34. Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика этапов функционирования практического мышления (возникновение проблемной ситуации, формулирование мыслительной задачи, решение задачи и его реализация)
Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.
В практической деятельности названные этапы могут частично меняться местами и пересекаться друг с другом.Возникновение проблемной ситуации. Проблемная ситуация рассматривается как момент в деятельности профессионала, когда эта деятельность не может продолжаться дальше с помощью старых средств и способов. Такая ситуация требует создания некого нового продукта, что и является сутью мышления как процесса. Формулирование мыслительной задачи. Название этого этапа в значительной мере условно. Сущность этапа — сбор информации, конкретизирующей проблемную ситуацию. Таким образом, этап решения практической мыслительной задачи начинается раньше, чем бывает собран необходимый для этого материал. Требование к результату определяется как индивидуальными чертами профессионала, так и условиями деятельности, в которую он включен. требования представителей разных профессий к результату своего решения относятся к шести типам: сохранение авторитета профессионала; сохранение хороших отношений с партнером; следование индивидуальному подходу, поддержка проявлений индивидуальности; следование формальным требованиям; обеспечение высокого качества деятельности; сохранение хороших отношений с коллегами и администрацией.
Реализация решения в некоторой степени начинается еще до его выработки, так как направленность на реализацию представляет собой важнейшее свойство практического мышления. Профессионал изначально настроен на то, чтобы искать не принципиально возможное, как в исследовательской деятельности, а возможное в данной ситуации решение. В данной ситуации — значит именно в этих условиях и силами именно этого человека, поэтому принимаемое решение может быть объективно не самым лучшим и не самым «красивым» из нескольких возможных. Однако оно, как правило, оптимально учитывает внутренние условия его предстоящего осуществления. В некоторых случаях реализация принятого решения становится самостоятельной мыслительной задачей.Выработка и реализация решения в практической деятельности немыслимы без учета последствий, которые может повлечь за собой претворение решения в жизнь. Кроме того, в ходе его реализации ситуация не остается неизменной и так или иначе влияет на действия профессионала, что также необходимо учитывать в ходе разрешения мыслительной задачи. Поэтому практическому мышлению присуща такая особенность, как прогностичность — способность предвидеть ближайшие и отдаленные перспективы развития ситуации, в том числе и под влиянием предпринимаемых профессионалом действий.
Решение практических психологических задач Ощущение
... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
Три уровня внутренней речи. Первый уровень связан с механизмами действия и владения отдельными словами, обозначающими события и явления внешнего мира. Этот уровень реализует так называемую номинативную функцию языка и речи и служит в онтогенезе основой для дальнейшего развития механизмов внутренней речи. следы словесных сигналов в коре мозга ребенка вместе с образами воспринимаемых предметов образуют специализированные комплексы временных связей, которые можно рассматривать как базовые элементы внутренней речи. Второй уровень соотносится с образованием множественных связей между базовыми элементами и материализованной лексикой языка, так называемой «вербальной сетью».»вербальная сеть» составляет статическую основу речевого общения людей, позволяя им передавать и воспринимать речевую информацию. Третий уровень. динамический уровень, соответствующий по своим временным и содержательным характеристикам продуцируемой внешней речи. Этот уровень состоит из быстро сменяющихся активаций отдельных узлов «вербальной сети», так, что каждому произносимому человеком слову предшествует активация соответствующей структуры внутренней речи, переходящая путем перекодирования в команды артикуляционным органам. Вербальные сети фактически представляют собой морфофункциональный субстрат второй сигнальной системы. К периферическим органам речи относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма); генераторная система- звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны (голосовые связки гортани — тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).
Артикуляция это совместная работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляция регулируется речевыми зонами коры и подкорковыми образованиями. Для правильной артикуляции необходима определенная система движений органов речи, формирующаяся под влиянием слухового и кинестизического анализаторов.мозговые центры речи.
36.Интеллект как регулятор профессиональной деятельности: понятие, уровни, типы интеллектуальной активности, роль физиологических факторов в обеспечении интеллекта.
Интеллект-единство познавательных способностей личности, и той информации которой личность владеет.
1.Базовый(природный, невербальный интеллект)-совокупность функциональных механизмов познавательных способностей. критерии оценки: на сколько выражена каждая познавательная способность; на сколько тесны связи между способностями. В практической дея-сти проявляется в чувстве юмора,в неожиданных метафорах, в новых идеях, в нестандартных поворотах мысли. 2.Когнитивный-связан с получением новой информации и с тем в каком виде он эту информацию использует для своего опыта. 3.Системный-способ обработки информации и принятия решений. показатели :обобщение, абстрагирование.
Интеллект: новый взгляд
... это оставалось справедливым даже для выборки студентов с незначительными вариациями уровня интеллекта. Результаты данного исследования убедительно продемонстрировали отсутствие эффекта новизны в способности ... (рис.2). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может с наибольшими основаниями рассматриваться как фундаментальная. Рис 2. ...
Типы интеллектуальной активности:1) Инсаитики-доминирует природный интеллект, невербальное мышление, хорошо мыслит руками,ни очень успешно перерабатывают информацию, наблюдательны и очень внимательны к деталям.2)Логики-доминирует когнитивный интеллект, быстро и точно осмысливают любую информацию, могут рассматривать проблему с разных сторон, умеют убеждать, успешно работают с цифрами.3) Эрудиты-преобладает когнитивный интеллект за счёт кол-ва знаний, ведущая способность-память, успешны во всех видах дея-сти,к оторые требуют запоминания и пересказа больших объёмов информации.4) Творцы-доминирует природный интеллект при хорошем развитии 2-ух др.уровней. хорошо ориентируются в предмете дея-сти, ищут новые пути реализации дея-сти, склонны к инновациям.5) Регуляторы-доминирует системный интеллект, отличаются взвешенностью решений, умеют управлять ситуацией и собой, умеют.
Сила нервной системы обусловлена:
а) работоспособностью нейронов коры мозга, их способностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение; б) отчетливым проявлением закона силы, согласно которому с увеличением интенсивности раздражителей возрастает величина условных рефлексов; в) величиной абсолютной зрительной и слуховой чувствительности: при сильной нервной системе, как правило, наблюдаются более высокие пороги ощущений и восприятий, т.е. более низкая чувствительность.Л юди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к активным раздражителям и экстремальным ситуациям. Вместе с тем нельзя считать слабый тип абсолютно непродуктивным в работе. слабый тип имеет и отрицательные (малая выносливость), и положительные (высокая чувствительность) качества.
37. Индивидуально-типологические свойства (сила НС, уравновешенность и подвижность нервных процессов, ригидность/пластичность, активность/пассивность, экстра-/интроверсия), их роль в профессиональной деятельности)
Основные характеристики нервных процессов накладывают свой отпечаток на профессиональную деятельность в любой области, хотя разные профессии предъявляют требования к различным свойствам и категоричность этих требований различна. Сила нервной системы обусловлена:
а) работоспособностью нейронов коры мозга, их способностью выдерживать длительное и концентрированное возбуждение;
б) отчетливым проявлением закона силы, согласно которому с увеличением интенсивности раздражителей возрастает величина условных рефлексов; в) величиной абсолютной зрительной и слуховой чувствительности: при сильной нервной системе, как правило, наблюдаются более высокие пороги ощущений и восприятий, т.е. более низкая чувствительность.
Люди с сильной нервной системой проявляют высокую работоспособность и большую выносливость к активным раздражителям и экстремальным ситуациям. Вместе с тем нельзя считать слабый тип абсолютно непродуктивным в работе. слабый тип имеет и отрицательные (малая выносливость), и положительные (высокая чувствительность) качества.При работе с однообразными слабыми раздражителями, т.е. в условиях монотонии, слабый тип оказывается продуктивнее сильного. Уравновешенность нервных процессов — свойство нервной системы, выражающее соотношение между возбуждением и торможением. Подвижность (лабильность) нервных процессов отражает скорость возникновения и прекращения циклов возбуждения и торможения в коре. Это свойство нервной системы приобретает особое значение в условиях скоростной переработки информации. Ригидность -1) в физиологии – функциональное состояние скелетных мышц, выражающееся в чрезмерной их напряженности(сократившись, мышцы длительное время остаются твердыми).
Интегративная и координационная деятельность нервной клетки
... ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ Принципы интеграции и координации в деятельности центральной нервной системы В реализации информационно-управляющей функции нервной системы значительная роль принадлежит процессам интеграции и координации деятельности отдельных нервных ...
Возникает при некоторых нарушениях деятельности центральной и периферической нервнойсистемы.2) Ригидность психическая — недостаточные подвижность,переключаемость, приспособляемость мышления, установок и др. по отношению к меняющимся требованиям среды. Личности такого типа часто встречаются среди математиков, экономистов, инженерно-технических работников, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах профессиональной деятельности, где особенно требуется точность, расчет, системный подход. Пластичность характеризуется легкостью, гибкостью приспосабливания человека к изменяющимся условиям жизни, деятельности, среды. Активность — свойство, которое проявляется в энергичности, с какой человек воздействует на внешний мир, в том, с каким упорством он преодолевает препятствия, мешающие достижению цели, в выраженности его целенаправленности, настойчивости, сосредоточенном внимании. Экстраверсия-обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на то, что происходит вне его, вокруг него. Одна из базовых черт личностных. Противоположное понятие – интроверсия-обращенность внимания внутрь себя(в мир образов,мыслей и чувств), необщительность, замкнутость.
38. Функциональная асимметрия головного мозга, её роль в формировании индивидуального стиля деятельности
Функциональная асимметрия ГМ — функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других — правое. функции:1) восприятие;2) внимание;3) память;4) мышление;5)речь.
левое полушарие:Аналитичность, последовательность, абстрактность, обобщенность; специализированная организация в соответствии с особенностями задачи; Произвольная память-запоминание и воспроизведение осуществляющиеся при участии активного внимания требующие волевых усилий человека.; Аналитическое, формально-логическое; Оперирование символами и грамматическими конструкциями, временная последовательность элементов.
Правое полушарие способно воспринимать информацию в целом, работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. С работой правого полушария принято соотносить творческие возможности, интуицию, этику, способность к адаптации. Правое полушарие обеспечивает восприятие реальности во всей полноте многообразия и сложности, в целом со всеми его составными элементами. Таким образом, логика левого полушария без правого окажется ущербной.Правое обеспечивает словесное кодирование основных цветов с помощью простых высокочастотных названий (синий, красный).
Левое полушарие обеспечивает словесное кодирование цветов с помощью относительно редких в языке, специальных
и предметно соотнесенных названий.
Описание работы с программой-ключом
... 1) интегрирует различные проявления активности, наиболее существенные для данной деятельности или сферы взаимодействий; 2) характеризует, прежде всего, процессуальную сторону определенных ... аспектах (планирование, реализация, устойчивость к фрустрациям). Для динамического компонента реализации деятельности – противоречие между простым воспроизводством действий и их видоизменением. Для результативного ...
39. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности
Психофизиологический анализ профессиональной деятельности предполагает рассмотрение ее как сложного, многомерного и многоуровневого, динамического и развивающегося явления», и поэтому исследование деятельности не должно ограничиваться анализом только психологических составляющих и их социальной обусловленности — необходимо изучение физиологического обеспечения деятельности и разработка концепций, анализирующих физиологические процессы, ее реализующие.
Деятельность-форма активного отношения субъекта к действительности направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанная с созданием общественно-значимых ценностей или с освоением общественного опыта.
Общие характеристики дея-сти: Предметность-процесс дея-сти, обусловлен внешним миром направлен на освоение предметов этого мира и на включение всё большей части мира в деятельстные отношения; Соц.природа деятельности осваивает новые формы деятельности, только при помощи др.людей, которые демонстрируют ему образцы дея-сти и включают его в деятельстные отношения; Опосредованный характер дея-сти-средствами дея-сти яв-ся материальные предметы ,знаки,символы, общение с др.людьми; Целенаправленность дея-сти-деятельность всегда подчинена цели,как заранее запланированному результату,эта цель направляет дея-сть и корректирует её ход; Плановость дея-сти-в любом виде дея-сти составляющие её действия яв-ся взаимосвязанными, располагаются в определённом порядке в соответствии с планом; Продуктивность-результатом любой дея-сти всегда яв-ся изменения во внешнем мире и в самом ч-ке; Системность-дея-сть не запускается внешним воздействием, всегда инициируется самим субъектом,поэтому представляет собой ни цепь реакции,а систему действий,которые объединены в одно целое побуждающим мотивам.
Структурно-морфологический подход к анализу дея-сти: Леонтьев.элементы: Собственно дея-сть-система действий,отвечающих определённому мотиву, под которым понимается предмет потребности, побуждающий дея-сть, получение которого ведёт к удовлетворённости ч-ка; Отдельные действия- движения, направленные на предмет и преследующие определённую цель; Операции-способ осуществления действий,к оторые мы выбираем исходя из внешних или внутренних условий.
Любая деять складывается из отдельных действий
42. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе
Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный.
Механизированная форма труда требует социальных знаний и длительных навыков, в работу включаются мелкие мышцы рук, ног, которые обеспечивают скорость и точность движения, но однообразие простых действий, малый объем воспринимаемой информации приводят к монотонности труда.
Труд, связанный с автоматическим и полуавтоматическим производством, имеет следующие недостатки: монотонность, повышенный темп и ритм работы, отсутствие творческого начала, так как обработкой предметов занимается механизм, а человек выполняет простые операции по обслуживанию станков.
Описание случая работы с депрессивным расстройством
... бывает подавленное, хотя, в дневное время, когда я бываю на работе, среди людей, мне несколько легче, чем когда я остаюсь одна… Мамы уже ... к точным наукам, что в последствии и сказалось на выборе профессии. У неё было много друзей, она легко общалась со сверстниками ... «Представь себя на 10 лет старше» 5.Список литературы 1. Описание пациентки в начале терапии Первое впечатление На момент начала ...
Конвейнерный труд отличается дроблением процесса на операции, заданным темпом и ритмом, строгой последовательностью операций. Его недостатком является монотонность, приводящая к преждевременной усталости и быстрому нервному истощению.
Умственный труд связан с восприятием и переработкой большого количества информации и подразделяется на:
1) операторский — подразумевает контроль за работой машин; отличается высокой ответственностью и нервно-эмоциональным напряжением;
2) управленческий
3) творческий труд
4) труд преподавателей и медицинских работников — 5) труд учащихся и студентов — Энергетические затраты человека при различных формах деятельности.
Уровень энергозатрат человека при различных формах деятельности служит критерием тяжести и напряженности выполняемой работы, имеет большое значение для оптимизации условий труда и его рациональной организации.
Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма.
43. Физиологические основы трудовых процессов: формы труда по видам нагрузок, критерии оценки мышечной и нервной нагрузок.
В зависимости от вида преобладающей нагрузки все виды дея-сти делятся :физическая работа;интеллектуальная работа.1)ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТА.Основная нагрузка-мышечная,определяет тяжесть труда,которая оценивается по след.критериям:величина перемещаемого за смену груза;мощность работы;величина статической нагрузки;рабочая поза и премещение тела в пространстве;физиологическая стоимость работы,определяется по энергозатратам,частоте пульса,употребления кислорода.4степени тяжести труда:лёгкий,средней тяжести,тяжёлый,очень тяжёлый. 2) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАБОТА.Основная нагрузка-нервная,определяет напряжённость труда,который оценивается по след.показателям:1степень напряжения внимания,считается по числу объектов одновременного наблюдения,по продолжительности сосредоточенного наблюдения;2плотность воспринимаемых сигналов.по кол-ву единиц информации в единицу времени;3темп и плотность рабочей смены;4напряжённость анализаторных функций;5эмоциональное напряжение(временной график работы,по кол-ву аварийных ситуаций);6интеллектуальное напряжение(по необходимости принятия решений,по сложности алгоритмов дея-сти);7монотонность дея-сти(по продолжительности пассивного наблюдения,по недостатку сенсорной информации);8сменность работы.4степени напряжённости:ненапряжённая;малонапряжённая;напряжённая;очень напряжённая. При мышечной работе: увеличивается потребность мышц в кислороде,увеличивается частота дыхания,сердечных сокращений,повышается уровень артериального давления. При интеллектуальной работе:увеличивается потребнсть мозга в кислороде.Усиление кровотока происходит за счёт его перераспределения из большого полукруга в пользу малого.частота и глубины дыхания не меняется. пульс замедляется, давление понижается-головные боли,шумы в ушах и т.д Оптимальный вид отдыха при физической работе-интеллектуальная дея-сть и наоборот. В зависимости от величины мышечного нервного компонентов выделяют след.формы труда:1требующие значительной мышечной активности(грущики) 2формы механизированного труда(работа на механических станках)3связанный с полуавтоматическим и автоматическим производством;4формы группового конвеерного пр-ва;5связанные с дистанционным управлением(диспетчеры,машинисты)2варианта:пульт уп-ния требует частых и активных действий;пульт требующий редких действий.5формы интеллектуального труда.2вида:профессии в сыере материального пр-ва,но не связанные с предметами труда(программисты,бухгалтеры);профессии связанные с научной работой профессии прикладных знаний,профессии в области литературы и искусства.
Психологическое явление трудовой деятельности человека
... особенности человека и их влияние на трудовую деятельность; ·изучить психические явления в трудовой деятельности человека; ·раскрыть способности человека как фактор особенности труда; ·обозначить влияние состояния здоровья на эффективность труда. Курсовая работа состоит ...
44. Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности
Профессиограмма-научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам профес.дея-сти и качествам личности специалиста,которые позволяют ему выполнять требования работы получать необходимый для об-ва продукт и создают условия для развития личности работника.
4 Подхода профессиограммы:
1)комплексный.включает цель и предмет дея-сти,ср-ва условия и организацию труда,воздействие на работника и пользу для работника.
2) аналитический.вкл.описание объективных характеристик проф.дея-сти,описание психологической дея-сти и описание деятельно важных качеств.
3) психологически-ориетированный.вкл.описание внутренней и внешней картины труда.внешняя-фото рабочего дня,хронометраж,описание рабочего места,типичных ошибок.внутренняя-реакция ч-ка,его направленность,способности,его опыт,темперамент и характер,психические состояния и психические процессы.
4) задачно-личностный.описываются осн.решаемые задачи,которые указываются с профессиональными и личностыми качествами.Основные элементы профессиограммы: Трудограмма-представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:описание предназначения профессии, ее роли в обществе;распространенность профессии ;описание предмета труда в данной профессии;перечень необходимых профессиональных знаний;описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда;описание условий труда;организацию и кооперацию труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;характеристику продукта труда (или его результата);перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;права и обязанности представителя данной профессии;характеристику позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;характеристику негативных сторон профессии, как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).
Психограмма,вкл:Характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста – мотивы, притязания, эмоции, удовлетворенность;Характеристики операциональной сферы специалиста – знания, действия, способности, саморазвитие, противопоказания, линии профессионального роста.
Трудовая деятельность человека
... роль играл труд в становлении и историческом развитии человека и общества. Какую же роль играет труд в жизни современного человека, в формировании его личности? 1.1 Специфика трудовой деятельности Деятельность представляет собой ...
45. Профессиональная пригодность:
Соответствие качеств специалиста требованиям профессии назыв. профес. пригодностью.
Компоненты системы профпригодности: 1) Гражданские качества — моральный облик человека как члена общества; 2) Отношение к труду, профессии, интересы и склонности; 3) Дееспособность: физическая (состояние здоровья, сила, выносливость и т.д.) и умственная (интеллектуальные способности, гибкость психики, самоконтроль, инициативность и пр.); 4) Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные качества, которые важны для данной работы, профессии; 5) Навыки, привычки, знания, опыт.
Качества профпригодности: Профессиональная направленность-система эмоционально-ценностных отношений ч-ка к миру, которая создаёт соотвествующую иерархическую структуру дея-сти и побуждает ч-ка к реализации в профес.дея-сти. Профессиональный интерес-сложный комплекс психических свойств и состояний,который проявляется в избирательной активности в процессе выполнения профессиональной дея-сти.
Степени профпригодности: 1) непригодности-отклонения в состоянии здоровья несовместимые с работой в данной области; 2) годность к профессии-определяется когда нет противопоказаний, но и нет очевидных показаний; 3) соответствие определенной области деятельности-когда есть некоторые личные кач-ва,соответствующие профессии; 4) призвания-высшая степень профпригодности, которая характеризуется явными признаками соответствия профессии во всех её элементах.
Предпосылки успешности формирования профпригодности: Успешность профессионализации определяется степенью соответсвия св-в личности требованиям профессии; Профессиональное развитие идёт на протяжении всей жизни ч-ка неравномерно и разновременно; Бол-во профес.важных кач-в развивается в процессе обучения и проф.дея-сти.
46. Этапы профессионального развития личности (по д.Сьюперу, в.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием
Весь профессиональный путь Сьюпер разделил на пять этапов. В первую очередь автора интересовало выяснение индивидом своих склонностей и способностей и поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я-концепцию».1. ЭТАП РОСТА (от рождения до 14 лет).
В детстве начинает развиваться «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, затем пробуют себя в разных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается. У них проявляются какие-то интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру. 2. ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ (от 15 до 24 лет).
Юноши и девушки пытаются разобраться и определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях и возможностях. Основываясь на результатах такого самоанализа, они прикидывают возможные варианты профессиональной карьеры. К концу этого этапа молодые люди обычно подбирают подходящую профессию и начинают ее осваивать. 3. ЭТАП УПРОЧЕНИЯ КАРЬЕРЫ (от 25 до 44 лет).
Теперь работники стараются занять прочное положение в выбранной ими деятельности. В первые годы своей трудовой жизни они еще могут менять место работы или специальность, но во второй половине этого этапа наблюдается тенденция к сохранению выбранного рода занятий. В трудовой биографии человека эти годы часто оказываются наиболее творческими. 4. ЭТАП СОХРАНЕНИЯ ДОСТИГНУТОГО (от 45 до 64 лет).
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе. 5. ЭТАП СПАДА (после 65 лет).
Физические и умственные силы теперь уже пожилых работников начинают убывать. Характер работы меняется, с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.
Анализ данных литературы, проведенный В.А. Бодровым, позволяет определить основные предпосылки профессионального развития в виде следующих положений.
1. Все люди индивидуально различаются по психологическим свойствам и качествам.
2. Успешность профессионализации определяется степенью соответствия индивидуально-психологических особенностей личности требованиям профессии.
3. Каждый человек соответствует требованиям ряда профессий.
4. Степень соотношения индивидуальных особенностей и профессиональных требований определяет уровень интереса к профессии, удовлетворенности в ней, стремление к профессиональному совершенствованию и т.д.
5. Профессионализация реализуется на всем протяжении профессионального пути развития личности.
6. Профессиональное развитие личности, ее операционных и психологических качеств и структур происходит неравномерно и разновременно.
7. Определяющим в профессиональном развитии личности является характер ведущей деятельности и ее смена.
8. Отношение к профессии, ее освоение и трудовая деятельность детерминируются и корректируются профессиональными, психологическими, физиологическими и другими факторами, определяющими особенности жизненной и трудовой активности человека.
47. Характеристика основных уровней профессионализма (по а.К.Марковой) допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм
Допрофессионализм. Здесь человек осуществляет некоторую работу и виды труда, не обладая названными выше качествами профессионала. Иными словами, человек работает, но как новичок, дилетант, не овладев еще нормами и правилами профессии, тем более не достигая в труде высоких и творческих результатов. Этот этап проходит обычно каждый человек в своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) люди могут задержаться здесь на длительное время,
Профессионализм. Этот уровень охватывает большую часть жизни людей, относящихся к активной части населения. Здесь человек последовательно овладевает качествами профессионала. Так, человек усваивает нормы и правила профессии и выполняет сначала работу по образцу, по инструкции в ходе исполнительного труда, затем приобретает специальность, квалификацию и осуществляет квалифицированный труд.
Суперпрофессионализм (высший профессионализм).
Этот уровень характеризует профессиональную деятельность в ее расцвете («акме»), в ее высоких достижениях и творческих успехах. Главной особенностью этого уровня является «выход человека за пределы профессии», то есть творческое ее обогащение своим личным вкладом. Именно этот уровень профессионализма отдельного человека наиболее существенно влияет на прогресс общества.
Непрофессионализм (псевдопрофессионализм).
Этот уровень не совпадает с допрофессионализмом, когда у человека отсутствуют необходимые профессиональные знания и умения. На уровне псевдопрофессионализма человек осуществляет внешне достаточно активную трудовую деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала: либо человек выполняет неэффективную, не соответствующую нормам деятельность (допускает «брак»); либо осуществляет внешне кипучую трудовую деятельность, маскируя ею отсутствие профессионализма; либо зацикливает всю свою жизнь на работе, неправомерно сводя все свое личностное пространство к профессиональному и тем, искажая свое профессиональное и личностное развитие; или человек исходит из неверных ущербных духовно-нравственных ориентиров, преследуя, например, цели узко личного индивидуального преуспевания в ущерб другим людям. Все это, так или иначе, характеризует отсутствие профессионализма.
Послепрофессионализм. Через этот уровень проходят все люди, дожившие до пенсионного возраста, и каждый переживает его с разной степенью достоинства. На этом уровне человек может оказаться просто «профессионалом в прошлом» (экспрофессионалом), а может остаться желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, щедро и в то же время ненавязчиво делящимся своим профессиональным опытом, опытом достижений и ошибок, неудач, чтобы помочь молодому поколению избежать этих ошибок. Этот уровень может дать возможность обрести человеку новые грани профессионализма, состоящие в помощи и духовном обогащении других людей. Таков общий, в целом характерный для большинства людей путь восхождения от одного к другим уровням профессионализма.
48. Общие психологические закономерности становления профессионала
Становление профессионала обычно опирается на общее психическое развитие, осуществляется на его фоне и позднее его. Профессионал в человеке моложе личности и индивида. Так, вначале (в раннем и дошкольном возрасте) закладываются:общечеловеческие способности (способность к познанию, к мышлению, к общению, к начальным формам труда); затем на их основе (чаще в школьном возрасте) возникают специальные способности (гуманитарные, технические и др.); позднее (обычно в юношеском возрасте) начинают складываться общие профессиональные способности (к разным типам профессии); в зрелом возрасте формируются специальные профессиональные способности (по мере специализации человека в профессии).
Психологическое становление профессионала означает появление новых качеств в психике человека, которые раньше отсутствовали у человека или имелись, но в другом виде (например, ряд профессиональных способностей вырастает из общечеловеческих качеств), а также возникновение у человека новых видов профессиональной деятельности и профессионального общения, не существующих ранее. Значит, становление профессионала есть «приращение» к психике человека, ее обогащение. Частным случаем развития профессионала является регресс, выпадение или деформация старых качеств, появление новых негативных признаков, распад, перерыв, остановка профессиональной деятельности, что означает качественные, хотя и негативные изменения в психике человека. Человек, обладающий активной зрелой личностью, стремится противостоять негативным процессам, вырабатывая у себя приемы компенсации, новые созидательные стратегии, овладевая для этого новыми психическими качествами и способами деятельности, что вновь продвигает вперед психическое развитие.
49. Профессиональный отбор — понятие, основные этапы, особенности профессионального отбора на предприятиях ж/д транспорта.
Профессиональный отбор — процедура дифференциации кандидатов по степени их соответствия определенному виду деятельности и принятия решения о пригодности или непригодности кандидатов. Профессиональный отбор осуществляется путем установления: медицинских и психофизиологических противопоказаний для работы в конкретной области деятельности; соответствия индивидуальных антропометрических данных кандидата требованиям, предъявляемым к работнику эксплуатационными характеристиками обслуживаемых механизмов и оборудования.
Профессиональный отбор позволяет решить ряд социально-экономических проблем. Это, во-первых, повышение производительности труда. Во-вторых, профессиональный отбор позволяет снизить количество аварий, травм. В-третьих, профессиональный отбор позволяет экономить финансовые и материально-технические средства.
Основные этапы психологического профессионального отбора:
1) Извлечение и первичная обработка необходимой исходной диагностической информации;
2) Формулирование прогнозов способности к данному виду профессиональной деятельности и оценка предполагаемого уровня пригодности обследуемого;
3) Верификация прогнозов на основе данных о фактической эффективности профессиональной деятельности отобранных лиц.
50. Профессиональная ориентация: цели, задачи, характеристика основных форм (профессиональное просвещение, профессиональная консультация)
Профессиональная ориентация- процесс определения индивидом того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, осознание своих склонностей и способностей к этому виду деятельности и осведомленность о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения конкретной профессией. Профессиональная ориентация — комплекс взаимосвязанных экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, на выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.Принципиальные цели ориентации на конкретную организацию состоят в следующем:
Уменьшить стартовые издержки. Эффективная ориентация уменьшает стартовые затраты и помогает новому работнику скорее достигнуть общих стандартов исполнения работы; Снизить испытываемые новым работником боязнь провалов в работе и неопределенность; Сократить текучесть рабочей силы. Текучесть высока как раз в период ломок, изменений, поэтому эффективное ориентирование призвано свести на нет эту дорогостоящую реакцию; Экономить время руководителя и сотрудников по работе. Неправильно сориентированный работник все же должен выполнять свою работу, но требует при этом помощи. Обычно людьми, которые должны оказать эту помощь, оказываются сотрудники и непосредственные руководители, тратящие на это свое время; Развивать положительное отношение сотрудника к работе, реальное восприятие, а следовательно, удовлетворенность работой. Профориентационная работа может быть ориентирована: на конкретную организацию; на трудовую деятельность; на рабочую специальность. Здесь главными заинтересованными лицами выступают специальные учебные заведения и предприятия, т.е. те организации, где осуществляется профессиональная подготовка. Задачи профориентации: информирование заинтересованных лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности; создание условий для развития профессионально значимых способностей будущих работников; определение соответствия психофизиологических и социально-психологических качеств обратившихся за консультацией профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности. Профессиональное консультирование представляет собой специальную деятельность, направленную на содействие личности в решении проблем индивидуальной занятости с учетом ее индивидуальных особенностей. Это связано с выбором профессии, определением профиля профессионального самоопределения. Целью профконсультирования является оказание помощи в выборе профессии в зависимости от пожеланий и возможностей, представленных вакансий и возможности трудоустройства. Профессиональный консультант помогает работнику: избежать тревожного состояния; получить информацию о возможностях переобучения; выявить проблему, если она является неясной; выделить определенную группу профессий. Профессиональное просвещение — ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
52. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению
Функ. Состояние — совокупность различных характеристик, процессов, св-в, качеств, которая обеспечивает опред.уровень активности систем, особенности дея-сти и поведения человека.
Подходы к определению функционального состояния.
1) комплексный. функ. состояние — комплекс поведенческих проявлений ,которые представляют собой системный ответ организма на изменение внешней среды и обеспечивает адекватность ч-ка к требованиям дея-сти
2) эргономический. функ. состояние — такое состояние организма, которое оценивается по рез-там трудовой дея-сти
3) психофизиологический.функ. состояние-результат взаимодействия модулирующих систем мозга и высших отделов больших полушарий, который определяет текущую форму жизненной активности индивида. Модулирующие системы: ретикулярная формация; лигибическая система, которая отвечает за эмоциональное состояние.
4) нейрохимический. связывает функ. состояние ч-ка с уровнем медиаторов в головном мозге.
виды функ.состояний:
1) Оперативный покой — особое состояние готовности к дея-сти,при котором организм ч-ка за короткий отрезок времени способен перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной дея-сти(напряжение нервных центров,нап-ние вегетативных ф-ций)
2) Состояние динамического рассогласования-состояние при котором различные системы организма,либо неполностью обеспечивают его дея-сть,либо эти системы работают на излишне высоком уровне,траты энергетических ресурсов.(экстремальное состояние).
53. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.
Бодрствование – состояние психики, характеризующееся достаточно высоким уровнем электрической активности мозга, свойственным активному взаимодействию индивида с внешним миром. В поддержании состояния бодрствования важнейшую роль играет ретикулярная формация среднего мозга, от нейронов которой восходящие влияния идут к неспецифическим ядрам таламуса, а от них ко всем зонам коры больших полушарий .Бодрствование (обычное состояние не спящего человека) образует поле всевозможных сочетаний функций сознания – от состояния спокойного бодрствования через активное, напряженное бодрствование до выраженных аффектов. В общих чертах схема нашей психики в бодрственном состоянии выглядит так: Природа раздражений, достигающих мозга, и вместе с тем восприятия имеют двойственный характер. Одни раздражения приходят к мозгу от внутренних областей тела и обусловлены разнообразными органическими процессами. Они возбуждают в мозгу различного рода органические впечатления, оставляющие в мозгу известные следы,способные к оживлению. Совокупность же этих следов образует органическую основу личной сферы,или — в субъективном восприятии — основу “я” (note: эго).Другой порядок раздражений притекает в мозг от воздействий, идущих извнеорганизма и влияющих на мозг при посредстве так называемых внешних воспринимающих органов (note: анализаторов).
Они являются материальной основой внешних впечатлений, субъективным показателем которых служат ощущения. Часть внешних впечатлений и образуемых ими следов вступают в соотношение со сферой личности и становятся ее достоянием.Другие же внешние впечатления и их следы до поры до времени оставаясь вне сферы личности (note: т. е. в бессознательном), тем не менее возбуждают те или другие внешние двигательные или иные реакции, которые в большинстве случаев не вступают в соотношение с личностью, — иначе говоря, остаются незамеченными нами. Сюда относится целый ряд психорефлекторных двигательных реакций, как наша ходьба, мимические движения и множество других движений,которые принято называть автоматическими .Надо, впрочем, иметь в виду, что с момента, когда эти движения возбуждают реакцию сосредоточения, они вступают уже в соотношение со сферой личности(note: т.е. осознаются) и становятся в прямую от нее зависимость. Равным образом и бессознательная ассоциативная деятельность, вступая путем внутреннего сосредоточения в соотношение со сферой личности, становится как бы ее достоянием и становится от нее зависимой в том смысле, что может быть оживляема под влиянием личных потребностей.” (В. Бехтерев) Бодрствование является тем функциональным состоянием, на фоне которого разворачивается любая психическая деятельность. Значимость этого состояния для обеспечения эффективности деятельности при ее оптимальной физиологической стоимости чрезвычайно велика. Состояние бодрствования не является однородным. В нем выделяются активное бодрствование и спокойное бодрствование.
54. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие
Сон-функциональное состояние мозга и всего организма, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы с отключением сознания от сенсорных воздействий внешнего мира. Сон — жизненно необходимое периодически наступающее состояние, занимающее у человека примерно около одной трети жизни. Абсолютная продолжительность сна меняется с возрастом, имеет индивидуальные различия. Бодрствование и сон составляют единый суточный ритм. Нормальным считается сон достаточно крепкий, дающий после себя ощущение бодрости и отдыха.Состояние С. характеризуется специфическими соматовегетативными проявлениями, отсутствием целенаправленной деятельности и отключенностью от сенсорных воздействий внешнего мира. С. сопровождается понижением работы отдельных органов, снижением интенсивности физиологических процессов. Наиболее постоянным и существенным признаком С. является снижение активированности высших отделов ЦНС. Современная теория С. основана на электрофизиологических исследованиях и утверждает решающую роль в контроле С. и бодрствования модулирующих структур ствола мозга.
Стадии сна. Выделяются следующие стадии сна:I-короткая-10-15 мин-стадия дремоты характеризуется уменьшением альфа-активности и появлением низкоамплитудных тета- и дельта-волн.II -занимает почти половину времени сна. На этой стадии регистрируются вспышки веретенообразных колебаний разной частоты.III -к ним добавляются высокоамлитудные дельта-волны.IV — дельта-волны становятся доминирующей формой активности.III и IV стадии объединяются общим названием дельта-сон и представляют собой наиболее глубокие стадии сна.V-парадоксальный сон-характеризуется ЭЭГ, близкой к ЭЭГ — картине бодрствования с наличием групп альфа-ритма. Парадоксальный сон занимает примерно 23% всей продолжительности сна.Все пять стадий сна неоднократно повторяются в течение ночи.Все стадии сна, за исключением парадоксального, сопровождаются снижением метаболизма, общим расслаблением, что указывает на осуществление восстановительных процессов. Долгое время сну приписывалась только эта функция. Специальные исследования показали, что даже глубокий сон характеризуется сновидениями, которые напоминают мысли и рассуждения, что отражает наличие определенной деятельности мозга. Существует точка зрения об особой функциональной активности во время глубокого сна — переходе следов из кратковременной в долговременную память.Парадоксальный сон, в отличие от медленно-волнового, характеризуется резким усилением вегетативных реакций (вегетативные бури), наличием быстрых движений глаз и ярких эмоционально окрашенных сновидений. Предполагается, что физиологическая значимость парадоксального сна состоит в том, что происходит своеобразная «разрядка», освобождение коры больших полушарий от информационной нагрузки, эмоционального напряжения, и тем самым создаются оптимальные условия для предстоящей деятельности. Регистрирующийся на этой стадии альфа-ритм с его сканирующей функцией рассматривается как нейрофизиологический механизм, обеспечивающий эти процессы.Таким образом, сон неоднородный и полифункциональный процесс высокой функциональной значимости. От его продолжительности, выраженности и соотношения двух основных видов — медленного и парадоксального сна — существенно зависит также и функциональное состояние человека, его работоспособность, умственная деятельность и эмоциональный фон. При нарушениях сна или его длительном отсутствии снижается скорость реакций, нарушается внимание, наступает быстрая утомляемость при умственной работе, нарастает раздражительность. Все стадии сна, включая парадоксальный, наблюдаются уже с момента рождения ребенка. Вместе с тем, продолжительность сна и потребность в нем с возрастом значительно изменяются. У новорожденного она составляет 21-23 часа, к концу первого года примерно 14 часов, в 4 года-12 часов, в 8-10 лет-10 часов, в 15-16 лет — 9 часов. Для оптимальной деятельности взрослого человека необходимо 7-8 часов сна.
55. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический)
Функ.состояние — совокупность различных характеристик, процессов, св-в, качеств, которая обеспечивает опред. уровень активности систем, осбенности дея-сти и поведения ч-ка.
Классификация:1)по продолжительности: Относительно устойчивые состояния, отражающие отношение ч-ка к труду(удовлетворённость/неудовлетворённость работой); Временные ситуативные состояния, периодически возникающие в процессе дея-сти(стресс); Состояния, возникающие периодически по ходу работы(оптимальная работоспособность, утомление в течение рабочего дня);
2)по фазам работоспособности: Состояние врабатываемости; Устойчивая работоспособность; Утомление;
3)состояние, обусловленное содержанием работы: Интерес; Повышенная активность;Скука,апатия,сопливость;
4)по ведущему компоненту дея-сти: Мышечное напряжение; Психическое напряжение; Умственная нагрузка;5по влиянию на здоровье: допустимые и недопустимые.
Для оценки функ.состояний существует 2группы методов:1психологические:методы субъективной диагностики,методы объективных измерений(наблюдения,опросы,изучение продуктов дея-сти)2физиологические:методы оценки электрофизиологических показателей,методы измерения вегетативных показателей(измерение температуры тела,давления,анализ крови на уровень гармонов).
56. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности
Функ. состояние-совокупность различных характеристик, процессов, св-в, качеств, которая обеспечивает опред. уровень активности систем, осбенности дея-сти и поведения ч-ка
Работоспособность — способность ч-ка к выполнению конкретной дея-сти в рамках заданных лимитов времени и параметров эффективности при оптимальном уровне затрат психофизиологических ресурсов.
Компоненты:Физический статус-физическое развитие ч-ка,физическая подготовленность, показатели вегетативного обеспечения физической дея-сти.; Психический статус-показатели познавательных процессов, способность к обучаемости, адекватность к психической активности, специальные спосбности, способность к психологической защите.
Динамика работоспособности(6стадий):
1)Врабатывания(длится пол часа):этап первичной мобилизации-(несколько минут)-характеризуется снижением всех показателей дея-сти, которое обусловлено торможением в связи с изменением внешней стимуляции; этап гипермобилизации-повышается общий уровень активации организма, формируется готовность к восприятию информации, планирование дея-сти и мысленное проигрывание ключевых этапов, работоспособность характеризуется неустойчивыми результатами, учищаются пульсы дыхания, повышается давление и нервно-психическая напряжённость; этап гиперкомпенсации-выбирается устойчивый динамический стереотип дея-сти, работоспособность начинает повышаться.
2)Оптимальной работоспособности-устойчивое рабочее состояние, оптимальные психофизиологические затраты, стабильные показатели дея-сти органов и систем.
3)Полной компенсации-снижается работоспособность, повляются первые признаки утомления(состояние усталости) -компенсация происходит за счёт волевых усилий и за счёт активизации физиологических механизмов, показателем которой яв-ся вегетативные сдвиги и состояние нервно-психического напряжения.
4)Неустойчивой компенсации(стадия выраженного утомления)-утомление нарастает, работоспособность снижается по тем показателям, какие психические функции испытывают большее напряжение.
5)Стадия конечного порыва-возникает в конце работы при (адектатном) воздействии на мотивационно-волевую сферу, при наличии значимых целей происходит кратковременное повышение результативности за счёт использования неприкосновенных психофизиологических ресурсов.
6)Декомпенсации-прогрессивно снижается работоспособность, быстро нарастают симптомы утомления,сдвиги всех психофизиологических показателей, проявляются срывы и отказы в дея-сти, приступы внезапного дневного сна.
57. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления
УТОМЛЕНИЕ-функциональное состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в ряде субъективных ощущений, объединённых чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
При утомлении с физиологической т.зрения: сокращаются внутренние резервы организма, происходит переход на более выгодные режимы работы из-за этого замедляется темп работы, нарушается ритмичность и координация движений, снижается сенсорная чувствительность, увеличивается время реакции,снижается объём, распределение, переключения внимания, снижается мобилизационная готовность памяти, снижается объём коротковременной памяти.При принятии решений предпочтения отдаётся стереотипным способам.
На уровне субъективных переживаний: возникает ощущение внутреннего дискомфорта;может быть не понятно где боли; слабость, потливость, отдышка, ослабление воли, негативно окрашенные эмоциональные состояния: раздражительность, отвращение к работе, неприязнь к окружающим.ВСЕ ЭТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ЕСТЬ УСТАЛОСТЬ.
Методы преодоления утомления:1меры,дающие устойчивое, лительное повышение работоспособности:правильно организованное профес. обучение(эффективные технологии-не делать лишнюю работать);правильная организация режимов труда и отдыха;2меры,применяемые для временной стимуляции: активный отдых(зарядка);методы эмоциональной стимуляции(приятные слова…провокация на конфликт, чтобы взбодриться);различные, внешние раздражители(оформление интерьера,звуки)
58. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.
Монотония — специфическое функциональное состояние, которое характеризуется снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей.
Причины монотонии:1Особенности выполняемой работы: При преобладании физического компонента: высокая частота повторения трудовых действий; короткий временной цикл выполнения трудовых операций; малоэлементный количественный состав операции; структурное однообразие трудовых действий; При преобладании информационного компонента: пассивное наблюдение; недостаток притока сенсорной информации; ограниченное воздействие производственных сигналов и раздражителей;2Однообразный стиль жизни иди следствия жизненных обстоятельств, которые вызывают скуку.
Признаки монотонии:1)Субъективные(падение интереса к происходящему; равнодушие и апатия; скука, которая переходит в чувство усталости; повышенная сонливость);
2) Объективные(снижение чувствительности анализаторов; увеличение времени зрительно-моторной реакции; падение артериального давления; замедление частоты дыхания; падение температуры тела).
Методы борьбы с монотонией:1)Организационные(смена трудовых операций; создание рациональных режимов труда и отдыха; организация активного отдыха);2)Психологические(обеспечение условий для проявления личностного потенциала; поощрение производственной инициативы работника).
59. Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности
Условия труда -это та внешняя обстановка (микроклимат), в которой происходит деятельность персонала. Соответствие состояния условий труда современным нормам и стандартам является предпосылкой нормальной работоспособности человека.
К санитарно-гигиеническим условиям трудаотносятся: состояние технических средств и оборудования; освещенность рабочих мест; запыленность и проветриваемость помещений; температура и влажность воздуха; уровень шума, вибрации и т.п. Важно также состояние бытовых помещений и бытового обслуживания, организации медицинского и лечебно-профилактического обслуживания, общественного питания, благоустройство и озеленение рабочих зон. Эстетические условия труда влияют на эмоциональную сторону трудовой деятельности. К ним, в частности, относятся: цветовое оформление производственных помещений и оборудования, освещение рабочих мест, использование музыки в производственном процессе и т.д.Психофизиологические условия трудахарактеризуются физической и нервно-психической нагрузкой, монотонностью и травмоопасностью труда, применяемыми режимами труда и отдыха и т.д.
Социально-психологические условия труда — это традиции и сплоченность коллектива, характер взаимоотношений по вертикали и горизонтали. Условия труда, оцениваемые как благоприятные, способствуют физическому и духовному развитию работника, формированию творческого отношения к труду, чувства удовлетворенности им. Улучшение условий труда оказывает непосредственное влияние на его эффективность через работоспособность человека, участвующего в трудовом процессе. На предприятиях важно создать такие условия труда, которые позволяли бы полностью использовать возможности человека для высокоэффективного труда без ущерба для его здоровья. Даже при одинаковой физической нагрузке утомление при работе в неблагоприятных условиях выше, чем в нормальных.
Методы повышения работоспособности:Микроперерывы, короткие остановки, краткий активный отдых, физкультпаузы. Они очень помогают сохранить работоспособность. Тем более, если утомление только начинается, когда только наметился спад работоспособности. Поэтому, предупреждая утомление, хорошо заранее выполнить несколько физических упражнений, потереть уши, нос, затылок, сделать массаж лица, шеи, воротниковой зоны. Можно, наконец, умыться холодной водой. К активным средствам, т. е. к средствам, непосредственно воздействующим на трудовой процесс, относят такие, как разделение, кооперация и ритмизация труда, рационализация рабочих движений и действий, режим труда и отдыха. Суммарный результат всего комплекса оздоровительных средств выражается в повышении производительности труда и культуры производства, улучшении качества продукции, снижении травматизма, профзаболеваний и улучшении здоровья трудящихся. Следует отметить, что в отличие от многих оздоровительных мер, активные средства непосредственно воздействуют на трудовые процессы, т. е., применяя их, работающий человек изменяет характер своей деятельности, находит пути повышения работоспособности и сохранения здоровья.
Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.
60. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.
Неопределенная ситуация неполнота информации В ней является неопределенным само появление оперативного события (стимул может появиться, а может и не появиться).
Неопределенными могут быть качественные и количественные характеристики стимула. Такая ситуация возникает, например, в ситуации медицинского и технического диагноза при неполноте информации.
Ситуация с усложненными условиями. Здесь имеет место монотонный труд, длительный режим труда, сенсорная изоляция, измененная информационная среда, информационный голод, длительное лишение сна, шум, вибрация и др
Ситуация с измененными условиями. Она характерна для необычных условий новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (землетрясение и др.)..
Ситуация риска.. Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.).
Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных психифизиологических ресурсов человека.
Ситуация готовности к экстренному действию. В ряде опасных профессий, например, водитель, машинист, вероятность аварийной ситуации велика, и готовность к ней должна присутствовать постоянно.
61. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы
Ситуация вхождения в новую профессиональную среду, смена социальных ролей наблюдается при вынужденной смене работы и необходимости переучиваться, при переездах в другой город, другую страну. Эти ситуации могут вызвать у человека профессиональный, социальный и культурный шок (стресс, ностальгию).
Наряду с этим шлифуются профессиональная мотивация и операциональная гибкость, легкость к последующим изменениям в профессиональной среде.
Ситуация нововведений и конфликтов в профессиональной сфере порой обуславливает появление у человека негативных качеств беспомощности, неуверенности в завтрашнем дне, подверженности конфликтам, ложное чувство оскорбления собственного достоинства, снижение уровня самокритичного мышления, эмоциональную напряженность, снижение работоспособности, трудового настроения. Вместе с тем возникают новые положительные психологические качества и состояния духовного подъема, ощущения причастности к решению проблем своего учреждения, открытие у себя новых профессиональных качеств, инновационная готовность, умение конструктивного выхода из конфликта и профессиональная бесконфликтность.
Ситуация потери работы вызывает неизбежно негативные состояния страха, утраты перспективы, которые имеют несколько фаз: фаза неопределенности и шока; фаза наступления субъективного облегчения и конструктивного приспособления к ситуации (3-4 месяца после потери работы); фаза утяжеления и угнетения (после 6 месяцев), дефицит активного поведения в поиске новой работы, разрушение жизненных привычек, целей, интересов, истощение приспособительных возможностей человека; фаза беспомощности и примирения, апатии; непредсказуемые действия. Этим негативным проявлениям могут противодействовать: мобилизация усилий, активный поиск новых занятий, даже новых профессий, хобби; здравая переоценка своих возможностей, поиск нового шанса.
Ситуация изменения менталитетов в профессии, внутренних кризисов, например, вследствие перемен в обществе . Здесь может возникать разрушение целостного образа самого себя, растерянность и застой, инволюция личности, установка на худший исход. Противостоять этим качествам могут: шлифовка человеком у себя профессиональной гибкости, изменчивости в ситуациях жизненных перемен, активизация личностного и профессионального самоопределения, переоценка своего профессионального прошлого и будущего, поиск новых критериев или новых граней своего профессионализма.
62. Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса
Стресс-особое функциональное состояние и в то же время психофизиологическая реакция организма на воздействия среды, выходящие за границы адаптивной нормы. Стресс-это сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора; сильные, как благоприятные, так и неблагоприятные для организма реакции разного рода.
Виды стресса.1Физиологический стресс (голод, холод, недостаток воздуха и т.д.).2.Психологический стресс (результат злости, зависти, обиды):а) Эмоциональный (переживается очень остро и тяжело, т.к. разрушаются внутренние установки и ценности; возникает при потере близкого человека, предательстве друзей и т.п.).б) Информационный (от огромного объёма информации).3. Конструктивный стресс (человек переживает различные стрессовые ситуации ежедневно, это может способствовать повышению адаптационных возможностей организма).4. Деструктивный стресс (разрушение человека, снижение его работоспособности).Каждый человек имеет индивидуальный порог чувствительности к стрессу – это уровень напряженности, до которого работоспособность повышается. Если перешагнуть этот порог, стресс становится разрушительным, у человека появляются признаки усталости, и он может заболеть.
Условия возникновение стресса. любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную (в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе).
В случае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативную аффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматически запуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В случае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.
Этапы развития стресса. Выделяют три стадии развития стресса: рост напряжения (мобилизация); внутренний стресс (дезаптация); истощения, спад внутренней активности (дезорганизации).
Стадия мобилизации характеризуется ростом интенсивности реакций, повышением четкости познавательных процессов, ускорением их готовностью быстро вспомнить необходимую информацию. В этой стадии работникам удается сделать много чего и вовремя. Например: подготовка срочной работы до заданного срока, спор между сотрудниками по поводу методов выполнения работы. Стадия дезаптации оказывается вслед за стадией мобилизации при условии, что стресс длится долго. Возникает реакция запретного торможения, что проявляется в снижении качества выполнения работы. В поведении специалиста оказывается неорганизованность, теряется чуткость передачи информации забывается часть информации, принимаются решения, в которых не учтены последствия. На этой стадии работник предполагается многих ошибок, качество выполнения поставленных задач резко снижается. Стадия дезорганизации возникает в случае продолжения стрессового нагрузки. На этой стадии может произойти нарушение внутренней регуляции поведения человека, его поведение становится неадекватной ситуации, происходит потеря контроля над ситуацией. Длительный стресс, даже при сохранении внешнего состояния без изменений, может привести к серьезным внутренних заболеваний. Учет динамики развития внутреннего напряжения в управлении стрессами во многом облегчает поиск вариантов грамотного разрешения конфликта и способствуют более быстрому стабилизации внутреннего состояния и внешнего поведения участников ситуации.
Последствия:в ответе на стресс принимают участие все системы — нервная, эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т.п. Очень часто, особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организма наступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого «слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язву желудка на фоне хронического гастрита. Ослабляя иммунную систему организма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стресс влияет на состояние сердечно-сосудистой системы.При стрессе дыхание становится более частым.При непродолжительном стрессе попадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный, то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистые поверхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клетке из-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшения защитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятность различных инфекционных заболеваний.Повышение уровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс, вызывает свою цепную реакцию.При стрессе так или иначе страдают все системы организма. Методы преодоления стресса:Активно-познавательный(личность стремится упорядочить свою оценку стрессововй ситуации);Активно-поведенческий(поведение личности нацелено непосредственно на стрессовую ситуацию);Уклонение(личность уходит от конфронтации ос стрессом)
13