Профконсультация

«Профконсультация»

Цель: информированность школьников о профессиях.

Участники: учащиеся 10-11 класса

Время: 40 минут

Форма: ролевая игра

Ход занятия:

1.Вводный этап.

Ведущий приветствует участников. Для установления раппорта предлагает упражнение «Сигнал». Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся за спиной за руки. Кто-то легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.

  1. Основной этап.

Упражнение «Консультация». Все участники делятся на пары. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то «профконсультантом». Ведущий знакомит всех со схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся отвечать на них. Примерные вопросы:

  1. Какую профессию собирается выбрать учащийся?

  2. Куда он будет поступать после школы?
  3. Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?
  4. Как он собирается преодолевать трудности, как будет готовиться к профессии и поступлению в учебное заведение?
  5. Есть ли у него резервный вариант выбора?

Желательно, чтобы у каждого был бланк для ответов. В течение 10 минут участники проводят первую беседу, задавая вопросы друг другу. Затем психолог предлагает оценить ответы по 10 – балльной школе, насколько ответы продуманы, обоснованы. «Консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую профессию выбрать, куда лучше поступить. Затем оцениваются консультации по 10 – балльной школе. После этого игроки меняются местами, и игра возобновляется.

Пример заполненного бланка

Вопросы (позиции, с которых анализируется выбор профессии)

Я консультирую (указать кого – Ф.И.О.)

Я – учащийся (указать Ф.И.О.)

Мои оценки ответов уч-ся

Мои оценки собственных рекомендаций уч-ся

Оценки моих собственных ответов

Оценки рекомендаций консультанта

1.Выбираемая профессия

3

5

5

3

2.Дальнейшее обучение после школы

4

7

5

5

3.Кто и что может помешать достижению профессиональных целей

5

6

7

5

4.Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям

2

4

4

3

5.Резервный вариант профессионального выбора

8

8

10

9

После окончания упражнения необходимо групповое обсуждение.

Упражнение «Советчик». Всем участникам раздаются бланки. Задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. На заполнение бланка отводиться 10 минут. Психолог собирает бланки и начинает подводить итоги. Берется бланк, зачитывается первая по списку фамилия и рекомендуемая профессия, учебное заведение. Затем берется другой бланк и зачитывается та же самая фамилия и рекомендации. После того как зачиталась вся информация о первом человеке, психолог переходит ко второй фамилии. К сожалению, возможны глупые шутки, психолог это просто не зачитывает. Если кто-то из участников не желает, чтобы его фамилию зачитывали, то просьбу удовлетворяют. В этом случае предлагается ученику после занятия просмотреть самому рекомендации, данные его одноклассниками.

Образец бланка для упражнения

Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строгом порядке и по номерам)

Рекомендуемая профессия

Рекомендуемое учебное заведение после школы

1.

2.

3.

4.

5.

И т.д.

По окончанию групповое обсуждение.