Программа коррекции страхов в дошкольном возрасте
Страх — аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия.
Страхи бывают возрастные и невротические. Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как отражение особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: 1) наличие страхов у родителей; 2) тревожность в отношениях с ребенком; 3) избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; 4) большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола; 5) многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье; 6) отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; 7) конфликтные отношения между родителями; 8) психические травмы типа испуга; 9) психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми. Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством и т.д.
Причины страха могут быть следующие:
- неблагополучие внутрисемейных отношений;
- ситуативные испуги, психические травмы;
- наличие потенциально опасных ситуаций: боятся развода родителей; быть потерянными; что с родителями что-то случится, мама уйдет, забудет;
- наличие родительских проблем, если они переносятся на детей;
- неадекватность требований, предъявляемых к ребенку;
- искажение личности ребенка стилем воспитания;
- определенные психические свойства ребенка (повышенная сенситивность, психастеничность и т. п.) или наличие определенных способностей.
- нарушения соматического и психопатического плана;
- успешность — не успешность разрешения возрастных кризисов.
Формы и методы работы со страхом могут самые разнообразные:
— рисование
— лепка
— игры
— сказкотерапия
— работа с песком
Детские страхи 5
... и безразличных людей. Влияние перинатального опыта на развитие страхов у детей Перинатальный опыт рассматривается как отражение в подсознательных психических структурах (преимущественно правого полушария) эмоционального состояния. Известно, ... не выносил запаха роз. Знаменитый хирург Амбруаз Паре, который оперировал прямо на поле боя, терял сознание, если ему во время еды подавали блюдо из угря ...
— психодрама
— гештальттерапия
— библиотерапия
— и др.
Преодоление страхов и работа по развитию личности проводится педагогами по следующим направлениям:
- Наполнение в повседневной жизни учащихся яркими впечатлениями через включение ребенка в интересную для него деятельность
- Поощрение коллективных игр, дружбы со сверстниками
- Обучение навыкам релаксации, при которой организм ребенка не испытывает напряжения, беспокойства, тревоги
- Психологическая коррекция поведения взрослых, окружающих ученика
- Обучение приемлемым способам выражения гнева
- Исключение стрессовых ситуаций в школьной жизни
- Личностно-ориентированный подход к каждому ребенку
- Использование в работе приемов моделирования ситуации, тематического рисования, танцтерапии, сказкотерапии, психогимнастики.
Симптомы страха у детей
- Испуг. Плач. Крики
- Дрожание тела. Бледность лица.
- Задержка дыхания.
- Парализованность, неспособность двигаться
- Нарушения сна.
- Беспокойство, неспособность сконцентрироваться.
- Непроизвольное мочеиспускание и опорожнение кишечника.
- Головные боли и боли в животе.
- Апатия.
- Уныние.
Логика построения программы: Первый этап – аффективная стимуляция ребенка, или повышение его психического тонуса. Второй этап – актуализация страха. Третий этап – символическое уничтожение пугающего объекта или ситуации, либо преобразование их. Четвертый этап – усиление «Я» ребенка.
Критерии эффективности программы:
- повышение уверенности в себе;
- снижение тревожности;
- снижение количества страхов;
- улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Программа включает в себя 10 занятий по 30-35 минут каждое и предназначена для детей дошкольного возраста.
1 этап – диагностический.
Цель: изучение детских страхов, изучение ситуации в семье.
- Тест «Страхи в домиках»
- Тест » Тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен.)
- Анализ семейных взаимоотношений (АСВ) для родителей
- Анкета для родителей «Последние события в семье»
2 этап – информационный.
Цель: информирование родителей и педагогов об имеющихся нарушениях в развитии детей, а так же о возможных последствиях проведения коррекционной программы.
3 этап – практический.
Цель: коррекция детских страхов и снижение тревожности.
Задачи:
- Развить умения чувствовать свое настроение.
- Снизить эмоциональное напряжение.
- Актуализировать чувство страха.
- Повысить психический тонус ребёнка.
- Осуществить контроль над объектом страха.
- Усилить “ Я” ребёнка.
- Повысить уверенность в себе.
ЗАНЯТИЕ 1.
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, большой лист бумаги, краски.
Идивидуальный подход к детям в процессе занятий по развитию речи
... составившие научно-теоретическую основу исследования; наблюдение и анализ серии занятий с целью выявления уровня развития речи у детей средней группы дет.сада; диагностика уровня усвоения родного языка у ... изучения возможностей и обстоятельств его индивидуального развития, условий самореализации человека на различных этапах его жизнедеятельности. В связи с этим сегодня в процессе воспитания личности ...
- Упражнение «Росточек под солнцем» Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко, и росточек начинает расти и тянуться к солнышку. Все движения выполняются под музыку.
- Упражнение «Доброе утро…» Дети вместе с психологом сидят в кругу. Всем предлагается поприветствовать друг друга: Доброе утро Саша … Оля…и т.д., которые нужно пропеть.
- Упражнение «Что я люблю?» Дети в кругу, каждый говорит по очереди, что он любит из еды, одежды, во что любит играть и т. д.
- Упражнение «Качели» Дети в парах. Один из участников становится в позу эмбриона, другой его раскачивает. Далее меняются.
- Упражнение «Художники – натуралисты» Дети рисуют совместный рисунок по теме «Следы невиданных зверей».
ЗАНЯТИЕ 2.
Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Материалы для занятия: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы.
- Упражнение «Росточек под солнцем» См. занятие 1.
- Упражнение «Возьми и передай» Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.
- Упражнение «Неваляшка» Дети делятся по три человека. Один из них неваляшка, двое других раскачивают эту неваляшку.
- Упражнение «Превращения» Психолог предлагает детям: нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек; позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч; испугаться как… заяц, увидевший волка; улыбнуться как … кот на солнышке; солнышко; хитрая лиса.
- Упражнение «Закончи предложение» Детям предлагается закончить предложение: Взрослые обычно боятся….; дети обычно боятся….; мамы обычно боятся….; папы обычно боятся….
ЗАНЯТИЕ 3.
Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, большой лист бумаги.
- Упражнение «Росточек под солнцем» См. 1 занятие.
- Упражнение «Расскажи свой страх» Психолог рассказывает детям о своих собственных страхах, тем самым показывая, что страх — нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем дети сами рассказывают, что они боялись, когда были маленькими.
- Рисование на тему «Чего я боялся, когда был маленьким…» А теперь, ребята, возьмите УЖАСНО белый лист бумаги, ЖУТКО много цветных карандашей, и СМЕЛО приступайте рисовать свой страх. Вы рисуйте свой страх, а я буду читать вам стихотворение:
Вот как мы взялись за дело,
Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни
... левом боку — вправо). На базе этих рефлексов должны строиться первые гимнастические упражнения. Купание в детской ванночке и особенно плавание в большой ванне — также очень ... см. Огромную роль в познании окружающих предметов слепым ребенком играет осязание. И.М. Сеченов подчеркивал, что рука заменяет слепому зрение, она дает ему знания и представления ...
Страх берет, а в комнате
Уж совсем, совсем стемнело.
Я рисую, я держусь
Из последней мочи.
Свет зажег бы, да боюсь
Чудовище прискочит!
- Упражнение «Чужие рисунки» Детям по очереди показывают рисунки «страхов», только что нарисованных, все вместе придумывают, чего боялись эти дети и как им можно помочь.
ЗАНЯТИЕ 4
Цель: Предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, тазик с водой, краски, альбомные листы.
Дети были приглашены в необыкновенное сказочное путешествие такими словами: “Сегодня мы отправимся с вами в волшебную страну, где вам предстоит проявить свою силу, мужество, чтобы победить страшных и мерзких героев, которые нам встретятся на пути. Ведь мы решительные, смелые и сообразительные. А я буду всегда с вами, и, если вам потребуется моя помощь, вы можешь на меня рассчитывать”.
1 этап. Внешнее отделение
“Мы закроем комнату, чтобы нам никто не мешал”.
2 этап. Подготовка
“Давайте опустим руки в тазик с водой. Это волшебная вода. Видите, какая она необычная. Такая вода придаст нам силы и уверенности. Вы можете поболтать руками в воде, поиграть с ней или просто подержать руки в этой волшебной жидкости до тех пор, пока не почувствуете, что готовы к путешествию. Хорошо. Сейчас мы с вами вытрем насухо руки и отправимся и путь”.
3 этап. Представление или актуализация
“А сейчас мы по очереди будем садиться на этот волшебный пенек. Всем, кто на него садится, он помогает сочинять разные истории и защищает нас от всего плохого. Я тоже сяду рядом с вами.
