Психологическая коррекция — это систематическая работа психолога с детьми с нарушениями речи, направленная на специфическую помощь этим детям.
Работа ведется по согласованию с родителями и администрацией ДОУ в следующих формах [11]:
- индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
- подгрупповые психокоррекционные занятия;
- тренинговые занятия с педагогами, специалистами;
- занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
- тематические занятия с родителями.
В ходе коррекционно-развивающей работы решаются следующие задачи:
- развитие познавательной активности детей;
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- нормализация познавательной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- психокоррекция поведения ребенка;
- формирование навыков общения, правильного поведения.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие тонкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие графических навыков.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Роль дидактических средств в математическом развитии детей
... развития ребенка-дошкольника, а успешность его обучения до школы зависит от приобретения полноценных знаний, умений и навыков как на занятиях, так и вне их, в целях обеспечения целостности познавательной ...
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие внимания;
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков анализа и синтеза;
- навыков группировки и классификации (на основе овладения основными понятиями);
- умения работать по инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
6. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
7. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Для решения задач и реализации направлений используются следующие средства коррекционно – развивающего воздействия:
- Предметно-манипулятивные;
- Двигательно-экспрессивные;
- Изобразительно-графические;
- Музыкально-ритмические;
- Вербально-коммуникативные.
При организации коррекционно-развивающих занятий с детьми с нарушениями речи учитываются, в первую очередь, возможности ребенка: на первых этапах коррекционно — развивающей работы ребенку даются задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим способностям ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий учитываются особенности восприятия детьми учебного материала и специфика мотивации их деятельности. Учитывая то, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, используются различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения и задачи, способные сделать деятельность ребенка более актуальной и значимой для него. Для создания ситуации достижения успеха на индивидуальных и групповых занятиях используется система условной качественно-количественной оценки достижений детей (похвала педагога, соревнование, фишки и т.д.)
Занятия проводятся систематически 1 – 2 раза в неделю: подгрупповые и индивидуальные.
Продолжительность занятий:
- 20 минут в старших группах;
- 30 минут в подготовительных группах.
Программы и методические пособия, используемые в коррекционно – развивающей работе с детьми указаны в Приложении 2.