Проблемы адаптации детей в яслях и в детском саду. Составить план психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предупреждению дезадаптации у детей.
Адаптация — это период когда ребенок меняет свой образ жизни,(с домашнего на детский сад).
Адаптационный период-это особенный и очень сложный в плане физического и психологического состояния, суть которого, прежде всего кроется в психологической природе и находится в сфере социальных отношений ребенка с окружающим миром.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к детям в семье и детском саду.
Виды адаптации.
Вся адаптация делится на 3 группы:
1 группа адаптации «По характеру привыкания».
К такой группе относятся дети, которые не могут пройти адаптационный период самостоятельно без родителей, отсутствие близкого человека вызывает у таких детей тревогу, беспокойство, плач, это им очень мешает воспринимать окружающий мир, в данном случае группу в детском саду. Такие дети нуждаются в присутствии взрослых в первое время. Такие дети не пойдут на контакт с воспитателем и не станут общаться с детьми, т.к. им это очень сложно. Такому ребенку легче пройти адаптационный период вместе с мамой (рассматривать игрушки, кушать, гулять и т.д.) необходимо именно параллельное воздействия на ребенка воспитателя и мамы. Если мама будет и дома продолжать поддерживать требования, методы и приемы воспитателя, то ребенок быстро привыкает к воспитателю и налаживает с ним положительно эмоциональный контакт через некоторое время ребенок сам начнет интересоваться окружающим миром.
2 группа адаптации «потребность в сотрудничестве».
Дети 2 группы, в поведении которых, определяющей является потребность в сотрудничестве и в получение от взрослого сведений об окружающем. Эти дети легко воспринимают растование с близкими им людьми в первый же день посещения детского сада. Поэтому воспитатель должен поддерживать интерес ребенка к окружающему, обращать его внимание на сходство и различия предметов и игрушек. На этом этапе очень важен правильный подбор игрушек. Он должен соответствовать возрасту и места в групповой комнате.
Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр ...
... работы: «Мотивация труда работников бюджетной сферы на примере МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик»». Предметом исследования является мотивация, и ее значение в деятельности ... организации. Объектом исследования выступает МБДОУ центр развития ребенка - детский сад №16 «Колокольчик», находящийся по адресу: 673400, Забайкальский край, г. Нерчинск, ...
ü Для развития движений — мячи разных размеров, обручи, шары и шарики…ит.д.
ü Для развития предметной деятельности — пирамидки, матрешки, кубы, различные вкладыши и т.д.
ü Для развития сюжетных игр — собачки, медвежата, предметы одежды, утюжек, полотенце, набор кукол, посуда, картинки, мебель и т.д.
В совместных действиях со взрослыми в играх, ребенок овладевает способами действиями окружающими предметами и начинает выполнять то или иное действие. Все эти приемы и методы совместного педагогического воздействия с первых дней пребывания ребенка в группе являются важным и необходимым.
3группа адаптации « Самостоятельность».
Это те дети, которые имеют до прихода в детский сад определенную базу знаний и стремятся к активным самостоятельным действиям. Такие дети обращаются к взрослым только в тех случаях, когда им необходимо что либо выяснить. например: ребенок не просто поет куклу чаем, а поет ее чаем многократно, и при этом что-то наливает в чашку, предлагает кукле попить, хвалит ее. такие дети очень общительны и поговорить с кем ни будь из группы не составляет труда. Эти дети проходят адаптационный период спокойно и незаметно.
Адаптационный период можно разделить на несколько этапов:
1 этап «Подготовительный этап», начинается с1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задачи этого этапа — сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Родители должны по всем параметрам подготовить ребенка к детскому саду, наладить режим дня, изменить или корректировать режим питания, режим сна и т.д.
2 этап «Основной этап», он начинается с того момента как ребенок заходит в Дошкольное Образовательное Учреждения и подходит к группе. Педагог доброжелательно встречает родителей и ребенка. Педагог обращается сначала к ребенку «Здравствуй, я очень рада тебе, посмотри и выбери себе шкафчик в который ты положишь свои вещи, а после я покажу нашу группу»,только после того как поговорили с ребенком, можно и обратить внимание на родителей. таким образом и начинаются между педагогом и ребенком положительные взаимоотношения. Далее знакомим ребенка с группой, ребенок вместе с мамой ,и воспитателем проходят в группу и садятся в таком месте от куда лучше всего видно всю группу. Мама должна помочь психологически своему малышу в создании положительного образа воспитателя. Сидя рядом она поясняет: Какая добрая и хорошая Татьяна Ивановна, какая красивая группа ,в ней очень много интересных игрушек, иди посмотри какие игрушки, но при этом не в коем случае не следует торопить ребенка, ему нужно осмотреться, если понадобится пройти по группе с мамой, значит рассматриваем игрушки все вместе. Таким образом, на фоне положительного эмоционального общения, легко складываются деловое сотрудничество малыша и педагога.
3 этап «Заключительный этап». Ребенок начинает посещать группу по 2-4 часа в день. Дома родители, в детском саду воспитатель, и они совместно следят за самочувствием ребенка, отмечают характер сна и аппетита. Адаптационный период считается законченным, когда ребенок проводит в детском саду целый день и в течении дня хорошо ест, вовремя засыпает и вовремя просыпается и в бодром настроение играет один или со сверстниками.
Адаптация ребенка к детскому саду
... если бы вы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то ... домой... Малыш боится... Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых ...
Факторы влияющие на адаптацию:
ü Здоровье ребенка,
ü Психологическое, физиологическое состояния ребенка в период адаптации,
ü Врожденные особенности,
ü Каждодневый режим в семье.
План психопрофилактических и коррекционных мероприятий по предупреждению дезадаптации у детей.
1. Начальная подготовка ребенка дома (рассказ родителей, картинки про детский сад, изменение режима).
2. Экскурсия в детский сад (мама подает документы и приходит вместе с ребенком).
3. При первом посещении детского сада, ребеночку, лучше дать с собой любимую игрушку.
4. Первый день с родителями играем в группе.
5. У ребенка сформирована предметная деятельность, гигиенические навыки, минимальные формы общения и сотрудничества.
Вопрос №17 «Страхи у детей. Составить план мероприятий по профилактике и коррекции страхов, робости, неуверенности ребёнка в дошкольном возрасте »
Детские страхи — весьма распространенная проблема в воспитании ребенка. Проявления детских страхов весьма разнообразны. Некоторым детям свойственны ночные кошмары, когда ребенок просыпается с плачем и зовет мать, требует, чтобы взрослые спали вместе с ним. Другие отказываются оставаться одни в комнате, боятся темноты, опасаются выходить на лестницу без родителей, иногда возникают страхи за родителей, дети тревожатся, что с их мамой или папой что-нибудь случится. Некоторые дети отказываются кататься с горки, преодолевать препятствия, плавать в бассейне, убегают от приближающейся собаки, не остаются одни, не идут к врачу и т.д.
Страх – это специфическое острое эмоциональное состояние, особая чувственная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Каждому здоровому человеку свойственно чувство страха, поскольку эта способность имеет большое значение для самосохранения. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью.
Проявление страхов у детей дошкольного возраста
Каждому взрослому человеку знакомо чувство страха, а малышу и подавно. Как же помочь ребенку перерасти свои, порой вымышленные, страхи и научить доверять окружающему миру? Страхи, побежденные и скорректированные еще в дошкольном возрасте, никогда не перейдут во взрослую жизнь. Психологи уверяют, что на свете существует порядка тридцати видов страха – серьезные, безобидные, встречаются даже смешные. Также специалисты подтверждают, что «взрослые» страхи берут свое начало в детстве, а порой и во внутриутробном периоде. Самый распространённый детский страх – страх темноты. На ночь рекомендуется оставлять ночник и если малыш ночью вдруг проснется, он не сильно испугается. Можно положить возле него любимую игрушку – ребенок будет чувствовать себя защищенным. Как бы не звучало это странно, но забавный плюшевый мишка, смешной щенок или любимая кукла помогут быстро заснуть ребенку не только в дошкольном, но и в школьном возрасте и видеть счастливые сновидения.
Причины возникновения детских страхов
Существует несколько причин возникновения страха.
Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте).
Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей, покусанных собакой, развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера ребенка (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т. д.).
Взаимоотношения детей и родителей в семье
... обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей… Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования ». В 65-ой статье Семейного кодекса оговаривается, ... 5-ых, 8-ых, 10-ых классов нашей школы и их родители. Каждый ребенок имеет родителей, которые несут определенную ответственность по его содержанию и воспитанию. Права и ...
А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают малыша: «Не будешь спать – заберет Баба-яга!».
Самые распространенные – это внушенные страхи– взрослые. Их источник (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь.
Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Многие из нас в детстве боялись темноты, где перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища. Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу их забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.
Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной.
Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если детский коллектив не принимает ребенка, его обижают и малыш не хочет идти в детский сад, вполне вероятно, что он боится быть униженным. Также причиной может быть распространение страхов среди детей. Например, более сильный ребенок может запугивать малыша разными историями.
Причина последняя – наличие более серьезного расстройства — невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой для данного возраста ребенка, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы.
Необходимость страхов
Страхи необходимы ребенку для тренировки инстинктов, в том числе инстинкта самосохранения. А беседы и совместное проигрывание помогут ребенку быстрее выйти на новый уровень психического развития.
Когда появляется проблема
Как правило, реакция взрослых на детские страхи бывает самой разной. Одни родители начинают паниковать и сразу же принимаются давать ребёнку успокоительные препараты. Другие попросту не обращают никакого внимания на переживания ребёнка, считая, что со временем это пройдёт само собой, третьи же начинают ругать, и даже наказывать ребёнка, полагая, что все страхи ребёнок выдумал с целью получить определённые послабления в дисциплине и дополнительные привилегии. И только малая часть родителей принимает правильное решение и обращается за квалифицированной помощью детского психолога. И это абсолютно правильно, ведь игнорирование детских страхов способно значительно усугубить ситуацию и привести к возникновению такого грозного осложнения, как детский невроз, который требует серьёзного лечения, зачастую в условиях стационара. А своевременная работа психолога с детскими страхами поможет искоренить проблему в самом начале её развития. Даже в том случае, если невроза получилось избежать, детские страхи, оставленные без внимания, способны нанести значительный ущерб детской психике. Ведь очень многие комплексы и фобии, присущие взрослым людям, берут своё начало в детстве, уходя корнями как раз в те самые детские страхи.
Социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей
... психологической помощи детям, пережившим развод родителей. Объект исследования: развод родителей. Предмет исследования: социально-психологическая помощь детям, пережившим развод родителей. Гипотезой исследования ... том, что социально-психологическая помощь, своевременно оказанная детям, пережившим развод родителей, поможет ребенку адаптироваться к изменившимся условиям. Задачи исследования: ...
Рекомендации родителям по преодолению страхов у детей
Страхи невротические представляют собой гораздо большую проблему. Испытывая их, ребенок обычно находится в состоянии сильного эмоционального напряжения и справиться с ним сам чаще всего не в состоянии. Необходимо понимать, что невротические страхи почти всегда имеют внезапное происхождение – страх в испугавшей ситуации, может возникнуть почти моментально. Психологи выделяют три основных вида невротических страхов – это страхи одиночества, темноты и животных. В отличие от возрастных страхов, переводящих ребенка на новый уровень понимания окружающего мира, невротические страхи деструктивны. Они разрушают внутреннее убеждение ребенка в миролюбии окружающего мира и заставляют погрузиться в длительные, сложные и часто неразрешимые для ребёнка переживания.
Можно ли избежать появления страхов или, по крайней мере, значительно смягчить последствия испугов? Безусловно, если родители будут вести себя грамотно. Даже резкий испуг для очень впечатлительного ребенка родители могут свести на нет. Самое важное в пугающей ситуации – помнить, что родители являются для ребенка своеобразным индикатором этой самой ситуации. Если пугаются они, то непременно испугается и ребенок. Поэтому, когда испуг неизбежен, родители обязаны сохранять спокойствие и разговаривать с ребенком, комментируя ситуацию. Таким образом, они не только смогут избежать углубления испуга, но и научат ребёнка правильно вести себя, сохраняя хладнокровие, способность разумно и трезво мыслить.
Есть еще одна тема, которую невозможно обойти стороной при рассматривании проблемы детских страхов. Это то, что известно абсолютно всем, но абсолютное же большинство родителей его игнорирует. Это вопрос сознательного пугания ребенка в воспитательных целях.
Иногда остается только поражаться недальновидности некоторых взрослых. Пугая ребенка милиционерами в магазинах, Бабаями с мешком, когда малышу не спится, они добиваются сиюминутной выгоды и послушания. Но, видимо, даже не представляют себе степень невротизации ребенка такими пуганиями. Дети обладают прекрасной памятью, запоминая такие угрозы. И если однажды ребенок окажется в ситуации, из которой он мог бы выйти двояко – испугавшись или нет, то итог такой ситуации для пуганного ранее ребенка в силу ограниченности знакомства с окружающим миром, особой детской логики и уже подготовленной благодатной почвы, может оказаться весьма плачевным. И это может быть не только глубокий невротический страх, но и тики, заикание, энурез и прочие очень тяжело поддающиеся коррекции проблемы.
Пожалуйста, никогда и ни при каких условиях не пугайте детей! Существует масса других, значительно менее вредоносных, но не менее эффективных методов воздействия на ребенка – от объяснения до наложения запрета. Все ли дети подвержены возникновению страхов? Обычно выделяют группу детей в большей степени, чем другие, подверженных страхам по причине их душевного склада. Это дети чрезмерно впечатлительные, робкие, застенчивые, очень эмоциональные и тонко чувствующие. Кроме того, психологи отмечают, что дети, имеющие тревожных, мнительных, чрезмерно опекающих родителей и дети, чьи родители отстраненные, чрезмерно сдержанные, эмоционально холодные или чрезмерно строгие, подвержены различным страхам в большей степени. Каждый человек имеет право сам решать, бояться ему или нет тех или иных вещей. Обычно страх перед чем-либо – это способ защиты для человека и это необходимо понимать и осознавать. Если вы научите ребенка сознательно управлять своими страхами, то дадите ему огромное жизненное преимущество. Ребенок, отвечающий «да» на вопрос нравится ли ему бояться делает именно это – учится контролировать свои страхи — помните мультфильм про котенка Гав и щенка Шарика, бегавших на чердак во время грозы «бояться»? Такой страх развивает малыша. Но как только звучит ответ: «нет, не нравится», или ребенок вообще отказывается говорить на эту тему, значит страх – деструктивный. В такой ситуации не откладывайте поход к детскому психологу. Он владеет различными методами помощи детям и подберет необходимую коррекционную программу для малыша и его родителей.
Копия 2 распр.нарушения у детей
... на новые незнакомые вещи. Иногда у них возникают реакции неадекватного страха на обычные объекты и ситуации (ребенок боится кусочка меха, разлитого клея и др.). Основными клиническими ... среды. Для них характерны многочисленные страхи, стереотипные движения, импульсивность, манерность, симбиотическая связь с матерью. Их речь, как правило, односложна. Среди детей, страдающих аутизмом, эта группа ...
Реальные страхи – боязнь воды.
Непременно избегайте научных объяснений. Если Вы возьметесь объяснять малышу закон Архимеда, то только потеряете время. Вы думаете разумные доводы лучшее лекарство? Но даже у взрослых страхи зачастую иррациональны и рассудочные доводы не имеют никакой силы, что же говорить о детях? Не прибегайте к эмоциональному шантажу. «Ну, пожалуйста, мой хороший, не огорчай меня, сделай мне приятное». Ребенок конечно совершенно не хочет Вас огорчить и готов сделать все, что угодно, чтобы Вас порадовать. Но даже ради Вас он не может преодолеть свой страх, поэтому испытает не только вину и стыд, из-за того, что ни на что не способен, но и решит, что будет меньше любим, потому что расстраивает Вас. Авторитарный метод — неудачная стратегия. Мы требуем преодолеть свой страх, приводим в пример разных неустрашимых детей, сравниваем их с другими, лишая уверенности и поддержки. Некоторые дети в результате даже бояться признаться, что им страшно. В общем, это верный путь, чтобы страх перерос в фобию. Покажите ребенку, что воспринимаете его боязнь всерьез, скажите, что многие дети и взрослые испытывают подобный страх и что через какое-то время он пройдет, а Вы ему в этом поможете.