Контрольная работа
Психологическая устойчивость
Содержание
Введение
.Психологическая устойчивость (терминология и факторы)
.Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости
.Диагностика психологической устойчивости
.Психологическая устойчивость в практической психологии
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современная жизнь человека наполнена различными событиями — это нормативные жизненные изменения, происходящие с большинством людей и чрезвычайные ситуации, не прогнозируемые и чаще всего нежелательные для общества и личности. Наряду с этим, количество нормативных стрессоров в жизни человека величина относительно постоянная, а так же обусловленная индивидуальными жизненными ситуациями [1]. Количество же внешних, непрогнозируемых стрессов, связанных с техногенными, промышленными, природными катастрофами постоянно увеличивается.
Несмотря на вид и источник происхождения каждое из вышеназванных событий вызывает у человека стресс и обладает своим значением по «шкале вреда» наносимого личности. Например, чрезвычайные ситуации техногенного характера, в отличие от ситуаций природного характера, переживаются большинством людей более тяжело; пережитые в детском возрасте чрезвычайные ситуации могут стать причиной психологических трудностей, физических и психических заболеваний в последующем [4]. В связи с этим, именно психологическая устойчивость личности становится необходимым условием сохранения физического, психического и психологического здоровья вне зависимости от пола и возраста человека.
В отечественной психологии проблема психологической устойчивости, трудных и экстремальных жизненных ситуаций разрабатывается такими авторами как Ю.В. Щербатых, Д.А. Леонтьев, Н.В. Гришина, К. Муздыбаев, Т.Л. Крюкова, Л.В. Куликов, И.П. Шкуратова и другими.
Вопросы психологической устойчивости личности имеют огромное практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности [2].
Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.
1. Психологическая устойчивость (терминология и факторы)
Волевые процессы личности человека
... Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого ... считать волевым. «Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и ...
Слово «устойчивый» во многих языках мира означает «стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий». В «Cловаре синонимов русского языка» дается два синонима этого слова: «стабильность, равновесие» [8].
Термин stability переводится как: 1) устойчивость, стабильность, состояние равновесия; 2) постоянство, твердость; а mental stability — психическая стабильность (устойчивость) [5].
В словаре А. Ребера [7] «устойчивый» понимается как характеристика индивида, поведение которого относительно надежно и последовательно. Его антоним — термин «неустойчивый», имеющий в психологии несколько значений. Два основных таковы: 1) «неустойчивый» — это индивид, демонстрирующий беспорядочные и непредсказуемые модели поведения и настроения; 2) «неустойчивый» — это индивид, склонный демонстрировать невротические, психотические или просто опасные для других модели поведения. Во втором значении этот термин используется как своего рода неформальный психиатрический диагноз.
В устойчивость входит стабильность функционирования, надежность в профессиональной деятельности. Уровень психологической устойчивости личности, так или иначе, проявляется и в ее трудовой деятельности, в надежности работника, профессионала. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом полноценного переживания самореализации, что влияет на удовлетворенность жизнью в целом, на настроение и психологическую устойчивость.
Сниженная стойкость приводит к тому, что, оказавшись в ситуации риска (ситуации испытаний, ситуации потерь, ситуации социальной депривации и т.д.) человек преодолевает ее с негативными последствиями для психического и соматического здоровья, для личностного развития, для сложившихся межличностных отношений.
Психологическую устойчивость личности можно рассматривать как сложное качество личности, синтез отдельных качеств и способностей. Насколько она выражена — зависит от множества факторов. Это довольно большой перечень факторов, относящихся к личностным особенностям и социальной среде.
Факторы психологической устойчивости личности.
Факторы социальной среды: факторы, поддерживающие самооценку; условия, способствующие самореализации; условия, способствующие адаптации; психологическая поддержка социального окружения (эмоциональная поддержка близких, друзей, сотрудников, их конкретная помощь в делах и т. п.).
Личностные факторы: Отношения личности (в том числе к себе): оптимистическое, активное отношение к жизненной ситуации в целом; философское (иногда, ироничное) отношение к трудным ситуациям; уверенность, независимость в отношениях с другими людьми, отсутствие враждебности, доверие другим, открытое общение; терпимость, принятие других такими, какие они есть; чувство общности (в адлеровском смысле), чувство социальной принадлежности; удовлетворяющий статус в группе и социуме, устойчивые, удовлетворяющие субъекта межличностные роли; достаточно высокая самооценка; согласованность Я-воспринимаемого и Я-желаемого (Я-реального и Я-идеального);
Сознание личности: вера (в разных ее формах — вера в достижимость поставленных целей, религиозная вера, вера в общие цели); экзистенциальная определенность — понимание, ощущение смысла жизни, осмысленность деятельности и поведения; установка на то, что можешь распоряжаться своей жизнью; осознание социальной принадлежности к определенной группе.
Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...
... психофизиологические свойства, морально - психологические качества) и уровень подготовленности к данному виду деятельности. Объективные факторы делятся на две группы: аппаратурные (определяемые особенностями функционирования техники) и средовые (зависящие ...
Эмоции и чувства: доминирование стеничных позитивных эмоций; переживание успешности самореализации; эмоционально насыщение от межличностного взаимодействия, переживание чувство сплоченности, единства.
Познание и опыт: понимание жизненной ситуации и возможность ее прогнозирования; рациональные суждения в интерпретации жизненной ситуации (отсутствие иррациональных суждений); адекватная оценка величины нагрузки и своих ресурсов; структурированный опыт преодоления трудных ситуаций.
Поведение и деятельность: активность в поведении и деятельности; использование эффективных способов преодоления трудностей.
В этом списке перечислены положительные полюсы качеств и факторов, влияющих на психологическую устойчивость. При наличии этих факторов (положительных полюсах качеств) сохраняется благоприятное для успешного поведения, деятельности и личностного развития доминирующее психическое состояние и повышенное настроение. При неблагоприятном влиянии доминирующее состояние становится негативным (апатия, уныние, депрессивное состояние, тревога и т.д.) [2].
Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях.
. Жизнестойкость личности как фактор психологической устойчивости
Одним из факторов психологической устойчивости в современной психологической науке называют — «жизнестойкость личности».
Понятие «жизнестойкость» было введено С. Мадди и С. Кобейса разрабатывалось на пересечении экзистенциальной психологии, психологии стресса и психологии совладающего поведения. Д.А. Леонтьев, принимая во внимание междисциплинарный подход, считает, что данное свойство личности характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности [3].
Необходимо обозначить компоненты, составляющие понятие «жизнестойкость» — это:
Вовлеченность (commitment) — уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем.
Контроль (control) — убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д.
Принятие риска (challenge) — вера в то, что стрессы и перемены — это естественная часть жизни, что любая ситуация — это как минимум ценный опыт, который поможет развить себя и углубить свое понимание жизни [3].
Психолого-педагогическое исследование личности с использованием ...
... сделать вывод, что продуктивность внимания у меня средняя, а устойчивость внимания высокая. 2. Методика определения объема кратковременной зрительной памяти Цель исследования определение объ ... что у меня сильная нервная система. 6. Оценка темперамента по методике А. Белова продуктивность внимание устойчивость темперамент Цель – охарактеризовать интегральный темперамент. «В нижеприведенных « ...
Исследования взаимосвязи жизнестойкости с другими личностными составляющими выявляют широкий их круг: чувство связности, оптимизм, устойчивость, самоэффективность, увлеченность деятельностью; вместе с тем: низкая тревожность, значимые обратные корреляции с вероятностью психосоматических заболеваний, культурного шока, посттравматических расстройств, депрессии и т.д. [3].
Жизнестойкость личности поддается измерению. В настоящее время заинтересованными исследователями используется тест «Жизнестойкость личности», разработанный С. Мадди и С. Кобейса в переводе на русский язык Д. Леонтьева.
Современная отечественная наука исследует жизнестойкость личности во взаимосвязи с профессиональной деятельностью педагогов и психологов, сотрудников МЧС и других силовых ведомств. Вместе с тем остается малоизученным вопрос об исследовании и разработке методов повышения этого важного компонента личностной структуры обычного человека, находящегося в трудной жизненной ситуации.
психологический устойчивость жизнестойкость
3. Диагностика психологической устойчивости личности
Психологическую устойчивость личности возможно измерить с помощью тестовых методов (опросники, анкетирование).
Методы диагностики исследуют психофизиологические и психологические составляющие устойчивости. Ряд методик используемых в повседневной работе практических психологов, представляют особый интерес.
Тест «Психологическая устойчивость» Л.В. Куликова. Тест предназначен для первоначального выявления признаков психологической устойчивости, позволяет выявить отдельные личностные нарушения, а также оценить вероятность их развития и проявления в поведении и деятельности человека.
Тест «Жизнестойкость личности» При создании опросника жизнестойкости авторы отобрали 6 шкал разных тестов (Теста отчуждения С. Мадди, Калифорнийского теста оценки целей в жизни М. Хана, Теста личностных особенностей Д. Джексона, Теста на локус контроля Дж. Роттера), содержательно соответствующих компонентам вовлеченности, контроля и принятия риска. В ходе апробации были отобраны наиболее валидные и надежные пункты. Исходный англоязычный вариант опросника жизнестойкости (The Personal Views Survey III-R) состоит из 18 пунктов, включающих прямые и обратные вопросы и охватывающих все три шкалы опросника (вовлеченность, контроль и принятие риска).
В третью, окончательную на сегодняшний день версию опросника вошли наиболее валидные и надежные пункты, причем пункты считались внутренне валидными, если они предсказывали развитие соматических заболеваний в стрессовой ситуации в течение года после измерения жизнестойкости (Maddi, 1998 b).
Исследования С. Мадди и его коллег (Maddi, Khoshaba, 2001) подтвердили надежность согласованность опросника.
Методика выявление нервно-психической устойчивости человека
Методика позволяет практическому психологу комплексно осуществлять диагностику, прогнозирование и профилактику нервно-психической неустойчивости различных категорий сотрудников. Она объединяет «батарею » частных методик, включающих в себя:
Юмор и стили реакции личности на критическую ситуацию
... оценивают и комментируют материалы), «потребители». Психологическому исследованию через анализ вербальной продукции ( ... с афазией и др. расстройствами психической деятельности (Цветкова Л.С., 2002). Задача: ... глобальных по своему индивидуальному значению ситуациях. Четвертую подгруппу, участвующую и в ... утверждать, что помимо изучения защитных механизмов личности и невротических реакций, юмор может ...
методику ШСНД (шкала самооценки нервной депрессии);
методику «Прогноз»;
методику САН (самочувствие, активность, настроение);
методику ШС (шкала самооценки (Спид6ергера-Ханина);
методику ЛД (личностный дифференциал);
методику ЛШПТ (личностная шкала психической тревожности).
Методика дает возможность измерить уровни тревожности, депрессии, самоуважения, удовлетворенности собой, определять состояние фрустрации, подавленности, личностного дискомфорта и другие виды астеничных эмоциональных переживаний человека. Достоинством методики является то, что кроме непосредственной диагностики различных типов нервно-психической неустойчивости она позволяет прогнозировать и предупреждать данные нежелательные явления в период скрытой (латентной) фазы их развития. Особая значимость методики состоит в том, что при правильном подходе она поможет в профилактике конфликтных ситуаций, связанных с феноменами отклоняющегося поведения.
Методика определения уровня нервно-психической устойчивости «Прогноз» и «Прогноз 2». Опросник, разработанный в Ленинградской Военно-медицинской Академии в 1985 году В.Ю. Рыбниковым и предназначенный для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Основная цель методики — определение уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе. Опросник позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека, особенно при усложнении внешней ситуации. Методика особенно информативна при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, где к человеку предъявляются повышенные требования.
Методика «Уравновешенность нервной системы». Методика позволяет путём анализа ответов на вопросы анкеты определить выраженность свойств нервной системы (уравновешенность).
Методика «Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога»
Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Таким образом, диагностические методики исследующие устойчивость личности представляют собой в основном варианты опросников и исследуют сознательную самооценку испытуемым изучаемого качества. Вместе с тем наблюдается дефицит проективных методов исследования, которые опирались бы на данные неосознаваемых частей личности человека и возможно давали бы более объективную информацию.
Влияние депривации на психическое развитие личности в детском возрасте
... определить психологическое содержание понятия «психическая депривация»; 3. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы определить основные психические потребности, необходимые для развития и формирования полноценной личности в ... зависимость от нее – это больше, чем привязанность к конкретному человеку. Это стремление оказаться в ситуации, в которой ребенок любим и окружен заботой и еще ...
. Психологическая устойчивость в практической психологии
Любой человек хотя бы раз в жизни нуждался в изменении своего психологического состояния в кратчайшие сроки для сохранения психологической устойчивости. Люди стремятся это сделать с помощью различных нехитрых средств, способствующих улучшению своего состояния. Кто-то, например, предается воспоминаниям о положительных событиях, произошедших в жизни, кто-то пытается дышать глубже и медленнее. Каждый ищет «свой» способ, и кто-то находит его самостоятельно. Как правило, одного способа не достаточно, лучше иметь в наличии несколько. Ведь ситуации бывают разными, а соответственно и способы самопомощи различны. Если вы применили «свой» способ в определенной ситуации, и он вам помог, это не означает, что в другой ситуации тот же способ даст ожидаемый результат.
Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им обрести психологическую устойчивость и успокоиться если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали.
Такая неспособность человека регулировать свое настроение может отрицательно сказаться не только на взаимоотношениях с окружающими, но и на качестве выполнения профессиональных обязанностей.
Более того, длительное пребывание во власти негативных эмоциональных состояний (состояние ожидания, тревоги, неизвестности, вины, неудовлетворенности, злости и т.д.), неумение снизить остроту переживания неблагоприятных воздействий чревато еще и тем, что оказывает разрушающее воздействие на организм, физическое и психическое состояние [9].
Еще в древности была замечена связь между эмоциями человека и его физическим состоянием. Считалось, например, что необходимость постоянно сдерживать эмоции разрушает сердце; зависть и злость — поражают органы пищеварения; печаль, уныние, тоска — ускоряют старение. Нервные длительные нагрузки способны разрушить самый крепкий организм, поэтому каждому крайне важно уметь вовремя отследить воздействие стрессогенных факторов, быстро и эффективно «разрядить» возникшую психическую напряженность, снять негативное эмоциональное состояние, снизить болевые ощущения.
Существуют классификации методов нейтрализации стресса позволяющих занять более психологически устойчивое положение при столкновении с трудной жизненной ситуацией. Одна из наиболее распространенных классификаций разделяет методы уменьшения стресса так:
.Физические методы — воздействие высокими и низкими температурами, светом различного спектра и т.д.
.Биохимические методы — фармакологические препараты, лекарственные растения, ароматерапию.
.Физиологические методы — непосредственное воздействие на физиологические процессы в организме, в частности на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические упражнения, мышечную релаксацию, дыхательные техники, метод биологической обратной связи (БОС — это метод саморегуляции человека который позволяет непосредственно наблюдать за собственными физиологическими показателями и сознательно влиять на них).
Методы исследования личности
... 1. Закономерности внутренней психологической деятельности. Методы исследования личности 1.1 Психологическая теория деятельности и возможности индивидуального сознания Обычно адекватность психологической теории оценивается либо ... скорее, частную (индивидуальную), чем субстанциональную интерпретацию - "деятельность человека". Это привело к возникновению достаточно противоречивых представлений о ее ...
.Психологические методы — рациональная психотерапия (наиболее часто встречающийся метод работы, основанный на рациональных убеждениях человека), диссоциирование от стресса (мысленное изменение неприятных событий), визуализация (использование позитивных образов, путях позитивного выхода из ситуации и т.д.), НЛП (нейролингвистическое программирование — формирование условного рефлекса перехода негативного переживания в позитивное путем использования речи и определенных фраз), медитация как метод уменьшения стресса, тренинг повышения коммуникативной компетентности и совершенствования поведенческих навыков, тренинг жизнестойкости личности (формирование жизнестойких убеждений) и другие [9].
Вместе с тем комплексный подход, включающий использование в определенной части методов из всех частей классификации в работе над формированием или поддержанием психологической устойчивости личности является наиболее желательным и эффективным.
Важно отметить, что работа по поддержанию психологической устойчивости личности может быть как экстренной (в ситуации острой психической травмы) так и превентивной (профилактической).
Экстренную психологическую помощь в случае масштабных массовых бедствий, катастроф оказывают такие экстренные службы как Центр экстренной психологической помощи МЧС России и его филиалы по все стране, экстренные телефоны доверия (молодежи, детей и т.д.).
Стационарные городские, краевые и коммерческие психотерапевтические и психологические центры и службы оказывают такого рода психологическую помощь по индивидуальному запросу человека.
Целенаправленную превентивную работу по сохранению и укреплению психологической устойчивости осуществляют силовые ведомства МВД, МЧС и другие по отношению к собственным сотрудникам, где эта работа является обязательной, учитывая сложный (стрессогенный) и напряженный характер профессиональной деятельности.
Заключение
В заключение необходимо отметить, что психологическая устойчивость является чрезвычайно важной частью личностной структуры человека. Количественная и качественная характеристика формируется, вероятно, начиная с детского возраста, когда человек проходит кризисы взросления, являющиеся нормативными стрессорами, и оказывает непосредственно влияние на всю жизнедеятельность человека.
В повседневном масштабе жизни каждой отдельной личности случаются такие ситуации, которые на житейском языке называют: горе, беда, несчастье. Человек, не всегда успешно проживает их даже в ситуации нормативного стресса и с трудом адаптируется или вообще не адаптируется к новой жизненной ситуации.
Психологическое явление трудовой деятельности человека
... работы. Особенности физиологических и психологических процессов в трудовой деятельности человека ... в нестандартных ситуациях при ... человека за ошибки в труде, растет его напряженность, а следовательно, возрастают требования к эмоциональной устойчивости ... психологические особенности трудовой деятельности в целях повышения производительности труда и формирования профессионально важных качеств личности. ...
Вместе с тем, психологическая устойчивость по данным науки является изменяемым фактором, на который можно воздействовать психологическими методами (консультирование, тренинги, упражнения, занятия).
Таким образом, необходима целенаправленная психологическая работа с людьми разного возраста по развитию и поддержанию психологической устойчивости как важного адаптационного механизма личности.
Профессионализм психолога, к которому обращаются за помощью люди, испытывающие проблемы с психологической устойчивостью, позволяют ему распознать факторы и причины неустойчивости, подобрать адекватные и эффективные методы помощи. При этом в круг задач психолога должны входить не только терапевтическая (экстренная) но и психопрофилактическая работа, чтобы в будущем его клиент стал более психологически устойчив и сам смог справляться со своим состоянием в ходе преодоления трудных жизненных обстоятельств.
1.Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека.- СПб.: Изд-во СПбГУ 2006г. — 382 с.
.Куликов Л.В. Психогигиена личности: Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учебное пособие. СПб., 2004. с. 87-115.
.Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
.Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2005 г. — 960 с. — «Справочник практического психолога».
.Никошкова Е.В. Англо-русский словарь по психологии. М., 1998.
.Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под редакцией Р.Корсини, А. Ауэрбаха. — СПб.: Питер 2003. — 1096 с.: ил.
.Ребер А. Большой толковый психологический словарь. М., 2000.
.Словарь синонимов русского языка /Ред. Л.А. Чешко. — М., 1986.
.Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2012. — 256 с.