Программа психологической поддержки семей

Программа психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра «Школа понимания».

Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Цель:

Повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала.

Задачи:

  • Снизить эмоциональный дискомфорт, в связи с заболеванием ребенка;
  • Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка;
  • Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку;
  • Установить адекватные детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.

Содержание программы:

Программа состоит из двух блоков:

  1. Информационно-методический (работа с родителями, специалистами)
  2. Коррекционный

Формы проведения занятий с детьми:

Индивидуальные на базе Центра и на дому, групповые (4-8 человек) . Занятия с детьми проводится по 40 минут каждое с периодичностью 1-2 раза в неделю.

Встречи с родителями индивидуальные (еженедельно) и групповые с периодичностью два раза в месяц продолжительностью по 45-60 минут.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.

  1. Набор родителей в «Школу понимания» — проводится раз в два месяца.
  2. Информационно-методическая работа – еженедельно.
  3. Групповые консультации, собрания – два раза в месяц.
  4. Работа с группами – еженедельно.
  5. Коррекционная работа – еженедельно (в зависимости от случая).

Информационно-методический блок.

20 стр., 9863 слов

Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...

... на базе отделения по выхаживанию и реабилитации маловесных детей, позволило определить организационные формы и направления работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни. Отечественные специалисты в области тифлопедагогики ...

Цель: Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.

  1. Проведение диагностических мероприятий с родителями.
  2. Ознакомление родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.
  3. Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций. Они способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности.
  4. Обобщение результатов диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формирование родительской группы психологом. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов.
  5. Работа с родительскими группами. Работа проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.

Коррекционный блок.

Цель: Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.

Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.

В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.

Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.

Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.

Основными задачами являются:

  •  формирование группы как целое;
  •  формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
  •  формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.

Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.

4 стр., 1756 слов

Деятельность педагога – психолога по формированию эмоциональной ...

... системы деятельности педагога – психолога по формированию эмоциональной устойчивости у старшеклассников в условиях подготовки к ЕНТ, то будет психологически эффективно пройден этап сдачи экзамена ЕНТ, поскольку система основывается ...

Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.

Задачи этого этапа:

  •  снижение эмоционального напряжения участников группы;
  •  активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
  •  повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.

Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.

Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Конкретные задачи:

  •  изменение родительских установок и позиций;
  •  расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
  •  формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
  •  обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.

Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.

Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи этапа:

  • закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  •  формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.

Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.

Детско-родительская игра «Школа понимания»

Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».

6 стр., 2963 слов

Как любящий родитель заботится о ребенке

За этим кроются повседневные заботы, то, что обычно волнует родителей. Родители заботятся, чтобы их ребенок не был голодным, и готовят ему пищу, чтобы ему не было холодно ... навязывание ему своих решений, желаний. В обоих случаях родители больше обеспокоены выполнением роли идеального родителя, чем своим реальным ребенком, его уникальной личностью, его потребностями - реальными, а ...

Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).

Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.

Ход занятия.

1. Установочный этап.

Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.

Задачи:

  •  определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
  •  формирование группы как целое;
  •  формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
  •  формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.

1) Упражнение «Приветствие»

Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного», и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2) Игра «Давайте поздороваемся»

Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.

2. Подготовительный этап.

Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР

Задачи:

  • создание атмосферы доброжелательности и доверия;
  •  сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
  •  снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
  •  повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.

1) Игра «Найди свой лепесток»

Инструкция: «На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд).

Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика».

Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.

2) Упражнение «Скороговорки»

Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:

5 стр., 2094 слов

Дети и компьютерные игры

... взрослому человеку велик соблазн поиграть.компьютерный игра ребенок контроль Давайте разберем другую ситуацию. А если возможность есть? В действительности, многие родители дают своим детям достаточно свободы для проявления самостоятельности, ...

  • Все бобры добры до своих бобрят
  • У маленькой Сани санки едут сами
  • Не всяк умен, кто богато наряжен
  • Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
  • На крыше у Шуры жил журавль Жура
  • До города дорога в гору, от города – с горы

3) Игра «Новая сказка»

Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.

3. Собственно-коррекционный этап.

Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.

Задачи:

  •  актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
  •  расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
  •  формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  •  обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
  •  формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.

1) Игра-сказка «Воробьиная семья»

Инструкция: «Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …»

Каждая команда получает карточки с заданиями:

  • Сын подрался с другом;
  • Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
  • Сын требует купить ему компьютерную игру;
  • Ребенок не хочет идти в школу;
  • Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
  • Сын не хочет выполнять домашние задания.

Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.

2) Упражнение «Эмоции».

На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями).

Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.

3) Игра «Щепки на реке»

Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать «щепками».

Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…»

5 стр., 2086 слов

Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"

... время подведения итогов можно провести с участниками театр – экспромт.   5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 ... лет. Проводится для сплочения детского коллектива, диагностики качеств личности. Цель: формирование ...

4) Беседа на тему «Семейный досуг»

Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.

4. Закрепляющий этап.

Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.

Задачи:

  •  закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
  •  формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
  •  актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
  •  оценить эффективность и актуальность проводимой работы.

1) Игра «Цветик – семицветик»

Каждая семейная команда работает со своим цветиком — семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя).

Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.

2) Этюд-беседа «Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком».

Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.

3) Завершение игры.

Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:

  • чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
  •  что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
  •  Ваши пожелания.

Обратная связь:

Рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания.

В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение сензитивности к ребенку.
  2. Выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР.
  3. Ликвидация психолого-педагогической неграмотности.
  4. Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.