16. Психология БСГ

16. Психология больших социальных групп и движений

План:

1. Признаки больших социальных групп и движений.

2. Характеристика массовых социально-психологических явлений.

1. К числу больших социальных групп относятся классы, партии, нации и пр.

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы – это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства.

Социально-психологические признаки классов следующие: социальный статус, означающий положение в социальной иерархии; определенный образ, качество и стиль жизни; шкала ценностей, система потребностей и интересов; традиции, установки, картины мира, стереотипы, привычки, круг общения; социальная этика, сленг, жаргон.

Классовая структура общества – не статичное явление. Она зависит от типа государства, экономики и общества.

В настоящее время широкое распространение получила теория постиндустриального общества, которая предусматривает деление всего общественного развития на три этапа: доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный.

В доиндустриальном обществе ведущую роль играет сельскохозяйственная сфера, с церковью и армией как главными институтами общества.

В индустриальном обществе главное место занимает промышленность.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется рядом факторов: поворот от товаропроизводящей к обслуживающей экономике, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства; изменение социальной структуры общества (классовое деление уступает место профессиональному).

Интересы классов выражают партии, которые создаются в четко структурированном обществе. Причины объединения людей в партии связаны с психологией влечения к власти. Не случайно под партией подразумевают любую политическую группу, представленную на выборах, через которые она способна поставить своих кандидатов у власти.

12 стр., 5533 слов

Формирование познавательного интереса при использовании наглядных ...

... пользоваться определением из психологического словаря А. Ребер. Класс: Класс – группа учеников одного и того же года обучения ... формы, сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Задача технологии как науки – выяснение физической, ... деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружения ...

Многопартийность – основа демократического общества. Однако многопартийность значительно усложняет общественную жизнь и без наличия определенной культуры эта демократическая основа общества превращается в хаос, источник опасности для всего общества.

Переход к рынку привел в России к значительному расслоению общества.

Появились ранее уничтоженные классы: «новые русские», предприниматели и др. Но этот неизбежный в общем-то исторический процесс принял деформированный характер. Неравенство усугубилось. Разница между материальным положением предпринимателей и остальными слоями населения достигла громадных размеров. При этом не образовался средний класс, являющийся социальным буфером между верхними и низшими классами общества.

К числу больших социальных групп относятся и массовые движения – человеческие множества, как правило, непрочные и случайные.

Социально-психологическими признаками человеческих множеств являются отсутствие организованности, слабое взаимодействие между членами и анонимность.

По существу, массовые движения – это продукт дестратификации, своего рода «агрегат» людей, в котором не различаются даже группы. Люди объединяются по разным причинам, например для защиты окружающей среды. Есть движения за гражданские, потребительские права и т.п. Существуют политические, религиозные и расовые движения. Иногда движения называют «реформаторскими», «революционными». Среди них различаются:

— национально-культурные общества;

— профессиональные общества («Анти – СПИД»), создаваемые с целью объединения усилий и специалистов в некоторой области для распространения и развития конкретного научного направления;

— культурно-воспитательные общества («Мир через семью»);

— различные фонды, построение которых осуществляется либо по профессиональному признаку, либо по признаку благотворительной организации;

— общности краткосрочного, оперативного действия, к которым относятся различные комитеты поддержки.

В тоталитарном обществе деятельность любых массовых движений подконтрольна, санкционирована.

Иной характер деятельности массовых движений в демократическом обществе. Все социальные движения возникают в связи с наличием недовольства чем-либо, т.е. образуются в связи с возникновением социальных забастовок.

2. Психология больших социальных групп формируется и проявляется в ходе социальных отношений и массового общения. Именно в процессе взаимодействия возникают и реализуются интересы, общественное мнение, слухи, традиции, социальные стереотипы, установки, ценности и другие массовые социально-психологические явления.

Интересы социальных групп – это такое социально-психологическое явление, которое играет решающую роль в институционализации общества.

10 стр., 4708 слов

Общественное мнение 4

... двух десятков определений общественного мнения. Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть ... власть". "Четвертая власть" - это общественное мнение, формируемое самим обществом и его общественно-политическими структурами и выражаемое через ... (словесные), так и невербальные (жесты, мимика, движение тела, диапазон речи, смех, язык этикета и ...

Каждый социальный институт соответствует интересам конкретной социальной группы и служит их удовлетворению.

К массовым социально-психологическим явлениям относится общественное мнение. Оно представляет собой публичное выраженное и распространенное суждение, которое несет в себе оценку и отношение к какому-либо событию, представляющему интерес для общности.

Общественное мнение проявляется в ряде функций: оно регулирует и предписывает определенное поведение, выражает и отражает оценки событий и фактов.

Формы проявления общественного мнения следующие: оценка, жалобы; советы, пожелания, одобрения; недовольство, осуждение, неодобрение; несогласие, протест.

Общественное мнение по своей сути одно из эффективных средств регулирования социальной жизни, надежное, при определенных условиях, средство познания. Общественное мнение способствует достижению истины, использованию знаний и чувств людей для воздействия на социальную действительность. Отражение действительности в общественном мнении носит преимущественно оценочный характер.

Общественное мнение может формироваться как стихийно, так и преднамеренно. Его формирование обусловлено прежде всего наличием общественного интереса. На данном этапе решается задача общей информированности населения, в этом случае речь идет о постановке проблемы как таковой, раскрытии ее актуальности, злободневности.

Один из последующих этапов формирования общественного мнения – его становление – характеризуется наличием относительно более определенно очерченных границ его распространенности. В связи с этим при информировании населения средства массовой информации сосредотачивают свое внимание на повышении уровня компетентности общественного мнения (соответствующего объема и уровня знаний) в связи с предметом обсуждения.

Значимый этап развития общественного мнения – это достижение его возможно большей распространенности.

Общественное мнение выступает совместно с настроением, которые, вместе взятые, образуют умонастроение.

Массовое настроение – это более или менее устойчивое эмоциональное состояние общностей, которое окрашивает все их переживания. Настроения и мнения тесно взаимосвязаны.

Мнения и настроения далеко не всегда точно отражают какую-либо социальную ситуацию. Нередко в таких случаях массовое сообщение проявляется в виде слухов.

Слухи представляют собой недостоверные или частично достоверные сообщения, исходящие от одного лица или группы, о каких-либо событиях, ничем другим не подтвержденные, устно передающиеся от одного лица к другому.

Наряду с динамико-статическими явлениями в обществе наблюдаются статичные, т.е. устойчивые, неподвижные явления, которые также оказывают активное воздействие на поведение общностей. Традиции – способ хранения, передачи и воспроизводства как положительного, так и отрицательного опыта. Они проявляются во всех сферах, начиная от гигиены и заканчивая национальным рынком.

8 стр., 3915 слов

Общественная психология и идеология

... групп, классов и других общностей составляют основное содержание общественной психологии. Важнейшая особенность общественной психологии состоит в ... В. И. Ленин неоднократно подчеркивает рождение чувств, настроений, инстинктов, одним словом, психических состояний разных ... психологии людей. По мнению сторонников такого взгляда, идеи, культура – это сгусток общественной психологии. Г. В. ...