1. Предмет и объект конфликтологии

Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе (вспомним античных философов).

Другой подход заключается в понимании конфликта как столкновения противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Круг участников конфликта ограничивается группой людей. Именно такое определение конфликта дает психологический словарь.

Однако понимание мотивов социальных конфликтов будет затруднено без изучения тех процессов, которые происходят в психике и предшествуют конфликтному поведению.

Конфликт — многогранное социальное явление. От того, какие характеристики и параметры входят в определение понятия «конфликт», зависит предмет научной дисциплины, изучающей конфликты и связанные с ними явления.

Конфликт в конфликтологии — это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.

Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов:

1) социальные;

2) внутриличностные;

3) зооконфликты.

Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный).

Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления в конфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека — внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии. Важно понимать, что столь широко заявленный объект конфликтологии не может быть полностью исчерпан в рамках одной научной дисциплины.

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... к ожесточению, нетерпимости и насилию. Важнейшая проблема современной конфликтологии состоит в прогнозировании неизбежности конфликта и в поиске путей снижения их негативных последствий ... разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Как считает Ф. Глазл, многие ...

Объект любой науки — это трудно изменяемая составляющая, зачастую отражающая консервативные взгляды ученых и не отражающая происходящие в научной дисциплине перемены. Именно поэтому более важным является определение предмета науки.

Предмет конфликтологии — совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины — это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.

Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.

2. История формирования конфликтологических идей

Конфликтология — это молодая наука, в завершенном виде она появилась в середине ХХ века, но конфликты существовали всегда и первые попытки осмысления конфликтов относятся к древности.

В трудах мыслителей Древнего мира отмечалось, что конфликты существуют независимо от того, как к ним относиться. Весь мир полон противоречий: жизнь природы, жизнь Богов, жизнь людей. Древние философы осуждали распри, хотя утверждали, что «в споре рождается истина». Гераклит считал, что источник конфликта — в сущности мира; конфликты являются универсальным свойством мира, Аристотель утверждал, что важнейшие источники конфликтов коренятся в имущественном неравенстве людей и в неравенстве получаемых почестей.

7 стр., 3419 слов

Конфликты в Российском обществе

... основывается на противопоставлении функционализма и социологии конфликта, сформулированным Ральфом Дарендорфом. Итак, конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия ... начале осени считали ее желательной 18% взрослого населения России. Сегодня примерно каждый десятый респондент готов поставить во главе государства военных. Конфликты в ...

Во времена Средневековья, когда утвердилась христианская религия, которая проповедовала всеобщую любовь и человеколюбие, мира и согласия достигнуть не удалось. Религиозная философия предлагала такое истолкование конфликтов: зло создано самим Богом для совершенствования человека; в ходе борьбы со злом человек становится сильнее.

В Новое время серьезное внимание проблеме конфликта уделял Н. Макиавелли, который считал, что всегда была и будет существовать угроза конфликта между властителем и народом, между различными государствами. Поэтому Макиавелли выдвинул тезис, согласно которому политик должен соединять в себе черты лисицы и льва: лисицы, чтобы избежать расставленных капканов, а льва — чтобы сокрушать противников в открытом бою. Т. Гоббс создал учение об обществе, в котором основой является идея всепоглощающего конфликта, образ «войны всех против всех». Он считал, что люди равны по природе, но равенство порождает непрерывные конфликты и столкновения между людьми. Чтобы избавиться от этого люди по взаимному согласию, по «договору» переходят к государственному устройству. Так образуется государство, и только оно способно разрешать конфликты, пресекать их и (в идеале) исключать их из жизни общества. Ж.Ж.Руссо считал источником конфликта недостатки в организации общества, заблуждения, предрассудки людей, которые можно устранить и, прежде всего — приверженность к частной собственности. О. Конт развенчивал революцию как способ разрешения конфликтов, проповедовал такую реализацию общественно-политического устройства общества, которое бы обеспечивало социальную стабилизацию без стагнации и социальную эволюцию без революции.

К.Маркс полагал, что конфликты свойственны всем уровням социальной жизни — политике, экономике культуре. Главной причиной борьбы является частная собственность, в коммунистическом обществе конфликты исчезнут. Г. Зиммель ввел в научный оборот сам термин «социальный конфликт». Согласно зиммелевской концепции, именно конфликт является центральным нервом как самой социальной жизни, так и культуры. Конфликт не разрешается, а снимается, заменяясь новым по содержанию и форме конфликтом, который составляет основную движущую силу развития культуры и всей жизни общества.

5 стр., 2414 слов

Человек в психоанализе

... особое внимание уделяли изучению внутриличностных конфликтов как наиболее существенных моментов и факторов психической жизни и поведения человек особое внимание в российской психоаналитической ... и асоциальные поступки считались ими одним из показателей социального здоровья общества. Таким образом, в российской психоаналитической традиции было подтверждено, что бессознательное ...

К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава социологии и психологии. Общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого ученого М. Вебера, который считал, что общество — это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны, надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство — основа для баланса сил и достижения консенсуса. Эти исходные положения М. Вебера явились основой для создания в середине ХХ века теории конфликтов в качестве самостоятельной области социологии, а затем и совершенно самостоятельной науки.

Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф и американский социолог Льюис Козер. Р. Дарендорф сформулировал «функциональную теорию конфликта», которая основывается на наличии классов в индустриальном обществе и отношений господства и подчинения. В таком обществе возникают противоположные группы и по мере того, как в этих группах возрастает степень осознания противоположности интересов, в данной социальной системе они преобразуются в конфликтные группы, столкновение которых приводит к социальному конфликту. Л. Козер определял конфликт как борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Он акцентирует внимание на позитивной направленности большинства функций конфликта, и дает глубокое обоснование конструктивной роли конфликта в обществе.

Основные положения Л. Козера:

1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа, которые существуют в любом обществе, поэтому пока существует общество, будет напряженность, будут конфликты, особую роль будет играть борьба людей за власть, за престиж и уважение;

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... состояний, явлений внутреннего мира человека, имеющих биологическую основу, именуется _______________________________________. Созданная деятельностью человеческого общества «вторая природа», надстроенная над ... естественной средой обитания, именуется _____________________________ . Человек как отдельное, единичное ...

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, так как люди открыты, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;

3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, ее цель — ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Большинство зарубежных авторов (Э. Шостром, Дж. Скотт, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, Дж. Бартон, Ф. Дакес) высказывают рекомендации по эффективному преодолению конфликтов, поскольку считают их неизбежными и даже необходимыми, почти всегда приводящими к творческим решениям. Они считают, что конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает определить альтернативы или проблемы и т. д.

Развитие конфликтологии в рамках психологической науки. Большую роль в улаживании конфликтов играет психологический подход. Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и внутренние установки, мысли, чувства, то есть психология людей. Работы по психологической тематике в отношении конфликтологии сосредоточились главным образом на исследовании внутриличностных, душевных конфликтах, на исследовании межличностных противоречий. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. Чувства тревоги, дискомфорта могут стать настолько сильными в результате конфликта, что могут трансформироваться в источник неврозов и стрессов. З. Фрейд внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями и требованиями моральных и правовых норм, что служит основанием всех конфликтов. К. Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов — 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Опираясь на психоанализ Фрейда, Э. Берн создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: в психической структуре личности выделяются три уровня — ребенок, взрослый, родитель (соответствующие Оно, Я, и Сверх-Я у Фрейда); общение осуществляется как на осознанном (социальном), так и на бессознательном (психологическом) уровнях. Конфликтные ситуации возникают, тогда, когда происходит пересечение трансакций (например, социальная коммуникация двух взрослых людей на психологическом уровне строится как общение родитель-ребенок).

4 стр., 1823 слов

1. Человек коммуникативный

... Способствует формированию и внедрению в сознание людей идейных ценностей данного общества и в конечном счете оказывает определенное ... влияния организации в обществе; 4) формирование ближнего круга из влиятельных и авторитетных людей; 5)  ... – реклама, не соответствующая моральным принципам, нравственным устоям общества. Может выражаться путем «использования бранных слов, непристойных и ...

Развитие отечественной конфликтологии. В СССР исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе конфликтология получила широкое признание, конфликтологические исследования начали появляться и в нашей стране, но в целом эта область научного знания оценивалась с идеологических позиций. Возникновение острых политических и этнонациональных конфликтов, ознаменовавших период перестройки (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня), вызвало к жизни потребность в развитии отечественной конфликтологии. К настоящему времени накоплен значительный массив исследований, среди которых выделяются работы Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Е.М. Бабосова, Н.Ф. Вишняковой, А. Г Здравосмыслова, В.И. Андреева, А.С. Кармина и др. Возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций. Изучение конфликтологии включено в профессиональную подготовку широкого круга специальностей.

3. Особенности социологического и психологического подходов к анализу конфликтов

К середине ХХ века конфликтология выделилась в отдельную науку из состава социологии и психологии. Общая теория социального конфликта стала складываться в работах немецкого ученого М. Вебера, который считал, что общество — это совокупность групп, которые различаются своим социальным статусом, поэтому их интересы неизбежно расходятся, всякие надежды на возможность устранения социальных конфликтов иллюзорны, надо признать неизбежность существования на Земле вечной борьбы одних людей против других. Но так как интересы людей не только расходятся, но и совпадают, то это единство — основа для баланса сил и достижения консенсуса.

2 стр., 608 слов

Функции и роли вожатого

... воспитывать в коллективе стремление к согласию, улаживать межличностные конфликты. Ожидаемое поведение включает посредничество в личных спорах, ... использование новых технических приемов в разрешении конфликтов, развитие согласия и морали, принятие участия в ... Летний лагеря Перейти к: навигация,поиск Роль, функции Сильные стороны Возможные проблемы - При слишком высоком уровне ...

Конфликтологию выстроили как самостоятельную науку немецкий ученый Ральф Дарендорф и американский социолог Льюис Козер. Р. Дарендорф сформулировал «функциональную теорию конфликта» (основывается на наличии классов в индустриальном обществе и отношений господства и подчинения.) В таком обществе возникают противоположные группы и по мере того, как в этих группах возрастает степень осознания противоположности интересов, в данной социальной системе они преобразуются в конфликтные группы, столкновение которых приводит к социальному конфликту. Л. Козер определял конфликт как борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Он акцентирует внимание на позитивной направленности большинства функций конфликта, и дает глубокое обоснование конструктивной роли конфликта в обществе.

Основные положения Л. Козера:

1) постоянным источником и причиной современных социальных конфликтов является дефицит ресурсов, не только материальных, но и политических, ресурсов власти, престижа,, поэтому пока существует общество, будут конфликты.

2) хотя конфликты существуют в любом обществе, их роль в недемократическом и демократическом обществе различна: в тоталитарном обществе, которое расколото на враждующие лагеря, конфликты носят разрушительный характер; в открытом обществе конфликтов больше, но конфликты ведут не к разрушению, а к созиданию;

3) конструктивные и разрушительные результаты глубоко принципиально различаются между собой, смысл конфликтологии, ее цель — ограничить негативные последствия конфликта и добиться оптимальных, позитивных результатов.

Большую роль в улаживании конфликтов играет психологический подход. Важнейшей составляющей социального конфликта является не только поведение, действия людей, но и психология людей. Психология видит в конфликте столкновение противоположных взглядов, мотивов, интересов. З. Фрейд внес большой вклад в исследование конфликтных ситуаций и пришел к выводу, что главным источником психических расстройств и стрессов является изначально, от природы присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. К. Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой критерии различий между людьми по способу разрешения ими внутренних конфликтов — 2 психотипа: интраверты и экстраверты. Опираясь на психоанализ Фрейда, Э. Берн создал теорию трансактного анализа межличностных взаимоотношений: в психической структуре личности выделяются три уровня — ребенок, взрослый, родитель (соответствующие Оно, Я, и Сверх-Я у Фрейда); общение осуществляется как на осознанном (социальном), так и на бессознательном (психологическом) уровнях. Конфликтные ситуации возникают, тогда, когда происходит пересечение трансакций (например, социальная коммуникация двух взрослых людей на психологическом уровне строится как общение родитель-ребенок).

4. Развитие отечественной конфликтологии

В СССР исходная для науки о конфликте идея о неустранимости конфликта была неприемлема, противоречила марксистским идеям. Существующие в стране острые конфликты утаивались, но скрывать их становилось все труднее, так как конфликты становились все сложнее. В середине 50-х гг. ХХ века, когда в западном обществе конфликтология получила широкое признание, конфликтологические исследования начали появляться и в нашей стране, но в целом эта область научного знания оценивалась с идеологических позиций. Возникновение острых политических и этнонациональных конфликтов, ознаменовавших период перестройки (Карабах, Приднестровье, Северная Осетия, Чечня), вызвало к жизни потребность в развитии отечественной конфликтологии. К настоящему времени накоплен значительный массив исследований, среди которых выделяются работы Ф.М. Бородкина, Н.М. Коряк, Е.М. Бабосова, Н.Ф. Вишняковой, А. Г Здравосмыслова, В.И. Андреева, А.С. Кармина и др. Возникли специальные консалтинговые центры по разрешению конфликтных ситуаций. Изучение конфликтологии включено в профессиональную подготовку широкого круга специальностей.

5. Сущность конфликта, его признаки

Конфликт — свойство состояния человеческих взаимоотношений, вызванное нехваткой тех или иных значимых ресурсов и выраженное в остром психологическом напряжении и действиях противоборства. Противоположное по сущности состояние человеческих отношений — консенсус (согласие, спокойствие) — предшествует конфликту, следует за конфликтом. Консенсус — не напряженность, а разрядка, не чувство антипатии, а чувство симпатии.

4 признака конфликта: 1. Конфликт — свойство человеческих взаимоотношений, его нельзя отождествлять с конфликтами у животных. 2. Конфликт — психическое внутреннее состояние души человека. 3. Конфликт — внешне выраженная форма человеческого поведения, действий на вербальном и невербальном уровне. 4. Конфликт — не просто состояние психической напряженности, а особое состояние, которое отличается от спортивных ситуаций, от трудовых соревнований, от честной конкуренции. Конфликт по своей природе не является физическим предметом, сам по себе существовать не может, а является состоянием человеческих отношений. Конфликт — явление не субстанциональное, является следствием чего-то. При всей своей распространенности конфликт — явление временное, а постоянное состояние общества — согласие. Но, несмотря на свой приходящий характер (временный), конфликты могут причинить огромные разрушения, подобные землетрясениям, тайфунам, цунами и т. д.

6. Динамика конфликта:

предконфликтная ситуация (латентный период), открытый конфликт и послеконфликтный период. Предконфликтная ситуация — это возможность, а не действительность конфликта. Это период накопления факторов и процессов, которые могут привести к конфликту. Если намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить не удается, рано или поздно предконфликтная ситуация переходит в открытый конфликт. Каждая сторона начинает открыто защищать свои интересы. Переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство происходит в результате того или иного инцидента — случая, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент следует отличать от повода, то есть того конкретного события, которое служит толчком к началу конфликтных действий. Повод — еще не конфликт, а инцидент — это уже начало конфликта. Эскалация конфликта — ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в противоборстве. Завершение конфликта означает его окончание. Его формы: разрешение (конструктивное решение), затухание, устранение, перерастание конфликта в другой конфликт. В послеконфликтный период ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами нормализуются и начинает преобладать сотрудничество и доверие. Организация совместного дела — наиболее конструктивный способ завершения конфликта

7. Функции конфликта

Под функцией конфликта понимается та роль, которую выполняет конфликт по отношению к обществу и его различным структурным образованиям: группам, организациям, индивидам. Различают явные и латентные (скрытые) функции конфликта. Явные функции конфликта характеризуются тем, что их последствия совпадают с целями, которые провозглашали и преследовали оппоненты конфликта. Скрытые функции — такие, когда последствия конфликта обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Если функция конфликта положительна для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт.

Конструктивные функции конфликта общего характера: информационная, форма разрешения противоречий, снятия социальной напряженности, интегративная, стабилизация социальной системы, интенсификация группового творчества, средство для возникновения новых форм общения. Конструктивные функции на личностном уровне: познавательная, адекватной самооценки, средство избавления от нежелательных черт характера, фактор социализации человека, его адаптации в группе, помогает снять психологическую напряженность, средство самореализации.

Общие деструктивные функции конфликта: человеческие жертвы, материальные потери, дезорганизация группы, общества, замедление темпов социально-экономического, политического, духовно-нравственного развития общества, возникновение диктатур, дезинтеграция общества, упадок нравов, нарастание пессимизма, рост преступности, заболеваемости и др. На личностном уровне: разочарование в способностях, деидентификация личности, чувство неуверенности, девиантное поведение, разочарование в коллегах, друзьях, близких.

8. Типы конфликтов. Конфликты различаются:

— по субъектам (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межгосударственные);

— по сферам жизнедеятельности (бытовые, семейные, трудовые, воинские, педагогические и др.);

— по характеру объектов, по поводу которых возникают конфликты (ресурсные, статусно-ролевые, социокультурные, идеологические и др.);

— по направленности воздейстствия и распределения полномочий («по вертикали» и «по горизонтали»);

— по результативности (конструктивные и деструктивные);

— по временному критерию (кратковременные, длительные).

9. Особенности конструктивного и деструктивного конфликта

Конструктивные (позитивные) функции конфликта. К ним относятся:

функция разрядки напряженности между антагонистами, «выхлопного клапана»;

«коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

Деструктивные (негативные) функции конфликта, т. е. условия, мешающие достижению целей. Это такие как:

неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

возможность подготовки к новому витку конфликта; закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого — деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы).

Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному.

10. Основные стратегии разрешения конфликтов

Универсального способа разрешения конфликтов не существует. Каждый руководитель и менеджер по персоналу может выбрать тот вариант, который считает наиболее эффективным и удобным.

Бертинаско выделил три основные стратегии разрешения конфликтов. В качестве критерия он выбрал те роли, которые играют (и занимают в итоге) менеджер и сотрудники.

Это концепции:

«победитель-побежденный» Эта стратегия управления конфликтом, как видно из названия, предполагает, что одна из сторон обречена на поражение. Менеджер полагает, что любой конфликт угрожает его благополучию, а значит, стремится сделать все возможное, чтобы подавить его. Эта стратегия характерна для авторитарного стиля управления.

«побежденный-побежденный» Отличительным признаком данной стратегии является то, что ни одна из сторон не достигает желаемого результата. Менеджер стремится «отделаться малой кровью» и предпочитает избегать активных мер и прямых конфронтаций.

«победитель-победитель» Стратегия «победитель-победитель» направлена на достижение максимально удовлетворяющих обе стороны результатов. Эта стратегия наиболее эффективна, так как позволяет разрешить конфликт и создает в организации благоприятный климат сотрудничества.

Для того чтобы ее использование стало возможным, необходимо внедрить в управленческие структуры новые ценности:

компромисс не обязательно малоэффективен: управленцы рассматривают обе стороны конфликта как равноправные, учитывают цели и интересы обеих сторон. Единственный возможный способ разрешения конфликта для них — обоюдовыгодный компромисс;

будьте честными со своими сотрудниками: невозможно достичь желаемого результата, если противоборствующие стороны скрывают причины, по которым они развязали конфликт. Это свойственно многим, но если менеджер открыто определяет свои позиции, то и сотрудники «заражаются» таким поведением. Если в процессе переговоров устанавливаются искренние отношения, гораздо более вероятным становится достижение желаемых результатов;

выбирайте целенаправленные методы: результата «победитель-победитель» можно достигнуть с помощью проверенных целенаправленных методов. Если менеджер использует средства ему знакомые, он чувствует себя увереннее, может заранее предсказать результаты и добиться большего.

11. Тактики поведения в конфликте

Стратегия связана со стремлением к разрешению противоречия.

Можно дать следующее толкование стратегий поведения по К. Томасу:

избегание (уход) — это реакция на конфликт, выражающаяся в игнор или отрицании конфликта;

соперничество (борьба) — доминирование и устранение одной из сторон в конфликте;

приспособление — уступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов;

сотрудничество — стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта. В содержание интересов каждой из сторон входит удовлетворение

основных интересов другой стороны;

компромисс — взаимные уступки; согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

12. Особенности восприятия конфликтной ситуации

Восприятие события, ситуации — это то, что люди видят в данный момент. Восприятие — это целостная картина происходящих событий. Однако в этом целостном восприятии осознается какой-то уровень. Объяснить возможность различий в восприятии при возникновении к-тов и разногласий очень трудно, т.к. это связано с интеллектом ч-ка. Почти всегда в к-те на повестке дня стоит упрощенное восприятие др. ч-ка.

Часто можно заметить стремление объяснить поведение другого особенностями его личности, при этом не учитывая в какой ситуации находится ч-к. Исследования показали, что мы видим то, что желаем увидеть. Из этого следует, что восприятие кажд. ч-ка создает его собственный внутр. мир. И не сущ-ет способа познания, науч. метода, кот. мог бы без искажений открыть чистую реальность событий, с кот. бы согласилось большинство людей. Способ, кот. мы воспринимаем, создает действительность д/нас. => недостаточно просто хотеть преодолевать к-ты, понимая, что наши действительности различаются. Необходимо стремиться к тому, чтобы понять как мы приходим к столь различающейся действительности и как мы можем общаться вопреки различающимся действительностям.

А проще так:

Стереотипное (навязанное) восприятие включает в себя:

• эмоциональный аспект (сильная эмоциональная окраска, чувство враждебности по отношению к противоположной стороне, недоверие, страх, подозрительность);

• когнитивный аспект (стремление к упрощению информации, схематизм при оценке фактов, крайняя избирательность восприятия, т. е. воспринимается только та информация, которая согласуется с имеющимися стереотипами, вся остальная игнорируется. В результате восприятие принимает суженный характер).

13. Понятие предмета конфликта.

Всякий конфликт связан с теми или иными внешними и внутренними обстоятельствами, круг которых всегда достаточно широк, переменчив и не может быть перечислен с исчерпывающей полнотой. Однако что-то есть в его структуре основное, что позволяет в быту или в журналистских репортажах безошибочно идентифицировать именно этот конфликт или отнести его к определенной категории. Упорядочивая множество понятий, связанных с конфликтом, обычно выделяют два из них, которые дают возможность более четко определить существо и направленность любого конфликта: это предмет конфликта и его объект.

Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую (воображаемую) проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта — это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости (в когнитивном конфликте это и есть то, что называют предметом дискуссии).

Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. В конфликтах напластование проблем может сделать сам предмет конфликта абсолютно диффузным, не имеющим четких границ, перетекающим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». К таким примерам относятся длящиеся семейные неурядицы или межнациональные конфликты.

Объект конфликта.

По мнению В.А. Ядова, «на самом деле во всех конфликтах речь идет о двух вещах или даже об одной: о ресурсах и о контроле над ними. Власть с этой точки зрения — это вариант контроля над ресурсами, а собственность и есть сам ресурс. Можно ресурсы разделить на материальные и духовные, а последние, в свою очередь, дифференцировать на составляющие1[1]. Эта точка зрения, правда, не в столь категоричной форме, высказывается и многими другими специалистами. Высказывая сходные мысли, нередко используют понятие «объекта конфликта2[2], под которым подразумевают ту конкретную материальную или духовную ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся обе стороны конфликта. Объектом конфликта, по сути дела, может выступать любой элемент материального мира и социальной реальности, способный служить предметом личных, групповых, общественных, государственных интересов. Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен находиться на пересечении интересов различных социальных субъектов, которые стремятся к единоличному контролю над ним. Примеров таких ситуаций можно найти множество: от ссоры малышей из-за красивой игрушки до напряженности в отношениях двух государств из-за неурегулированности вопроса о принадлежности той или иной территории.

Объект конфликта в конкретной системе отношений — это всегда некий дефицитный ресурс. Одна должность директора, на которую претендуют два заместителя, последний батон колбасы, из-за которого возникает драка в очереди; один Черноморский флот и военный порт… Действительно, компенсация дефицита ресурсов во многих случаях может устранить возникшую неожиданно проблему. Именно этого хотел добрый старик Хоттабыч, наколдовавший каждому футбольному игроку по мячу. К сожалению, подобным же образом нельзя ликвидировать те многочисленные проблемы, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни. Вычленив объекты рядовых, типичных конфликтов, нетрудно обозначить круг проблем более общего характера. Например, очевидно, что характерные для н-ашей действительности мелкие конфликты в очередях и в транспорте напрямую связаны с дефицитом товарных и транспортных ресурсов на государственном уровне.

Дело, однако, не только в объективной «неделимости» объекта между двумя сторонами, но и в неделимости субъективной. Даже если двум малышам дать две красивые игрушки, каждый из них может захотеть только ту, с которой играет другой, или пожелает заполучить обе. Иными словами, дефицит ресурсов и определение характера и границ объекта — вещь чаще всего относительная и изменчивая по своей сути.

Конфликт, однако, может и не иметь объекта. Наряду с «объективными» конфликтами мы выделяем категорию «безобъектных», не базирующихся на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Поясним, о чем идет речь. Начнем с примера. Легко можно представить себе ситуацию с двумя соседями в стандартном блочном доме с прекрасной слышимостью: один сидит за рабочим столом и пишет научную монографию, а другой играет на скрипке. Первый, которому скрипка мешает сосредоточиться, стучит в стену. Начинается конфликт. Ясно, что причина конфликта здесь не в том, что оба стремятся единолично контролировать какую-либо ценность, а просто в помехах, снижающих эффективность деятельности одного из оппонентов. Типичным для практики уголовного судопроизводства является случай, когда, конфликт разгорается из-за того, что случайный прохожий делает замечание хулигану. Здесь также нет того объекта, обладать или пользоваться которым хотели оба субъекта. Просто один нарушает нравственные представления другого. Наконец, ситуация, в которой отношения индивидов или групп пропитаны взаимной ненавистью и стремлением уничтожить друг друга, также представляет собой ярчайший пример «безобъектности».

14. Конфликт и соревнование

Следующий аспект рассмотрения специфики сущности конфликта касается его соотношения с такими близкими по форме явлениями, как различного рода соревнования: спортивные, культурные, рациональные. Когда команды или отдельные индивиды участвуют в спортивной игре, в конкурсе на лучшую песню, в математической олимпиаде, что это — конфликт или не конфликт? По форме вроде бы конфликт, ибо здесь налицо такие его атрибуты, как взаимодействие, конкуренция, стремление к достижению своих целей. Однако назвать эти явления конфликтом, видимо, нельзя.

Всякое соревнование изначально предполагает определенные условия его проведения и строгие временные рамки. Оно регулируется различного рода правилами. Его процесс и результат контролируем в рамках установленных правил, процедур и соглашений. И с этими, заранее установленными, правилами согласны все участники соревнования. В этом состоит существенное отличие последнего от конфликта. Однако если правила соревнования нарушаются, оно может перерасти в конфликт, сопровождающийся негативными эмоциями. Но это (конфликтное) взаимодействие возникнет уже совсем по другому поводу.

Второй момент, который необходимо учитывать при разграничении конфликта и соревнования, состоит в том, что последнее или полностью представляет собой игру или включает в себя множество ее элементов. Но всякая игра — это такая деятельность, которая характеризуется переживанием удовольствия от самой деятельности, имеет эстетическую природу, является свободной и бескорыстной. Она обособлена и строго фиксирована во времени и пространстве. Наконец, игра есть «упразднение обыденной жизни». Эти и другие качества игры, определяющие ее сущность и значение и отличающие ее от конфликта, выделяет в своем классическом труде «Человек играющий» известный теоретик И. Хейзинга.

Как видно, несмотря на некоторые сходные черты, по своей сущности соревнование и игра во многом противоположны конфликту. Конфликт — это не упразднение «обыденной» жизни, а напротив, утверждение «прозы» жизни; это не переживание удовольствия, а напротив, переживание отрицательных эмоций и т. д. Конфликт — это не игра. Конфликт — это всегда серьезно!

15. «Объективные элементы конфликта»

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие, которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т. д.).

Такими элементами являются:

1) Объект конфликта; 2) участники конфликта; 3) среда конфликта.

Объект конфликта его основные характеристики:

1) под объектом конфликта понимают ту ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников конфликта;

2) объектами конфликта могут быть ценности самого различного вида: материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и т. д.;

3) объект конфликта не существует безотносительно его субъектов. Напротив, он всегда связан с интересами участников конфликта, причем эти интересы находятся в противоречии;

4) объект конфликта носит релятивистский характер, что прямо вытекает из предыдущего положения;

5) объект конфликта всегда имеется в ограниченном (дефицитном) количестве или качестве и не способен одновременно удовлетворить обе стороны, участвующие в конфликте;

6) объект конфликта может быть явным и латентным.

Участники конфликта. В конечном счете конфликта ими всегда выступают индивиды со своими интересами, целями и ценностями. Однако общественная жизнь не сводится к взаимодействию отдельных индивидов. В обществе действуют различные социальные группы, общности, народы, политические образования, юридические лица и т. д., которые также могут выступать участниками противоборства. Таким образом, участников конфликта, как и самих конфликтов, может быть великое множество.

Участников подразделяют: на основных (прямых) и неосновных (косвенных).

Основные участники конфликта ~ это всегда прямые, непосредственные стороны, участвующие в противоборстве. Основные участники конфликта являются его главными действующими лицами и противоречие именно их интересов лежит в основе противоборства. Поэтому основных участников именуют субъектами, или оппонентами.

Косвенные участники конфликта — все часто именуют также косвенными участниками конфликта. По определению им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии конфликта.

Важную роль в возникновении и развитии конфликта имеют и другие его участники:

инициаторы (зачинщики); организаторы; пособники; посредники (медиаторы).

Инициаторы (зачинщики) — те участники конфликта, которые берут на себя инициативу в развязывании конфликта между другими лицами, группами или государствами.

Организаторы — группа лиц (или отдельное лицо), разрабатывающая общий план противоборства с оппонентом с целью разрешения противоречия в свою пользу. Организовать конфликт — значит продумать всю его динамику таким образом, чтобы предполагаемые выгоды в результате его окончания были больше, нежели потери. Организаторами могут выступать как основные, так и неосновные участники конфликта.

Пособники — лица, которые помогают участникам конфликта в его развязывании, организации и развитии. Пособниками могут выступать как спонтанные группы лиц, так и специально созданные, а также отдельные личности.

Посредники (медиаторы) — третья сторона в конфликте и его косвенные участники. Роль посредника — это роль авторитетного помощника, призываемого субъектами конфликта для разрешения проблемы. Важная черта посредника — это его авторитет, признанный обеими сторонами конфликта.

Среда конфликта включает совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро- и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта — это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды — это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами.

Три вида среды конфликта: I) физическая, 2) общественно-психологическая 3) социальная.

Физическая среда конфликта — это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

Общественно — психологическая среда конфликта — это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт.

Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон. Самыми общими и фундаментальными факторами социальной среды конфликта являются тип цивилизации, общественно-экономические условия жизни и социально-политическое устройство общества.

16. «Личностные элементы конфликта»

К личностным элементам конфликта относятся психофизиологические, психологические, этические и поведенческие свойства отдельной личности, которые оказывают влияние на возникновение и развитие конфликтной ситуации.

Черты характера личности, ее привычки, чувства, воля, интересы и мотивы — все эта и многие другие ее качества играют огромную роль в динамике любого конфликта. Но в наибольшей степени их влияние обнаруживается на микроуровне, в межличностном конфликте и в конфликте личностные элементы конфликта:

1) основные психологические доминанты поведения;

2) черты характера и типы личностей;

3) установки личности, образующие идеальный тип индивидуальности;

4) неадекватные оценки и восприятия;

5) манеры поведения;

6) этические ценности.

Основные психологические доминанты поведения

Важнейшую роль среди личностных факторов конфликта играют основные психологические доминанты поведения личности: 1) ценностные ориентации; 2) цели; 3) мотивы; 4) интересы; 5) потребности.

1 Ценностные ориентации людей как субъектов конфликта формируются в процессе социализации личности и выражаются в тех моральных, идеологических, политических и других принципах, на основе которых субъект противоборства оценивает характер конфликта и строит свое поведение в этой ситуации.

2 Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата. на достижение которого направлено действие человека. Применительно к конфликту цель его субъектов — это представление той конечной ситуации, которая возникнет в результате разрешения противоборства и к достижению которой стремятся его участники.

3 Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением тех или иных потребностей личности. Применительно к конфликту мотив — это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий субъектов конфликта.

4 Интересы участников конфликта — это осознание ими объекта конфликта как своей потребности. Отсюда повышенное внимание именно к данному объекту конфликта, а не к другому. Именно противоречие интересов рождает конфликт

5 Потребность. С точки зрения психологии потребность субъектов конфликта — это такое их состояние, которое выражается в том, что объект конфликта выступает как нужда, острая необходимость для их существования.

17. Типы конфликтных личностей

Согласно поведению и целям, которые люди преследуют, вступая в конфликт или провоцируя его возникновение, выделяют такие типы конфликтных личностей:

1. Человек-демонстратор. Его поступки направлены на то, чтобы привлечь к себе внимание и заставить окружающих думать и говорить о себе. То, что реакция социума на такое поведение часто отрицательная, конфликтера-демонстратора не беспокоит. Он всегда стремится быть в центре внимания, а для этого постоянно прикладывает усилия к украшению своей внешности, старается быть заметным. Такие люди нередко первыми провоцируют конфликт поверхностного характера, чтобы привлечь к себе внимание. Что касается поведения в конфликтных ситуациях, то оно предсказуемо демонстративное, рассчитанное на то, чтобы продолжать и продолжать конфликт. Притом, что, зачастую, демонстратор является инициатором конфликта, он никогда не признает себя зачинщиком и виновником возникшей ситуации.

2. Ригидная личность. Этот человек вступает в конфликтные ситуации, главным образом, по причине своей подозрительности, заведомо критического и недоверчивого отношения к окружающим, руководясь своей завышенной самооценкой. Конфликтному человеку ригидного типа постоянно хочется слышать о себе только самые лучшие слова восхищения и похвал. Одобрение окружающих он принимает как должное и не тратит силы на то, чтобы благодарить людей. Являясь участником конфликта, такой человек очень страдает от агрессии и непонимания оппонентов. Но, не смотря на свою ранимость, действующим лицом межличностных конфликтов становится часто.

3. Неуправляемая личность. Управлять таким человеком сложно не только окружающим, но и ему самому. Его поступки и слова возникают под действием импульса, часто имеют агрессивный характер. Конфликтный человек неуправляемого типа обращает на себя внимание окружающих нестандартными поступками. Когда он вливается в процесс конфликта, то забывает о любых нормах и правилах поведения. И даже остыв, неуправляемый конфликтер настаивает на собственной правоте, критиковать себя не умеет. Во всех своих промахах и потерях он винит окружение и сложившиеся обстоятельства. Таким образом, конфликтный человек неуправляемого типа является одним их самых агрессивных конфликтеров.

4. Сверхточная личность. Это человек, который во всем и всегда осторожен, меток, внимателен. Он контролирует себя на очень высоком уровне, при этом считает допустимым контролировать и жизнь других людей. Все неудачи, даже малейшие, такой конфликтер воспринимает очень болезненно. Конфликтные личности сверхточного типа отличаются искаженным восприятием отношений между людьми, именно это для них, чаще всего, и становится причиной возникновения конфликта.

Существует и бесконфликтный тип личности. Он тоже проблематичен, ведь к нему относятся люди, которые не могут вступить в конфликт для отстаивания своих прав и интересов. По жизни они ориентируются на сильных и влиятельных людей, подстраиваясь под них, люди бесконфликтного типа проходят свой жизненный путь.

18. Основные компоненты управления конфликтами

Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной.

Основные элементы управления конфликтом:

симптоматика.

диагностика.

прогнозирование.

профилактика.

предупреждение.

ослабление.

урегулирование.

разрешение.

Выделяют также и управляющие воздействия, такие как — пресечение, гашение, преодоление, устранение конфликта.

Деятельность по управлению конфликтами более эффективна, если она осуществляется на ранних этапах возникновения противоречий.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснованном предположении об их возможном будущем возникновении и особенностях развития. Оно основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практической деятельности по симптоматике и диагностике назревающих социальных противоречий.

Профилактика конфликта это такая организация жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Основные условия профилактики конфликтов:

создание благоприятных предпосылок для жизнедеятельности сотрудников организации;

справедливое распределение материальных и духовных благ в коллективе;

разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

стабильная окружающая среда.

К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести следующие:

o умение прекратить или сгладить обостряющийся спор можно различными приемами: свести проблему к шутке; перевести разговор на другую тему; уступить, если проблема спора не особенно важна и др.;

o учитывать, что сообщаемая партнером информация может теряться и искажаться;

o децентрация — понятие противоположное по значению «эгоцентризму», способность видеть и обсуждать проблему с различных точек зрения;

o сообщать партнеру, что он не прав, вовсе не обязательно при свидетелях, тем более настаивать на публичном признании неправоты и т. п.;

o осознать, что тревожность и агрессивность сказываются как на восприятии ситуации, так и на характере взаимоотношений человека с окружающими, повышая конфликтность;

o контроль за собственным психическим состоянием, изменяющимся в течение суток, позволяет иногда существенно повлиять на свое восприятие и оценку складывающейся ситуации, учесть его с целью предупреждения собственной раздраженности;

o окружающие так же, как и мы, обладают своими интересами и имеют право отстаивать их;

o улыбка — важный невербальный компонент общения;

o нужно рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий, быть готовым к нему и не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих;

o в предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора, которое способно разрядить ситуацию и снять собственное напряжение;

o необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента;

o нужно информировать оппонента о том, в чем затронуты ваши интересы;

o возможность выговориться позволяет минимизировать негативные эмоции оппонента, что важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации;

o принимая решения, необходимо оценивать, чьи интересы оно может затронуть;

o для предупреждения конфликтов важно обсуждать с оппонентом только тот вопрос, который необходимо решить;

o чем более расположен к вам собеседник, чем более вы воспринимаете его как личностно значимого человека, тем меньше вероятность конфликтов.

19. Технологии предупреждения конфликта

Предупреждение конфликтов — деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов.

Технология предупреждения конфликтов представляет собой совокупность приемов, методов и средств воздействия на предконфликтную ситуацию и участников взаимодействия.

В целом, воздействие на ситуацию, чреватую возникновением конфликта, возможно в следующих направлениях:

  • переделать реальность под ожидания заинтересованных сторон и тем самым изначально убрать предмет возможного конфликта;
  • изменить свое отношение к проблеме, лежащей в основе противоречия (то есть повлиять на изменение своего поведения);
  • изменить отношение оппонента к проблеме (то есть воздействовать на его сознание и поведение).

Достаточно эффективным приемом изменения реальности под ожидания сторон и предупреждения конфликтов является поддержание сотрудничества.

Зачастую до начала конфликта участники взаимодействия находятся в нейтральных взаимоотношениях, возможно, и сотрудничают друг с другом. Поэтому весьма важно не разрушить имеющееся, пусть минимальное, сотрудничество, поддержать и усилить конструктивность взаимоотношений.

20. Принцип компетентности в управлении конфликтом

Принципы управления конфликта:

принцип компетентности — вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми, которые обладают теоретической подготовкой или богатым жизненным опытом. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины знаний о них. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо собрать максимальную разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управление конфликтом — это сознательная деятельность по отношению к нему, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтами включает в себя: 1. прогнозирование конфликта; 2. предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; 3. прекращение и подавление конфликта; 4. регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие. Управление становится возможным при наличии некоторых необходимых условий. К таковым относятся: объективное понимание конфликта как реальности; признание возможности активного воздействия на конфликт и превращения его в фактор саморегуляции и самокорректировки системы; наличие материальных, политических и духовных ресурсов, а также правовой основы управления, способности общественных субъектов к согласованию своих позиций и интересов, взглядов и ориентаций.

21. Толерантность в конфликтной ситуации

В конфликтной ситуации толерантность (готовность к принятию других логик и взглядов, права отличия, непохожести) позволяет осознанно и объективно отнестись к ситуации, а затем предпринимать обоснованные действия. Эффективность поведения в конфликтной ситуации толерантной личности значительно выше. Она отличается психологической устойчивостью (стрессоустойчивостью, конфликтоустойчивостью).

По направленности толерантности можно выделить:

— внешнюю толерантность (к другим) — сформированное убеждение, позволяющее личности допускать наличие у других собственной позиции, способности рассматривать конфликтную ситуацию с различных точек зрения, учитывать различные аспекты и аргументы;

— внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) — способность сохранять равновесие в конфликтной ситуации, принимать решение и действовать в этих условиях.

22. Способы управления эмоциями

Любые конфликтные ситуации связаны с возникновением стресса и дисбалансом эмоционального состояния человека.

К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести следующие: учитывать, что собираемая партнером информация может теряться и искажаться; децентрация (способность видеть и обсуждать проблему с разных точек зрения); важно быть твердым по отношению к проблеме и мягким по отношению к людям; осознать, что тревожность и агрессивность повышают конфликтность; контролировать собственное психическое состояние; улыбаться; рассчитывать не только на лучший, но и на худший вариант развития событий; не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих; проявлять искреннюю заинтересованность в стремлении понять проблемы партнера по общению, в желании помочь ему хотя бы советом; чувство юмора.

Стресс атакует человека тремя путями:

— когда мы чувствуем, что теряем контроль;

— когда мы пытаемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни;

— когда мы вынуждены действовать вопреки нашим предпочтениям, а не в соответствии с ними.

Советы, которые помогут справиться со стрессом и управлять своим эмоциональным состоянием, сводятся к следующему:

1. Знайте свои сильные стороны. Это означает, что следует держать в памяти преимущества ваших характеристик и поступить в соответствии с ними. Если вы решительный человек, но в стрессовой ситуации проявили нерешительность, то и вы, и окружающие будут разочарованы.

2. Стремитесь получить поощрения. Немного выигрывают в глазах окружающих те, кто пытается преодолеть свои слабые стороны, прислушавшись к своим антиподам и пытаясь проявить их положительные качества.

3. Уравновешивайте ваши предпочтения. Необходимо найти баланс между собственными психологическими установками и терпимым отношением к другим установкам. Так, экстраверт в конфликте должен искать золотую середину между экстраверсией и интроверсией.

4. Принимайте конфликт как неизбежность, конфликт — это факт жизни, и мы не властны изменить реальность.

Выделим несколько методов для снятия стресса.

Метод «осознай худший исход» состоит из трех этапов:

1. Спокойно проанализировать ситуацию и уяснить все возможные негативные последствия.

2. Представив себе самое худшее, что могло бы случиться, попытаться найти аргументы, которые позволили бы примериться с этим.

3. Осознав самый неблагоприятный исход и примирившись с ним, начать спокойно обдумывать решения. Заставив себя мысленно принять самое худшее, человек сбрасывает с себя груз панического беспокойства.

Метод релаксации основан на сознательном расслаблении мышц. При снижении мускульного напряжения снижается и эмоциональная напряженность.

Метод переоценки значимости конфликта состоит в использовании

а) слова «зато»: следует увидеть, как извлечь пользу из неудачи;

б) сравнения собственных неприятностей с чужим горем.

Метод разрядки напряженности путем передачи чувств заключается в общении с близким человеком.

Использование этих методов способно помочь руководителю, столкнувшемуся со сложной ситуацией, и може быть рекомендовано для снижения социально-психологической напряженности в коллек-тиве.

23. Тимбилдинг как основа профилактики конфликтов в организации

Командообразование (Team-building) — это процесс целенаправленного формирования особого способа взаимодействия людей в организации, позволяющего эффективно реализовывать их энергетический интеллектуальный и творческий потенциалы.

На данном этапе развития топ-менеджмент современных организаций уделяет значительное внимание процессам командообразования. Это явление больше всего распространено в странах с развитой рыночной экономикой.

В России командным строительством занимаются многие фирмы, но особенно серьезно лишь наиболее крупные.

Идея командных методов работы, заимствованная из мира спорта, стала активно внедряться в практику управления в 60 — 70 годы XX века. В настоящее время team-building (построение команды) представляет собой одну из перспективных моделей корпоративного менеджмента, обеспечивающих эффективное организационное развитие. Командное строительство направлено на создание групп равноправных специалистов различной специализации, сообща несущих солидарную ответственность за результаты своей деятельности и на паритетной основе осуществляющих разделение труда.

Исследования по выявлению факторов успеха руководителей организаций, подтверждают, что командообразование является одним из основных условий достижения высоких результатов деятельности организации. Team — building это:

один из наиболее эффективных инструментов управления персоналом, позволяющий развить командный дух в работе сотрудников компании;

team — building дает возможность выявить и реализовать личностный потенциал сотрудников;

указывает на ошибки в общении, порождающие взаимное непонимание между членами рабочего коллектива компании;

помогает найти варианты решения конфликтных ситуаций;

развивает способность принимать решения в критических и нестандартных ситуациях;

воспитывает в сотрудниках доверие к компании и друг к другу, приверженность целям компании;

помимо этого team — building — это весомый метод нематериальной мотивации персонала, который позволяет сотрудникам почувствовать внимание компании к каждому ее сотруднику.

Опыт российских и зарубежных компаний, которые добились существенных успехов в предпринимательской и инновационной деятельности, подтверждает, что основную роль в них играют не личности, а рабочие группы, высшей формой проявления которых являются команды.

В научной литературе специалисты по командообразованию приводят различные формулировки термина «команда». Проанализировав многие из них, и отбросив, малосущественные мы пришли к выводу, что под командой чаще всего понимают небольшое количество людей — автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним цели и задачи.

Командная работа играет ведущую роль в достижении общих организационных результатов. Люди, качественно выполняющие работу в команде, помогающие это делать остальным, быстро создают атмосферу сотрудничества и воодушевляют других на более эффективную реализацию своих профессиональных функций.

Использование командной работы приводит к значительному повышению качества рабочей силы, поскольку совместная деятельность требует самоуправления и высокой степени информированности членов команды. Люди в группах различаются по возрасту, полу, образованию, культуре, верованиям и ценностным ориентациям. Возрастание индивидуальных различий работников требует от членов команд развития таких важных навыков, как способность работать с людьми, принадлежащими к другим большим социальным группам (расовым, этническим, религиозным и т. д.).

Кроме того, командная работа требует использования в работе множественных трудовых навыков, а не только умения выполнять одну-две конкретные операции, что способствует личностному и профессиональному росту персонала, а в результате — к увеличению потенциала организации в целом .

Необходимость формирования команды может возникать в различных ситуациях развития организации. Быстрые изменения, как в политике, так и в бизнесе приводят к появлению задач, для решения которых в данный момент отсутствуют конкретные специалисты.

В заключении следует отметить, что грамотно сформированная команда устойчива к внешним воздействиям, она становится единым организмом, который способен гибко реагировать на изменения ситуации.

24. Понятие «зрелого» и «незрелого коллектива»

Зрелые и незрелые коллективы

Под стилем отношений понимаются некоторые устойчивые стереотипы сознания и поведения, приобретающие в данной организации характер прочных традиций, привычек, институтов.

Конечно, эти привычки и традиции, а также степень их развития могут быть разными. В зависимости от их характера группы подразделяются на: 1) зрелые, с высоким уровнем развития позитивных взаимоотношений и 2) незрелые, с отношениями низкого уровня.

Закрепление в зрелых коллективах позитивных моделей поведения в значительной степени затрудняет возникновение в них явлений негативного характера, способствует их автоматическому отторжению. Только такие коллективы обладают надежным антиконфликтным иммунитетом.

Тот или иной уровень взаимоотношений в группе проявляется во всех сферах ее жизнедеятельности и, прежде всего, в таких ее параметрах, как:

-прочность связей между военнослужащими, в том числе и неформальных;

-наличие чувства гордости за свой коллектив, формирование на этой основе устойчивых традиций;

-возможность для раскрытия военнослужащих своих творческих способностей, заинтересованность их своей деятельностью;

-частота и характер возникающих в коллективе разногласий и конфликтов, успешность их разрешения .

К числу незрелых коллективов, с низким уровнем взаимоотношений конфликтологи относят те, для которых по этим параметрам характерны следующие признаки:

-активный поиск виновных в случае каких-либо производственных неудач;

-недооценка коллективных методов руководства, авторитарные тенденции в стиле руководства;

-проведение затяжных и безрезультатных совещаний, сводящихся к борьбе самолюбий;

-оценка работы военнослужащих на поверхностном, эмоциональном уровне;

-равнодушие военнослужащих к содержанию принимаемых решений и итогам их выполнения;

-частые и затяжные разногласия и конфликты по несущественным поводам.

Проявление подобного рода предгрозовых признаков во взаимоотношениях свидетельствует о низком уровне зрелости и слабой конфликтоустойчивости коллектива.

25. Роль конфликта в современном российском обществе

Конфликтами охвачены все сферы жизни российского общества — социально- экономическая, политическая, сфера межнациональных отношений и т. д. Они порождены реальными противоречиями в ходе углубления кризисного состояния общества. Нередко происходят искусственно создаваемые и умышленно провоцируемые столкновения, особенно характерные для межнациональных и межрегиональных отношений. Результатом их являются кровопролития и даже войны, в которые помимо своей воли оказываются втянутыми целые народы. Социальные конфликты получают своеобразное проявление в современной российской действительности. Россия переживает системный кризис, причины которого разнообразны и однозначно оценить их трудно. Изменения в общественных отношениях сопровождаются невиданным расширением сферы проявления конфликтов. В них вовлекаются не только большие социальные группы, но и целые территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными этническими общностями.

Конфликты на основе объективно возникающих противоречий, если они разрешаются, способствуют общественному прогрессу. При этом социальные противоречия, служащие источником конфликтных коллизий, могут быть разделены на два основных вида. С одной стороны, это противоречия, порождаемые социально-экономическим положением членов нашего общества. С другой стороны, это политические противоречия, обусловленные, прежде всего, неприятием политики властей.

Политический конфликт — конфликт по поводу власти, доминирования, влияния, авторитета. Социальный конфликт — в узком смысле слова — конфликт по поводу средств жизнеобеспечения: уровню зарплаты, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и другим ресурсам.

Предметом столкновений и конфликтов в третьей области являются права и интересы этнических и национальных групп. Часто эти конфликты связаны со статусными и территориальными притязаниями. Суверенитет народа или этнической группы оказывается в данном случае доминирующей идеей в конфликте. Разработка проблематики конфликта на уровне специальных социологических теорий позволяет прийти к выводу относительно доминирования политического конфликта во всех развертывающихся ныне конфликтных ситуациях. Практическое следствие, вытекающее отсюда, состоит в необходимости рационализации политики, повышения политической культуры новой политической элиты.

Конфликты в социально-политической сфере — это конфликты по поводу перераспределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Они могут носить как скрытый, так и открытый характер. Политические конфликты — вполне нормальное явление в жизни любого общества. Существующие в обществе партии, движения, их лидеры имеют свои представления о выходе из кризиса и обновлении общества. Это находит отражение в их программах. Но они не могут их реализовать до тех пор, пока находятся вне сферы власти. Потребности, интересы, цели, притязания больших групп и движений могут быть реализованы прежде всего через использование рычагов власти. Поэтому власть, политические институты России стали ареной острой политической борьбы.

Противоречия между законодательной и исполнительной властями переходят в конфликт лишь при определенном стечении объективных и субъективных факторов. При этом борьба носит нередко «верхушечный», элитарный характер.

Конфликты в верхних эшелонах исполнительной и законодательной властей разрешаются силовыми приемами, нажимом, давлением, угрозами, обвинениями.

Пока социально-экономическая и политическая обстановка в России благоприятствует конфликтному сценарию развития событий. Важно понимать сложившиеся обстоятельства и стремиться к смягчению условий протекания конфликтов, не допускать, чтобы они перерастали в насильственные действия той или другой стороны. Заметное влияние на социальные конфликты в современной России оказывают противоречия в межнациональных и межэтнических отношениях. В их основе лежит борьба за права и интересы этнических и национальных групп. Анализ межнациональных конфликтов в пределах Российской Федерации позволяет сгруппировать их в три основные типа:

Во-первых, это конституционные конфликты. Первое противоречие заключается в том, что в конституциях говорится о главенстве законов республики над федеральными, второе связано с контролем над использованием природных ресурсов, третье — с непосредственным выходом на международную арену.

Во-вторых, — территориальные конфликты. Спорных зон сейчас в России 180. Вокруг некоторых уже идут локальные военные действия. Вполне возможен их выход на межгосударственный уровень. Доминирующую роль здесь играют территориальные притязания. Они касаются соседствующих народов и этнических групп и могут приобретать весьма острый характер.

В-третьих, — межгрупповые конфликты. Социальная нестабильность, политические противоречия внутри республик и между республиками и Центром стимулируют такие конфликты.

1

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector