Проявление агрессии и тревожности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Гуманитарный институт (г. Москва)

БАЙКАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: «Психология развития и возрастная психология»

на тему: «Проявление агрессии и тревожности у детей дошкольного и

      младшего школьного возраста»

Дата сдачи: _________________

Дата защиты:________________

Оценка: ____________________

Улан-Удэ, 2004 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми……………………………………………………………………………………………………………………………………… 5

1.1. Понятие агрессии и агрессивности………………………………………………………………………. 5

1.2. Виды агрессии…………………………………………………………………………………………………….. 6

1.3. Причины детской агрессии………………………………………………………………………………….. 9

1.4. Особенности проявления детской агрессии в дошкольном и младшем школьном возрасте  11

Глава 2. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с тревожными детьми   13

2.1. Понятие тревоги и тревожности…………………………………………………………………………. 13

5 стр., 2307 слов

Психологические основы проявления агрессии у детей дошкольного ...

... исследования являлась: средняя группа МОУ д/с №336 (20 детей). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ... АГРЕССИИ И АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ...

2.2. Теории и виды тревоги………………………………………………………………………………………. 14

2.3. Особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста       16

Глава 3. Выявление агрессивности и тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента…………………………………………… 19

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………. 24

Библиография………………………………………………………………………………………………………………. 26

Приложения


Введение

Напряженная, идеологическая обстановка, обуславливает рост различных отклонений в развитии и поведении людей.  Среди них особую вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Агрессивность – проявление активности ребенка, его протест, попытка изменить неблагоприятную для него ситуацию.  Это одна из проблем психического здоровья личности начала 21 века.  Проблема не новая – человечество думает об этом с незапамятных времен.

Тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх, тревогу в специфических социальных ситуациях, связанных с повышенной эмоциональной и физической напряженностью, порожденной причинами иного характера.

Рост агрессивности и тревожности затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей (Хорни Л., Фромм Э., Брютнер К., Лебединский В.В., Лешли Дж., Кратчфилд Р. и многие другие).  Тревожность и агрессивность может выражаться в предприимчивости развивать дух инициативы, делать ребенка упорным или беспокойным в достижении цели.  Но агрессивность может выражаться в непослушании и бурном сопротивлении, насилии, нанесения душевных и физических травм, порождать враждебность и замкнутость.  В этом случае необходимо ограничивать, контролировать данные проявления или переориентировать на такие формы активности, которые не будут приносить вреда личности и обществу.

Дошкольное детство и младший школьный возраст, как указывают ведущие отечественные и зарубежные психологи (Божович Л.И., Выготский А.В., Запорожец К., Воллон Н., Заззо) особо ответственный период, когда происходит формирование личностных качеств ребенка, поэтому очень важно в этот период заложить основы полноценной психически здоровой личности.

Поэтому, мы считаем, что тема курсовой работы весьма актуальна и заслуживает особого внимания.

Целями исследования являются:

1.   Выявление особенностей проявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и младшего, школьного возраста.

2.   Выявление особенностей проявления тревожности у детей дошкольного младшего школьного возраста.

Из цели вытекают следующие задачи:

1.   Изучение и анализ теоретического материала по данному вопросу;

2.   Определить агрессивность проявления у детей 7 года жизни и изучить индивидуально-типологические особенности этих проявлений.

3.   Определить тревожность у детей младшего школьного возраста и степень ее проявления.

Объектом курсовой работы является личность агрессивного и тревожного ребенка.

Предметом исследования – особенности личности и деятельности агрессивного и тревожного ребенка.

Структурно работа состоит из введения, основной теоретической части, практической части и заключения.

Основная часть состоит из 3-х глав, что позволяет более детально исследовать вопрос.  Первая глава знакомит с понятием агрессии и агрессивности, основными определениями, видами и теориями агрессии. Причинами детской агрессии и особенностями ее проявления.

Вторая глава знакомит с понятием тревоги и тревожности, основными определениями, видами и теориями, особенностями проявления тревожности у детей.

В третьей главе изложены результаты обследования детей по материалам исследования.

В конце работы приведен список привлеченных источников.

Глава 1. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с агрессивными детьми

1.1. Понятие агрессии и агрессивности

Слово «агрессия» (происходит от латинского – нападать) – индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического и психического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы детей.  Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи:

— агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, воля, смелость, отвага);

— агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, зло);

— собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по А. Фромму) [33].

Для того чтобы рассмотреть проблему детской агрессивности в дошкольном и младшем школьном возрасте для начала поясним, каково общее понятие агрессии, какова ее структура и природа.  Изучив большое количество психолого-педагогической литературы, мы пришли к мнению, что у разных исследователей-психологов есть своя формулировка агрессии и агрессивности.  В психологии этим понятиям даются различные трактовки.  Агрессивность определяется как:

— инстинктивная природа человека (Гоббсон Т., Лоренц К., Фрейд З.);

— как стремление к власти, господству (Альфред О., Моррисон Н.);

— реакция личности на враждебную окружающую действительность (Фромм Э., Хорни Л.);

— неотъемлемый элемент борьбы за свои права, за достижение желаемого результата (Степанов С.С.);

— естественная реакция на фрустрацию (Доллард О., Дуб С.).

Как отмечал С.С. Степанов – агрессивность обычно понимается как склонность к причинению другим морального и физического ущерба.  Агрессия это причинение вреда человеку, предмету, группе людей, выражается словесно или физически [31].

В.В. Юрчук считает что агрессия – мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки – нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающий у них депрессии, неуютность, напряженность, страх боязнь, состояние подавленности [37].

По мнению Р.С. Немова, «агрессивность» (враждебность) – поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред другим людям и окружающему миру [24].

Н.И. Конюхов определяет агрессивность, как качество человека выражающееся в проявлении враждебности, негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам.  Может являться формой проявления снятия внутреннего напряжения, а также формой проявления личностных процессов [16].

Е.Н. Корнеева трактует агрессивность как стремление одного существа причинить вред другому.  В человеческом обществе агрессия оценивается как негативное явление, при котором человек не должен жить, заставляя других и тем более испытывать от этого удовольствие.  Детскую же агрессию, она считает явлением специфическим и отнюдь не неизбежным [17].

Психологический словарь под редакцией А. Зинченко предлагает следующее определение агрессии – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт [13].

Таким образом, из вышеперечисленных определений агрессии и агрессивности, мы согласны с выводами Р.С. Немова и А. Зинченко о том, что агрессия – это враждебное поведение человека в отношении других людей, это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей.

Действительно, агрессия может приносить физический ущерб людям и вызывать психический дискомфорт.

Значит, агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность.

1.2. Виды агрессии

Агрессия всегда ассоциировалась с таким философско-нравственным понятием как зло.  В древнейшей философии присутствуют разные точки зрения по этому вопросу.  Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу».  Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или нравственно-нейтральными, а затем под воздействием порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым.

Проанализировав разные точки зрения, многие исследователи дают различную классификацию видов агрессивного поведения.

В.В. Петровский и М.Т. Ярошевский разделили агрессию на следующие виды:

— физическая агрессия (нападение) использование физической силы против другого лица или объекта;

— вербальная  выражение негативных чувств как через содержание вербальных реакций (угроза, проклятия, ругань);

— прямая агрессия непосредственно направлена против какого-либо объекта или субъекта;

— косвенная агрессия – действия направленные окольным путем на другое лицо (злобные сплетни, шутки, а также действия характеризующиеся направленностью и непорочностью ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу;

— аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоуничтожении, нанесение себе телесных повреждений и самоубийстве;

— враждебная агрессия выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии;

— инструментальная агрессия являющейся средством достижения какой-либо цели [26].

А. Басс и А. Дарки предлагают свои дифференцирующие проявления агрессии и враждебности, выделив следующие виды реакций:

1.   Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2.   Косвенная агрессия – направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3.   Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.   Негативизм – оппозиционная манера активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.   Обида – зависть и ненависть к окружающим.

6.   Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.   Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.   Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта о том, что он является плохим человеком [7].

Е.Н. Корнеева разделила агрессию на:

— агрессивные действия;

— агрессивные слова;

— агрессивные мысли;

Считает, что это явление специфическое и весьма неизбежное, также она определила направления агрессии:

— на себя;

— на других;

— на животных [17].

Структуру агрессивного поведения предложили в своих работах И.В. Заградова, А.К. Осинский, Н.Д. Левитов:

По направленности:

— агрессия во вне;

— аутоагрессия.

По цели:

— интеллектуальная;

— враждебная.

По методу выражения:

— физическая;

— вербальная.

По степени выражения:

— прямая;

— косвенная.

По наличию инициативы:

— инициативная;

— оборонительная [18].

Таким образом мнения исследователей по вопросу теории и виды агрессии весьма неоднозначны.  Мы согласны с точкой зрения А. Басс и А. Дарки.  Они  полно выделяют показатели агрессивности, которые помогут нам в дальнейшем провести исследовательскую работу с детьми старшего дошкольного возраста.

1.3. Причины детской агрессии

Западные и отечественные психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы же причины, побуждающие ребенка к агрессивным действиям.

Причины проявления агрессивности можно объединить в несколько групп.

I группа – физиологические:

— агрессивность как один из симптомов органического подражания мозга: при родовых травмах, эпилепсии и другие;

— расстройства в работе нервной системы разного рода неврозы, неврастения;

— алкогольное или наркотическое отравление;

— чрезмерная возбудимость в результате истощения нервной системы при физических и психических нагрузках.

II группа – индивидуально-психологическая:

— оборонительная реакция на чувство страха, чтобы избежать потенциальной угрозы, реакция на недостаточность информации о каком-либо человеке (особенно при встрече с незнакомым взрослым или ребенком) или какой-либо ситуации;

— агрессивность как чувство недетской ответственности, когда ребенку поручаются дела, которые ему не по силам (уход за младшим ребенком в семье, больным или пьяным взрослым).

III группа – социальные причины:

1. Агрессия возникает у детей в условиях дефицита добра, ласки, любви.  Также ее формы являются спровоцированной формой защиты:

— когда агрессия порождает в ответ на агрессивное поведение взрослых или сверстников;

— агрессия провоцируется равнодушием в ответ на безразличное отношение, когда окружающие «не замечают» существование ребенка, «игнорируют» его.  В этих случаях он активно отстаивает свое право на внимание криком;

— агрессия порождается чрезмерной любовью окружающих, часто безрассудной и авторитарной.  В таких случаях ребенок может стать игрушкой в руках взрослого;

— стремление удовлетворить все желания ребенка по первому требованию, его положение в статусе «кумира семьи», воспитание по типу «трон принца», когда вместо любви и ласки ребенок получает суррогаты эмоций.  Невозможность удовлетворить все желания ребенка, также провоцирует агрессию;

— способ самоутверждения в результате переживаний, связанных с неудовлетворением своим статусным положением в группе сверстников, которые часто определяются воспитателем и родителями («плохой», «драчун», «не играйте с ним»)

2. Сформированные взрослыми агрессивные проявления:

— когда агрессия поощряется как один из способов эгозащиты;

— когда ребенка не осуждают за проявления агрессивности;

— когда взрослые дают образца подобного поведения (в конфликтных семьях, где отсутствуют любовь и понимание между родителями, обсуждают друг друга, в семьях алкоголиков).

Выделяются две наиболее частые причины агрессии у детей.  Во-первых, боязнь быть травмированным, обиженным, получить повреждения.  Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.  Во-вторых, пережитая обида или душевная травма, или само нападение.  Очень часто порождается нарушенными социальными отношениями ребенка и окружающих его взрослых [22].

К вышеперечисленным причинам Е.Н. Кореева добавляет ряд следующих:

— реакция на притеснение со стороны других людей;

— просмотр телепередач и видеофильмов содержащие сцены насилия;

— предвзятое отношение родителей к животным;

— реакция на собственные неудачные поступки и действия (случаи аутоагрессии);

— сверхвысокая эмоциональная чувствительность детей [17].

С.С. Степанов считает, что причинами проявления агрессии у ребенка могут быть:

— рождение нового ребенка в семье;

— эмоциональная холодность и чрезмерная строгость родителей [31].

Таким образом. Выясняя причины детской агрессивности, мы можем разделить их на следующие виды:

— физиологические: нарушение функций головного мозга, расстройство нервной системы (Майерс Д., Эрвин М.);

— эмоционально-психологические: стрессы, депрессии, реакция на страх (Эстман М., Нельсон Д. И т.д.);

— социально-обусловленные игры (Корнеева Е.Н., Бандура А.);

— воспитательно-педагогические: авторитарный стиль воспитания, подражание родителям, внутрисемейные отношения и т.д. (Степанов С.С., Ричардсон Д., Бэрон Р.).

1.4. Особенности проявления детской агрессии в дошкольном и младшем школьном возрасте

Большой проблемой  и для воспитателя и для родителей и для самого ребенка является детская агрессивность, которая сегодня встречается все чаще и чаще.  Попав из ограниченного круга семьи в большой детский коллектив, ребенок не владеет социально принятыми способами общения, не имеет опыта совместных игр с другими детьми, не обладает нужными игровыми навыками.  Это делает его непривлекательным партнером в глазах сверстников и ребенок может оказаться в группе как бы в изоляции.  При этом на фоне недовольства, обиды нередко появляются и агрессивные действия:

— ребенок ломает лучшие постройки;

— рвет рисунки;

— портит и разбрасывает игрушки;

— прилагает все усилия, чтобы помешать игре, в которую его не принимают.

Сложнее, если дети приносят агрессивную модель поведения из семьи где она не только принята в какой-то мере и поощряется, некоторые родители внушают ребенку, что нужно быть сильным, непобедимым, всегда давать сдачи в ответ на любую обиду [5].

Иногда агрессивность стимулируется у детей косвенно из –за постоянного просмотра мультфильмов соответствующего содержания; боевиков, «ужастиков», различные передачи, где в той или иной форме присутствуют мотивы насилия.  Если взрослым «экранный злодей кажется смешным, то ребенок воспринимает поведение как заслуживающий восхищения образец, а о страданиях его поведения он вообще не задумывается.

Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию, и представляет собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.

Детская агрессивность почти всегда носит ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду, школе и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает.  Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога-психолога и самих родителей.

Агрессивные действия проявляются у разных детей по-разному.  У кого-то они выражены во внешнем поведении:

— повышенная активность (гиперактивность, драчливость и т.д.);

— эмоциональные реакции (покраснение кожи, подергивание мышц рук, ног и лица, «горящие» глаза и появление оскала на лице);

— громкая речь (крик, визг, ругательство).

У кого-то во внутреннем состоянии:

— вынашивание злобных замыслов, месть, обида и т.д. [4].

А.И. Баркан в своих исследованиях пришла к выводу, что ребенок в 3 года способен «атаковать» обидчика не рассуждая и не задумываясь.  В 4-5 лет ребенок, прежде чем лезть в драку, способен контролировать  свои агрессивные эмоции, и направлять их в игровую форму: то он солдат, стреляющий в противника, то милиционер преследующий врага.  Он понимает, что его действия причиняют боль другим детям и пытается перевести ее в игру.  В 6-8 лет агрессивный характер поведения предстает как специфическая форма взаимоотношений ребенка с окружающими людьми [21].

Выделяя агрессию направленную на живой мир, Е.Н. Корнеева описывает особенности ее проявления:

— ломка веток и деревьев;

— уничтожение насекомых, земноводных и пресмыкающих;

— поджог сухой травы и листьев;

— охота на птиц;

— издевательства над домашними животными.

Выбирая мишенью живое существо, в ребенке формируется такие отрицательные качества как жесткость, бессердечность, злоба и агрессивность [27].

В.В. Зеньковский считает, что гнев с особой выразительностью отражается на лице ребенка.  Наморщенный лоб, блеск глаз, яростное сжимание кулаков; все эти перечисления являются показателями агрессивности детей [12].

М.И. Чистякова описывает поведение агрессивного ребенка так: он держится вызывающе, не слушается родителей, выходит из себя по пустякам; неусидчив, считает себя обманутым, жесток, драчлив, без причины бьет кулаками и пинается, проявляет инициативу, любит чтобы окружающие выполняли  его желания, не признает за собой вины, обвиняет других в собственных неудачах, иногда лжет, не внимателен на занятиях [34].

Глава 2. Общие теоретические подходы к изучению проблемы взаимодействия с тревожными детьми

2.1. Понятие тревоги и тревожности

Козлова С.А. и Куликова Т.А. определяют тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги [20].

Крыжановская Л. считает, что тревожность – это один из основных параметров индивидуальных различий.  Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих [18].

По мнению Волковой Е. Тревожность – это чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительно физиологической активацией.  Симптомы тревожности могут присутствовать во многих психических расстройствах [4].

Смолева Т.О. трактует тревожность как психическое явление в его 3 формах; как реакция слабо выраженного неадекватного страха, влияющая на суждения и решения; как свойство личности, предрасполагающее к частым проявлениям реакций и состояний тревожности [30].

Захаров А.И. дает такое определение: тревожность – это устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [10].

В психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского звучит понятие тревоги как отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляется в ожидании неблагополучного развития событий.  В отличие от страха как реакции на конкретную угрозу тревога представляет собой генерализованный, диффузный или беспредметный страх.  У человека тревога обычно связана с ожиданием неудач в социальном взаимодействии и часто бывает обусловлена неосознаваемостью источника опасности.  Тревога не только предупреждает субъекта о возможной опасности, но и побуждает к поиску и конкретизации этой опасности, к активному исследованию окружающей действительности с установкой определить угрожающий предмет [26].

Юрчук В.В. определяет тревожность как индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают.  В тревогу определяет как реакцию на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного страха, характеризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на опасность [37].

Конюхов Н.И. считает, что тревога – отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, имеющие диффузный характер не связанные с конкретными событиями.  Эмоциональное состояние возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляемое в ожидании неблагополучного развития событий.  В отличии от страха как реакции на конкретную угрозу представляет собой генерализованный, диффузный и беспредметный страх.  Тревога обычно связана с ожиданием неудач во взаимодействии социальном и часто обусловлена неосознанностью источника опасности.

А тревожность (готовность к страху) – это состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответственную реакцию на страх.

2.2. Теории и виды тревоги

Тревога – это смутное, неприятное эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха, напряжения и беспокойства.  Действительно, тревога отличается от страха тем, что состояние тревоги часто беспредметно, в то время как страх предполагает наличие определенного объекта, человека или события, которых боятся.

