Психоанализ,

План

1.Основные направления западной психологии 20в

  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гельтштальтпсихология
  • Гуманистическая психология
  • Трансперсональна психология

2.Ведущие положения гуманистической психологии

  • А.Маслоу
  • К.роджерс
  • В.франкл

2.1сопоставление основных позиций бихевиоризма и гуманистчиеской псхологии

3.Бихевиоризм

  • Метод
  • Предмет
  • Достоинства и недостатки
  • влияние

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к изучению психики и поэтому включает в себя несколько направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть

психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики

и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую

доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной

жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс

патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы

сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как

область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями

проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий

его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину

забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их

пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было

свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их

(путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им

возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («

либидо") центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом

7 стр., 3206 слов

Психоанализ зигмунда фрейда

...     Примечания Эдипов комплекс Понятие, введенное в психоанализ Фрейдом. Обозначает бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю ... Представляет собой лечение разговором, метод свободных ассоциаций,… Теория психоанализа Фрейда Психоанализ – это первая система психологии, предметом которой является не отдельно взятый аспект проблемы ...

как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или

к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на

трех уровнях:

1.психоанализ — как метод психотерапии;

2.психоанализ — как метод изучения психологии личности;

3.психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии,

философии.

Бихевиоризм,

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878−1958) — автор программной статьи нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», написанной в 1913 г.

бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

Бихевиоризм отрицает понятие сознания (систему ценностей человека, убеждений, психологических установок), как объекта в исследовании поведения человека: «данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации» [1].

бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

При этом Уотсон не придавал большого значения и врождённым инстинктам: «вследствие того, что их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала» [2].

Основная формула бихевиоризма гласит: «Стимул — Реакция».

Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит, прежде всего, от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужное поведение.

10 стр., 4603 слов

Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе.

... , повышение температуры. Физические и психофизиологические нагрузки на человека в эргатической системе. Деятельность человека в эргатических системах можно разделить на три основные работы по характеру ... , которые получают шанс для более раннего самоопределения в выбранных ими направлениях.   Текущий контроль: Самостоятельная работа по модулю «Безопасность студента в ...

Гештальтпсихология

Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) — качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание — это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма — организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт— это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии являетсясознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов— наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха — ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие— ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление— это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

Закон фигуры и фона

Закон транспозиции

Закон прегнантности

Закон константности

Закон близости

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре)

Гуманистическая психология

К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие.

Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1].

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... - развлекательные   Теория потребностей Маслоу Всоответствии с учением Маслоу у человека имеется сложная структура иерархически расположенных потребностей, и менеджер должен выявлять эти потребности и использовать соответствующие ... при возниктовении этих желаний. Мотив – побудительная сила. - пришёл в психологию из музыки, мельчайший компонент в музыке, кот. Определяет ясным определённым ...

В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  • Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  • Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  • Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  • Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Трансперсональная психология

Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие

Трансперсональная психология— течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада.

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны ... ; темперамент; характер; способности. Отличительные биологические, психологические и социальные качества человека связаны с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Процесс постижения действительности, формирующий мысли ...

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т. д. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

2 Маслоу

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихе-виористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.

  • Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

3 стр., 1111 слов

Управленческая характеристика теории иерархии человеческих потребностей А. Маслоу

... ученый Абрахам Маслоу - представитель гуманистической школы, где исходным пунктом являются понятие о мотивации поведения, стремление личности к удовлетворению заложенных в ней потребностей. В сущности ... окультуриванию; вне любой определённой культуры[10]. К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна , Томаса Джефферсона , Альберта Эйнштейна , Элеонору Рузвельт , Джейн ...

Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т. д.).

Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85%, безопасности и защиты — на 70%, любви и принадлежности — на 50%, самоуважения — 40%, самоактуализации — 10%.

Роджерс

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 — 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции».

Согласно гуманистической теории личности Роджерса, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я». К этому «Идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от «Идеального Я».

1 стр., 437 слов

25 человек личность индивидуальность

... . ПОНЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы ... реальной жизненной позиции — в моральном поведении, так и в различных концепциях — этической, философской, политической и ... теоретических рассуждений и построения во многом абстрактных концепций к эмпирическим исследованиям. Конформизм - морально- ...

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок.

Гуманистическая психология способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека, могут осознаваться и точно восприниматься. Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Фрарнкл

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т. е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие Франкла «ноэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

ТАБЛИЦА отличия

Гуманистический подход отводит главную рольличному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Так, Карл Роджерс исходил из того, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, достаточными для развития всех своих возможностей.

3

Основной методклассического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Предмет бихевиоризма- это поведение человека — это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

ТАБЛИЦА.достоинства и недостатки

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающиеся научения — приобретения организмом новых форм поведения.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector