«Профконсультация»
Цель: информированность школьников о профессиях.
Участники: учащиеся 10-11 класса
Время: 40 минут
Форма: ролевая игра
Ход занятия:
1.Вводный этап.
Ведущий приветствует участников. Для установления раппорта предлагает упражнение «Сигнал». Участники стоят в кругу, достаточно близко и держатся за спиной за руки. Кто-то легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору.
- Основной этап.
Упражнение «Консультация». Все участники делятся на пары. В каждой паре распределяются роли: кто-то будет «учащимся», а кто-то «профконсультантом». Ведущий знакомит всех со схемой разговора. Профконсультанты будут задавать учащемуся вопросы, а учащийся отвечать на них. Примерные вопросы:
-
Какую профессию собирается выбрать учащийся?
- Куда он будет поступать после школы?
- Какие трудности он видит на пути к своей профессиональной цели?
- Как он собирается преодолевать трудности, как будет готовиться к профессии и поступлению в учебное заведение?
- Есть ли у него резервный вариант выбора?
Желательно, чтобы у каждого был бланк для ответов. В течение 10 минут участники проводят первую беседу, задавая вопросы друг другу. Затем психолог предлагает оценить ответы по 10 – балльной школе, насколько ответы продуманы, обоснованы. «Консультант» дает общие советы «учащемуся» по каждому из обозначенных вопросов. Например, уточняет, какую профессию выбрать, куда лучше поступить. Затем оцениваются консультации по 10 – балльной школе. После этого игроки меняются местами, и игра возобновляется.
Пример заполненного бланка
Вопросы (позиции, с которых анализируется выбор профессии) |
Я консультирую (указать кого – Ф.И.О.) |
Я – учащийся (указать Ф.И.О.) |
||
Мои оценки ответов уч-ся |
Мои оценки собственных рекомендаций уч-ся |
Оценки моих собственных ответов |
Оценки рекомендаций консультанта |
|
1.Выбираемая профессия |
3 |
5 |
5 |
3 |
2.Дальнейшее обучение после школы |
4 |
7 |
5 |
5 |
3.Кто и что может помешать достижению профессиональных целей |
5 |
6 |
7 |
5 |
4.Пути подготовки к поступлению и пути преодоления препятствий на пути к целям |
2 |
4 |
4 |
3 |
5.Резервный вариант профессионального выбора |
8 |
8 |
10 |
9 |
После окончания упражнения необходимо групповое обсуждение.
Упражнение «Советчик». Всем участникам раздаются бланки. Задание: напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. На заполнение бланка отводиться 10 минут. Психолог собирает бланки и начинает подводить итоги. Берется бланк, зачитывается первая по списку фамилия и рекомендуемая профессия, учебное заведение. Затем берется другой бланк и зачитывается та же самая фамилия и рекомендации. После того как зачиталась вся информация о первом человеке, психолог переходит ко второй фамилии. К сожалению, возможны глупые шутки, психолог это просто не зачитывает. Если кто-то из участников не желает, чтобы его фамилию зачитывали, то просьбу удовлетворяют. В этом случае предлагается ученику после занятия просмотреть самому рекомендации, данные его одноклассниками.
Образец бланка для упражнения
Ф.И.О. всех уч-ся в классе (в строгом порядке и по номерам) |
Рекомендуемая профессия |
Рекомендуемое учебное заведение после школы |
1. |
|
|
2. |
|
|
3. |
|
|
4. |
|
|
5. |
|
|
И т.д. |
|
|
По окончанию групповое обсуждение.