Профессиональная пригодность 2

Факторы, влияющие на выбор профессии

При выборе будущей профессии, в ходе профессионального обучения и в дальнейшем процессе становления профессионала в условиях выполнения им трудовой деятельности, повышения квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы – это требования, нормы и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии к его труду и наличию у него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные факторы – это имеющиеся у данного, конкретного работника задатки и способности, индивидуально-психологические свойства и особенности, его мотивация и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Теоретически необходимо, чтобы система объективных профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными особенностями и возможностями человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального обучения и набирания профессионального опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек «подстраивает», точнее, перестраивает систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Рассматривая выбор профессии как систему субъективно-объективных отношений, необходимо остановиться на характеристике как самого объекта выбора профессии – того, что выбирают и субъекта – выбирающего.

Традиционно общая схема описания профессии подразумевает 4 аспекта:

— социально-экономический (краткая история профессии, её роль в системе народного хозяйства, сведения о подготовке кадров, перспективах продвижения, заработной плате, престижности профессии);

— производственно-технический (данные о технологическом процессе, объекте, орудиях труда, рабочем месте, формах организации труда);

— санитарно-гигиенический (информация о климатических условиях, характере освещения и других санитарных факторах, режиме и ритме труда, медицинских противопоказаниях);

9 стр., 4324 слов

Профессиональные требования

Владение иностранным языком/языками в соответствии с основной клиентурой Умение контактировать с гостями по темати­ке своей службы Основы грамматики, лексики и фонетики Предоставление информации, ответы на вопросы гостей Словарный запас по тематике своей службы Культура межличностного общения Терминология службы гостиничного фонда Теория межличностного общения 2. Подготовка и организация работы ...

— психофизический (требования профессии к особенностям психических процессов и свойствам личности).

Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:

1) позиция старших, семьи:

Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить.

Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение;

2) позиция сверстников:

дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решающим впрофессиональном самоопределении. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.):

Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной

деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д., опытный педагог знает много такого о своих учениках, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от вас самих;

4) личные профессиональные и жизненные планы:

В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;

5) способности и их проявления:

способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;

6) притязание на общественное признание;

планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний;

7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними;

8) склонности.

Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы.

 

Профессиональная пригодность – это совокупность психологических и психофизиологи-ческих особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им заданной в профессии общественно приемлемой эффективности труда; это вероятностная характеристика, отражающая возможности человека по овладению какой–либо профессиональной деятельностью. Наиболее общими признаками соответствия человека работе являются ее успешность, удовлетво-ренность человека, ее выполняющего, и преобладание в ее ходе благоприятных функциональных состояний (внутренняя мобилизованность, хорошее самочувствие, положительные эмоции).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Профессиональная пригодность не является врожденной характеристикой. Она формируется в условиях выполнения специалистом реальной трудовой деятельности на протяжении всего трудового периода его жизни. В ходе длительного выполнения профессиональной деятельности у работника формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы, позволяющие ему достичь высоких результатов в своей работе, но изменяется и его личность. Постепенно развивается профессиональное мышление работника, складывается профессиональ-ный тип личности с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями профессионального поведения, общения и образа жизни. Время, необходимое для формирования профессиональной пригодности человека, зависит от форм и методов профессионального обучения, условий выполняемой профессиональной деятельности и индивидуальных способ-ностей человека.

Оценка профессиональной пригодности потенциального субъекта труда неоднозначна. Например, наличие дальтонизма (неспособность распознавать красный и зеленый цвета) является свидетельством профнепригодности к водительским профессиям. С этим трудно не согласиться: водитель, не различающий цвет светофора на дороге, – это катастрофа. Да, в этой ситуации это так, но если вместо цветового сигнала сделать пространственный (вместо красного цвета – горизонтальную черту значительного размера как символ опущенного шлагбаума; вместо зеленого – вертикальную черту как символ открытого пути и т.д.), т.е. изменить условия, будет ли дальтонизм признаком профессиональной непригодности? Следовательно, можно говорить об условной профнепригодности, о профнепригодности относительно данных условий труда.

Основными структурными компонентами пригодности человека к работе являются:

– гражданские качества (характер ценностных ориентаций человека, особенности его мировоз-зрения, их соответствие общественным приоритетам, степень гражданской зрелости и активности, отношение к обществу).

В некоторых профессиях недостаточное развитие именно этих качеств делает человека профессионально непригодными (учитель, воспитатель, судья, руководитель);

– отношение к труду, профессии, интересы, склонности к данной области труда – так называемая профессионально–трудовая направленность личности;

– общая дееспособность (физическая и умственная): широта и глубина ума, самодисциплина, развитый самоконтроль, бескорыстная инициатива, активность;

– способности единичные, частные, специальные, т.е. качества, необходимые в определенных видах деятельности, – память на ароматы – для кулинара, звуковысотный слух – для музыканта, пространственное мышление – для конструктора и т.п.;

– знания, навыки, опыт, выучка в данной профессиональной области.

Выделяют два типа профессиональной пригодности:

12 стр., 5797 слов

Психофизиология сознания в профессиональной деятельности человека

... профессионально важные качества, позволяющие человеку соответствовать требованиям выбранной профессии; и охарактеризовать психофизиологию сознания в профессиональной деятельности человека. Работа состоит из ... к рациональной организации трудовой деятельности работающих. Значительные индивидуальные особенности, различия человека опосредованно проявляются в его трудовой деятельности. Более того, он ...

– абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности);

– относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здоро-вого человека).

Профессиональная пригодность в основном определяется совокупностью индивидуальных особенностей индивида, кᴏᴛᴏᴩые влияют на успешность оϲʙᴏения какой-либо трудовой деятельностью и эффективность ее выполнения.

Профпригодность демонстрирует реальный уровень развития профессионально значимых качеств человека, кᴏᴛᴏᴩые ϲʙᴏйственны конкретной трудовой деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф  Профпригодность определяется уровнем удовлетворенности трудом, его процессом и результатами. На сегодняшний день удовлетворенность трудом и ϲʙᴏей профессией зависит не только от самого процесса, но и от внешних факторов. К такого рода факторам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся условия деятельности, сложившийся микроклимат в коллективе, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию и т. д.

Понятие «профессиональная пригодность» используется только для характеристики человека с позиции его ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия требованиям трудовой деятельности.  Профессиональная пригодность к определенной выбранной трудовой деятельности непосредственно демонстрирует, насколько человек видит себя в ϶ᴛᴏй профессии, комфортно ли ему осознавать себя в данной среде, тем самым предопределяя успешность в выбранной специальности. 

Для того ɥᴛᴏбы оценить профессиональную пригодность человека, крайне важно ознакомиться с элементами единой системы подготовки человека к трудовой деятельности и обеспечения максимально успешной ее реализации на протяжении всего профессионального пути.

Процесс формирования профессиональной пригодности проходит несколько этапов:

  1. трудовое воспитание и обучение – этап, на кᴏᴛᴏᴩом происходит подготовка к труду и выбору профессии. На ϶ᴛᴏм этапе крайне важно воспитать у ребенка любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости, развитие общетрудовых навыков;
  2. при профессиональной ориентации помощь в основном оказывается в виде профессионального просвещения, знакомства с профессиями, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация;
  3. профессиональный отбор – определение степени пригодности человека к определенному виду деятельности на базе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии, возможно также решение задач распределения специалистов, комплектование учебных и профессиональных групп, подбор специалиста к функционирующей группе и т. д.;
  4. профессиональная подготовка будет ϲʙᴏего рода ядром всего обучающего процесса, в неетрадиционно входят не только программы, по кᴏᴛᴏᴩым будет проводиться обучение, но и тренинги, тренажеры, а также методы, по кᴏᴛᴏᴩым будет проходить оценка новичка в новой области деятельности;
  5. профессиональная адаптация направлена на полное вхождение новичка в новую сферу деятельности, при ϶ᴛᴏм существуют ϲʙᴏеобразные методы оценки особенности того или иного человека в адаптации к новому;
  6. профессиональная деятельность – обеспечение рациональной организации, условий и процесса трудовой деятельности, высокой эффективности, качества, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;
  7. профессиональную аттестацию еще иногда называют оценкой профессиональных навыков и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙием квалификации человека занимаемой должности.  По итогам аттестации аттестационная комиссия выносит решение: ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует занимаемой должности, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует занимаемой должности при условии повышения квалификации и не ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует занимаемой должности;
  8. профессиональная реабилитация – восстановление функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач и т. д.

Нужно отметить, что содержание каждого этапа очень ϲʙᴏеобразно и специфично, если рассматривать их с позиции целей, задач, методов, средств и сроков их реализации.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... отдельных свойств темперамента, их сочетаний и функциональных инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. Мерлин полагал, что тип темперамента зависит от общего ... более совершенен, кто умеет приспосабливать свой темперамент к любым условиям». Д. Юм Интерес к проблеме темперамента появился более двух с половиной тысяч лет назад и ...

Но есть то, что их объединяет, – общее между всеми восемью этапами, а именно, необходимость определения тех показателей, кᴏᴛᴏᴩые будут критериями эффективности и рационализации проведения процедуры диагностики.

Нельзя забывать о том, что творческий подход к работе, удовлетворенность трудом, система финансовых и моральных стимулов помогают в формировании профессиональной пригодности. Данный аспект имеет большое значение в сложных, требующих особой ответственности и физической выносливости, видах труда. В ходе накопления опыта и его трансформации в трудовую деятельность можно говорить о становлении профессиональной пригодности того или иного индивида.

Профессиональная консультация делает акцент на профессиональные требования к индивиду как носителю профессии, например, на медицинские и психологические показаниях и противопоказания к данному виду деятельности.

