Программа психологической поддержки семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья: детско-родительская игра «Школа понимания».
Важным звеном психологической помощи детям с проблемами в развитии является психологическая поддержка. Психологическая поддержка должна осуществляться в двух основных направлениях: поддержка детей, имеющих отклонения в развитии и поддержка родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Цель:
Повышение сензитивности родителей к проблемам детей, снижение эмоционального дискомфорта у родителей в связи с отклонениями в развитии ребенка, формирование у родителей адекватных представлений о потенциальных возможностях детей с ОВЗ, оптимизация их педагогического потенциала.
Задачи:
- Снизить эмоциональный дискомфорт, в связи с заболеванием ребенка;
- Укрепить уверенность родителей в возможностях ребенка;
- Сформировать у родителей адекватного отношения к ребенку;
- Установить адекватные детско-родительские отношения и стили семейного воспитания.
Содержание программы:
Программа состоит из двух блоков:
- Информационно-методический (работа с родителями, специалистами)
- Коррекционный
Формы проведения занятий с детьми:
Индивидуальные на базе Центра и на дому, групповые (4-8 человек) . Занятия с детьми проводится по 40 минут каждое с периодичностью 1-2 раза в неделю.
Встречи с родителями индивидуальные (еженедельно) и групповые с периодичностью два раза в месяц продолжительностью по 45-60 минут.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-дефектолог, врач, социальный работник, др.), однако главная роль в этом процессе принадлежит психологу, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
- Набор родителей в «Школу понимания» — проводится раз в два месяца.
- Информационно-методическая работа – еженедельно.
- Групповые консультации, собрания – два раза в месяц.
- Работа с группами – еженедельно.
- Коррекционная работа – еженедельно (в зависимости от случая).
Информационно-методический блок.
Психолого-педагогические аспекты повышения педагогической компетентности ...
... на базе отделения по выхаживанию и реабилитации маловесных детей, позволило определить организационные формы и направления работы педагога-психолога с родителями детей первых месяцев жизни. Отечественные специалисты в области ...
Цель: Информирование родителей о психологических особенностях ребенка, психологии воспитания и психологии семейных отношений.
- Проведение диагностических мероприятий с родителями.
- Ознакомление родителей с результатами обследований на индивидуальных консультациях и беседах.
- Проведение тематических родительских собраний, групповых консультаций. Они способствуют расширению знаний родителей о психологических особенностях детей, имеющих отклонения в развитии, о типичных возрастных закономерностях в развитии личности.
- Обобщение результатов диагностической работы, а также на основании запросов родителей, формирование родительской группы психологом. Подбор семей проводится с учетом сходства проблем и запросов.
- Работа с родительскими группами. Работа проводится в форме родительских семинаров, которые включают в себя лекционные приемы и групповые дискуссии. Групповые дискуссии способствуют повышению мотивации родителей в совместной работе и вовлеченности в решении обсуждаемых проблем. Такая форма работы позволяет родителям осознать, что они не одиноки, что подобные трудности испытывают и другие семьи. В процессе дискуссий у родителей возрастает уверенность в своих родительских возможностях, они делятся опытом, знакомятся с психолого-педагогическими приемами, играми, занятиями, пригодными для домашнего использования. Информация предлагается в рекомендательной форме. Такой демократичный стиль в общения психолога с родителями позволяет эффективней построить деловое сотрудничество в воспитании и развитии ребенка.
Коррекционный блок.
Цель: Обучение эффективным способам общения с ребенком осуществляется путем проведения детско-родительских игр, тренингов, совместных коррекционных занятий с детьми.
Стимуляция оптимальных взаимоотношений между детьми и их родителями достигается успешно в семейных и детско-родительских группах, состоящих из нескольких семей. Групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.
В этих целях используются детско-родительские игры, задачи и содержание которых ограничены востребованной темой.
Структура групповых занятий складывается из четырех этапов: установочный, подготовительный, собственно-коррекционный, закрепляющий.
Первый установочный этап включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на занятие.
Основными задачами являются:
- формирование группы как целое;
- формирование положительного эмоционального настроя на занятие;
- формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками группы.
Основные психотехнические приемы на данном этапе: спонтанные игры, направленные на развитие положительного эмоционального фона, игры на невербальные и вербальные коммуникации. Развлекательная форма занятий способствует сближению группы, создает положительную эмоциональную установку на занятие.
Формирование благоприятного климата в группе подростков
... динамику развития и формирования психики детей. То есть, психологический климат в школе - это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который ... «дух школы». Елена Литвяк, автор статьи «Дух хорошей школы», в «Газете для родителей» пишет о том, что «дух школы можно определить по тем ценностям, что ...
Основной целью подготовительного этапа является структурирование группы, формирование активности и самостоятельности ее членов.
Задачи этого этапа:
- снижение эмоционального напряжения участников группы;
- активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
- повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов.
Это достигается с помощью специальных сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, направленных на снятие эмоционального напряжения, приемы невербального взаимодействия. Такие игры представляют собой своеобразные имитационные модели проблемных ситуаций межличностного общения.
Основной целью собственно-коррекционного этапа является формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Конкретные задачи:
- изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка;
- формирование у родителей адекватного отношения к ребенку и его проблемам;
- обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования.
Используются сюжетно-ролевые игры, дискуссии, психодрамы, анализ жизненных ситуаций, поступков, действий детей и родителей, совместная деятельность, специальные упражнения на развитие навыков общения. В ходе данного этапа родители сосредоточиваются на достоинствах ребенка, помогают ему поверить в себя и свои способности, поддерживать ребенка при неудачах, родители учатся анализировать ошибки и находить альтернативные способы реагирования в проблемных ситуациях.
Целью закрепляющего этапа является формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.
Задачи этапа:
- закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
- формирование устойчивого отношения родителей к ребенку и его проблемам.
Психотехническими приемами закрепляющего этапа являются сюжетно-ролевые игры, этюд-беседы, совместная деятельность. Эти игры способствуют преодолению неадекватных форм поведения, вытеснению негативных переживаний, изменению способов эмоционального реагирования, осознанию мотивов воспитания детей с ОВЗ.
Детско-родительская игра «Школа понимания»
Игра проводиться с целью обучения родителей эффективным способам общения с ребенком, имеющего отклонения в развитии. Детско-родительская игра является заключительным этапом в групповой работе с родителями после проведенных консультационных мероприятий, носивших информативных и обучающих характер, по теме «Роль семьи в развитии личности и формирование межличностных отношений у детей с задержкой психического развития».
Учебная практика в группах детей раннего возраста содержание ...
... к практике. Качество учебно-воспитательной работы в группе с детьми, родителями (умение планировать работу, организовать индивидуальный подход; качество и эффективность игр, занятий и пр.). Участие в общественной жизни. ...
Описание группы: родители и дети младшего школьного возраста, имеющие задержку психического развития (ЗПР).
Условия проведения: Численность группы от 10 до 12 человек. Необходимо обеспечить всех участников раздаточным материалом. Желательно, чтобы занятие проводили два тренера. Необходимо свободное пространство для проведения подвижных игр и упражнений, наличие небольшого мяча, музыкального центра. Желательно использовать колокольчик для обозначения начала и окончания задания.
Ход занятия.
1. Установочный этап.
Цель: формирование положительной установки родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития, на совместную работу.
Задачи:
- определение целей работы группы и запросов к содержанию занятия;
- формирование группы как целое;
- формирование положительного настроя родителей и детей с ЗПР на занятие;
- формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками.
1) Упражнение «Приветствие»
Каждый участник группы (по кругу) встает с места, здоровается, называет свое имя и произносит какую-либо фразу, обращенную ко всем остальным: «Добрый день», «Желаю всем узнать много нового и интересного», и т.д. Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2) Игра «Давайте поздороваемся»
Под веселую музыку взрослые и дети хаотично передвигаются по комнате в удобном для них темпе и направлении. По определенному сигналу ведущего (например, звонок колокольчика) все останавливаются. Оказавшиеся рядом участники приветствуют друг друга, задают вопросы, говорят что-то приятное, это может быть комплимент, пожелание или любая фраза, сказанная доброжелательным тоном, например «Как я рада Вас сегодня видеть!». Вместо фразы участник может использовать любой приветственный жест.
2. Подготовительный этап.
Цель: структурирование группы, формирование активности и самостоятельности родителей и детей, имеющих ЗПР
Задачи:
- создание атмосферы доброжелательности и доверия;
- сплочение группы взрослых и детей, формирование интереса к совместной деятельности;
- снижение эмоционального и физического напряжения участников группы;
- повышение веры родителей, воспитывающих детей с ЗПР в возможность достижения позитивных результатов.
1) Игра «Найди свой лепесток»
Инструкция: «На поляне росли цветы с семью лепестками: красный, желтый, оранжевый, голубой, синий, фиолетовый, зеленый (количество цветков должно соответствовать количеству семейных команд).
Подул сильный ветер и лепестки разлетелись в разные стороны. Надо найти и собрать лепестки цветика-семицветика».
Каждая группа собирает свой цветок, так, чтобы цветик получился из всех семи цветов по одному лепесточку. Лепестки располагаются на полу, на столах, под стульями, в других местах помещения. Побеждает команда, которая быстрее всех найдет лепестки.
2) Упражнение «Скороговорки»
Каждая команда получает карточку со скороговоркой и хором её быстро проговаривает. Скороговорки следует выбирать в соответствии с особенностями речевого развития детей с ЗПР. Упражнение полезно тем, что родители помогают детям произнести сложные для них фразы. Например:
Дети и компьютерные игры
... взрослому человеку велик соблазн поиграть.компьютерный игра ребенок контроль Давайте разберем другую ситуацию. А если возможность есть? В действительности, многие родители дают своим детям достаточно свободы для проявления самостоятельности, ...
- Все бобры добры до своих бобрят
- У маленькой Сани санки едут сами
- Не всяк умен, кто богато наряжен
- Дятел дерево долбил стуком деда разбудил
- На крыше у Шуры жил журавль Жура
- До города дорога в гору, от города – с горы
3) Игра «Новая сказка»
Играют все участники. Каждому игроку раздаются картинки рисунками вниз, с любым сюжетным содержанием. Первый участник берет картинку и сразу, без предварительной подготовки, сочиняет рассказ, сказку, детективную историю (жанр оговаривается заранее), где действие разворачивается с участием главного героя – человека, предмета, животного, изображенного на картинке. Последующие игроки по кругу продолжают развивать сюжетную линию, вплетая в повествование информацию, связанную с изображениями на их картинках.
3. Собственно-коррекционный этап.
Цель: формирование новых приемов и способов взаимодействия родителей с детьми, имеющих ЗПР, коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакций.
Задачи:
- актуализация семейных переживаний, изменение родительских установок и позиций;
- расширение сферы социального взаимодействия родителей и ребенка с ЗПР;
- формирование у родителей адекватного отношения к ребенку с ЗПР и его проблемам;
- обучение самостоятельному нахождению нужных форм эмоционального реагирования, развитие вербальных форм проявления эмоций, развитие чувства эмпатии и доверия;
- формирование позитивных образов общения в семье, решения конфликтных ситуаций.
1) Игра-сказка «Воробьиная семья»
Инструкция: «Жила-была в лесу воробьиная семья: мама, папа, сын. Мама улетала мошек ловить, семью кормить. Папа укреплял жилище веточками, утеплял мхом. Сын учился в лесной школе, а в свободное время помогал отцу, и всегда этим хвастался. Он всем пытался доказать, что он самый ловкий и сильный. А с теми кто не соглашался, ссорился и даже дрался. Как-то раз мама и папа прилетели в гнездо, а сын-воробушек сидит взъерошенный, потому, что …»
Каждая команда получает карточки с заданиями:
- Сын подрался с другом;
- Ребенок боится отвечать у доски на уроках;
- Сын требует купить ему компьютерную игру;
- Ребенок не хочет идти в школу;
- Учитель сделал замечание, что он постоянно отвлекается на уроках, нарушает дисциплину;
- Сын не хочет выполнять домашние задания.
Участникам предлагается обсудить ситуацию, разделив роли между собой.
2) Упражнение «Эмоции».
На каждую команду (родители и ребенок) выдаются маленькие карточки с изображениями пустых лиц. Задаются жизненные ситуации (уроки в школе, выполнение домашних заданий, прогулка, общение с родителями).
Ребенку необходимо нарисовать то состояние, в котором он пребывает во время этих ситуаций. Родители должны обсудить с детьми, почему именно такие эмоции он испытывает.
3) Игра «Щепки на реке»
Взрослые встают в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой реки. Детям предлагается стать «щепками».
Инструкция: «Это – берега реки. По реке сейчас проплывут Щепки. Один из желающих должен «проплыть» по реке. Он сам решит, как будет двигаться: быстро или медленно. Берега помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению Щепки, которая сама выбирает себе путь: она может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда Щепка проплывет весь путь, она становиться краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующая Щепка начинает свой путь…»
Игра в работе педагога-психолога: "Мы едем, едем, едем"
... подведения итогов можно провести с участниками театр – экспромт. 5-10 минут Игра “ах, театр” Время игры: 1,5 часа Возможности игры: игра разработана для детей в возрасте 9 – 14 лет. ... Проводится для сплочения детского коллектива, диагностики качеств личности. Цель: формирование и ...
4) Беседа на тему «Семейный досуг»
Каждой команде дается задание составить список из пяти вариантов, как можно вместе с ребенком провести выходной день. В этом задании учитываются мнения и пожелания всех участников. Затем каждая команда демонстрирует результат своей работы. Повторяющиеся варианты других команд заносятся в общий список. Из этого упражнения можно каждому для себя открыть различные способы семейного времяпровождения.
4. Закрепляющий этап.
Цель: формирование адекватного отношения к проблемам, закрепление приобретенных знаний и навыков, рефлексия.
Задачи:
- закрепление приобретенных навыков эмоционального реагирования;
- формирование устойчивого отношения родителей к ребенку с ЗПР и его проблемам;
- актуализация позитивного опыта общения с ребенком;
- оценить эффективность и актуальность проводимой работы.
1) Игра «Цветик – семицветик»
Каждая семейная команда работает со своим цветиком — семицветиком. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три – взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя).
Затем родитель и ребенок меняются лепестками и обсуждают лепестки-желания. Необходимо обратить внимание на те желания, исполнение которых совпадает с реальными возможностями.
2) Этюд-беседа «Самый веселый день (счастливый, запоминающийся, т.д.) с моим ребенком».
Все участники становятся в круг (родители и дети вместе), и каждый родитель рассказывает о самом веселом, счастливом дне со своим ребенком.
3) Завершение игры.
Участники по кругу передают мяч и отвечают на вопросы:
- чем полезна именно для Вас данная встреча (взрослые), что понравилось (взрослые и дети);
- что Вы могли бы применить в отношении своего ребенка (взрослые);
- Ваши пожелания.
Обратная связь:
Рекомендуем проводить через анкетирование, в котором родители отражают свое мнение, насколько полезной оказалась для них игра и насколько оправдала она их ожидания, а также свои пожелания.
В конце игры психолог раздает подготовленные заранее рекомендации, касающиеся форм и способов общения с детьми («Золотые правила воспитания», «Советы родителям, заинтересованным в формировании адекватной самооценки детей», «Советы по развитию чувства уверенности детей», проч.), перечень упражнений и игр, которые можно использовать в дома, на прогулке, в кругу сверстников.
Ожидаемые результаты:
- Повышение сензитивности к ребенку.
- Выработка более адекватного представления о возможностях и потребностях детей с ЗПР.
- Ликвидация психолого-педагогической неграмотности.
- Продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком.