ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ПЛАН:

1. Компоненты

психологической

готовности к обучению.

2. Факторы и группы риска.

3. Адаптация к школе.

  • «Школьная зрелость" — это достижение такой ступени нервно-психического развития, когда ребенок становится способен принимать участие в школьном обучении в коллективе сверстников без ущерба для своего физического и психического здоровья; может овладевать знаниями, умениями, навыками и поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы.
  • 5 — 5 с половиной лет — около 80%не готовы к школе.
  • В 6 лет — 51%,
  • В 6 с половиной лет — 32%.
  • В 7-летнем возрасте число не готовых к школе детей снижается до 13%.

Компоненты психологической готовности к обучению

Личностная готовность

Интеллектуальная готовность

  • 1. Определенный запас знаний об окружающем мире.
  • 2. Развитие восприятия.
  • 3. Развитие наглядно-образного мышления.
  • 4. Умение обобщать и дифференцировать предметы.
  • 5. Развитие речи, фонематического слуха.

Двигательная готовность

  • 1. Развитие мелкой моторики.
  • 2. Развитие крупных движений (рук, ног, всего тела).

Развитие предпосылок к учебной деятельности

16 стр., 7694 слов

Технология обучения социокультурному компоненту письменной речи в профильной школе

... к обучению письменной речи в профильной школе 3. Социокультурный компонент в обучении речевой деятельности Глава 2 Технология обучения социокультурному компоненту письменной речи  в профильной школе 1 ... и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общение в письменной форме и добиваться взаимопонимания с носителями иностранного языка, а также развитие и воспитание ...

  • 1. Умение внимательно слушать и точно выполнять последовательные указания взрослого.
  • 2. Умение самостоятельно действовать по заданию.
  • 3. Умение ориентироваться на систему условий задачи, преодолевая отвлечения на побочные факторы.

ФАКТОРЫ РИСКА

Деятельность и общее развитие

  • неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий даже с помощью взрослых
  • хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых
  • трудность работы без отвлечений даже в течение 5−7 минут
  • явно отрицательная реакция на неудачу;
  • низкий запас сведений, знаний
  • трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления
  • низкий уровень развития памяти

Уровень речевого развития

  • бедный запас слов
  • плохое умение грамотно строить предложения
  • трудности артикуляции
  • нарушения звукопроизношения
  • затруднения звукобуквенного анализа

Развитие координации движений и графических умений

  • неловкость при выполнении задания
  • неспособность выполнить задание
  • низкий уровень координации движений пальцев
  • неспособность чертить вертикальные и горизонтальные линии
  • неровность, нечеткость штрихов
  • тремор (дрожание рук)

Зрительное восприятие

6 стр., 2778 слов

Развитие умения общения с детьми

... воспитательных стратегий, а также посильное участие в программах развития ребёнка. Развитие умения общения с детьми 1. Изменение поведения взрослого и его отношения ... и уровень развития ребёнка, пытаясь продублировать педагогические воздействия собственных родителей); · барьер «дидактизма» (вы постоянно пытаетесь поучать детей). Совершенствуйте коммуникативные умения ваших детей: · если ребёнок ...

  • затруднения и ошибки при выделении отличительных особенностей фигур и их сочетаний
  • неточность копирования (нарушение соотношений элементов фигур, направления штрихов, размерности, наклона и т. п.)

Г. Г. Кравцов и Е. Е. Кравцоваизучили динамику формирования пониженной обучаемости и возможностей ее изменения у старших дошкольников и первоклассников и выявили следующиеособенности таких детей:

  • недостаточная самостоятельность мышления;
  • чрезвычайная затруднительность в абстрагировании существенных признаков усваиваемого материала и обобщения их в понятия;
  • малая осознанность интеллектуальной деятельности;

недостаточная гибкость интеллекта.

Чаще всего к группе риска относятся:

  • дети с задержкой или нарушениями развития речи;
  • дети с задержкой или нарушениями двигательного развития, зрительно-моторных координаций или пространственного восприятия;
  • медлительные дети;
  • леворукие дети;
  • дети с нарушениями нервно-психической сферы.

Чтобы период адаптации ребенка к школе прошел спокойнее, необходимо следующее:

  • Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  • За месяц до школы измените режим для малыша.
  • Познакомьте ребенка со школой и учительницей.
  • Психологически готовьте к школе.
  • Создайте условия для развития интеллекта.
  • Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно.
  • Поощряйте общение со сверстниками.
  • Учите ребенка управлять эмоциями.
  • Подавайте ребенку пример «взрослого» поведения.
  • Привлекайте ребенка к обсуждению различных «взрослых» проблем.
  • Будьте готовы принять точку зрения малыша и согласиться с ним.
  • Будьте последовательны в своих требованиях.
  • Отвечайте на вопросы ребенка.
  • Реально оцените возможности ребенка.
  • В начальный период обучения не загружайте малыша различными развивающими занятиями.
  • Нельзя полностью полагаться на самостоятельность ребенка, но в то же время всё делать за него.
  • Проявляйте интерес к школьным делам.
  • Стремление ребенка делать всё в точности, как сказал учитель, ложно быть принято с пониманием.
  • Нельзя сетовать и опасаться по поводу несовершенства учителей и школьных программ.
  • Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения.
  • Следите за состоянием здоровья.
  • Будьте рядом с ребенком, покажите, что вы понимаете и цените его, уважаете его достижения и можете помочь в случае неудачи.
  • Поощряйте даже самый маленький успех ребенка на пути достижения цели.

ВЫВОД:

16 стр., 7520 слов

Развитие предметно-практической деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи

... глубоко умственно отсталых детей. М., 1983. . Чевелёва Н.А. Развитие речи детей в процессе ручной деятельности в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи. М., 1961 ... и проведение мероприятий по максимальному их привитию у детей-инвалидов. Развитие и восстановление независимости (самостоятельности), социально-трудовая адаптация: эрготерапия (работа с глиной, шитье ...

Главную роль в психологической готовности к школе, по мнению многих отечественных психологов, играет мотивационная зрелость ребенка.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector