Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт менеджмента и бизнеса
Методические указания
по изучению курса и выполнению курсовых работ
для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
очной и заочной форм обучения
Тюмень
ТюмГНГУ
2010
Утверждено на заседании кафедры Экономики товарных рынков
Протокол № ____ от «___»________________ 2010
Составители: Дебердиева Н.П., старший преподаватель
Ответственный редактор: Андронова И.В., д. э. н., профессор
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2010
1. Общие положения
Психофизиология профессиональной деятельности наряду с психологией, управлением персоналом, конфликтологией и безопасностью трудовой деятельности входит в общую структуру научных и практических дисциплин, изучающих особенности управления персоналом.
Психологическое воздействие в управленческой деятельности государственного ...
... проблемы связана с эффективностью работы государственных служащих. Соответствие индивидуальных качеств руководителей министерств, ведомств, отделов, и стилей деятельности управленцев ожиданиям коллектива – одно ... способностями, интеллектом, мотивацией, личностными и другими особенностями. Как сложное системное образование, управление связано со многими переменными, в том числе и психологическими, ...
Курс «Психофизиология профессиональной деятельности» является федеральным компонентов и в соответствии с учебным планом входит в цикл специальных дисциплин, который призван формировать у студентов специальные компетенции в соответствии с компетентностной моделью выпускника специальности 080505 «Управление персоналом» такие как планово-экономические, организационно-управленческие, предпринимательские, аналитические и научно-исследовательские.
Социально-экономическое развитие современного общества неразрывно связано с техническим прогрессом в промышленности, энергетике, а также в формировании трудовых ресурсов, воспитанием и подготовкой людей к выполнению общественно полезных индивидуально необходимых функций. В настоящее время возрастает не только значимость трудовой деятельности для человека, но и ее сложность, и ответственность за выполняемую работу.
Роль человека в профессиональной деятельности обуславливает необходимость изучения различных психологических, физиологических и других его характеристик с точки зрения их влияния на процесс труда, а также профессиональной деятельности в условиях Крайнего Севера.
Цельюизучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области психофизиологии профессиональной деятельности, позволяющих сформировать представления о психофизиологических закономерностях становления трудовой деятельности.
Задачами изучения курса являются:
- знакомство с теоретическими основами курса «Психофизиология профессиональной деятельности», раскрытие их сущности, функций и роли, возможности целенаправленного использования на практике;
- изучение психофизиологической структуры личности в трудовой деятельности;
- определить роль индивидуально-психологических особенностей личности в профессиональной деятельности;
- знакомство с психофизиологическими процессами, регулирующими профессиональную деятельность;
- знакомство с методами психофизиологических исследований;
- изучение методов регуляции психофизиологических процессов регулирующие профессиональную деятельность;
- знакомство с методами измерения физиологических и психологических рабочих нагрузок;
- изучение методов определения профессиональной пригодности.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- особенности психофизиологической структуры личности в трудовой деятельность;
- психофизиологические процессы, регулирующие профессиональную деятельность;
- основные методы психофизиологических исследований трудовой деятельности;
- методы регуляции психофизиологических процессов, сопровождающие профессиональную деятельность;
- особенности определения профессиональной пригодности.
Уметь:
- адекватно оценивать трудовую деятельность разных категорий работников на предприятии;
- самостоятельно и эффективно использовать методы определения профессиональной пригодности;
- анализировать результаты исследования особенностей психофизиологии профессиональной деятельности;
- формировать информационную базу для принятия управленческих решений;
- эффективно использовать полученные знания, умения и навыки при изучении других дисциплин и в дальнейшей профессиональной деятельности.
Демонстрировать способность и готовность:
Мотивация профессиональной деятельности
Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...
- анализировать теоретико-методологический материал курса;
- выстраивать профессиографию управленческой деятельности;
- эффективно применять полученные знания на практике;
- дифференцировать аналитический материал;
- выявлять особенности психофизиологической структуры работника предприятия;
- разрабатывать эффективную модель профиля профессиональной деятельности;
- обосновывать полученные в результате исследования данные,
- грамотно истолковывать полученные результаты исследования;
- проводить исследования профессионально важных качеств личности;
- устанавливать взаимосвязь особенности личностной структуры и профессионального профиля деятельности;
- умение работать самостоятельно и в коллективе;
- руководить людьми, и др.
2. Программа курса
Раздел 1. Психологическое содержание проблемы профессиональной деятельности
Тема 1.1 Профессиональная пригодность как категория системы «человек-профессия»
Понятие профессиональная пригодность. Проблемы профессиональной пригодности. Подходы, разрешающие это проблемы. Профессионально значимые качества для конкретной деятельность: особенности трудового воспитания и обучения; профессиональная подготовка; психологическая структура личности; состояние здоровья и физиологических функций и другие. Факторы, определяющие уровень удовлетворенность человеком процессом и результатом своего труда: условия профессиональной деятельности; социально – психологические особенности коллектива; уровень материального обеспечения; престиж профессии и т.д.
Интегральная характеристика субъекта профессиональной деятельности. Свойства профессиональной пригодности. Особенности оценки и формирования профессиональной пригодности. Этапы формирования профессиональной пригодности. Основные характеристики системы «человек — профессия». Классификация профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности: годность к деятельности; непригодность (временная или постоянная, практически непреодолимая); соответствие определенной области деятельности; призвание человека к конкретному виду деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятие «профессиональная пригодность».
- Охарактеризуйте «профессиоцентрическое» обеспечение процесса формирования профессионала.
- Перечислите факторы, определяющие уровень удовлетворенность человеком процессом и результатом своего труда.
- Дайте интегральную характеристику субъекта профессиональной деятельности.
- Охарактеризуйте свойства профессиональной пригодности.
- Перечислите этапы формирования профессиональной пригодности.
- Каковы основные характеристики системы «человек — профессия»?
- Перечислите этапы формирования профессиональной пригодности.
- Каковы основные характеристики системы «человек — профессия»?
- Классификация профессиональной пригодности на основе учета характера психологических и медицинских предпосылок к успешной деятельности.
Тема 1.2 Развитие и состояние проблемы профессиональной пригодности
Возникновение проблемы профессиональной пригодности. Причины определения набора профессиональных свойств человека, необходимых для той или иной сферы деятельности. Связь научных дисциплин с психофизиологией профессиональной деятельности. Становление психофизиологических учений возможностей человека, определяющих его пригодность к конкретной деятельности.
Диагностика профессиональной пригодности специалистов
1 Принципы оценки и особенности эффективности диагностических методов 2.2 Основные методы диагностики профессиональной пригодности специалистов 3 «МОТИВ ДОСТИЖЕНИЯ И ИНИЦИАТИВНОЕ – ОТВЕТСТВЕННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» - КАК ГЛАВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ В ОТБОРЕ 3.1 ...
Психотехника, ее роль в развитии проблемы профессиональной пригодности. Роль психологических тестов для определения профессиональной пригодности. Практическое применение психологических тестов в отраслях автомобильного и железнодорожного транспорта.
Основные характеристики периода становления профессионального отбора. Становление Всероссийского общества психотехники и прикладной психофизиологии под председательством И.Н. Шпильрейна. Причины снижения потребности в специальных методах профотбора. Исследовательские и практические работы по психологическому тестированию в отечественных вооруженных силах. Исследования С.Е. Минц, К.К. Платонова, С.Г. Геллерштейна и др. Особенности «синтетического» и аналитического направлений исследования психологического отбора.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите факторы, способствующие становлению психофизиологии профессиональной деятельности как самостоятельной науки.
- Какие профессии привлекли наибольший интерес ученых по изучению профессиональной пригодности, и почему?
- В каком году в России проводились первые исследование в области профотбора?
- Назовите отрасли, на которых использовалось практическое применение психологических тестов.
- Каковы причины снижения потребности в специальных методах профотбора?
- Что лежит в основе «синтетического» направления методов психологического отбора?
- Каковы особенности аналитического направления методов психологического отбора?
- С чем связан наибольший интерес исследовательских и практических работ по психологическому тестированию в отечественных вооруженных силах?
- Что лежит в основе «синтетического» направления методов психологического отбора?
- Каковы особенности аналитического направления методов психологического отбора?
Тема 1.3 Принципы определения профессиональной пригодности
Научная идеология системного подхода в диагностике и прогнозировании профессиональной пригодности.
Профессиональная деятельность воспитателя и его психологическая культура
... структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и ... оптимистическое прогнозирование; 12) креативность[1,с.11]. Среди психологических характеристик общепризнанными являются педагогическое мышление, педагогическая ... с воспитанниками и личностно-профессиональными качествами педагога. 5. Изучить особенности эмоционально-личностной сферы ...
Основные характеристики деятельного подхода в профессиональной пригодности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Концепция регулирования роли психического отражения Б.Ф. Ломова.
Особенности профессионального фактора. Принцип комплексного подхода в профессиональной пригодности. Суть принципа динамичности в определении профессиональной пригодности. Особенности принципа активности в формировании профессиональной пригодности. Характеристика принципа дифференциального прогнозирования.
Вопросы для самоконтроля:
- Какова суть научной идеологии системного подхода в диагностике и прогнозировании профессиональной пригодности?
- Перечислите основные характеристики деятельного подхода в профессиональной пригодности.
- Раскройте суть теории деятельности А.Н. Леонтьева.
- Каковы особенности концепции регулирования роли психического отражения Б.Ф. Ломова.
- Назовите принцип комплексного подхода в профессиональной пригодности.
- Какова суть принципа динамичности в определении профессиональной пригодности?
- Дайте характеристику принципа дифференциального прогнозирования.
- Перечислите группы критериев пригодности.
- Дайте характеристику принципа дифференциального прогнозирования.
Тема 1.4 Система определения профессиональной пригодности
Актуальность определения профессиональной пригодности. Основные задачи определения профессиональной пригодности. Основные критерии пригодности первичного отбора на обучение профессии. Внешние критерии пригодности при отборе на конкретную профессиональную деятельность. Дифференциальное прогнозирование пригодности к ряду специальностей с учетом психологических особенностей конкретной личности. Оценка уровня психологической совместимости членов группы.
Задача процедуры диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности. Определение профессиональных требований. Методические подходы диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности: эмпирико-экспериментальный; сбор и обобщение мнения экспертов; метод деятельного и алгоритмического анализа деятельности. Подбор и разработка психологических методик определения профессиональной пригодности. Разработка критериев определения профессиональной пригодности. Методы исследования дифференциальных критериев прогнозирования профпригодности.
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы причины определения профессиональной пригодности человека к определенной трудовой деятельности?
- Перечислите критерии пригодности, определяющиеся при первичном отборе на обучение профессии.
- Какими внешними критериями пригодности руководствуются при отборе на конкретную профессиональную деятельность?
- Раскройте суть дифференциального прогнозирования пригодности к ряду специальностей.
- Назовите основную задачу процедуры диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности.
- На что направлен эмпирико-экспериментальный подход диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности?
- Перечислите методы, которые применяются для обоснования дифференциальных критериев прогнозирования профессиональной пригодности.
- Перечислите методы, которые применяются для обоснования дифференциальных критериев прогнозирования профессиональной пригодности.
- В связи, с чем редко используется метод попарного сравнения индивидов по результатам психологического обследования?
- В каких целях проводится экспериментальная проверка разработанных рекомендаций?
Раздел 2. Деятельность и профессиональная пригодность
Тема 2.1 Психофизиологические особенности профессиональной
Деятельности
Основные направления психологических особенностей профессиональной деятельности. Ведущие аспекты проблемы профессиональной пригодности субъекта труда.
Модульная Рабочая программа по курсу "психофизиология профессиональной ...
... обсуждение их особенностей. Рассмотрение мероприятий по восстановлению после профессионального утомления. Рассмотрение приемов управления функциональными состояниями (организационные, психические, гигиенические, фармакологические, физические). Обсуждение влияния эмоций на деятельность человека. Обсуждение доминирующих ...
Особенности общепсихологических взглядов на природу профессиональной деятельности Б.Ф. Ломова. Главная задача изучения психологических особенностей профессиональной деятельности. Концепция системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова. Обоснование механизмов осознанной регуляции деятельности О.А. Конопкина. Концепция Г.М. Зараковского и В.И. Медведева о психофизиологическом содержании профессиональной деятельности.
