Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский институт бизнеса, управления и психологии»
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК
Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольной работы для студентов заочной формы обучения по направлению 030300.62 «Психология»
Красноярск 2013
Рецензент
Кандидат философских наук В.А. Козловская
Профессиональная этика: методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения по направлению 030300.62 «Психология» / Сост.: З.И. Иванова; НОУ ВПО СИБУП. – Красноярск, 2013. – 22с.
Методические указания содержат рабочую программу по курсу Профессиональная этика, рекомендации к самостоятельному изучению литературы, требования по содержанию и оформлению контрольной работы, перечень контрольных вопросов к зачету, список основной и дополнительной литературы. Предложенные указания предназначены для самостоятельного освоения дисциплины «Профессиональная этика» и выполнения контрольной работы студентами заочной формы обучения.
Методические указания рассмотрены и утверждены на Научно-методическом совете НОУ ВПО СИБУП. Протокол № 06 от 18 июня 2013 года.
©Иванова З.И.
©Сибирский институт бизнеса,
управления и психологии
СОДЕРЖАНИЕ
Введение |
4 |
1. Программа дисциплины |
6 |
2. Методические указания к выполнению контрольной работы |
10 |
3. Контрольные задания |
12 |
4. Вопросы к итоговому контролю |
14 |
5. Глоссарий |
16 |
6. Список литературы |
20 |
ВВЕДЕНИЕ
Курс Профессиональной этики является частью гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин подготовки студентов по направлению 030300.62 «Психология» НОУ ВПО СИБУП для студентов заочной формы обучения.
В XXIвеке все чаще звучат заявления о том, что мораль утратила свое значение в обществе, а следовательно и этика, как «практическая философия» не имеет того значения, что было вXIX–XXв.в. Между тем этические ценности – это, прежде всего, ценности взаимоотношений с другими людьми. Этика дает знание в области морали и раскрывает основные нормы и принципы нравственной культуры, выявляет моральные аспекты человеческих взаимоотношений. На основе этих знаний формируется осознанный выбор человеком тех или иных норм поведения в различных жизненных ситуациях. Этике нельзя научить. Этике можно только научится, самому осваивая и усваивая накопленную тысячелетиями мудрость, что-то принимая, а что-то отвергая. Человек свободен в своем выборе и сам строит взаимоотношение с окружающим его миром.
Цель дисциплины:
Освоение студентами наследия мировой этической мысли и получение знаний об основных моральных принципах, нормах, категориях, призванных стать ориентиром в выработке их собственной «стратегии и тактики правильной жизни» и руководством в профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
- Формирование нравственной культуры студентов и становление свободной, нравственно совершенной личности – человека и гражданина.
- Получение знаний об этике, ее предмете и месте в системе философских дисциплин.
- Осмысление преемственных связей в развитии этического знания и значимости общечеловеческих ценностей.
- Научение умению анализировать нравственные проблемы с привлечением полученных знаний в профессиональной деятельности.
- Помочь студентам сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации, на основе толерантности в отношений к иным нравственным ценностям.
- Подготовить студента к самостоятельной практической деятельности.
- Ознакомить будущих специалистов с морально – этическими аспектами избранной профессии.
- Способствовать превращению этических знаний в систему конкретных ориентиров и регулятивов поведения будущего специалиста в обыденной и профессиональной жизни.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины является достижение следующих результатов образования (РО):
знания:основных категорий этики, моральных норм профессиональной деятельности психолога, норм нравственных отношений в служебном коллективе, основных норм делового этикета.
умения:
теоретические:уверенно и грамотно раскрывать и объяснять этические категории и понятия, суметь сформулировать для себя принципы этического понимания современных процессов и особенностей социокультурной ситуации на основе толерантности к иным нравственным ценностям;
практические:эффективно применять этические знания в выстраивании взаимоотношений в системе «психолог-клиент», «психолог-психолог», в ведении диалога, деловой беседы, разрешение нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
навыки:добросовестное исполнение профессионального долга, готовность к кооперации с коллегами в совместной деятельности, умение владеть собой, сохранять профессиональную тайну, уважение к человеку в любой ситуации, стремление к саморазвитию, повышение своей квалификации и мастерства.
Изучение курса Профессиональной этики формирует у студентов следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
Общекультурные:
— способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
— использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);
Профессиональные:
— подготовке условий для лабораторных и практических занятий, участию в их проведении (ПК-17).
Программа дисциплины
Тема 1. Этика как наука. История этической мысли.
Введение. Роль этики в жизни личности и общества. Структура этического знания. Аксиология как ценностный аспект этики. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Прикладная этика и ее структура. Этика нормативная, ситуативная и профессиональная. Этика гуманитарная и авторитарная: их принципиальное различие и сходство. Этические учения Античности и Древнего Востока.
Этические учения Древнего Востока. Конфуцианство, даосизм, брахманизм и буддизм о нравственных основах жизни. Этика античности. Этика Сократа, Аристотеля, Платона. Этические принципы киников, эпикуреизм, стоицизм о нравственных основах человеческих отношений. Антитезы гедонизма и аскетизма, эгоизма и альтруизма, коллективизма и индивидуализма.
Тема 2. Мораль: сущность, структура, функции.
Мораль с древности до наших дней. Нравственные коллизии и тенденции развития морали XX-XXIвв. Сущность, специфика и содержание морали. Мораль как система принципов, норм и идеалов. Функции морали. Моральные ценности человека в основных категориях этики.
Христианская этика: основные моральные ценности и их роль в формировании духовности личности. Десять заповедей и их общечеловеческое значение. Гуманизм как основной принцип Ренессанса. Золотое правило нравственности.
Этика XVII–XVIIIвв. – переход к эмпирическим методам познания. Французское просвещение. Теория разумного эгоизма. Категорический императив И. Канта – всеобщий нравственный закон. Новые этические ценностиXXв. (А. Швейцер), «Любовь к себе» (Э. Фромм).
«Витальные ориентиры» (Х. Ортега – и – Гассет).
Этика на рубеже тысячелетий. Коммуникативная этика. Прикладная этика.
Тема 3. Понятия, особенности, социальные функции этических категорий.
Ценностная природа нравственных категорий. Добро и Зло. Понятие ценностей. Жизнь как ценность. Добро, истина, красота, вера, любовь – исходные ценности человечества. Общечеловеческие нравственные ценности. Система высших моральных ценностей как основа самореализации субъекта. Понятие добра и зла. Критерии добра и зла. Диалектика добра и зла. Проблема борьбы добра со злом в истории человечества. Отражение добра и зла в нормах морали. Добро, благо, добродетель. Абсолютное и относительное добро и зло. Проблема исторически конструктивной роли зла в истории. Этика ненасилия.
Свобода и ответственность. Произвол, независимость. Философское понятие свободы. Свобода и ответственность как условие и показатель самореализации личности. Свобода выбора как свобода воли. Мера нравственной ответственности личности современного человека.
Долг и совесть как контрольные механизмы морального сознания. Совесть – «другая сторона долга». Стыд как страх осуждения. Долг моральный и долг эмпирический. Проблема оценки морального поведения личности; оценка внутренняя и внешняя. Действия. Честь и достоинство – характеристики нравственного статуса личности. Социальный характер чести. Достоинство как атрибут личности. Сознание и чувство собственного достоинства.
«Человек в поисках смысла жизни». Смысл, осмысленность и цель жизни. Самореализация личности как смысл жизни. Счастье как высшее личностное переживание. Любовь как высшая ценность и смысл жизни. Сущность любви и ее особенности. Знание, внимание, уважение и забота как атрибуты любви (Э. Фромм).
Семья: история становления, проблемы и перспективы.
Этика гражданственности. Политическая культура гражданина. Демократичность, плюрализм, толерантность – основные моральные принципы политических отношений.
Политическая компетентность, историческая память, национальное самосознание – моральные качества и нормы гражданского поведения. Экстремизм, национализм, терроризм, фанатизм как проявление антикультуры в политике. Гражданственность и формы социальной активности личности. Конформизм и нонконформизм.
Экологическая этика и биоэтика. Основные проблемы экологической этики. Новое экологическое мышление. Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Страдания и сострадание.
Тема 4. Сущность и особенности профессиональной этики психолога
Профессиональная этика психолога в прошлом и настоящем психологии. Методологические основы профессиональной этики психолога. «Этический парадокс» предмета и метода психологии. Этические аспекты отдельных областей работы психолога: консультирования психологического анализа социальных отраслей работы психолога, типичные нарушения этики психолога. Профессиональные деформации, «выгорания» и целостность личности психолога. Психология и религиозные убеждения специалиста. Основные этические противоречия. Основные этические проблемы и «соблазны» в психологической практике.
Тема 5. Духовно- нравственное формирование личности психолога.
Личностные качества психолога – залог успеха в работе психолога. Ценностные ориентиры в деятельности психолога. Этические принципы в деятельности психолога. Умение владеть собой в любой ситуации – главный принцип в работе психолога. Основные характеристики личности психолога: чувство долга; ответственность; сострадание; милосердие; терпение; стремление к самосовершенствованию; чувство собственного достоинства; уважение к человеку. Основные этические принципы работы психолога: принцип компетентности; принцип беспристрастности; принцип конфиденциальности; принцип осведомленного согласия.
Тема 6. Корпоративная культура, этика делового общения.
Биоэтика как нормативное учение о ценностном отношении к Жизни. Этические нормы охраны здоровья человека как биотической системы человека. Деонтология как этическое учение о должном и сущем. Проблема одиночества. Общение как нравственная ценность. Человек для другого цель или средство? Этика интимных ситуаций. Правила взаимоотношения психолога и клиента: взаимоуважение, безопасность применяемых методик; сотрудничество психолога и клиента; беспристрастность психолога; контролируемость сведений психологического характера и их корректное использование. Этические кодексы психологов.
Тема 7. Основные нормы этикета. Служебный этикет психолога.
Этикет – поведенческий язык культурного общения. Понятие и предназначение этикета. Этикет как внешнее проявление внутренней культуры личности. Этикет и мораль. Отражение в этикете социокультурных и национальных особенностей. Основные требования этикета психолога: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, деликатность, корректность. Уважение к клиенту, любезность, почтительность как показатели культуры психолога. Формы повседневного общения психолога: беседы, встречи, прием клиентов. Телефонные переговоры. Культура речи.
2. Методические указания к выполнению контрольной работы
Выполнение контрольной работы является обязательным условием при подготовке и сдаче зачета по курсу «Профессиональная этика ». Написание контрольной работы способствует:
- Организации и активизации самостоятельной работы студента по изучению предмета в межсессионный период.
- Проверке студентом уровня своих знаний и умений по данной дисциплине и степени готовности к сдаче зачета.
- Возможности проверки преподавателям самостоятельной работы студента.
По курсу «Профессиональная этика» студенту предложены десять вариантов контрольных работ по 3 вопроса в каждом. Вопросы соответствуют основным темам программы предмета. Работа пишется только по одному варианту. Вариант контрольной работы студент определяет в соответствии с порядковым номером своей зачетной книжки (от 1 до 10).
Например, порядковый номер зачетной книжки – 1 значит, контрольная работа пишется по первому варианту, порядковый номер зачетной книжки – 0, значит по 10 варианту и т. д. Правильность выбора варианта контрольной работы преподаватель проверяет по номеру зачетной книжки студента.
При выполнении контрольной работы студент должен учитывать следующие требования:
- Приступая к выполнению контрольной работы, обязательно внимательно ознакомится с программой курса;
- При ответе на заданные вопросы необходимо раскрыть суть основных категорий, связанных с проблематикой заданий;
- Контрольные задания переписывать полностью, без сокращения;
- Отвечать на вопросы необходимо в той последовательности, в которой они даны в задании. Третий вопрос в контрольной работе требует самостоятельного рассуждения;
- При цитировании первоисточников указывать все их выходные данные (фамилия авторов или составителей, название работы, место и год ее издания, страницы;
- В конце задания указывать литературу использованную при его выполнении;
- Контрольная работы может быть оформлена в обычной школьной тетради в рукописном виде или на листах бумаги формата А 4 машинописном или рукописным способом. Объем не менее 12 – 15 страниц. Почерк должен быть разборчивым, писать и печатать через интервал;
- На титульном листе контрольной работы указывается следующие сведения: название вуза; дисциплина, по которой пишется контрольная работа; номер варианта работы; фамилия, имя, отчество студента; шифр группы (название специальности);
- Работа должна выполняется студентом самостоятельно. Если преподаватель усомнится в том, что студент работал самостоятельно, то студенту будет предложено пройти собеседование по контрольной работе;
- Работа представляется и регистрируется в методическом кабинете за 2 недели до начала сессии и защищается устно во время зачета.
3. Контрольные задания:
ВАРИАНТ 1
- Что такое этика? Предмет, структура, задачи.
- Категория добра и зла в истории этической мысли.
- Нравственные принципы и нормы в профессиональной деятельности психолога.
ВАРИАНТ 2
- Этические учения Древнего Мира.
- Происхождение и определение морали.
- Существуют ли случаи этически оправданного отступления от нормы «не лги»?
ВАРИАНТ 3
- Этика античности.
- Моральные нормы, ценности, категории нравственного сознания.
- Право человека на жизнь и право человека на смерть. Как это следует понимать?
ВАРИАНТ 4
- Этическое сознание Средневековья и Возрождения.
- Свобода и ответственность личности.
- Проблема дистанции в общении «психолог-клиент».
ВАРИАНТ 5
- Этическая мысль Нового времени.
- Долг – императив моральной регуляции.
- Внутренний и внешний имидж психолога.
ВАРИАНТ 6
- Этика XX- XXIвв.
- Совесть как страж нравственности и добра.
- «Уважай мысли и чувства братье своих» — Какой смысл вложил в эти слова Д.С. Лихачев?
ВАРИАНТ 7
- Религиозное направление в этике XXв.
- Понятие чести и достоинства в профессиональной деятельности психолога.
- Зачем человеку этикет?
ВАРИАНТ 8
- Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным — не будучи нравственным?
- Смысл, осмысленность и цель жизни.
- Что такое «хорошие манеры»?
ВАРИАНТ 9
- «Ты навсегда в ответе за всех кого приручил» (А.де Сент-Экзюпери).
Согласны ли вы с этим?
- Общение: искусство или наука?
- Золотое правило нравственности и его роль в реальном опыте нравственной жизни человека и общества.
ВАРИАНТ 10
- Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
- Милосердие как нравственный принцип отношения человека к человеку.
- Причины деформаций и выгорания в деятельности психолога.
4. Вопросы к итоговому контролю
- Предмет, структура и задачи этики.
- Этика как нравственный опыт и система ценностей
- Этические учения Древнего Востока.
- Этика античности.
- Особенности христианской этики
- Категорический императив и И. Канта и его основные формулировки.
- Этика XXвека.
- Психолог – профессия творческая.
- Этика на рубеже XX-XXIвеков: новые идеи.
- Мораль. Происхождение и сущность.
- Мораль и нравственность.
- «Золотое правило нравственности» — его сущность.
- Моральные ценности человека в основных категориях этики.
- Структура морали. Основные функции морали.
- Понятие добра. Добро и польза.
- Понятие зла. Откуда в мире зло?
- Диалектика добра и зла.
- Свобода и ответственность.
- Перед кем ответственен современный человек?:
- Суровый мир долга.
- Совесть – внутренний страж.
- Честь и достоинство современной личности.
- Правда как высшая ценность.
- Ложь и обман. Допустимы ли они в межличностных отношениях?
- Справедливость: история и виды.
- Любовь как ценность.
- Счастье и смысл жизни.
- Социально – нравственные добродетели.
- Моральные конфликты: предупреждение и преодоление.
- Этика межличностных отношений в деятельности психолога.
- Этика делового общения специалистов.
- Проблема культуры общения в современном обществе.
- Этика семейных отношений.
- Этика и этикет. История и современность.
- Этика психолога. Профессиональный долг и деонтология.
- Альтруизм и эгоизм в жизни современного человека.
- Основные ценности современного человека: гедонизм, префекционизм, утилитаризм. Оправданы ли они?
- Пути нравственного самосовершенствования молодого специалиста.
- Нравственные ценности Ветхого и Нового Завета.
- Толерантность в общении: границы, мера, значения.
- Добро и зло: взаимоисключение или взаимодополнение.
- Роль этикета в деловом общении.
- Уважение и унижение клиента, в чем они проявляются?
- Внутренний и внешний имидж психолога?
- Нравственные аспекты оценки труда психолога.
- Что значит «Не навреди» в работе психолога?
- Долг и совесть.
- Морально-этические проблемы межличностного общения.
- Этикет как внешнее проявления нравственной культуры.
- Основные положения кодексов профессиональной деятельности психолога.
5. Глоссарий
АВТОРИТАРИЗМ- власть, основанная на слепом подчинении авторитету.
АДЕКВАТНОСТЬ- соответствие, равнозначность.
АКСИОЛОГИЯ- этико-философское учение о моральных ценностях.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – ориентация на человека (греч.-антро-пос) как центральную и высшую ценность мироздания.
АСКЕТИЗМ- отречение от жизненных благ, воздержание, самоограничение.
ГЕДОНИЗМ — ориентация на принцип наслаждения, удовольствия.
ГЕНЕЗИС- зарождение, формирование, становление какого-либо явления.
ГУМАНИЗМ– 1) человеколюбие как моральный принцип. 2) этико – философское направление.
ДЕТЕРМИНИЗМ — признание причинной связи и взаимообусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).
ДИССИДЕНТСТВО- инакомыслие.
ДОГМАТИЗМ- некритическое мышление, опирающееся на некие абсолютные и вечные истины (догмы), изначально принятые на веру.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ- опознание, определение.
ИМПЕРАТИВ- моральная норма, содержащая повеление, долженствование.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ- отрицание причинной обусловленности не щей и событий.
ИНДИФФЕРЕНТНЫЙ- безразличный, равнодушный, безучастный.
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ- учение в рамках прагматизма, трактующее разум, мышление как инструмент разрешении реальной Ситуации
ИНТУИТИВИЗМ-течение этики, утверждающее самоочевидность моральных истин, непостижимость их с помощью разума и научного анализа.
ИРРАЦИОНАЛИЗМ- отрицание разума как ОСНОВЫ ПОЗНИНИЯ ориентация на чувства, эмоции, религиозную веру.
ИСТЭБЛИШМЕНТ- устоявшаяся система отношении в обществе( определяющая его нравственные ценности и благопристойность.
КИНИЗМ- школа античной этики, в основе которой лежит пренебрежение ко всем социальным и моральным связям.
КОНФОРМИЗМ- приспособленчество, отказ от самостоятельных решений (противоположен нонконформизму).
КРИТЕРИЙ- признак, удостоверяющий истинность или ложность явления, идеи, мерило оценки.
МЕНТАЛИТЕТ(ментальность) — определенный образ и тип мышления; склад ума и характер чувств.
МИЗАНТРОПИЯ — нелюбовь к людям, человеконенавистничество.
МИСТИЦИЗМ- познание, основанное на экстатическом общении с потусторонними силами (противоположно научному познанию).
МОДАЛЬНОСТЬ — выражение утверждения, пожелания, требования.
НАТУРАЛИЗМ- (в этике) подход, выводящий моральные ценности из природы.
НЕГАТИВИЗМ- отрицательное отношение к действительности.
НИВЕЛИРОВАТЬ- сглаживать различия, приводить к одному уровню.
НИГИЛИЗМ- отрицание общепринятых моральных принципов.
НОНКОНФОРМИЗМ- несогласие, противостояние устоявшимся нравам и порядкам.
ОПТИМИЗМ- вера в лучшее будущее (противоположно пессимизму).
ОРТОДОКСАЛЬНЫЙ- неуклонно следующий какому-либо учению.
ПАРАДОКС — неожиданное, непривычное рассуждение, противоречивое утверждение.
ПЛЮРАЛИЗМ- признание множественности факторов или точек зрения.
ПОЗИТИВИЗМ- философское течение, признающее подлинным, позитивным знание, дающееся в непосредственном опыте.
ПАЦИФИЗМ- моральное осуждение и борьба с любым видом войн.
ПЕССИМИЗМ- негативное, упадническое представление о мире.
ПРАГМАТИЗМ- учение, определяющее истинность моральной теории ее «работоспособностью», «целесообразностью», «практическим результатом».
ПРОТЕСТАНТИЗМ- христианское вероучение, отрицающее роль церкви и базирующееся на индивидуальной вере.
ПУРИТАНСТВО- строгая нравственность, требующая безукоризненного поведения.
РАЦИОНАЛИЗМ- ориентация познания на разум, логическое мышление.
РЕЛЯТИВИЗМ — множественность, относительность моральных позиций.
РЕФЛЕКСИЯ- «мышление о мышлении», философское осмысление, самосознание.
РИГОРИЗМ- строгое, непреклонное проведение принципов долженствования.
СКЕПТИЦИЗМ- (в этике) сомнение в достоверности моральных истин.
СОФИСТИКА- 1) словесные ухищрения, преднамеренно вводящие в заблуждение; 2) древнегреческое философское учение.
СТОИЦИЗМ- 1) стойкое перенесение жизненных испытаний: 2) античное философское учение.
СХОЛАСТИКА- 1) формальные рассуждения, оторванные от практики; бесплодные умствования; 2) направление христианской этики, включающее элементы рационализма в теологические рассуждения.
ТЕЛЕОЛОГИЯ- учение о целесообразности всего сущего.
ТЕОЛОГИЯ- учение о сущности и действии Бога.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ- терпимость к чужим мнениям и верованиям.
ТОМИЗМ — религиозная этика и философия на основе учения Фомы Аквинского.
ТОТАЛИТАРИЗМ- государственная власть, охватывающая все без исключения стороны общественной жизни.УТИЛИТАРИЗМ- натуралистическая этика, ориентирующая на принцип пользы.
ФАТАЛИЗМ– мировоззренческая позиция, выражающая идею предопределенности, в том числе человеческой судьбы.
ЦИНИЗМ- бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали.
ЭВДЕМОНИЗМ- натуралистическое учение, опирающееся на категорию «счастье».
ЭВТАНАЗИЯ- ускорение смерти безнадежно больного человека.
ЭМОТИВИЗМ- учение, сводящее моральные высказывания к выражению эмоций, непроверяемому эмпирически.
ЭМПИРИЗМ- признание опыта и чувственного восприятия единственным достоверным средством познания.
ЭТОС- обычай, совокупность нравов, сложившихся в какой-либо социальной среде.
6. Список литературы
а) основная литература:
1. Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога. Учебное пособие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010.
2. Пряжников Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008.
3. Золотухина-Аболина Е.В. Современная этика. Учебное пособие. –3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: МарТ, 2010.
б) дополнительная литература:
- Аристотель. Этика к Никомаху. Соч. в 4-х томах. М., 1983. Т.У.
- Фромм Э. Искусство любить. – М., 1990.
- Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
- Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.
- Библия. Любое издание.
- Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. М., 1987.
- Иванов В.Г. История этики Древнего мира, – Л., 1989. История этики средних веков. – Л., 1984. Очерки этической мысли в России конца XIX– началаXXв., М., 1985.
- Мень А. Сын человеческий. М., 1993.
- Голубева Г.А. Этика. Учебник. М., Экзамен, 2007.
- Гравицкий А. Основы деловой этики. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2007.
- Зеленкова И.Л. Этика. Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003.
- Бротусь Б.С. Психология и этика. Возможна ли нравственная психология? Человек. № 1, 1998.
- Веселова Е.К. Психологическая деонтология: мировоззрение и нравственность личности. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002.
Бачинин В.А. Этика: энциклопедический словарь. М.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.
Учебно-методическое издание
Профессиональная этика
Методические указания к самостоятельному изучению курса и выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, подготовки 030300.62 «Психология».
Составитель: З.И. Иванова, доцент.
Ответственный редактор:В.А. Козловская, кандидат философских наук, доцент, профессор НОУ ВПО СИБУП.
Оригинал-макет и вёрстка И.А.Скворцовой.
Подписано в печать 28.06.13 |
Сдано в производство |
Формат 14,85х21,0 |
Бумага потребительская. |
Печать трафаретная. |
Усл. печ. л. 1,375 |
Изд. № 141 |
Заказ № |
Тираж экз. 50 |
завод — экз. |
Редакционно-издательский отдел НОУ ВПО СИБУП.
660037, Красноярск, ул. Московская. 7 «а»
Отпечатано на участке множительной техники НОУ ВПО СИБУП
22