Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста)

Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта и Туризма. Валеология. Тема: Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста).

Выполнила: ученица 4 курса, 4 факультета, 1 группы З. Наталья Москва, 2004 г. Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Выработка отношения — важнейшее условие оздоровления общества.Стратегия валеологии — увеличение количества и качества здоровья.

Валеология — эта наука о здоровье, о здоровом человеке. Валеологическое воспитание должно быть направлено на развитие валеологического сознания личности, которое включает валеологические знания; о трех основных направлениях — взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром.Чувство и валеологическая ответственность побуждает человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные последствия в отношении собственного организма и образа жизни.

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качество питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14 % детей практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания.

Зачастую у родителей отсутствует интерес к состоянию здоровья своих детей. Забота о больном ребенке вытесняет заботу о здоровом. По данным Министерства Образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21 % составляют факторы внутришкольной среды.Это большая наполняемость классов; уровень освещенности в школах значительно занижен; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучного психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической обстановки.

С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей.Протяженность работы, сидя, на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника.

9 стр., 4068 слов

Физическое развитие и воспитание ребёнка второго года жизни

... Физическое развитие ребёнка второго года жизни Развитие речевого аппарата Сбалансированное питание ребёнка Эстетическое развитие ребёнка Игровая деятельность ребёнка Новообразование - ... сохранение, но и количественное увеличение здоровья. На втором году жизни ребенок осваивает сложные движения: ходьбу, лазанье ... количестве, в том числе куклы, изображающие людей и животных, кубики из которых можно ...

Близорукость /миопия/, связанная со значительной зрительной нагрузкой. Обучение в школе зачастую связано с резким уменьшением числа здоровых по зрению детей, ростом патологии.Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы — 13%. Велико число детей с неврологической патологией /заикание, ночной энурез и др./, выявляются функциональные изменения сердечно — сосудистой системы — 9%, многие дети болеют кариесом.

Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера.Причинами неблагополучия со здоровьем школьников являются внутришкольные факторы: I. Действующий в школе учебный план обрекает учащихся на перегрузку. II. Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года. Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы /умственной работоспособности/ улучшаются, к концу занятий эти показатели ухудшаются.

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы /уроки труда, физкультуры/, у детей дольше сохраняется работоспособность.Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник и среду, а наиболее низкой на пятницу и субботу. При составлении расписания не учитываются дни повышенной и пониженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

23 стр., 11195 слов

Процесс образования детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью

87 Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы развития детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью 1.1 Нормативно-документальные основы обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью 1.2 Психолого-педагогическое изучение детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью Выводы Глава 2. Развитие детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью 2.1 Проектирование ...

III. Перегруженность учебных программ, посещение дополнительных уроков повышает нагрузку выше всяких гигиенических нормативов.IV. Школьная мебель не имеет маркировки, а поэтому не подбирается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Это одна из причин нарушений осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Для нормального роста и развития детей, укрепление их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, охраны зрения, состояния психологических функций важное значение имеют такие факторы, как уровень освещенности в школьных помещениях, т.е. качество воздушной среды.Из-за плохой вентиляции и нерегулярного проветривания классных комнат температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3-5С (в норме должно составлять 18-20С).

Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности учащихся к концу уроков.

В младших классах обязательно нужно проводить физминутку во время каждого урока и ежедневно проводить точечный массаж для повышения сопротивляемости организма детей при простудных заболеваниях.Низкий уровень физического здоровья ребенка закономерно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу, снижает его познавательные интересы.

Констатируется много конфликтов между детьми, возникающих на основе отрицательных эмоций, раздражения и усталости.Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести валеологическую работу в школе. 2. Усилить работу с родителями. 3. Пропагандировать здоровый образ жизни. Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести борьбу с вредными привычками; 2. Проводить профилактическую работу по устранению заболеваний как зоб, ОРЗ, ОРВИ, верхних дыхательных путей; 3. Проводить санацию ротовой полости; 4. Укрепление здоровья детей через уроки здоровья и физической культуры.

Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экономической обстановки в местах проживания, качество питания медицинского обслуживания, профилактические работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

11 стр., 5443 слов

Слабовидящие дети как объект социальной работы

1. Слабовидящие дети как объект социальной работы 1.1 Эволюционный подход к анализу теоретической базы Известно, что зрительное восприятие мира является сложной системой взаимосвязанных между собой механизмов поиска, обнаружения, различения, опознания, анализа и синтеза признаков предметного мира. При нарушенном зрении значительная часть периферийной система зрения страдает, что обуславливает ...

Список литературы: Войнов В.Б Лысенко С.С Кутасов С.Е. Результаты валеологического контроля занятий оздоровительной гимнастикой и спортом в начальной школе // Валеология 2000 №2 Зайцев Г.К Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! – СПб 2000. – 16 с. Зайцев Г.К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 3-е изд — СПб 2001 Кураев Г.А Чораян И.О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психо-эмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках // Валеология 2001 №1 Кураев Г.А Леднова М.И Морозова Г.И Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология 2002 №3 Кураев Г.А Иваницкая Л.Н. Особенности суммарной электрической активности мозга у детей 6-10 лет // Валеология 2003 №1 Литвиненко О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания // Автореф. канд. дисс Ростов-н/Д, 2002 Литвиненко О.В. Время сенсомоторной реакции и внимание в детском возрасте // Валеология 2000 №2 Пименов Ю.С Ларионов Ю.К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем Самара: Самар. дом печати, 1999 Торохова Е.И. Валеология: Словарь М.: ФЛИНТА; Наука, 1999.