Тема 1 Психологические аспекты управления

Пояснительная записка

Практика по профилю специальности направлена на закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний, полученных при освоении специальных дисциплин на основе изучения деятельности конкретной организации, приобретение практического опыта в сфере менеджмента. Практика обеспечивает дидактическую последовательность процесса формирования у студентов системы профессиональных знаний и умений в области менеджмента, привить студентам навыки самостоятельной работы по избранной профессии.

Практика по профилю специальности 080501 «Менеджмент в страховании» представляет собой практику по управленческой психологии и управлению персоналом, в течение которой студенты должны закрепить основы знаний по психологическим аспектам работы с коллективом и управлению персоналом.

Основными задачами практики по профилю специальности по менеджменту являются:

§ развитие профессионального мышления;

§ отработка умений применять методы психодиагностики на практике;

§ освоение приемов изучения и анализа межличностных отношений в коллективе;

§ овладение профессиональными умениями по планированию потребности в трудовых ресурсах;

§ закрепление умений по набору и отбору кадров;

§ проверка профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности в должности менеджера.

Практика проводится в организациях города Москвы.

По итогам практики студенты оформляют отчет. Защита отчетов проводится в виде индивидуальных отчетов с обязательным обсуждением практической значимости результатов, полученных на практике.

Результатом производственной (профессиональной) практики является оценка, которая выставляется в приложение к диплому о среднем профессиональном образовании. Студенты, не выполнившие без уважительной причины требований программы практики или получившие отрицательную оценку, отчисляются из учебного заведения как имеющие академическую задолженность. В случае уважительной причины студенты направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.

 

План-график

Практики по профилю специальности

специальность 080501 «Менеджмент в страховании»

Курс

№ Урока № Темы Наименование темы Кол-во часов
1.   Вводный инструктаж
  1. Психологические аспекты управления
    составить психологическую характеристику коллектива; составить анкету и провести анкетирование (по выбору)
2.   составить шкалу наблюдения за чертами личности (по выбору)  
3.   провести тестирование на определение профессиональных характеристик работника организации
  2. Основы психологии личности
4.   изучить и провести анализ типа восприятия, типа памяти и мышления, развития речи и воображения
5.   определить характерные особенности направленности личности (цели, идеалы, интересы, убеждения), задатков и способностей (в частности — коммуникативно-организационных), темперамента и характера  
6.   определить характерные особенности направленности личности (цели, идеалы, интересы, убеждения), задатков и способностей (в частности — коммуникативно-организационных), темперамента и характера
  3. Психология малых групп и коллективов
7.   провести социометрию (метод изучения межличностных отношений)
8.   проанализировать уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворения (Куд), индекс изоляции (ИЗ) по каждому из выборов: эмоциональному, деловому и психологическому
9.   определить лидеров в организации
10.   определить интеллектуальную активность, эмоциональную коммуникативность и микроклимат коллектива в организации; сделать вывод и рекомендации по повышению эффективности группы сотрудников организации
  4. Этапы формирования коллектива
11.   провести исследование на определение этапа развития группы
12.   определить факторы, препятствующие эффективной работе коллектива: неясность целей, непригодность руководителя, квалификация сотрудников, отсутствие творческих способностей работников и т.д.
  5. Конфликтные ситуации пути их разрешения
13.   определить типы и виды конфликтных ситуаций в организации  
14.   дать характеристику типов личностей по поведению в конфликтных ситуациях
15.   проанализировать потенциальные конфликты, их причины и предложить пути их эффективного разрешения
  6. Кадровое планирование в организации
16.   произвести расчет потребности в персонале различных категорий  
17.   произвести расчет потребности в персонале различных категорий
17.   произвести расчет потребности в персонале различных категорий
  7. Отбор кадров и наем персонала
19.   составить резюме на себя
20.   принять участие в процессе анализа данных претендента
21.   провести беседу по найму.
  8. Совершенствование организации труда
22.   расчет показателей текучести кадров
23.   расчет показателей текучести кадров
24.   составить гибкий график работы сотрудников
25.   Оформление отчета
    Итого:

 

Задание для выполнения отчета по практике

Тема 1 Психологические аспекты управления

выполнить:

§ составить психологическую характеристику коллектива;

§ составить анкету и провести анкетирование (по выбору);

§ составить шкалу наблюдения за чертами личности (по выбору);

§ провести тестирование на определение профессиональных характеристик работника.

ПП. 0З ПРАКТИКА КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(стажировка)

Практика квалификационная по специальности 080501 Менеджмент в страховании проводится на завершающем этапе подготовки менеджера после освоения программы теоретического и практического обучения и сдачи студентами всех видов промежуточной аттестации, предусмотренных Государственным образовательным стандартом.

Так как государственная итоговая аттестация проводится в форме междисциплинарного экзамена, студенты проходят стажировку, в процессе которой выполняют функции менеджера и собирают материал по программе подготовки к междисциплинарному экзамену.

Стажировка проводится в страховых компаниях в соответствии с тематическим планом выпускных квалификационных работ и индивидуальных заданий по практике.

Задачами квалификационной практики (стажировки) по специальности 080501 Менеджмент (по отраслям) являются:

§ отработка практических умений по анализу внешней среды организации;

§ приобретение практических умений по управлению внутренней средой организации;

§ отработка умений по организации деловых встреч, совещаний, по составлению текста выступлений на деловых мероприятиях;

§ отработка приемов работы при решении управленческих и хозяйственных задач;

§ приобретение студентами практических умений по анализу финансового состояния страховой компании.

Формами занятий для проведения квалификационной практики могут быть:

§ практика по индивидуальным заданиям в страховой компании;

§ решение сквозной профессиональной задачи по всем разделам менеджмента;

§ деловые и ситуационные игры и т.д.

В результате прохождения практики

Студент должен

уметь:

§ выбирать эффективные методы управления и мотивации;

§ управлять внутренней средой страховой компании;

§ проводить деловые встречи и совещания, выступать на них;

§ анализировать ситуацию на рынке;

§ анализировать хозяйственную деятельность организации;

§ выполнять финансовые расчеты в системе Excel.

В образовательных учреждениях, где функционируют «учебные офисы», учебные «центры», которые моделируют реально действующие службы, квалификационная практика может проводиться в этих подразделениях.

По материалам квалификационной практики по менеджменту студент оформляет отчет, который должен включать:

§ описания и расчеты по каждому разделу индивидуального задания;

§ оформленную документацию;

§ выведенные на печать результаты работы студента на компьютере.

Итогом квалификационной практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения на основании наблюдений за самостоятельной работой практиканта, выполнения им индивидуальных заданий, а также характеристики и оценка руководителя от страховой компании, где проводилась практика.

 

 

План — график

Квалификационной практики (стажировка)

специальность 080501 «Менеджмент в страховании»

Курс

№ Урока № Темы Наименование темы Кол-во часов
1.   Вводный инструктаж
  1. Внешняя среда организации
    изучить характеристики внешней среды: поставщиков, потребителей, конкурентов; изучить экономические, политические и социально-культурные факторы;
2.   дать анализ «точек риска»; определить сложность, подвижность и определенность среды; разработать марку страховой компании.
  2. Управление внутренней средой страховой компании
3.   изложить цель деятельности страховой компании, описать вид деятельности; рассмотреть достоинства и недостатки отдельных методов управления; предложить систему активизации деятельности персонала; разработать систему контроля.
  3. Деловое и управленческое общение
4.   составить «шкалу отношений» для конкретной группы людей; подготовить план проведения встречи, совещания;  
5.   составить текст выступления, сообщения, доклада на заданную тему.
  4. Принятие управленческих решений
6.   сгруппировать решения по признакам: содержанию, уровню управления, срокам; разработать и принять решения, используя современные методы повышения качества принимаемых решений: метод Дельфи, метод «Кингисё», метод «мозгового штурма».
  5. Оценка структуры баланса и финансовых результатов деятельности страховой компании
7.   на основании бухгалтерских данных (Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс») оценить структуру баланса; произвести расчет и анализ коэффициентов текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами;
8.   ввести баланс и формы № 2 и № 5 в рабочую книгу Excel и осуществить расчеты; на основании бухгалтерских документов (Ф. № 1 «Бухгалтерский баланс», Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках», Ф. № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу») дать характеристику системы показателей финансовых результатов деятельности;
9.   на основании Ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках» рассчитать нераспределенную прибыль отчетного периода, определив при этом налоги, уплачиваемые предприятием до уплаты налога на прибыль; заполнить налоговые декларации; произвести указанные расчеты в системе Excel;
    используя ранее заполненные листы рабочей книги, произвести расчет финансовых показателей и их анализ в системе Excel.
10.   Оформление отчета
    Итого

 

 

Задание для выполнения отчета по практике