Профессиональная социализация студентов

Содержание

Введение 2

Глава 1. Общая характеристика особенностей и процесса профессиональной социализации студентов 4

1.1 Сущность и значение профессиональной социализации 4

1.2 Основные особенности профессиональной социализации в среде высшего образования 5

1.3 Специфика профессиональная ориентации студентов 9

1.4 Общее значение профориентационной психодиагностики 12

Глава 2. Методологические основы исследования профессиональных интересов студентов. 15

2.1 Программа исследования 15

2.2 Методы исследования 15

Глава 3. Анализ результатов исследования и психологическое сопровождение профессиональной ориентации студента. 19

3.1 Анализ результатов исследования 19

3.2 Психологическое сопровождение профессиональной ориентации студентов 24

Заключение 29

Литература 32

Приложения 33

Введение

Студенческая пора — тот благоприятный период, когда индивид, уже имея представление об определенных нормах общества, осознавая себя как личность со своими интересами, предпочтениями, ценностями, «открыт» для сбалансированной интеграции в систему общественных и профессиональных отношений, имеет определенный уровень сформированности социальной и профессиональной компетентности, но недостаточный для эффективной самореализации, готов и испытывает необходимость ее развития, так как стремиться к успешной профессиональной социализации в обществе.

Успешно социализирующаяся личность — это человек, обладающий хорошо выраженной социальной направленностью, активно стремящийся к самоопределению и самореализации в обществе и умеющий продуктивно адаптироваться в окружающем его социуме на основе знаний о социальной действительности, сформированности профессиональной значимых качеств, способностей и умений. При этом успешность социализации связана не только с наличием у человека данных качеств, но в первую очередь, с реальными действиями, в которых эти качества находят воплощение.

Профессиональные навыки и умения студента развиваются на всем протяжении процесса его обучения в ВУЗе. Необходимо отметить, что совершенствуясь профессионально, студент получает незаменимый опыт социального общения, что в своей совокупности, подготавливает его к будущей самостоятельной жизни и дает возможность занять достойное место в обществе.

В то же время, нельзя не отметить тот факт, что в последние годы происходит заметная деформация процессов профессиональной социализации в ВУЗе. Многие студенты выбирают ВУЗ или специальность необъективно, без должной оценки своих желаний, сил и возможностей. Не уделяется должного внимания и профессиональным перспективам в данной области. Подобные признаки чаще характерны для российских студентов.

7 стр., 3497 слов

Современные представления о социализации мужчины в современном обществе

... Цель моей курсовой работы выявить современные представления о социализации мужчины в современном обществе. В ходе исследования я поставила следующие задачи: 1. Выявить основные культурные ... имеющие черты национального быта удмуртов. Глава 1. Особенности социализации мальчиков и историография вопроса 1.1Историография вопроса Гендерные различия являются предметом исследований многих ученых. Но «при ...

Для обозначения особой практической значимости данного исследования, хотелось бы провести в работе сравнительный анализ особенностей социализации студентов различных социальных групп. Так, к примеру, студенты-иностранцы, в отличие от российских студентов, подходят к выбору места учебы и работы более тщательно. Прибывая в Россию, они уже четко знают в какой ВУЗ и на какую специальность будут поступать. Чаще всего, у них нет сомнений в правильности выбора профессии и в перспективах будущей профессиональной деятельности. Но у студентов-иностранцев в России есть иные преграды профессиональной социализации: культурные и исторические различия, языковые преграды, общественное отношение (или отношение отдельных лиц) и др. Несмотря не некоторую субъективность подобных факторов, они способны оказывать значительное влияние на процесс профессиональной социализации иностранных студентов. Очевидно, что, исследуя особенности социализации в студенческой среде, наиболее интересным будет сравнительный анализ профсоциализации указанных групп студентов.

В целом, целью данного исследования станет анализ механизмов социализации и их проявления в студенческом коллективе. Особое внимание будет уделено непосредственно особенностям социализации иностранных студентов в сравнении с российскими.

Объект исследования: профессионально социализирующаяся личность студента младших курсов ВУЗа.

Предмет исследования: профессиональная социализация студента.

Задачи исследования:

— изучить теоретический материал в сфере социализации в студенческой среде;

— определить методы эмпирического исследования социализации студентов;

— проанализировать результаты эмпирических исследований профессиональной социализации;

— разработать основные направления профессиональной ориентации студентов.

Гипотеза: Мы предположили, что профессиональная социализация иностранных студентов в среднем находится на более высоком уровне, чем у российских. В то же время данный процесс сталкивается с преградами непрофессионального общественного (социального) характера и требует объективного их преодоления.

Глава 1. Общая характеристика особенностей и процесса профессиональной социализации студентов

1.1 Сущность и значение профессиональной социализации………..

Заключение

Изучение социологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования позволяет сделать вывод о том, что непосредственная профессиональная социализация рассматривается многими учеными как неотъемлемая составляющая, основа процесса социализации личности в целом, поскольку помогает индивиду справляться со сменой социальных ролей, предполагает умение применять свои профессиональные и трудовые навыки, вступать в контакты, нести ответсвенность за за последствия своих поступков и т.д.

Понятие «социализация» имеет комплексных характер. Оно рассматривается в философии, социологии, психологии, педагогики и других видах научного знания. В определении сущности социализации, особенностей ее процесса и структуры внесли свое понимание многие выдающиеся ученые, такие как: В. С. Барулин, Э. Дюркгейм, И. С. Кон, Б. Г. Ананьев, Л. Г. Выготский, Л. Н. Леонтьев, А. А. Макареня, А. В. Мудрик, Т. Парсонс, С. Л. Рубинштейн, П. Сорокин, Г. Тард и др. Все они отмечают тот факт, что социализация — это процесс присоединения, интеграции личности в общество, человечество.

7 стр., 3437 слов

Подготовка и проведение учебно-воспитательной работы студентов ...

... куратором основными трудностями, возникающие в учебно-воспитательном процессе, стали следующие: - отсутствие у группы учащихся профессиональной мотивации и интереса к специальности, неосознанный выбор ... самопознанию, самореализации и самоутверждению; - создание благоприятной среды для совместной деятельности студентов и педагогов в течение всего периода обучения; - развитие творческой ...

Сущность социализации заключается в усвоении индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему становиться личностью, способной функционировать в данном обществе.

Главными, основными участниками процесса социализации в вузе являются студенты, преподаватели, обеспечивающие формирование личности. В процессе жизненного взаимодействия под влиянием социальных зависимостей, различных воздействий воспитательного характера у студентов складывается представление го мире, формируются навыки, привычки деятельности и поведения, система привычного сознания, происходит развития всех психических свойств личности и мышления. В результате этого студенты становятся подготовленными участниками общественной жизни.

Длящийся на протяжении всей жизни, процесс развития профессиональной компетентности особенно активно реализуется в вузе. В данный период образование, наряду с другими общественными институтами, наиболее эффективно выполняет свою социализирующую и профессиональную функцию, приобщая студентов к жизни в обществе путем передачи ему системы ценностей, знаний, навыков.

В условиях изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом, вузовское образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации студентов к новым жизненным условиям, развивает социальную активность, формирует готовность к профессиональному самоопределению.

Таким образом, образовательный процесс вуза представляет для нас интерес, поскольку студенчеству — мобильной группе, основной деятельностью которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве, свойственен сравнительно высокий образовательный уровень, активное потребление культуры, относительная экономическая самостоятельность, развитие познавательной мотивации, повышенная потребность в коммуникации, социальная активность, стремление к социальному становлению.

Формирование профессиональной компетентности студентов предусматривает взаимопроникновение, взаимосвязь и взаимодействие профессиональных знаний, значимых способностей и качеств, проявляющихся в процессе практического применения профессиональных умений в главных сферах деятельности человека, которые позволяют студентам ощущать себя полноценными членами общества.

Формирование и развитие способностей, качеств и умений позволяют говорить об определенном уровне профессиональной компетентности будущих специалистов, представляют собой основу их успешной социализации, базу для личностного и профессионального становления.

14 стр., 6784 слов

Глава 1 Социализация как процесс

... социологии принято выделять две основные формы социализации – первичную и вторичную (П. Бергер, Т. Лукман). Первичная социализация. Главным агентом процесса социализации личности на этом этапе является семья. Ребенок усваивает первые ...

Для того чтобы будущие специалисты могли успешно адаптироваться к новым условиям жизни общества, могли гармонично и бесконфликтно взаимодействовать в конкретной среде, необходимо, чтобы процесс развития способностей качеств и умений, осуществлялся в образовательном пространстве вуза систематически и планомерно.

К сожалению, сегодня процесс социализации студентов, развития их профессиональной компетентности не может расцениваться как полноценный. За годы обучения студенты, накапливая определённый опыт практической деятельности, не всегда готовы к выполнению различных профессиональных функций, часто не приобретают должного опыта работы в ходе производственной практики, вследствие того, что процесс профессионального развития студентов рассматривается в вузе лишь в качестве надстроечного явления над объективным процессом становления специалиста, поэтому проблема формирования профессиональной социализации и компетенции студентов в вузе приобретает особую значимость.

В нашей работе были исследованы профессиональные интересы студентов младших курсов ВУЗа. Для проведения исследования были использованы методики: дифференциально — диагностический опросник «Я предпочту» Е.А. Климова и опросник Дж. Холланда, «Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности».

На основе практического материала были сделаны выводы о том, что существуют различия в подходе к будущей профессии у российских и иностранных студентов. Российские студенты выбирают место учебы нередко исходя из субъективной необходимости, слабо оценивая свои перспективы и общую готовность всю жизнь посвятить будущей профессии. Хотя исследование и проявило преобладание свойственных для данной профессии качеств личности, но они крайне размыты, что демонстрирует неуверенность в правильности выбора и некоторую неопределенность в оценке будущей профессиональной деятельности.

Что касается студентов-иностранцев, то у них ярко выражены именно те качества личности, которые присущи выбранной ими профессии. В практической оценке профессиональной направленности иностранцев не может быть разночтений. Однако, на процесс их профессиональной социализации влияют другие, зачастую независящие от них факторы. Здесь можно упомянуть и языковой барьер, негативное отношения некоторых окружающих и коллег по будущей работе, культурные и религиозные различия. Таким образом, складывается ситуация, когда для иностранных студентов огромное желание посвятить себя выбранной профессии сталкивается с трудностями непрофессионального характера. Именно эту противоречивость можно преодолеть путем дополнительных тренингов, профконсультирования и др.

В целом, в работе была доказана гипотеза о том, что профессиональная социализация иностранных студентов находится на достаточно высоком уровне. В то же время данный процесс сталкивается с преградами непрофессионального общественного (социального) характера и требует объективного их преодоления.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1988

3 стр., 1418 слов

Психологические основы профессионального развития личности

... существенных для успешного действования в рамках той или иной конкретной профессии. Таким образом, профессиональное развитие личности представляет собой процесс повышения уровня и совершенствования структуры направленности, компетентности и гибкости ...

2. Веселова В.В. Билет в будущее. М.: Знание, 1990.

3. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация. М.: Просвещение, 1988.

4. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1999.

5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.

6. Кон И.О. Психология юношеского возраста. М., 1979.

7. Митина Л.М. Проблемы психологической социализации личности. Кемерово, 1996.

8. Немов Р.С. Психология. 2т. — М.: Владос, 1995.

9. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. М., 1987

10. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. М., Институт практической психологии, 1997.

11. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. — Воронеж, 1996.

12. Психологическое сопровождение выбора профессии. / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ «Флинта», 1998.

13. Роджерс К. К науке о личности. / История зарубежной психологии. Тексты. М.: Просвещение, 1986.

14. Самаркина И.В., Особенности процесса политической социализации личности в современной России/ Человек и общество: проблемы взаимодействия школ и вузов в формировании гражданской культуры молодежи. Материалы региональной научно-практической конференции., Краснодар, 1998

15. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии. М. – Воронеж, 2003.

16. Социальная психология. Учебник для ВУЗов. М., 2006

17. Твоя профессиональная карьера / Программа курса / сост. В.П. Бондарева, М.С., Гуткин и др. М.: Просвещение, 1997.

18. Шапарь В.Б. Практическая психология. Инструментарий. Ростов н/Дону: Феникс, 2004.

19. Warneryd K.-E. I The Psychology of innovative entrepreneurship Handbook of economic psychology / Dorderecht, 1988.