Государственный морской университет им. адмирала Ф.Ф. Ушакова, Российская Федерация
Психологическое манипулирование сознанием избирателя
Рудаков Леонид Владимирович
Аннотация
В статье рассмотрены проблемы психологической сущности манипулирования сознанием избирателя через призму законов манипулирования сознанием, системы психологического манипулирования сознанием масс посредством различных форм и методов побуждения избирателей к голосованию.
Ключевые слова: манипуляция; общество; выборы; избирательные технологии; административный ресурс; пиар-технологии; институт выборов.
Введение
Открытия в области политической психологии, исследования социально-политического развития современного российского общества позволяют отметить, что при установлении авторитарных принципов управления в России становление демократии находится в стадии развития. В условиях идеологической неоднородности и использования властью психологических технологий манипулирования социумом, актуальность темы психологического манипулирования сознанием избирателей обусловлена не только сложностью политической ситуации в стране. Вопрос незащищенности граждан от психологического манипулирования лежит также и в плоскости политической и психологической образованности граждан. При низком уровне психологической и политической образованности граждан, зачастую в учебных планах ВУЗов дисциплина «Политология» не представлена вовсе. Поэтому наблюдаемая тенденция психологического манипулирования массовым сознанием избирателей с низким уровнем психологической и политической образованности является безусловно тормозящим фактором становления демократических принципов в российском обществе XXI в.
1. Обсуждение
В XX в. при возникновении новых средств передачи информации появились и новые инструменты манипуляции сознанием избирателей — телевидение и Глобальная сеть (Интернет).
Безграничные возможности современных средств массовой информации используют манипуляцию как способ скрытого управления людьми. Российские граждане оказываются психологическими заложниками коммуникационных технологий, где Средства Массовой Информации (далее СМИ), выступая как архиманипулятор власти, являются коммуникативным средством, резонирующим ту или иную манипуляцию власти.
Проблемы манипулирования сознанием в современном обществе
... цель манипулятора; * ознакомиться с методами защиты от манипуляции; * изучить манипулирование сознанием в медицине. Глава I. Сознание § 1. Понятие «сознание» Если открыть словарь С. И. Ожегова, то можно узнать, ... жизни человека, а также специфические социально-психологические механизмы и формы такого отражения на разных его уровнях» [1, с 162] Сознание - это высшая, свойственная только человеку и ...
Отметим, что процесс принятия решения зависит от логико-аналитического аппарата индивида и состоит из процесса принятия информации и ее анализа. Контроль сознания избирателей в канун предстоящих выборов зачастую осуществляется посредством технологий психологического манипулирования и программирования сознания граждан. Если инструментом программирования является городская газета — то объектом манипулирования выступают подписчики — жители данного города. Если инструментом манипуляции является федеральный телевизионный канал — объектом манипуляции выступают все жители страны. Психологическая манипуляция осуществляется посредством как межличностной манипуляции, так и посредством манипуляции сознанием человека [9]. Задача манипуляторов — трансформация взглядов, мнений, установок граждан и воздействие на их сознание в нужном для манипулятора направлении. При этом опытный манипулятор задействует как сознательные, так и бессознательные составляющие психики человека. Например, в процессе психологической манипуляции сознанием избирателей учитывается фактор «временного объема памяти», который позволяет выявить и характеризовать сообщения, облегчающие запоминание. Как справедливо указывает С. Кара-Мурза, обнаруженный «временной объем памяти» заключается в следующем: целостное сообщение должно укладываться в промежуток от 4 до 10 секунд, а отдельные частицы сообщения — в промежутки от 0,1 до 0,5 секунды [1; с.23].
В число манипулятивных технологий сознанием избирателей входит и использование фактора узнаваемости. В процессе психологической манипуляции сознанием фактор узнавания, проанализированный В.П. Шейном, играет ключевую роль, так как именно он порождает у граждан ложное чувство знакомства [7; с.23]. Эффект узнавания значительно важнее для манипулятора, чем сознательное согласие избирателей с утверждениями кандидата. Эффективное использование манипулятором фактора узнаваемости становится в дальнейшем предпосылкой получения ожидаемого результата — согласия адресатов на взаимодействие с манипулятором, так как он психологически воспринимается «как свой».
Поэтому так важно для манипулятора посредством СМИ добиться узнаваемости среди избирателей. Именно этим объясняется борьба, которую ведут в ходе избирательной кампании кандидаты во властные структуры за телеэфир. При этом решающую роль играет фактор, получивший название «административный ресурс» [5; с.20]. Разные авторы называют различный процент влияния «административного ресурса» на итоги выборов (от 5% до 99%), однако практически все согласны, что учитывать влияние этого фактора необходимо. В практике избирательных компаний имели место случаи, когда кандидат-манипулятор отказывался от теледебатов с другими кандидатами, тем самым лишив их дополнительного телеэфира, но по рангу занимаемой должности ежедневно имел возможность присутствовать в репортажах выпусков новостей на всех региональных телеканалах.
Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...
... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности 25.Личностная характеристика, ... рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Методы формирования сознания личности Пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов ...
Специалистами-психологами в области манипулирования сознанием человека открыты ряд психологических законов, в том числе и закон запоминания, в основе которого лежит непроизвольное запоминание. Например, через СМИ создается поток сумбурных сообщений, вместо одной связанной идеи, которую человек сможет обдумать и принять осознанное решение. Но решение это может быть не в пользу отправителя информации. Сумбурные же сообщения откладываются в памяти и действуют подспудно, больше на подсознание [2], при этом срабатывают следующие психологические законы:
1.Закон края: сообщение, находящееся в начале или в конце, запоминается быстрее, чем сведения, находящиеся в середине. Данный закон исследован немецким психологом Г. Эббингаузом [10].
2.Закон незавершенного действия (или эффект Зейгарник): данный психологический закон гласит, что незаконченное действие запоминается прочнее, помнится дольше законченного в среднем на 50%. Напротив, завершенное действие способствует забыванию [3].
3.Закон эмоций: чем больше эмоций у человека вызывает информация, тем лучше она запоминается. Эмоции оживляются ассоциациями, новыми образами и сообщениями, которые их «будят». При этом для манипулятора даже неважно, как отнесется человек к сообщению, которое он запомнит непроизвольно.
4.Закон интереса: информация, вызывающая интерес или любопытство, запоминается легко. Отечественный ученый Стрекалов В.В. в своих исследованиях отмечает, что «избирательные технологии намеренного распространения слухов на входе в избирательный участок в день голосования и поклейки слоганов на округе в виде призывов к конкретному действию в отношении кандидата имеют определенный потенциал воздействия на электорат» [6; с.45].
5.Закон усиления первого впечатления: чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее [4; с.45].
В системе психологического манипулирования сознанием масс мощным оружием являются слухи, которые должны быть значимыми для объекта воздействия (т. е. затрагивать актуальные интересы социальной группы или общества в целом); быть понятными как передающему, так и принимающему человеку; обладать значительной ценностью для принимающего человека; быть хорошо подготовленными и находиться под контролем. На практике для создания слуха используются три метода: выравнивание, выпячивание, уподобление [8; с.45]. Отметим, что при выравнивании слухи должны быть краткими и простыми, поскольку подлежат устной передаче; при выпячивании из большого текста берут только ключевые моменты, при уподоблении — слух отражает имеющиеся стереотипы, этноцентризм и предубеждения.
В воздействии на избирателя в ходе избирательной компании широко используются формы и методы побуждения к «правильному» голосованию. Ангажированные властью СМИ, создавая образ «избранника народа», выполняют следующие политические задачи: «делают» кандидата известным, узнаваемым, т. е. публичным политиком; формируют положительный имидж (образ) кандидата в глазах избирателей, делая его более привлекательным, чем у конкурентов. Таким образом власть, сохраняя контроль над традиционными массовыми каналами коммуникации влияет на формирование общественного мнения.
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... задача лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не ... земных пут, тягостей вещей и всего, что связывает дух человека. Точно так же ко сну отходя, освобождается сознание от сора земного, чтобы свободным взлететь на крыльях ...
Среди методов психологического манипулирования, на наш взгляд, наиболее эффективны следующие: выгодное сравнение кандидатов, «отключение рассудка избирателей» на эмоции, подкуп избирателей, голосование за «образ», обман, ложная идея, дача кандидатом заведомо невыполнимых обещаний, фальсификация. В данном контексте отметим, что только 6% наших сограждан читают и слушают предвыборные программы. Остальные — руководствуются спонтанными принципами «нравится-не нравится». Более того, большинство избирателей плохо представляет себе предел полномочий должности, на которую претендует кандидат. А кандидаты же дают любые обещания, отвечающие запросам избирателей. Для того чтобы впоследствии избежать обвинения в обмане, эти обещания излагаются в категориях намерений: «Я знаю, как это сделать и это должно быть сделано!», а избиратели, не имея навыков анализа информационных блоков, воспринимают сказанное как прямые обещания, совпадающие с их ожиданиями. Таким образом, процесс проникновения в сознание избирателей технологий манипулирования в целом несет негативное воздействие на социально-политические процессы.
избиратель психологический манипулирование сознание
Заключение
В современной России коммуникационный процесс власти и гражданского общества носит противоречивый характер. Интеграция СМИ в коммуникативную парадигму власти делает их архиманипулятором, отражающим интересы власти, а не социума. В этом контексте феномен психологической манипуляции массовым сознанием избирателей, практикуемый в ходе избирательных компаний с использованием методов манипуляции сознанием человека, негативно влияет на отношение граждан к институту выборов. Для естественного развития демократии в стране важно формирование массового политического сознания граждан свободного от психологических манипуляционных технологий.
Литература
1. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: ЭКСМО, 2010.
2. Картер Р. «Как работает мозг». — М.: АСТ: Corpus, 2014. — 224 с.
3. Назаренко Е. Эффект Зейгарник: мысли, мешающие медитировать.
4. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений: В 3 кн.- 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
5. Парамонов Д., Кириченко В. «Административный ресурс в избирательных кампаниях», научная монография. — Ростов н/Д, 2003.20с.
6. Стрекалов В.В. Анализ эффективности воздействия избирательных технологий // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. — Курск. 2007. №12. С.45.
7. Шейнов В.П. Манипулирование сознанием / В. П. Шейнов. — Минск: Харвест, 2010. — 768 с.
8. Шейнов В.П. Психологическое влияние, 2007.
9. Шейнов В.П. Психология манипулирования. — Мн., 2009.
Технология подготовки и проведения классного часа
... иным причинам одной формы проведения классного часа другой. Их формы и технологии могут иметь множество вариантов в зависимости от поставленной цели, возраста учащихся, ... становления и проявления субъектности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей. 2.Обогащение сознания обучающихся знаниями о природе, обществе, человеке. 3.Формирование эмоционально- чувствительной сферы и ...
Размещено на