Психическое развитие в обучении

Основные линии психического развития:

— развитие познавательной сферы, к которой относится интеллект и развитие механизмов сознания; познавательная сфера развивается в сторону усложнения мыслительной деятельности и в сторону формирования целостных структур интеллекта; изменяется содержание самого сознания, и само сознание.

развитие психологической структуры деятельности (цели, мотивы, их соотношения, способы и средства, развитие происходит в сторону изменения соотношений между мотивами, целями, усложняются способы и средства; т.о. в процессе развития формируется способность к целеполагание, умение планировать и организовывать, соподчинять свои действия, умение варьировать операции и способы своей деятельности, формируются и развиваются навыки самоконтроля и саморегуляции на основе рефлексии; фактически формируется умение произвольно устанавливать отношения между мотивом и целью; )

Основные тенденции психического развития в учебном процессе:

1. Движение от непроизвольности, непосредственности, ситуативности, импульсивности к произвольности (умение управлять своим поведением, осознано ставить цель, преднамеренно искать и находить средства достижения, преодолевать трудности, препятствия)

2.

3. Постепенный переход от наглядно – действенной, наглядно – образной формы отражения реальной действительной к отвлеченной, абстрактно – логической форме мышления, т.е.к теоретическому мышлению;

4. Постепенная интеллектуализация познавательных процессов, при этом развитие идет в направлении от независимой автономности к их консолидации;

5. Постепенно идет переход от внешней регуляции к саморегуляции; особенно четко это можно проследить при развитии внимания, контроля и самоконтроля;

  1. Движущие силы психического развития

Это противоречие между потребностью и внешними обстоятельствами, между возросшими духовными возможностями, между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения, а также противоречиями между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками;

Факторы психического развития, это то, объективно существующее, что определяет жизнедеятельность человека в самом широком смысле слова. Внутренние и внешние факторы. Условиями психического развития, это то, что оказывает определенное внутреннее влияние на человека, можно выделить две группы, внешние (обучение, воспитание) и внутренние условия (активность человека, мотивация, интерес, обучаемость);

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... необычное и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­стоятельности ребенка; ... бодрствованию и в то же время создают условия для разви­тия всех психических функций. Поэтому режим дня - не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное ...

Уровни психического развития:

1.Уровень актуального развития – тем, какие задания ученик может выполнять вполне самостоятельно; Обученность – знание школьников, оперирование отдельными действиями, умениями, навыками, воспитанность можем увить через нравственные знания школьника. Убеждения. Через его мотивы, цели и эмоции в учении. Воспитанность проявляется в нравственных поступках, нравственном поведении человека, а так же нравственность проявляется в согласовании знаний, убеждений и поведения. Умственные способности человека – владение деятельностью и сформированностью компонентов деятельности, а также в единстве учебной, мнемической деятельности; наличие сформированной учебной деятельности; Развитость — вариативность в деятельности; реалистическая самооценка в деятельности; это выражается в интериоризации, наличие абстрактного отвлеченного мышления, сформированность внутреннего плана действия; владение операциями мышления, диалектическое мышление, развитость и качество ума;

  1. Уровень ближайшего развития — проявляется в обучаемости, воспитуемости, развиваемости; Обученность – активность и ориентировка в новых условиях, перенос знаний, умений навыков в новые условия, переключаемость с одного способа учебной работы на другой; скорость образования новых понятий и способов действия; темп выполнения обучаемости, работоспособность, выносливость; Воспитуемость – откликаемость на побуждение к развитию личности, исходящая из вне; активность ориентировки в новых социальных условиях; перенос и гибкость способов поведения в новых условиях; Развиваемость – откликаемость на побуждение к дальнейшему умственному развитию, исходящему из вне, а так же переключаемость с одного плана мышления на другой;

Обучаемость способам предметной деятельности;

Обучаемость к усвоению способов межличностного взаимодействия;

Общая обучаемость – проявляется в способности усвоения любого материала учеником, а показателем общей обучаемости является одаренность индивида;

Специальная обучаемость — способность к усвоению отдельных видов материала (наука, искусство, практическая деятельность); показателем является специальная одаренность индивида в какой-то определенной области;

Факторы обучаемости:

  1. Уровень развития познавательных процессов, который включает в себя восприятие, воображение, внимание;
  2. Уровень развития определенных сфер личности (мотивационно – волевые и эмоциональные факторы);
  3. Уровень развития производных от них компонентов учебной деятельности (уяснение материла с прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения);

Можно выделить различные типы обучаемости: характеристиками можно назвать скорость выполнения учебных заданий, тщательность выполнения учебных заданий, мотивация, регуляция действий, когнитивная организация, общая оценка; Глаус выделил индивидуальные параметры, и два типа учебной деятельности: позитивный и негативный тип учебной деятельности;

«Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности по Глаусу»

Параметры обучаемых Позитивный тип Негативный тип
  1. Скорость выполнения заданий
Задания выполняются быстро, легко, без труда, прочны и устойчивы во времени, легко переучиваются, обладают гибкостью; Обучается медленно, с трудом, напряженно и тяжело; информация сохраняется поверхностно, мимолетно, и быстро забывается; они характеризуются ригидностью и застылом;
  1. Тщательность выполнения учебных заданий
Характеризуется добросовестностью; аккуратностью, основательностью; Относится к своей деятельности халатно, небрежно, неряшливо, поверхностно;
  1. Мотивация
Обучается охотно, добровольно, по собственному побуждению, активно включено, увлеченно; старательно, усердно и изо всех сил; Учится неохотно, вяло и безучастно, пассивно, нерадиво и лениво;
  1. Регуляция действий
Самостоятельно регулирует свои действия. Автономно и независимо; планомерно, целенаправленно; а также настойчиво и постоянно; Несамостоятельно, действия только могут быть по типу подражания, бесцельно, бессмысленно, без плана, периодически и неустойчиво;
  1. Когнитивная организация
С внимаем выполняет то, к чему прикасается, осознано, с пониманием; его деятельность направленная и непредвидящая последствий, организован рационально и экономно; Работает механически, не понимая что делает, методом проб и ошибок, его когнитивная работа носит случайный характер и ненамеренный; владеет нерациональными и неэффективными способами своей работы;
  1. Общая оценка
Хорошая, положительная, отличная Плохая

 

Д.з. сделать анализ своего типа учебной деятельности, по тем параметрам, которые записаны выше; каждый из параметров нужно оценить от 0 до 10; 0 – 4 (минимально сформировано); 4 – 6 (средневыраженный компонент); 6 – 10 (сформирована в полном объеме); а затем сделать анализ полученных результатов; после анализа типа обучения, нужно составить для себя программу коррекции; для того чтобы улучшить тип деятельности в процессе обучения;