Интерпретация ТЮФ

7

Инструкция испытуемому

«На столе 9 карточек (показывает).

На них напечатаны названия тем. Я прошу Вас разложить карточки с юмористическими фразами (показывает) по этим темам так, чтобы возле названия каждой из тем лежали карточки с соответствующими фразами. Вот карточка без текста (показывает и кладет в низ колоды), ее положите, пожалуйста, туда, где будут лежать наиболее понравившиеся Вам шутки (передает колоду юмористических фраз испытуемому).

Не стремитесь к тому, чтобы в каждой стопке было равное количество карточек».

Если в конце тестирования у испытуемого остается много неот­несенных к предложенным темам фраз, необходимо попросить его попытаться соотнести фразы с предложенными темами еще раз и ска­зать, что он может оставить неопределенными не более двух фраз.

После тестирования экспериментатор благодарит испытуемого.

Обработка результатов

1. Фиксация результатов.

Результаты тестирования фиксируются на специальном бланке.

а) подсчитывается количество фраз, отнесенных к каждой теме;

б) записывается расположение стандартных фраз;

в) отдельно записываются фразы, которые испытуемый не смог отнести ни к одной из предложенных тем, если таковые имеются.

2. Стандартные оценки.

«Сырые» оценки переводятся в стандартные по таблице.

Таблица перевода сырых оценок по темам в стандартные

(от «- -» до «+ +», приводится количество фраз в стопке)

Тема

«- -»

«-»

три уровня средней оценки

«+»

«+ +»

ср-

ср.

ср.+

1. Агрессия (самозащита)

0–1

2(-)

2(+)

3–4

5(+)

5(-)

6–44

2. Взаимоотношения полов

0–3

4-5

6

7

8

9

10–44

3. Пагубные пристрастия (пьянство)

0–1

2

3

4ж–5м

5ж–6

7–44

4. Деньги

0–2

3–4

5

6

7

8

9–44

5. Мода

0–1

2

3

4

5

6–44

6. Карьера

0–2

3

4

5–6

7

8

9–44

7. Семейные неурядицы

0–1

2нс

3–4

5нс

6–44

8. Человеческая глупость

0–2

3

4

5–6

7

8

9–44

9. Бездарность в искусстве

0–2

3

4

5

6

7

8–44

Условные обозначения, используемые в таблице:

(-)» (+) — наличие в соответствующей стопке карточки со стандартной по данной теме реакцией;

м, ж — пол испытуемого;

с, нс — состоит — не состоит в браке (фактически).

3. Итоговый профиль.

По стандартным оценкам строится итоговый профиль, служащий для наглядного сравнительного анализа индивидуальных результатов испытуемого.

Содержательные характеристики стандартных оценок:

«—» низко;

«-» ниже среднего;

«ср-», «ср», «ср+» средний результат;

«+» выше среднего;

«++» высоко.

4. Подсчет интегральных показателей.

Интегральные показатели подсчитываются следующим образом:

Показатель «Контрольная I.» равен сумме перестановок стан­дартных фраз со своих мест в стопки других тем.

Показатель «Сигма»:

1) за каждое попадание в крайнюю стандартную оценку («- -» или «+ +»), кроме тем «агрессия (самозащита)» и «пагубные пристрастия (пьянство)», присваивается 1 балл;

2) по темам «агрессия (самозащита)» и «пагубные пристрастия (пьянство)», за оценку «-» или «+» начисляется 1 балл, а за оценку «- -» или «+ +» —2 балла.

Интерпретация данных

Изложенные ниже подходы к интерпретации данных по методике ТЮФ-44—9 получили предварительное экспериментальное подтвер­ждение и в настоящее время проходят дальнейшую проверку и уточ­нение.

Интерпретация строится на профиле стандартных оценок. В пер­вую очередь интерпретируются темы, получившие оценки «- -» и «+ +» (соответствующие типовые интерпретации приведены ниже).

Оценки «+» и «-» должны интерпретироваться с большей осторож­ностью и требуют менее генерализированных выводов и заключений, чем крайние оценки.

При интерпретации показателей по темам нельзя также упускать из вида наличие (отсутствие) соответствующих стандартных фраз. Пред­ложенные ниже типовые интерпретации, если это не оговорено особо, составлены для случая, когда соответствующая стандартная фраза присутствует в стопке по данной теме.

1. Контрольные показатели

Фразы-отказы (те, которые испытуемый не смог отнести ни к од­ной из предложенных тем) рассматриваются как шоковые реакции, содержательно интерпретируются, каждая отдельно, в контексте био­графических данных.

3 и более отказа — недостаток гибкости в когнитивной сфере, можно предположить некоторое снижение интеллекта.

Положение 0—карты:

отказ выбрать тему — негативное отношение к ситуации тестирования;

0 карта в «+ +» теме интерпретация соответствующего показателя усиливается в свете по­ложительного отношения со сто­роны испытуемого к данной вы­борке поведения;

0–карта в «- -» теме — необходимо содержательно анализировать фразы, отнесенные к данной теме (аналогично анали­зу фраз-отказов), общая интер­претация показателя по теме не производится.

Показатель по теме «взаимоотношения полов» интерпретирует­ся в контексте ситуации тестирования:

«- — напряженность, закрытость, скованность, стремление давать соци­ально приемлемые реакции;

от «ср-» до «+» —нормальная реакция на тест;

«++» —демонстративность, гипероткро­венность (рассматривать с уче­том показателя по теме «агрессия (самозащита)»).

Показатель «Контрольная L»:

0-2 — конвенциональное понимание сти­мульного материала;

3 — к интерпретированию профиля на­до подходить осторожно;

4 и более данные профиля предлагается не интерпретировать (показатель мо­жет отражать нестандартность по­нимания содержания предлагае­мых тем или непонимание испыту­емым инструкции).

2. Показатели, связанные с профессиональной сферой

Показатель «Сигма»:

0-1 хороший результат, отсутствие больших проблем в эмоционально-волевой сфере, скорее всего высо­кая работоспособность, стремле­ние к профессиональному росту;

2 противоречивый результат;

3 и более негативный результат, скорее все­го есть проблемы в мотивационной сфере, недостаточно адекватное отношение к себе, своим достоин­ствам и недостаткам, отношение к труду и/или фирме-работодателю не самое лучшее.

Показатель по теме «карьера»:

«- — сопротивление внешним влияниям (обычно со стороны близких), по­буждающим к продвижению по службе и т.п.;

«+ +» — выраженное честолюбие, стремление к достижению более высокого положения в обществе, професси­онального статуса и т. п.

3. Показатели, связанные с коммуникативной сферой

Показатель по теме «семейные неурядицы»:

«- -» — субъективная гиперценность семьи, положительное отношение к работе с людьми;

«+ +» — неблагополучие в сфере семейных взаимоотношений (нуклеарная или родительская семья), психологи­ческие барьеры по отношению к работе с людьми.

Показатель по теме «человеческая глупость»:

«- -» — нерешительность в ролевом, анонимном общении, внимание к соб­ственным идеям, эмоциям, моти­вам, погруженность в проблемы (свои или других людей);

«+ +» — отсутствие барьеров, условностей в общении, положительное отно­шение к работе с людьми, склон­ность к внешнеобвинительным ре­акциям, отсутствие интереса как к собственному внутреннему миру, так и к нюансам переживаний дру­гих людей.

Показатель по теме «бездарность в искусстве»:

«- — коммуникативная стрессоустойчивость, инертность эмоциональной сферы, спокойствие, способность быть жестким во взаимоотноше­ниях;

«+ +» — чувствительность, внимание к нюансам взаимоотношений, подвиж­ность эмоциональной сферы, от­зывчивость, неприятие грубости, невоспитанности и т.п. явлений со­циальной действительности.

4. Показатели, связанные с экзистенциальной проблематикой личности

Показатель по теме «агрессия (самозащита)»:

«- — проблемы экзистенциального уровня, негативное отношение к своей роли в этом мире, к прожи­той жизни, пессимизм, возможна склонность к депрессиям;

«++» — активная жизненная позиция, самоуверенность, возможна агрес­сивность.

Показатель по теме «пагубные пристрастия (пьянство)» интер­претируется с учетом пола испытуемого (необходима дополнительная проверка, соотнесение с жизненной ситуацией испытуемого):

«- — склонность к алкоголизации по «женскому» типу (в одиночку или в очень небольшой компании), про­блематика межличностных взаимо­отношений в гамфотерных (семей­ных и т. п.) группах;

«+ +» — склонность к алкоголизации по «мужскому» типу (на виду у всех, в компании), проблематика само­презентации в ролевых взаимоот­ношениях, как формальных, так и неформальных, «грубоватость, толстокожесть».

5. Факультативные показатели

Приводимые ниже интерпретации нуждаются в уточнении и допол­нительной проверке и требуют особой осторожности при использо­вании.

Показатель по теме «деньги»:

«- -» — «деньги — слишком серьезная вещь, чтобы шутить на эту те­му», бережливость, тенденции к накопительству не вещей, а денег, надежных ценных бумаг и т.п. (при отсутствии пиков по другим темам);

«ср-» – «ср+» — оптимальное отношение к миру вещей: с одной стороны, о них — материальных ценностях — не за­бывают, а с другой — они не играют гипертрофированной роли в системе мотивов данного челове­ка (при отсутствии пиков по другим темам);

«+ +» — материальному благосостоянию, уровню доходов придается боль­шое значение, есть тенденция свя­зывать самооценку и оценку дру­гих с уровнем доходов.

Показатель по теме «мода»:

«- -» — стремление следовать за модой, озабоченность собственным внеш­ним видом, консерватизм (при от­сутствии пиков по другим темам);

«–» – «+» — спокойное отношение к вопросам внешнего вида, широкий диапазон приемлемости в оценках поведе­ния людей в данной сфере (при отсутствии пиков по другим темам);

«+ +» — скептическое отношение к обще­ственным нравам, ценностям, сво­бода, радикализм самопрезента­ции во внешнем виде, озабочен­ность этими вопросами (при отсут­ствии пиков по другим темам).