Существуют некоторые теории тревоги:

теория научения (тревога используется для обозначения вторичного (или обусловленного) побуждения, которое создает мотивацию для реакции избегания.  Таким образом реакция избегания подкрепляется уменьшением тревоги.

фрейдистская теория (тревога рассматривается как эмоциональное состояние, характеризующееся наличием дурных предчувствий, страха и выполняет роль сигнала того, что может возникнуть опасность для психики, если бессознательное желание будет реализовано или отреагировано).

экзистенциальная теория (эмоциональное состояние бессмысленности, несовершенства и изначальной хаотичности мира, в котором мы живем.  Тревога рассматривается как последовательная эмоция, усвоенная реакция, возникшая вследствие конкретного положения дел.

Рассмотрев некоторые теории тревоги, можно перейти к видам тревоги и тревожности:

— тревога невротическая (тревога неопределенного смутного беспокойства, сопутствующего «общему тревожному расстройству»)

— тревога преследования (или параноидная тревога.  Этот термин используется для обозначения тревоги, вызванной страхом нападения со стороны враждебных других).

— тревога моральная (тревога, возникающая в результате запретов суперэго).

— тревожная реакция или тревожное расстройство (используется для обозначения ряда неадаптивных синдромов, которые включают в себя сильную тревогу как доминирующее расстройство.  Сюда входят:

а) общее тревожное расстройство;

б) психическое расстройство;

в) фобическое расстройство;

г) посттравматический стресс.

— тревожное нарушение сна (характеризующееся периодическими пробуждениями с подробным припоминанием пугающих сновидений.  Сновидения отличаются правдоподобностью и часто содержат угрозы жизни и  безопасности).

— тревожные расстройства детства и юности (общий класс умственных расстройств, возникающих в детстве и юности и характеризующихся в первую очередь чрезмерной тревожностью.  Сюда входят:

а) расстройство избегания детства или юности;

б) расстройство гипертревожности

в) расстройство тревоги из-за разделения [8].

Эриксон Э. предлагает свои виды тревоги.  В эмперических исследованиях различаются:

1)   тревога ситуативная – характеризует состояние индивида в текущий момент;

2)   тревога как черта личности – тревожность – повышенная склонность испытывать тревогу из-за реальных или воображаемых опасностей.

Тревога ослабляется с помощью механизмов защитных – вытеснения, защемления, проекции и т.д.

Также он выделяет:

1)   тревогу ложную – понятие, используемое в психофизиологии для названия ситуации, когда испытуемый сообщает о восприятии сигнала при отсутствии последнего;

2)   тревога ожидания – ожидание беды, связанное благодаря возмездию, с внутренним ощущением искушения [36].

2.3. Особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Тревожность (готовность к страху) – черта личностная, проявляемая в легком и чистом появлении состояний тревоги.  При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока.

В целом тревожность – субъективное проявление неблагополучия личности.  Она возникает при благоприятном фоне свойств системы нервной и эндокринной, но формируется прижизненно, в силу нарушения форм внутриличностного и межличностного общения, — например, между родителями и детьми.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.  Задача педагогов – своевременно распознать их, так как только вовремя оказанная помощь может предотвратить развитие у таких детей невротических состояний и неврозов.  Тревожность является глубинным эмоциональным состоянием, возникающим в результате неудовлетворения важных потребностей.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих.  Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии.  Причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь.  Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий.  Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены.  Отвечают на вопросы тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться.  Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной.  Как правило, возникает двигательное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.

Тревожные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, выдергивают волосы, занимаются онанизмом).  Манипуляции с собственным телом снижают у них эмоциональное напряжение, успокаивают.

Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте.  Неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.  Так, отвержение, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите.  В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материнской любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»).  Неудовлетворение потребности ребенка в любви будет побуждать его добиваться ее удовлетворения любыми способами.

В тех случаях, когда воспитание основывается на завышенных требованиях, с которыми ребенок не в силах справиться или справляется с трудом, тревожность может вызываться боязнью не справиться, сделать не так, как нужно.  Нередко родители культивируют «правильность» поведения; отношение к ребенку может включать в себя жесткий контроль, строгую систему норм и правил, отступление от которых влечет за собой порицание и наказание.  В этих случаях тревожность ребенка может порождаться страхом отступления от норм и правил, установленных взрослыми («Если я буду делать не так, как сказала мама, она не будет меня любить», «Если я поступлю не так, как надо, меня накажут»).

Тревожность ребенка может вызываться и особенностями взаимодействия педагога с ребенком: превалированием авторитарного стиля общения и непоследовательности требований и оценок.  В первом и во втором случае ребенок находится в постоянном напряжении из-за страха не выполнить требования взрослых, не «угодить» им, преступить жесткие рамки.

Говоря о жестких рамках, имеются в виду ограничения, устанавливаемые педагогом.  К ним относятся ограничения спонтанной активности в играх, в деятельности на прогулках и т.д.; ограничение детской непосредственности на занятиях, например, обрывание детей («Нина Петровна, а у меня …» «Тихо! Я все вижу! Сама ко всем подойду!»); пресечение детской инициативы («Положи сейчас же, я не говорила брать кисточки в руки» «Немедленно замолчи, сейчас я говорю!»).  К ограничениям можно отнести и прерывание эмоциональных проявлений детей.  Если в процессе деятельности у ребенка возникают эмоции, их необходимо выплеснуть, чему может, препятствовать авторитарный педагог («Это кому там смешно, Петров?! Это я буду смеяться, когда на твой рисунок посмотрю!», А ты чего рыдаешь?  Замучила всех своими слезами!»).

Педагогу необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, прежде всего ситуацию неприятию со стороны значимого взрослого или со стороны сверстников, ребенок считает в том что его не любят есть его вина, он плохой («любят хороших»).  Заслужить любовь ребенок будет стремиться с помощью положительных результатов, успехов в деятельности.  Если это стремление не оправдается, то тревожность ребенка увеличивается.

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции.  Особенно сильную тревожность она будет вызвать у детей воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации.  В этом случае дети, попадая в ситуацию соперничества, будут стремится быть первыми, любой ценой достигнуть самых высоких результатов.

Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности.  Когда тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым.

Одной из наиболее распространенных трудностей в работе с детьми младшего школьного возраста является их эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность.  Порой взрослые не знают, как себя вести со школьниками чрезмерно упрямыми, слишком болезненно переживающими любое замечание, плаксивыми, тревожными.  Тревожные дети постесняются громко и явно выражать свои эмоции, будут тихо переживать свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

Трудности в развитии эмоциональной сферы могут быть обусловлены особенностями семейного воспитания, отношения окружающих к ребенку.  Основным из типов неправильного воспитания является: тревожно-мнительное воспитание.  Она наблюдается в тех случаях, когда с рождением ребенка одновременно возникает неотступная тревога за него, за его здоровье и благополучие.  Воспитание по этому типу нередко наблюдается в семьях с единственным ребенком, а также в семьях, где растет ослабленный или поздний ребенок.  В результате ребенок тревожно воспринимает естественные трудности, с недоверием относится к окружающим.  Ребенок в таком случае несамостоятелен, нерешителен, робок, обидчив, мучительно неуверен в себе.

В заключение можно отметить, что не существует плохих и хороших эмоций и взрослый во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать эффективной регуляции ребенка, оптимальным способам социализации [4].

Глава 3. Выявление агрессивности и тревожности у отдельных детей дошкольного и младшего школьного возраста по материалам констатирующего эксперимента

В данной главе сложены результаты констатирующего эксперимента, задачей агрессивности у детей старшего дошкольного возраста и выявление тревожности у детей младшего школьного возраста.

Исследование проводилось на базе ДОУ №64 и школы №49 г. Улан-Удэ.  В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы и 8 детей 3 «Б» класса.  Экспериментальная работа проводилась в 2 этапа:

первый – наблюдение за детьми в различных видах деятельности (на прогулке, на занятии, в процессе игры) с целью агрессивных проявлений, диагностирование детей, при помощи теста «Агрессивны ли вы?»  С целью выявления преобладающего типа агрессивности, шкала тревожности ребенка (где оцениваются ситуации, области действительности, которые являются основными причинами тревожности, страхов).

второй позволяющий определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и воспитанниками при помощи методик: «Агрессивны ли вы» (для воспитателей).

Методика №1

Карта наблюдения Д. Скотта

Методику Д. Скотта использовали с целью выявления причин отклонения в поведении и нарушении межличностных отношений.

При составлении карты наблюдения должны быть соблюдены следующие требования:

— выделение однозначных, относительно элементарных фрагментов поведения ребенка;

— группировка этих элементов в определенные синдромы, т.е. их классификация;

— определение взаимоотношений между фрагментами.

В соответствии с исходным замыслом эти фрагменты поведения не выбирают умозрительно, а берутся из жизни.

В регистрационном бланке зачеркиваются те цифры, которые соответствуют фрагментам, наиболее характерным для данного ребенка.

ВВ – враждебность по отношению ко взрослым.

1.   Переменчив в настроениях.

2.   Исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в «хорошем» настроении.

3.   Появляется упорство и настойчивость в ручной работе.

4.   Часто бывает в плохом настроении.

5.   при соответствующем настроении предлагает свою помощь или услуги.

6.   Когда о чем-то просит воспитателя, то бывает иногда очень сердечным, иногда равнодушным.

7.   Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем.

8.   В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

9.   Временами дружелюбен, временами в плохом настроении.

10.  Очень переменчив в поведении.  Иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

11.  Портит общественную и личную собственность (в домах, садах, общественном транспорте)

12.  Вульгарный язык, рассказы, стихи, рисунки.

13.  Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявленных ему обвинений.

14.  «Бормочет под нос», если чем-то недоволен.

15.  Негативно относится к замечаниям.

16.  Временами  лжет без всякого повода и без затруднений.

17.  Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

18.  «Дикий взгляд» смотрит «исподлобья»

19.  Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

20.  Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу).

21.  Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными» типами.

22.  Ведет себя непристойно.

Симптомы 1-4 – ребенок проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут быть началом враждебности или депрессии (присущи: Очирову Д., Федяеву К., Анциферовой О., Оводовскому С.).

Симптомы 5-9 – относится ко взрослым то враждебно, то старается добиться их хорошего отношения (присущи: Семеновой Д., Оводовскому С., Шергиной К., Очирову Д.).

Симптомы 10-17 – открытая враждебность, проявляющаяся  ассоциальном поведении (присущи: Очирову Д., Тимошенко С., Оводовскому С.).

Симптомы 18-22 – полная неуправляемая привычная враждебность (присущи: Очирову Д., Дудко Н., Оводовскому С.).

Данные результаты показывают, что все эти симптомы ярко выражены у Очирва Димы и Оводовского Стаса, что может свидетельствовать  о враждебности по отношению ко взрослым.

ВД – враждебность к детям (от ревнивого соперничества до скрытой вражды).

1.   Мешает другим детям в играх, подсмеивается над ними, любит их пугать.

2.   Временами очень недоброжелателен по отношению  к тем детям, которые не принадлежат к тесному кругу его общения.

3.   Надоедает другим детям, пристает к ним.

4.   Ссорится, обижает других детей.

5.   Пытается своими замечаниями создать определенные трудности у других детей.

6.   Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.

7.   Находится по преимуществу в плохих отношениях с другими детьми.

8.   Пристает к более слабым детям.

9.   Другие дети его не любят или даже не терпят.

10.  Дерется несоответствующим образом (кусается, царапается).

Данные показывают, что все эти симптомы ярко выражены у тех же детей: Дудко Н., Очирова Д., Оводовского С., что свидетельствует о том, что они проявляют враждебность к детям (от ревнивого соперничества, до скрытой вражды).

В ходе наблюдения определили, что из 10 наблюдаемых 3 ребенка (Дудко Никита, Очиров Дима, Оводовский Стас) используют физическую силу против другого лица, агрессия окольным путем другого лица, агрессия окольным путем направленная на другое лицо; готовы к проявлению негативных чувств при малейшим возбуждении как через форму (крик, визг) так и через содержание словесных ответов (угрозы).

        Методика №2     (см. Приложение №1)

«Агрессивны ли вы?» (адаптированный к дошкольному возрасту)

Для выявления преобладающего типа агрессивности был использован модернизированный тест «Агрессивны ли вы?» Г.Я. Кудриной, адаптированный к дошкольному возрасту.

Согласно этой методике детям предлагались вопросы и варианты ответов.

Ребенок выбирал наиболее ему подходящий, а ответы фиксировались.

Фамилия, имя, ребенка

1

2

3

4

5

6

7

ТИП

1.

Анциферова О.

А

Б

А

А

А

А

Б

А

2.

Шергина К.

А

Б

А

А

А

А

Б

А

3.

Очиров Д.

В

В

Б

В

Б

Б

Б

Б,В

4.

Оводовский С.

В

В

Б

В

Б

Б

Б

Б,В

5.

Пономаренко В.

А

Б

А

А

А

Б

А

А

6.

Косырева Н.

А

Б

А

Б

А

А

А

7.

Тимошенко С.

В

А

Б

Б

Б

Б

А

Б

8.

Федяев К.

А

В

В

В

Б

В

В

В

9.

Семенова Д.

А

Б

А

А

А

А

Б

А

10.

Дудко Н.

В

В

Б

В

Б

Б

Б

Б,В

Результаты подтвердили предыдущие данные тестирования и показали, что из десяти обследованных детей у 5 – чужда агрессия (Анциферова О., Шергина К., Пономаренко В., Косырева Н., Семенова С., Дудко Н.).  Склонность к физической и словесной агрессии и есть заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

А – чужда агрессивность.

Б – склонность к физической и словесной агрессии.

В – есть предельный заряд агрессивности, который в любой момент может привести к взрыву.

              Методика №3      (см. Приложение №2)

Шкала тревожности ребенка

Данная методика предназначена для детей младшего школьного возраста разработанная А.М. Прихожан с целью оценить ситуацию.  Область действительности являющийся для ребенка основными причинами тревожности, страхов.

Для эксперимента нужно подготовить три цветные карточки: красного, зеленого и голубого цвета.

Ответ на каждый пункт шкалы оценивается количеством баллов: красная карточка – 3 балла, зеленая – 2, голубая – 0.  подсчитывается общая сумма баллов по каждому разделу (показывает уровень тревожности по соответствующей деятельности) и общая сумма по всем разделам (показатель по всей шкале – общий уровень тревожности).

Вид тревожности

Номер пункта шкалы

Учебная

1

6

7

12

13

18

21

22

26

30

Самооценочная

5

8

9

11

17

19

20

23

24

28

Межличностная

2

2

4

10

14

15

16

25

27

29

Инструкция: «Я тебе буду говорить о разных случаях, которые бывают в твоей жизни.  Некоторые  из них могут быть неприятными для тебя, вызывают у тебя страх, беспокойство.  У меня здесь 3 карточки разного цвета.  Ты слушай, и если этот случай. Эта ситуация в твоей жизни, о которой я говорю, очень неприятная для тебя, ты выберешь и покажешь мне красную карточку; если это только немножко неприятно для тебя – зеленую карточку; если этот случай в твоей жизни не страшен тебе – то покажешь мне голубую карточку».

Результаты данного исследования показали, что из 8 обследованных детей у четырех детей наблюдается высокий уровень тревожности, что свидетельствует о реальном неблагополучии ребенка, они часто бывают очень впечатлительными, эмоциональными, что говорит о реальном неблагополучии социального положения в семье, в школе или среди сверстников.  У остальных детей наблюдается низкий уровень тревожности – это «чрезвычайно спокойной» и они требуют особого внимания психолога.  Ребенок отгораживается от неприятностей, не допускает неприятные переживания в сознание.  Эмоциональное благополучие достигается ребенком ценой неадекватного отношения к действительности и отрицательно сказывается на продуктивности деятельности.  Такие дети отгораживаются от всех, особенно от взрослых, прячутся в «свою скорлупу» и никого не хотят допускать в свой внутренний мир («Пусть мне плохо, но пусть будет так»).

          Методика №4        (см. Приложение №3)

Тест «Агрессивны ли вы?» Автор: А. Ассингер

Тест позволяет определить, достаточно ли педагог корректен в отношениях со своими коллегами и воспитанниками, легко ли общаться с ним.

Тест показал нормальный уровень агрессивности, который характеризуется так: «Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку в вас достаточно здорового честолюбия и самоуверенности».

Имя, отчество, воспитателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Валентина Петровна

1

3

3

3

2

3

2

1

3

2

3

1

3

2

2

1

1

2

3

2

43

Н

Наталья

Викторовна

2

1

1

3

2

3

2

1

3

1

3

1

3

2

2

1

2

2

3

2

40

Н

Н – нормальный уровень агрессивности (36-44 б)

В – высокий уровень агрессивности (45 и более)

П – пониженный уровень агрессивности (35 и менее)

Результаты методики показывают, что воспитатели правильно моделируют свое поведение в различных ситуациях и не проявляют агрессии по отношению к детям.

Заключение

   Таким образом, агрессия и тревожность как бы являются двумя сторонами одного явления. Агрессия – объективное выражение, тревожность – субъективная. И в том и другом содержаться нужные элементы, поскольку настойчивость и упорство необходимы для достижения любой цели. С другой стороны разумная осторожность как элемент чувста самосохранения так же вполне объяснима.

   Основной вопрос, на мой взгляд, заключается не в том, чтобы избавить детей от агрессивности и тревожности. А в том, чтобы, оставив необходимые элементы этих явлений в психике ребенка, не дать им гипертрофироваться. Другими словами, — необходим баланс. Как в общем то в целом в развитии детей. Кроме того, коррекции может подвергаться не только сдерживание тех или иных явлений, но и развитие. Так, в ходе экспериментальной части было выявлено, что некоторым детям вовсе чужда агрессивность. Но, как мы уже озвучили, «положительная» агрессивность необходима для того, чтобы у реьбенка формировалась активная жизненная позиция. Значит в данном случае возможно коррекционная работа, поскольку агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, а агрессивность, как проявление агрессии может сделать ребенка, либо упорным, либо безвольным, способно развить дух инициативы или же породить замкнутость и враждебность. Как и везде, должно существовать правило, согласно которому активность (агрессивность) хороша, пока она не нарушает интересов других лиц.

   Педагогу необходимо знать ситуации, которые могут вызвать детскую тревожность, для того чтобы избегать их. Он должен учитывать, что дети только начинают свою жизнь в коллективе, что все они пришли из семей, в которых картина далеко не одинакова. Так, в одних семьях быть может, ребенок привык доминировать, видя, что взрослые ему все позволяют. Он добивается своего истериками и капризами.  Коллектив же предполагает ущемление индивидуальных интересов в пользу общественных. В этом случае задача педагога сводится к тому, чтобы научить ребенка уважать других и при этом показать, что агрессивность – совсем не метод для разрешения конфликтов. В другой семье, чаще неполной, ребенок слишком робок и тревожен, здесь педагог должен скорректировать более активную позицию, чтобы избавить ребенка от страхов и тревог.

  Надо учить детей прежде всего мыслить. И мыслить позитивно. Поэтому педагогическое мастерство включает образцы того, как должен подходить ребенок к той или иной ситуации, какой выход искать. И эти образцы должен предоставить педагог. Нужно помнить, что агрессивные реакции возникают у детей в ответ на психотравмирующую ситуацию, и представляет собой активный протест, проявляющийся в грубости, непослушании, драках и вызывающем поведении при столкновении с любыми психологическими трудностями.

   Детская агрессивность почти всегда носит ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду, школе и в семье не закрепляется как черта характера, а сглаживается и исчезает.  Однако это происходит только при терпеливой и согласованной работе педагога-психолога и самих родителей.

   Значение выявления и коррекции тревожности у детей не менее велико. На мой взгляд, это даже более трудная задача, поскольку проявлений тревожности вовне значительно меньше. Тревожность присутствует во внутреннем мире ребенка. Хотя и агрессия так же, но последняя находит излияние, объективизируется, поэтому ее легче выявить.

   Тревожность в этом отношении зачастую скрытна. Но тот вред, который может она нанести психике ребенка ничем не меньше, а может быть, даже и болше, чем при агрессии. Постоянные страхи отравляют жизнь человека. Счастье вообще невозможно, если присутствует какой нибудь страх. Значит, чем меньше страхов и тревог будет испытывать ребенок, тем счасливее будет его детство, да и вся жизнь.

   Еще один вариант, довольно неблагоприятный, которого стоит опасаться при педагогической работе. Тревожный ребенок может проявить свою защитную реакцию именно в виде агрессии, поскольку у него нет сбалансированной реакции. То есть может наступить другая крайность: излишне тревожный внутри – крайне агрессивный вовне. Значит, тревожность и агрессивность совсем не исключают друг друга. Об этом также должен помнить педегог.

   В общем задача, перед теми, кто формирует и корректирует детей более чем сложная, дай Бог им мудрости и терпения.

Библиография

1.   Андерсон Д. Воспитывайте в своем ребенке уверенность. Дошкольное воспитание №3, 1996.

2.   Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. – М.: «Просвещение», 1968. – 87 с.

3.   Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. 1991- 89 с.

4.   Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. – М.: «Профиздат», 1991. – 356 с.

5.   Ганин М.А. Консультация для родителей. – М.: «Просвещение», 1991. – 234 с.

6.   Гаспарова Е. Ребенок играет один. Дошкольное №10, 1986

7.   Годфулина Ж.О. Что такое психология? – Т1 М.: «Мир», 1992. – 578 с.

8.   Докинз Р. Эгоистический ген. – Издательство мир, 1992. – 321 с.

9.   Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом возрасте.  Вопросы психологии №5, 1993. – 234 с.

10.  Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка? – М.: «Просвещение», 1986. – 243 с.

11.  Захаров А.И. Что снится нашим детям? – Дельта, — М, 1997. – 234 с.

12.  Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: «Академия», 1995. – 123 с.

13.  Зинченко Е.Н. Изучение негативного поведения. – М.: «Мир», 1993. – 231 с.

14.  Карпенко Л.А. Психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1997. – 156 с.

15.  Креч Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Нравственность, агрессия, справедливость. – М, 1992. – 437 с.

16.  Конюхов Н.И. Словарь справочник практического психолога. – В, НПО, Модек, 1996. – 234 с.

17.  Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши от 2 до 7. – 1996. – 345 с.

18.  Крыжановская Л. Психология развития. – М., 1997. – 356 с.

19.  Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. – И., 1993. – 108 с.

20.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: «Академия», 1998. – 432 с.

21.  Лапланш Ж. Словарь по психоанализу. – О.: Пантамис, 1994. – 200 с.

22.  Лоренс К. Агрессия. – М.: «Просвещение», 1994. – 89 с.

23.  Майерс Д. Социальная психология. – С=П.: «Петерком», 1998. – 235 с.

24.  Немов Р.С. Психология 1 Т. – М.: «Владос», 1995. – 433 с.

25.  Нельсон Д. 1001 совет родителям по вопросам воспитания. – М.: «Кронпресс», 1994. – 432 с.

26.  Петровский А.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1995. – 344 с.

27.  Репина Т., Смолева Т.О. Неуверенный ребенок.  Дошкольное воспитание №2, 1990

28.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М.: «Владос», 2000. – 321 с.

29.  Рогов Е.И. Общая психология. – М.: «Владос», 1991 – 321 с.

30.  Смолева Т.О. Тревожный ребенок. – И., 1997. – 321 с.

31.  Степанов С.С. Психологический словарь для родителей. – М.: «Академия», 1996. – 123 с.

32.  Теплюк О. Почему дети кусаются? Дошкольное воспитание №9, 1991. – 60 с.

33.  Фромм А., Гордон Т. Популярная педагогика. – Е.: АРДЛТД, 1997. – 234 с.

34.  Чистякова М.И. Психогимнастика. – М.: «Просвещение», 1990. – 109 с.

35.  Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М.: «Владос», 1995. – 231 с.

36.  Эриксон Э. Детство и общество. – С=П.: Ленато, 1996. – 357 с.

37.  Юрчук В.В. Краткий психологический словарь. – М.: «Просвещение», 1996. – 277 с.

Приложение 1

Вопросы к тесту «Агрессивны ли вы?»

(адаптированный к дошкольному возрасту)

1.   Как ты себя ведешь, если тебя обижают?

а) спокойно;  б) ничего не делаешь;          в) кричишь, ругаешь, дерешься;

2. Представь, что вы идете на прогулку, все сразу побежали и застряли в дверях как пробка и никто выйти не может.  Что ты будешь делать?

а) будешь толкаться, пока не протолкнешься?

б) попытаешься пройти, но если не получится, отойдешь в сторону;

в) сразу отойдешь и будешь ждать, пока все не выйдут.

3. Ты дома с кем-нибудь ссоришься?

а) редко, обычно без крика;

б) это ужасно, крики и хлопанье дверей;

в) если ссорюсь то надолго.

4. Когда возникает спор с друзьями, то ты:

а) предпочитаешь молчать;

б) стараешься избегать спора;

в) будешь кричать, чтобы убедить всех своих остальных в своей правоте.

5. Какой ты по характеру?

а) спокойный;

б) упрямый, придирчивый;

в) общительный.

6. Как ты ведешь себя, когда сердишься?

а) редко бываешь в гневе;

б) можешь побить, обругать другого;

в) будешь злиться, но ничего делать не будешь.

7. Если на занятии кто-то отвечает неверно, то ты:

а) будешь выкрикивать правильный ответ;

б) молча поднимешь руку;

в) будешь тихонько подсказывать, чтобы он сам исправил свою ошибку.

Приложение №2

 

Опросник

 

1.   Отвечаешь у доски на занятии.

2.   Тебя ругает мам или папа.

3.   Встречаешься с ребятами из детского сада.

4.   Пойдешь в гости к незнакомым людям.

5.   Ты дома остаешься один.

6.   Сам подходишь разговаривать с учителем.

7.   Ты можешь справится с заданием на занятии.

8.   Сравниваешь себя с другими ребятами.

9.   Думаешь о своих делах.

10.  На тебя смотрят как на маленького.

11.  Ты часто плачешь.

12.  Учитель тебе неожиданно задает вопрос на занятии.

13.  Никто не обращает на тебя внимание на занятии, когда ты хорошо, красиво выполнил работу.

14.  С тобой не согласны, спорят с тобой.

15.  Встречаешься со старшими ребятами во дворе, в подъезде.

16.  На тебя не обращают внимания, когда ты что-то делаешь, играешь.

17.  Тебе снятся страшные сны.

18.  Учитель дает трудное задание.

19.  Выбираешь в игре главные роли.

20.  Оценивают твою работу дома или ребята.

21.  не понимаешь объяснения учителя.

22.  Ребята имеются, когда отвечаешь на занятии.

23.  Смотришь ужасы по телевизору, рассказывают тебе «Страшные истории».

24.  Думаешь о том, что будет, когда ты вырастешь большим.

25.  На тебя сердятся (непонятно почему) взрослые (мама, папа, учитель).

26.  Учитель оценивает твою работу, которую ты выполнил на занятии.

27.  На тебя смотрят (наблюдают за тобой), когда ты что-то делаешь.

28.  У тебя что-то не получается.

29.  Ребята с тобой не играют (не берут никогда в игру), не дружат с тобой.

30.  Учитель тебе делает замечание на занятии.

Приложение №3

Вопросы к тесту «Оценка агрессивности педагога»

1. Склонны ли Вы искать пути, к примирению после очередного служебного конфликта?

1. Всегда. 2. Иногда. 3. Никогда.

2. Как Вы ведете себя в критической ситуации?

1. Внутренне кипите.

2. Сохраняете полное спокойствие.

3. Теряете самообладание.

3. Каким считают Вас коллеги?

1. Самоуверенным и завистливым.

2. Дружелюбным.

3. Спокойным и не завистливым.

4. Как Вы отреагируете, если Вам предложат ответственную должность?

1. Примете ее с некоторыми опасениями.

2. Согласитесь без колебаний.

3. Откажетесь ради собственного спокойствия.

5. Как Вы будете себя вести, если кто-то из коллег возьмет без разрешения с Вашего стола бумагу?

1. Выдадите ему «но первое число».

2. Заставите вернуть.

3. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.

6. Какими словами Вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся с работы позже обычного?

1. «Что это тебя так задержало?»

2. «Где ты горчить допоздна?»

3. «Я уже начал (а) волноваться.

7. Как Вы ведете себя за рулем автомобиля?

1. Стараетесь обогнать машину, которая «показала вам хвост».

2. Вам все равно, сколько машин Вас обогнало

3. Помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал Вас.

8. Какими Вы считаете свои взгляды на жизнь?

1. Сбалансированными.

2. Легкомысленными.

3. Крайне жесткими.

9.Что Вы предпринимаете, если не все удается?

1. Пытаетесь свалить вину на другого.

2. Смиряетесь.

3. Становитесь впредь осторожнее.

10. Как Вы отреагируете на фельетон о случаях распущенности среди молодежи?

1.   «Пора бы уже запретить им такие развлечения».

2.   «Надо создать им возможность, организованно культурно отдыхать». 3. «И чего только мы с ними возимся?

11. Что Вы ощущаете, если место, которое Вы хотели занять, досталось другому?

1. «И зачем только я на это нервы тратил?».

2. «Видно, его физиономия шефу приятнее».

3. «Может быть, мне это удастся в другой раз?».

12. Как Вы смотрите страшный фильм?

1. Боитесь. 2. Скучаете. 3. Получаете искреннее удовольствие.

13. Если из-за дорожной пробки Вы опаздываете на важное совещание?

1. Будете нервничать во время заседания.

2. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.

3. Огорчитесь.

14. Как Вы относитесь к своим спортивным успехам?

1. Обязательно стараетесь выиграть.

2. Цени те удовольствие почувствовать себя молодым.

3. Очень сердитесь, если не везет.

15. Как Вы поступите, если Вас плохо обслужили в ресторане?

1. Стерпите, избегая скандала.

2. Вызовите метрдотеля, и сделаете ему замечание.

3. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.

16. Как Вы себя поведете, если вашего ребенка обидели в детском саду?

1. Поговорите с педагогом.

2. Устроите скандал родителям.

3. Посоветуете ребенку дать сдачи.

17. Какой, по-вашему, Вы человек?

1. Средний. 2. Самоуверенный. 3. Пробивной.

18. Что Вы ответите подчиненному, с которым столкнулись в дверях, если он начал извиняться черед Вами?

1. «Простите, это моя вина».

2. «Ничего, пустяки».

3. «А внимательнее Вы быть не можете?!»

19. Как Вы отреагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди молодежи?

1. «Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?»

2. «Надо ввести телесные наказания».

3. «Нельзя все валить на молодежь, виноваты и воспитатели».

20. Представьте, что Вам предстоит заново родиться, но уже животным, Какое животное Вы предпочтете?

1. Тигра или леопарда, 2. Домашнюю кошку. 3. Медведя.