Психоанализ,

План

1.Основные направления западной психологии 20в

  • Психоанализ
  • Бихевиоризм
  • Гельтштальтпсихология
  • Гуманистическая психология
  • Трансперсональна психология

2.Ведущие положения гуманистической психологии

  • А.Маслоу
  • К.роджерс
  • В.франкл

2.1сопоставление основных позиций бихевиоризма и гуманистчиеской псхологии

3.Бихевиоризм

  • Метод
  • Предмет
  • Достоинства и недостатки
  • влияние

Зарубежная психологическая наука использует различные подходы к изучению психики и поэтому включает в себя несколько направлений: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихологию, гуманистическую и трансперсональную психологию.

Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года.

Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) — часть

психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики

и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую

доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной

жизни. Эта доктрина строится на предположении, что известный комплекс

патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы

сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как

область господства сексуальных стремлений) и под всякими масками и облачениями

проникает в сознание и угрожает духовному единству Я, включенного в окружающий

его мир. В действии таких вытесненных «комплексов» видели причину

забывания, оговорок, грез, ложных поступков, неврозов (истерий), и лечение их

пытались проводить таким образом, чтобы при беседе («анализе») можно было

свободно вызывать эти комплексы из глубины бессознательного и устранять их

(путем беседы или соответствующих действий), а именно предоставить им

возможность отреагировать. Сторонники психоанализа приписывают сексуальному («

либидо») центральную роль, рассматривая человеческую душевную жизнь в целом

как сферу господства бессознательных сексуальных стремлений к удовольствию или

к неудовольствию.

Исходя из вышеизложенного, сущность психоанализа мы можем рассматривать на

12 стр., 5509 слов

Психоанализ З. Фрейда 2

... патологических представлений, в особенности сексуальных, «вытесняется» из сферы сознания и действует уже из сферы бессознательного (которое мыслится как область господства сексуальных стремлений) и под ... истерии. Появление психоанализа радикально изменило взгляд на мир. Фрейда порывает с картиной упорядоченного, рационально организованного мира, с представлениями бихевиоризма и гештельтпсихологии, ...

трех уровнях:

1.психоанализ — как метод психотерапии;

2.психоанализ — как метод изучения психологии личности;

3.психоанализ — как система научных знаний о мировоззрении, психологии,

философии.

Бихевиоризм,

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) — автор программной статьи нового направления «Психология с точки зрения бихевиориста», написанной в 1913 г.

бихевиори́зм(англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

Бихевиоризм отрицает понятие сознания (систему ценностей человека, убеждений, психологических установок), как объекта в исследовании поведения человека: «данные в терминах сознания зависят от их субъективной интерпретации» [1].

бихевиори́зм(англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определявшее облик американской психологии в начале 20-го века, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике.

При этом Уотсон не придавал большого значения и врождённым инстинктам: “вследствие того, что их доля относительно приобретённых в результате научения поведенческих актов очень мала” [2].

Основная формула бихевиоризма гласит: «Стимул — Реакция».

Поведение, с точки зрения бихевиоризма, зависит, прежде всего, от внешних стимулов и внешней среды, а не от внутренних психических процессов. Главная задача состоит в том, чтобы подобрать такие стимулы, в результате действия которых можно было бы получить нужное поведение.

Гештальтпсихология

Основоположником является немецкий психолог Макс Вертгеймер. Данное направление получило свое развитие не только в трудах Макса Вертгеймера, но и Курта Левина, Вольфганга Келлера, Курта Коффки и др.

Гештальтпсихология (нем. gestalt — образ, форма; gestalten — конфигурация) – качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений.

Главное, с чем работает гештальтпсихология — это сознание. Сознание – это динамическое целое, где все элементы взаимодействуют друг с другом. Яркий аналог: гармония всего организма – организм человека работает безотказно и исправно долгие годы, состоя из большого числа органов и систем.

  • Гештальт– это единица сознания, целостная образная структура.
  • Предметом гештальтпсихологии являетсясознание, понимание которого должно строиться на принципе целостности.
  • Метод познания гештальтов— наблюдение и описание содержаний своего восприятия. Наше восприятие идет не от ощущений, так как их в реальности нет, а является отражением колебаний давления воздуха – ощущения слуха.
  • Зрительное восприятие– ведущий психический процесс, определяющий уровень развития психики. И пример тому: огромное количество информации, добываемое человеков посредством органов зрения.
  • Мышление— это не набор навыков, сформированных путем ошибок и проб, а процесс решения задачи, осуществляемый через структурирование поля, то есть через инсайт в настоящем.

Законы гештальтпсихологии

14 стр., 6668 слов

Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи ...

... Предмет и структура гендерной психологии. Направления и задачи развития гендерной психологии. Предмет гендерной психологии — это особенности ... эволюционной антропологии, этологии человека и эволюционной психологии, предлагающих при обсуждении поведения человека учитывать биологические различия ... проанализировал сущность мужчин и женщин, предложил законы о браке, рассматривал отношения между мужем ...

Закон фигуры и фона

Закон транспозиции

Закон прегнантности

Закон константности

Закон близости

Закон замыкания (заполнение пробелов в воспринимаемой фигуре)

Гуманистическая психология

К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие.

Гуманистическая психология— направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку[1].

В противовес тем направлениям, оценивающим человека как полностью зависимого либо от окружения, либо от бессознательных инстинктов, гуманистическая психология рассматривает его как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей, стремящегося к самосовершенствованию, находящегося в процессе становления, изменения на протяжении всей жизни.

В 1963 г. первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь, выдвинул пять основополагающих положений данного направления психологии[2]:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  • Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  • Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  • Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  • Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Трансперсональная психология

Данное направление было создано в 1960-х годах, преимущественно на основе гуманистической психологии, его основоположниками были А. Маслоу, С. Гроф, К. Уилбер и другие

Трансперсональная психология— течение психологии, которое изучает трансперсональные переживания, изменённые состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические концепции, теории и методы с традиционными духовными практиками Востока и Запада.

Трансперсональная психология изучает сознание в широком спектре его проявлений: множественность состояний сознания, духовный кризис, околосмертные переживания, развитие интуиции, творчества, высшие состояния сознания, личностные ресурсы, парапсихологические феномены. Она опирается на целостное видение человека в перспективе его духовного роста, классическую и неклассическую философскую антропологию, мировые духовные традиции, разнообразные способы самопознания и психотерапии, такие как медитация, холотропное дыхание, телесно-ориентированная психотерапия, терапия искусством, работа со сновидениями, активное воображение, самогипноз и т.д. Трансперсональные (надличностные) переживания обладают особо мощными целительными возможностями, имеют огромное значение для творчества, эстетического и этического развития. Особую актуальность приобретает трансперсональный подход в лечении наркомании и алкоголизма как видов духовного кризиса, психотерапии неврозов и психозов, в психологическом оздоровлении общества.

9 стр., 4009 слов

Человек и потребности

... поведения человека аффилиативную потребность личности. Маслоу утверждал, что в основе всей человеческой деятельности лежит потребность в самоактуализации. В общей иерархии потребностей низшую ступень Маслоу отводил физическим потребностям, среднюю ступень — аффилиативной потребности и ...

2 Маслоу

Фундаментальным тезисом, лежащим в основе гуманистической теории Маслоу, является то, что изучать нужно каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не отдельные проявления поведения (как это делают бихе-виористы).

По Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования, а негативные и разрушительные качества и проявления у людей являются результатом фрустраций или неудовлетворенных потребностей, а не каких-то наследственных пороков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области исследования мотивации в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда ступеней.

  • Первая — физиологические потребности: низшие, управляемые органами тела (дыхание, пищевая, сексуальная, потребности в самозащите).
  • Вторая ступень — потребность в надежности: стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п.
  • Третья — социальные потребности. Ее удовлетворение не носит объективного характера и не поддается описанию. Один человек удовлетворяется лишь незначительными контактами с другими людьми, а у другого эта потребность в общении выражена очень сильно.
  • Четвертая ступень — потребность в уважении, осознании собственного достоинства; здесь речь идет о престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.
  • Пятая ступень — потребность в развитии личности, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения.

Удовлетворение потребностей, расположенных на самом низком уровне (т.е. физиологических), делает возможным осознание потребностей вышележащего уровня. Чем выше человек поднимается в этой иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он демонстрирует.

Маслоу признавал возможность реализации более высших потребностей при неудовлетворении более низших (творческие люди, герои и т.д.).

Степени удовлетворения потребностей различаются: физиологические — удовлетворяются на 85 %, безопасности и защиты — на 70 %, любви и принадлежности — на 50 %, самоуважения — 40 %, самоактуализации — 10 %.

Роджерс

Один из лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс (1902 – 1987гг.) считал, что фундаментальным компонентом личности выступает собственная жизненная концепция, которая формируется в процессе взаимодействия человека с социальной средой. Он предложил основные положения «Я-концепции».

Согласно гуманистической теории личности Роджерса, каждый организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Ядро характера человека составляют положительные, здоровые, конструктивные импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. У человека на основе разнообразного жизненного опыта общения с другими людьми и поведения людей в отношении к нему формируется система представлений о себе — «реальное Я». То, каким человеку хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей, образует «Идеальное Я». К этому «Идеальному Я» и стремится приблизиться «Я реальное». Поскольку у человека есть потребность в самоуважении и он хочет получить положительное отношение к себе людей, то человек порой скрывает свои истинные мысли и чувства, желания, внешне демонстрируя вместо этого те, что получат одобрение окружающих. В результате человек все меньше остается самим собой, возникает внутренний разлад между желаниями и внешним поведением человека, какая-то часть личности подавляется, прячется, что вызывает внутреннюю напряженность, невротичность и дальнейшее отдаление от «Идеального Я».

6 стр., 2998 слов

Гуманистическое направление в теории личности (А.Маслоу)

... Маслоу центральной характеристикой личности является непременноеединство и общность.          Неуместность экспериментов на животных. Сторонники  гуманистической психологии признают глубокиеразличия между поведением человека и животных. Для них человек ... биологических потребностей и сексуальных или агрессивныхпобуждений. Люди отказываются ...

Роджерс считал, что единственный способ не мешать тенденции актуализации и развития личности человека — это дать ему безусловное позитивное внимание, т. е. человека любят и принимают без критики и оговорок.

Гуманистическая психология способствовала распространению методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, на позитивном теплом принятии каждого ребенка таким, какой он есть.

Обычно поведение человека согласуется с его Я-концепцией, поэтому переживания, находящиеся в соответствии с Я-концепцией человека, могут осознаваться и точно восприниматься. Если человек осознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуется с Я концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция, главная цель которой — сохранить целостность Я-структуры.

Угрожающее переживание не допускается в сознание не потому, что оно «грешно» или противоречит нравственным нормам, а потому, что оно несовместимо с Я-концепцией. Следовательно, защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Фрарнкл

Одним из самых распространенных вариантов психотерапии стала логотерапия, разработанная австрийским психологом В. Франклом.

Теория личности Франкла центрирует свою позицию на учении о ценностях, т.е. понятиях, несущих в себе обобщенный опыт человечества о смысле типичных ситуаций. Он выделяет три класса ценностей, которые позволяют сделать жизнь человека осмысленной: ценности творчества (например, труд), ценности переживания (например, любовь) и ценности отношения, сознательно принимаемого по отношению к тем критическим жизненным обстоятельствам, которые мы не в состоянии изменить.

Смысл жизни можно найти в любой из этих ценностей и поступках, порождаемых ими. Из этого следует, что нет таких обстоятельств и ситуаций, в которых человеческая жизнь утратила бы свой смысл. Нахождение смысла в конкретной ситуации Франкл называет «осознанием возможностей действия по отношению к данной ситуации». Именно на такое осознание и направлена логотерапия, которая помогает человеку увидеть весь спектр потенциальных смыслов содержащихся в ситуации, и выбрать тот, который согласуется с его совестью. При этом смысл должен быть не только найден, но и реализован, так как его реализация связана с реализацией человеком самого себя.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... бихевиоризм с его обращенностью к внешним событиям и условиям поведения и деятельности не дал систематического описания понятия ситуации (тем более, социальной ситуации). Экспериментальные социальные психологи, изучавшие поведение человека ...

Признавая, что наследственность и внешние обстоятельства задают определенные границы возможностей поведения, он подчеркивает наличие трех уровней существования человека: биологического, психологического и поэтического, или духовного, уровня. Именно в духовном существовании и находятся те смыслы и ценности, которые играют определяющую по отношению к нижележащим уровням роль. Таким образом он формулирует идею о возможности самодетерминации, которая связана с существованием человека в духовном мире. В этом плане понятие Франкла «ноэтический уровень» можно рассматривать как более широкое по отношению к тем, что связывают свободу воли с каким-то одним видом духовной жизни.

ТАБЛИЦА отличия

Гуманистический подход отводит главную рольличному опыту человека. По мнению гуманистов, индивидуум способен к самооценке и может самостоятельно находить путь к расцвету своей личности.

Так, Карл Роджерс исходил из того, что в каждом человеке от рождения заложено стремление полностью реализовать себя, и он наделен силами, достаточными для развития всех своих возможностей.

3

Основной методклассического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Предмет бихевиоризма- это поведение человека — это все поступки, слова, действия, как приобретенные, так и врожденные.

ТАБЛИЦА.достоинства и недостатки

Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков кибернетики. Бихевиористы внесли существенный вклад в разработку эмпирических и математических методов изучения поведения, в постановку ряда психологических проблем, в особенности касающиеся научения — приобретения организмом новых форм поведения.