Формы работы с неблагополучной семьей

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ СЕМЬИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Сегодня очень остро стоит вопрос разработки оптимальной и психологически обоснованной методики оказания помощи семье. Именно семья в наше время переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический микросоциум семьи. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более уязвимы. Наиболее трудными случаями подбора форм оказания помощи являются неблагополучные семьи.

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжает направленно идти к полному краху.

Предлагаемая методика разработана специалистами МБУ «Центр социальной помощи семье и детям Октябрьского района г. Ижевска», опираясь на президентскую программу «Дети России», федеральную целевую программу «Развитие социального обслуживания семьи и детей» и на собственный опыт работы с неблагополучными семьями, в соответствии с ФЗ № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В своей работе Центр использует методику «Социального патронажа семьи в системе социального обслуживания». Соединив теорию с практикой работы с неблагополучными семьями, нами были получены положительные результаты в работе. Сделан вывод, что социальная и психологическая службы работая вместе, способны существенно изменить ситуацию в семье в лучшую сторону.

В своем первоначальном значении патронаттрактуется как покровительство, защита слабого сильным.

В современных условиях социальный патронат – это защитная покровительствующая система, которая устанавливается социальной службой в отношении лиц и семей, для оказания на них социально-психологического влияния и предоставления различных видов социальной помощи и поддержания семей, для дальнейшей их адаптации и социализации в общество, а также контроль за тем, как эти процессы протекают.

Поэтому социальный патронат рассчитан на семьи, которые испытывают кризис и неблагополучие долгое время и не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:

— социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;

— отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... Ее роль в обществе несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Семья, как уникальная общность людей, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие ... прав российских детей, реальное обеспечение их потребностей в области образования, здравоохранения, поддержка семей, помощь детям, попавшим в трудные жизненные обстоятельства. (вестник. россия без сирот) Одной из ...

— стремительное вхождение или реальная угроза попадания в маргинальную группу (например, где имеется угроза жизни детей, алкоголизм родителей).

Поэтому часто приходится вмешиваться в ситуацию без запроса самой семьи.

Цель патроната состоит в том, чтобы организовать и реализовать сотрудничество с семьей для поиска внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье.

Для эффективной работы с неблагополучной семьей необходимо организовать межведомственное взаимодействие со специалистами других учреждений и организаций. (ДОУ, ОУ, ДП, ОДН, ОПЕКИ и др.)

В нашем Центре такую роль выполняет Патронатный совет, который решает вопросы о виде и характере помощи семье. Работа такой Команды дает высокую эффективность и положительные результаты.

Работа с семьей строится поэтапно и по шагам. Предлагаем рассмотреть их по порядку.

Этап

Социальный патронаж.

Основные шаги этого этапа:

1. Сбор информации о семье от других субъектов (например, дети посещают ДОУ или ОУ наблюдаются в поликлинике).

2. Работа над мотивацией по принятию семьей помощи.

3. Установка договорных отношений с семьей.

Первый шаг является очень важным при работе с неблагополучной семьей. Специалисту по социальной работе приходится осуществлять интервенцию.

Цель интервенции войти в семью, расположить к себе, чтобы найти предпосылки для продуктивной работы.

У многих возникает вопрос, как правильно осуществлять интервенцию? Как пересечь «границы» семьи?

Идти в семью нужно с добрыми намерениями, не обучать с порога, не обличать, помнить, что для семьи — это норма существования, завоевать доверие (стать приятным этой семье), использовать технику малого разговора (увидеть позитивные моменты, похвалить, подметить зону компетенции семьи), использовать технику вербализации чувств (спросить про чувства).

Магия взаимодействия с семьей происходит по крупице. Первый визит дает возможность специалисту по социальной работе определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Обычно в этих семьях имеется комплекс проблем:

— трудоустройство;

— долги за жилье;

— психологические проблемы;

— материальные проблемы;

— проблема зависимости от алкоголя;

— заболевание детей.

Нащупав мотивацию, можно перейти к предложению о сотрудничестве, когда члены семьи дают согласие на совместную работу. Но это идеал, а в жизни часто бывает так, что первые два шага могут растянуться на более длительное время. В семье, где мотивация слабая или семья деградировала, применяются кардинальные меры (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка).

7 стр., 3488 слов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА социальная педагогика

... Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равные партнеры, изгой, маргинал). Школа действует как ... отличие от семьи позволяет понять значение формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, ...

Специалисту по социальной работе приходится брать на себя выполнение различных ролей, в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед ним – это собеседник, помощник, учитель, организатор, руководитель, посредник, защитник, советник и так далее. Казалось бы, самое простое решение отказаться работать с лицами, не имеющими достаточной мотивации. В таких случаях можно воспользоваться терапией реальности, то есть отказаться на время от своих установок, при невозможности изменить обстоятельства. Это означает, что такой семье поначалу необходимо помочь хоть чем-то. Даже небольшая, но реальная помощь может оказаться очень эффективной.

Следует учитывать такой феномен, как эффект первой встречи. В этом случае мотивация может появиться и оформиться именно благодаря доверию к данному человеку, которое начинает проецироваться на службу и помощь в целом. Есть семьи нежелающие помощи от службы, это следует трактовать столь же серьезно, как и любую другую установку. Необходимо отнестись к ней с пониманием, но одновременно показать клиенту, что социальный работник не заинтересован работать на благо семьи против ее воли, обстоятельно и серьезно объяснить суть и возможности социальной и психологической работы. Если семья видит, что ей не стремятся помочь любой ценой, то начинает постепенно менять свое мнение, и тогда находятся предпосылки для возникновения продуктивного контакта. Каких-либо специальных методов для проведения работы по мотивации клиентов из группы риска не существует. Все, что приходится делать специалистам по социальной работе – это подбадривать и поддерживать. Но результаты в работе в основном достигаются, когда специалисты упорно и долго работают именно над мотивацией клиентов.

Диагностика или анализ проблем.

Основные шаги этого этапа:

1. Классификация проблем каждой семьи.

2. Работа Патронатного совета.

По актам обследования проводится классификация проблем семьи с учетом фактора, к какой группе риска относится семья с целью выработки необходимой реабилитационной программы.

— Первую группу образуют семьи с социально-демографическими проблемами:

* многодетные,

* неполные,

* с приемными, опекаемыми детьми,

* с недееспособными родителями (детьми),

* с низким социально-экономическим укладом жизни (малообеспеченные, безработные, бедные, неимущие).

— Ко второй группе относятся семьи с социально-психологическими проблемами: испытывающие психологические и социальные кризисы, трудности в межличностных отношениях, в которых нарушаются права членов, не способных постоять за себя, применяется физическое и психическое насилие.

— Третью группу составляют семьи с социально-педагогическими проблемами (например, где взрослые не справляются с выполнением родительских функций, из которых дети самовольно уходят или даже убегают).

— Четвертую группу образуют семьи с проблемами социально-криминагенного характера (например, где имеется угроза жизни детей, отмечаются деградация родителей, аморальное поведение, алкоголизм, наркомания и пр.).

Раз в неделю собирается Патронатный совет, на котором присутствуют специалист по социальной работе, юрист, психолог, социальный педагог, заведующие отделениями, зам. директора по социальным вопросам. Это объединение разных специалистов называется командой. Команда действует, как творческая группа. Патронатный совет обсуждает и оценивает действия, реализуемые специалистами по социальной работе в отношении проблемной семьи, затем выбирает дальнейшее направление работы, и составляет план реабилитационных мероприятий по оказанию социально-психологической помощи конкретной семье. При необходимости приглашаются соц. педагог школы или детского сада, врач детской поликлиники и др. специалисты с целью расширения ресурсного пространства при оказании помощи семье, а также более полной диагностики семейной системы и выработки единого подхода в работе.

5 стр., 2046 слов

Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися ...

... резервы, и характер, и большинство моральных принципов. Одним из направлений социальной работы является помощь детям и подросткам, находящимися в трудной жизненной ситуации. Актуальность проблемы ... детей остаются низкими: расширение масштабов бедности российских семей; ухудшение здоровья детей и подростков, рост числа социально обусловленных и социально значимых заболеваний детей (в том числе ...

Осуществление запланированных преобразований.

Главной задачей этого этапа является, не только взять на социальный патронат семью, а научить семью самостоятельно обращаться в Центр, к специалистам (т.е. приучить к Центру).

Основные шаги этого этапа:

1. Работа специалистов по составленному плану мероприятий по оказанию различных видов помощи семье (консультации юриста, психолога, специалиста по социальной работе, приглашения в клубы, группы самопомощи и поддержки т.д.).

2. Контрольные выходы в семью (соц. психологический, соц. педагогический, соц. правовой патронаж с целью контроля за происходящими изменениями).

3. Индивидуальные беседы с каждым из членов семьи по любой проблеме как в Центре так и на дому.

4. Ходатайства, содействие в решении различных проблем семьи, а также другие виды социальной помощи (материальная, помощь в трудоустройстве, помощь в оформлении опеки).

5. Защита прав и интересов семьи перед официальными и властными структурами.

6. Сотрудничество со специалистами других ведомств по вопросам помощи семье (отдел по делам семьи, отдел опеки и попечительства, отдел социальной защиты, отдел по делам молодежи, комиссия по делам несовершеннолетних при Администрации района, служба занятости, служба заказчика, медицинские учреждения, школы района, детские сады, училища, специальные учреждения, правоохранительные органы).

Формы работы с неблагополучной семьей

1. «Семейная гостиная» — встреча за круглым столом со специалистами Центра и обсуждение схожих проблем семей. Гостиная предполагает камерность, а чаепитие располагает к непринужденному, откровенному разговору. Обязательно присутствуют социальные работники, ведущие семью и узкие специалисты.

2. «Родительские университеты» — беседы и лекции по вопросам детско-родительских отношений, воспитания и семейного законодательства. Количество человек неограниченно.

3. Тренинги для родителей: «Воспитание на основе здравого смысла», «Как поссориться, чтобы не поругаться».

4. Группа творческой реабилитации детей и подростков. Количество детей 10-15 человек, проводят социальный педагог в паре с психологом.

5. Группы «Возрождение» и «Подснежник» (анонимные группы взаимопомощи зависимым от алкоголя, и живущим в алкогольных семьях, работают по программе «12 шагов»).

15 стр., 7003 слов

Проблема группы в социальной психологии

... интерес к ней настолько велик, что всю традиционную социальную психологию рассматривают как социальную психологию малых групп. Малая группа является начальной ячейкой человеческого общества и первоосновой всех ... может быть своеобразным "ответом" личности на ослабление привязанности между членами своей семьи. При этом силы, побуждавшие индивида к такому участию, являются не столько политическими, ...

6. Семейный клуб «Очаг» — активный семейный досуг в выходной день помогает родителям лучше узнать своего ребенка, воспитывает в семье активную жизненную позицию.