Коллективно-творческое дело «Проект «Школа без агрессии»
Панкратова Н.Н.,
классный руководитель
МОУ «Гимназия № 1 г. Нерюнгри»
Цель: профилактика агрессивного поведения обучающихся.
Задачи:
- Учить умению договариваться, обсуждать замысел работы и выполнение.
- Развивать личностную и групповую активности.
- Снижать уровень агрессивности, повышать терпимость друг к другу через совместные виды деятельности.
Оборудование: на листках ватмана оформлены символическое «дерево ожиданий» и здание школы; для каждой группы приготовлены листы для работы.
Ход занятия.
Все участники разделились на три группы.
Учитель: Добрый день, ребята сегодня у нас с вами практическое занятие, тема которого «Школа без агрессии».
Мотивация: учитель задаёт ситуацию – провокацию.
Для того чтобы начать работу я приглашаю сюда троих человек. (К доске выходят три ученика).
Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.
Ученики начинают рисовать.
Учитель останавливает игру и просит начать всё сначала, потому что ученики допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учеников и выдвигает всё новые и новые претензии: здание должно быть объёмным, а не плоским, крыша – современная, обязательно должны быть балконы, а почему не идет дым из трубы, почему трубы и вовсе нет?
Затем учитель даёт возможность закончить рисунок. После чего он сообщает, что всё равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
Задания самостоятельной работы
... и название специальности, серия и №диплома Научный стаж работы Научные результаты и интересы Педагогическая деятельность Наличие врачебной категории ... здравоохранение№ диплома 16 лет автор 40 научных работ наркология, психиатрия, психология 16лет Автор 3 учебных пособий, ... неврология № диплома 4 года автор 20 научных работ неврология, наркология, психология 4 года Автор 1 ...
Школьники после выполнения данного задания несколько рассержены.
Учитель: Какие чувства вы испытываете после выполнения задания? Почему?
Что произошло в данной ситуации? (Непонимание, которое могло стать причиной конфликта).
Почему рисунок не получился? (Не объяснили, что нужно делать. Ученики не поняли задания).
Что не было сделано до начала работы? (Не обговорили правила выполнения рисунка).
Можно было избежать конфликта? (Можно).
Как? (Заранее обговорить условия выполнения задания).
Слово учителя: Действительно, результаты работы зависят от установленных правил. Рисунок не получился, потому что не договорились, что и как необходимо рисовать.
В конфликтных ситуациях их участники прибегают к различным формам защитного поведения, одной из которых является агрессия.
Оглянитесь вокруг себя! И вы увидите, что кругом идет ожесточенная борьба людей за власть, за обладание, за место в обществе, за превосходство в чем-то. При этом в этой борьбе некоторые используют средства, дозволенные и, чаще, недозволенные, не останавливаются ни перед чем, используя свою силу и хитрость. Для них в этой борьбе хороши любые средства.
Прочтите газеты, посмотрите новости по телевидению, послушайте последние известия по радио. Каждый день нам сообщают криминальные новости, говорят о скандальных разоблачениях, дерзких ограблениях. Иной раз даже не верится, что люди могли совершить такое.
А вспомните историю. Ведь не было ни одного года, когда где-то на Земле не велись кровопролитные войны — малые и большие, не происходили другие не менее страшные события.
Итак, перед нами стоит один очень важный вопрос как в столь воинственно настроенном мире избежать проявления агрессии?
Чтобы на него ответить предлагаю вам стать создателями проекта «Школа без агрессии».
Кто у вас школьников чаще всего является объектом агрессии? (Одноклассники, сверстники, родители, учителя, администраторы и т.п.) А какими должны быть все эти люди, чтобы не вызывать агрессии окружающих?
Групповая работа.
Каждой группе предлагается продолжить выражение:
Мой учитель – это…
Мой сверстник, одноклассник – это…
Мои родители – это…
Давайте поместим все вами наработанное на «дерево ожиданий».
Итак, у нас появился некий идеал, к которому надо стремиться. Теперь попробуйте самостоятельно определить, что же такое школа без агрессии.
Предлагаю каждой группе на символическом окне записать свое понимание.
Группа высказывает свое мнение, затем листы помещаются на символическое здание школы.
Выполнение тестового задания
... избранных, редко вступает в конфликты, умеет радоваться чужим успехам. Выполнение тестового задания Инструкция: Ниже представлены 97 вопросов – утверждений. Отметьте те ... влиянием алкоголя? 96. В беседах вы больше молчите, чем говорите? 97. Могли бы вы, изображая кого – нибудь, так ... угрюм, всем недоволен. Все делаю медленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что от меня ...
Да, необходимо договариваться, искать компромисс, приходить к соглашению.
Все люди живут, руководствуясь определенными правилами. Давайте и мы с вами поработаем над созданием памятки бесконфликтного поведения, т.е. сформулируем перечень правил, которые сделают общение приятным, а человека приветливым.
Каждая группа получает листок с формулировками:
- Нельзя…
Не говори о ….
Не давай обещаний, если …
- Нельзя …
Не говори о вещах, ….
Не обсуждай ….
- Не прерывай ….
Мальчики должны вести себя как ….
Девочки должны быть ….
После обсуждения группы зачитывают листы – памятки. Если что – то не получается, то учитель предлагает и свой вариант.
- Нельзя кричать, размахивать руками, показывать пальцем.
- Не говори о недостатках другого: об оплошности в одежде, о прическе, внешности, физических пороках, дефектах, интересах.
- Не давай обещаний, если не уверен, что сможешь их выполнить.
- Нельзя быть назойливым, навязчивым и жадным.
- Не говори о вещах, неприятных окружающим.
- Не обсуждай отсутствующих.
- Не прерывай речь собеседника.
- Мальчики должны вести себя как сильный пол: помогать девочкам, пропускать их вперед, не обижать.
- Девочки должны быть опрятными, не кричать, быть скромными, казаться слабыми, чтобы мальчики хотели их защищать.
Итог: Так как вы думаете, возможно ли существование школы без агрессии? Конечно, если помнить золотое правило этики: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе.