1. Предмет и задачи юридической психологии

Юридическая психология — прикладная наука, находящаяся на стыке психологии и юриспруденции. Изучает проявление и использование психических закономерностей и психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности.

Юридическая психология исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и пенитенциарной деятельности на основе учета психологических факторов.

Предметом юридической психологии являются изучение психических явлений, механизмов и закономерностей проявляющихся в сфере действия права.

Задачи юридической психологии:

1) осуществить научный синтез психологических и юридических знаний;

2) раскрыть психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий;

3) обеспечить глубокое понимание юристами объекта своей деятельности — поведения человека;

4) раскрыть особенности психической деятельности различных субъектов правоотношений, их психических состояний в различных ситуациях правоприменения и правоохранения;

5) выработать рекомендации по усовершенствованию правового регулирования жизни общества.

Взаимодействие психологии и юриспруденции рассматривают в основном на 3 уровнях:

1) применение психологических закономерностей в юриспруденции в «чистом» виде (психолог выступает в качестве эксперта, специалиста в гражданском или уголовном процессе и т. д.);

2) использование психологии в юриспруденции путем внедрения психологических знаний в правоприменительную, правоохранительную практику, при отборе кадров в правоохранительную систему и их психологическое сопровождение и т. д.;

3) возникновение юридической психологии как науки на основе психологии и юриспруденции.

Юридическая психология базируется на общей и социальной психологии, откуда проистекает ее методология. Осуществляется личностный подход (например, личность изучается в динамике правонарушения), исследуется процесс деятельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм, изучаются система психических процессов, темперамент, характер личности и социальная группа, социализация и социальная справедливость, правосознание и т. д.

12 стр., 5899 слов

1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований

Психология-наука о душе. Психология- наука изучающая закономерности возникновения, формирования, развитие психики людей, психологии групп людей в различных условиях жизни. Объект-человек, группа людей. Предмет-психика человека, психология группы В отечественной психологии выделяются следующие четыре группы методов: организационные, эмпирические, методы обработки данных и методы коррекции. ...

5.Система юридической психологии

Обычно юридическую психологию подразделяют на две части общую и особенную.

В общую часть входят предмет, система, история развития юридической психологии, методы, ее соотношение с другими научными дисциплинами, психология юридического труда.

В особенную часть входят судебно-психологическая экспертиза, психология потерпевшего, психология несовершеннолетнего, криминальная психология, следственная психология, психология судебного рассмотрения уголовного и гражданского дел, исправительно-трудовая психология, адаптация личности освобожденного к условиям нормальной жизни.

Существует несколько иная форма представления системы юридической психологии, состоящей из 5 разделов с соответствующими подструктурами.

Правовая психология — психологические аспекты эффективного правотворчества, правовая социализация личности, психология правопонимания и правосознания.

Криминальная психология — роль биологических и социальных факторов в криминализации личности, понятие личности преступника, совершенного преступного деяния;

Психология уголовного судопроизводства или судебная психология (по уголовным делам)

Психология предварительного следствия

психология личности следователя, его деятельности в расследовании, формировании информации, а также судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.

Психология судебной деятельности

психология подготовки и планирования судебного разбирательства, особенности его проведения, принятия решения судьей

2 стр., 878 слов

Психология юридического труда 2

Основные особенности профессиональной деятельности юристов: 1. Правовая регламентация профессионального поведения – потребность соблюдения нравственных и правовых норм, ответственность юристов перед обществом, нормативность поведения, высокий уровень развития правосознания 2. Экстремальный характер деятельности и носит напряженных характер- имеет дело с дефицитом информации, времени, высокой ...

Пенитенциарная (исправительная) психология — психология осужденного и преступника, пути исправления, предотвращения.

Психология гражданского правового регулирования

психология гражданских правоотношений, позиции сторон гражданского процесса и их коммуникативная активность, аспекты подготовки гражданских дел;

психология деятельности адвоката, нотариата, арбитража, прокуратуры в гражданском судопроизводстве.

9.Методы юридической психологии

Данные методы можно классифицировать по целям и способам исследования (Васильев В. А., 2002, с. 40−51).

В зависимости от целей исследования выделяются следующие методы:

научного исследования (изучаются психологические закономерности отношений индивида, регулируемых нормами права, и разрабатываются научно обоснованные рекомендации для практики);

психологического воздействия на личность (направлены на профилактику преступной деятельности, раскрытие преступлений и выявление их причин, изучение эффективности наказания и возможности перевоспитания и т. д.; эти методы применяются только в рамках Уголовно-процессуального кодекса и этических норм);

судебно-психологической экспертизы (наиболее полное и объективное исследование, проводимое экспертами психологами по постановлению судебных, следственных или органов дознания).

По способам юридической психологии методы подразделяются на:

метод психологического анализа материалов уголовного дела;

анамнестический (биографический) метод;

методы наблюдения и естественного эксперимента;

инструментальные методы изучения индивидуально-психологических особенностей личности (различные варианты метода эксперимента, разнообразные тестовые методы, анкеты, опросники).

Существует другая классификация методов юридической психологии (Еникеев М. И., 2000), куда входят:

методы структурного анализа (выявление структурно-функциональных зависимостей в исследуемом явлении);

8 стр., 3813 слов

Психология рекламной деятельности 2

... психология рекламной деятельности. Социальная ориентированность человека как психологический фактор рекламной деятельности. Реклама как коммуникация. Психологические основы рекламных коммуникаций. Человек как субъект рекламных коммуникаций. Личность ... воздействие. Специальные средства воздействия. Специальные методы воздействия. Стандарты информационно-психологической безопасности. Блокирование ...

методы структурно-генетического анализа (исследование возникновения и развития изучаемого объекта, анализ зависимости его функционирования от особенностей развития);

методы качественного (факторного, кластерного, дисперсионного и т. д.) и количественного (статистического) анализов (позволяют выявить систему причин и условий функционирования исследуемого явления);

методы естественного (испытуемые лица воспринимают обстановку эксперимента как подлинное событие) и лабораторного экспериментов (исследуется зависимость особенностей психических процессов от действующих на испытуемого стимулов, которые можно изменять с целью выявления различных проявлений психики и поведения);

анкетный метод (задаются однородные вопросы достаточно большой группе лиц для получения количественного материала об интересующих исследователя фактах);

вспомогательный метод в виде интервью или беседы (применяется обычно в начале исследования с целью общей ориентировки и создания рабочей гипотезы) и др.

37. Криминальная психология

Криминальная психология — отрасль юридической психологии, изучающая формирование противоправной деятельности и возможности ее предупреждения. Среди основных факторов, способствующих формированию противоправной деятельности выделяют: отклонения характера, отрицательное влияние социального окружения, педагогическая запущенность.

Криминальная психология изучает психические закономерности, связанные с формированием преступной установки личности, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного стереотипа поведения.

Она исследует личность преступника, а также пути и способы воспитательного воздействия на эту личность и группу в психологическом аспекте. Диктуется необходимость изучения личности преступника прежде всего потребностями практики борьбы с преступностью. В рамках криминальной психологии исследуются психологические особенности личности не только насильственных, но и корыстных преступников, структура и психологические особенности преступных групп.

28 стр., 13551 слов

Отклоняющееся поведение как социальное явление

2 Министерство образования и науки Российской Федерации Пензенский Государственный Университет Кафедра "Институт государственной службы и управления" Курсовая работа по курсу “Социология ” «Отклоняющееся поведение как социальное явление» Выполнил: Ст. гр. 04иг2 Феклин О. Г. Проверил: Еремина Е. В. Пенза 2007 План ВВЕДЕНИЕ Глава I. 1.1 Основные понятия социологии личности 1.2 Определение ...

Научные дисциплины по-разному подходят к генезису правонарушений. Так, для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии. Здесь конкретное правонарушение есть процесс, развертывающийся как в пространстве, так и во времени. Поскольку нас интересуют причины правонарушений, необходимо, учитывать не только сами действия, образующие запрещенный законом поступок, но и отдельные предшествующие им события. Процесс формирования личности хотя и интересует право и криминологию, но, строго говоря, не является предметом их изучения: это дело педагогики, психологии, социологии и других наук о человеке.

Успешная социализация в процессе развития и становления личности предопределяется наличием достаточно прочных социальных тормозов и внутреннего контроля. Умысел, как правило, возникает в процессе мышления. На его формирование оказывают воздействие понятия и представления, не соответствующие общественному правосознанию. Насколько лицо заражено антиобщественными взглядами, какую имеет социальную направленность, удается выяснить, лишь рассмотрев комплекс его потребностей, интересов, мотивов действия. На образование противоправного умысла влияют и тип нервной системы, темперамент, характер. Постулирование факта, что преступность обусловлена прежде всего социально, вовсе не означает, что игнорируются индивидуальные свойства личности при изучении преступного поведения.

Анализ социального и биологического в личности предполагает прежде всего рассмотрение соотношения этих факторов в процессе социального развития, формирования личности. Попытку сопоставить соотношение биологического и социального в структуре личности в процессе ее онтогенеза предпринял К.К. Платонов, показав, что соотношение этих факторов неодинаково в различных подструктурах*.

Косвенное, опосредствованное влияние социального фактора на особенности биологической подструктуры не менее очевидно, как и влияние биологического на подструктуру направленности личности, хотя пол, тип и структуру нервной системы, патологии и задатки человек получает при рождении. Даже биологическая подструктура, где речь идет о сугубо врожденных и наследственных свойствах индивида, не свободна полностью от влияния среды, воздействующей на него опосредованно, через организм матери.

21 стр., 10311 слов

Личность подчиненного. Психология управления его поведением и деятельностью

... подчиненного. 3.4. Система регуляции поведения и деятельности личности Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности. Члены организации - не ... в общении, поведении, деятельности ("Как человек относится к себе, к окружающим и к делу?"); темперамент, то есть ... механизмов и созревания нервной системы, однако, прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на протяжении ...

Достаточно сложным оказывается взаимодействие биологического и социального фактора на высшей подструктуре направленности, проявляющейся в личностных качествах и поведении человека, в характере его социальной активности. Известно, что героями и преступниками не рождаются, а становятся, следовательно, в формировании этих качеств ведущее место отводится социальным, прижизненным факторам, воспитанию, обучению, влиянию окружающей среды.

Общество может и должно предупреждать преступное поведение индивидов, которые имеют неблагоприятную органическую отягощенность, но при этом социально-воспитательные профилактические программы должны строиться с учетом этих имеющих неблагоприятный характер психобиологических особенностей части правонарушителей. Поэтому понятен тот интерес, который проявляют к данному вопросу представители различных отраслей психологии, криминологии, медицины, исследующие проблему отклоняющегося поведения и преступности.

Так, в своем исследовании Г. А. Аванесов выделяет биологические предпосылки, играющие отрицательную роль в поведении человека:

1) патология биологических потребностей, что часто становится причиной сексуальных извращении и половых преступлений;

2) нервно-психические заболевания (неврастении, психопатии, различные пограничные состояния), повышающие возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватную реакцию, затрудняющие социальный контроль за действиями;

5 стр., 2150 слов

Особенности характера, темперамента и эмоций.

Общие сведения о ребенке. - фамилия, имя; - дата рождения; - общее физическое развитие; - состояние здоровья; - состав и особенности семьи. 2. Особенности жизни ребенка в семье: а) взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из родителей ребенок больше всего общается, к кому больше всего привязан); б) организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, играют ли с ним, если да, ...

3) наследственные заболевания, особенно отягощенные алкоголизмом, которыми страдают 40% умственно отсталых детей;

4) психофизиологические нагрузки, конфликтные ситуации, изменение химического окружения среды, использование новых видов энергии, которые как приводят к различным психопатическим, аллергическим, токсическим заболеваниям, так и служат дополнительным криминальным фактором.

Один из существенных компонентов причинного комплекса преступности — это неудовлетворенность запросов людей в сфере потребления, разрыв между потребностями в материально-товарных ценностях или услугах и возможностями их реализации.

39.Типология личности преступника

Личность лица, совершившего преступление, характеризуется совокупностью ряда признаков, являющихся основой типологии лиц, совершивших преступления:

видом преступления, т. е, объектом преступного посягательства;

формой вины, мотивом и целью совершенного преступления;

способом его совершения;

ситуацией и поводом совершения преступления;

наличием отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, предусмотренных законом;

психическим отношением к содеянному (например, чистосердечное раскаяние в ходе предварительного следствия, явка с повинной или же, наоборот, уклонение от следствия и суда или оговор невиновных).

Различаются два типа личности и преступника:

-антисоциальный — к числу данного типа относятся лица, совершавшие преступления неоднократно, имеющие отрицательную (корыстную) жизненную позицию:

— корыстно — хозяйственные (уклонение от уплаты налогов и лицензирования);

— корыстно — служебные (все должностные преступления);

— воры — лица, совершающие тайное хищение имущества;

— мошенники — лица, злоупотребляющие доверием потерпевших;

-хулиганы;

-злостные хулиганы;

— совершившие клевету или оскорбление потерпевшего;

— совершающие преступления против личности (убийства, причинение различной степени телесных повреждений и т. д.).

-асоциальный это лица, которые совершили преступление впервые в результате случайного стечения обстоятельств:

в результате преступного бездействия или халатности; по самонадеянности;

в состоянии аффекта, т. е, сильного душевного волнения, возникшего в результате неправомерного поведения потерпевшего; в связи с повышенной ситуативной дезадаптацисе.

В ходе расследования по уголовному делу сотрудники правоохранительных органов должны выявлять степень социальной дезадаптаиии и схему поведения преступника, для того, чтобы наиболее точно квалифицировать содеянное.

11. Психологический портрет личности

Психологический портрет — это комплексная психологическая характеристика человека, содержащая описание его внутреннего склада и возможных поступков в определенных значимых обстоятельствах. В отличие от психологического профиля личности, портрет — это в большей степени качественное, а не количественное описание. В случае обработки тестовых данных портрет — это не график, описывающий соотношение баллов по разным факторам, а текстовая интерпретация этого соотношения баллов.

Психологический портрет — направление в фотоискусстве, разновидность портретного жанра в фотографии. Подобный портрет призван показать глубину внутреннего мира и переживаний человека, отразить полноту его личности, запечатлеть в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Главной движущей силой развития индивидуальности являются ее программирующие свойства — направленность, интеллект и самосознание. Индивидуальность обладает собственным внутренним психическим миром, самосознанием и саморегуляцией поведения, складывающимися и действующими как организаторы поведения «Я «. Б. Г. Ананьев представлял индивидуальность как единство и взаимосвязь свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности. На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты:

характер

способности;

направленность

эмоциональность

волевые качества

умение общаться

самооценка

уровень самоконтроля

Развитие современной психологии словом «темперамент» обозначают динамические особенности психики человека, то есть только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Поэтому темперамент никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, он основан на свойствах нервной системы человека и зависит от строения тела человека, обмена веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека. е индивидуальности продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием. Рассмотрим вкратце основные компоненты, характеризующие психологический портрет личности. Наблюдая за другими людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т. д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения. Родоначальником учения о темпераменте является древнегреческий врач Гиппократ (V—IV в. до н. э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова «желчь», сангвинический — от слова «кровь», флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека. способность к групповому взаимодействию

13.Темперамент. Его влияние на поведение субъектов правоприменительной деятельности

Темперамент — это совокупность индивидуальных, относительно устойчивых психодинамических свойств личности, проявляющихся в поведении, деятельности человека. В отличие от других составляющих компонентов психики темперамент относительно устойчивое образование, поскольку его физиологической основой выступают унаследованные человеком нейродииамические свойства нервной системы, которые влияют на быстроту усвоения им знаний, формирования навыков. Эти свойства окрашивают его поведенческие акты, создают определенный индивидуальный стиль деятельности, специфическую для каждого человека динамику приобретения тех или иных, например профессиональных, навыков и т. п. Нейродинамические свойства нервной системы и обусловленные ими свойства темперамента влияют на перцептивные процессы, память, внимание, двигательные навыки человека; эти свойства в большей степени определяют не то, что он делает, а то, как он делает.

Темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера, динамические особенности поведения человека, выражается в его индивидуальности. Вот почему темперамент нельзя отделить от личности: он выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью.

Различные сочетания силы, уравновешенности, подвижности нервных процессов определяют, по И. П. Павлову, индивидуальные особенности условно-рефлекторной деятельности, темперамент. Эти сочетания составляют разные типы нервной системы (рис. 4.1), служат физиологической основой традиционно описываемых в литературе четырех типов темперамента:

а) сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы лежит в основе сангвинического темперамента;

б) сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы соответствует флегматическому темпераменту;

в) сильный, неуравновешенный тип нервной системы с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения соответствует холерическому темпераменту;

г) слабый тип нервной системы определяет меланхолический темперамент.

Сангвиник характеризуется несколько пониженной сенситивностью, высокой реактивностью и активностью, уравновешенностью, эмоциональной подвижностью, пластичностью, лабильностью, экстравертированностью. Обладатели этих свойств темперамента обычно весьма деятельны, продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Они подвижны, легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных, монотонных операций.

Холерик отличается повышенной возбудимостью, высокой реактивностью, активностью, повышенной эмоциональной возбудимостью, экстравертированностью, ускоренным темпом реакций. Холерики нередко демонстрируют повышенную возбудимость, неуравновешенность поведения, определенную цикличность в работе — от страстного увлечения делом до полной апатии, сопровождающейся временной бездеятельностью. При отрицательном воспитательном воздействии в поведении холерика чаще могут проявляться несдержанность, сниженный самоконтроль, избыточная агрессивность в эмоционально напряженных, конфликтных ситуациях.

Флегматик характеризуется пониженной сенситивностью, низкой реактивностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, замедленным темпом реакций, интровертированностью. Люди с чертами флегматического темперамента более уравновешенны, основательны в работе, успешно трудятся там, где требуется методичность, упорство, кропотливое отношение к делу. В числе недостатков флегматика следует отметить некоторую инертность, малоподвижность, необходимость дополнительного времени для переключения от одного вида занятий к другому.

Меланхолик отличается повышенной сенситивностью, невысокой реактивностью и сниженной активностью, ригидностью, пониженной эмоциональной возбудимостью, отрицательной окраской эмоций, эмоциональной ранимостью, интровертированностью. В силу того, что процессы торможения у меланхолика преобладают над процессами возбуждения, сильные отрицательные раздражители могут воздействовать деструктивным образом на его поведение и деятельность в целом. Поэтому люди, наделенные в значительной мере свойствами меланхолического темперамента, чаще испытывают повышенную тревожность, более подвержены стрессу, чаще переоценивают характер угрозы, легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера.

14. Характер и воля в структуре личности.

В психологии понятие ХАРАКТЕР (от греч. charakter -«печать», «чеканка»), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

ХАРАКТЕР — качество личности, обобщающее наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные и поэтому отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности свойства личности. Характер — «каркас» и подструктура личности, наложенная на ее основные подструктуры.

Выступая как прижизненное образование человека, характер) определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется Я, сам человек. Большую роль здесь играют общественные усло­вия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых прохо­дит жизненный путь человека, на основе его природных свойством в результате его деяний и поступков. Однако непосредствен­но формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, спор­тивная команда, трудовой коллектив и пр.).

В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответ­ствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как он интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера. Этот про­цесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив,

Содержание характера, отражающее общественные воздей­ствия, влияния, составляет жизненную направленность лич­ности, т. е. ее материальные и духовные потребности, инте­ресы, убеждения, идеалы и т. д. Направленность личности оп­ределяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает нали­чие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные, задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие «характер» относится в большей сте­пи к отношению этих объективно существующих задач. Поэ­му характер — это не просто любое, проявление твердости, упорства и т. п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосроч­ную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливо­сти и важности дела, которое он выполняет. Особенности ха­рактера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности., личности человека.

Воля — это сознательная психическая активность, регулирующая поведение, деятельность человека и направляющая его на преодоление каких-либо препятствий на пути к достижению поставленных целей при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля всегда связана с сознанием человека, уровнем развития его личности. Как писал СЛ. Рубинштейн, «становление воли — это становление субъекта, способного к самоопределению"1. Воля — составной элемент сложных целенаправленных умышленных актов поведения человека. Она является мощной побудительной силой, входящей в мотивационную сферу поведения, в том числе противоправного. В то же время некоторые преступления совершаются только потому, что субъект не может мобилизовать свою волю, чтобы противостоять своим желаниям и влечениям. Наличие воли, волевой регуляции поведения в структуре целенаправленной деятельности человека свидетельствует об умысле на совершение им тех или иных действий, а в случае противоправного их характера — об умышленной вине в содеянном.

О том, что у субъекта снижен уровень волевой регуляции, нарушена способность руководить своими действиями, могут свидетельствовать психологические критерии «порока воли», а также чисто оценочные объективные критерии, которые могут быть выявлены в ходе судебного заседания при решении вопроса о признании недействительности гражданско-правовой сделки.

К психологическим критериям сниженной способности руководить своими действиями в пределах психической нормы относятся:

— сниженный уровень интеллекта, существенно осложняющий принятие человеком важных для него решений в нестандартных ситуациях, в условиях когнитивного диссонанса, затрудняющий прогнозирование, планирование им своих последующих действий;

— наличие определенных устойчивых черт характера, составляющих в своей совокупности синдром так называемой сниженной волевой устойчивости, формирующих «конформный тип» личности человека, решения которого очень часто принимаются под влиянием каких-то внешних, порой случайных обстоятельств, под воздействием группового мнения. Ведущими свойствами характера таких лиц являются повышенная тревожность, постоянная озабоченность, избыточная осторожность, чрезмерная подозрительность, мнительность, склонность к усложнению происходящих вокруг событий, отсюда неуверенность в себе и в своих возможностях, отсутствие инициативы, самостоятельности, смелости в выборе собственной линии поведения, достижении поставленной цели, сниженный самоконтроль;

— заниженные самооценка, уровень притязаний, вызывающие у субъекта чувство собственной неполноценности, постоянное ожидание всевозможного рода неудач;

— наличие в мотивационной сфере личности в качестве ведущих мотивов избегания неудачи;

— сниженный уровень эмоциональной устойчивости (стрессоустойчивости) личности, затрудняющий осуществление субъектом должный волевой контроль за своими эмоциями и поведением.