Глоссарий
Авторский лист — единица измерения объема произведения, равная 40 000 печатных знаков.
Авторское право — права и обязанности автора, регламентированные в общегосударственном порядке, зафиксированные в статьях законов.
Агентство печати — организация, занимающаяся сбором информации, ее обработкой и снабжением ею газет, журналов, радио, телевидения, издательств, правительственных учреждений и др.
Агитация — информационная деятельность с функцией побуждения, рассматриваемая как завершающий этап пропаганды.
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации.
Адресант — реципиент, потребитель информации в системе адресной связи.
Анкета — вопросно-ответная форма организации текста документа, опросный лист для получения эмпирических данных в социологическом исследовании.
Аннотация — краткое изложение содержания книги, журнала, их характеристика и библиографическое описание.
Антология — сборник избранных произведений разных авторов.
Ассоциация — процесс, при котором возникает смысловая связь между образами и представлениями текста.
Байлайнер (от англ. by—line) обычно определяется как именная, или авторская статья, написанная PR-специалистом и мнимо подписанная должностным лицом фирмы.
Биография — жанр PR-текста, представляющий опорную информацию о должностном лице организации, фирмы или социально значимой персоны.
Брифинг (англ. briefing, от brief — «краткий») — встреча официальных лиц с представителями, средств массовой информации, на которой вкратце излагается официальная позиция по определенному вопросу или согласованная сторонами, участвующими в международных переговорах, заседаниях, конференциях, информация об их ходе, взглядах сторон и т. д.
Вводка (лид) — лидер-абзац, небольшое введение, объясняющее читателю газеты или журнала содержание или значение нижерасположенного материала.
Верстка — типографский процесс формирования полос (газет, книг, журналов) из гранок набора, линеек, заголовков и шапок, клише и пробельного материала; на телевидении — компоновка программы из ее элементов.
Приоритетные каналы коммуникации в процессе организации обратной ...
... Список использованной литературы Введение Актуальность темы исследования каналов коммуникации в процессе организации обратной связи населения и властиопределяется возрастающим интересом общественности к изучению ... конфликты интересов. Целью данной работы является анализ приоритетных каналов коммуникации в процессе организации обратной связи населения и власти в регионе (на примере деятельности ...
Вкладка — вложенный в газету добавочный лист.
Внушение — один из механизмов воздействия в процессе коммуникации, когда реципиент не осознает этого воздействия.
Восприятие социальное — понимание и оценка людьми социальных объектов: самих себя, социальных групп, больших социальных общностей.
Выходные сведения — основные данные о печатном издании. Обязательно публикуются в издании.
Вычитка — процесс тщательной технико-орфографической обработки материала после редактирования.
Газета — оперативное периодическое издание. В зависимости от типа и назначения газеты имеют разные сроки выхода, форматы и тиражи.
Голод информационный — режим получения информации ниже допустимого для нормального функционирования системы.
Дайджест — периодическое издание, перепечатывающее наиболее интересные, лучшие материалы из других изданий.
Дезинформация — преднамеренное искажение информации, одна из причин уменьшения достоверности.
Дисплей — средство визуального представления получаемой и передаваемой информации, обычно телевизионный экран.
Диффамация — опубликование в печати позорящих кого-либо сведений, преимущественно лживых.
Достоверность — свойство информации, устанавливающее степень соответствия истине, оценивается точностью и объективностью.
Еженедельник — периодическое издание, выходящее раз в неделю; еженедельник газетный сочетает в себе черты «тонкого» журнала.
Жанр — исторически складывающийся тип произведения. Жанр есть конкретное единство особенных свойств формы в ее основных моментах — своеобразной композиции, образности, речи, ритме.
«Желтая» пресса — издания, специализирующиеся на сплетнях, скандалах, дешевой сенсации.
Заголовок — вторичный источник информации, передающий содержание или идею произведения.
Заказ социальный — совокупность проблем, задач и целей, которые ставятся социальными субъектами различных уровней перед социологами-исследователями, практиками, консультантами, журналистами.
Заражение социально-психологическое — совокупность способов и результатов информационно-психологического воздействия на индивидов, их группы и особенно на массы, выделяемая наряду с внушением и убеждением.
Заставка — 1) небольшая орнаментальная или изобразительная композиция, выделяющая и украшающая начало какого-либо раздела книги или журнала; 2) эмблема телевизионной передачи (тематической или цикловой), а также заполнение паузы в эфире. Может быть изобразительной, видовой, музыкальной.
Знак фирменный — графическое выражение содержания информационной системы, как правило, социальной организации (например, торговая марка).
Заявление для СМИ — это PR-текст, объявляющий или объясняющий позицию базисного субъекта PR по какому-либо вопросу или реакцию на событие.
Издательская марка — знак, эмблема, символизирующая специфику данного издательства.
Имиджевая статья — PR-жанр текста, представляющий актуальную, социально значимую проблему, где факты, сама проблема, лежащие в основе материала о базисном субъекте PR (фирме, организации или персоне), а также точка зрения на данную проблему способствуют формированию или приращению его паблицитного капитала.
Психологические особенности воздействия социальной рекламы
... психологическую и экономическую эффективность. Целью данной работы является: изучение психологических аспектов воздействия социальной рекламы. В соответствии с целью мною были поставлены задачи: 1) изучить ... это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на ...
Имиджевое интервью — жанр инициированного прямым или технологическим субъектом PR-текста, который представляет собой текст беседы с первым (или должностным) лицом организации, фирмы и способствует формированию (приращению, отстройке) паблицитного капитала базисного субъекта PR.
Институт социальный — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности.
Клише — 1) фотография, рисунок, чертеж (в зеркально отображенном виде) на металле или другом материале, предназначенные для печатания; 2) речевой стереотип, готовый оборот, используемый в качестве легко воспроизводимого в условиях и контекстах стандарта. Положительные стороны клише: легкая воспроизводимость готовых речевых форм; автоматизм процесса воспроизведения, облегчение процесса коммуникации; экономия усилий, времени как для говорящего (пишущего), так и для слушающего (читающего).
Ключевое слово — главное слово в тексте по отношению к основному содержанию.
Колонка — столбец набора. Из колонок набора складываются полосы газет.
Комикс — примитивный по содержанию рассказ в картинках.
Коммюнике — официальное сообщение, заявление, опубликованное по какому-нибудь определенному вопросу.
Компиляция — несамостоятельная литературная или научная работа, основанная на использовании опубликованных произведений, трудов других авторов.
Контекст — 1) законченный в смысловом отношении отрезок письменной речи (текста), дающий возможность точно установить значение отдельного входящего в него слова или предложения; 2) условия употребления данной языковой единицы в речи (языковое окружение, а в широком смысле также ситуация речевого общения).
Конфликт социальный — высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных институтов, общества в целом.
Кризис социальный — острейшая форма проявления социальных противоречий, связанная с нарушением социальной стабильности.
«Круглый стол» — вид интервью, коллективная беседа.
Листаж — количество печатных листов бумаги, составляющих объем издания.
Лицензия — свидетельство о праве использования технологии, вид источника технической информации.
Макет — графический план верстки полос газеты.
Манипулирование — система способов идеологического и социально-психологического воздействия с целью изменения мышления и поведения людей вопреки их интересам.
Маргинальный (от франц. marginal — «побочный, на полях») — незначительный, несущественный, второстепенный, промежуточный.
Маркетинг — комплекс мероприятий по исследованию рынка, организации рекламы и сбыта изделий, соответствующих рыночным стандартам.
Массовая информация — тиражируемая во времени или пространстве и предназначенная для большого числа потребителей.
Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами ...
... 1. Составить схему взаимодействия социального педагога с субъектами воспитания и социальной защиты детей и подростков в школе. СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ 2. Составить план работы социального педагога на 2 полугодие по ...
Плагиат — самовольное заимствование, воспроизведение чужого произведения или его части под своим именем или псевдонимом.
Подтекст — словесно не выраженный, подразумеваемый смысл высказывания.
Полемика — спор при обсуждении каких-либо вопросов (научных, литературных, политических и т. д.).
Полоса — страница газеты, журнала.
Преамбула — введение в текст сообщения.
Пресса — периодическая печать (газеты, журналы и т. д.).
Пресс-конференция — собрание представителей прессы, проводимое официальными лицами.
Пресс-релизы — 1) информационные листки и бюллетени, предназначенные для СМИ; 2) основной жанр PR-текста, несущий предназначенную для прессы актуальную оперативную информацию о событии, касающемся базисного субъекта PR. Предмет — новое событие, услуга, продукт; управленческие изменения в организации (структурные преобразования в компаниях, связанные с банкротством, нарушениями, образованием новых представительств и филиалов); публичные выступления в СМИ ведущих специалистов компании, ее руководства.
Пресс-центр — служба информации, создаваемая из сотрудников органов управления, фирм, организаторов конференций, фестивалей, ярмарок и т. д.
Прогноз — предвидение, предсказание, суждение о состоянии какого-либо явления в будущем (исхода выборов и т. п.); вероятностное суждение о будущем.
Пропаганда — идейное воздействие на широкие массы, носящее политический, просветительский, религиозный и иной характер; распространение и разъяснение идей, учений, знаний.
Ракурс — угол съемки, угол «зрения» камеры по отношению к изображаемому объекту :
Символ — условный знак, обозначающий иной смысл, образ предмета, который имеет несколько значений.
Социум — большая устойчивая социальная общность
Стереотип социальный — схематизированное представление о каком-либо социальном объекте, обладающее большой устойчивостью.
Таблоид (англ. tabloid) — бульварная газета или журнал, угождающие вкусам самой низкопробной публики. Публикует материалы, как правило, скандального содержания, связанных с личной жизнью известных людей. Для таблоидов характерно обилие фотографий.
Тезисы — резюме, где выделены основные положения и каждое из них рассмотрено в отдельности.
Телекоммуникация — передача произвольной информации на расстояние с помощью технических средств.
Тенденциозный — 1) проводящий определенную тенденцию; 2) намеренно предвзятый, пристрастный.
Тираж — размножение, получение большого числа экземпляров одного документа.
Троп — оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление 2 понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-то отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, сравнение, эпитет.
Фабула — цепь событий, сочетание фактов в их логической причинно-временной последовательности; канва, схема литературного произведения.
Факт социальный — единичное общественно значимое событие или некоторая совокупность однородных событий. Факт и новость лежат в основе журналистской информации. За фактом встает типичное явление.
«Психологический анализ продуктов деятельности субъектов образовательного ...
... семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана дает богатую информацию о субъективной семейной ситуации исследуемого ученика. Он помогает ... другой стороне листа 2 Агрессивная позиция фигуры 0,1 3 Зачеркнутая фигура 0,2 4 Деформированная фигура 0,2 5 Обратный профиль 0,1 6 ... Аве-Лаллемант Урсула Графический тест "Звезды и волны". – СПб.: Речь "Семантика-С", 2002. – 240 с. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Кудилов ...
Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая) — оборот речи, синтаксическое построение; используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эпифора.
Формат — общепринятый термин для определения размера листов печатной бумаги, строк, полос в полиграфии.
Хроника — вид информации, короткое сообщение.
Эвфемизм — слово или выражение, употребляемое вместо непристойных или интимных; является более неопределенным, смягченным (вместо точных по значению).
Первоначально были связаны с запретами (табу) из-за суеверий или предрассудков.
Экспрессия — выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, тропами, фигурами).
PR-информация — тип социальной информации, которая ироигню-дится в процессе деятельности базисного субъекта (фирмы, организации, персоны) и распространяется по его же инициативе, отражает в оптимизированном виде значимые факты деятельносги данного субъекта, предназначена для определенного сегмента общественности и служит целям формирования коммуникативной среды данного социального субъекта.
PR-текст — разновидность текстов массовой коммуникации, отвечающих категориям «доступность», «лаконизм», «удобство восприятия», «эстетичность». PR-текст иницируется базисным субъектом, функционирует в пространстве публичных коммуникаций. Служит целям приращения паблицитного капитала базисного субъекта, адресован определенному сегменту общественности, обладает скрытым авторством; распространяется путем прямой рассылки, посредством личной доставки или через СМИ.