Предмет и объект социологии

Лекция

Тема: Предмет и научный статус социологии

План

Вступление

Социология как наука

Предмет и объект социологии

Структура социологии

Понятие парадигмы в социологии

Методы социального познания

Законы и категории социологии

Функции социологии


Вступление

Социология – это систематическое изучение человеческого общества. Сердцевина ее – особая точка зрения, называемая «социологическим подходом». Питер Бергер под «социологическим подходом» понимал умение видеть общее в частном. Социологи выявляют общие образцы в поведении отдельных людей. Хотя каждый человек уникален, общество вынуждает людей действовать тем или иным образом.

Социология, появляется тогда, когда люди начинают осознавать, что большинство социальных проблем: справедливости и несправедливости, равенства и неравенства, дружбы и вражды, мира и войны упираются в характер человеческих отношений, в способность и умение людей жить в сообществе, разделять какие-то общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

Рассмотрим простой пример поведения: женщина покупает четыре билета на Гавайские острова, где она и ее семья проведут двухнедельный отпуск. Психолог пожелал бы выяснить, почему эта женщина выбрала именно Гавайские острова. Экономист рассмотрел бы покупку билетов в отношении к тому, как эта женщина могла бы по-другому потратить свои деньги. Социолог же заметил бы, что три других пассажира — это муж и дети женщины, купившей билеты; он, например, задалсябы вопросом, каким образом они могли оказать влияние на ее решение.

Социология изучает социальную жизнь, социальные изменения в обществе и социальные события, с которыми люди постоянно сталкиваются, в которых участвуют и которые так или иначе отражаются на их поведении, образе жизни, положении в обществе и, возможно, на их судьбе.

Кроме того, социологи тщательно анализируют структуру общества и входящие в него социальные институты и социальные организации, от деятельности которых, успешной или неуспешной, в конечном счете, зависит судьба человека.

Поскольку любое поведение людей можно считать категорией социальной, диапазон научных интересов социологии простирается от небольшой семьи или дружеской компании до крупных человеческих объединений, будь то социальные классы, аудитория или толпа. Социологию интересуют организованная преступность и религиозные культы, профессиональные группы и политические партии, поскольку те и другие выступают проявлением коллективного поведения.

16 стр., 7876 слов

Технологии социальной работы с женщинами

... используемой литературы. 1. Социальный статус и социальные проблемы женщин в РФ 1.1 Особенности социального статуса женщин в РФ Социальный статус женщины в обществе как интегральный показатель Женщины -- особая ... них в прямой зависимости. Социальный статус женщины как представительницы пола следует отличать от личного статуса, т.е. положения, которое занимает человек в определенной группе, в ...

Изучая молодежную тусовку, уличную толпу, выражение человеческих эмоций, взлеты и падения промышленных корпораций, закат целых цивилизаций и крушение политических режимов, социология прибегает к самым разнообразным и порою не имеющим между собой ничего общего исследовательским техникам. Социология не только лучше других наук знает, о чем думают, чем обеспокоены и за кого готовы проголосовать простые люди, но и способна с определенной точностью предсказать развитие одного или нескольких обществ, просчитать изменение их социальной структуры на достаточно далекую перспективу.

На социологические данные опираются президенты и министры, реформаторы и революционеры, господствующие и оппозиционные партии. Среди социологов встречались крупные политические советники, известные революционеры и террористы; вместе с тем социологию считают идеологией среднего класса, который, как известно, всегда выступает гарантом социальной стабильности и мира.

Социология как наука

Социология одна из самых молодых научных дисциплин. Само понятие «социология» имеет как минимум две грамматические основы; это слово составляется из двух частей: societas общество; logos множественное число от logos (слово).

Или «много-много слов об обществе».

Социология – наука об обществе, об отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.д.), о процессах и общественных социальных общностях людей.

По определению Энтони Гидденса, социология– это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ».

По определению В. А. Ядова, социология– это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Впервые понятие «социология» введено в научный оборот еще в середине 19 в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом.

Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.

1. Первый подход демографический.Демография − изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

2. Второй подход психологический.Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе. Этот подход характерен для психологии, но он также утвердился и в социологии. Социальные психологи исследуют много проблем, в том числе такие, как формирование социальных установок, взаимодействие общества и личности в процессе социализации, формирование и распространение настроений в ситуациях, связанных с паникой или беспорядками.

3. Третий коллективистический подход применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию. Когда социологи изучают такие первичные группы, как семья, такие формальные организации, как армия или компания «Apple», они считают их коллективами индивидов. Исследователи могли бы использовать такой же подход и при анализе поведения семьи, планирующей совершить путешествие на Гавайские острова. Они могли бы рассмотреть последовательность событий, которые способствовали выбору места поездки, и попытаться выявить здесь какую-то закономерность. Они могли бы также изучить процесс коммуникации между членами семьи или проанализировать, каким образом распределение власти в семье повлияло на окончательное решение. Имел ли один из членов семьи большую власть, чем другие? Если да, то, по каким причинам? И какое влияние это оказывало на ход событий? Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью социологи могут анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории, а также таких общественных движений, как борьба за гражданские права и феминизм.

6 стр., 2613 слов

Социология личности. План

... с другими людьми, во взаимодействии с социальными институтами, организациями культурой, с сообществом в целом, так же, например, как ... развития. Признавая уникальность, незаменимость, неповторимость каждой личности, социология, тем не менее, делает акцент на изучении ... социальные функции, выполняемые им в рамках той системы, в которую он включён. Дабы углубится в особенности социологического подхода ...

4. Четвертый подход выявляет взаимоотношения.Общественная жизнь рассматривается не через определенных участвующих в ней людей, а через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Например, в отделе кадров крупной корпорации вас приветливо встретит сотрудник приемной и возьмет ваше пальто, затем секретарь даст вам анкету и сообщит о вашем приходе. И, наконец, начальник отдела кадров побеседует с вами. Определив роли внутри группы, мы можем выявить также отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру. В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.

5. Пятый подход культурологический.Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов).

При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д. Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям.

2 стр., 542 слов

Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория ...

... агрегатов” (типа львы)   Психологическое направление в европейской социологии XIXв. Теория Г. Тарда. Концепция общества по Г. Тарду. Три основных периода: 1. Период создания и ... средств. Все рассматриваемы чувства (нелогические действия): постоянные (осадки, residui) производные (derivatie). Социальное равновесие определяется осадками. 6 классов осадков: 1. осадки “инстинкта комбинаций” ( ...

Предмет и объект социологии

Объект социологии – то, на что направлено изучение,объективная реальность, на которую направлена исследовательская деятельность ученых– общество.

Объектом социологии являются:

· общество как целостная социальная реальность;

· социальные организации;

· социальные институты;

· социальные взаимодействия;

· социальные явления;

· социальные процессы;

· социальные отношения;

· социальные общности;

· социальные субъекты.

Каждая наука отличается от других тем, что у нее есть присущий только ей предмет, т.е. специфическое воспроизведение реальности на абстрактно-теоретическом уровне посредством постановки своеобразных вопросов с целью выявления наиболее существенных с научной точки зрения связей и отношений данной реальности.

Рассмотрим это на конкретном, обыденном примере из нашей повседневной действительности – юная леди покупает свадебный наряд. Экономист к этому событию может подойти с позиции ассортимента товара, материальных возможностей покупателя, вероятного дохода от занятия бизнесом по торговле свадебными принадлежностями и т.д. Психолог может заинтересоваться этим событием с позиции исследования эмоционального состояния юной особы. Социального антрополога это событие может привлечь задействованными в нем верованиями и правилами поведения, получившим общее распространение в обществе. У социолога же будут другие вопросы и, соответственно, им будут выявляться другие связи и отношения этой реальности, прежде всего в контексте значимости материальных и социальных факторов, характера взаимодействия индивида, его ценностных ориентаций, специфики ментальности. К примеру, какие материальные, социальные, культурные или иные условия побуждают девушку покупать столь непрактичный для повседневного пользования наряд? Какие духовные факторы (традиции, религиозные представления) стимулировали эту деятельность? Какие конкретные социальные институты задали ей своего рода канву, заранее установленный порядок, с которого начинается организация брачно-семейных отношений? Рационально ли это действие или оно вызвано определенными ценностными установками? Очевидно, девушка, покупающая свадебное платье, следует некому сложившемуся социальному образцу взаимодействия индивидов, определенной традиции, посредством которой осознанно или нет воспроизводится стабильный порядок, предсказуемость общественных отношений.

Данный конкретный пример и возможные социологические вопросы позволяют в самых общих чертах определить предметную область социологии: с одной стороны, это изучение влияния общества на сознание, мотивацию поведения людей, определяя какие эти люди и что они склонны делать, а с другой стороны, – понимание деятельности, поведения индивидов, обладающих свободой выбора, исходя из того, как они оценивают значения объектов социального мира в конкретных социальных и культурных условиях и как они, в конечном счете, сами творят социальные и культурные реалии (покупая свадебное платье, девушка создает предпосылки тому, что подобная социальная практика будет повторяться).

7 стр., 3104 слов

Методы социологии. Информатизация общества

... с родственными науками: социальной философией, статистикой, логикой, математикой, психологией, языкознанием, историей и другими. Как свидетельствует история социологии, проблемы методологии и методов исследования актуализируются в ... Классические и современные теории политических элит С давних пор не прекращается дискуссии о том, кто именно обладает "властью" в обществе. Интуитивно мы чувствуем, ...

Разумеется, этот пример не может дать исчерпывающего представления о предмете социологии. Но он, на наш взгляд, подтверждает метафорическое суждение известного социолога П. Бергера о том, что предметом социологии является как “общество в человеке”, так и “человек в обществе”. Практически с момента зарождения социологии возникли оживленные дебаты ученых о взаимосвязях и взаимодействиях “общества” и “человека”, что затрудняло уяснение сути предмета социологии как самостоятельной науки.

Предмет какой-либо науки − совокупность понятий, при помощи которых она описывает объективную реальность.

Предмет социологии – те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются социологией.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.

Структура социологии

Структура социологического знания − это определенная упорядоченность знаний об обществе как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как совокупность взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней.

Общая социологическая теория.

Исследует общие закономерности социального развития. Дает представление об обществе как целостном организме, системе социальных механизмов, раскрывает место и роль основных социальных связей, формулирует принципы социального познания, основные методологические подходы к социологическому анализу.

Теории среднего уровня (или специальные социологические теории).

Теории среднего уровня (американский социолог Р. Мертон) – эти теории необходимы для социологического анализа конкретной группы фактов в отдельных областях знания.

Различают три вида специальных теорий:

· теория социальных институтов (семья, наука, образование, политика…);

· теория социальных общностей (социология малых групп, страт, слоев, классов и т. д.);

· теория социальных изменений и процессов (социология процессов дезорганизации общества, социология конфликтов, социология урбанизации и т. д.).

Эмпирические исследования в социологии

Эмпирические исследования – это крупномасштабные исследования, соответствующие самым строгим требованиям науки и направленные на подтверждение частной теории. Главная их цель – способствовать приращению нового знания, открытию новых закономерностей и обнаружению неизвестных социальных тенденций. Основное предназначение эмпирических исследований – не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию, получить репрезентативную (достоверную, представительную) информацию. Они способствуют выявлению существующих противоречий в обществе и его структурах, а также тенденций развития социальных процессов и явлений, что весьма важно для научного понимания социальной действительности и решения социальных проблем. Данные эмпирических исследований служат основанием для выработки рекомендаций, направленных на решение текущих и перспективных задач общественной и политической жизни общества, партий и движений, различных социальных общностей, групп и институтов.

5 стр., 2423 слов

Тема 1. Теории поведения человека в организации

... разработана теория социального научения, где реакция человека на стимулы внешней среды рассматривается с учетом его социального окружения. В соответствии с данной теорией организационное поведение человека характеризуется ... удастся объяснить любые естественные формы поведения людей. Идеи бихевиоризма оказали влияние на лингвистику, антропологию, социологию, семиотику и стали одним из истоков ...

Эмпирическое познание явлений социальной жизни образует особую науку – эмпирическую социологию.

Прикладные исследования в социологии

Прикладные исследования – маломасштабные, оперативные и нерепрезентативные исследования, проводимые в короткие сроки на одном объекте (фирма, банк), призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения.

Прикладные исследования – это исследования местных событий. Цель прикладного исследования не описание социальной реальности, а ее изменение.

Как правило, эти исследования нигде не фиксируются, в научные статьи их результаты не облекаются, единственным источником информации о них служат отчеты, хранящиеся в архивах предприятий или фирм.

Эмпирические и прикладные исследования – разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить.

1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования нацелены на приращение знаний, и они подтверждают либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они лишь дублируют частные теории, т. е. прикладывают их к конкретному объекту.

2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными (представительными, отражающими типичные черты, действительные для всей совокупности изучаемых объектов).

У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативными оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

Микросоциология и макросоциология

Микросоциология изучает ментальность и поведение людей, их ценностные ориентации, мотивы, поступки, нормы, правила, межличностные взаимодействия в повседневной жизни в сравнительно небольших социальных группах, а также роли, которые они играют в этих группах.

На этом уровне есть определенные теории. Джордж Хоманс считает, что взаимодействие людей строится на основе принципа поощрения и наказания − люди склонны возобновлять такие модели поведения, за которые они в недавнем прошлом в той или иной форме были вознаграждены (похвала, восхищение, любовь, деньги и т.д.).

Эрвин Гофман полагает, что люди ведут себя, как актеры в театре, они играют определенные роли и стараются произвести определенное впечатление, воздействовать на других. Действительно, часто люди стараются показать себя лучше, чем они есть на самом деле. Гарольд Гарфинкель разработал теорию этнометодологии, обращающую главное внимание на изучение принятых на веру правил и понятий, определяющих поведение людей в процессе их общения с другими людьми. Сторонники символического интеракционизма считают, что люди не реагируют на воздействия внешнего мира непосредственно наподобие лягушки, которая автоматически делает хватательные движения языком, когда слышит жужжание мухи. Вместо этого люди наделяют воздействующие на них стимулы определенным значением и реагируют в первую очередь на эти значения или символы, а не на сами стимулы внешнего мира. Символами, на которые реагируют люди, могут быть слова, предметы, дистанция между общающимися людьми, выражение лица и поступки. Слова «Стоп» или «Угадай-ка!», вписанные в треугольник, нашитый на модные джинсы и рубашки, легкий кивок головы, указывающий другу, что пора уходить с вечеринки, также являются символами. Прежний опыт и взаимное понимание смысла символов в большинстве случаев помогают общению. Однако иногда значения символов непонятны, и в таком случае становится труднее объяснить поведение человека. Когда незнакомец вступает с нами в разговор, мы пытаемся выявить скрытый смысл его поведения. Может быть, он хочет обмануть нас? Или его интерес к нам вызван причинами романтическими? А возможно, этот человек нуждается в помощи? Поскольку мы ничего не знаем о незнакомце, мы стараемся разгадать смысл его слов, действий и их мотивов, чтобы выбрать правильную ответную реакцию. Сторонники теории символического интеракционизма анализируют поступки людей в повседневной жизни. Они выявляют значения, которые люди придают своим поступкам, и факторы, обусловливающие эти значения.

11 стр., 5076 слов

+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант

... Ресоциализация, т.е. возращение престарелых в общество, преодоление их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют ... старости Адаптивные процессы обеспечиваются соответствующими методами и технологиями. При социальной адаптации пожилой человек осваивает и использует в своей жизнедеятельности физиологические, экономические, ...

Макросоциология сосредоточивается на анализе таких понятий, как «общество», «социальная система», «социальная структура», «массовые социальные процессы», «цивилизация», «социальный институт», «культура» и т.д.

Современные представители макросоциологии изучают глобальные процессы общественного развития, включая возникновение новых социальных институтов и адекватных им механизмов мотивации социальной активности.

Исследователи макросоциологического уровня, как правило, придерживаются принципов одной из двух основных конкурирующих теорий: функционализма и теории конфликтов.

Точка зрения функционализма на общество и общественную структуру была впервые выражена в XIX в. Гербертом Спенсером. Он сравнивал общества с живыми организмами, подобными человеческому телу. В нашем теле каждый орган − сердце, мозг, желудок и т.д. − выполняет специфическую функцию в процессе поддержания жизни. Связанные между собой внутри нашего организма, его различные органы образуют взаимозависимую систему. Если один орган прекращает функционировать или действует недостаточно, организм не может функционировать нормально и, возможно, полностью выходит из строя. Сторонник функционализма рассматривает общества как организмы, составленные из многих частей: военной, экономической, медицинской, религиозной и т.д. Каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше различия между этими функциями, тем труднее одной части заменить другую.

Спенсер заложил основы функционализма, великий французский социолог Эмиль Дюркгейм великолепно развил их. Дюркгейм рассуждал так: если общество образовано из множества различных частей и каждая оказывает влияние на функционирование всей системы, то общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Теория Дюркгейма объясняет все общественные явления, в том числе и девиантное поведение (отклонение от норм), хотя на первый взгляд кажется, что оно не выполняет какой-либо общественной функции. Дюркгейм считал, что отклонение от социально одобряемых целей и ценностей общества имеет определенное позитивное значение. Например, убийство дает людям возможность вновь подтвердить правила, запрещающие преступление, и, наказав убийцу, они выражают свое согласие с этими правилами.

4 стр., 1969 слов

Социальный проект «Навстречу друг другу»

... гражданами является достаточно острой. Актуальность вопроса обусловлена усилением внимания государства и общества к проблемам социального сиротства и международного усыновления российских детей в связи с принятием в ... нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (закона Димы Яковлева) и Указа Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. ...

Современные функционалисты − Талкотт Парсонс, Роберт Мертон и Кингсли Дэвис − выступают последователями Спенсера и Дюркгейма. Их основной подход состоит в определении частей общества, выявлении их положительных и отрицательных функций, в таком их объединении, которое складывается в картину общества как органического целого. Следующие пять пунктов составляют теоретические рамки современного функционализма.

1. Общество − это система частей, объединенных в единое целое.

2. Общественные системы сохраняют устойчивость, поскольку в них существуют такие внутренние механизмы контроля, как правоохранительные органы и суд.

3. Дисфункции, конечно, существуют, но они преодолеваются сами по себе или, в конце концов, укореняются в обществе. Например, радикалы и хиппи 60-х годов внесли много перемен в наше общество: новый подход к проблемам окружающей среды, недоверие к высшей власти, более раскованный стиль одежды мужчин и женщин, однако сегодня, спустя 20 лет, радикалов и хиппи поглотила среда истеблишмента, в которую они вошли, став юристами, учителями, даже биржевыми маклерами.

4. Изменения обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

5. Социальная интеграция или ощущение, что общество является крепкой тканью, сотканной из различных нитей, формируется на основе согласия большинства граждан страны следовать единой системе ценностей. Например, англичане согласны с необходимостью монархии; в США принцип равных возможностей присущ мировоззрению большинства американцев.

Эта система ценностей − самый устойчивый остов общественной системы.

Теория конфликта сформировалась главным образом на основе произведений Карла Маркса, который считал, что классовый конфликт находится в самой основе общества. Классовый конфликт возникает потому, что люди разделены на различные классы в соответствии с их положением в экономической системе. С точки зрения Маркса, основными классами буржуазного общества являются капиталисты и наемные рабочие. Эти два класса не имеют общих ценностей, более того, капиталисты стремятся господствовать и эксплуатировать рабочих. В результате указанные классы постоянно враждуют между собой.

Маркс считал, что классовая борьба является источником большинства политических конфликтов. Он предсказывал, что эксплуатируемый класс восстанет и революция преобразует общество. Согласно теории Маркса, классовый конфликт является движущей силой истории. В нашем столетии было предложено несколько различных вариантов теории конфликта. Одной из наиболее значительных современных теорий является концепция немецкого социолога Ральфа Дарендорфа. Дарендорф отрицает идею Маркса о том, что основные конфликтующие группы в обществе − это классы, образованные по экономическому признаку. По мнению Дарендорфа, главной причиной конфликта является тот факт,что одни люди имеют власть над другими. Основные конфликты возникают между теми, кто имеет власть, и теми, кто ее не имеет.

12 стр., 5614 слов

1.Социология г. Спенсера

... науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое, религиозное мировоззрение социального ученого. Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции, процессов, ...

Дарендорф сформулировал следующие основные положения теории конфликта.

1. Главными отличительными чертами любого общества являются господство, конфликт и подавление.

2. Общественная структура основана на власти одних групп людей над другими, например предпринимателей над рабочими, офицеров над солдатами, преподавателей над студентами и т.д.

3. У каждой из таких групп есть общие интересы независимо от того, осознают их входящие в такие группы или нет; интересы членов разных групп различны и противоположны. Например, может возникнуть конфликт между деловыми людьми, стремящимися к повышению своих доходов, и активистами движения в защиту окружающей среды, которые борются за очищение воздуха и воды.

4. Когда люди осознают свои общие интересы, они могут образовать общественный класс, что может обнаружить себя в форме профсоюзного движения, лобби политической партии и т.д.

5. Классовый конфликт обостряется, если: а) почти вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а остальные почти полностью лишены ее; б) те, кто лишен власти, не имеют возможности ее получить; в) люди могут свободно организовывать политические группы.

Функционализм и теория конфликта различны по своей сущности. Функционалисты обычно рассматривают общество как совершенно устойчивое и единое целое, а сторонники теории конфликта считают, что в нем постоянно происходят изменения и возникают конфликты. Функционалисты придают важнейшее значение согласию всех членов общества в отношении общих ценностей, а последователи теории конфликта уделяют основное внимание проявлениям подавления одних членов общества другими.

Каждая из этих теорий имеет свои недостатки. Функционализм недооценивает тот факт, что в большинстве обществ никогда не достигается полное согласие относительно ценностей; теория конфликта не объясняет, каким образом общества сохраняются и действуют несмотря на постоянные изменения. Например, основные политические партии расходятся во мнениях по вопросам экономической политики, однако несмотря на различия во взглядах каждый год удается путем компромисса утверждать федеральный бюджет.

Спор между двумя названными теоретическими течениями все еще продолжается, и, вероятно, он не прекратится в ближайшее время. Однако, по-видимому, в нем нет необходимости, поскольку оба подхода не обязательно противоречат друг другу. Безусловно, общество не могло бы существовать без некоторых общепринятых ценностей и должно достигать какой-то меры интегрированности, иначе его нельзя было бы назвать обществом. С другой стороны, вполне понятно, что многие группы внутри общества находятся в состоянии конфликта, что постоянно происходят перемены. Более верный теоретический подход заключался бы в стремлении объединить два подхода.

Законы и категории социологии

Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.

Социальный законэто выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.

Основные особенности социологических законов:

1. Они являются одновременно и общесоциологическими, и частносоциологическими законами, так как характеризуют как функционирование всего общества, так и отдельных социальных сфер в их взаимосвязи с обществом в целом. Например, закономерности групповой динамики, полученные в условиях лабораторных групп, нельзя распространять на любые реальные совокупности людей.

2. Они носят объективный характер. Например, закон пропорционального развития социальных систем выражает не точку зрения ученого, а природу связей элементов в системах.

3. Социологические законы (статистические: закон гравитации) характеризуют и общее направление развития общества и его систем, и господствующую тенденцию изменений массовых событий (явлений) за определенный промежуток времени.

4. Социологические законы действуют в совокупности с другими социальными законами (психологическими, педагогическими, экономическими и др.).

5. Частносоциологические законы имеют более короткий срок своего существования и в большой степени подвержены субъективному влиянию.

По степени общности различаются:

· общие законы (законы, характеризующие развитие общества, социума, социальной системы как целого).

Проявляются на протяжении всей истории развития человечества, действуют во всех общественных системах и характеризуют функционирование всего общества. Например, закон социализации, закон общественного разделения труда, закон социальной гармонии, закон стоимости и т.д.;

· специфические(определяющие развитие отдельных элементов социальной системы, части общества (групп, наций и т.д.)).

Законы, действие которых ограничено одной или несколькими общественными системами. Например, законы, связанные с переходом от одного типа общества к другому, законы первичного накопления капитала, классовой борьбы и т.д.;

· частные законы, действующие на протяжении времени существования какой-либо общественной системы или социально-экономической формации и характеризующие функционирование отдельных элементов социальной сферы (социальных общностей, классов, групп и т.д.) в их взаимосвязи с обществом. Например, законы организации и жизнедеятельности коллектива, семьи, той или иной социальной группы и т.д.

По характеру, способу проявления социальные законы бывают:

· динамические (фиксируют жесткую, однозначную связь между последовательностью событий в конкретных условиях и определяют направление, факторы и формы социальных изменений).

Динамические законы в свою очередь делятся на причинные (фиксируют строго детерминированные связи развития социальных явлений) и функциональные (отражают эмпирически наблюдаемые и строго повторяющиеся взаимные зависимости между социальными явлениями);

· статические(отражают основные направления и тенденции изменений в рамках сохранения стабильности данного социального целого).

Разновидностями статических законов могут быть как законы развития, так и законы функционирования (например, распределение ролевых функций в семье: демографические процессы текучести рабочей силы; процессы товарного производства и др.).

По формам связи выделяют пять следующих категорий социальных законов:

1. Законы, которые отражают инвариантное (неизменяющееся) сосуществование социальных или связанных с ними явлений. Социальные законы не подчиняются волевым действиям человека. Согласно таким законам, если есть явление А, то обязательно должно быть явление В. Например, 1. если есть производство, то обязательно есть и потребление; 2. если идет процесс урбанизации и индустриализации общества, то происходит сокращение занятых в сельском хозяйстве; 3. где есть тоталитарное управление, есть скрытая оппозиция; 4. любое общество независимо от его размеров, стратифицировано; 5. всякая социализация начинается в первичных группах; 6. законы, не опирающиеся на моральные установки, не имеют силы.

2. Законы, которые отражают тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Т.е. совершается переход от структуры одного качества к структуре другого качества. Например, изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

3. Законы, которые устанавливают функциональную зависимость между социальными явлениями. Например, 1. чем активнее человек участвует в политической практике, тем выше его политическая культура; 2. чем качественнее ведется воспитательная работа в коллективе, тем прочнее морально-психологический климат; 3. чем активнее студенты работают на занятиях, тем лучше они владеют учебным материалом; 4. чем выше активность участия людей в политических процессах, тем выше у них уровень политической культуры.

4. Законы, которые фиксируют причинную связь между социальными явлениями. Например, 1. рациональное сочетание личных и общественных интересов является важнейшим и необходимым условием социальной интеграции; 2. необходимым условием повышения рождаемости в стране является улучшение социально-бытовых условий для женщин.

5. Законы, которые устанавливают возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Например, 1. увеличение экономической самостоятельности женщин повышает вероятность разводов; 2. рост алкоголизма в стране повышает вероятность детской патологии.

Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме – в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.

Категории, которые характеризуют сущность и содержание социологической науки, можно подразделить на несколько групп.

Первая группа связана с анализом объекта социологии, а также с характеристикой связей (взаимосвязей) социологии с общенаучными представлениями о мире. Поэтому социологу предстоит знать точки зрения на общество, государство, классы, нации (компетенция общенаучной теории) и на гражданское общество и его структуру (компетенция теоретико-методологических основ науки).

Вторая группа охватывает большую совокупность понятий, трактующих и объясняющих предмет социологии.

· во-первых, всего того, что связано с характеристикой сознания (индивидуальное, групповое, общественное), с его видами (политическое, экономическое, нравственное, религиозное и т.д.), с его структурой (знание, убеждение, ценности, мотивы, установки и т.д.), с его специфическими характеристиками (общественное мнение, массовое сознание).

· во-вторых, это понятия, характеризующие реальное поведение (действия) людей, что предполагает его дифференциацию и интерпретацию как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне. Это относится к видам поведения (деятельности) людей, их взаимосвязям с сознанием (социальное настроение) и между собой. Такой подход предполагает анализ как позитивных, так и негативных видов деятельности.

· в-третьих, в понятийном аппарате нуждается и заключительный компонент предмета социологии: условия, в которых реализуются (или не реализуются) сознание и поведение людей. Поэтому понятия макро-, мезо- и микросреды, социальной инфраструктуры – это такой набор, без которого трудно понять всю сложность социального мира.

Третья группа категорий касается субъектов реального сознания и поведения: индивида, социальной группы (слоя), класса. Значительное место занимают особые группы субъективного действия – народности, народы, этносы. Многие понятия связаны с семьей. Сюда относятся также группы отклоняющегося поведения.

Четвертая группа касается инструментов социологического познания, тем более что они весьма специфичны по сравнению с другими социальными науками. Здесь важна как совокупность методологических категорий (программа, гипотезы, сценарий и т.д.), так и методов (наблюдение, опрос, контент-анализ, интервью, эксперимент и т.д.).

Пятая группа – это категории и понятия, углубляющие наши представления о функциях социологии.

У социологии имеется много родственных понятий с демографией (миграция, продолжительность жизни, здоровье и т.д.), с социальной психологией (общение, эмоции, самочувствие и т.д.), с политологией (власть, электоральное поведение и т.д.).

Функции социологии

Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции:

· познавательная − получение новых знаний, сведений и закономерностей, касающихся социальной жизни общества.Она позволяет ответить на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»;

· критическая − получая объективные знания, социология имеет возможность сигнализировать о произошедших отклонениях в развитии общества, которые могут привести к каким-либо негативным социальным явлениям и последствиям. Социология, выполняя эту функцию, дифференцированно подходит к действительности. С одной стороны, она указывает, что нужно и можно сохранить, развить, упрочить, так как не всегда все надо перестраивать, менять и т.д. С другой – показывает, что действительно необходимо радикально изменить. Благодаря этой функции, познаваемый мир оценивается с точки зрения интересов личности;

· описательная − систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи и т.п. Она позволяет ответить на вопрос «Что и как делается в обществе?»;

· прогностическая − дает научно обоснованные прогнозы развития как всего общества, так и его отдельных сфер и структур, что выступает теоретической основой для построения перспективных планов их развития.Результаты социологических исследований дают конкретную информацию, необходимую для осуществления сознательного социального контроля и управления социальными процессами в обществе. Она отвечает на вопрос: «Что может произойти в обществе в будущем?»;

· преобразовательная − выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений;

· идеологическая –данные социологии (знания) используются для выработки определенного менталитета, ценностных ориентаций, стереотипов поведения, имиджей.Социологическое знание может служить средством манипулирования сознанием и поведением людей, либо данные полученные социологами могут быть средством достижения общественного консенсуса;

· информационная − сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований;

· мировоззренческая объективно, участвует в социально-политической жизни общества; выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека.

Литература

1. Харчева В. Основы социологии: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. − М.: Логос, 2000. − 302 с.

2. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. − М.: Феникс, 1994. − 688 с.

3. Кравченко А.И.Социология: Учебник для вузов. − М.; Академический Проект, 2001. − 2-е изд., перераб. и доп. − 508 с.

4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.