ее основные характеристики: степень сплоченности, способы общения, морально-психологический климат.

Во 2-ом вопросе охарактеризуйте межличностные отношения в рабочей группе и дайте определение конформизма и нонконформизма. Покажите отличие внешнего конформизма от внутреннего конформизма.

В 3-ем вопросе при анализе конформизма в Вашей рабочей группе, обратите внимание на особенности влияния всех видов конформизма на деловое общение в рабочей группе.

Вариант 6 (тема 5)

Структура рабочей группы

1. Формальная и неформальная структуры рабочей группы. Объективные и субъективные факторы становления неформальной структуры рабочей группы. Типология рабочих групп.

2. Психологические механизмы регулирования коллективной деятельности рабочей группы: коммуникация, адаптация, идентификация, интеграция. Референтная группа, ее влияние на общественное мнение коллектива рабочей группы.

3. Практическое задание.

Составьте карту внутренних коммуникаций членов Вашей рабочей группы. Выделите в ней формальные и неформальные коммуникации членов рабочей группы. Покажите, как проявляются в них психологические механизмы адаптации, идентификации, интеграции. Изложите ответ в письменной форме.

В 1-ом вопросе раскройте отличие формальной и неформальной структуры рабочей группы: охарактеризуйте типологию рабочих групп.

Во 2-ом вопросе раскройте психологические механизмы регуляции деятельности рабочей группы.

В 3-ем вопросе обратите внимание на взаимосвязь формальных и неформальных коммуникаций, членов рабочей группы. Покажите какие из них оказывают наибольшее влияние на общение членов рабочей группы.

Вариант 7 (тема 5)

лидерство в рабочей группе

1. Типология личностей рабочей группы. Типы лидеров рабочей группы: вожак, лидер, ситуативный лидер. Их особые качества.

2. Стиль лидерства как совокупность средств психологического воздействия на членов рабочей группы. Лидер и руководитель группы: отличия и взаимоотношения. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.

3. Практическое задание.

Приведите самообследование ваших возможных или уже существующих лидерских качеств. Выделите основные инструменты лидерского психологического воздействия в различных деловых ситуациях. Ответ изложите в письменной форме.

В 1-ом вопросеохарактеризуйте основные типы лидеров рабочей группы. Покажите как проявляются их качества в деловом общении.

Во 2-ом вопросераскройте содержание основных стилей руководства: авторитарного, демократического, либерального.

В 3-ем вопросевыявите влияние ваших возможных или существующих лидерских качеств на межличностное общение в вашей рабочей группе.

Литература к теме 5

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Титова Л.Г. Деловое общение:Учеб.пособие. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.

Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих взаимодействий. СПб.: Нева, 2003.

Зарецкая Е.Н. Деловое общение. Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2005.

Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – 2-е изд. – М.: Омега, 2005.

Майерс Д. Социальная психология. М.: Питер, 2000.

Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.

Вариант 1 (тема 6)

Деловые переговоры как форма делового общения

1. Особенности деловых переговоров. Основные цели деловых переговоров. Подготовка к переговорам: определение задач, создание команды; определение места проведения переговоров; выбор стратегии и тактики переговоров; проработка основного процесса переговоров, рассмотрение вариантов решения деловой проблемы.

2. Процесс ведения переговоров. Начало переговоров. Согласование процедурных вопросов, следование деловому протоколу. Уточнение интересов и позиций сторон, обсуждение вариантов решения проблемы, достижение соглашения. Анализ результатов переговоров.

3. Практическое задание.

Составьте две аналитические карты деловых переговоров. В первую карту внесите все этапы подготовки к деловым переговорам. Во вторую – все этапы проведения переговоров. Сравните эти карты. Покажите влияние каждого из этапов на результативность переговоров.

В 1-ом вопросе раскройте особенности деловых переговоров как формы делового общения.

Во 2-ом вопросе установите взаимосвязь основных стадий деловых переговоров.

В 3-ем вопросе при сравнении аналитических карт деловых переговоров установите их главные элементы и раскройте их содержание.

Вариант 2 (тема 6)

стратегии ведения деловых переговоров

1. Основные коммуникативные стратегии ведения переговоров. Стратегия позиционного торга. Конструктивные переговоры. Вариативность использования стратегий ведения переговоров в зависимости от конкретных условий и динамики переговоров.

