Предмет, задачи, методы психологии

Определения:

Ощущение — отражение свойств предметов окружающего мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Психофизика — наука, изучающая отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений.

Восприятие — (или перцепция) — это совокупность процессов, посредством которых формируется идеальная модель (субъективный образ) объективно существующей реальной действительности.

Представление — это отражение объективной реальности на чувственном уровне без воздействия наличного раздражителя.

Память — совокупность процессов, обеспечивающий восприятие, запечатление, хранение и воспроизведение (извлечение) информации.

Внимание — сквозной психический процесс, организация пс. деятельности, осуществляющая регуляцию и контроль. Отражает сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте.

Мышление — высший психический процесс социально опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза при обязательном участии языка (речи).

Речь — это специфический человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств, способ общения и отражения эмоционального отношения к действительности (Лущихина).

Эмоции — целостная реакция организма, сквозной психологический процесс отражения отношений субъекта к объекту.

Стресс — физиологической реакция организма на действие отрицательных факторов, представляющих угрозу для организма.

Психологическая защита - это подсознательная система моделей поведения, сфор­мированная на основе жизненного опыта человека и ограждающая его от отрицательных эмоций страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира.

Характеристики:

Дополнительные знания по темам, которые у вас могли бы быть после лекций:

  1. Предмет, задачи, методы психологии.

Представители объективной психологии: Вундт, Эббингауз, Спенсер, Рибо, Бине, Джемс.

Представители психоанализа: Фрейд.

6 стр., 2992 слов

Реалити-шоу: форма отражения действительности или мыльная опера?

... задаются вопросом, являются ли реалити-шоу уникальной формой отражения действительности, или это всего лишь «мыльная опера»? Ответ на ... Итак, цель - выяснить, является ли реалити - шоу отражением действительности, или это всего лишь мыльная опера. Для достижения цели ... мыльной оперы. Часть 2. Реалити-шоу - это отражение действительности Современный образ жизни диктует свои пристрастия и интересы. ...

Представители бихевиоризма: Скиннер, Уотсон, Торндайк.

Психические явления включают в себя: психические процессы, состояния и свойства.

Психическое состояние — относительной устойчивое явление психич. Деятельности, характеризующее психику в целом, фон, на котором протекают психические процессы, он может благоприятствовать протеканию и наоборот.

Психические свойства — устойчивые образования обеспечивающие определенный уровень деятельности и поведения, типичные для данного человека.

Психические процессы:

1. Познавательные психические процессы (когнитивные), в них отражаются свойства окружающего мира:

а).

процесс чувственного познания:

  • ощущения
  • восприятие
  • представления

б).

логического познания:

  • мышление

2. Регуляторные психические процессы:

а).

внимание

б).

воля

3. Эмоциональные психические процессы:

а) эмоции

б).

чувства

4. Интегративные психические процессы:

а).

память

б).

речь

Психические состояния:

  1. Настроение
  2. Аффект
  3. Стресс (физиологический, психологический)
  4. Прострация (на непреодолимое припятствие)

Психические свойства:

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. Способности
  4. Направленности

Классификация методов по Б.Г.Ананьеву.

1) Организационные методы

  1. Лонгитюдный метод (дает динамику функций)
  2. Метод поперечных срезов (дает возрастную изменчивость функций)
  3. Комплексный метод
  4. Сравнительный метод

2) Эмпирические методы.

7 стр., 3342 слов

Анализ процессов управления в компании на стадии зарождения (на примере кредитного брокера)

... компании. Цель курсовой работы - Изучение и анализ процессов в компании на стадии зарождения, выделение особенностей ... дедуктивные методы. Для проведения маркетинговых исследований использовался интегральный балльный метод оценки, полевые методы исследования, SWOT-анализ. . Анализ рынка ... в Российской Федерации»/Система Консультант плюс .Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.1993 г. ...

1. Обсервационные методы (наблюдение, самонаблюдение)

2. Экспериментальные методы (лабораторный, естественный, обучающий)

3. Праксиметрические методы (анализ продуктов и процессов деятельности)

4. Психофизиологические методы

5. Биографический метод

6. Психодиагностические методы (соц. анкета, опросники, интервью, тесты психометрические и проективные).

7. Моделирование

3).

Обрабатывающие методы

1. Математическая статистика

2. Корреляционный анализ

3. Факторный анализ

4. Регрессионный анализ

5. Контент-анализ

6. Дисперсионный анализ и т. д.

I Количественный анализ (статистический)

II Качественный (дифференциация по типам, группам = категоризация количественно обработанного материала)

4).

Интерпретационные методы

1. Метод описания генетических связей и возрастной динамики

2. Описание структурно-динамических связей.

  1. Ощущения, восприятие, представления.

Закон Вебера: Отношение едва заметного изменения раздражителя (∆I) к его исходной величине (I) постоянно: ∆I/I= const

Закон Фехнера: для каждого из чувств есть некое относительное значение увеличения раздражения, которое всегда вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущений: S=K log R+C (где, S — величина ощущения; К и С — экспериментально установленные постоянные; R — величина раздражения).

Эмпирические характеристики восприятия:

Первичные характеристики:

1. Пространственные характеристики. Локализация объекта в пространстве. 3 новых качества: 1) Трехмерность, глубина. 2) Форма. 3) Величина.

6 стр., 2845 слов

Методы анализа документов

... отмечается главная черта неформализованного анализа документа как метода исследования: понимание, восприятие текста здесь происходит в ... тому или иному человеку: статистические материалы, протоколы собраний, законы, финансовая отчетность и т.д. ... самого феномена. Характеристика видов и методических особенностей формализованного анализа документов: информационно-целевой анализ, контент-анализ. Как ...

2. Временные характеристики.

1) Длительность 2) Последовательность 3)0дновременность — ведущая характеристика.

3. Модальность — образы полимодальны, но бывают и мономодальные; формируется на основе совместной деятельности ряда анализаторов.

4. Интенсивность — зависимости от интенсивности стимула нет.

Вторичные характеристики:

1. Предметность — это отношение фигуры и фона Фигура выступает вперед, структурирована. Фон размыт.

2. Целостность — показывает отношение элементов и целого. Целое доминирует над элементами. Целостность проявляется во всех модальностях.

Элементы объединяются в целое, если на них воздействую:

  • Фактор близости;
  • Фактор однородности;
  • Фактор замкнутости
  • Закон коллективного движения;
  • Закон достраивания до целого.
  • Закон хорошей формы (закон прегнантности, или упорядоченности).

3. Константность — относительное постоянство адекватного отражения свойств и качеств объектов в изменяющихся условиях среды. Это приобретенное качество.

Структурная константность (целостность) — относительная независимость образа от частей или элементов.

Функциональная константность — независимость образа от фона.

4. Обобщенность — относительная независимость от вариаций фигуры внутри класса.

В отличие от ощущений, восприятие не зависит от внешней среды, это высокоорганизованный вид отражений.

Характеристики, специфичные для человека:

  1. Осмысленность — обратное влияние мышления на восприятие.
  2. Избирательность — влияние личностных особенностей и мотивов (текущих потребностей, прошлого опыта, задач деятельности).
  3. Историчность — влияние на восприятие конкретного социума, культуры; символический аспект (напр., восприятие предметов искусства различной эпохи).

Эмпирические характеристики представлений:

Первичные характеристики:

1. Пространственные характеристики: Панорамность; Форма при представлении стремится к обобщенност; Выпадение абсолютных величин.(Наблюдение размера)'

22 стр., 10553 слов

Психологический анализ описательной речи детей и ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоц

... ее развития показывает тесную связь с процессами восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, эмоциональной сферы. При рассмотрении ... использование различных способов межфразовой связи); полнотой характеристики внешних признаков или внутренних качеств объекта описания ... и формирование общих понятий является основой совершенствования мыслительной деятельности — умения обобщать, делать выводы, ...

2. Временные характеристики: Длительность — Деформируется в зависимости от эмоциональной окраски событий и их заполненности действием; Последовательность; Одновременность.

3. Модальность. Происходит потеря информации об образе, смещение к более общему модальному качеству.

4. Интенсивность. Бледность. Образ представлений по интенсивности проигрывает образу восприятия. Интенсивность зависит не только от функционирования анализатора, но и от состояния организма (голод/сытость).

Вторичные характеристики.

  1. Образ представлений несет потери за счет внутренних помех.
  2. Неустойчивость. Образ может появляться и исчезать, частично или полностью.
  3. Фрагментарность. Восприятие — целостно. При попытке восстановить все стороны и черты предмета оказывается, что некоторые части вообще не представлены.
  4. Отделение фигуры от фона. Позволяет представить только фигуру или только фон.
  5. Обобщенность. Другой уровень относительно восприятия (дерево вообще).
  1. (Спец) Контролируемость — способность вызывать, удерживать и стирать образ представлений.
  1. Память. Внимание.

По времени закрепления и сохранения материала:

1) сенсорная (мгновенная) — доли секунды;

2) кратковременная (Функция — первичная ориентировка в пространстве: 1) Отражает быстро изменяющие процессы. 2) Фильтрует события по степени качественного многообразия. 3) Имеет ограниченный объем (7±2).

4) Реагирует на новизну сигнала, как поставщик информации для ДП.)

8 стр., 3816 слов

Мышление и мыслительные процессы

... проблемной ситуации. Для возникновения мыслительного процесса необходимы умение отделить новое от ... 4]. Высокие показатели по интеллекту прогнозируют успешность человека в ... , потребности общества, общественного производства, развития науки, техники, культуры. Именно ... (сравнение с образом в памяти). По мере взросления человек ... , интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и ...

3) оперативная (Функция — обслуживает актуальные действия и операции: 1) Точность, как показатель идентичности требуемого и сохраненного материала в памяти. 2) Скорость запоминания. 3) Длительность хранения информации. 4) Лабильность ОП — характеризуется соотношением между процессами сохранения и забывания информации. 5) Помехоустойчивость, т. е. устойчивость к действию внешних и внутренних помех.)

4) долговременная (Функция — предвосхищение, т. е. направленность на события высокой вероятности и перенос благоприятной реакции из прошлого в будущее: 1) Отражение длительно протекающих процессов. 2) Фильтрация событий по существенным взаимосвязям. 3) Фиксация опыта по степени общности и повторности событий.)

Кривая забывания Эббигауза. Забывание особенно интесивно протекает сразу после заучивания, а потом замедляется (чем б. осознан материал, тем м. он заб.)

Факторы, определяющие продуктивность запоминания:

Субъективные:

  1. Задача. Разные задачи активизирую различные способы мнемического действия.
  2. Состояние организма- в утомленном состоянии резко снижается запоминание.
  3. Эмоциональная окраска, интерес — значимый материал, связанный с интересами и потребностями человека запоминается лучше.

Объективные:

1. Обстановка

Характеристики материала:

  1. Осознанность материала — чем более осознан материал, тем медленнее он забывается.
  2. Объем запоминаемого материала. В увеличением объема — скорость запоминания падает.
  1. Положение элемента в ряду. Начало и конец ряда запоминаются лучше, чем его середина — фактор края.
  2. Наглядность.

Нарушения памяти.

  1. Ретроградная амнезия — нарушение памяти на события прошлого.
  2. Корсаковский синдром — нарушение памяти на текущие события.
  3. Нарушение динамики — в течение определенного отрезка времени пациент хорошо воспроизводит материал, а затем, спустя короткое время, информация не воспроизводится. Связано с заболеваниями сосудов головного мозга.
  4. Нарушения памяти при болезнях Пика и Альцгеймера.

Три вида внимания

16 стр., 7528 слов

Забывание как процесс памяти

... слабо ассоциированные с другими состояниями памяти, имеют организацию, находящуюся на у самой низкой ступени развития. Заканчивается этот процесс памятью чувственною, инстинктивною, глубоко лежащею в ... или даже весь организм, памятью, которая отличается самой высокой организацией»14. Первыми поражаются высшие функции, затем сфера эмоций и затем сфера навыков ...

  1. Непроизвольное — привлекается сильным, новым либо интересным раздражителем. В основе механизм ориентировочного рефлекса.
  2. Произвольное — обнаруживается в том, что субъект может намеренно сосредотачивать свое внимание то на одном, то на другом объекте
  3. Постпроизвольное внимание — сама деятельность переживается как лично значимая.

Характеристики внимания.

Статические:

  1. Объем
  2. Устойчивость.
  3. Предметность
  4. Концентрация

Динамические:

  1. Распределяемость
  2. Переключаемость.
  3. Колебания
  4. Интенсивность

5. Избирательность

  1. Мышление. Речь.

Соотношение непроизвольных и произвольно регулируемых, целенаправленных элементов мыслительного процесса. Основными тенденциями, определяющими течение и сцепление психических структур в ходе мыслительного процесса являются персеверативная и репродуктивная или ассоциативная.

  • Персеверативная тенденция заключается в том, что каждая отдельная предметная психическая структура, прежде всего представление, часто возвращается и вклинивается в течение мыслительного процесса.
  • Репродуктивная (ассоциативная) выражается в том, что в динамику мыслительного процесса проникают и воспроизводятся те психические предметные структуры (образные, понятийные, символические), которые в прошлом опыте были ассоциативно связаны с каждым из его компонентов. Персеверация и ассоциация сами по себе не могут объяснить и эмпирически исчерпать динамику мыслительного процесса.
  • Они являются пассивными, произвольно не управляемыми компонентами мыслительного процесса, тогда как детерминирующая тенденция является сознательно-произвольной регуляцией продвижения от вопроса или проблемы к их решению. Нормальная динамика мыслительного процесса предполагает определенное соотношение непроизвольно регулируемых ассоциативно-персеверативных и целенаправленных, произвольно регулируемых компонентов.

Понятие — это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений.

Виды мышления:

  1. Наглядно-действенное: вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В онтогенезе этот вид мышления преобладает у ребенка до 2−3-летнего возраста. Характеризуется высокой степенью эгоцентричности (фиксация точки отсчета на самом носителе психики); синкретизмом (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета — коллекция случайных признаков); трансдуктивный характер связи (от частного к частному); отсутствие иерархии (родо-видовые отношения, частное-общее).

    Для н-д мышления существует своя система критериев: эффективность выполнения задач, скорость их решения, количество используемых ходов по отношению к требуемым и т. д.

  2. Наглядно-образное: 2/3 — 6/7 лет. Основной единицей является образ. Также характеризуется синкретичностью, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. Этот вид мышления опирается на восприятие или представление — во многих случаях не требуется практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо представлять себе объект.
  3. Словесно-логическое (понятийное, абстрактно-логическое, речевое): мышление понятиями, лишенными непосредственной наглядности, присущей восприятию и представлениям. Характеризует старших школьников и взрослых, которые для решения задач пользуются суждениями, умозаключениями, готовыми знаниями, полученными другими людьми.

Законы психического развития.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия;).

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.

Одним из основных понятий теории Л.С. Выготского является понятие интериоризации. Суть его сводится к тому, что любая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР) — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

Период сенсомоторного интеллекта (0−2 года) — период развития организации перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром.

Период репрезентативного интеллекта и конкретных операций (2−11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2−7 лет) — переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим.

Подпериод конкретных операций (7−11 лет) — действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые «операциями».

Период формальных операций (11−15 лет) — познание становится гипотетико-дедуктивным.

Современные когнитивные теории интеллекта

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) считал, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей (вербальные, музыкальные, логико-математические, пространственные, телесно-кинестетические, внутриличностные и межличностные), встречающихся в различных сочетаниях. Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли.

Роберт Стернберг предложил «компонентную модель интеллекта» и «метод компонентного анализа», рассматривающие умственные процессы дифференцированно и выделяющие отдельные компоненты. Согласно Стернбергу, интеллект является сложным понятием, несводимым к отдельным способностям и функциям, и имеет непосредственное отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект).

  1. Эмоции.

субъективный компонент (отражение состояния человека), но и познавательный компонент — отражение объектов и явлений, имеющих определенное значение для потребностей, целей, мотивов человека, переживающего эмоции.

Возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутр. органов: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной систем. Кора больших полушарий оказывает регулирующее, тормозящее влияние на подкорковые центры — т.о. сдерживаются внешние выражения чувств.

Свойства эмоций:

Т. Томашевски (Tomaszewski, 1946) четыре фазы развития эмоции: фазу кумуляции (накопления, суммации), взрыв, уменьшение напряжения и угасание.

Динамичность эмоций заключается в фазовости их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении.

Доминантность. Сильные эмоции обладают способностью подавлять противоположные себе эмоции, не допускать их в сознание человека.

Суммация и «упрочение». Наиболее сильное удовольствие «или неудовольствие обычно человек испытывает не при первом, а при последующих предъявлениях эмоциогенного раздражителя.

Адаптация. Эмоциям, эмоциональному тону ощущений в особенности, свойственно притупление, снижение остроты их переживаний при долгом повторении одних и тех же впечатлений. Как писал Н.Н. Ланге, «чувство выдыхается»

Пристрастность (субъективность).

В зависимости от личностных (вкусов, интересов," нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции

Заразительность. Человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, общающимся с ним. Вследствие этого может возникнуть как всеобщее веселье, так и скука или паника.

Пластичность. Одна и та же по модальности эмоция может переживаться с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная).

Удержание в памяти. Еще одним свойством эмоций считается их способность долгое время храниться в памяти. В связи с этим выделяют особый вид памяти-эмоциональный.

Иррадиация. Это свойство означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших,' на все, что человеком воспринимается.

Пepeнoc. Близким к иррадиации является свойство чувств переноситься на другие объекты. Поскольку положительные чувства детства связаны с «малой родиной», они переносятся и на встретившихся вдали от нее земляков.

Амбивалентность. Это свойство выражается в том, что человек может одновременно переживать и положительное и отрицательное эмоциональное состояние.

Переключаемость. Это свойство означает, что предметом (объектом) одной эмоции становится другая эмоция: мне стыдно своей радости;

Классификация эмоций:

Аффект — наиболее мощная эмоциональная реакция, которая полностью захватывает психику.

Страсти — сильное, стойкое, длительное чувство, которое владеет человеком. По силе приближается к аффекту, по длительности — ближе к чувствам.

Эмоции — носят ситуативных характер, выражают оценочное отношение к насущным или возможным ситуациям. Человек может хорошо скрывать свои эмоции.

Чувства — наиболее устойчивые э. состояния. Носят предметный характер (к кому-то или чему-то).

Иногда их называют «высшими эмоциями», поскольку возникают при удовлетворении потребностей высшего порядка.

Настроения — это общее э. состояние, кот. окрашивающее в течение значительного времени пс. процессы и поведение человека. В отличие от э. и чувст оно не предметно, а личностно; оно не ситуативно, а растянуто во времени.

Компоненты настроения:

Релятивный компонент связан с отношением человека к происходящему с ним и вокруг него. В этом компоненте особую роль играют соответствие или несоответствие воспринимаемого и желаемого.

Эмоциональный компонент характеризует доминирующая эмоция. В формировании актуального и относительно устойчивого состояния объединяются различные чувства и переживания с разным влиянием на чувственный тон. Возникает эмоциональная доминанта, т. е. эмоциональный компонент настроения. В него входят также переживания телесного благополучия — физического комфорта или дискомфорта.

Когнитивный компонент настроения образуют интерпретации текущей жизненной ситуации, полнота ее понимания, прогноз перспектив развития ситуации, интерпретация и оценка своего телесного и духовного здоровья, прогноз его динамики. В когнитивный компонент входит представление о себе.

Мотивационный компонент — процесс мотивации, его интенсивность и характер протекания в существенной мере определяют интенсивность эмоциональных процессов, остроту реакций на ситуацию и развитие событий.

Компонент физического самочувствия отражает органическое самочувствие, тонус жизнедеятельности организма и те разлитые, слабо локализованные органические ощущения, которые исходят от внутренних органов.

Теории эмоций.

  1. Ч.Дарвин - применил биологический и социальный подходы к изучению (э. результат эволюционного процесса, они выполняют адаптивную роль).
  2. Джеймс, Ланге (выдвинули независимо др. от друга) — периферическая теория эмоций. Э. — это чисто рефлекторная реакция: она вызывает изменения в организме, а последующее осознание этой реакции составляет саму эмоцию («Мы печальны, потому что плачем»).

3. Кеннон - критиковал теорию Джемса-Ланге, => причина Э.с. не в физиологическом компоненте, а в субъективном.

  1. Рубинштейн: Э. связаны с потребностями. Удовлетворение которых приводит к положительным Э., неудовлетворение — к отрицательным Э.
  2. Анохин и Симонов (информационная теория) - сторонники теории, связывающей Э. с потребностью («+» или «-» в зависимости от удовлетворения) и с осознанием вероятности такого удовлетворения. Э.- ответ на степень неопределенности ситуации.
  1. Психоанализ: Аффекты как феномен сознания; как мотивационная переменная — инстинктивное влечение; желание; необходимость эмоциональной разрядки.
  2. Когнитивная теория: Э. — это совместная функция физиологически возбуждающей ситуации и ее оценки и отношения субъекта к ситуации (осознанная).
  1. Стресс. Психологические защиты.

Стресс выражается общим адаптационным синдромом, проявляющимся независимо от качества патогенного фактора (химический, термический, физический) и имеющим определенные стадии:

— стадия напряжения — реакция тревоги, во время которой сопротивление организма сначала понижается («фаза шока»), а затем включаются защитные механизмы («фаза противошока»);

— стадия устойчивости (резистентности), когда за счет напряжения функционирующих систем достигается приспособление организма к новым условиям;

— стадия истощения, в которой выявляется несостоятельность защитных механизмов и нарастает нарушение согласованности жизненных функций.

Ведущую роль в развитии общего адаптационного синдрома, по мнению Селье, играет эндокринная система, в частности гипофиз.

Отрицание — это стремление избежать новой информации, вызывающей тревогу и страх. Человек как бы не воспринимает ее, не слышит, отказывается принять, а затем, соответственно, из воспринимаемого не осознает. Таким образом, он избавляется от неприятных переживаний.

Идеализация (обесценивание) — попытка человека найти идеального защитника от всех бед и идеальное решение проблем.

Вытеснение — это такой механизм, в результате действия которого неприемлемые для человека мысли, воспоминания или переживания как бы «изгоняются» из сознания и переводятся в сферу бессознательного, но при этом продолжают оказывать влияние на по­ведение личности, проявляясь в виде тревоги, страха и т. п.

Materialy_k_vkhodnomu_testovomu_kontrolyu_LF — Стр 2

Замещение — это перенос действия или реакции с недоступного объекта на доступный для человека. Так, например, агрессия по отношению к начальству иногда вымещается на членах семьи работника, после того как он возвращается домой после работы.

Рационализация — защитный механизм, имеющий своей функцией маскировку, со­крытие от сознания самого субъекта истинных мотивов его действий, мыслей и чувств во имя обеспечения внутреннего комфорта, сохранения чувства собственного достоинства, самоуважения.

Реактивные образования — это трансформация травмирующего мотива в свою про­тивоположность. Иногда неразумная, необъяснимая неприязнь к кому-либо транс­формируется в отношениях с этим человеком в особую предупредительность, подчеркнутую вежливость

Идентификация — защитный механизм, при котором человек видит в себе другого человека, перенося на себя мотивы и качества, присущие другому лицу.

Проекция — это чаще всего неосознаваемый механизм, посредством которого импульсы и чувства, неприемлемые для личности, приписываются внешнему объекту и проникают в сознание как измененное восприятие внешнего мира. Проекция — это та форма защиты, при которой человек бессознательно переносит свои неприемлемые чувства, желания на другое лицо.

Подавление - эта защита сходна с отрицанием, личность воспринимает приятое событие, однако «загоняет» его в подсознание.

Инфантильность — это особенность психического склада личности, при которой обнаруживаются черты, свойственные более раннему возрасту, такие как эмоциональная неустойчивость, незрелость суждения, капризность, подчиняемость, несамостоятельность.

Сублимация - это распространенный защитный механизм, посредством которого либидо и агрессивная энергия трансформируются в различные виды деятельности, приемлемые для индивида и общества.

Сновидение - вид замещения, где происходит перенос недоступного действия в иной план: из реального мира в мир сновидений.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector