Психологический портрет 4

«Кто я? Какой я?»

Студентка 1 курса, 101 группы

Филологического факультета

Чеботарева Софья

1. Изучение направленности личности

1.1 Ценностные ориентации личности

1.2 Мотивации к достижению успеха

1.3 Мотивации к достижению неудач

2. Изучение сферы самосознания

2.1 Самооценка

2.2 Уровень притязания

2.3 Самоотношение

3. Сфера волевой регуляции

3.1 Волевые качества

3.2 Уровень субъективного контроля

4. Изучение личностных качеств

4.1 Тревожность

4.2 Агрессивность

4.3 Фрустрация

5. Изучение индивидуальных свойств психики

5.1 Темперамент

5.2 Характер

5.3 Способности

6. Изучение психических процессов

6.1 Память

6.2 Внимание

6.3 Мышление

7. Заключение

1. Изучение направленности личности

1.1 Ценностные ориентации личности

Методика исследования ценностных ориентаций М.Рокича.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные — убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные — убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Мои терминальные ценности: активная деятельная жизнь, счастливая семейная жизнь, интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уверенность в себе, здоровье.

Терминальные ценности моей группы: семья, любовь, друзья, творчество.

Мои инструментальные ценности: аккуратность, непримиримость к недостаткам в себе и других, ответственность.

Инструментальные ценность моей группы: честность, чуткость, образованность.

1.2 Мотивации к достижению успеха

Методика диагностики мотивации к достижению успеха Т.Элерса.

При диагностике личности на выявление мотивации к успеху Т. Элерс исходил из положения: Личность, у которой преобладает мотивация к успеху, предпочитает средний или низкий уровень рис­ка. Ей свойственно избегать вы­сокого риска. При сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой моти­вации к успеху, однако такие люди много работают для достижения успеха, стремятся к успеху.

11 стр., 5319 слов

Изучение личности учащегося мбоу «Лицей № 22» Степановой Софии Романовны Психолого-педагогическая характеристика

... модальности С. Ефремцева» 10 слов Лурия Изучение скорости мышления и др. Основное содержание Изучение личности и составление психолого-педагогической характеристики учащегося мбоу ... Соня отличается уверенность, настойчивостью. Девочка ориентирована на достижение успеха, рассчитывает получить одобрение. Тест «Диагностика структуры учебной мотивации» выявил, что основные мотивы для школьницы ...

У меня средний уровень мотивации к достижению неудач. Люди со средним уровнем мотивации предпочитают средний уровень риска. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при средней мотивации к успеху, надежды на успех также средние (не скромные и не завышенные).

1.3 Мотивации к достижению неудач

Методика диагностики мотивации к избеганию неудач Т.Элерса.

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т. е. к стратегии избегания неудач.

Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает ма­лый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчаст­ными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятно­сти. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.

У меня слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач и защите. Люди с высоким уровнем защиты, т. е. страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех. Люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу.

3 стр., 1332 слов

Мотивация достижения

... получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, ... любой другой вид мотивации, при получении ответов в процессе эксперимента. Именно поэтому методика измерения мотивации достижения, разработанная ... на задачу (например, уровень мастерства как результат деятельности), или на человека (например, по сравнению ...

Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: 1) когда без риска удается получить желаемый результат; 2) когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.

2. Изучение сферы самосознания

2.1 Самооценка

Методика исследования самооценки личности С.А.Будасси

Методика исследования самооценки личности по С.А.Будасси является одной из самых популярных в психологии, и дает возможность провести количественное исследование самооценки. Основу этого метода составляет принцип ранжирования, и уровень и адекватность определяются отношением идеального и реального Я.

Представления человека о себе всегда кажутся ему убедительными, вне зависимости от того, основаны они на объективных фактах или на субъективном мнении. Поэтому качества, приписываемые себе человеком, далеко не всегда соответствуют действительности. Методика исследования Будасси предполагает самооценивание человека, которое может происходить двумя способами. Первым является сопоставление своих притязаний с реальными, объективными показателями своей деятельности. Вторым путем является сравнение себя с другими людьми. Но в любом случае самооценка человека будет носить исключительно субъективный характер, вне зависимости от того, что лежит в ее основе: собственные суждения о себе, интерпретация суждений о себе других людей, личные идеалы или заданные культурные идеалы.

По результатам данной методики я выявила у себя заниженную самооценку. Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значения неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, — чрезмерной неуверенностью в себе. Неуверенность, часто объективно не обоснованная, является устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, «комплекс неполноценности». Это отражается и во внешнем виде человека. Окружающие иногда принимают такого человека за сердитого, злого, неконтактного, что приводит к изоляции от людей и одиночеству. Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темперамента и т. д.

12 стр., 5952 слов

Современные исследования уровня притязаний и самооценки у школьников

... уровень притязаний. Исследование притязаний в комплексе с интеллектуальными и волевыми качествами, а также анализ значения ... себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую ... было у автора методики, если говорить о строгости измерения уровня притязаний. Но ... в престижном порядке и служат шкалой оценки индивидуальных достижений, т.е ...

2.2 Уровень притязания

В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний. По сути, все методики опираются на метод, предложенный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным рядом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагается выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как реально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т. д.

По результатам методики с использованием прогрессивной матрицы Дж. Равена я выяснила, что у меня адекватный уровень притязаний. Люди, имеющие реалистичный (адекватный) уровень притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого.

2.3 Самоотношение

Методика исследования самоотношения (МИС) Р.С. Пантелеева

Методика исследования самоотношения (тест МИС, опросник МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева построена в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Многомерный опросник исследования самоотношения создан С.Р.Пантилеевым в 1989 году, содержит 110 утверждений распределенных по 9 шкалам. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

19 стр., 9099 слов

Исследование ситуативной тревожности учащихся старших классов

... ситуативной тревожности учащихся старших классов Глава II. Исследование ситуативной тревожности 2.1 Анализ исследования 2.2 Методики Исследования 2.2.1 Шкала самооценки тревожности (Ч ... измерять тревожность и как личностный уровень тревожности и как ситуативный уровень. Эта методика является единственной, позволяющей измерять и личностную тревожность и ситуативную. Шкалы самооценки тревожности ...

1) глобальное самоотношение;

2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу и ожиданиям отношения к себе;

3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Мои результаты исследования:

Шкала «Открытость»: низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности «я», повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже значимую неприятную информацию. Также низкие значения могут свидетельствовать о самообнаженности, порой граничащей с цинизмом.

Шкала «Самоуверенность»: низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.

Шкала «Саморуководство»: низкие баллы свидетельствуют о вере субъекта в подвластность его «я» временным обстоятельствам, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом локусе «я», отсутствии тенденций искать причины поступков и результатов в себе самом.

Шкала «Зеркальное «Я»: низкими значениями связано ожидание противоположных чувств от обобщенного другого.

Шкала «Самоценность»: высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном «я», любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего «я» для других.

Шкала «Самопринятие»: низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств — недостаточном самоприятии, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

13 стр., 6004 слов

Локус контроля школьников среднего возраста и его взаимосвязь с уровнем школьной тревожности

... уровня школьной тревожности: тест на исследование уровня субъективного контроля Дж. Роттера и методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Личностный опросник уровня субъективного контроля разработан на основе шкалы ... радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Человек типа «интернал» чаще в жизни «победитель», экстернал - « ...

Шкала «Самопривязанность»: средние значения говорят о принятии себя таким какой есть, об удовлетворенности собой.

Шкала «Конфликтность»: высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины.

Шкала «Сомообвинение»: высокие значения говорят об интрапунитивности, самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки.

3. Сфера волевой регуляции

3.1 Волевые качества

Методика исследования волевых качеств личности

Испытуемым предлагается оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки. Каждый опросник (в данной методике их 5) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность. Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков. Под генерализованностью — универсальность качества, т. е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности. У меня, по результатам исследования, средний уровень выраженности волевых качеств.

3.2 Уровень субъективного контроля

Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК)

Методика представляет собой модифицированный вариант опросника американского психолога Дж. Роттера. С его помощью можно оценить уровень субъективного контроля над разнообразными ситуациями, другими словами, определить степень ответственности человека за свои поступки и свою жизнь. Люди различаются по тому, как они объясняют причины значимых для себя событий и где локализуют контроль над ними. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный (внешний локус) и интернальный (внутренний локус).

3 стр., 1331 слов

Исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями речи

... исследование тревожности и страхов детей дошкольного возраста в норме и с нарушениями 3.1.Описание экспериментальных методик ... исследования: тревожность и страхи детей старшего дошкольного возраста с нормой и нарушениями речи (ОНР III уровня, заикание) Гипотеза исследования ... человека в системе общественной деятельности; психологические исследование А.М. Прихожан по проблеме проявления тревожности ...

Первый тип проявляется, когда человек полагает, что происходящее с ним не зависит от него, а является результатом действия внешних причин (например, случайности или вмешательства других людей).

Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своих собственных усилий.

Мой результат:

Общая интернальность: 50%. Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Такие люди считают, что большинство важных событий в жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Интернальность в области достижений: 58%. Высокий уровень субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и, что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

Интернальность в области неудач: 41%. Человек склонен приписывать ответственность за отрицательные события другим людям или считать их результатом невезения.

Интернальность в семейных отношениях: 30%. Человек считает не себя, а своего партнера ответственным за события, произошедшие в его семейной жизни.

Интернальность в отношении здоровья: 50%. Человек считает себя ответственным за свое здоровье.

4. Изучение личностных качеств

4.1 Тревожность

Методика исследования ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга (Ю.Н. Ханина)

Данная методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека).

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагируя состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда — тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, эмоциональными, невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Однако тревожность не является изначально негативным феноменом. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».

Мой результат: высокий уровень тревожности.

Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, сопровождаемых чувством собственной вины, невыполненного долго и т. д. Такие люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительными, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невысоких социально-адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих поступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасному у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к частым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значительной мере подвластными воздействиям среды, имеют сниженный порог сопротивляемости стрессу.

4.2 Агрессивность

Методика исследования агрессивности личности А. Басса и А. Дарки

Методика исследовани уровня агрессивности Басса — Дарки предназначен для исследования уровня проявления, и основных видов агрессии и враждебности в межличностном взаимодействии дома, в процессе обучения или работы. Деструктивные тенденции, субъектно-объектные отношения, негативные чувства и оценки. Методика Басса — Дарки позволяет качественно и количественно охарактеризовать проявления агрессии и враждебности. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий.

Опросник уровня агрессивности Басса — Дарки предназначен для исследования агрессивности лиц подросткового, юношеского возраста и взрослых.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А.Басс иА.Дарки выделили следующие виды реакций: физическая и косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.

Мой результат:

Ярко выраженное чувство вины. Эта шкала выражает возможное убеждение человека в том, что он — плохой, поступает зло, и свидетельствует о наличии у него угрызений совести. Также у меня высокие уровни выраженности обиды и склонности к раздражению. Склонность к раздражению — готовность (при малейшем возбуждении) к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. Обида — зависть или ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

4.3 Фрустрация

Методика исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга

Настоящая методика впервые описана в 1944 году С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрацнонной ситуации.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрацнонной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы: ситуации «препятствия» и ситуации «обвинения». Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения как ситуацию препятствия», или наоборот.

По направлению моя реакция — импунитивная: такие люди не часто кого-то обвиняют, происходящее рассматривается ими как неизбежное, фатальное.

По типу у меня реакция с фиксацией на препятствие: такие люди обычно ссылаются на наличие препятствий, помех или других фрустрат.

5. Изучение индивидуальных свойств психики

5.1 Темперамент

Методика исследования типов темперамента

С точки зрения психологии четыре темперамента — лишь одна из возможных систем для оценки психологических особенностей (существуют и другие, например типы Юнга, «интроверсия — экстраверсия» Ганса Айзенка).

Описания темпераментов довольно сильно различаются у различных психологов и, по-видимому, включают в себя достаточно большое количество факторов. Предпринимались попытки подвести научно-экспериментальную базу под теорию темпераментов (И. П. Павлов, Г. Ю. Айзенк, Б. М. Теплов и другие), однако результаты, полученные данными исследователями, лишь частично совместимы друг с другом. Т. А. Блюминой (1996) предпринята попытка сопоставить теорию темпераментов со всеми известными на тот момент (более 100) психологическими типологиями, в том числе с точки зрения методов определения данных типов. В целом, классификация по темпераментам не удовлетворяет современным требованиям к факторному анализу личности и в настоящий момент интересна скорее с исторической точки зрения.

Мой результат: у меня ярко выражены такие типы темперамента, как Флегматик и Меланхолик.

Флегматик — человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, следствие чего все его психические процессы протекают замедленно. Настроение стабильное, ровное. Флегматик обладает большой работоспособностью, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям, трудностям, но не способен быстро реагировать в неожиданных трудных ситуациях. Прочно запоминает все усвоенное, не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, не любит менять привычки, распорядок жизни, работу, друзей, тяжело приспосабливается к новым условиям.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, обладающий повышенной чувствительностью даже к слабым раздражителям. Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи. Настроение его очень изменчиво, но чаще он бывает грустен, подавлен, тревожен. Незначительный повод может вызвать обиду, слезы. Обладая высокой чувствительностью нервной системы, меланхолики обнаруживают такие ценнейшие качества личности, как мягкость, тактичность, деликатность, чуткость, отзывчивость.

По структуре темперамента Айзенка я Холерик (эмоциональная нестабильность (нейротизм), экстраверсия).

Экстраверт. Деятельный, активный, общительный человек, легко вступающий и поддерживающий межличностные контакты. Хорошо разбирается в людях, прогнозирует их реакции и поведение. Он отзывчив, импульсивен, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству. Не любит уединения, испытывает тягу к новым впечатлениям, риску. Его характеризует хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Бывает несдержанным, ненадежным в общении, не всегда обязателен, склонен к агрессивным формам реагирования.

Нейротизм (высокие оценки).

Это эмоционально устойчивые лица, характеризующиеся неуравновешенностью нервно-психических процессов, а также лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко возбудимы, для них характерны резкие колебания настроения, чувствительность, обидчивость, а также тревожность, нерешительность, медлительность и мнительность.

Холерик. Обидчивый, неспокойный, возбудимый, переменчивый, импульсивный, агрессивный, активный, оптимистичный.