Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста)

Российский Государственный Университет Физической Культуры Спорта и Туризма. Валеология. Тема: Причины заболеваний и их последствия (дети младшего школьного возраста).

Выполнила: ученица 4 курса, 4 факультета, 1 группы З. Наталья Москва, 2004 г. Состояние здоровья современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Выработка отношения — важнейшее условие оздоровления общества. Стратегия валеологии — увеличение количества и качества здоровья.

Валеология — эта наука о здоровье, о здоровом человеке. Валеологическое воспитание должно быть направлено на развитие валеологического сознания личности, которое включает валеологические знания; о трех основных направлениях — взаимодействие человека с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром. Чувство и валеологическая ответственность побуждает человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные последствия в отношении собственного организма и образа жизни.

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей, школы и образовательных учреждений. Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качество питания, медицинского обслуживания, профилактическая работа с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35−40% имеют хронические заболевания.

Зачастую у родителей отсутствует интерес к состоянию здоровья своих детей. Забота о больном ребенке вытесняет заботу о здоровом. По данным Министерства Образования России, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. Это большая наполняемость классов; уровень освещенности в школах значительно занижен; перегруженность учащихся основными и дополнительными занятиями; неблагополучного психологического климата школьных коллективов; неоправданная интенсификация образования на фоне ухудшения социально-экономической обстановки.

11 стр., 5341 слов

Эмоции и их роль в жизни человека

... его миру. Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность. Эмоции необходимы для ... разлитое, общее состояние. Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и, особенно, от ... нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до ...

С началом занятий в школе дети проводят уже гораздо меньше времени на воздухе, часто нарушается их режим питания. Отсюда высокая частота инфекционных, аллергических, сердечно-сосудистых и желудочно-кишечных заболеваний. Увеличивается число тучных детей. Протяженность работы, сидя, на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника.

Близорукость /миопия/, связанная со значительной зрительной нагрузкой. Обучение в школе зачастую связано с резким уменьшением числа здоровых по зрению детей, ростом патологии. Среди эндокринных нарушений наиболее часты заболевания щитовидной железы — 13%. Велико число детей с неврологической патологией /заикание, ночной энурез и др./, выявляются функциональные изменения сердечно — сосудистой системы — 9%, многие дети болеют кариесом.

Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера. Причинами неблагополучия со здоровьем школьников являются внутришкольные факторы: I. Действующий в школе учебный план обрекает учащихся на перегрузку. II. Функциональное состояние физиологических систем организма четко проявляется в уровне умственной работоспособности школьников и ее динамике в течение учебного дня, недели и года. Установлено, что со второго урока показатели интенсивности работы /умственной работоспособности/ улучшаются, к концу занятий эти показатели ухудшаются.

13 стр., 6290 слов

Проблема социально и педагогически запущенных детей в начальной школе

... Проводимое при наборе детей в школу психологическое тестирование ставит задачу отследить детей ... внимания, работоспособности ученика. Зачастую педагогически запущенные дети становятся успевающими ... жизненный опыт детей. Поэтапное формирование умственных действий. Опережающее ... здоровья детей, отклонения в развитии личности и поведении ребенка. Усложнение социально-педагогической ситуации развития ребенка ...

Когда в расписании чередуются «трудные» и «легкие» предметы /уроки труда, физкультуры/, у детей дольше сохраняется работоспособность. Изучение динамики умственной работоспособности от начала к концу недели показало, что дни наиболее высокой работоспособности приходятся на вторник и среду, а наиболее низкой на пятницу и субботу. При составлении расписания не учитываются дни повышенной и пониженной работоспособности, время, наиболее благоприятное для занятий сложными и трудными предметами.

III. Перегруженность учебных программ, посещение дополнительных уроков повышает нагрузку выше всяких гигиенических нормативов.IV. Школьная мебель не имеет маркировки, а поэтому не подбирается в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.

Это одна из причин нарушений осанки, сколиозов и других нарушений опорно-двигательного аппарата. Для нормального роста и развития детей, укрепление их здоровья, повышения физиологической и иммунной реактивности организма, охраны зрения, состояния психологических функций важное значение имеют такие факторы, как уровень освещенности в школьных помещениях, т. е. качество воздушной среды. Из-за плохой вентиляции и нерегулярного проветривания классных комнат температурный режим в них превышает гигиенические нормы на 3−5С (в норме должно составлять 18−20С).

Это вызывает напряжение терморегуляторных процессов и резкое снижение умственной работоспособности учащихся к концу уроков.

В младших классах обязательно нужно проводить физминутку во время каждого урока и ежедневно проводить точечный массаж для повышения сопротивляемости организма детей при простудных заболеваниях. Низкий уровень физического здоровья ребенка закономерно влияет на интеллектуальную и эмоциональную сферу, снижает его познавательные интересы.

Констатируется много конфликтов между детьми, возникающих на основе отрицательных эмоций, раздражения и усталости. Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести валеологическую работу в школе. 2. Усилить работу с родителями. 3. Пропагандировать здоровый образ жизни. Рассмотренные причины отклонения здоровья детей позволяют делать выводы: 1. Вести борьбу с вредными привычками; 2. Проводить профилактическую работу по устранению заболеваний как зоб, ОРЗ, ОРВИ, верхних дыхательных путей; 3. Проводить санацию ротовой полости; 4. Укрепление здоровья детей через уроки здоровья и физической культуры.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению Содержание

... полушарий мозга, что проявляется в повышении работоспособности, улучшении настроения, активизации внимания, Развивает ... формирования нравственного облика ребенка, его творческого потенциала. Наиболее развернуто обосновал свою ... касается педагогики творчества. Поэтому, целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для ... говорит о возможных проблемах со здоровьем. Следующая функция: голос – ...

Здоровье зависит от социально-экономического положения детей, экономической обстановки в местах проживания, качество питания медицинского обслуживания, профилактические работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Список литературы: Войнов В. Б Лысенко С. С Кутасов С.Е. Результаты валеологического контроля занятий оздоровительной гимнастикой и спортом в начальной школе // Валеология 2000 № 2 Зайцев Г. К Эргардт Е.Г. Ребята, растите здоровыми! — СПб 2000. — 16 с. Зайцев Г. К. Школьная валеология: педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. — 3-е изд — СПб 2001 Кураев Г. А Чораян И.О. Влияние личностных характеристик на параметры адаптивности и изменение психо-эмоционального тонуса при умственных и физических нагрузках // Валеология 2001 № 1 Кураев Г. А Леднова М. И Морозова Г. И Иваницкая Л.Н. Исследование механизмов формирования, развития и сохранения психофизиологического здоровья в динамике обучения // Валеология 2002 № 3 Кураев Г. А Иваницкая Л.Н. Особенности суммарной электрической активности мозга у детей 6−10 лет // Валеология 2003 № 1 Литвиненко О.В. Психологические и психофизиологические особенности внимания у здоровых детей и детей с синдромом дефицита внимания // Автореф. канд. дисс Ростов-н/Д, 2002 Литвиненко О.В. Время сенсомоторной реакции и внимание в детском возрасте // Валеология 2000 № 2 Пименов Ю. С Ларионов Ю.К. Здоровье и медицина сегодня и в будущем Самара: Самар. дом печати, 1999 Торохова Е.И. Валеология: Словарь М.: ФЛИНТА; Наука, 1999.

3 стр., 1462 слов

Рекомендации педагогам и родителям по сопровождению ребенка с учетом особенностей восприятия

... нового материала зрительными образами. Учет сенсорно-перцептивных особенностей детей позволит педагогу и родителю избежать многих трудностей ... и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания - помнят общее впечатление. Запоминают, двигаясь. ... им верный вариант ответа. Направление взгляда – вниз. Особенности внимания - кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, ...

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector