Консультация по дисциплине «Психология» — Филфак 2009-2010
Косвенное влияние психологических состояний человека на его организм широко используется в — медицине
Метод познания психических явлений путем самонаблюдения человека называется — интроспекцией
История психологии как экспериментальной науки началась во второй половине XIX
века.
В научной психологии понятие «самонаблюдение» часто заменяют на — интроспекцию
Метод исследования, предусматривающий устное, прямое или косвенное получение сведений, называется — беседой
Эволюционное развитие психики
Врожденные формы реагирования на отдельные раздражители называются инстинктивнымповедением
Первые представления о психике были связаны с учением — анимизма
Движение процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу называется — афферентным
А.Н. Леонтьев в качестве объективного биологического критерия возникновения психики определял — чувствительность
Термин «высшие психические функции» ввел в отечественную психологию Л.С. Выготский
Деятельность и общение
Динамическую сторону поведения характеризует — темперамент
Процесс превращения внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные, называется — интериоризацией
Вид деятельности, направленный на создание предметов материальной и духовной культуры, называется — трудом
Движущей силой активности человека выступают — потребности
Формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности определяется как — интериоризация
Психологическая характеристика личности
Согласно когнитивнойтеории личности, интеллектуальные процессы влияют на поведение человека –
Общее понятие о психике человека, ее структуре и функциях
... обеспечивает целесообразность поведения и деятельности; преломляется через индивидуальность человека; носит опережающий характер. Структура психики человека Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно ... человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно, в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими ...
К внутренним факторам, оказывающим влияние на развитие личности, относятся -способности личности
Формирование психики человека через усвоение структур внешней социальной деятельности осуществляется в процессе – интериоризации
В структуру личности, предложенную С.Л. Рубинштейном, входит – направленность
Желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени трудности цели, называется– уровнем притязаний
Познавательная сфера личности
Память, которая представляет собой процесс длительного сохранения информации, называется — долговременной
Вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями, называется словесно-логическиммышлением
Ощущения, которые отражают движения и состояния самого тела, называются проприоцептивными
ощущениями
Искаженное восприятие реально существующей действительности называется — галлюцинацией
Психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий называется — воображением
Индивидуально-психологические особенности личности
Человек, отличающийся высокой эмоциональной сензитивностью, глубокими и устойчивыми чувствами, замкнутостью и быстрой утомляемостью, является — меланхоликом
Системообразующим свойством личности, определяющим ее психологический склад с позиции отечественной психологии, является ее — направленность
Механизм психологической защиты, заключающийся в игнорировании травмирующих воздействий внешней реальности, называется — отрицанием
Теория У. Шелдона относится к конституциональнымтеориям темперамента
Согласно Э. Кречмеру, хрупкое телосложение, высокий рост, плоская грудная клетка, длинные и худые нижние конечности характерны для — лептосоматика
Донаучный этап в истории психологии. Античность
К источникам истории психологии относится — обращение к истории других наук
По мнению, Платонадуша состоит из трех частей: вожделеющая душа, разумная душа, яростный дух —
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I
... Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения ... обучению учеников, с другой -количеством учеников, положительно относящихся к урокам данного учителя. Таким образом, в ... учебный материал; академические (способности в соответствующей области науки - в математике, литературе и т.д.); речевые ...
Аристотель рассматривал душу как — форму, способ организации любого тела
По мнению Платона, всякое знание есть воспоминание душой тех идей, которые она познала во время пребывания в мире идей
Развитие психологии в рамках философской науки
Отстаивал положение о происхождении всех идей из опыта — Дж. Локк
Впервые дает схему простейшего безусловного рефлекса, обосновывает рефлекторную природу поведения без обращения к душе как движущей силе — Р. Декарт
«Этика», содержание которой изложено геометрическим способом в виде лемм, теорем и др., написана — Б. Спинозой
Родоначальником рационализма в новой философии стал — Р. Декарт
Автором знаменитой фразы «Я мыслю, – значит, я существую» является — Р. Декарт
Становление психологии как самостоятельной науки
К естественнонаучным предпосылкам становления психологии как самостоятельной науки относится — ориентация психологии на эмпирические способы познания
По мнению В. Вундта, экспериментальная психология делится на две отрасли, имеющие разные методы и объекты исследования: психологию индивидуального сознания и психологию народов —
По мнению В. Вундта, предметом психологии является сознаниечеловека
В развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX – начале XX века выделилось направление — дифференциальной психологии Ф. Гальтона
Основателем дифференциальной психологии как отдельной отрасли экспериментальной психологии стал — Ф. Гальтон
Современное состояние психологической науки
По мнению бихевиористов, подкрепление и оперантное обусловливание формирует характер и наклонности личности
По мнению А.Н. Леонтьева, в филогенезе развитие деятельности приводит к развитию психики, которая включает в себя ряд стадий
Гуманистическая психология в понимании природы человека выдвигала идеи целостного подхода к личности
Психоаналитический труд «Толкование сновидений» был написан — З. Фрейдом
К. Роджерс и А. Маслоу являются представителями гуманистическогонаправления в психологии
Введение в возрастную психологию
В структуру возрастной психологии входит психология — детства
Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология ...
... характеристики действия оператора Одной из наиболее показательных и легко измеримых характеристик, отражающих психическую деятельность человека, является время его реагирования на внешний стимул. Время реагирования является ... ограничения в деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными. Стресс. Инженерная психология изучает формы ...
Материальную основу возрастной психологии составляют исследования — физиологов
Наблюдение называется включенным, если педагог — включен в совместную деятельность с учащимися в процессе исследования
К одному из типов анкет относят анкеты с закрытыми и открытымивопросами
Идея развития пришла в психологию из эволюционнойтеории
Проблема психического развития
Автором теории конвергенции двух факторов является — В. Штерн
Ключевой проблемой первых теорий психического развития явилась проблема — соотношения наследственности и среды в психическом развитии
Зона ближайшего развития, по Л.С. Выготскому, характеризует — уровень потенциального развития
Л.С. Выготский рассматривал развитие — в культурно-историческом контексте жизнедеятельности человека
К. Бюлер предложил — теорию трех ступеней развития
Периодизации психического развития
Критериями выделения возраста Д.Б. Эльконин считает — социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности, новообразования
В основании периодизации Д.Б. Эльконина отсутствует понятие -кризиса и стабильности
В основании периодизации З. Фрейда отсутствует понятие развития — социальных отношений
По Л.С. Выготскому, социальная ситуация неразрывного единства со взрослым характерна для — младенца
Область еще несозревших, но созревающих психических процессов, определяющих перспективу развития ребенка – это зона ближайшегоразвития
Особенности психического развития детей от рождения до 6 лет
Социальная ситуация развития в раннем возрасте имеет вид — «ребенок – предмет – взрослый»
Игра, смысл которой состоит в процессе действования, называется игрой — предметной
Главное направление в развитии эмоциональной сферы дошкольников, по Л.С. Выготскому, – это увеличение дифференциацииэмоций
Мышление, основанное на внешних ориентировочных действиях, – это — наглядно-действенное
Для исследования особенностей детского мышления не используетсяметодика -«Цветовые отношения»
Руководство развитием личности в процессе деятельности
... ребенка субъектом совместной с педагогом деятельности, основанное на демократических и творческих началах, называется педагогикой: 1. творчества Сотрудничества 3. доверия 4. взаимодействия 5. развития 363. Основные факторы, влияющие ...
Особенности психического развития младшего школьника
Симптомами кризиса семи лет являются — потеря непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты»
Интеллектуальная готовность к школе не включаетв себя — желание идти в школу
К характеристике готовности к школе не относится-сформированность учебной деятельности
Кризис 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития, основанной на — осознании ребенком своего места в системе человеческих отношений
Учебная деятельность по теории Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова характеризуется тремя составляющими: , структурой и формированием — содержанием
Особенности психического развития в подростковом и раннем юношеском возрасте
Основным мотивом учебной деятельности в подростковом возрасте является — завоевание определенного места в классе
По Л.С. Выготскому, школьный и пубертатный возраст разделяет — кризис 13 лет
Новообразованием познавательной сферы подростка является — развитие способности к абстрактному мышлению
Центральным новообразованием ранней юности является — профессиональное и личностное самоопределение
Введение в педагогическую психологию
Эксперимент, проводимый под контролем экспериментатора, но в естественных условиях, называется — естественным
Эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено, называется — социометрией
Метод, ориентированный на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, называется — профессиографированием
В структуру педагогической психологии не входитпсихология -развития личности
Эксперимент, который проводится в специально созданных условиях, с использованием аппаратуры, причем испытуемые знают, что участвуют в эксперименте, называется — лабораторным
Психология обучения
К психологическим теориям обучения относится теория — программированного обучения
Средствами учебной деятельности являются — интеллектуальные действия, мыслительные операции; знаковые языковые средства
Отметка, в отличие от оценки, выражается в — баллах
По мнению Э.Берна, учитель и учащийся в ситуации обучения не могутзанять позицию -ребенка
Л.С. Выготский особенности психики, которые сложились у ребенка к данному моменту, назвал зоной — актуального развития
Социальная психология 18
... взаимные связи, отношения, общение и переживания. Следует, что взаимодействие это единица анализа социальной психологии. Общественное отношение - формируются в процессе взаимодействия, в основе материальные отношения и над ... исключительно западной наукой. В 1962 году первая в России лабаротория по социальной психологии (ЛГУ под рук. Кузьмина), позже были открыты кафедры соц. псих. 1972г. кафедра ...
Психология воспитания
Весомый вклад в осмысление проблем воспитания внес ученый-педагог и директор Павлышской школы на Украине — В.А. Сухомлинский
К видам воспитания нельзяотнести воспитание -темперамента
Развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности является главной задачей Трудовоговоспитания
Процесс приобщения учеников к системе социальных идей, отражающих те или иные ценности, называется — воспитанием
Стратегией воспитания не является — экспериментальная
Психология педагогической деятельности
Педагогическая деятельность характеризуется — предметным содержанием; индивидуальными предпочтениями
В.А. Крутецкий выявляет педагогические способности – дидактические, академические
Приемы борьбы с забыванием – это — систематическое повторение того, что должно быть сохранено;учет проактивного торможения
К барьерам педагогического общения относятся — пренебрежение к фактам
Педагог как субъект педагогической деятельности представляет совокупность качеств – личностных; индивидуальных
Предмет и задачи социальной психологии
В отечественной психологии первый этап дискуссии о предмете социальной психологии состоялся в(во) — конце 50-х – начале 60-х годов XX века
В ходе дискуссии во второй половине XX века понимание социальной психологии как науки о «массовидных явлениях психики» было распространено среди — социологов
Наиболее близкими по своим предметам науками к социальной психологии являются — социология и психология
Специфику отношений между членами начальной ячейки человеческого общества изучает психология — семьи
Отличительным признаком малой социальной группы является — реализация общественных отношений в форме непосредственных личных контактов
История становления социально-психологической мысли
В качестве универсального принципа объяснения социальных явлений использовала принцип подражания — психология масс
1 Основные этапы развития социальной психологии как науки
2 Социальная психология как наука и практика. Предмет социальной психологии. Слово социальное – общественное. Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе т.е. предметом является человек среди людей. Социальная психология изучает социальные группы в обществе: психические ...
Ключевым объяснительным понятием в теории инстинктов социального поведения было понятие — инстинкта
Понятие первичной группы было впервые введено — Ч. Кули
Психология народов, согласно В. Вундту, должна заниматься анализом — языка, мифов, обычаев, искусства
Методы социальной психологии
К одному из основных методов сбора информации в социально-психологическом исследовании относится — анкетирование
К методам активного социально-психологического обучения относится — игровой метод
Вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, называется — психодрамой
Метод социометрии позволяет выявить — статус человека в группе
Главной особенностью проективных методов в социально-психологическом исследовании является — высокая степень неопределенности предъявляемого испытуемым материала
Проблема личности в социальной психологии
К социальным мотивам личности относят – интересы;идеалы
Личность характеризуется как — совокупность психических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости; субъект отношений
Социальную сущность человека подчеркивают понятия — индивидуальность
Социализация – это — процесс вхождения индивида в социальную среду;
процесс усвоения индивидом социальных влияний
Личность в социальной психологии рассматривается как – 1. объект и субъект исторического процесса; 2.субъект и объект общения
Проблема общения в социальной психологии
Жест, состоящий из различных «почесываний» головы, означает — нерешительность, неготовность
Общение, при котором воздействие на партнера с целью достижения своих намерений скрыто, называется — манипулятивным
Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия, называется — убеждением
К видам слушания не относится — альтернативное
Рефлексией называется — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению
Социально-психологические аспекты межличностного взаимодействия
Референтная группа – это группа людей — в которой человек формирует свои идеалы, убеждения;с мнением которой человек считается
Текущие исследования в социальной психологии-1
... подход к исследованию межгрупповых причинных измерений. ВВЕДЕНИЕ В социальной психологии часто признаются популярность и широкая, обширная природа исследования ... группы. Всего было шестнадцать параграфов. Это позволило воспринимающему человеку приписать причину к каждому из четырех примеров ... Елай в печати). Предсказания, полученные из исследования и теории как в настоящем контексте, так и в ...
Ч. Кули выделил такие разновидности малых групп, как – первичные;вторичные
Лидерство, основанное на обладании человеком определенным набором личностных качеств, утверждается в — харизматической теории;теории черт
Эффект социальной фасилитации заключается в том, что присутствие других людей — влияет на индивида, независимо от его отношения к этим людям; облегчает действия индивида и способствует им
Конструктивные функции конфликта — стимулирование познания другого человека;
выявление существующих противоречий
8