Психика и мозг — изучение психики в развитии и в процессе деятельности

Тема 6: Проблема возникновения и развития психики и сознания. Развитие психики в филогенезе.

  1. Подходы к решению проблемы происхождения и развития психики и сознания.

  2. Теории распространенности психического в природе.
  3. Изменение условий существования живых организмов и возникновение простейших форм психического отражения.
  4. Раздражимость и чувствительность.
  5. Стадии развития психики в филогенезе.
  6. Отличие психики человека от психики животных.

Схема А.Леонтьева- К.Фабри

Стадия

психического отражения

Что отражается на данной стадии?

Как называется

это отражение?

Формы поведения на данной стадии

Элементарная сенсорная психика (а, в)

Отдельные свойства предметов

Ощущение

Инстинкты

Перцептивная психика

(а, в, с)

Интеллект животных

Предмет в целом, в совокупности свойств

Восприятие

Навыки

Связь между предметами в ситуации зрительного поля

Мышление

(зачатки)

«Разумные»

действия

Социальная природа психики человека.

  1. Биогенетический и культурно-исторический подходы к развитию психики.

  2. Возникновение и развитие сознания человека.
  3. Сознание как высший уровень психического отражения.
  4. Самосознание и рефлексия.
  5. Интериоризация и экстериоризация.
  6. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.
  7. Характеристики высших психических функций.
  8. Социализация индивида как присвоение культурного опыта и формирование психики в онтогенезе.

Тема 7: Структура и механизмы психической регуляции деятельности и поведения человека. Психологический анализ деятельности.

  1. Деятельностный подход в психологии.

  2. Активность, поведение, деятельность.
  3. Виды и формы деятельности.
  4. Структура деятельности.
  5. Мотивы и цели деятельности.

Теория деятельности:

1) сознание проявляется в деятельности;

2) поведение человека нельзя рассматривать в отрыве от сознания;

3) действия человека – активный целенаправленный процесс;

4) действия предметны, их цели носят социальный характер.

Деятельность — специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Это активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого человек выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Активность — всеобщая характеристика живых существ, их динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром.

Поведение – совокупность внешне наблюдаемых реакций, характеризующих взаимодействие субъекта с реальностью. Это присущая всем живым организмам форма взаимодействия с окружающей средой, опосредованная как активностью, так и пассивностью.

Понятие поведения широко используется также применительно к группам и организациям.

Понятие деятельности употребляется и для характеристики ориентировочного поведения животных (ориентировочно-исследовательская Д.). Однако на всех ступенях своего развития Д. животных сохраняет узко приспособительный инстинктивный характер, и они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую (или наглядно представляемую) сторону окружающих предметов и явлений.

Виды деятельности человека: игра, учение, труд

Формы: внешняя (предметно-практическая) и внутренняя (скрытая от наблюдения)

Структура деятельности по А.Н.Леонтьеву

Деятельность – МОТИВ

действия (внешние, предметные и внутренние, умственные) – ЦЕЛЬ

операции ЗАДАЧА

Действие (структурная единица деятельности) – произвольный акт или процесс, побуждаемый мотивом и подчиненный представлению о результате — осознаваемой цели

Структура (компоненты) действия:

психические собственно двигательные

(интенциональные) (операциональные)

Что должно быть достигнуто? Как должно быть достигнуто?

Операция – способ действия в определенных условиях.

Цель – образ-модель предполагаемого результата, к достижению которого стремится субъект.

Задача – цель, данная в определенных условиях.

Мотив — внутренняя устойчивая психологическая причина поведения или поступка человека. Это предмет потребности или узнанная потребность – то, ради чего совершается действие.

Потребность – исходная форма активности живых существ (состояние напряжения из-за нехватки чего-либо или объективной нужды).

Структура активности человека как субъекта деятельности по Б.Г.Ананьеву

Человек в процессах труда, познания и общения.

Деятельность Молярные уровни активности в системе

Действия «субъект-личность»

Макродвижения Молекулярные уровни активности

Микродвижения в системе

Спонтанно-двигательная активность «субъект-индивид»

Теории и механизмы психической регуляции деятельности и поведения

1.Теория построения и регуляции движений Н.А.Бернштейна.

2. Физиология активности и механизмы формирования навыков.

3. Схема функциональной системы П.К. Анохина.

4. Теории психической регуляции А.Р.Лурия и Б.Г.Ананьева.

Психомоторика – термин, введенный И.Сеченовым и обозначающий связь психических явлений с движениями и действиями или психическую регуляцию двигательной сферы.

Сенсомоторика — регуляция двигательных компонентов сенсорным образом, формирующимся при воздействии сигналов из внешнего и внутреннего мира на органы чувств.

Принцип физиологии активности — постулирование определяющей роли внутренней программы в актах жизнедеятельности организма. Своими движениями организм активно воздействует на окружающую среду, стремясь изменить её в потребном ему направлении. («Мы не только слышим, но и слушаем, смотрим, а не только видим»).

Принцип сенсорных коррекций — использование для регуляции исполнительного процесса обратной связи в виде сенсорных сигналов, касающихся особенностей построения движения. При этом сенсорные сигналы интегрируются в целостные комплексы, специфические для каждого уровня построения движений.

Схема рефлекторного кольца Н.А.Бернштейна

Рабочая точка Объект

Воздействие стимулов на рецепторы вызывает формирование нервного сигнала, который передается в корковые центры анализатора, где происходит обобщение информации и сличение реальной ситуации с прогнозируемой ( 4 ), принятие решения ( 5 ) и передача команд двигательным центрам коры ( 6 ), от которых нервный сигнал передается мышцам ( 1 ) и совершается движение или действие.

Порядок нумерации подчеркивает необходимость учета исходного состояния организма, которое задает ограничения в реализации программы действия природными свойствами («физиологии активности») субъекта.

Уровни построения движений по Н.А. Бернштейну — морфологические «слои» в ЦНС (уровни спинного и продолговатого мозга, уровень подкорковых центров, уровни коры):

Уровень А — руброспинальный – поддержание тонуса мышц, тремор, непроизвольные движения. Спонтанно-мышечная активность.

Уровень В – таламо-паллидарный — уровень синергий или штампов (слаженные движения тела – ритмические или циклические, стереотипные – наклоны, приседания, автоматизмы).

Микродвижения.

Уровень С – пирамидно-стриальный — уровень пространственного поля (переместительные движения, при­способленные к пространственным свойствам объектов — ходьба, лазанье, бег, прыжки, баллистические движения).

Макродвижения.

Уровень D – теменно-премотрный — уровень предметных действий (питье из чашки, изображение предмета на бумаге, снятие шляпы, управление автомобилем).

Действия.

Уровень Е — уровень интеллектуальных двигательных актов – координация речи, письма, символических движений и действий (танец).

Движения этого уровня определяются не предметным, а отвлеченным, вербальным смыслом. Деятельность.

Совместно работающие уровни можно представить себе как иерархическую систему колец

Этапы формирования навыка:

  1. Прояснение «внутренней картины» движения — постепенное формирование мышечного чувства пра­вильного движения по мере его повторения. Подключение коррекций фоновых уровней и частичная передача управления нижележащим уровням.
  2. Автоматизации движения — полная передача отдельных компонентов движения или всего движения целиком в ведение фоновых уровней, координация их иерархической деятельности, подключение готовых двигательных блоков.
  3. окончательная шлифовка навыка за счет стабилизации и стандартизации движений.

Навык – автоматизированное действие. С точки зрения физиологии, навык представляет собой приобретенную форму реакции, выработанную путем упражнений по механизму временных связей. Психологическим содержанием процесса научения является активное, всё более точное регулирование действий на основе их сопоставления с информацией из внешней и внутренней среды (обратная связь) – на основе самоконтроля и саморегуляции.

Привычка — действие или элемент поведения человека, выполнение которого стало для него потребностью.

Теория функциональных систем П.К.Анохина: единицами целостной деятельности организма являются динамические, самоорганизующиеся функциональные системы, все составные компоненты которых взаимодействуют с целью достижения организмом полезных приспособительных результатов. Причем в организме взаимодействуют функциональные системы различного уровня: метаболические, гомеостатические, поведенческие, социальные и др.

АКЦЕПТОР РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЙСТВИЯ (от лат. acceptor — принимающий) — психологический механизм предвидения и оценки результатов действия в функциональных системах. Термин введен П. К. Анохиным в 1955 г. В информационном аспекте А. р. д. представляет собой “информационный эквивалент результата”, извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с его “опережающим отражением”.

АФФЕРЕНТНЫЙ СИНТЕЗ (от лат. аfferens — приносящий) — синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Память трактуется как совокупность взаимосвязанных функциональных систем различного уровня иерархии, сформированных в процессе эволюции и в индивидуальном жизненном опыте, а мотивация — как конкретизация одной из потребностей организма.

Схема функциональной системы П.К.Анохина

А — стадия афферентного синтеза;  ОА — обстановочная афферентация;  ПА — пусковая афферентация;  Б — принятие решения; В — формирование акцептора результатов действия и эфферентной программы самого действия;  Г — Д -получение результатов действия и формирование обратной афферентации для сличения полученных результатов с запрограммированными.

Осознанные и неосознанные механизмы психической регуляции и детерминации деятельности и поведения как предмет психологического изучения

1. Процессы произвольной и непроизвольной регуляции поведения и деятельности:

Воля – произвольное самоуправление.

Психологическая защита — непроизвольное самоуправление.

Функциональная структура – произвольного управления (воли) – е.П.Ильин

Самодетерминация

(мотивация)

Самоинициация

и самоторможение

Самоконтроль

Самостимуляция

2. Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях (обобщение пройденного материала)

Психика – это субъективный образ объективного мира, который возникает в головном мозге человека при отражении внешней и внутренней реальности.

На основе субъективного психического образа, или картины мира, или своего представления о мире, человек направляет и контролирует свою деятельность и поведение, принимает решения и совершает поступки. Регуляция деятельности и поведения – одна из основных функций психики наряду с функциями отражения, ориентации и адаптации.

Деятельность человека – это его целенаправленная активность, а поведение – совокупность внешних проявлений активности или пассивности.

Поведение и деятельность человека реализуется через различные механизмы психики:

— с одной стороны, это безусловно- и условно-рефлекторные механизмы, определяющие непроизвольную активность человека. Человек в данном случае действует непреднамеренно, невольно, безотчетно, и чаще всего – бессознательно;

— с другой стороны, человек тем и отличается от животного, что способен к произвольному управлению своей жизнью, то есть — к преднамеренному, волевому и сознательному реагированию на внешнюю и внутреннюю ситуацию.

Сознание и бессознательное – это качественно отличающиеся уровни ориентировки в действительности, каждый из которых вносит свой вклад в психическую регуляцию деятельности и поведения человека.

Сознание, как интегрирующая форма психики, представляет собой совокупность знаний и представлений о мире, его внутреннюю модель, возможную благодаря произвольной психической деятельности – произвольному вниманию и памяти, понятийному мышлению и речи, самоконтролю, саморегуляции и целеполаганию. Огромный вклад в изучение процессов формирования этих высших психических функций внес Л.С.Выготский (культурно-историческая концепция психики).

Бессознательное, по определению С.Л.Рубинштейна – это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных такими воздействиями, о влиянии которых на его поведение человек не отдает себе отчета.

В качестве наиболее ярких феноменов сознательной и неосознаваемой регуляции поведения и деятельности человека можно привести соответственно — волю и психологическую защиту.

И.П.Павлов называл волю высшей формой саморегуляции человека. Воля – это сознательное управление человека своими чувствами и действиям, а также – воплощение мысли в действие. Несмотря на различные философские трактовки понятия воли, в практической психологии сознательные и преднамеренные действия и поступки человека называют волевыми, а волю часто рассматривают как особую форму психической регуляции, направленную на преодоление трудностей и препятствий (например, в трудах Е.П.Ильина).

Можно выделить два вида таких трудностей: внешние (физические и социальные катаклизмы) и внутренние (борьба мотивов, после которой следует выбор – решение и действие).

Преодоление внешних препятствий (например, природной стихии или конкурента) человеку часто дается легче, чем борьба с самим собой — преодоление внутренних противоречий и конфликтов. И психика защищает человека от напряжения в связи с нерешенной внутренней проблемой, включая неосознаваемые механизмы регуляции, помогающие человеку сохранить внутреннее равновесие и не заболеть от сильных переживаний и эмоциональных нарушений – тревоги, страха, депрессии, чувства вины. Справляться с угрожающими здоровью ситуациями, не осознавая внутреннего конфликта и не заболев, позволяют человеку механизмы психологической защиты – это неосознанная регулятивная система стабилизации личности, не допускающая глубоких изменений сложившихся представлений человека о мире и себе и направленная на устранение или сведение до минимума неприятных, травмирующих личность переживаний (Р.М.Грановская).

Психологическая защита реализуется в виде таких механизмов (описанных еще З.Фрейдом) как вытеснение, проекция отрицание, рационализация и др. Сейчас в литературе описано около тридцати механизмов психологической защиты, выделены эффективные и неэффективные, характерные для детей, женщин или мужчин.

Если человек осознает свои защиты и иногда сознательно использует или избегает их в регуляции своих действий и поступков, чтобы справляться с трудностями, говорят о копинг-стратегиях (от англ.to cope) или механизмах преодолевающего (совладающего) поведения.

Со времен И.П.Павлова понимание психофизиологических механизмов регуляции поведения и деятельности значительно продвинулось. Представление о рефлекторном кольце сменило представление о функциональных системах в коре головного мозга, обеспечивающих восприятие и переработку информации, процесс принятия решения и выполнения действия — теории психической регуляции Н.Бернштейна, П.Анохина, А.Лурия.

В работах Н.Бернштейна объяснены механизмы построения и регуляции движений и действий на разных уровнях центральной нервной системы, а также – процесс выработки навыков. Хорошо выработанный навык утрачивает непосредственную связь со второй сигнальной системой, которая, по И.Павлову, является физиологической основой сознания, и регуляция даже весьма сложными действиями происходит автоматически, то есть без контроля сознания. Регуляторные механизмы творческой деятельности, интуиции и инсайта связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга (Б.Г.Ананьев, Р.М.Грановская).

Основным структурным элементом деятельности человека является действие, которое побуждается мотивом и направлено на цель (С.Рубинштейн, А.Леонтьев).

Жизненные задачи и цели человека организуют его деятельность и поведение соответственно основным человеческим потребностям, на вершине которых – потребность в реализации своего потенциала и творчестве (А.Маслоу).

С точки зрения В.Франкла, мотив самореализации – это ослабление напряжения, вызванного разрывом между тем, чем человек является и тем, чем ему следовало бы стать, между бытием и смыслом. Именно потребность в преодолении такого разрыва детерминирует поведение человека, но её невозможно отнести ни к биологическим, ни к социальным детерминантам.

Человек не свободен от условий биологической и социальной природы, но способен противостоять им; он всегда сохраняет свободу выбора своего к ним отношения – в этой свободе открывается новое его измерение – духовное. Проблемы психической регуляции поведения и деятельности требуют целостного подхода к человеку как субъекту труда, познания и общения, включая биологические, психологические и духовные измерения его жизни. Только тогда можно понять механизмы интеграции человека, помогающие, несмотря на все «против» сохранять свой нравственный стержень, проявлять «силу духа» или «силу воли».

Задача самоактуализации, самореализации, осознания себя всегда была стержневой в жизни человека. Уклонение от неё в стремлении избежать ответственности выбора (ответственности за свободу) ввергает человека в экзистенциональный вакуум и рождает неврозы, суициды, наркоманию… Жизнь во все времена требует от человека осмысленных экзистенциональных поступков.

Смысл, как пишет В. Франкл, не совпадает с бытием, а предстоит ему, задавая бытию шаг. Если перевести схемы психической регуляции с формы кольца на форму спирали, то на качественно новом её витке, духовном уровне интеграции поведения человека, смысл, возможно, и является тем самым «задающим элементом» (Н.Бернштейн), помогающим человеку выйти за пределы природного мира, реализуя своё предназначение.

Попытки познания природы и закономерностей человеческой психики привели к формированию различных психологических направлений и школ, которые по-своему понимают предмет и способы его изучения. Ниже в таблице приведены лишь основные подходы, далеко не исчерпывающие характеристику современной психологии.

Предлагаю продолжить характеристику предмета

психологии и средств его изучения по мере постижения

разнообразия психологической науки

Предмет и основной метод исследования в разных психологических направлениях:

Направление психологической науки

Предмет исследования

Главный метод исследования

Вклад в развитие науки

Психология в рамках античной философии

Душа

Беседа

Обозначены два вектора развития психологии – идеалистический и терапевтический (Сократ и Платон) и материалистический и научно-

исследовательский (Аристотель)

Интроспективная психология

Сознание

Интроспекция.

Эксперимент, основанный на самонаблюдении испытуемого

Внедрение в психологию сознания экспериментального метода, выводимого на структуру или элементы сознания

Бихевиоризм

Поведение

Эксперимент с регистрацией объективных данных

Включение поведения в состав предмета исследо­вания психологии; разработка технологии экспериментального исследования

Психоанализ

Бессознательное

Клинический анализ ассоциаций, сновидений, ошибочных действий и др.

Изучение сферы бессознательного, её роли в мотивации поведения и дея­тельности, описание механизмов психологической защиты

Гештальт-

психология

Целостные

структуры

психики

Эксперимент, распространенный на изучение психических процессов, личности и групп людей

Разработка принципа целостности в исследовании психических явлений

Когнитивная

психология

Познавательные

процессы

Эксперимент -микроструктурный анализ познавательного процесса

Изучение психики как системы когнитивных операций по переработке информации

Деятельностный подход

Психика как функция деятельности

Эксперимент

Изучение психики в деятельности, психической регуляции и структуры деятельности

Гуманистическая

психология

Смысловые структуры и ценности личности: самоактуализация, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение

Диалогическая беседа

Предложение новой методологии познания уникальности человека, разработка идеи самоактуализации