Бывают в жизни такие моменты, когда мы чего-то боимся. Нам кажется, что нас кто-то пугает или нападает на нас. В такие минуты нам бывает страшно. Давайте попробуем закрыть глаза и представить ту ситуацию, когда вам было страшно. Обратите внимание на ощущения, которые возникают внутри тела. А теперь откройте глаза и попытайтесь по очереди рассказать о своем страхе или о том, чего вы боитесь. Можно сочинить целую историю, ведь мы сидим на волшебном пенечке”.
4 этап. Материализация
“Сейчас мы сядем за стол, возьмем краски и нарисуем свой страх, о котором только что рассказали. Для того чтобы лучше и точнее его представить, можно опять на несколько минут закрыть глаза.
Комплекс упражнений № 1 Горизонтальная восьмёрка
... согнув в локте. Спина должна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Перекр ... представления должна перерести в чёткую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые – 8 раз. Если даже ... заведений. В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи ...
Вспомните о тех неприятных ощущениях, которые возникли у вас внутри тела, о форме и цвете страха. Какие цвета лучше предадут этот пугающий и зловещий образ? Пусть рука рисует го, что ей захочется. Прислушивайтесь к своим ощущениям и рисуйте. Можете говорить о том, что рисуете. Если вдруг вам опять станет страшно, можете обратиться за помощью к волшебной воде. Окуните и подержите в ней руки. Смелость и уверенность опять к вам вернутся.
Теперь, когда работа над рисунком страха завершена, скажите, пожалуйста, какие чувства он у вас вызывает? Это неприятные чувства?”
5 этап. Трансформация
Продолжая работу, спрашивали у каждого ребенка: “Что бы ты хотел теперь сделать со своим страхом, чтобы он тебя больше не пугал? Я хочу предложить тебе разорвать или порезать свой страх на маленькие кусочки. Давай попробуем. Пойдемте, смоем его в унитазе или выбросим в ведро”.
6 этап. Возвращение или избавление
На этом этапе наступала завершающая стадия, это было осуществлено следующим образом: дети подводились к тазику с волшебной водой, им предлагалось опустить в него руки, совершить какие-либо плавные действия, а затем умыться этой водой и опять насухо вытереться полотенцем. Детей просили сказать несколько слов о том, как они себя сейчас чувствуют, как изменились их внутренние ощущения, какое у них настроение. Затем выключалась лампа, открывалась дверь комнаты. Детям озвучивались слова: “Сегодня мы с вами совершили волшебное путешествие, где мы встретились со своим страхом, и победил его. Страх уничтожен. Его больше нет. Теперь мы сильные, уверенные и бесстрашные. Вы молодцы. Спасибо вам”.
ЗАНЯТИЕ 5
Цель: Дать возможность детям осознать и вербализовать свои чувства и ощущения, свое настроение.
Материалы к занятию: птичье перышко, белый лист бумаги A3, краски “гуашь”, кисти, баночка для воды, клей ПВА, альбомный лист бумаги, шило, тесьма.
1 этап. Настройка, создание доверительной обстановки
Ход занятия: “Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие с необыкновенными превращениями. Поведет нас в путь вот это волшебное перышко. Потрогайте его. Погладьте перышком свою ладошку, пальчики, сначала одну, а затем вторую руку. Что вы сейчас чувствуете? Погладьте личико: лоб, щеки, нос, подбородок. Что вы ощущаешь?
Теперь подуйте на перышко так, чтобы оно подлетело, а мы пойдем за ним. Помогло ли вам волшебное перышко расслабиться и настроиться на работу? Хорошо. Перышко еще не раз сегодня нам поможет в пути”.
2 этап. Материализация страха. Создание маски
“Усаживайтесь удобно за столом. Сейчас мы отправимся в путь. Я легонько коснусь волшебным перышком ваших лиц, а вы закрывайте глазки. Сначала перед глазами возникнет темнота, а потом начнут появляться те герои, которых мы будем представлять.
Всем людям: и папе, и маме и тебе — знакомо чувство страха. Вспомните ситуацию, когда вам было страшно. Какие ощущения внутри тела у вас возникли? Прислушайтесь к ним. А теперь откройте глаза, и каждый из вас расскажет о своем страхе”.
Исследование развития активной речи детей раннего возраста на ...
... близким людям, смущение по отношению к незнакомым, огорчение при неудаче, страх и т. д. Эмоциональное состояние ребенка на протяжении первых лет жизни очень неустойчиво. Малыш легко ... 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе ...
Каждого ребенка внимательно выслушивали, не перебивая. При необходимости задавались уточняющие вопросы. Далее давалось задание: “А теперь нарисуйте на бумаге свой страх в виде маски. Для этого сначала поднесем лист бумаги к лицу, через бумагу прикоснитесь к своим глазам. Отметьте эти места точками. Здесь будут глаза. Форму и размер глаз вы нарисуете, как захотите. Берите именно те краски, которые соответствуют вашим внутренним ощущениям. Теперь мы вырежем глаза.
Последний этап — приклеивание тесьмы для закрепления на голове.
3 этап. Драматизация или спонтанный театр
“А теперь нам предстоит надеть на себя маску или взять ее в руки. Мы должны оживить свою маску. Придумайте, какие движения она совершает, каким голосом говорит. Если ваша маска захочет прыгать, кричать, пугать, визжать и топать ногами, вы можете это делать. Дайте возможность своей маске быть тем, кем ей хочется. Представьте, что вы — маска страха. Напугай меня страшными движениями и страшным, мерзким голосом”.
4 этап. Заключительный этап. Рефлексия.
“Теперь вы можете снять маски. Если вы захотите, можно сделать с маской что угодно. Скажите, пожалуйста, изменились ли ваши внутренние ощущения? Какого цвета были ваши чувства, когда вы рассказывали и рисовали свой страх? Какого цвета стали чувства сейчас? Удалось ли вам избавиться от страха? Теперь вы знаете, как помочь себе, когда станет страшно.
Спасибо вам. Я горжусь вами. Вы смогли избавиться от страха. Перышко тоже хочет поблагодарить вас за смелость, решительность, находчивость и творчество”. Погладьте перышком по лицу, рукам, ногам и телу.
“Путешествие закончено”.
ЗАНЯТИЕ 6
Цель: Разрушить стереотипное восприятие агрессивных персонажей сказок и фильмов.
1 этап. Подготовительный
“Мы с вами уже побывали в сказочных путешествиях. На нашем пути встречались страшные существа. Мы их победили с помощью волшебных талисманов. А сегодня я хочу предложить вам устроить веселый и шумный лабиринт, где живут разные страхи, но они будут смешные и совсем не страшные. В роли кукол будут страхи. Сейчас я каждому раздам рисунок с изображением пустого лабиринта.
2 этап Рисование страхов в лабиринте.
“Давайте каждый “заселит” лабиринт своими страхами, но пускай они будут нелепыми и смешными”. После выполнения задания дети показывали свои работы группе.
3 этап. Театрализация
“А теперь давайте зажжем нашу волшебную лампу, представление начинается!”
Дети говорили от лица своего страха. Было предложено им изменить свои голоса, попытаться сделать их грубыми, громкими, страшными. Они управляли своим страхом, видя и чувствуя, что они уже совсем не страшны. “Страха больше нет, мы победили его и перестали бояться. Страхи стали смешными, нелепыми, даже жалкими. С этими страшилками вы можете сделать все, что хотите”.
4 этап Рефлексия
Детям было предложено поделиться впечатлениями от рисования лабиринта. Рассказать о том, какие чувства были у них в начале работы, какие — в процессе рисования, какие — появились сейчас. Как изменились чувства? Что произошло со страхом? Какое сейчас настроение у детей?
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
... выполнения задания следит "хранитель времени". К ЗАНЯТИЮ № 2. Упражнение "Я хочу тебе подарить" (развитие психологического климата) Ведущий начинает упражнение, обращаясь к сидящему справа от него участника, ... и продолжает, как бы он поступил в данном случае. В конце упражнения проходит рефлексия. Упражнение "Зеркало" (развитие психологического климата) Участники разбиваются на пары, становятся лицом ...
ЗАНЯТИЕ 7.
Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, альбомные листы, подушка, задорная музыка.
- Упражнение «Росточек под солнцем» См. 1 занятие.
- Упражнение «Смелые ребята» Дети выбирают ведущего – он страшный дракон. Ребёнок становиться на стул и говорит грозным голосом: «Бойтесь, меня бойтесь!» Дети отвечают: «Не боимся мы тебя!» Так повторяется 2-3 раза. От слов детей дракон постепенно уменьшается (ребёнок спрыгивает со стула), превращается в маленького воробушка. Начинает чирикать, летать по комнате.
- Упражнение «Азбука страхов» Детям предлагается нарисовать различных, страшных героев на отдельных листах и дать им имена. Далее дети рассказывают о том, что нарисовали. Далее каждому ребёнку предлагается превратить страшных героев в смешных, дорисовав их.
- Упражнение «Я тебя не боюсь» Один ребёнок стоит перед психологом, остальные дети начинают его пугать по очереди. Ребёнок громким уверенным голосом говорит: «Я тебя не боюсь!»
ЗАНЯТИЕ 8.
Цель: Формирование положительной «Я-концепции», самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, шкатулка, мяч, краски, альбомные листы, начало страшной сказки.
- Упражнение «Росточек под солнцем» См. 1 занятие.
- Игра «Сказочная шкатулка» Психолог сообщает детям, что Фея сказок принесла свою шкатулку – в ней спрятались герои сказок. Далее он говорит: «Вспомните своих любимых сказочных героев и скажите, какие они, чем они вам нравятся, как они выглядят. Далее с помощью волшебной полочки все дети превращаются в сказочных героев.
- Упражнение «Конкурс боюсек» Дети по кругу передают мяч. Получивший должен назвать тот или иной страх, произнося при этом громко и уверенно «Я….. этого не боюсь!»
- Игра «Принц и принцесса» Дети стоят по кругу. В центр ставится стул – это трон. Кто сегодня будет Принцем (Принцессой)? Ребёнок садится по желанию на трон. Остальные оказывают ему знаки внимания, говорят что-то хорошее.
- Упражнение «Придумай весёлый конец» Психолог читает ребятам начало детской страшной сказки. Необходимо придумать смешное продолжение и окончание.
ЗАНЯТИЕ 9.
Цель: освобождение от отрицательных эмоций, развитие социального доверия, повышение уверенности в своих силах повышение значимости в глазах окружающих.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, фотографии детей, краски альбомные листы.
Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)
... и тем более «приклеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку. Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997) Цель: снять вербальную агрессию, помочь ... детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, ...
- Упражнение «Росточек под солнцем»
- Упражнение «Неопределённые фигуры» Психолог на доске рисует различные фигуры, ребята говорят, на какие страшные существа они похожи.
- Упражнение «Неоконченные предложения» Детям предлагается предложения, которые нужно закончить. «Я люблю…», «Меня любят…», «Я не боюсь…», «Я верю…», «В меня верят…», «Обо мне заботятся…»
- Игра «Тропинка» Дети выстраиваются в затылок и идут змейкой по воображаемой тропинке. По команде психолога по команде они преодолевают воображаемые препятствия. «Спокойно идём по тропинке … Вокруг кусты , деревья, зелёная травка… Вдруг на тропинке появились лужи …Одна…Вторая…Третья.. Спокойно идём по тропинке. Перед нами ручей. Через него перекинут мостик. Переходим по мостику, держась за перила. Спокойно идём по тропинке… и т. д.
- Коллективный рисунок по сочинённой общей истории на тему: «Волшебный лес» Психолог предлагает детям представить тот лес, по которому шли по тропинке. Далее обсуждаем что получилось, что удалось нарисовать вместе.
ЗАНЯТИЕ 10.
Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.
Материалы к занятию: магнитофон, спокойная музыка, краски, ватман или кусок обоев.
- Упражнение «Росточек под солнцем» См. 1 занятие.
- Упражнение «За что меня любит мама…папа…сестра…и т. д. «Детям предлагается сказать, за что их любят взрослые и за что они любят взрослых.
- Игра «Комплименты» Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседа, ребёнок говорит: «Мне нравится в тебе…» Принимающий кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу.
- Упражнение «В лучах солнышка» Психолог рисует солнышко, в лучах которой находятся фотографии детей. По сигналу психолога дети по очереди называют понравившиеся качества данного ребёнка, которые он показал на занятиях.
- Упражнение «Солнце в ладошке» Психолог зачитывает стихотворение, затем дети рисуют и дарят подарки (рисунки) друг другу.
Солнце в ладошке, тень на дорожке,
Крик петушиный, мурлыканье кошки,
Птица на ветке, цветок у тропинки,
Пчела на цветке, муравей на травинке,
И рядышком — жук, весь покрытый загаром.-
И всё это — мне, и всё это — даром !
Вот так – ни за что! Лишь бы жил я и жил,
Любил этот мир и другим сохранил….