Психологическая подготовка спортсмена
Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-педагогических мероприятий и условий спортивной деятельности и жизни спортсменов, направленных на формирование психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и участия в соревнованиях.
Психологическую подготовку принято делить на общую и специальную.
Общая психологическая подготовка направлена на развитие и совершенствование у спортсменов психические функции и качества, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства.
Задачи:
- обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной деятельности;
- формирования умения быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.
Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе тренировок. Она проводится параллельно с технической, тактической подготовкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет задания с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности.
Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.
Задачи:
- Формирование уверенности спортсмена в своих силах;
- Воспитание стремления до конца бороться за достижение намеченной цели;
- Формирование умения оптимизировать уровень эмоционального возбуждения;
- Воспитание высокой степени устойчивости к различным неблагоприятным внешним и внутренним влияниям;
- Воспитание способности произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.
Компонентами психологической подготовки являются:
— психические качества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой;
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... при различных формах проявляются по-разному. Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический ... отражается на интеллектуальной продуктивности. Психотравмирующие условия воспитания способствуют формированию таких характерологических особенностей, как робость, боязливость, неуверенность. Это ...
— свойства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях;
— высокий уровень работоспособности и психической деятельности в сложных условиях тренировки и соревнований;
— стабильные положительные психические состояния, проявляемые в этих условиях.
К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся;
- тонко развитые мышечные ошущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения;
- «чувства» времени, ритма, темпа, расстояния, способность ориентироваться в пространстве;
- высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение);
- совершенная идеомоторика;
- оперативная память;
- быстрота и точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.).
- способность к мгновенному анализу поступающей информации о действиях противников и принятию адекватного обстановке решения, гибкость мышления и др.
Специфика вида спорта предъявляет различные требования к качествам и структуре психологической подготовленности спортсмена. Так, спортсменам, специализирующимся в боксе, борьбе, метаниях, тяжелой атлетике, спринтерских дистанциях видов спорта циклического характера, присущи такие качества, как склонность к лидерству, независимость, высокий уровень мотивации, склонность к риску, умение сконцентрировать в нужный момент все свои силы и отдать их для победы. Но одновременно им часто свойственны недоверчивость, стремление избежать подчиненной роли, упрямство, склонность к конфликтам.
Для спортсменов, специализирующихся на длинных дистанциях, характерны активность, способность к перенесению высоких нагрузок, умение подчинять личные интересы общественным, отсутствие мнительности. Однако они нередко недостаточно уверены в собственных силах, нуждаются в лидере, склонны к своеобразным поступкам и суждениям.
Спортсменов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, сложнокоординационных видах спорта, отличают эффективное зрительное восприятие, быстрота сенсомоторного реагирования и оперативного мышления, широкое распределение, быстрое переключение и устойчивость внимания, сообразительность, настойчивость, решительность, смелость, быстрота и точность сложных двигательных реакций, легкость образования и перестройки двигательных навыков.
Психологическая подготовка к тренировочному процессу
Психологическая подготовка включает:
- формирование мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности;
- воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте;
- совершенствовании специфических психических возможностей.
Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.
Уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет
... Н.Ф. Сингина, И.Н. Еремеева, 1999;И.А. Жаворонкова, 2007). [1,16,32] Цель исследования - определить уровень владения техникой спортивно-бальных танцев у спортсменов 6-7 лет. Задачи исследования: 1. Изучить тренировочный ... у них остаются общими. К технике спортивно бальных танцев относится не только форма движения (направление, амплитуда, темп), но и его качество, сущность - чередования усилий, смена ...
В качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.
Способы формирования мотивации:
- постановка далеко отставленных целей,
- формирование и поддержание установки на успех,
- оптимальное соотношение поощрений и наказаний,
- эмоциональность тренировочных занятий,
- развитие спортивных традиций,
- принятие коллективных решений,
- особенности личности тренера.
Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.
Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.
Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.).
Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой).
Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.
Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициативность и самостоятельность, выдержка и самообладание.
Целеустремленность выражается в способности ясно определять ближайшие и перспективные задача и цели тренировки, средства и методы их достижения. Для реализации этих планов большое значение имеют оценка достигнутых результатов, контроль тренера и самоконтроль.
Настойчивость и упорство означают стремление достичь намеченной цели, энергичное и активное преодоление препятствия на пути к достижению цели. Эти волевые качества связаны с обязательным выполнением задач тренировок и соревнований, совершенствованием физической, технической и тактической подготовки, соблюдением постоянного строгого режима. Спортсмен должен посещать все тренировки, быть трудолюбивым, не снижать своей активности из-за утомления и неблагоприятных условий, до конца бороться на соревнованиях.
Инициативность и самостоятельность предполагают творчество, личный почин, находчивость и сообразительность, умение противостоять дурным влияниям. Спортсмен должен уметь самостоятельно выполнять и оценивать физические упражнения, готовиться к очередным тренировкам, анализировать проделанную работу, критически относиться к суждениям и действиям товарищей, исправлять свое поведение.
Решительность и смелость есть выражение активности спортсмена, его готовности действовать без колебаний, Эти качества подразумевают своевременность, обдуманность принятых решений, хотя а отдельных случаях спортсмен может идти и на определенный риск.
Выдержка и самообладание означают способность ясно мыслить, относиться к себе самокритично, управлять своими действиями и чувствами в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. преодолевать растерянность, страх, нервное возбуждение, уметь удержать себя и товарищей от ошибочных действии и поступков.
Воспитание волевых качеств у спортсменов требует, прежде всего, постановки перед ними ясных и конкретных целей и задач.
Основным средством воспитания волевых качеств спортсменов является систематическое выполнение ими в процессе тренировки упражнений, требующих применения специфических для данного вида спорта волевых усилий.
В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмоциональная основа. Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств усовершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.
Методические приемы воспитания волевых качеств:
- использование неблагоприятных метеорологических условий;
- вариативность трасс, площадок, мест тренировок, расположения снарядов;
- преодоление сверхсоревновательного времени;
- уменьшение площади для действий, создание мнимых усложнений;
- опробование соревновательных трасс, мест, снарядов, режима, соревнования с различными (сильными и слабыми) соперниками;
- проведение занятий в присутствии судей, гостей, зрителей;
- создание неожиданных препятствий различной степени трудности и др.
- одобрение, похвала, поощрение, критика, пример, убеждения и т.д.
Важным разделом волевой подготовки спортсмена является последовательное усиление самовоспитания на основе самопознания, осмысления сути своей деятельности. Сюда входят такие компоненты, как: а) соблюдение общего режима жизни; б) самоубеждение, самопобуждение и самопринуждение к выполнению тренировочной программы; в) саморегуляция эмоций, психического и общего состояния посредством аутогенных и им подобных методов и приемов; г) постоянный самоконтроль.
Сравнительное значение волевых качеств в отдельных вилах спорта (по Генову)*
Виды спорта |
Ведущие волевые качества |
Ближайшие к ведущим |
Следующие за ними |
1-я группа легкоатлетический бег, бег на лыжах, плавание, велоспорт, конькобежный спорт, гребной, парусный спорт |
Настойчивость, упорство |
Самообладание, стойкость |
Инициативность, самостоятельность, решительность, смелость |
2-я группа спортивная и художественная гимнастика, акробатика, тяжелая атлетика, легкоатлетические прыжки и метания, фигурное катание на коньках, стрельба |
Настойчивость, самообладание |
Смелость |
Инициативность, самостоятельность, решительность |
3-я группа прыжки на лыжах, слалом, прыжки в воду, прыжки с парашютом, мотоспорт, конный спорт, альпинизм |
Смелость, решительность |
Настойчивость, самообладание |
Инициативность, самостоятельность |
4-я группа спортивные игры |
Инициативность, самостоятельность |
Настойчивость, решительность, смелость |
Самообладание, упорство |
5-я группа бокс, борьба, фехтование |
Инициативность, самостоятельность |
Решительность, смелость |
Самообладание, настойчивость |
Психологическая подготовка к соревнованиям
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания.
Задачи ранней предсоревновательной подготовки:
1.Получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах;
2.Получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;
3.Определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);
4. Разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований;
5. Разработку модельных характеристик условий предстоящих соревнований;
6. Стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;
7. Организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;
8. Создание в процессе подготовки условий и определить способы для снижения психической напряженности спортсмена.
Непосредственная психологическая подготовка. Задачи:
— краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы;
— стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности;
— психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах;
— психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений;
— ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности;
— организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).
Успешность выступлении спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.
Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида:
1) оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состоянием характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;
2) перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования;
3) недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;
4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться
Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи.
1. Как можно дольше сохранить состояние «боевой готовности».
2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен находится в состоянии«предстартовой лихорадки».
3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности — если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии».
4. Изменить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения. Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом
Физиологические симптомы |
Психические симптомы |
Повышенная частота сердечных сокращений |
Узкая фокусировка внимания |
Повышенное артериальное давление |
Чувство утомления |
Учащенное дыхание |
Депрессивное дыхание |
Повышенное мышечное напряжение |
Головокружение |
Нервные движения |
Чувство паники |
Бессонница |
Потеря самоконтроля |
Тошнота |
Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания |
Повышенное выделение адреналина |
Значительно сниженная сосредоточенность, большая нервозность |
Нарушение координации движений |
Нежелание тренироваться, участвовать в соревнованиях, безразличие, подавленность |
С этой целью используются различные средства, методы и приемы воздействия на психику спортсмена, соответствующая организация учебно-тренировочного процесса.
Для снижения уровня эмоционального возбуждения обычно применяются:
а) словесные воздействия тренера, способствующие успокоению спорт-
смена, снятию состояния неуверенности — разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др. Их рекомендуют проводить за несколько дней до начала соревнований. Практика спорта показывает, что в день соревнований, особенно перед их началом, эти воздействия не дают положительного эффекта, а иногда приносят вред;
б) самовоздействия (аутовоздействия) спортсмена — самоубеждение, самоуспокоение, самовнушение, самоприказы к снижению психической напряженности. Например, широко используются самоприказы типа «успокойся», «возьми себя в руки», «все в порядке», «мол)
в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спортсмена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической литературы, просмотр кинофильмов, телепередач;
г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, прослушивание через наушники музыкальных произведений;
л) успокаивающая аутогенная тренировка;
е) успокаивающий массаж;
ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполняемых плавно, не спеша и, т.п.);
з) специальные дыхательные упражнения, направленные на снижение психического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).
Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предстоящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.
Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к концентрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настройке на максимальное использование своих технико-тактических и физических возможностей, самоприказам типа «отдай все — только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковременной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие холодовыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилактических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная тренировка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.
Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры).
Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.
ПСИХИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТИВНОЙ тРЕНИРОВКЕ
Основные направления психической подготовки:
— формирование мотивации занятий спортом;
— воспитание волевых качеств;
— идеомоторная тренировка;
— совершенствование быстроты реагирования;
— совершенствование специализированных умении;
— регулировка психической напряженности;
— выработка толерантности к эмоциональному стрессу;
— управление стартовыми состояниями спортсменов.
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ЗАНЯТИИ СПОРТОМ
Одна из проблем психической подготовки — сохранение желания спортсменов к постоянному совершенствованию на протяжении длительного времени. С особой остротой эта проблема проявляется в последние годы в связи с резко возросшими тренировочными и соревновательными нагрузками, физическими и психическими напряжениями, затратами времени,
На этапе начальной подготовки тренировочный процесс не связан с большими нагрузками, он содержит в себе много нового и интересного и спортсмен прогрессирует от занятия к занятию. Все это позволяет поддерживать у юных спортсменов естественный интерес к занятиям. В дальнейшем, по мере увеличения нагрузок, определенной стабилизации, а иногда и длительного застоя в результатах, многие спортсмены не в состоянии сохранить устойчивый интерес к занятиям. По этой причине некоторые из них прекращают тренировку или находят интерес в занятиях другими видами спорта, который, как правило, также оказывается неустойчивым.
Какие же меры следует принимать для сохранения и даже повышения мотивации спортсмена к напряженной подготовке и достижению наивысших результатов?
Прежде всего тренер должен стремиться обеспечить такую организацию и содержание тренировочного процесса, которые постоянно ставили бы перед спортсменом задачи ощутимого совершенствования. Так, на первом этапе многолетней подготовки должна быть обеспечена направленность на обучение и совершенствование основных двигательных навыков и умений, изучение основ вида спорта. В дальнейшем нужно постоянно ориентировать спортсмена на необходимость активной работы над совершенствованием все более тонких компонентов подготовленности, преодоление постоянно возрастающих трудностей освоения все более высоких нагрузок.
Принципиально важным моментом в поддержании устойчивого интереса спортсмена к занятиям является постоянная совместная работа с тренером, привлечение его к творческому процессу планирования и реализации тренировочных планов. Это приводит не только к поддержанию’у спортсменов интереса к занятиям, но и способствует более быстрому технико-тактическому совершенствованию, росту спортивных результатов.
Формирование у спортсменов целенаправленной мотивации спортивного совершенствования, активного творческого отношения к тренировочному процессу, осознания целей достижения высокого спортивного результата формирует чувство ответственности, облегчает перенесение высоких нагрузок и болевых ощущений, способствует изменению порогов чувствительности соответствующих анализаторов, эффективной мобилизации ресурсов организма.
ВОЛЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания воли органически увязывается с совершенствованием технико-тактического мастерства, развитием физических качеств, интегральной подготовкой спортсмена.
При воспитании волевых качеств у спортсменов решающим фактором является ориентация деятельности спортсмена на пре’одоление возрастающих трудностей. Направленность к высшим достижениям, постоянное повышение тренировочных требований создают предпосылки для систематического преодоления всевозрастающих трудностей как в тренировке, так и в соревнованиях, что содействует воспитанию волевых качеств (Л. П. Матвеев, 1977).
Практической основой методики волевой подготовки служат следующие факторы.
1. Регулярная обязательная реализация тренировочной программы и соревновательных установок. Решающим здесь является воспитание спортивного трудолюбия и делового стиля организации занятий.
Писхологическая подготовка — Стр 2
Требование обязательного выполнения тренировочной программы и соревновательных установок связано с воспитанием у спортсмена привычки к систематическим усилиям и настойчивости в » преодолении трудностей, умения доводить начатое дело до конца, твердо держать дачное слово. Успех в этом деле возможен лишь и том случае, если спортсмен четко осознает задачи в спорте, понимает, что достижение спортивных вершин невозможно без преодоления больших трудностей, верит в тренера и в правильность избранной методики подготовки. Очень, важно, чтобы сложные задачи, которые ставятся перед спортсменом па различных этапах его спортивного совершенствования, были реальны при соответствующей мобилизации духовных и физических сил,
2. Системное введение дополнительных трудностей. При этом применяются различные приемы: введение дополнительного задания, проведение тренировочных занятий в усложненных условиях, увеличение степени риска, введение сбивающих сенсорно-эмоциональных факторов, усложнение соревновательных воздействий и др.
3. Использование соревнований и соревновательного метода. Повышению эффективности использования соревновательного метода способствуют методические приемы,- широко применяющиеся на практике: а) соревнования с установкой на количественную сторону выполнения задания; б) соревнования с установкой на качественную сторону выполнения задания; в) соревнования в усложненных или непривычных условиях.
— Очень важно регулярное участие в различных соревнованиях, обязательное участие в календарных соревнованиях и систематическое использование соревновательного метода при организации
тренировочных занятий.
4, Последовательное усиление функции самовоспитания на основа самопознания, осмысления спортсменом сути своей спортивной деятельности. Сюда входят следующие компоненты: а) неотступное соблюдение общего» режима жизни; б) самоубеждение, самонобуждение и самопринужденне к выполнению тренировочной программы и соревновательного результата; в) саморегуляция эмо ций, психического и общего состояния посредством аутогенных других методов и приемов; г) постоянный самоконтроль.
Основной метод воспитания спортсмена — метод убеждения, личный пример тренера и товарищей.
В процессе волевой подготовки особое внимание необходимо обращать на нравственно-этическое воспитание спортсменов. Спортивная этика как совокупность норм и правил поведения спортсмена, определяющих его отношение к Родине, обществу, коллективу, в процессе спортивного совершенствования является одним из важных разделов профессиональной этики. В содержание этого понятия входят как общие требования морали, выработанной обществом, так и и специфические требования к поведению спортсмена.
Но есть особые требования, разрабатываемые спортивной этикой, поскольку спортсмены и тренеры подчас оказываются в исключительных ситуациях. К ним относятся постоянное совершенствование спортивной квалификации, высокая добросовестность, организованность, постоянная забота о судьбе товарища, оперативность, способность быстро принимать решение, выдержанность, тактичность, критическое отношение не только к другим, но и к себе, бескорыстное служение спорту.
Для воспитания высоконравственной личности необходимы: единство практической, организаторской и идейно-политической работы; целесообразная организация положительного нравственного опыта спортсменов; сплоченность коллектива спортсменов, бла-1рнятная моральная ‘атмосфера их жизни в деятельности; высокий авторитет тренера.
ИДЕОМОТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА
Одним из важнейших разделов психической подготовки являет-
совершенствование кинестетических и зрительных восприятий параметров двигательных действий и внешней среды, сопровождающих процесс тренировки и соревнований. Спортсмены высокой квалификации обладают исключительными способностями к точной оценке кинематических и динамических характеристик движений, динамической структуры. Эти способности во многом определяют не только эффективность участия в соревнованиях, но и самым непосредственным образом влияют на длительность и качество технико-тактического и функционального совершенствования.
Совершенствованию специализированных восприятий способствует применение идеомоторной тренировки, которая позволяет спортсмену путем мысленного воспроизведения зрительных и мышечно-двигательных представлений лучше усвоить рациональные технико-тактические варианты выполнения движений, оптимальный режим работы мышечного аппарата.
Практическая реализация идеомоторной тренировки требует соблюдения методических приемов, которые постоянно должны находиться в поле зрения тренера и спортсмена. Во-первых, мысленное воспроизведение движений должно проводиться в точном соответствии с характеристиками техники действий. Во-вторых, необходимо концентрировать внимание на выполнении конкретных элементов действий. При этом спортсмены невысокой квалификации при создании образов движений в процессе идеомоторной тренировки должны чаще обращать внимание на более общие параметры — основные положения и траектории, темп движений и др. С ростом квалификации и увеличением точности зрительных и мышечно-двигатсльных восприятий идеомоторная тренировка в большей мере должна направляться на совершенствование восприятий более тонких компонентов технико-тактических действий, ритма движений, координации деятельности различных мышечных групп и т. п. Важной стороной психической подготовки, роль которой с ростом спортивного мастерства возрастает, является психическая регуляция межмышечной координации, выражающаяся в формировании режима работы как мышц, обеспечивающих выполнение основных движений, так и их антагонистов. Умение синхронизировать напряжение работающих мышц, максимально расслаблять мышцы-антагонисты — важный показатель спортивного мастерства, обеспечивающий эффективное выполнение рабочих движений и повышающий экономичность работы. Даже не все спортсмены высокого класса в должной мере владеют умением оптимально координировать активность мышц. Стремление показать наивысший результат часто приводит к чрезмерному напряжению мышц лица, шеи, мышц-антагонистов, что снижает скоростно-силовые проявления, выносливость, спортивные результаты.
Способность спортсмена сконцентрировать внимание на максимальной активности отдельных мышечных групп, при максимальном расслаблении других требует постоянной целенаправленной идеомоторной тренировки. Для решения этой задачи наиболее эффективно обучение спортсмена возможно более полному произвольному расслаблению мышц, а затем совершенствование способности к концентрации напряжений мышечных групп, обеспечивающих эффективное выполнение движения.
совершенствование быстроты реагирования
В процессе спортивной деятельности человек чаще всего встречается с необходимостью реагировать на слуховые, зрительные, тактильные, проприоцептивные или смешанные раздражения. В ответ па эти виды раздражений возможны собственно реакции, т. е. ответное реагирование на возникающий сигнал, и реакции предвосхищения, т. е. реагирования, предполагающие соответствующие реакции экстраполяции в определенных временных, пространственных или пространственно-временных соотношениях между возникающим стимулом и ответным действием.
Собственно реакции и реакции предвосхищения могут быть простыми и сложными. Сложные подразделяются на дизъюнктивные (со взаимоисключающим выбором) и дифференцировочные. Реакция боксера на действия его противника, заставляющего или наступать или отступать, реакция футболиста — ударить по воротам или дать пасс партнеру — относятся к дизъюнктивным (т. е. нельзя одновременно отступать и наступать, бить по воротам и передавать мяч и т. д.).
Дифференцировочные реакции — один из наиболее сложных видов реагирований, требующий большого напряжения внимания для быстрого выбора наиболее адекватного ответного действии, а иногда и прекращения уже начавшегося ответа или переключения на другой вид действий. Например, фехтовальщик, начавший атаку, должен суметь перехватить контратаку против-шка и продолжить свою. Баскетболист, начавший действие для поражения кольца н увидевший эффективную защиту, меняет за-шсел и передает мнч партнеру, находящемуся в лучшем положении и т.д.
Латентное время простой реакции находится в пределах ЮО— 200 мс, что превышает время действий некоторых сигнальных раздражителей в спортивной деятельности. Так, например, время полета мяча при пенальти, скоростные действия боксеров, фехтовальщиков, волейболистов и других спортсменов выполняются быстрее 100 мс. Длительность зрительных фиксаций (при ознакомлении с ситуацией в информативном поиске) зависит от сложности перцептивной задачи и колеблется в пределах 150—600 мс {Г. Г. Вучетнч, 1.П. Зинченко, 1970).
Следовательно, в условиях некоторых видов скоростных взаимодействий (в играх, единоборствах и др.) человек не в состоянии правильно реагировать по типу простой реакции в ответ на возникающие сигналы. Целесообразные и результативные реагирования спортсменов (особенно в сложных ситуациях единоборств и игр) могут быть объяснены выполнением действий но типу реакций предвосхищения (антиципации).
В этом случае спортсмен реагирует не на появление того или иного раздражителя, а предугадывает (по времени или пространству) начало или появление сигнала для своих действий, предвосхищая момент и место действия соперника или партнера (движение оружия в фехтовании, появление мяча в играх и др.).
Реакция предвосхищения является одной из форм вероятностного прогнозирования, важнейшим качеством, обеспечивающим результативность деятельности человека в сложных скоростных взаимодействиях спортсменов.
Различают два вида предвосхищений: )) перцептивное, заклю-]ающееся в контроле движения объекта с целью его перехвата в }бусловленном месте; 2) рецепторное, состоящее в экстраполяции ломента появления объекта на основании оценки временных пе-эиодов.
В процессе соревновательной деятельности спортсмен реагиру-
|ет, предвосхищая пространственные и временные характеристики 1вижущихся объектов (мяч, партнер, соперник и др.) как находя-
|щихся в его поле восприятия (зрение, слух и др.), так и экстрапо-шруя временные и пространственные характеристики своих дейст-
1в!п: с ритмом и темпом ранее изученных’движений, без контроля )рением или другими рецепторами.
Ориентация человека в процессе двигательных действий осуще-
|ствляется с помощью комплексной деятельности анализаторов, которая позволяет из отражения отдельных анализаторов осуществ-
•лять целостное представление о положении тела, его перемещени-
|ях н эффективно реагировать адекватной формой поведения, Успешное развитие специализированных умений н качеств требует развития следующих способностей:
» — дифференцировать и антиципировать пространствснно-вре-. менные компоненты соревновательных ситуаций;
» — выбирать момент начала движений в целях успешного про-, тнводействия противнику или взаимодействия с партнером по команде;
о — адекватно определять направления, амплитуду, скоростные характеристики, глубину и ритм действий своих, противника -и партнеров. —
Все это осуществляется в процессе отработки обусловленных действий, действий с выбором, переключением; в упражнениях, ставящих задачи варьирования быстротой, ритмом, амплитудой, действий, временными параметрами взаимодействия с противником (партнером).
Специфические умения и качества, о которых идет речь, даже у высококвалифицированных спортсменов развиты неодинаково. У каждого спортсмена есть свои сильные и слабые стороны подготовленности, причем первые могут компенсировать наличие вторых. Отметим наиболее типичные варианты компенсаций:
— недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания, чувством времени, дистанции, момента и др.;
— недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференциаций и др.;
— недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации, чувство времени и др.;
— недостаточная скорость двигательных реакций компенсируется способностью к прогнозированию, чувством дистанции, чувством времени, распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением и др.;
— недостаточная точность двигательных дифференциаций компенсируется вниманием, быстротой двигательных реакций, чувством времени и др.
В психической подготовке должны оптимально сочетаться задачи совершенствования специализированных умений и выделения индивидуальных особенностей спортсменов с целью наиболее полного воплощения их способностей, психических и физических качеств в соревновательной деятельности.
Задача психической подготовки спортсменов в этом направлении заключается в выработке толерантности к эмоциональному ,• стрессу, вызываемому соревновательной напряженностью. (^ С этой целью в тренировочном процессе следует использовать увоз действия стрессового характера, соответствующие сложным и /неожиданным ситуациям, создавшимся в условиях соревнований, и Ч избирательно влиять на усиление той или иной мотивационной
-\ альтернативы соревновательной деятельности.
В психической подготовке спортсменов в тренировочных усло 1 виях могут применяться следующие воздействия стрессового характера: сбивающие факторы, факторы затруднения деятельности анализаторов, лимита и дефицита пространства и времени действий, ограничения или искажения информации, выполнения действий на фоне утомления.
г Сбивающие факторы. Решение двигательных задач па фоне внезапных различных световых и звуковых эффектов, музыкального сопровождения, неадекватного по ритму выполняемым движениям, отвлеченных вопросов и др.
I Затруднение деятельности ведущих анализаторов. Выполнение приемов и действий с ограничением зрительной и кинестетической информации о параметрах выполняемых движений; использование
— -, перчаток (метания, баскетбол, гандбол н т. д.), очков с ограничением центрального или периферического зрения (фехтование, спор-. тивпыс игры), действия на непривычном покрытии и др.
Лимит и дефицит пространства и времени. Выполнение тренировочных заданий на уменьшенных спортивных площадках (волейбол, хоккей, теннис и др.), ограничение поля боя (фехтование), ковра и ринга (бокс, борьба); ограничение или укорочение времени на выполнение тех или иных действий и др.
^ Ограничение или искажение информации. Для успешной деятельности в условиях спортивного поединка спортсмен должен по-
. . стояние воспринимать и перерабатывать информацию о технико-тактических замыслах и действиях соперника, эффективности своих действий и действий партнеров по команде, адекватности временных и пространственных взаимодействий и т. д. Ограничение или искажение указанной информации применением специальных методических приемов (встречи о незнакомыми соперниками, их частая смена, неадекватность действия партнеров и др.) вызывает информационный дефицит, который и обеспечивает создание стрессовой
ситуации.
Утомление. Совершенствование техники и тактики действий на фоне преодолеваемого или явного утомления (физического или эмоционального).
УПРАВЛЕНИЕ СТАРТОВЫМИ СОСТОЯНИЯМИ
Рост спортивных результатов, увеличение конкуренции, рост престижности спортивного результата и ответственности спортсмена за него увеличивают напряжение психического состояния спортсменов в соревнованиях. Уровень психической напряженности
спортсмена при этом определяется балансом процессов возбуждения н торможения. По степени преимущественного проявления этих процессов можно различать четыре состояния соревновательной готовности спортсмена:
!) недостаточное возбуждение;
2) оптимальное возбуждение; ^
3) перевозбуждение;
;^ 4) торможение вследствие перевозбуждения.
Состояние недостаточного возбуждения проявляется в некоторой вялости, недостаточной сосредоточенности, невозможности спортсмена сконцентрировать внимание на предстоящем поединке. Внешне спортсмен спокоен, даже безразличен. Доброжелателен к~ окружающим, даже к противникам. Однако он неспособен максимально реализовать в соревнованиях свои функциональные возможности, его действия часто характеризуются несвоевременно-«Лтью и неадекватностью.
.я Такое состояние бывает у молодых спортсменов, которые не Цтавят перед собой целен достижения наивысшего результата. Даже квалифицированные и опытные спортсмены (при недостаточно1‘! подготовленности) иногда снижают уровень своих притязаний, что также может привести к недостаточному психическому возбуждению. При повторении такого состояния вырабатывается своеобразный рефлекс на обстановку, который впоследствии очень трудно преодолеть.
Состояние оптимального возбуждения. В этом состоянии спортсмен ощущает готовность и желание соревноваться, способен объективно оценивать свои действия, партнеров по команде, противника, получать удовлетворение от своих движений и действий, уверенность в своей подготовленности и достижении планируемого результата. Конечно, такое состояние — наилучшее для достижения высоких спортивных результатов, полной реализации функциональ-
ых возможностей. Состояние перевозбуждения. Спортсмен излишне возбужден, резмерно активен, раздражителен, зачастую теряет самообладание, вспыльчив, нетерпим к окружающим. Спокойный в тренировочных условиях спортсмен в таком предстартовом состоянии становится упрямым, злым, грубым, чрезмерно придирчивым и неумно требовательным к другим. Возможны психоподобные реакции.
В таких условиях тренеры н товарищи по команде должны проявлять терпимость и внимательность наряду с требовательностью и принципиальностью. Главное в этих случаях—не допустить попыток оправдать свое состояние и поступки неблагоприятно сложившимися условиями. В противном случае в будущем такое состояние может привести спортсмена к постоянному выискиванию причин, оправдывающих слабый спортивный результат и его поведение.
«^ С чрезмерным возбуждением следует систематически бороться. Организм спортсмена в таком состоянии склонен к рефлекторным Заболеваниям (обострение привычных травм, ангина, заболевания явить имеющийся уровень подготовленности и создает предпосылки к. еще большему оправданию плохого выступления в соревнопа-
нилх.
Состояние торможения вследствие перевозбуждения. Б этом случае имеет место механизм, противоположный формироканию состояния недостаточного возбуждения. Однако зачастую это внешне проявляется в тех же реакциях, за исключением доброжела- -тельности к окружающим. Внешне проявляемая пассивность является результатом травмирующих переживаний, неприятных ас-сочнаций, нежелания соревноваться и др. Наступает апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические реакции. Спортсмен понимает ненужность навязчивых мыслей, боязни но показать планируемый результат, но не может от них избавиться.
Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования (чго не всегда учитывают даже опытные тренеры).
В состоянии недостаточного возбуждения спортсмен требует активно возбуждающих средств управления: скоростных и силовых упражнений в разминке, возбуждающего массажа, холодного душа, возбуждающих и действующих на престижность спортсмена бесед и др.
Состояние торможения требует внимательного и спокойного отношения к спортсмену, снижающего его возбуждение, малоиптсн-сивной разминки (лучше уединенной), теплого душа, психорегули-рующих воздействий и др.
Каждое из перечисленных состояний имеет бесчисленное множество вариантов, которые зависят от индивидуальных особенностей спортсмена, уровня его подготовленности, конкретного состояния, характера соревнований и др. Возможны случаи, когда все четыре вида психического напряжения (в той или иной степени) проявляются у одного и того же спортсмена на протяжении одного длительного турнира или нескольких разных соревновании. Поэтому очень важной является предстартовая работа тренеров и психологов по профилактике возможных негативных стартовых состояний спортсменов.
Многочисленные наблюдения за практикой выступлений спортсменов в соревнованиях, результаты специальных исследований убедительно покалывают, что чрезмерное эмоциональное возбуждение, сопровождающееся неуверенностью, тревожностью, мыслями о последствиях неудачного выступления и др., как правило, обрекают спортсмена на неудачу еще до выхода па старт.
В зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его физических и психических качеств, этапов спортивного совершенствования возможны разнообразнейшие подходы к решению вопросов оптимизации стартового состояния и управления им.
Приведем некоторые примеры возможных способов самоуправления стартовым состоянием.
Спортсмен настраивает себя на достижение максимального ре-
Йселудка и др.), что практически не дает ему возможности про-зультатп. Он убеждает себя и окружающих, что будет первым. Только первым! «Я отдам все силы, чтобы быть первым! Я могу быть и буду первым! Если не я, то кто же другой?! Только я!»
Так могут настраивать себя спортсмены, которые имеют реальные шансы на успех, хорошо подготовленные в убежденные в правильности своей подготовки к данным соревнованиям. Конечно, такой системой самонастранвания могут пользоваться и спортсмены с соответствующими индивидуальными особенностями характера.
Однако в этой системе самонастраивания кроется и опасность. Если соревнования для спортсмена складываются неблагоприятно, чо он, будучи настроенным только на первое место, может прекратить борьбу за него, мотивируя такое поведение: «Если я не первый, то быть вторым не хочу». К такому течению соревнований следует быть готовым и в таких случаях продолжать борьбу, используя каждый шанс для достижения лучшего результата.
Другим вариантом управления стартовым состоянием является как бы внутреннее занижение значения данных соревнований, уровня притязаний. Спортсмен пытается убедить своих товарищей, что соревнование не влияет отрицательно на его психику. Одновременно он несколько преуменьшает (в большинстве для окружающих) свои возможности, уровень подготовленности. Сделав такую «подстраховку», спортсмен снижает свою психическую напряженность и обеспечивает себе более спокойную соревновательную обстановку.
Если соревнования складываются для спортсмена благоприятно, то это придает ему еще больше сил и уверенности. Если ход соревнований неблагоприятен, то есть оправдание: «Я же говорил, что недостаточно готов».
Иногда такое с а мои встраивание приводит к чрезмерному успокоению, снижению возбуждения, что, естественно, приводит и к снижению рсзультаптвности. Следует также подчеркнуть, что спортсмены, пользующиеся таким способом, часто свыкаются с целью достижения заниженного результата и становятся «вечно вторыми», несмотря на свои более высокие потенциальные возможности. Поэтому занижение уровня притязаний в конкретных соревнованиях должно проводиться только для окружающих и сопровождаться тщательным настраиванием на достижение более высокого, чем ожидают окружающие, спортивного результата.
Лучшим способом самонастраивания в соревнованиях является абстрагирование ог ситуации соревнований и противников. Спортсмен настраивается на возможно более полное использование сво-лх потенциальных возможностей, на максимальное проявление уровня своей подготовленности, на превышение достигнутого ранее результата. «Показать все, на что я способен! В полной мере (проявить свою, подготовленность^ Однако,и в таком способе есгь свор недостатки. При чрезмерном и длительном самонастраивании таким способом возможно перевозбуждение психики спортсмена со |всеми вытекающими последствиями. ‘
Конечно, приведенные примеры упрощены и далеко не исчерпы-|вают многочисленных способов управления и самоуправления стар-товым состоянием. Каждый спортсмен в процессе подготовки должен выработать свои способы регулирования психического состояния в соответствии с учетом своих личностных характеристик, уровня подготовленности и соревновательного опыта.
При рациональном психическом настрое на предстоящие соревнования повышенное возбуждение должно быть направлено не на переживания и опасности, а на концентрацию внимания на узловых компонентах технико-тактических и функциональных проявлений, учет которых обеспечивает успешное выступление в соревнованиях. Такой настрой формирует уверенность в своих силах, вызывает активное желание бороться за победу. Спортсмены, настраивающиеся на соревнования таким образом, перед стартом .оживлены, общительны, легко устанавливают контакт со зрителями, уверенно ведут себя перед стартом. Однако под этой внешней маской скрывается целеустремленность, сосредоточенность, концентрированное внимание.
Рациональная подготовка к стартам связана с концентрацией внимания на основных для данной деятельности двигательных действиях, мыслях, ощущениях и отвлечением от посторонних факторов, которыми так изобилует непосредственная подготовка к стартам и участие в соревнованиях. Опытные тренеры ведут целенаправленную и кропотливую работу в этом направлении. Они вместе с учениками подробно изучают основных конкурентов, особенности их техники и тактики, сильные и слабые стороны; знакомят учеников с местами соревнований—состоянием спортивных баз, условиями для разминки, отдыха, восстановления и т. п. В результате спортсмен оказывается хорошо подготовленным к той обстановке, в которой ему придется соревноваться, и может сконцентрировать свое внимание не на внешних факторах, а на регулировании своего внутреннего состояния.
Регулирование психического состояния спортсменов при приближении основных стартов осуществляется не только средствами психического воздействия, но и распределением тренировочной нагрузки в дни, предшествующие соревнованиям. Спортсменам, склонным к излишнему эмоциональному возбуждению, в последние 8— 10 дней перед ответственными соревнованиями не следует планировать занятий с предельными по величине нагрузками, следует избегать применения контрольных тестов и т. п. В основном следует применять тренировочные задания с небольшой суммарной нагрузкой. В тренировке спортсменов, которых отличает пониженное эмоциональное возбуждение^ напротив, следует использовать интенсивные упражнения скоростно-силовой направленности, программа их тренировочных занятий должна быть эмоционально насыщенной.
Писхологическая подготовка — Стр 3
Уровень эмоционального напряжения спортсменов накладывает отпечаток и на характер разминки, предшествующей стартам. Спортсменам, у которых эмоциональное напряжение повышено, рекомендуется строить разминку в основном на материале работы невысокой интенсивности. Напротив, пониженное эмоциональное напряжение связано с необходимостью включения в разминку кратковременных упражнений, выполняемых с максимальной и субмак-:нмальной интенсивностью.
В процессе психической подготовки необходимо научить спорт-рменов анализировать свое состояние, правильно оценивать своп ощущения, сопоставлять их с функциональными возможностями (внгательного аппарата. К сожалению, многие спортсмены, особенно активные, уверенные в своих силах, часто не склонны искать причины неудачных выступлений в излишнем волнении, тре-^огс, эмоциональном перевозбуждении. Недостаточная способность нюртсменов оценивать нарастание чувства тревоги, психического мышечного напряжения, неуверенности часто является фактором,. Ограничивающим эффективность как соревновательной, так и тре-шровочной деятельности.-