3.

Понятие профессия имеет ряд значений:

  • Профессия — ограниченная сфера трудовой деятельности, требующая специальной подготовки.
  • Профессия — общность людей, занимающихся близкими проблемами, ведущих схожий образ жизни.
  • Профессия — деятельность и область проявления личности, оказывающая на нее трансформирующее влияние.
  • Профессия — исторически развивающаяся система, меняющаяся в зависимости от культурно-исторического контекста.
  • Профессия — реальность, творчески формируемая самим человеком.

Этапы профессионального самоопределения.

Профессиональное самоопределение по И. С. Кону можно подразделить на ряд этапов, продолжительность которых зависит от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ним поведения. Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, его способностей, системы ценностей. Четвёртый этап — практическое принятие решения, что включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объёма подготовки к нему и, непосредственно, выбор специальности. Мне бы хотелось выделить ещё заключительный этап — профессиональная адаптация личности. Сделав свой выбор, человек овладевает необходимыми умениями и навыками конкретной профессиональной деятельности. На этом этапе у человека может появиться недовольство выбранной профессией, той работой, которой ему приходится заниматься, желание сменить профиль трудовой деятельности.

9 стр., 4215 слов

Проблема выбора профессии у молодых людей

... что ориентировался молодой человек при выборе той или иной профессии: общественно социальная значимость данной профессии, престиж, заработок. ... раскрыть её значение в профессиональной деятельности. Нельзя забывать, что человек вступает в мир как индивид, ... предметы и т.д.) и появляется интерес к коллекционированию. - Подростковый возраст - интерес к общественной жизни, приключениям, героическому, ...

6. Методики определения профессиональных интересов Диагностика сферы интересов наиболее широко используется при консультировании по вопросам профориентации и выбора области деятельности, а также в других целях, например, при формировании групп обучения и распределении персонала на предприятиях. Целью первых методик было определить, возьмется ли человек за какую-либо работу или откажется от нее (см., например, А. Анастази, 1982).

Затем в ходе исследований было обнаружено, что представители той или иной профессии характеризуются общими интересами в различных областях жизни: хобби, спорт, музыка и т.д. И эти интересы отличаются от интересов представителей других профессий. Данные находки натолкнули исследователей на мысль о том, что, выявляя различные интересы человека, можно определить, насколько они близки к интересам представителей той или иной профессиональной группы. Полезную информацию прогностического характера можно получить, сопоставляя выявленные интересы личности с типичными интересами людей, преуспевших в определенной сфере деятельности. В зарубежной психодиагностике существуют стандартизованные тесты, направленные на измерение профессиональных интересов, установок и ценностей. Как правило, они обладают хорошими формальными характеристиками – высокой надежностью и валидностью. Наиболее распространенными являются опросники интересов типа «карандаш-бумага». Один из самых первых тестов такого рода – «Опросник интересов Стронга – Кемпбелла» (Strong Vocational Interest Blank).

Методика направлена на диагностику интереса к разным профессиям, различным видам деятельности, выявление степени зрелости интересов, уровня развития умений и навыков с точки зрения профессиональной подготовленности. В результате может быть получен индивидуальный профиль показателей по шести основным шкалам интересов: П – практические; И – исследовательские; Пр – предпринимательские; Х – художественные; С – социальные; К – конвенциальные. В каждой шкале – несколько областей деятельности. Например, практический раздел включает в себя сельское хозяйство, естествознание, путешествия, военное дело, технику, а исследовательский – науку, математику, теоретическую и практическую медицину. Анализ результатов дает возможность определить сходство интересов тестируемого и людей, добившихся успеха в каком-то виде деятельности. Тест обладает высокой надежностью и прогностической валидностью. Недостаток методики – относительно высокие интеркорреляции между показателями по разным шкалам. «Опросник интересов Г. Кьюдера» (Kuder Preference Record) – еще один западный тест, предназначенный для диагностики профессиональных интересов. Тестируемому индивиду предлагается выбрать одно из трех альтернативных утверждений (например: А. Посещать художественные галереи; Б. Ходить в библиотеку; В. Посещать музеи).

Всего в опроснике Кьюдера 10 шкал интересов, которые включают в себя деятельность на открытом воздухе (сельское хозяйство), техническую, вычислительную, научную, просветительскую, художественную, литературную, музыкальную, социальную и канцелярскую деятельность. В соответствии с этими шкалами приводится обширный список профессий. Коэффициенты надежности опросника Кьюдера – от 0,80 до 0,98. Показатели валидности также достаточно высоки. Шкалы теста относительно независимы друг от друга. «Тест профессиональных интересов М. Ирле». Создан в 1975 году путем эмпирического анализа профессиональной занятости населения современного промышленного города. Направлен на выявление интересов по девяти профессиональным областям: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Разработаны четыре параллельные формы методики. Две из них строятся на основе принудительного выбора из нескольких альтернатив, а две другие предполагают свободный выбор профессий из общего списка (81 вид деятельности).

Тестирование можно проводить как индивидуально, так и в группе. Время выполнения методики – от 15 до 40 минут (в зависимости от формы опросника).

Обработка проводится по «ключу» – шаблону, при этом сравниваются индивидуальные результаты с эталонными. «Опросник Дж. Голланда» направлен на диагностику основной профессиональной направленности личности. Дж. Голланд считал, что можно выделить шесть типов личности: реалистичный (Р), интеллектуальный (И), социальный (С), конвенциальный (К), предприимчивый (П) и артистичный (А).

Каждому типу личности свойственно выбирать определенный тип профессий. Это гарантирует ему успех и удовлетворенность от производственной деятельности.

7. Роль выбора профессии

Профессиональный путь человека, конечно, начинается с выбора самой профессии. Это первый этап профессионального развития. Каждый молодой человек начинает выбирать профессию в первую очередь из анализа собственных возможностей.

Свобода выбора профессии, которая в наше время стало панацеей, это привилегия, доступная только современному обществу. Еще сто пятьдесят лет назад все решали традиции: мужчина занимался тем, чем занимались его предки, женщины не работали вовсе. Как правило, наш современник самостоятельно принимает решение, кем быть. Конечно, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, случай), но последнее слово обычно остается за молодым человеком. Именно отчетливое осознание того что молодой человек выбрал профессию сам, а не его заставили, очень важно для нормального формирования личности.

По большей части успешны в выборе учащиеся, мотивирующие выбор интересом. Они же и более успешны в выбранном ими обучении и дальнейшей профессиональной деятельности.

Этап выбора профессии в жизни проходит каждый и главное выбрать правильно. Для помощи в выборе существует профессиональная ориентация.

Вообще выбор профессии это первый этап профессионального цикла, который должен пройти каждый человек. Следующий этап — получение образования и профессиональной подготовки. Затем начало самостоятельной работы и накопление опыта. После, продвижение по карьерной лестнице и дальнейшая профессионализация. Последний этап может и не быть, т.к. он в большей степени зависит от многих личностных качеств человека (мобильности, трудолюбия, коммуникабельности и т.д.).

Нужно заметить, что выбор профессии не является сиюминутным решением, это долгий процесс, который может начинаться еще в раннем детстве. Это процесс, формирующийся как бы из мелких, промежуточных решений жизни ребенка (какой кружок посещать, какие предметы наиболее интересны и т.д.).

На это влияет и наследственность, способности. Немаловажную роль, конечно, играет воспитание.

Факторы принятия решения в выборе профессии были, и до сих пор остаются, предметом исследований и дискуссий в психологическом мире. Некоторые исследователи считают, что выбор профессии это заданное социальное явление — социальное самоопределение человека, определяемое социальными характеристиками профессии. Другие рассматривают этот выбор как выбор деятельности, где главным является интерес к профессии.

Например, Е. А. Климов выделяет такие факторы, определяющие профессиональный выбор:

.Позиция родителей. Часто на выбор ребенка влияет несогласие или предвзятое отношение родителей. В большинстве случаев это связано с несбывшимися мечтами и нереализованность родителей в какой-либо деятельности.

.Позиция друзей, сверстников. В подростковом возрасте большое влияние на человека производит всеобщее мнение и особенно мнение друзей, которое очень сильно может повлиять и на такую вещь, как выбор профессии.

.Позиция учителя. Каждый учитель, наблюдая за учащимся в его учебной деятельности, отмечает его способности, интересы и др. характеристики, и высказывая свое мнение об ученике в процессе обучения влияет на его выбор.

.Личные планы. Все люди строят планы как минимум ближайшего будущего, но также задумываются и о далеком будущем. В него входят жизненные цели, пути и средства их достижения. Так как профессия и может стать этим средством, то соответственно цели на будущее имеют непосредственное влияние на ее выбор.

.Способности и таланты.

.Потребность в общественном признании.

.Информированность. Возможный недостаток информации об интересующей профессии или обладание неверной информацией.

.Склонности. Это уровень психической готовности субъекта к серьезному выбору, его уровень личных притязаний.

выбор профессия

Роль профессии в жизни

Рассматривать профессию можно с разных углов, но ее влияние на нашу жизнь даже в период ее выбора не вызывает никаких сомнений. Профессия воздействует на нас как в физиологическом, так и в эмоциональном плане. Известна зависимость актов человека от его физиологического и нервно-эмоционального состояния (характера психических переживаний).

Профессия рассматривается здесь как действие. На любую нашу эмоцию (стимул) происходит определенное действие (реакция).

Это всем известная схема, выявленная бихевиористами. Но ее обратное воздействие также возможно. Например, просто улыбка может вызвать радость, а сидение в неудобной позе раздражение и злость. Действие определяет наше состояние как физиологическое, так и эмоциональное. А профессиональная деятельность это может быть многократное повторение одного и того же действия, вызывающего различные реакции, соответственно такое влияние профессии на состояние человека легко проследить.

Ее деформационная роль огромна. Профессия это длящиеся занятие человека и набор определенных действий, выполняющихся из дня в день. Если же всякое действие влияет на поведение, физическое и эмоциональное состояние исполнителя, то такая схема в первую очередь относится именно к профессиональному действию как многократно повторяющемуся.

Существуют различные формы влияния профессии на человека, например:

.Физико-соматическое. Это явление состоит в том, что в ряде профессий человек должен обладать определенным набором антропологических признаков. Например, слабый и больной никогда не сможет стать спортсменом, а глухой — музыкантом, калека военным и т.д. Такое обстоятельство ведет к жесткому подбору людей в профессию, и соответственное удержание и развитие этих соматических признаков в профессиональной деятельности. Специфический, с соматической точки зрения, состав ряда профессиональных групп вызван, прежде всего, отбором, который «механически» производит профессия. Следствием этого является специфические соматические признаки людей различного рода профессий.

Существование такой деформации не подлежит сомнению. Профессиональная работа заставляет человеческий организм приспосабливаться к ней. Это может вести к большему развитию нужных органов и некоторому «атрофированию» ненужных в этой профессии органов. Соответственно это ведет к деформации организма профессионала. О том же, наконец, говорят и цифры профессиональной смертности: известно, что они довольно резко колеблются от профессии к профессии.

.Следующей категорией явлений, вызванных профессиональной деятельностью, служит изменение внешних рефлексов и внешнего облика человека. Примерами могут служить «манера держаться» людей различных профессий. Например, выправка военного или качающаяся походка моряка, плавные движения балерины и т.д. То же и в других профессиях. Особенно заметно такие профессиональные специфики проскальзывают в речи и манере говорить. Мало говорить просто о профессионализмах, прививающихся к ее членам и бессознательно применяющихся ими в нужных и ненужных случаях. Это способы выговаривания слов, например как военный выговаривает «так точно», «будет сделано» и прочее, или как это же самое может выговаривать официант. По речи человека легко определить является он представителем «мускульной» профессии или «интеллектуальной». По терминологии очень нетрудно определить профессию человека.

И конечно, профессия заметно действует на внешний вид человека. Особенно это заметно в одежде. Многие профессии, особенно при исполнении профессиональных обязанностей «облачают» человека в свою одежду (белый халат врача, оранжевая жилетка работника ЖКХ и т.д.).

В таких фактах (а их тысячи) штамп профессии назойливо сам бросается в глаза и говорит яснее всяких слов.

Но не только одежда, но даже просто внешний вид или детали внешнего вида показывают нам принадлежность в профессии. Например, излишний слой макияжа у девиц легкого поведения, или бритая макушка у представителей католического духовенства, борода и длинные волосы у священников и т.д.

Чем дольше человек занимается своей профессией, тем резче эта печать профессии, тем она неизгладимее и рельефнее.

.Психическое. Профессия оставляет неизгладимый след и в психологии человека. Как и при физическом профессиональном отборе, психологический отбор проходит в профессии механически. Ряд профессий требует для удовлетворительного выполнения определенных психических свойств от своих членов. Например, впечатлительный человек вряд ли сможет стать хорошим патологоанатомом, а честный — чиновником, гемофилик — хирургом и т.д.

Так же сюда можно отнести и некоторые другие психологические особенности профессий. В некоторых профессиях надо проходить психологическую «цензуру». То есть должен быть определенный набор психический свойств. Например, капитан судна должен быть храбрым, умным, сообразительным и т.д. иначе он не сможет стать профессионалам своего дела. Такие барьеры, мешающие проникновению в профессию, в виде экзаменов, стажа, имущественного ценза, производства тех или иных работ (напр., диссертации, пробной работы и т.п.) существуют в большинстве профессий. При этом легко сообразить, что в определенную профессиональную группу попадают люди с определенными базовыми наборами психических свойств. Соответственно, как и при физическом отборе, эти психологические свойства в профессиональной деятельности закрепляются и дополняются.

Особенно интересными с точки зрения профессиональной психической деформации являются случаи последнего рода, похожие на принуждение расти дерево в сторону, противоположную его естественной тенденции. По данным исследователей в своем большинстве профессиональными убийцами, палачами или проститутками становятся вполне нормальные люди. Свои первые «проступки» они делают под влиянием определенных жизненных обстоятельств и потом долго мучаются и страдают угрызениями совести. Но за первым разом наступает второй, третий и так далее и со временем люди приспосабливаются, деформируются под свою профессию, уже не испытывают подобного став профессионалами. Старые убеждения, отвращение, муки совести будут «смыты» профессией и могут даже замениться противоположными.

Так же интересна деформация внимания. Например, врач при встрече может в первую очередь замечать симптомы болезни, а психолог попытается определить, например, темперамент; историк в экскурсии по городу в первую очередь посетит исторические места памятники, а художественный критик картинные галереи; художник, выглянув из окна, в первую очередь опишет краски и тона окружающего, а, например, архитектор выделит стиль и форму виднеющегося здания. Словом один и тот же внешний объект воспринимается различными профессионалами разно, привлекает их внимание на те свои стороны, которые имеют отношение к профессии человека.

Раз профессия оказывает столь громадное влияние на поведение людей, то отсюда следует, что она имеет громадное значение в обусловливании хода социальных процессов, ибо социальные процессы в конечном счете складываются из поступков людей; следовательно, все условия, варьирующие поведение людей, являются тем самым и «факторами» социальных процессов.

Возрастные особенности профессионального самоопределения

    Периодизация Е.А. Климова:

    1. стадия предыгры (от 0 до 3 лет);
    2. стадия игры (от 6 до 8 лет);
    3. стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет);
    4. стадия «оптации» (от 11-12 до 14-18 лет);
    5. стадия профессиональной подготовки (от 15-18 до 16-23 лет);
    6. стадия развития профессионала (от 16-23 лет до пенсии).

    Периодизация Дж. Сьюпера:

    1. рост: развитие интересов, способностей (0-14 лет);
    2. исследование: апробация своих сил (14-25 лет);
    3. утверждение: профессиональное образование и упрочение своих позиций в обществе (25-44 года);
    4. поддерживание созданного устойчивого профессионального положения (45-64 года);
    5. спад: уменьшение профессиональной активности (65 и более лет…).

    Специфические задачи профессионального самоопределения:

    • постепенное формирование общей готовности к профессиональному самоопределению (без совершения конкретных выборов) и подготовка к будущей трудовой жизни в широком плане;
    • психолого-педагогическая помощь в конкретных профессиональных выборах (профессионального учебного заведения, профессии и специальности, места работы и конкретной должности);
    • психолого-педагогическая помощь в освоении уже выбранной профессии (в соответствующем учебном заведении или на работе);
    • совершенствование в рамках выполняемой трудовой деятельности в ходе специально организованного повышения квалификации и самообразования;
    • освоение смежных видов профессионального труда, необходимых для более качественного выполнения данной работы.

    Периодизация развития человека как субъекта труда (по Е.А. Климову)

    Название этапа

    Возраст

    Особенности человека как субъекта труда

    Предыгра

    до 4 лет

    Освоение функций восприятия, которые становятся основой для дальнейшего развития и приобщения человека к труду

    Игра

    5-8 лет

    Овладение «основными смыслами» человеческой деятельности

    Овладение учебной деятельностью

    8-12 лет

    Развитие функций самоконтроля, самоанализа и планирования деятельности

    Стадия «оптации»

    12-18 лет

    Осознание желаний, сознательный и ответственный выбор будущего профессионального пути

    Стадия адапта

    17-20 лет

    Профессиональная подготовка по выбранной специальности

    Стадия адаптации

    20-23 года

    Вхождение в профессию, начало активной профессиональной деятельности. Конкретизация карьерных целей

    Стадия интернала

    23-26 лет

    Вхождение в профессию в качестве полноценного коллеги, способного стабильно работать на профессиональном уровне, «свой среди своих»

    Мастер

     

    Лучший профессионал среди обычных хороших

    Авторитет

     

    Лучший среди мастеров. Переоценка профессиональных ценностей, возможных путей продолжения карьеры

    Наставник

     

    Профессионал, способный передать свой лучший опыт ученикам. «Учителя — это не те, кто нас учит, а те, у кого мы учимся»

    Профессиональное консультирование

    Содержание

    1. Работы профконсультанта
    2. Схема профконсультирования
    3. Профконсультирование в школе
    4. Индивидуальное профконсультирование
    5. Групповое профконсультирование
    6. Использованная литература

    Работы профконсультанта

    Для начало, в своей работе каждый уважающий профконсультант должен четко знать профессионального консультирования и соблюдать их.

    о принципах.

    Профконсультирование специальной деятельностью по помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей. Эти связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального .

    Профконсультант может помочь прежде всего в решении выбора профессии и в определении профиля профессионального . Немало важное для профконсультанта имеет психологического климата и социальной адаптации клиента. Профконсультант должен , что общение с консультируемым имеет большую личностную значимость для клиента.

    Каким будет вмешательство консультанта – развивающим или разрушающим клиента – зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:

    1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических , обоснованность , выводов, рекомендаций.
    2. Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, методы адекватно конкретной консультирования.
    3. Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
    4. Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в работы с , не разглашению (сознательному или случайному), а её другим лицам лишь с консультируемого и если это соответствует его интересам.
    5. Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по , с которой обратился к профконсультанту. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и активность и самостоятельность консультируемого в им решения. и оценки профконсультанта в работы с не должны ограничивать свободу последнего в им решения.
    6. Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее и возможностей компенсации. Он акцентирует на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.
    7. Лояльность. Профконсультант уважает клиента и его право на свободу в профессиональном самоопределении. консультируемого приоритетными. В общении с любым профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.

    Схема профконсультирования.

    С основными принципами консультирования мы разобрались, теперь важное для дальнейшей работы – это составление для консультанта , непосредственно, схемы профконсультирования. Эта схема с играет в будущем консультировании важную роль, т. к. она будет играть роль отправного механизма для психолога, который в свою очередь, будет вносить в нее изменения, непосредственно, при консультировании, полученной информацией от клиента.

    Схема профконсультирования может быть следующей:

    Подготовительный этап. задача консультанта на данном этапе – составить общее представление о клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный , необходимые диагностические , продумывает стратегию.

    Первый этап. Задача консультанта – помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную , то есть увидеть эту глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления с зависит от уровня коммуникативной профконсультанта, которая предполагает за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным , а также вербальную .

    По данным, собранным, увиденным консультантом за время первого этапа, он себе план работы:

    • Клиент: в чем заключается его , как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.
    • Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность. Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной , функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.

    Бывает так, что контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные , ДДО (Дифференциально-диагностический ), «Карту интересов», конструктивный рисунок из геометрических фигур. Если консультант чувствует, что клиент не уверен, то можно использовать следующие :

    • задания на сообразительность и
    • профессиональной готовности
    • «Основы структуры темперамента»

    Здесь нахождение общего языка в консультировании, заинтересованность и открытость клиента, формировании образа «Я», представлении о себе как и профессиональной деятельности.

    Консультант увидит личностного и когнитивного , склонности, , а главное понять мотив выбора профессии.

    Второй этап. задача – выдвижение профконсультационной , то есть рассмотрение клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной , определение пути совместного решения , разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами или необходимую информацию.

    Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации, т. к. консультант объясняет какой может носить процесс консультирования (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая).

    Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей).

    стремиться клиенту, что тот сам немало знает. Здесь профконсультант может применять не только психодиагностические , о которых говорилось выше, но и такие методы, как наблюдение за , за его высказыванием о себе, самооценка. С их помощью консультант сможет незаметно клиента к выше сказанному.

    Достигнуть цели с помощью:

    • совместного обсуждения различных
    • профориентационных игр

    Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных).

    Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая – составляется более совершенный вариант профессионального плана.

    Здесь консультант должен на существование связи с . Если ее нет, или она неожиданная, значит он где-то ошибку. В этом случае исправить очень сложно и поэтому, консультант должен при выходе из :

    • положительные стороны клиента
    • его интересные мысли
    • надежду на удачное профессиональное будущее клиента

    В конце необходимо итоги. Профконсультант может завершить консультацию следующим образом, на основании полученных :

    • данные;
    • общие выводы по предварительным данным;
    • первоначальное понимание своей ;
    • профконсультанта;
    • совместно осознанная цель и шаги, предпринятые для её достижения;
    • итоги консультации, сформулированные и консультантом;

    И в конце, консультант вправе сделать примечание для себя.

    эта схема носит общий , и поэтому каждый консультант строит схему под себя.

    Групповое профконсультирование

    Групповой профконсультацией является любая форма по оказанию профориентационной помощи в условиях взаимодействия профконсультанта с группой. Такие консультации традиционно используются в профориентации школьников, но они не являются типичными для деятельности служб занятости. Однако вследствие увеличения количества молодежи, обращающейся в центры занятости, а также усиления профориентационной работы с учащимися, проводимой центрами профориентации совместно со школами, групповая консультация может стать перспективным направлением работы с молодежью. Групповая консультация имеет следующие преимущества

    • позволяет сэкономить время консультанта в тех видах деятельности, которые не требуют обязательной индивидуальной работы (сбор отдельных данных о консультируемых, некоторые виды диагностики);
    • является эффективным способом профессионального просвещения и информирования, повышения уровня психологической компетентности в вопросах выбора профессии и поиска работы.

    Вместе с тем групповая форма консультации предъявляет определенные требования к консультанту: он должен иметь навыки работы с группой, ораторские способности, уметь донести информацию, чувствовать настроение аудитории, поддерживать интерес слушателей.

    Группы могут включать: учебный класс, если инициатора ведения консультации является школа или другое учебное заведение; клиентов службы занятости с примерно одинаковым уровнем информированности в сфере профессиональной деятельности; клиентов, с которыми проводится первичная профконсультация для подготовки к индивидуальной консультации, или тренинг.

    По целевому признаку консультации могут быть справочно-информационными, диагностическими, медико-психологическими, корректирующими, развивающими, формирующими. Поскольку профконсультант в ходе консультации решает, как правило, не одну, а несколько задач, такое разделение имеет условный характер.

    Справочно-информационная консультация выполняет прежде всего функцию просвещения клиента по основным вопросам выбо­ра профессии, профессионального обучения и трудоустройства.

    Традиционно в практике профориентации в ходе групповых кон­сультаций клиенты получают информацию по следующим темам: «Мир профессий» (многообразие профессий, их классификация по объекту, целям, средствам и уровням труда), «Человек и профес­сия» (понятия «профессия», «специальность», «должность»; требова­ния профессии к человеку; характеристика слагаемых успешного выбора; типичные ошибки выбора профессии), «Здоровье и выбор профессий» и др.

    При подготовке информационной консультации надо учитывать, что информация воспринимается наиболее продуктивно первые 10 — 15 минут (оптимальная продолжительность консультации — 45 ми­нут).

    Поэтому наиболее важные, ключевые понятия, сведения уста­новочного характера следует давать в начале консультации. Затем желательно использовать более активные формы подачи информа­ции: работу с раздаточным материалом (таблицами, графиками, схе­мами, карточками-заданиями); решение проблемных ситуаций; введение элементов диагностики. На информационную ценность групповых консультаций существенно влияет участие в них предста­вителей предприятий, специалистов различного профиля, способных дать информацию «из первых рук».

    На заключительном этапе информационной консультации необходимо предоставить слушателям возможность задать интересующие их вопросы.

    При подготовке информационных консультаций может быть использована научно-популярная и методическая литература.

    Диагностическая групповая консультация наиболее подходит для выполнения следующих задач: определения сформированности профессиональных планов клиента; выявления уровня информированности в профессиональной сфере; изучения потребностно-мотивационной сферы консультируемых, их интересов, склонностей, мотивов выбора профессии; установления отдельных профессионально важных качеств (если группа подобрана по признаку ориентации на одну и ту же профессию либо на профессии сходного психологического профиля).

    Однако возможности диагностики в условиях групповой консультации довольно ограничены. Специфика групповой диагностики в большинстве случаев исключает интерпретацию индивидуальных результатов и рекомендации каждому конкретному клиенту. При проведении групповой диагностики особенно важно следовать принципу компетентности: использовать только апробированные методы, отвечающие требованию надежности и рекомендованные для работы. Вопросы и задания должны быть понятными для консультируемых, инструкции — четкими, не допускающими разночтений. При подборе методов следует отдавать предпочтение тем, которые допускают самостоятельную обработку и первоначальную интерпретацию результатов. Желательно, чтобы продолжительность собственно диагностики не превышала 20 минут, иначе на результатах может сказаться утомление, снижение внимания.

    При организации групповой диагностической консультации следует обеспечить необходимые санитарно-гигиенические условия (предварительно проветренное помещение, достаточную освещенность, места, удобные для письменной работы и т.п.).

    Численность группы зависит от сложности диагностической процедуры. Оптимальное количество консультируемых 12 — 15 человек.

    Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом — профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал.

    Второй этап — проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает клиенту подсчитать результаты.

    На третьем, заключительном этапе, полученные результаты  интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана. Если самостоятельная обработка результатов исключена, то этот этап консультации переносится на следующую встречу.

    Чтобы определить сформированность профессиональных планов, обычно используется метод анкетирования. Для планирования дальнейшей работы с молодыми клиентами, обращающимися в службу занятости, необходимо получить следующие сведения: выбрана ли профессия, что повлияло на выбор, обоснован ли он знаниями профессии, соответствует ли она интересам и способностям, состоянию здоровья консультируемого, поддерживает ли его окружение этот выбор.

    Для выявления уровня информированности клиента о професси­ональной сфере можно использовать также анкетирование или оп­рос, включающие следующие вопросы:

    1. Какие профессии Вы знаете? В каких учебных заведениях их можно получить?

    2. Какие требования предъявляет профессия к человеку?

    3. Что такое профессиональный план и какие факторы необходи­мо учитывать при его построении?

    4. Знаете ли Вы классификацию профессий по предмету труда?

    Консультант оценивает степень информированности клиента о мире профессий: хорошо информирован (знает много профессий и представляет систему учебных заведений); средне информирован (знает некоторые профессии и учебные заведения); плохо информи­рован (затрудняется назвать больше 3 — 5 профессий, не ориентиру­ется в учебных заведениях).

    В групповой консультации диагностика может быть элементом психологического просвещения, направленного на формирование образа «Я», представления о себе как личности и субъекте професси­ональной деятельности. Такая консультация может затрагивать раз­личные психологические проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. Например, в ходе консультации, посвященной теме «Темперамент в профессиональной деятельности», профконсультант знакомит слушателей с понятием «темперамент», его типами, харак­терными для каждого типа свойствами. Желательно выяснить, зада­вая вопросы, уровень и качество информированности клиентов по теме консультации. Затем консультируемые могут определить свои темпераментные характеристики (уровень интроверсии и экстраверсии и нейротизма) с помощью личностного опросника Айзенка. На заключительном этапе обсуждается влияние темпераментных ха­рактеристик на успешность профессиональной деятельности, их роль в формировании индивидуального стиля деятельности.