Студенческий возраст (18—25 лет) представляет особый период в жизни человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».
Заслуга самой постановки проблемы студенчества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях самого Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.А. Реана, Е.И. Степановой, а также в работах П.А. Просецкого, Е.М. Никиреева, В.А. Сластенина, В.А. Якунина и других накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретических обобщений по этой проблеме.
Студенчество — это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Исторически эта социально-профессиональная категория сложилась со времени возникновения первых университетов в XI—XII вв. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью устойчивого отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности. Результаты исследований свидетельствуют о том, что уровень представления студента о профессии (адекватное — неадекватное) непосредственно соотносится с уровнем его отношения к учебе: чем меньше студент знает о профессии, тем менее положительным является его отношение к учебе. При этом показано, что большинство студентов положительно относятся к учебе.
В социально-психологическом аспекте студенчество по сравнению с другими группами населения отличается:
- наиболее высоким образовательным уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации.
- наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости.
Интеллектуальное развитие студентов
В интеллектуальном развитии в период студенчества отмечаются как пики, так и спады при общем повышении интеллектуальных возможностей:
Социально-педагогическая коррекция, как форма социально-педагогической ...
... уровнях, в глазах общества. а) социально-бытовая: рекомендации по социально-бытовому определению; б) медико-физиологическая: рекомендации по сохранению здоровья; рекомендации по физическому развитию; в) медико-психологическая: рекомендации по психологической ... реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую, социально- педагогическую. ...
Пики в становлении различных познавательных процессов происходят гетерохронно (разновременно):
Пики развития памяти – 20, 24-25, 32, 36 лет
Пики развития мышления – 21, 24, 26, 32 , 37 лет
Пики развития внимания – 23, 29-33. Спад – 19-22 (Студенты – народ невнимательный)
Пики развития интеллекта в целом – 19, 22, 25; Наибольшая зрелость суждений – 36-40 лет.
В целом, характерна неравномерность и гетерохронность в развитии отдельных психических функций при общем повышении интеллектуальных возможностей.
Полученные исследователями школы Б.Г. Ананьева данные свидетельствуют о том, что студенческий возраст — это пора сложнейшего структурирования интеллекта, что очень индивидуально и вариативно. Все психические функции сплетаются в единый ансамбль благодаря учебной и научной деятельности студентов.
Именно учебная и научная деятельность, связанные с аналитической и творческой работой с большими объемами информации создают основу для наиболее интенсивного развития абстрактно-теоретического мышления. Оно перестраивает функционирование других психических процессов, стимулируя развитие памяти, внимания по отношению, в первую очередь, по отношению к профессионально-значимой информации.
В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. (А.А. Вербицкий).
Три типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность студентов:
- познавательная мотивация
- профессиональной мотивация
- мотивация достижения
Во время обучения в вузе формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной». Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии. Поэтому перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.
Личностное развитие студентов
Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с:
Исследование роли волонтерской деятельности в формировании профессиональных ...
... чем у студентов-психологов не являющихся участниками добровольного движения. Научная новизна и значимость: на данный момент проблема волонтерской деятельности как формы профессионального обучения в ... рассматривается как одно из важнейших условий профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе. Данная форма деятельности позволяет закрепить на практике знания, полученные ...
- формированием относительной экономической самостоятельности,
- отходом от родительского дома
- образованием собственной семьи.
Студенчество — центральный период становления человека, личности в целом. Это период:
- появления социальной ответственности, взрослости, гражданской позиции
- проявления самых разнообразных интересов,
- установления спортивных рекордов, художественных, технических и научных достижений, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала
- наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активной интеллектуальной жизни, творческого развития,
- наивысшей социальной активности и достаточно гармоничного сочетания интеллектуальной и социальной зрелости
- позитивных эмоций, радостного восприятия и утверждения жизни.
Цели обучения и воспитания в высшей школе. Формирование учебной деятельности студентов Обучение в высшей школе
Как полагает Сергей Дмитриевич. Смирнов, обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности.
Главной целью вузовского обучения традиционно считалось формирование у студентов знаний, умений, способов действий, необходимых при реализации будущей профессиональной деятельности. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В рамках компетентностного подхода целью обучения является формирование на основе его содержания общекультурных и профессиональных компетенций, представляющих собой совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (А.В. Хуторской).
Таким образом, обучение играет важную роль в формировании личности будущего профессионала в целом. Для современного профессионала характерен особый строй мышления, без которого невозможно решать большой круг вопросов, встающих перед ним в практической жизни. Поэтому его подготовка не может ограничиться только специальными знаниями и умениями.
Таким образом, в цели обучения входит формирование готовности:
- использовать полученные знания, умения, способы действий при реализации будущей профессиональной деятельности,
- анализировать явления природы и общественной жизни,
- ориентироваться в вопросах коммуникации людей, их взаимоотношениях,
- разрешать конфликты, взаимодействовать с людьми, быть членом команды специалистов по профилю выбранной профессии,
- повышать свой культурный уровень и профессиональную компетентность,
- быть социально мобильным, толерантным членом общества,
- организовывать научно-исследовательскую деятельность в рамках выбранной профессии.
- анализировать как собственную профессиональную деятельность, так и работу организации по профилю профессиональной деятельности.
Воспитание в высшей школе
Нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспитывать взрослых людей?» Ответ на этот вопрос зависит от того, как понимать воспитание.
Аффекты и профессиональное обучение
... на опыте, представляет собой нечто иное. Такое понимание составляет этап профессионального обучения, на котором терапевт осознает, что он сам приобрел особое значение ... 1915; Model, 1991). Первоначальное эмпирическое понимание терапевтом переноса составляет этап профессионального обучения, способного вызвать беспокойство. Практиканты нередко отмечают появление ощущения дополнительной нагрузки и ...
Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
С.Д. Смирнов полагает, что если понимать воспитание студентов таким образом, то ответ на вопрос о его необходимости может быть только отрицательным. Если как создание условий для саморазвития личностив ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным» (Смирнов С. Д., 1995).
Необходимость воспитания молодежи как содействия ее личностному и профессиональному росту осознается и в западной педагогике высшей школы. В 60-80-е гг. зарубежная теория и практика школьного, вузовского воспитания молодежи, связанные с трудами таких известных специалистов, как Л. Кольберг, Дж. Брунер, X. Беккер единодушно признали наличие кризиса всего процесса общественного воспитания молодежи и прежде всего в учебных заведениях. Школы и университеты, считает Л. Кольберг, должны помочь молодежи осознать необходимость и развить в себе такие качества для выполнения в будущем тех функций и той деятельности, которые будут способствовать общественному прогрессу, установлению справедливого общества, успешной профессиональной деятельности.
П. Херст, Л. Кольберг, А. Харрис главную роль в нравственном воспитании отводят методу дискуссий на гипотетические моральные темы, проводимых в учебных заведениях. Отечественные специалисты В. В. Антонов, Л. П. Борщевский Л. В. Никонов, А. А. Вербицкий, и другие обосновали теорию и методику деловых игр, дискуссий в воспитании в высшей школе.
С.Д. Смирнов полагает, что важнейшие цели воспитания в ВУЗесостоят в следующем:
- помочь осознать значимость профессиональной деятельности и профессионального саморазвития, профессиональной ответственности и этики,
- раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, путей самореализации в профессиональной деятельности
- помочь осознать радость творчества в профессиональной и других сферах жизни
- помочь воспитуемому в выработке индивидуального стиля жизни, индивидуального стиля деятельности и общения
С.Д. Смирнов подчеркивает, что для осуществления целей воспитания студенчества преподаватели должны:
Динамика развития профессионально важных качеств личности студента ...
... в ходе обучения в Вузе; профессионально важные качества (ПВК) специалиста. 1.2 Личностно – индивидуальные особенности студента, необходимые для успешной профессиональной деятельности Профессионализация рассматривается как процесс профессиональной социализации и профессионального становления человека. ...
- развивать студенческое самоуправление, в котором студенты могут получить опыт самостоятельного, ответственного поведения,
- демонстрировать уважительное, принимающее отношение к студенту как к личности, давая им образец их будущего отношения к людям и профессиональной деятельности,
- правильно сформировать, организовать учебную деятельность студентовна основе сотворчества, диалога, обсуждения, постановки и решения научных и практических проблем.
Формирование учебной деятельности студентов
В русле личностно-деятельностного подхода студент рассматривается как активный, самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. (А.А. Вербицкий).
Три типа мотивов характеризуют преимущественно учебную деятельность студентов:
- познавательная мотивация
- профессиональной мотивация
- мотивация достижения
Во время обучения в вузе формируется основа трудовой, профессиональной деятельности. Мотивация достижения уступает ведущую роль мотивации познавательной и особенно – профессиональной. «Усвоенные в обучении знания, умения, навыки выступают уже не в качестве предмета учебной деятельности, а в качестве средства деятельности профессиональной».
Однако результаты опросов показывают, что в технических вузах у половины студентов нет мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии. Поэтому перед преподавателем стоит ответственная психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает прежде всего необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность, умению полноценно учиться, общаться.
Подобная постановка вопроса требует определить учебные действия, необходимые для успешной учебы, программу их выполнения на конкретном учебном материале и четкую организацию упражнений коих формированию. При этом образцовое выполнение этих действий должен демонстрировать сам преподаватель.
На основе учебных действий формируются учебные умения студентов, к числу которых относятся:
- Быстро ориентироваться в большом объеме информации, самостоятельно анализировать информацию, выбирать главное
- Делать самостоятельные выводы, давать аналитическую оценку проблем
- Включать частные проблемы в проблемы более общие;
- Ставить плодотворные общие вопросы и формулировать проблемы
- Нестандартно подходить к уже известным проблемам;
- Выступать перед аудиторией, вести дискуссию
- Включаться в коммуникацию и взаимодействие
- Выполнять квазипрофессиональную деятельность, связанную с моделированием в учебных условиях профессиональной и научной деятельности;
- Анализировать ход своей мысли, собственную учебную и квазипрофессиональную деятельность
Существенным показателем студента как субъекта учебной деятельности служит его умение выполнять все виды и формы этой деятельности. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу (в большинстве случаев записывается только 18-20% лекционного материала).
Объект профессиональной деятельности педагогов профессионального ...
... следующих видов профессиональной деятельности: профессиональное обучение; производственно-технологическая деятельность; методическая работа; организационно-управленческая деятельность; научно-исследовательская работа; культурно-просветительская деятельность. Педагог профессионального обучения организует и проводит теоретическое обучение по общепрофессиональным и специальным учебным предметам, а ...
Так, по данным В.Т. Лисовского, умели выступать перед аудиторией только 28,8% студентов, вести спор 18,6%, давать аналитическую оценку проблем 16,3%. На материале конкретного социологического исследования было показано, что только 37,5% студентов стремились хорошо учиться, 53,6% не всегда старались, а 8% не стремились вообще к хорошей учебе.
Способы формирования эффективной учебной деятельности студентов:
- совместное обсуждение научных и научно-практических проблем преподавателями и студентами в ходе обучения,
- включение преподавателей и студентов в совместную научно-исследовательскую деятельность
- использование самостоятельной работы студентов, направленной на работу с информацией, постановку и решение научно-практических проблем,
- широкое использование активных методов обучения (деловых игр, групповых дискуссий, моделирования, творческих заданий)
- усиление практической направленности обучения, использования квазипрофессиональной деятельности в процессе обучения
- Совместная продуктивная деятельность преподавателя со студентами. Концепцию совместной продуктивной деятельности преподавателя со студентами и студентов друг с другом (сокращенно СПД) разработала профессор В. Я. Ляудис. Организация ситуации СПД предполагает четыре основных требования:
1) включение участников с самого начала обучения в творческую продуктивную деятельность;
2) совместное планирование учащимися и преподавателями системы промежуточных задач (творческих и репродуктивных), необходимых для движения к намеченному продукту, т.е. умение преподавателя направлять совместную деятельность не только на выполнение технологической работы, но и прежде всего на совместное формирование мотивационно-смысловой сферы;
3) такое сотрудничество в учебной деятельности, в котором каждый, ориентируясь прежде всего на смысловую ее сторону, мог бы определять свой вклад в эту деятельность;
4) закономерная перестройка по ходу обучения исходных взаимодействий по этапам: введение в деятельность; действия, разделенные между преподавателем и учащимися; имитируемые действия; поддержанные действия; саморегулируемые, а затем самопобуждаемые действия.
Стратегия СПД уже реализуется в преподавании многих дисциплин в школе и вузе: обучение письменной речи младших и старших школьников через введение в ситуацию сочинения сказок, историй и др.; обучение информатике старших школьников через включение социально значимых задач, обучение студентов чтению и пониманию сложных текстов и т.д.
Методические рекомендации к выполнению контрольной работы для ...
... произведения с романом «Обыкновенная история». 4. Один день из жизни Обломова. Портреты, деятельность и характеры посетителей Обломова. 5. Сон Обломова. Поэтический мир Обломовки. Эпическое содержание, ... текстов и использования этого знания в контрольной работе; 2. при условии использования студентом нескольких источников (статей, монографий, справочной и другой литературы) для раскрытия избранной ...
Опыт говорит о том, что, проектируя учебные ситуации в стратегии СПД, преподаватель стремится вовлечь в сферу внимания цели и смыслы учебно-профессиональной деятельности. Этому служит фаза введения в деятельность. Нацеливание не на собственное умение, а на совместно достигаемый результат деятельности приносит немедленное эмоциональное принятие задачи студентами. Добившись этого, педагог уже не боится идти на конфликтные ситуации, когда студенты (или значимая их часть) выбирают, к какого рода действиям они присоединяются (к новым, только что намеченным, или старым, апробированным в предыдущем опыте); будут ли они вместе с педагогом искать способы решения задач или займут пассивную позицию объекта управления; будут ли они действовать как партнеры, помогая друг другу, или индивидуально. Разумеется, здесь преподаватель применяет такие приемы, как поощрение, внимание, активизация сокровенных чувств и надежд, доверие, моральная поддержка и т.п.
Таким образом, основным объектом усилий преподавателя выступает не столько освоение учебного содержания, сколько развивающаяся учебно-профессиональная позиция студентов. Увязывая на всех этапах учебные и профессиональные цели (свои и студентов), цели овладения деятельностью в учебно-профессиональном партнерстве и усвоения норм социального взаимодействия, преподаватели обогащают план своей работы целями разных аспектов.