Значение роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении его профессиональной надежности и пригодности. Исследования роли психического образа в регуляции профессиональной деятельности, об особенностях его формирования и развития. Основные параметры, определяющие специфику процессов принятия решения в регуляции профессиональной деятельности. Этапы процесса принятия решения.
Вопросы для самоконтроля:
- Назовите основные направления психологических особенностей профессиональной деятельности.
- Перечислите ведущие аспекты проблемы профессиональной пригодности субъекта труда.
- Каким образом индивидуально-психологическое развитие индивида влияет на профпригодность?
- Раскройте понятие профессиональной пригодности как системное качество деятельности.
- Каковы особенности концепции системогенеза профессиональной деятельности В.Д. Шадрикова?
- Раскройте суть концепции Г.М. Зараковского и В.И. Медведева о психофизиологическом содержании профессиональной деятельности.
- Каково значение роли состояния психических и физиологических функций человека в обеспечении его профессиональной надежности и пригодности?
- Охарактеризуйте роль психического образа в регуляции профессиональной деятельности.
- Перечислите основные параметры, определяющие специфику процессов принятия решения в регуляции профессиональной деятельности.
- Назовите этапы процесса принятия решения.
Тема 2.2 Психологическая система деятельности и профессиональная пригодность
Профессиональная пригодность как категория, характеризующая деятельности человека. Психологическая система профессиональной деятельности. Концепция В.Д. Шадрикова о сущности, структуре, функциях, динамике психологической системы профессиональной деятельности.
Соотношение моделей профессиональной деятельности, профессиональной ...
... учебной, учебно-профессиональной и социально-профессиональной деятельности. Метакачества — это способности, качества, свойства личности, обусловливающие, определяющие продуктивность широкого круга учебно-познавательной, социальной и профессиональной деятельности человека. Определение ...
Функциональные блоки психологической системы профессиональной деятельности: мотивы, цели, программы и информационная основа профессиональной деятельности, принятие решений, профессионально важные качества. Особенности профессиональных мотивов. Функции мотивов.
Основные характеристики цели деятельности. Составляющие представления о программе профессиональной деятельности. Уровни информационной основы деятельности.
Особенности психологических эффектов, склоняющих субъектов к ошибочным выборам. Роль профессионально важных качеств в формировании психологической системы профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение психологической системы деятельности.
- Охарактеризуйте функциональные блоки психологической системы деятельности.
- Назовите составляющие представления о программе профессиональной деятельности.
- Какова суть сенсорно – перцептивного уровня информационной основы деятельности?
- Что включает в себя когнитивный уровень информационной основы деятельности?
- Перечислите психологические эффекторы, склоняющие субъектов к ошибочным выборам.
- Каковы особенности психологических эффектов, склоняющих субъектов к ошибочным выборам?
- Какова роль профессионально важных качеств в формировании психологической системы профессиональной деятельности?
- Перечислите психологические эффекторы, склоняющие субъектов к ошибочным выборам.
- Каковы особенности психологических эффектов, склоняющих субъектов к ошибочным выборам?
- Какова роль профессионально важных качеств в формировании психологической системы профессиональной деятельности?
Тема 2.3 Рабочая нагрузка и профессиональная деятельность
Рабочая нагрузка как процесс отражения взаимодействия человека с рабочей задачей. Взаимосвязь выполнения трудовых задач и воздействия на субъект труда рабочей нагрузки.
Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности ...
... ПАВ [1, c.291]. Наркомания как хроническое расстройство личности. Особенности расстройств личности и поведения. Наркомания – хроническая прогредиентная экзогенно ... психической деятельности. Больные становятся апатичными, мрачными, отмечается готовность к агрессивным вспышкам, утрачивается привязанность к близким. Особенности действия ... Перечислите и охарактеризуйте виды психоактивных веществ. ...
Значение оценки умственной рабочей нагрузки как ведущего фактора профессиональной пригодности. Функциональные признаки определения умственной рабочей нагрузки: исходная нагрузка; рабочие усилия человека; процесс исполнения.
Зависимость внутреннего критерия нагрузки от состояния человека, требований к исполнению и от инструктажа. Влияние степени сложности трудовых задач, длительности работы, уровня требований по скорости и точности выполнения операций на величины умственной нагрузки. Ограничения способности обработки информации.
Когнитивно — энергетическая теория умственной нагрузки. Взаимодействие когнитивных и энергетических процессов. Содержание модели регуляции энергии А. Джайлларда.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятие «рабочая нагрузка».
- Какова взаимосвязь выполнения трудовых задач и воздействия на субъект труда рабочей нагрузки?
- Назовите ситуации, при которых возрастает значимость изучения и оценки умственной рабочей нагрузки.
- Каким образом когнитивные ограничения влияют на умственную нагрузку?
- Перечислите функциональные признаки, определяющие умственную рабочую нагрузку.
- Какие факторы определяют внутренние критерии нагрузки?
- Перечислите ограничения способности обработки информации.
- Какова роль когнитивных и энергетических процессов в регуляции умственной нагрузки?
- Назовите положения когнитивно — энергетической теории умственной нагрузки.
- Какова взаимосвязь возникновения ошибочных действий на производстве и эмоций рабочего?
- Каким образом неопределенность развития экстремальной ситуации влияет на надежность профессиональной деятельности?
Тема 2.4 Безопасность труда и профессиональная пригодность
Роль безопасности труда в профессиональной деятельности. Особенности причин несчастных случаев и роли ошибочных действий человека в возникновении аварий, катастроф на производстве, транспорте, в энергетике. Роль «личностного фактора» в несчастных случаях на производстве. Основные исследования психологии «несчастных случаев» Г. Хан, П. Катилина, С.К. Савенко и др. Показатели предрасположенности к опасности М.А. Котика.
Профессиональная мотивация как фактор, определяющий профессиональную безопасность труда. Особенности проявлений мотивации с точки зрения вероятности возникновения несчастных случаев и аварийности на производстве. Влияние социально – психологических качеств на предрасположенность к несчастным случаям. Современные взгляда на проблему надежности человека. Факторы, определяющие причины ошибочных действий.
Вопросы для самоконтроля:
- Какова роль безопасности труда в профессиональной деятельности?
- Перечислите причины возникновения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
- Каким образом уровень профессиональной пригодности влияет на частоту возникновения производственных ошибок и травматизма?
- Какова роль «личностного фактора» в несчастных случаях на производстве.
- Назовите качества подверженности опасности рабочих, установленные Г. Ханом.
- Дайте характеристику показателей предрасположенности к опасности М.А. Котика.
- Каким образом социально – психологические качества влияют на предрасположенность к несчастным случаям?
- Раскройте суть современных взглядов на проблему надежности человека в профессиональной деятельности.
- Какова взаимосвязь возникновения ошибочных действий на производстве и эмоций рабочего?
Раздел 3. Психофизиологическая регуляция процесса формирования профессиональной пригодности
Тема 3.1 Основные направления изучения механизмов регуляции
Регуляторные факторы, определяющие успешность формирования профессиональной пригодности. Индивидуальные характеристики профессиональных, психофизиологических качеств субъекта. Особенности содержания, средств, условий и организации управленческой деятельности.
Профессиональные деформации личности
... последствия. Генезис человеческой личности в профессиональной деятельности может быть рассмотрен ... типологический (особенности темперамента, способностей, характера)Складываются профессионально-личностные комплексы: а) деформации профессиональной направленности: · Искажение мотивации деятельности, · ... возникает профессиональная деформация? Применительно к онтогенезу известны основные пути: ...
Качественные характеристики особенностей развития профессионально значимых психических функций, интегральных качеств и структур; количественные показатели этих процессов.
Роль индивидуально — психологических особенностей личности в профессиональной деятельности руководителя организации. Типологические особенности личности. Гипотеза В.Д. Небылицина о наличии связи между некоторыми характеристиками рабочих качеств человека и основными свойствами его нервной системы. Исследования К.М. Гуревича и В.Ф. Матвеева. Концепция О.А. Конопкина о связи показателей скорости приема информации, ее устойчивости в ходе работы с некоторыми проявлениями свойств нервной системы. Экспериментальные исследования Е.П. Ильина о влиянии типологических характеристик человека на эффективность и надежность его деятельности, особенно в экстремальных условиях.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите регуляторные факторы, определяющие успешность формирования профессиональной пригодности.
- Каковы особенности содержания, средств, условий и организации управленческой деятельности.
- Дайте качественные характеристики особенностей развития профессионально значимых психических функций руководителя.
- Перечислите индивидуально – психологические особенности личности, играющие особую роль в профессиональной деятельности руководителя организации.
- Назовите типологические особенности личности.
- Раскройте суть гипотезы В.Д. Небылицина.
- Какое влияние оказывают типологические характеристики человека на эффективность и надежность его профессиональной деятельности, особенно в экстремальных условиях?
Тема 3.2 Функциональная организация корковых (мозговых) процессов
Электрокорковая активность мозга. Особенности регуляции психологических качеств с помощью электроэнцефалографических (ЭЭГ) показателей. Влияние ЭЭГ – показателей на профессиональную пригодность на нейродинамическом уровне. Зависимость между основными свойствами нервной деятельности и биоэлектрической активностью мозга. Основные типы нормальной биоэлектрической активности коры головного мозга.
Понятие «функциональная асимметрия человека». Сущность функциональной асимметрии. Функциональная асимметрия левого и правого полушария мозга, ее влияние на профессиональную деятельность руководителя.
Особенности психической асимметрии. Взаимосвязь психической асимметрии с другими асимметриями человека.
Вопросы для самоконтроля:
- Что включают в себя электроэнцефалографические показатели?
- Каким образом ЭЭГ – показатели влияют на профессиональную пригодность?
- Перечислите основные типы нормальной биоэлектрической активности коры головного мозга.
- Какое полушарие мозга отвечает за языковые, речевые процессы?
- За организацию каких функций отвечает правое полушарие головного мозга?
- Какое влияние оказывает функциональная асимметрия полушарий головного мозга на профессиональную деятельность руководителя предприятия?
- Перечислите особенности психической асимметрии.
- В чем проявляется взаимосвязь психической асимметрии с другими асимметриями человека?
Тема 3.3 Психические состояния человека в профессиональной деятельности
Психические состояния профессионала как отражение реальной жизненной и трудовой ситуации и отношение к ней субъекта. Особенности постоянной и периодической рабочей напряженности. Концепция Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко о различии функциональных и психических состояний.
Утомление как фактор, понижающий работоспособность человека. Роль утомления в снижении функциональной надежности работника и руководителя организации. Особенности переутомления. Реакция организма человека на переутомления. Последствия переутомления.
Психологический стресс. Влияние психологического стресса на профессиональную активность руководителя и подчиненного.
Саморегуляция и самоконтроль в профессиональной деятельности руководителя. Роль психологической настройки на работу в процессе саморегуляции.
Вопросы для самоконтроля:
- Что означает рабочая напряженность?
- Каким образом рабочая напряженность влияет на профессиональную деятельность руководителя и подчиненных?
- Раскройте суть концепции Н.Д. Заваловой и В.А. Пономаренко.
- Каково влияние оказывает утомление на профессиональную надежность и эффективность деятельности?
- Дайте определение «психологический стресс».
- Каким образом психологического стресса влияет на профессиональную активность руководителя и подчиненного?
- Раскройте суть саморегуляции и самоконтроля в профессиональной деятельности руководителя.
- Какова роль психологической настройки на работу в процессе саморегуляции.
Раздел 4. Профессиональная деятельность и личность профессионала
Тема 4.1 Личность и деятельность
Роль и значение трудовой деятельности в жизни человека. Деятельность как основной способ существования человека, познания мира и самовыражения в обществе. Связь личности и деятельности.
Процесс развития личности в связи с характером деятельность. Система личностно-деятельных отношений. Основные характеристики противоречий между личностными образованиями и внешними деятельными и социальными факторами. Динамический подход изучения развития личности. Цель динамического подхода.
Психологическое влияние «биографических кризисов» на профессиональную деятельность. Особенности протекания кризисов нереализованности, опустошенности и бесперспективности.
Стадийный, процессуальный и дидактический подходы анализа проблемы психического развития человека на протяжении жизненного пути.
Вопросы для самоконтроля:
- Каково значение трудовой деятельности в жизни человека?
- Каким образом взаимосвязаны процесс развития личности и характером деятельность?
- Раскройте суть динамического подхода изучения развития личности.
- Какую роль играет личность в процессе развития, в рамках динамического подхода?
- Назовите цель динамического подхода.
- Какие «биографические кризисы» могут возникнуть на профессиональном пути руководителя?
- В каких ситуациях возникает кризис опустошенности?
- Раскройте суть подходов анализа проблемы психического развития человека.
Тема 4.2 Человек как субъект профессиональной деятельности
Понятие субъекта профессиональной деятельности. Основные характеристики субъекта профессиональной деятельности. Становление субъекта профессиональной деятельности. Факторы, определяющие уровень профессиональной пригодности на этапах становления профессионала. Соотношение психической организации личности с требованиями профессиональной деятельности.
Самоопределение личности профессионала как самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе. Особенности профессионального самоопределения как многомерного и многоступенчатого процесса.
Методологические основы для анализа проблемы самоопределения личности С.Л. Рубинштейна. Профессиональное самоопределение и «Я — концепция» индивида. Теория социальной идентификации И.Ф. Кузнецова, его подходы в исследовании самоопределения.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятие «субъект профессиональной деятельности».
- Перечислите основные характеристики субъекта профессиональной деятельности.
- Какие факторы определяют уровень профессиональной пригодности на этапах становления профессионала?
- Дайте определение понятия «самоопределение личности».
- Каковы особенности профессионального самоопределения?
- Назовите методологические основы для анализа проблемы самоопределения личности С.Л. Рубинштейна.
- Раскройте суть теории социальной идентификации.
- Перечислите подходы в исследовании самоопределения И.Ф. Кузнецова.
Тема 4.3 Развитие личности профессионала
Основные положения формирования личности профессионала. Теоретический и практический аспекты формирования личности профессионала и его профессиональной пригодности.
Основные характеристики образа «Я — профессионал». Направление развития личности и профессиональная деятельность. Влияние самооценки личности на формирование образа «Я — профессионал». Теории профессионального развития личности Б.Г. Ананьева, Е.Ф. Рыбалко, И.М. Кондакова и др. Этапы профессионального развития личности.
Особенности профессиональной деформации личности. Концепция Ф.Парсонса о личностном развитии профессионала. Формы оперотропизма по У. Мозеру. Характеристики периодов профессиональной ситуации. Типология ориентаций личности по Д. Холланду. Особенности реалистической, интеллектуальной, социальной, конвенциональной и других ориентаций.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите основные положения формирования личности профессионала.
- Раскройте суть теоретического аспекта формирования личности профессионала и его профессиональной пригодности.
- Каковы особенности и практического аспекта формирования личности профессионала и его профессиональной пригодности?
- Какую роль играет самооценки личности в процессе формирование образа «Я — профессионал»?
- Перечислите этапы профессионального развития личности.
- Раскройте понятие «профессиональная деформация личности».
- Перечислите положения дифференциально – диагностического направления, сформулированного Ф. Парсонсом.
- Назовите типы оперотропизма.
- Раскройте суть типологии ориентаций личности.
- Перечислите положения теории профессионального развития.
- Раскройте суть типологии ориентаций личности.
- Перечислите положения теории профессионального развития.
Раздел 5. Психофизиология психических процессов, их влияние на профессиональную деятельность
Тема 5.1 Психофизиология восприятия
Познавательные психические процессы: основное понятие и классификация познавательных процессов. Взаимосвязь психических процессов. Роль психических процессов в работе руководителя.
Сущность и основные качества восприятия. Основные свойства образа, их роль в профессиональной деятельности руководителя.
Нейронные механизмы восприятия. Особенности двух систем: «что?» и «где?».
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятие «психические процессы».
- Какова взаимосвязь психических процессов?
- В чем заключается развитие психических процессов для профессиональной деятельности руководителя?
- Дайте определение «восприятие».
- Назовите виды восприятия.
- Перечислите основные качества восприятия.
- Дайте характеристику основных свойств образа.
Тема 5.2 Проблемы внимания, памяти и научения в профессиональной деятельности
Общие понятия внимания. Проблема внимания в психофизиологии. Виды внимания, основные свойства внимания. Основные характеристики непроизвольного и произвольного внимания.
Психологические особенности реакции активации, функционального состояния и бодрствования. Роль внимания в профессиональной деятельности. Понятие «память». Классификация видов памяти. Филогенетические уровни биологической памяти. Временная организация памяти. Концепция активной памяти. Декларативная и процедурная память. Основные характеристики рабочей памяти. Научение, виды научения.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение «внимания».
- Перечислите основные виды.
- Дайте характеристику свойств внимания.
- Каковы психологические особенности реакции активации, функционального состояния и бодрствования?
- Раскройте понятие «память».
- Назовите виды памяти.
- Объясните временную организацию памяти.
- Каковы особенности декларативной и процедурной памяти?
- Перечислите виды научения.
Тема 5.3 Влияние эмоций на профессиональную деятельность
Определение и классификация эмоций. Функции эмоций. Когнитивные процессы в генезе эмоций.
Биологически и социально значимые стимулы как источник эмоций. Потребностно – информационные факторы возникновения эмоций.
Лицевая экспрессия как средство невербального общения. Теория обратной лицевой связи как одного их механизмов эмоций. Кодирование и декодирование лицевой экспрессии. Роль индивидуальных различия в эмоциях.
Вопросы для самоконтроля:
- Дайте определение «эмоции».
- Перечислите виды эмоций.
- Назовите функции эмоций.
- Какие когнитивные процессы возникают в процессе генезе эмоций?
- Перечислите потребностно – информационные факторы возникновения эмоций.
- Раскройте понятие «лицевая экспрессия».
- Каким образом индивидуальные различия в эмоции влияют на профессиональную деятельность руководителя?
Тема 5.4 Способности в профессиональной деятельности как сложное синтетическое образование личности
Содержание понятий «задатки», «способности», «одаренность». Современные взгляды на проблему способностей в профессиональной деятельности.
Общие, природные, специальные способности. Роль общих и специальных способностей в профессиональной деятельности. Профессионально важные качества. Влияние профессиональной деятельности на развитие способностей. Взаимосвязь способностей с рядом черт характера, необходимых для более эффективной профессиональной деятельности.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятия «задатки», «способности», «одаренность».
- В чем отличие способностей от одаренности?
- Перечислите общие способности.
- Приведите пример специальных способностей.
- Какова роль общих и специальных способностей в профессиональной деятельности?
- Каким образом профессиональная деятельность влияет на развитие способностей?
Тема 5.5 Профессиональная мотивация
Особенности процесса мотивации: мотив, мотивация, мотивационная структура личности в профессиональной деятельности.
Теоретическая концепция мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу; теория двух факторов мотивации Ф. Герцберга; теория «ожидания» В. Ворума; теория, отражающая природу мотивации работника и особенности реялизации функции мотивирования М. МакГрегори, О. Шелдона и др. («Теория X», «Теория Y», «Теория Z»).
Роль внешней и внутренней мотивации работника в профессиональной деятельности. Особенности влияния процессуальных и внутренних потребностей на развитие личности профессионала.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте понятия мотив, мотивация.
- В чем суть теории мотивации З. Фрейда?
- Какова концепция потребностей по А. Маслоу?
- Назовите основные аспекты теории двух факторов мотивации Ф. Герцберга.
- Каковы особенности теории «ожидания»?
- Назовите основные положения «Теории Х».
- Перечислите тезисы «Теория Y».
- Сформулируйте принципы максимально полного использования мотивационного материала работника.
- Каким образом внешняя и внутренняя мотивация работника влияет на профессиональную деятельность?
- Перечислите особенности процессуальных и внутренних потребностей, выступающих фактором развития личности профессионала.
Раздел 6. Психологический анализ деятельности и профессиональные требования к личности
Тема 6.1 Основные принципы психологического анализа профессиональной деятельности
Анализ профессиональной деятельности как сложный, многомерный и многоуровневый, динамически развивающийся процесс. Операционные и мотивационные аспекты профессиональной деятельности.
Концепция А.Н. Леонтьева на анализ профессиональной деятельности. Субъективный подход Е.А. Климова на субъектно-объектные взаимосвязи в процессе профессиональной деятельности.
Анализ компонентов психологической системы профессиональной деятельности Б.Ф. Ломова, О.А. Конопкина, В.Д. Шадрикова.
Основная характеристика групп лимитирующих факторов, ограничивающих развитие способностей человека, его профессионально важных качеств и функций, формирующихся в процессе трудовой деятельности.
Основные требования к психологическим особенностям будущего специалиста.
Вопросы для самоконтроля:
- Раскройте операционный аспект профессиональной деятельности.
- На чем основан мотивационный аспект профессиональной деятельности?
- В чем суть концепции А.Н. Леонтьева на анализ профессиональной деятельности.
- Раскройте концепцию субъективного подхода Е.А. Климова.
- Перечислите основные характеристики групп лимитирующих факторов, ограничивающих развитие его профессионально важных качеств и функций, формирующихся в процессе трудовой деятельности.
- Назовите требования к психологическим особенностям будущего специалиста.
Тема 6.2. Процедура обоснования профессиональных требований
Особенности количественной оценки степени значимости психологических качеств профессионала для реализации отдельных трудовых операций и рабочего процесса в целом, ее сущность. Анализ психологических функций в соответствии со степенью важности каждой функции, продолжительностью и частотой загрузки функции в течение всего рабочего процесса, степени загрузки функции при выполнении отдельных трудовых операций и степени сложности реализации каждой функции.
Психологическая классификация профессий. Классификационные признаки систематизации трудовой деятельности. Четырехярусная классификация профессий Е.А. Климова.
Вопросы для самоконтроля:
- Перечислите особенности количественной оценки степени значимости психологических качеств профессионала.
- Раскройте сущность оценки степени значимости психологических качеств профессионала.
- На основании каких характеристик оцениваются психологические функции?
- Перечислите классификационные признаки систематизации трудовой деятельности.
- Раскройте суть четырехярусной классификации профессий Е.А. Климова.
- Какие типы профессий составляют первый ярус классификации профессий по Е.А. Климову?
3. Содержание тем курсовых работ
В соответствии с учебным планом подготовки специалистов по специальности 080505 «Управление персоналом» для студентов как дневной, так и заочной форм обучения предусмотрено написание курсовой работы по изучаемой дисциплине.
Структура курсовой работы включает введение, три раздела, заключение, список литературы. Содержание основных разделов определяется целью и задачами исследования.
Ниже приведены типовые задания для курсовой работы и рекомендуемая структура.
Выбор темы курсовой работы согласно распоряжению.
Тема 1. Психофизиологические особенности профессиональной
пригодности личности
Введение
Особенности профессиональной пригодности личности
1.1 Сущность и роль профессиональной пригодности
1.2 Характеристика процессов формирования профессиональной пригодности личности
2. Критерии оценки профессиональной пригодности
3. Исследование профессиональной пригодности личности
Заключение
Список литературы
Тема 2. Формирование профессиональных способностей
личности
Введение
1. Способности как фактор формирования профессионализма
1.1 Характеристика способностей личности
1.2 Особенности межполовых различий способностей людей
2. Этапы развитие способностей в профессиональной деятельности
3. Исследование профессиональных способностей личности
Заключение
Список литературы
Тема 3. Психофизиология профессиональной адаптации
личности
Введение
1. Психофизиология профессиональной адаптации личности
1.1 Характеристика профессиональной адаптации личности
1.2 Типы профессиональной адаптации
2. Этапы формирования профессиональной адаптации личности
3.Исследование профессиональной адаптации личности
Заключение
Список литературы
Тема 4. Профессиональная структура мотивации личности
Введение
1.Психофизиологическая структура мотивации личности
1.1 Особенности мотивационной структуры личности
1.2 Основные характеристики профессиональной мотивации
2. Этапы формирования профессиональной мотивации
3. Исследование профессиональной структуры мотивации личности
Заключение
Список литературы
Тема 5. Психологическое обеспечение профессионального
самоопределения
Введение
1.Самоопределение как качественная основа профессионализма
1.1 Особенности психологического и личностного самоопределения
1.2 Этапы формирования самоопределения в управленческой деятельности
2. Характеристика сфер профессиональной деятельности
3. Исследование сферы профессиональных предпочтений
Заключение
Список литературы
Тема 6. Психологическое становление профессионализма
в управленческой деятельности
Введение
1.Формирование профессионализма в управленческой деятельности
1.1Особенности профессионализма
1.2 Этапы формирования профессионализма в управленческой деятельности
2. Характеристика уровней профессионализма в управленческой деятельности
3. Исследование уровня профессионализма в управленческой деятельности
Заключение
Список литературы
Тема 7. Психологические особенности профессионального
профиля мышления личности
Введение
1. Психологические особенности профиля мышления личности
1.1 Мышление как особая форма психического отражения действительности
1.2 Характеристика факторов, влияющих на развитие мышления личности
2. Особенности профессионального профиля мышления
3. Исследование профессионального профиля мышления личности
Заключение
Список литературы
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Курсовая работа должна показать:
1. Знание студентом:
- основ психофизиологии профессиональной деятельности;
- современной научно-исследовательской литературы;
- современной ситуации на современном этапе развития, тенденций её изменения на перспективу.
2. Умение и способность:
- искать новую информацию для выполнения задания;
- анализировать и обобщать собранный научно-исследовательский материал;
- критически оценивать предлагаемые в специальной литературе подходы.
Студенческая работа оформляется в соответствии с ГОСТ 2.105–79 “Общие требования к текстовым документам” и с ГОСТ 7.32–91 «Отчёт о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
Текстовые документы выполняются на одной стороне писчей бумаги форматом А4, размером 210х297 мм. Следует соблюдать следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм и нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым для всего текста и составлять 1,25 см.
При выполнении работы выбирается шрифт «Times New Roman» размером № 14, интервал 1,5. Мелкий шрифт (10, 11, 12) допускается только в таблицах.
Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения работы, допускается исправлять закрашиванием белым штрихом и аккуратным нанесением на том месте исправленного текста черной пастой (гелем).
Работа должна иметь титульный лист. Все подписи на титульном листе следует выполнять строчными буквами, название темы работы – прописными буквами, размер шрифта – 14. Образцы выполнения титульных листов представлены в Приложении 1.
Нумерация страниц работы должна быть сквозной: первой страницей является титульный лист. За титульным листом следует «СОДЕРЖАНИЕ». На титульном листе и листе с «СОДЕРЖАНИЕм» номер страницы не проставляется.
Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу без точки в конце таким же размером, что и основной текст. Если в работе содержатся рисунки и таблицы, которые располагаются на отдельных листах, их необходимо включить в общую нумерацию. Приложения и список использованных источников также включаются в сквозную нумерацию.
Текст работы разделяют на разделы и подразделы. Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номера подразделов состоят из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой.
Номера разделов и подразделов обозначают арабскими цифрами и ставят в конце номера точку.
Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа. Наименование разделов должно быть кратким, соответствовать содержанию.
Наименования разделов записывают в виде заголовков в середине строки прописными буквами. Наименование подразделов и пунктов записывают в виде заголовков с абзацного отступа строчными буквами (кроме первой прописной).
Подчеркивать заголовки и переносить слова в них не допускается. Точку в конце заголовков разделов, подразделов и пунктов не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Текст работы должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований. Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми. Термины и определения должны быть едиными и соответствовать установленным стандартам, а при их отсутствии – общепринятым в литературе.
В тексте не допускается сокращения слов. Исключение составляют общепринятые сокращения.
5. Глоссарий
Адаптивность — это способность индивида или системы модифицировать себя или свое окружение при возникновении неблагоприятных изменений с целью хотя бы частичного восполнения потери работоспособности.
Адаптация (от лат. adaptatio — приспособление) — биологическое приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.
Адаптационный синдром — совокупность общих защитных (адаптационных) реакций организма человека, которые возникают при действии на него значительных по силе и продолжительности внутренних и внешних раздражителей.
Амбидекстрия (от лат. ambo — оба, dextera -правая рука) — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки.
Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данные момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении.
Восприятие – целостное отражение предметов, явлений, ситуаций в чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях.
Информационный подход — методологическая установка, в соответствии с которой все психологические процессы рассматриваются как сложная система процессов переработки информации, которые могут осуществляться как последовательно, так и параллельно.
Исполнительное действие — сформированный навык, имеющий заданные точность и скорость, в структуре которого используется определенный набор трудовых операций и соответствующих орудий труда (инструмент, индикаторы контроля, органы управления).
Концептуальная модель — понятие, используемое в инженерной психологии, обозначающее систему представлений человека-оператора о целях его деятельности, состоянии предмета управления и способах воздействий.
Координация движений (от лат. co — с, вместе и ordinatio -расположение в порядке) — управление работой отдельных мышечных групп, осуществляющееся при достижении определенной задачи в реальном времени и пространстве.
Монотония (от греч. monos — один, единый и tonos — напряжение, ударение) — функциональное состояние человека, возникающее при однообразной работе.
Мотив – устремления, действия по реализации потребности или осознанного внутреннего побуждения к активности.
Мотиватор – психологические факторы, участвующие в конкретном мотивационном процессе и определяющие принятие человеком решения на то или иное поведение.
Оперативный образ — отражение в сознании человека предмета (или процесса), на который ориентировано действие.
Оперотропизм – форма замещения действительности в условиях, когда базальная потребность наталкивается на обусловленное социальным окружением препятствие.
Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Порог оптимального различения — величина расхождения характеристик сигналов с пороговыми значениями, при которой скорость и точность различения достигают максимального значения.
Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который характеризуется наличием явных признаков соответствия человека требованиям деятельности.
Профессиональная адаптация – система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма
Профессиональная аттестация – периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответствия занимаемой должности и обоснования рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также направлению на учебу, переподготовку.
Профессиональная мотивация — сила, активизирующая профессиональную деятельность и предоставляющая цель и направление для реализации профессиональных притязаний человека.
Профессиональная ориентация — система мероприятий по включению индивида в мир труда.
Профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии.
Профессиональная подготовка — обоснование рекомендаций к программам, методикам и средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности.
Профессиональная пригодность – совокупность индивидуальных особенностей человека, влияющих на успешность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективности ее выполнения.
Профессиограмма – сводка сведений о характерных признаках процесса труда, его условиях и организации.
Профессиография – комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии в целях установления особенностей взаимодействия субъекта труда с компонентами деятельности и ее функционального обеспечения.
Психологическая адаптация — это изменение чувствительности анализаторов (слуха, зрения и др.), ее приспособление к интенсивности действующего раздражителя или изменение личности в целом в соответствии с постоянно действующими раздражителями.
Психодиагностика – область психологической науки, разрабатывающая методы распознания и измерения индивидуально- психологических особенностей человека.
Рабочая нагрузка – воздействие на субъект совокупности факторов трудовой деятельности, отражающих содержания и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями субъекта деятельности реализовать предъявленные ему требования.
Самоконтроль – это функциональная компенсация вероятных ошибок, нарушений в деятельности и осуществляется путем проверки субъектом своих действий, их дублирования, усиления значимости гностических движений, углубленной оценки ожидаемого результата и использование этой оценки по механизму обратной связи для коррекции конкретных управляющих воздействий.
Самоопределение личности профессионала — это самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в профессии и трудовом коллективе.
Саморегуляция – это отношение субъекта деятельности к решаемой задаче, степень его ответственности, уровень субъективной значимости конкретной ситуации и неопределенности событий или сигналов.
Стресс – особое психологическое состояние, развивающееся под влиянием чрезвычайных условий и ситуации профессиональной деятельности.
Утомление — временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки.
Эмоции – это сильные, относительно неконтролируемые чувства, воздействующие на поведение.
6.Литература, рекомендуемая для изучения курса
6.1Основная литература
- Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 848 с.
- Боровикова С.А, Водолазская Т.П., Дмитриева М.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности . [Текст] – СПб.: Изд-во С.- Петербург. ун-та, 2004.
- Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. [Текст] – М.: Изд-во МГУ, 2007.
- Макаренко Н.В., Пуков В.А., Кольченко Н.В. и др. Основы профессионального психофизиологического отбора. [Текст] – Киев: Наукова думка, 2007.
- Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности: /Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова [Текст] – СПб.: Речь, 2003.
-
6.2 Дополнительная литература
- Бедный Г.З. Психологические основы анализа и проектирование трудовых процессов. [Текст] – Киев: Одесса Вища школа, 2003.
- Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. [Текст] – М., 2003.
- Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов[Текст]. – М.: Аспет Пресс, 2006.
- Каверин С.Б. Мотивация труда. [Текст] – М.: Ин-т психологии, 2007.
- Калугина Б.В. Основы психологической диагностики [Текст]. – Л.: Медицина, 2004.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда [Текст]. – М.: Изд-во МГУ, 2005.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие. [Текст] – Ростов-на-Дону, 2006.
- Крушельницкая Я.В. Физиология и психология труда. [Текст] – Киев: УМКВО, 2003.
- Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. [Текст] – М.: Радикс, 2004.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. – Л.: Наука, 2004.
- Мотивация трудовой деятельности [Текст] : учебно-практическое пособие / Ю. Г. Одегов, А. А. Федченко, Е. С. Дашкова. — М. : Альфа-Пресс, 2009. — 335 с.
- Немав Р.С. Психология: кн.1. [Текст] – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Основы психофизиологии./Отв. ред. Александров Ю.И. – М.: ИНФРА-М, 2007.
- Психологические проблемы профессиональной деятельности / Отв. ред. Л.Г. Дикая, А.Н. Занковский. [Текст] – М.: Наука, 2003.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./Под ред. Г.С. Никифорова [Текст] – СПб.: С.-П. Университета, 2003.
- Психология труда в условиях проблемных ситуаций /ред. А.А. Понукалин и др. [Текст] – Саратов: Изд-во ун-та, 2006.
- Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]: учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей вузов / Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2005. — 848 с.
- Психология труда [Текст]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / О. Г. Носкова ; ред. Е. А. Климов. — 3-е изд., стер. — М. : Академия, 2007. — 384 с.
- Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности [Текст]. – М.: Педагогика, 2002.
- Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]: словарь / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. [и др.] : Питер, 2003. — 520 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. пособие для вузов. [Текст] – М.: Изд. корпорация «Логос», 2006.
- Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности. Учебное пособие [Текст] – М.: ООО «Вершина», 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет» Институт менеджмента и бизнеса
Кафедра Экономики товарных рынков
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: Психофизиология профессиональной деятельности
на тему: _______________________________________________________
(название темы)
Выполнил: ст. гр. ___________
(шифр группы)
__________________________
(фамилия, инициалы студента)
Руководитель:______________
(фамилия, инициалы, звание,
должность преподавателя)
Тюмень, 201_
Психофизиология профессиональной деятельности
Методические указания по изучению курса и выполнению курсовых работ для студентов специальности 080505 «Управление персоналом»
очной и заочной форм обучения
СОДЕРЖАНИЕ
1 |
Общие положения |
3 |
2 |
Программа курса |
5 |
3 |
Содержание тем курсовых работ |
22 |
4 |
Основные требования к оформлению курсовых работ |
24 |
5 |
Глоссарий |
26 |
6 |
Литература, рекомендуемая для изучения курса |
29 |
|
ПРИЛОЖЕНИЕ |
|
Составители: Дебердиева Н.П. старший преподаватель
Подписано к печати |
Бум. писч. №1 |
|
Заказ № |
Уч.-изд.л. |
|
Формат 60х84 1/16 |
Усл печ.л. 2 п.л. |
|
Отпечатано на RISO GR 3750 |
Тираж 35 экз. |
Издательство «Нефтегазовый университет»
Государственного образовательного учреждения профессионального
образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
625000, Тюмень, ул. Володарского, 38
Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет»
625000, Тюмень, ул. Киевская, 52
33