2. Стили коммуникативной стратегии ведения переговоров: информационный, наступательный, ультимативный, интегративный.

3. Практическое задание.

Составьте таблицу приемов, которые используются при конструктивных переговорах.

В 1-ом вопросе раскройте содержание основных коммуникативных стратегий ведения переговоров. Покажите особенности позиционного торга и конструктивных переговоров.

Во 2-ом вопросе раскройте содержание стилей коммуникативной стратегии, их особенности и эффективность в установлении делового сотрудничества.

В 3-ем вопросе при заполнении таблицы приемов конструктивных переговоров раскройте их содержания: приема постепенного повышения сложности обсуждаемых вопросов; приема разделения проблемы на отдельные составляющие; приема вынесения спорных вопросов «за скобки», приема подчеркивания общности.

Вариант 3(тема 6)

Тактические приемы ведения деловых переговоров

1. Приемы, используемые при позиционном торге и при конструктивных переговорах: приемы, носящие двойственный характер.

2. Итоговая оценка тактических переговоров.

3. Практическое задание.

Проведите самообследование «Умеете ли Вы вести деловые переговоры?» Выделите те тактические приемы, которые Вы предпочитаете при ведении переговоров; составьте варианты Ваших моделей поведения при избранных Вами тактических приемах. Дайте оценку их результативности.

В 1-ом вопросе раскройте содержание тактических приемов ведения деловых переговоров.

Во 2-ом вопросе дайте итоговую оценку тактических приемов и характера достигаемых в них целей.

В 3-ем вопросе при составлении вариантов Ваших моделей поведения при ведении переговоров, обратите внимание на те приемы, которые используются при конструктивных переговорах.

Литература к теме 6

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб.пособие. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.

Бройнинг Г. Руководство по ведению переговоров. М.: ИНФРА-М, 1996.

Горанчук В.В. Психология делового общения и управленческих воздействий. Нева, 2003.

Мастенбург В. Переговоры. Калуга. КИСИ, 1993.

Митрошенков О.А. Эффективные переговоры. М.: ИНФРА-М., Новосибирск, 2002.

Мокшанцев Р.И. Психология переговоров. М.: ИНФРА-М, Новосибирск, 2002.

Оливер Д. Как победить в переговорах. СПб: Нева, М.: Олма-Пресс, 2003.

Фишер Р., Эртель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филинь., 1996.

вариант 1 (тема 7)

Конфликты в деловом общении

1. Социально-психологические предпосылки и особенности конфликтов в деловом общении. Конфликт как психологически осознанное столкновение противоположно направленных интересов, целей, установок, мотивов деловых партнеров. Типология конфликтов. Межличностный, внутриличностный, межгрупповой конфликты.

2. Стадии становления и протекания конфликтов в деловом общении. Структура конфликта: объект конфликтной ситуации: цели и участники конфликта; причины конфликта, повод.

3. Практическое задание.

Составьте типологию конфликтов, имевших место в Вашем деловом общении. Проанализируйте стадии их становления и протекания.

В 1-ом вопросе раскройте социально-психологические предпосылки конфликтов в деловом общении. Приведите типологию конфликтов.

Во 2-ом вопросе раскройте структуру конфликта, покажите отличие причин конфликта от повода.

В 3-ем вопросе при составлении типологии конфликтов, которые встречаются в Вашем деловом общении, раскройте структуру этих конфликтов: участников конфликта, причины конфликта и повод.

Вариант 2 (тема 7)

Психодиагностика конфликтов в деловом

общении

1. Социально-психологическая диагностика конфликта, выделение в нем уровней: межличностного и внутриличностного. Картография конфликта. Выявление проблемы конфликта; определение интересов, потребностей, мотиваций и опасений конфликтующих партнеров; установления истинных причин конфликта.

2. Стили поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации. Стиль конкуренции, стиль уклонения, стиль приспособления, стиль компромисса, стиль сотрудничества.

3. Практическое задание.

Проведите самообследование Вашего типичного поведения в конфликтных ситуациях. Какие стили поведения Вы предпочитаете в конфликтных ситуациях? Насколько они приемлемы для разрешения конфликта? Ответ на вопросы изложите в письменной форме.

В 1-ом вопросе раскройте уровни конфликта и покажите, какие именно стадии необходимо включить в картографию конфликта.

Во 2-ом вопросе раскройте особенности стилей поведения деловых партнеров в конфликтной ситуации.

В 3-ем вопросе изложите стиль и поведение которые являются типичными для вас в конфликтных ситуациях. Проанализируйте, насколько они приемлемы для разрешения конфликта.

Вариант 3 (тема 7)

Разрешение конфликтов в деловом общении

1. Пути преодоления и разрешения конфликтов в деловом общении. Факторы влияния на делового партнера в конфликтной ситуации: выжидание; удержание состояния неопределенности; поиск минимальной кооперации в зоне согласия; приближение – избегание; демонстрация усиления собственных ресурсов.

2. Моделирование разрешения конфликтов в деловом общении: установление смысловых и практических барьеров в общении; коррекция самооценки партнеров; ролевое взаимодействие, минимизация личной угрозы, самоподдержка, восприятие конфликтной ситуации как проблемной.

3. Практическое задание.

Составьте аналитическую карту Ваших способов влияния на делового партнера в конфликтных ситуациях. Дайте обоснование их эффективности для разрешения деловых ситуаций.

В 1-ом вопросе раскройте применяемые способы и средства влияния на делового партнера в конфликтной ситуации.

Во 2-ом вопросе покажите роль моделирования разрешения конфликтов в деловом общении.

В 3-ем вопросе при составлении аналитической карты Ваших способов на делового партнера в конфликтных ситуациях проанализируйте ваши реакции на конфликтные ситуации.

Литература к теме 7

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.:Питер, 2000.

Душкина М.Р. Психология влияния: Деловое общение. СПб.: Питер, 2004.

Конфликтология/Под ред.В.В.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2005.

Майерс Д. Социальная психология. – М.: Питер, 2005.

Морозов А.В. Деловая психология: Курс лекций. – СПб.: Союз, 2002.

Рамендик Д.М. Управленческая психология. Учебник – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. Киев. Внешнеторгиздат, 1991.

Вариант 1 (тема 8)

Этика делового общения в организации

1. Противоресия между этикой и бизнесом в современном деловом общении. Общие этические принципы и характер делового общения в организации и между организациями. 14 «трудных» нравственных ситуаций по Котлеру.

2. Этика делового общения «сверху-вниз» и «снизу-вверх». Этика делового общения «по горизонтали».

Способы повышения нравственного уровня делового общения в организации.

3. Практическое задание.

Проанализируйте этическую культуру делового общения в Вашей организации. Какие этические принципы в ней доминируют в общении «по горизонтали» и в общении «сверху-вниз». Дайте обоснование этих принципов.

В 1-ом вопросе раскройте общие этические принципы делового общения в организациях и между ними.

Во 2-ом вопросе покажите отличие этики делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх» и «по горизонтали».

В 3-ем вопросе обратите внимание на такие важные этические принципы общения «по горизонтали», как: четкое разделение прав и ответственности в восполнении общей работы; не относиться с предвзятостью к своим коллегам; дружелюбие к ним.

Вариант 2 (тема 8)

Этика делового общения

1. Этика как учение о морали, нравственности. Основные категории этики: добро, зло, благо, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство.

2. Становление и эволюция этики делового общения. Восточная традиция. Этика делового общения в конфуцианстве. Западная традиция. Протестантская этика. Влияние рыночных отношений на этику деловых отношений.

3. Практическое задание.

Определите главную мысль приведенного ниже фрагмента из работы Э.Фромма «Душа человека».

«Этику справедливости легко спутать с этикой золотого правила. Принцип: «как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» — можно истолковать в смысле «Будь честен в обмене с другими». На самом же деле этот принцип первоначально был сформулирован как более общедоступный вариант ветхозаветного изречения «Возлюбите ближнего своего, как самого себя». В действительности иудео-христианские нормы братской любви коренным образом отличаются от этики справедливости».

В 1-ом вопросе покажите соотношение этики и морали. Раскройте основные категории этики.

Во 2-ом вопросе раскройте содержание и специфику Западной и Восточной традиций в развитии этики применительно к содержанию делового общения.

В 3-ем вопросе выделите основную мысль Э.Фромма в фрагменте из его работы «Душа человека» — важность честности и справедливости в деловом общении.

Литература к теме 8

Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н.Лавриненко – 5 изд. М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

Алехина И.Я. Имидж и этикет в бизнесе. – М.: Дело, 2003.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.

Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М.: Фонд «Правовая культура», 1994.

Деловое общение. Деловой этикет: Учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. – М.: Ось-89, 2004.

VI. Список экзаменационных вопросов по дисциплине

  1. Общение как социально-психологическая проблема.
  2. Определение понятия «общение», структура и средства общения.
  3. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
  4. Перцептивная сторона общения. Первое впечатление. Длительное общение.
  5. Наши поступки в общении. Самоподача в общении. Коммуникативная сторона общения .
  6. Интерактивная сторона общения. Стили общения.
  7. Деловое общение, его виды и формы.
  8. Деловая беседа как основная форма делового общения. Вопросы собеседников и их психологическая сущность. Парирование замечаний собеседников.
  9. Структура и средства общения.
  10. Коммуникационный процесс.
  11. Общение как взаимодействие.
  12. Синтоническая модель общения.
  13. Манера общения, взаимодействия с людьми.
  14. Основные умения общения.
  15. «Я-высказывания».
  16. Виды и техника слушания.
  17. .Наши собеседники.
  18. Этапы общения.
  19. Деловая беседа.
  20. Деловые переговоры.
  21. Правила, которые помогут вам убедить собеседника.
  22. Деловые дискуссии.
  23. Деловые совещания.
  24. Этикет и культура поведения делового человека .
  25. Шесть основных заповедей делового этикета.
  26. Работа с деловой корреспонденцией.
  27. Культура общения по телефону.
  28. Поведение человека в организации и типы сотрудников.
  29. Психологические типы людей и их проявления в работе, бизнесе, общении.
  30. Характеристика психосоциотипов.
  31. Психологические приемы. влияния на партнера.
  32. Психологические аспекты переговорного аспекта.
  33. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров. Выслушивание партнера как психологический прием. Техника и тактика аргументирования.
  34. Формирование переговорного процесса. Национальные стили ведения деловых переговоров
  35. Психологические особенности публичного выступления.
  36. Из истории ораторского искусства. Подготовка к выступлению.
  37. Как завоевать внимание аудитории. Риторические приемы в публичном выступлении.
  38. Невербальные особенности в процессе делового общения.
  39. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).
  40. Проксемические особенности невербального общения. Визуальный контакт.
  41. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
  42. Спор, дискуссия, полемика. Происхождение и психологические особенности.
  43. Из истории происхождения спора Определение понятий «спор», «дискуссия», «полемика». Классификация видов спора. Культура спора. Предмет спора.
  44. Позиции полемистов. Употребление понятий. Поведение участников спора. Индивидуальные особенности участников спора.
  45. Уважительное отношение к оппоненту. Выдержка и самообладание в споре.
  46. Психологические приемы убеждения в споре. Приемы воздействия на участников спора.
  47. Вопросы в споре и виды ответов. Нечестные приемы. Позволительные и непозволительные уловки.
  48. Имидж делового человека.
  49. Модели поведения. Тактика общения.
  50. Общение как восприятие людьми друг друга.
  51. Менеджер и психологические требования к менеджеру.
  52. Биологические качества менеджера.
  53. Власть, авторитет менеджера и стили управления.
  54. Теории и типы лидерства. Природа лидерства. Мотивация лидерства и типы лидерства.
  55. Критерии оценки эффективности руководства.
  56. Распорядительная деятельность. Мышление руководителя и принятие решения. Основные правила (техника) делегирования.
  57. Классификация и формирование групп. Социальная и социально-психологическая структура группы.
  58. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление.
  59. Краткие рекомендации по разрешению конфликтов. Выход из конфликтной ситуации.
  60. Кодекс поведения в конфликте. Табу в конфликтной ситуации.