Учебная дисциплина: общая психология. Тема: «Память и способы ее развития». План: 1) Характеристика памяти 2) Виды памяти 3) Мнемотехнические приемы запоминания 4) Психофизиологические аспекты памяти Задачи: Обучающая: систематизация знаний о памяти, ее видах и способах развития. Развивающая: рассмотрение знаний о структуре памяти, ее видах, психофизиологических аспектах и новых способах запоминания.Основные понятия: 1) Память 2) Амнезия 3) Непроизвольная память 4) Произвольная память 5) Кратковременная память 6) Долговременная память 7) Оперативная память 8) Промежуточная память Вводная часть: 1) Преподаватель, задавая вопросы студентам, предлагает совместно вспомнить другие познавательные процессы: внимание, ощущение, восприятие, мышление.
А) Что такое внимание? Какие виды внимания вы помните? Б) Чем характеризуется ощущение? Какие существуют пороги ощущений? В) Дайте определение восприятия? Какие особенности присущи человеческому восприятию? Г) Дайте определение мышления? Каким образом можно активизировать мыслительную деятельность? 2) Преподаватель, предлагает студентам выполнить психодиагностический тест на объем памяти – «Числовые ряды» или «Словесный материал» (короткий рассказ который нужно будет запомнить и воспроизвести).
Методика «Числовые ряды» самая простая из всех психодиагностических тестов для памяти.
Выполнив ее, и узнав результаты, студенты, по моему мнению, должны заинтересоваться тем, почему что-то им удалось запомнить, а что-то нет, почему у всех получились разные результаты, от чего зависит качество запоминания, как его улучшить, как происходит запоминание, какие виды памяти есть, куда информация поступает. Эта методика, так же как и почти идентичный ей «Смысловой материал» подстегнет более внимательный интерес к излагаемому материалу в лекции.
Основная часть: Характеристика памяти Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание. Амнезия – отсутствие памяти.Виды памяти 1. Непроизвольная память – информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией. 2. Произвольная память – информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов. 3. Кратковременная память – любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время (5-7 минут), после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1-2 кратного повторения информации. 4. Долговременная память – обеспечивает длительное хранение информации: бывает двух типов: 1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию); 2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получит к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни человека).
Память и её развитие в учебной деятельности
... на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ... можно больше знать о нашей памяти. Память включает ряд процессов: запечатление (запоминание), сохранение, забывание, восстановление (воспроизведение) информации. Указанные процессы не являются ...
5. Оперативная память – вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определенной деятельности, обслуживающий эту деятельность благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения текущей деятельности. 6. Промежуточная память – обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня, а время ночного сна отводиться организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.
По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации.
Мнемотехнические приемы запоминания 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).
2. Ритмизация – перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой. 3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов. 4. Находить яркие, необычные образы, картинки, которые по «методу связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. 5. Метод Цицирона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо.
Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате.
Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». 6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: А) выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89=35+54; Б) выделить знакомые числа – например, в числе 859314 выделить 85 – год рождения брата, 314 – первые цифры числа «пи» и т. д. В) «Метод зацепок» — замена цифр образами, буквами или словами.
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...
... мнемической деятельности; стратегии мнемической деятельности. 8)Осознание своеобразия материала и предъявленных требований. Характеристика рабочей памяти. Основные ... В центральном исполнителе возможна семантическая обработка информации, а фонологическая петля и визуально-пространственная ... них чисел, и результаты были аналогичными: цифры запоминались хорошо, а картинки практически не ...
Психофизиологические аспекты памяти Многие ученые считают, что поиски в области управления памятью должны быть направлены на создание биологически активных соединений, избирательно влияющих на процессы обучения (кофеин, биогенные амины), кратковременную или долговременную память (вещества тормозящие синтез ДНК и РНК, влияющих на обмен белков), создание и формирование энгремм – веществ, влияющих на изменение белков клетки (от протоплазмы до сомы).
Согласно гипотезе о физической структуре памяти в основе феномена памяти лежит пространственно-временной паттерн биоэлектрической активности нервных популяций – дискретной и электротонической.
Поэтому для управления памятью более адекватно воздействие на мозг и его подсистемы электрическими, электромагнитными факторами.
Успеха можно добиться путем влияния на мозг различными физическими факторами – электрическими и акустическими. Все это говорит о реальной возможности управления памятью.
Подводя итог, подчеркнем, что память обеспечивает целостность и развитие личности человека, занимает центральное положение в системе познавательной деятельности.
Заключительная часть: Преподаватель рисует схему на доске и настоятельно рекомендует студентам перерисовать ее к себе в тетради. Схема поможет студентам систематизировать положение памяти среди других познавательных процессов. Память в системе познавательной деятельности Восприятие Мышление Ощущение Воображение Чувствительная ступень познания Логическая ступень познания Практическая Деятельность человека память.