Психологические противоречия как источники
конфликтов между людьми
Считается, что познание причины конфликта является первым и главным шагом к его конструктивному разрешению.
«Универсальной» причиной возникновения любого конфликта является наличие значимого противоречия, которое может осознаваться или не осознаваться, но всегда воспринимается субъектом как реальная угроза.
Нас в первую очередь интересуют те причины, которые связаны с личностным аспектом конфликтов. Такие противоречия изучены и в самом общем виде были названы психологическими. Психологические противоречия, естественно, приводят к психологическим конфликтам.
При описании противоречий, связанных с субъективными факторами детерминации конфликта, можно выделить несколько уровней, или групп, психологических противоречий.
Первая группа (уровень) психологических противоречий связана с действием бессознательных субъективных факторов: мотивов, влечений, потребностей, природных инстинктов и пр.
В психоаналитических исследованиях отмечалось, что многие из бессознательных факторов имеют для личности отрицательную направленность: страхи, ощущение собственной неполноценности и несовершенства, боязнь смерти и враждебности окружающего мира и пр. Источниками являются психические травмы, полученные в детстве, которые, в частности, могут сильно влиять на потребность в лидерстве и самоутверждении. Бессознательные факторы во многом определяют систему внутренних условий личности.
Свойства противоречий проявляются еще и в том, что самой личности очень трудно самостоятельно разобраться в них и влиять на них произвольно. В результате и возникают сильные внутриличностные и психологические конфликты, которые приводят к тому, что личность становится дезадаптированной и дезинтегрированной. Действие данных противоречий сопряжено с внешне скрытыми причинами, а это приводит к сложным и трудноразрешимым конфликтам.
Вторая группа (уровень) психологических противоречий связана с действием индивидуально-типологических и характерологических факторов.
Многие люди хорошо осознают влияние особенностей их темперамента или устойчивых черт характера на восприятие реальности, других людей. Примером могут служить психологическая несовместимость, несовместимость стилевых характеристик деятельности, особенности реагирования на нестандартные и экстремальные ситуации и прочее.
Конфликт между личностью и культурой как главная проблема психоанализа З.Фрейда
... связанных с взаимодействием индивида с общественными организациями. На наш взгляд тема конфликта личности и общества очень актуальна и в современном мире, т.к. в последнее ... культуры в трактовке З.Фрейда…………………………………22 2.2. Проблема тотема и табу………………………………………………...24 Конфликт между личностью и культурой в понимании З. Фрейда Социальный контроль как причина ...
Третья группа (уровень) психологических противоречий связана с особенностями направленности личности и ее опыта. Обычно они проявляются как различные несовпадения (столкновения) между ожидаемым (или желаемым) с реальностью (или наличными реальными возможностями).
Примером могут служить противоречия, вызванные неадекватными возможностями личности и профессиональными стандартами и эталонами, между имеющимися функциональными возможностями и требованиями ситуации, между внутренней нормативностью поведения и требованиями соблюдения корпоративных правил. Эти противоречия часто приводят как к внутриличностным, так и к межличностным конфликтам и конфликтам «личность-группа».
Соотношение объективных и субъективных причин конфликтов
Общепринятыми подходами к проблемам детерминации конфликтов являются:
1. Ситуационно-ориентированный подход — причины конфликтов выделяются в объективных признаках ситуации, специфика которой обусловливает появление конфликта. Во-первых, это конфликты между личностью и организацией в целом, возникающие в случае невозможности удовлетворения актуальных потребностей личности в рамках данной организации . Во-вторых, это конфликты меяаду отдельными людьми или группой лиц, имеющими осознанные несовместимые намерения и интересы.
2. Личностно-ориентированный подход — подчеркиваются особенности личности вообще. Выделяют «конфликтных», «конфликтогенных» людей, т.е. таких, которые независимо от внешних обстоятельств часто вступают в конфликты. Такие люди получают удовлетворение от возникающих деструктивных конфликтов. Другая группа людей локализуются в когнитивных процессах (принятии решений, переработке информации).
Под влиянием этих особенностей у сторон возникают несовместимые оценки и суждения относительно наличной ситуации, что приводит к появлению противоречивых стратегий, используемых сторонами при решении значимых проблем. Так, неадекватность в восприятии себя ведет к неадекватности в общении, а, следовательно, к конфликтам в межличностном взаимодействии и совместной деятельности.
А.Г Ковалев в своем исследовании конфликтов и причин их возникновения в двух крупных, но неуспешных организациях, проектной и производственной, подчеркивает, что
на первое место выходят недостатки в организации труда как причины конфликтов,
на второе — недисциплинированность и недобросовестное отношение к труду отдельных членов коллектива,
на третье — грубость в обращении.
Внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе;
... личности; 2) внешние причины, обусловленные положением личности в социальной группе; 3) внешние причины, обусловленные положением личности в обществе. 1. Внутренние причины: противоречие между потребностью и социальной нормой. Внутриличностный конфликт, ...
Следовательно, конфликты в основном определяются недостатками в работе руководителей, и в меньшей мере — отдельных членов коллектива.
Конфликтный человек — это человек, который навязывает свою волю, давит на людей, не умеет уступать, несправедливо упрекает и придирается к другим, во чтобы то ни стало отстаивает собственные взгляды, мнения, убеждения и т.д., не способен встать на позицию другого человека.
В целом, к характерологическим предпосылкам конфликта следует отнести те устойчивые качества личности, её черты характера, которые предрасполагают к столкновению с окружающими людьми, вызывают отрицательное отношение к человеку.
Такими качествами являются:
- нетерпимость к недостаткам других,
- пониженная самокритичность,
- завышенный уровень притязания,
- импульсивность,
- несдержанность,
- укоренившиеся негативные предрассудки, предубеждения к отдельным лицам или группам,
- склонность к агрессивному поведению,
- подчинение себе других,
- корыстолюбие,
- эгоизм,
- догматизм, косность привычек,
- неуравновешенность темперамента.
3. Интегральный подход — попытка преодоления «монокаузального» способа объяснения причин конфликта, т.е. стремление учесть всевозможные факторы, влияющие на возникновение и протекание конфликта.
Анализ литературы по конфликтологии позволяет отметить, что для многих исследователей характерна тенденция абсолютизировать роль интрапсихических факторов в возникновении межличностных конфликтов