7
Инструкция испытуемому
«На столе 9 карточек (показывает).
На них напечатаны названия тем. Я прошу Вас разложить карточки с юмористическими фразами (показывает) по этим темам так, чтобы возле названия каждой из тем лежали карточки с соответствующими фразами. Вот карточка без текста (показывает и кладет в низ колоды), ее положите, пожалуйста, туда, где будут лежать наиболее понравившиеся Вам шутки (передает колоду юмористических фраз испытуемому).
Не стремитесь к тому, чтобы в каждой стопке было равное количество карточек».
Если в конце тестирования у испытуемого остается много неотнесенных к предложенным темам фраз, необходимо попросить его попытаться соотнести фразы с предложенными темами еще раз и сказать, что он может оставить неопределенными не более двух фраз.
После тестирования экспериментатор благодарит испытуемого.
Обработка результатов
1. Фиксация результатов.
Результаты тестирования фиксируются на специальном бланке.
а) подсчитывается количество фраз, отнесенных к каждой теме;
б) записывается расположение стандартных фраз;
в) отдельно записываются фразы, которые испытуемый не смог отнести ни к одной из предложенных тем, если таковые имеются.
2. Стандартные оценки.
«Сырые» оценки переводятся в стандартные по таблице.
Таблица перевода сырых оценок по темам в стандартные
(от «- -» до «+ +», приводится количество фраз в стопке)
Тема |
«- -» |
«-» |
три уровня средней оценки |
«+» |
«+ +» |
||
ср- |
ср. |
ср.+ |
|||||
1. Агрессия (самозащита) |
0–1 |
2(-) |
2(+) |
3–4 |
5(+) |
5(-) |
6–44 |
2. Взаимоотношения полов |
0–3 |
4-5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10–44 |
3. Пагубные пристрастия (пьянство) |
0–1 |
2 |
3 |
4м |
4ж–5м |
5ж–6 |
7–44 |
4. Деньги |
0–2 |
3–4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9–44 |
5. Мода |
0–1 |
2 |
3 |
— |
4 |
5 |
6–44 |
6. Карьера |
0–2 |
3 |
4 |
5–6 |
7 |
8 |
9–44 |
7. Семейные неурядицы |
0–1 |
2нс |
2с |
3–4 |
5нс |
5с |
6–44 |
8. Человеческая глупость |
0–2 |
3 |
4 |
5–6 |
7 |
8 |
9–44 |
9. Бездарность в искусстве |
0–2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8–44 |
Условные обозначения, используемые в таблице:
(-)» (+) — наличие в соответствующей стопке карточки со стандартной по данной теме реакцией;
м, ж — пол испытуемого;
с, нс — состоит — не состоит в браке (фактически).
3. Итоговый профиль.
По стандартным оценкам строится итоговый профиль, служащий для наглядного сравнительного анализа индивидуальных результатов испытуемого.
Содержательные характеристики стандартных оценок:
«—» низко;
«-» ниже среднего;
«ср-», «ср», «ср+» средний результат;
«+» выше среднего;
«++» высоко.
4. Подсчет интегральных показателей.
Интегральные показатели подсчитываются следующим образом:
Показатель «Контрольная I.» равен сумме перестановок стандартных фраз со своих мест в стопки других тем.
Показатель «Сигма»:
1) за каждое попадание в крайнюю стандартную оценку («- -» или «+ +»), кроме тем «агрессия (самозащита)» и «пагубные пристрастия (пьянство)», присваивается 1 балл;
2) по темам «агрессия (самозащита)» и «пагубные пристрастия (пьянство)», за оценку «-» или «+» начисляется 1 балл, а за оценку «- -» или «+ +» —2 балла.
Интерпретация данных
Изложенные ниже подходы к интерпретации данных по методике ТЮФ-44—9 получили предварительное экспериментальное подтверждение и в настоящее время проходят дальнейшую проверку и уточнение.
Интерпретация строится на профиле стандартных оценок. В первую очередь интерпретируются темы, получившие оценки «- -» и «+ +» (соответствующие типовые интерпретации приведены ниже).
Оценки «+» и «-» должны интерпретироваться с большей осторожностью и требуют менее генерализированных выводов и заключений, чем крайние оценки.
При интерпретации показателей по темам нельзя также упускать из вида наличие (отсутствие) соответствующих стандартных фраз. Предложенные ниже типовые интерпретации, если это не оговорено особо, составлены для случая, когда соответствующая стандартная фраза присутствует в стопке по данной теме.
1. Контрольные показатели
Фразы-отказы (те, которые испытуемый не смог отнести ни к одной из предложенных тем) рассматриваются как шоковые реакции, содержательно интерпретируются, каждая отдельно, в контексте биографических данных.
3 и более отказа — недостаток гибкости в когнитивной сфере, можно предположить некоторое снижение интеллекта.
Положение 0—карты:
отказ выбрать тему — негативное отношение к ситуации тестирования;
0 карта в «+ +» теме — интерпретация соответствующего показателя усиливается в свете положительного отношения со стороны испытуемого к данной выборке поведения;
0–карта в «- -» теме — необходимо содержательно анализировать фразы, отнесенные к данной теме (аналогично анализу фраз-отказов), общая интерпретация показателя по теме не производится.
Показатель по теме «взаимоотношения полов» интерпретируется в контексте ситуации тестирования:
«- -» — напряженность, закрытость, скованность, стремление давать социально приемлемые реакции;
от «ср-» до «+» —нормальная реакция на тест;
«++» —демонстративность, гипероткровенность (рассматривать с учетом показателя по теме «агрессия (самозащита)»).
Показатель «Контрольная L»:
0-2 — конвенциональное понимание стимульного материала;
3 — к интерпретированию профиля надо подходить осторожно;
4 и более — данные профиля предлагается не интерпретировать (показатель может отражать нестандартность понимания содержания предлагаемых тем или непонимание испытуемым инструкции).
2. Показатели, связанные с профессиональной сферой
Показатель «Сигма»:
0-1 — хороший результат, отсутствие больших проблем в эмоционально-волевой сфере, скорее всего высокая работоспособность, стремление к профессиональному росту;
2 — противоречивый результат;
3 и более — негативный результат, скорее всего есть проблемы в мотивационной сфере, недостаточно адекватное отношение к себе, своим достоинствам и недостаткам, отношение к труду и/или фирме-работодателю не самое лучшее.
Показатель по теме «карьера»:
«- -» — сопротивление внешним влияниям (обычно со стороны близких), побуждающим к продвижению по службе и т.п.;
«+ +» — выраженное честолюбие, стремление к достижению более высокого положения в обществе, профессионального статуса и т. п.
3. Показатели, связанные с коммуникативной сферой
Показатель по теме «семейные неурядицы»:
«- -» — субъективная гиперценность семьи, положительное отношение к работе с людьми;
«+ +» — неблагополучие в сфере семейных взаимоотношений (нуклеарная или родительская семья), психологические барьеры по отношению к работе с людьми.
Показатель по теме «человеческая глупость»:
«- -» — нерешительность в ролевом, анонимном общении, внимание к собственным идеям, эмоциям, мотивам, погруженность в проблемы (свои или других людей);
«+ +» — отсутствие барьеров, условностей в общении, положительное отношение к работе с людьми, склонность к внешнеобвинительным реакциям, отсутствие интереса как к собственному внутреннему миру, так и к нюансам переживаний других людей.
Показатель по теме «бездарность в искусстве»:
«- -» — коммуникативная стрессоустойчивость, инертность эмоциональной сферы, спокойствие, способность быть жестким во взаимоотношениях;
«+ +» — чувствительность, внимание к нюансам взаимоотношений, подвижность эмоциональной сферы, отзывчивость, неприятие грубости, невоспитанности и т.п. явлений социальной действительности.
4. Показатели, связанные с экзистенциальной проблематикой личности
Показатель по теме «агрессия (самозащита)»:
«- -» — проблемы экзистенциального уровня, негативное отношение к своей роли в этом мире, к прожитой жизни, пессимизм, возможна склонность к депрессиям;
«++» — активная жизненная позиция, самоуверенность, возможна агрессивность.
Показатель по теме «пагубные пристрастия (пьянство)» интерпретируется с учетом пола испытуемого (необходима дополнительная проверка, соотнесение с жизненной ситуацией испытуемого):
«- -» — склонность к алкоголизации по «женскому» типу (в одиночку или в очень небольшой компании), проблематика межличностных взаимоотношений в гамфотерных (семейных и т. п.) группах;
«+ +» — склонность к алкоголизации по «мужскому» типу (на виду у всех, в компании), проблематика самопрезентации в ролевых взаимоотношениях, как формальных, так и неформальных, «грубоватость, толстокожесть».
5. Факультативные показатели
Приводимые ниже интерпретации нуждаются в уточнении и дополнительной проверке и требуют особой осторожности при использовании.
Показатель по теме «деньги»:
«- -» — «деньги — слишком серьезная вещь, чтобы шутить на эту тему», бережливость, тенденции к накопительству не вещей, а денег, надежных ценных бумаг и т.п. (при отсутствии пиков по другим темам);
«ср-» – «ср+» — оптимальное отношение к миру вещей: с одной стороны, о них — материальных ценностях — не забывают, а с другой — они не играют гипертрофированной роли в системе мотивов данного человека (при отсутствии пиков по другим темам);
«+ +» — материальному благосостоянию, уровню доходов придается большое значение, есть тенденция связывать самооценку и оценку других с уровнем доходов.
Показатель по теме «мода»:
«- -» — стремление следовать за модой, озабоченность собственным внешним видом, консерватизм (при отсутствии пиков по другим темам);
«–» – «+» — спокойное отношение к вопросам внешнего вида, широкий диапазон приемлемости в оценках поведения людей в данной сфере (при отсутствии пиков по другим темам);
«+ +» — скептическое отношение к общественным нравам, ценностям, свобода, радикализм самопрезентации во внешнем виде, озабоченность этими вопросами (при отсутствии пиков по другим темам).