Профессиональная этика 4

Негосударственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 030300.62 «Психология»

Красноярск 2013

Рецензент

Кандидат философских наук В.А. Козловская

Профессиональная этика: методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению 030300.62 «Психология» / Сост.: З.И. Иванова; НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2013. – 22с.

Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.

Методические указания рассмотрены и утверждены на Научно-методическом совете НОУ ВПО СИБУП. Протокол № 06 от 18 июня 2013 года.

©Иванова З.И.

©Сибирский институт бизнеса,

управления и психологии

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Программа дисциплины

6

2. Методические указания к выполнению контрольной работы

10

3. Контрольные задания

12

4. Вопросы к итоговому контролю

14

5. Глоссарий

16

6. Список литературы

20

ВВЕДЕНИЕ

Курс Профессиональной этики является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 030300.62 «Психология» НОУ ВПО СИБУП для студентов заочной формы обучения.

В XXIвеке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия» не имеет того значения, что было вXIX–XXв.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях. Этике нельзя научить. Этике можно только научится, самому осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром.

Цель дисциплины:

Освоение студентами наследия мировой этической мысли и получение знаний об основных моральных принципах, нормах, категориях, призванных стать ориентиром в выработке их собственной «стратегии и тактики правильной жизни» и руководством в профессиональной деятельности.

Задачи дисциплины:

  • Формирование нравственной культуры студентов и становление свободной, нравственно совершенной личности – человека и гражданина.
  • Получение знаний об этике, ее предмете и месте в системе философских дисциплин.
  • Осмысление преемственных связей в развитии этического знания и значимости общечеловеческих ценностей.
  • Научение умению анализировать нравственные проблемы с привлечением полученных знаний в профессиональной деятельности.
  • Помочь студентам сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации, на основе толерантности в отношений к иным нравственным ценностям.
  • Подготовить студента к самостоятельной практической деятельности.
  • Ознакомить будущих специалистов с морально – этическими аспектами избранной профессии.
  • Способствовать превращению этических знаний в систему конкретных ориентиров и регулятивов поведения будущего специалиста в обыденной и профессиональной жизни.

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):

знания:основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности психолога, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.

умения:

теоретические:уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;

практические:эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «психолог-клиент», «психолог-психолог», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;

навыки:добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.

Изучение курса Профессиональной этики формирует у студентов следующие общекультурные и профессиональные компетенции:

Общекультурные:

— способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

— использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

Профессиональные:

— подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).

Программа дисциплины

Тема 1. Этика как наука. История этической мысли.

Введение. Роль этики в жизни личности и общества. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура. Этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Этика гуманитарная и авторитарная: их принципиальное различие и сходство. Этические учения Античности и Древнего Востока.

Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство, даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни. Этика античности. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников, эпикуреизм, стоицизм о нравственных основах человеческих отношений. Антитезы гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.

Тема 2. Мораль: сущность, структура, функции.

Мораль с древности до наших дней. Нравственные коллизии и тенденции развития морали XX-XXIвв. Сущность, специфика и содержание морали. Мораль как система принципов, норм и идеалов. Функции морали. Моральные ценности человека в основных категориях этики.

Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и их общечеловеческое значение. Гуманизм как основной принцип Ренессанса. Золотое правило нравственности.

Этика XVII–XVIIIвв. – переход к эмпирическим методам познания. Французское просвещение. Теория разумного эгоизма. Категорический императив И. Канта – всеобщий нравственный закон. Новые этические ценностиXXв. (А. Швейцер), «Любовь к себе» (Э. Фромм).

«Витальные ориентиры» (Х. Ортега – и – Гассет).

Этика на рубеже тысячелетий. Коммуникативная этика. Прикладная этика.

Тема 3. Понятия, особенности, социальные функции этических категорий.

Ценностная природа нравственных категорий. Добро и Зло. Понятие ценностей. Жизнь как ценность. Добро, истина, красота, вера, любовь – исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как основа самореализации субъекта. Понятие добра и зла. Критерии добра и зла. Диалектика добра и зла. Проблема борьбы добра со злом в истории человечества. Отражение добра и зла в нормах морали. Добро, благо, добродетель. Абсолютное и относительное добро и зло. Проблема исторически конструктивной роли зла в истории. Этика ненасилия.

Свобода и ответственность. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Свобода выбора как свобода воли. Мера нравственной ответственности личности современного человека.

Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Совесть – «другая сторона долга». Стыд как страх осуждения. Долг моральный и долг эмпирический. Проблема оценки морального поведения личности; оценка внутренняя и внешняя. Действия. Честь и достоинство – характеристики нравственного статуса личности. Социальный характер чести. Достоинство как атрибут личности. Сознание и чувство собственного достоинства.

«Человек в поисках смысла жизни». Смысл, осмысленность и цель жизни. Самореализация личности как смысл жизни. Счастье как высшее личностное переживание. Любовь как высшая ценность и смысл жизни. Сущность любви и ее особенности. Знание, внимание, уважение и забота как атрибуты любви (Э. Фромм).

Семья: история становления, проблемы и перспективы.

Этика гражданственности. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность – основные моральные принципы политических отношений.

Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание – моральные качества и нормы гражданского поведения. Экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявление антикультуры в политике. Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.

Экологическая этика и биоэтика. Основные проблемы экологической этики. Новое экологическое мышление. Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Страдания и сострадание.

Тема 4. Сущность и особенности профессиональной этики психолога

Профессиональная этика психолога в прошлом и настоящем психологии. Методологические основы профессиональной этики психолога. «Этический парадокс» предмета и метода психологии. Этические аспекты отдельных областей работы психолога: консультирования психологического анализа социальных отраслей работы психолога, типичные нарушения этики психолога. Профессиональные деформации, «выгорания» и целостность личности психолога. Психология и религиозные убеждения специалиста. Основные этические противоречия. Основные этические проблемы и «соблазны» в психологической практике.

Тема 5. Духовно- нравственное формирование личности психолога.

Личностные качества психолога – залог успеха в работе психолога. Ценностные ориентиры в деятельности психолога. Этические принципы в деятельности психолога. Умение владеть собой в любой ситуации – главный принцип в работе психолога. Основные характеристики личности психолога: чувство долга; ответственность; сострадание; милосердие; терпение; стремление к самосовершенствованию; чувство собственного достоинства; уважение к человеку. Основные этические принципы работы психолога: принцип компетентности; принцип беспристрастности; принцип конфиденциальности; принцип осведомленного согласия.

Тема 6. Корпоративная культура, этика делового общения.

Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Этические нормы охраны здоровья человека как биотической системы человека. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Проблема одиночества. Общение как нравственная ценность. Человек для другого цель или средство? Этика интимных ситуаций. Правила взаимоотношения психолога и клиента: взаимоуважение, безопасность применяемых методик; сотрудничество психолога и клиента; беспристрастность психолога; контролируемость сведений психологического характера и их корректное использование. Этические кодексы психологов.

Тема 7. Основные нормы этикета. Служебный этикет психолога.

Этикет – поведенческий язык культурного общения. Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этикет и мораль. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей. Основные требования этикета психолога: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к клиенту, любезность, почтительность как показатели культуры психолога. Формы повседневного общения психолога: беседы, встречи, прием клиентов. Телефонные переговоры. Культура речи.

2. Методические указания к выполнению контрольной работы

Выполнение контрольной работы является обязательным условием при подготовке и сдаче зачета по курсу «Профессиональная этика ». Написание контрольной работы способствует:

  1. Организации и активизации самостоятельной работы студента по изучению предмета в межсессионный период.
  2. Проверке студентом уровня своих знаний и умений по данной дисциплине и степени готовности к сдаче зачета.
  3. Возможности проверки преподавателям самостоятельной работы студента.

По курсу «Профессиональная этика» студенту предложены десять вариантов контрольных работ по 3 вопроса в каждом. Вопросы соответствуют основным темам программы предмета. Работа пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студент определяет в соответствии с порядковым номером своей зачетной книжки (от 1 до 10).

Например, порядковый номер зачетной книжки – 1 значит, контрольная работа пишется по первому варианту, порядковый номер зачетной книжки – 0, значит по 10 варианту и т. д. Правильность выбора варианта контрольной работы преподаватель проверяет по номеру зачетной книжки студента.

При выполнении контрольной работы студент должен учитывать следующие требования:

  • Приступая к выполнению контрольной работы, обязательно внимательно ознакомится с программой курса;
  • При ответе на заданные вопросы необходимо раскрыть суть основных категорий, связанных с проблематикой заданий;
  • Контрольные задания переписывать полностью, без сокращения;
  • Отвечать на вопросы необходимо в той последовательности, в которой они даны в задании. Третий вопрос в контрольной работе требует самостоятельного рассуждения;
  • При цитировании первоисточников указывать все их выходные данные (фамилия авторов или составителей, название работы, место и год ее издания, страницы;
  • В конце задания указывать литературу использованную при его выполнении;
  • Контрольная работы может быть оформлена в обычной школьной тетради в рукописном виде или на листах бумаги формата А 4 машинописном или рукописным способом. Объем не менее 12 – 15 страниц. Почерк должен быть разборчивым, писать и печатать через интервал;
  • На титульном листе контрольной работы указывается следующие сведения: название вуза; дисциплина, по которой пишется контрольная работа; номер варианта работы; фамилия, имя, отчество студента; шифр группы (название специальности);
  • Работа должна выполняется студентом самостоятельно. Если преподаватель усомнится в том, что студент работал самостоятельно, то студенту будет предложено пройти собеседование по контрольной работе;
  • Работа представляется и регистрируется в методическом кабинете за 2 недели до начала сессии и защищается устно во время зачета.

3. Контрольные задания:

ВАРИАНТ 1

  1. Что такое этика? Предмет, структура, задачи.
  2. Категория добра и зла в истории этической мысли.
  3. Нравственные принципы и нормы в профессиональной деятельности психолога.

ВАРИАНТ 2

  1. Этические учения Древнего Мира.
  2. Происхождение и определение морали.
  3. Существуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы «не лги»?

ВАРИАНТ 3

  1. Этика античности.
  2. Моральные нормы, ценности, категории нравственного сознания.
  3. Право человека на жизнь и право человека на смерть. Как это следует понимать?

ВАРИАНТ 4

  1. Этическое сознание Средневековья и Возрождения.
  2. Свобода и ответственность личности.
  3. Проблема дистанции в общении «психолог-клиент».

ВАРИАНТ 5

  1. Этическая мысль Нового времени.
  2. Долг – императив моральной регуляции.
  3. Внутренний и внешний имидж психолога.

ВАРИАНТ 6

  1. Этика XX- XXIвв.
  2. Совесть как страж нравственности и добра.
  3. «Уважай мысли и чувства братье своих» — Какой смысл вложил в эти слова Д.С. Лихачев?

ВАРИАНТ 7

  1. Религиозное направление в этике XXв.
  2. Понятие чести и достоинства в профессиональной деятельности психолога.
  3. Зачем человеку этикет?

ВАРИАНТ 8

  1. Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным — не будучи нравственным?
  2. Смысл, осмысленность и цель жизни.
  3. Что такое «хорошие манеры»?

ВАРИАНТ 9

  1. «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери).

    Согласны ли вы с этим?

  2. Общение: искусство или наука?
  3. Золотое правило нравственности и его роль в реальном опыте нравственной жизни человека и общества.

ВАРИАНТ 10

  1. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
  2. Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
  3. Причины деформаций и выгорания в деятельности психолога.

4. Вопросы к итоговому контролю

  1. Предмет, структура и задачи этики.
  2. Этика как нравственный опыт и система ценностей
  3. Этические учения Древнего Востока.
  4. Этика античности.
  5. Особенности христианской этики
  6. Категорический императив и И. Канта и его основные формулировки.
  7. Этика XXвека.
  8. Психолог – профессия творческая.
  9. Этика на рубеже XX-XXIвеков: новые идеи.
  10. Мораль. Происхождение и сущность.
  11. Мораль и нравственность.
  12. «Золотое правило нравственности» — его сущность.
  13. Моральные ценности человека в основных категориях этики.
  14. Структура морали. Основные функции морали.
  15. Понятие добра. Добро и польза.
  16. Понятие зла. Откуда в мире зло?
  17. Диалектика добра и зла.
  18. Свобода и ответственность.
  19. Перед кем ответственен современный человек?:
  20. Суровый мир долга.
  21. Совесть – внутренний страж.
  22. Честь и достоинство современной личности.
  23. Правда как высшая ценность.
  24. Ложь и обман. Допустимы ли они в межличностных отношениях?
  25. Справедливость: история и виды.
  26. Любовь как ценность.
  27. Счастье и смысл жизни.
  28. Социально – нравственные добродетели.
  29. Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
  30. Этика межличностных отношений в деятельности психолога.
  31. Этика делового общения специалистов.
  32. Проблема культуры общения в современном обществе.
  33. Этика семейных отношений.
  34. Этика и этикет. История и современность.
  35. Этика психолога. Профессиональный долг и деонтология.
  36. Альтруизм и эгоизм в жизни современного человека.
  37. Основные ценности современного человека: гедонизм, префекционизм, утилитаризм. Оправданы ли они?
  38. Пути нравственного самосовершенствования молодого специалиста.
  39. Нравственные ценности Ветхого и Нового Завета.
  40. Толерантность в общении: границы, мера, значения.
  41. Добро и зло: взаимоисключение или взаимодополнение.
  42. Роль этикета в деловом общении.
  43. Уважение и унижение клиента, в чем они проявляются?
  44. Внутренний и внешний имидж психолога?
  45. Нравственные аспекты оценки труда психолога.
  46. Что значит «Не навреди» в работе психолога?
  47. Долг и совесть.
  48. Морально-этические проблемы межличностного общения.
  49. Этикет как внешнее проявления нравственной культуры.
  50. Основные положения кодексов профессиональной деятельности психолога.

5. Глоссарий

АВТОРИТАРИЗМ- власть, основанная на слепом подчинении авторитету.

АДЕКВАТНОСТЬ- соответствие, равнозначность.

АКСИОЛОГИЯ- этико-философское учение о моральных ценностях.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ориентация на человека (греч.-антро-пос) как центральную и высшую ценность мироздания.

АСКЕТИЗМ- отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.

ГЕДОНИЗМ — ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.

ГЕНЕЗИС- зарождение, формирование, становление какого-либо явления.

ГУМАНИЗМ– 1) человеколюбие как моральный принцип. 2) этико – философское направление.

ДЕТЕРМИНИЗМ — признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

ДИССИДЕНТСТВО- инакомыслие.

ДОГМАТИЗМ- некритическое мышление, опирающееся на некие аб­солютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ- опознание, определение.

ИМПЕРАТИВ- моральная норма, содержащая повеление, долженствование.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ- отрицание причинной обусловленности не щей и событий.

ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ- безразличный, равнодушный, безучастный.

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ- учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент разрешении реальной Ситуации

ИНТУИТИВИЗМ-течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.

ИРРАЦИОНАЛИЗМ- отрицание разума как ОСНОВЫ ПОЗНИНИЯ ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.

ИСТЭБЛИШМЕНТ- устоявшаяся система отношении в обществе( определяющая его нравственные ценности и благопристойность.

КИНИЗМ- школа античной этики, в основе которой лежит пренебрежение ко всем социальным и моральным связям.

КОНФОРМИЗМ- приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).

КРИТЕРИЙ- признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи, мерило оценки.

МЕНТАЛИТЕТ(ментальность) — определенный образ и тип мыш­ления; склад ума и характер чувств.

МИЗАНТРОПИЯ — нелюбовь к людям, человеконенавистничество.

МИСТИЦИЗМ- познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположно научному познанию).

МОДАЛЬНОСТЬ — выражение утверждения, пожелания, требования.

НАТУРАЛИЗМ- (в этике) подход, выводящий моральные ценности из природы.

НЕГАТИВИЗМ- отрицательное отношение к действительности.

НИВЕЛИРОВАТЬ- сглаживать различия, приводить к одному уровню.

НИГИЛИЗМ- отрицание общепринятых моральных принципов.

НОНКОНФОРМИЗМ- несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.

ОПТИМИЗМ- вера в лучшее будущее (противоположно пессимизму).

ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ- неуклонно следующий какому-либо учению.

ПАРАДОКС — неожиданное, непривычное рассуждение, противоречивое утверждение.

ПЛЮРАЛИЗМ- признание множественности факторов или точек зрения.

ПОЗИТИВИЗМ- философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.

ПАЦИФИЗМ- моральное осуждение и борьба с любым видом войн.

ПЕССИМИЗМ- негативное, упадническое представление о мире.

ПРАГМАТИЗМ- учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «прак­тическим результатом».

ПРОТЕСТАНТИЗМ- христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.

ПУРИТАНСТВО- строгая нравственность, требующая безукориз­ненного поведения.

РАЦИОНАЛИЗМ- ориентация познания на разум, логическое мышление.

РЕЛЯТИВИЗМ — множественность, относительность моральных позиций.

РЕФЛЕКСИЯ- «мышление о мышлении», философское осмысле­ние, самосознание.

РИГОРИЗМ- строгое, непреклонное проведение принципов дол­женствования.

СКЕПТИЦИЗМ- (в этике) сомнение в достоверности моральных истин.

СОФИСТИКА- 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.

СТОИЦИЗМ- 1) стойкое перенесение жизненных испытаний: 2) античное философское учение.

СХОЛАСТИКА- 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.

ТЕЛЕОЛОГИЯ- учение о целесообразности всего сущего.

ТЕОЛОГИЯ- учение о сущности и действии Бога.

ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимость к чужим мнениям и верованиям.

ТОМИЗМ — религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.

ТОТАЛИТАРИЗМ- государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.УТИЛИТАРИЗМ- натуралистическая этика, ориентирующая на принцип пользы.

ФАТАЛИЗМ– мировоззренческая позиция, выражающая идею предопределенности, в том числе человеческой судьбы.

ЦИНИЗМ- бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.

ЭВДЕМОНИЗМ- натуралистическое учение, опирающееся на категорию «счастье».

ЭВТАНАЗИЯ- ускорение смерти безнадежно больного человека.

ЭМОТИВИЗМ- учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, непроверяемому эмпирически.

ЭМПИРИЗМ- признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.

ЭТОС- обычай, совокупность нравов, сложившихся в какой-либо социальной среде.

6. Список литературы

а) основная литература:

1. Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.

2. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.

3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебное пособие. –3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010.

б) дополнительная литература:

  1. Аристотель. Этика к Никомаху. Соч. в 4-х томах. М., 1983. Т.У.
  2. Фромм Э. Искусство любить. – М., 1990.
  3. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
  4. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
  5. Библия. Любое издание.
  6. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
  7. Иванов В.Г. История этики Древнего мира, – Л., 1989. История этики средних веков. – Л., 1984. Очерки этической мысли в России конца XIX– началаXXв., М., 1985.
  8. Мень А. Сын человеческий. М., 1993.
  9. Голубева Г.А. Этика. Учебник. М., Экзамен, 2007.
  10. Гравицкий А. Основы деловой этики. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007.
  11. Зеленкова И.Л. Этика. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
  12. Бротусь Б.С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? Человек. № 1, 1998.
  13. Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.

Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

Учебно-методическое издание

Профессиональная этика

Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, подготовки 030300.62 «Психология».

Составитель: З.И. Иванова, доцент.

Ответственный редактор:В.А. Козловская, кандидат философских наук, доцент, профессор НОУ ВПО СИБУП.

Оригинал-макет и вёрстка И.А.Скворцовой.

Подписано в печать 28.06.13

Сдано в производство

Формат 14,85х21,0

Бумага потребительская.

Печать трафаретная.

Усл. печ. л. 1,375

Изд. № 141

Заказ №

Тираж экз. 50

завод — экз.

Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО СИБУП.

660037, Красноярск, ул. Московская. 7 «а»

Отпечатано на участке множительной техники НОУ ВПО СИБУП

22