Организация педагогической практики

Дневник практики пробных занятий

Студента(ки) ГБОУ СПО «Пермского педагогического колледжа №1»

 

(фамилия)

__________________________________________________________________

(Имя, Отчество)

__________________________________________________________________

(№ группы, специальность)

____________________

( область деятельности)

 

 

Сведения о базе практики

Наименование, адрес учреждения дополнительного образования, телефон __________________________________________________________________

 

Директор учреждения дополнительного образования ____________________

__________________________________________________________________

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе ________________

__________________________________________________________________

 

Руководитель структурного подразделения _____________________________

__________________________________________________________________

 

Педагог дополнительного образования _________________________________

__________________________________________________________________

 

Детское объединение _______________________________________________

__________________________________________________________________

 

Направление деятельности объединения_______________________________

__________________________________________________________________

 

Количество подгрупп _______________________________________________

 

Руководитель практики _____________________________________________

__________________________________________________________________

 

Программа педагогической практики пробных

Занятий

Педагогическая практика пробных занятий проводится в группах второго года обучения учреждений дополнительного образования. Она является третьим этапом практической подготовки студентов ГБПОУ «Пермский педагогический колледж №1» к будущей профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Данный вид практики играет важную роль в профессиональной подготовке будущих педагогов и направлен на формирование у студентов профессионально-личностной готовности и психолого-педагогических умений к деятельности педагога дополнительного образования.

4 стр., 1671 слов

Использование игровых форм обучения в системе дополнительного ...

... и душевное здоровье ребенка, решает деятельность учреждений дополнительного образования. К числу активизирующих факторов относится ... педагогической практике необходимы разработки новационных моделей обучения подростков в учреждениях дополнительного образования. Она ... нескольких занятий по эффективному использованию игровых форм обучения подростков для педагога дополнительного образования. В ...

Основные задачи педагогической практики пробных занятий:

· формирование теоретической, практической и личностно-мотивационной готовности студентов к работе педагога дополнительного образования;

· изучение студентами-практикантами содержания и системы планирования работы педагога дополнительного образования с детьми;

· формирование у будущих педагогов умений и навыков организации и осуществления работы с детьми;

· овладение студентами-практикантами методикой психолого-педагогического изучения личности ребенка.

· формирование у студентов умения анализировать проводимую педагогом учебную работу с детьми.

Содержание практики

В период прохождения педагогической практики пробных занятий студенты должны выполнить следующие задания:

1. Составить индивидуальный календарный план прохождения педагогической практики.

2. Изучить систему планирования педагогом дополнительного образования образовательной деятельности с детьми.

3. Определить, какие методы педагогического исследования использует педагог для изучения личности детей, обучающихся в учреждении дополнительного образования.

4. Посетить и проанализировать учебные занятия с детьми.

5. Провести 8 пробных занятий.

6. Провести с детьми, занимающимися в объединении занятия с использованием различных форм деятельности (игровые программы с использованием разнообразных видов игр, занятия с использованием медиа-технологий (анализ видеосюжета); коллективно-творческую деятельность; занятия с использованием арт-технологий, технологий КТД, ТРИЗ и социального проектирование, 1-2 учебных экскурсии.

7. Сконструировать и провести КТД по направлениям деятельности объединения.

8. Провести массовое мероприятие с детьми, занимающимися в объединении.

9. Выполнить задания по НИРС (научно-исследовательской работе) в соответствии с тематикой курсовой (дипломной) работы.

В процессе подготовки к педагогической практике и в ходе ее проведения студенты колледжа должны:

À. Изучить:

· содержание учебных программ по направлению деятельности объединения;

· структуру и содержание планирования педагогом дополнительного образования образовательной деятельности с детьми;

· типы, структуру и особенности учебных занятий по направлению деятельности детского объединения, методику их подготовки и проведения;

· методику подготовки и проведения экскурсии;

· методику конструирования и проведения КТД;

· содержание и особенности организации педагогом массового мероприятия в детском объединении.

 

Б. Овладеть умением:

· наблюдать за учебно-воспитательной деятельностью педагога дополнительного образования во время учебных занятий, осуществлять ее психолого-педагогический анализ;

· определять цель и задачи учебного занятия, составлять план-конспект и проводить учебное занятие;

4 стр., 1602 слов

Психолого-педагогические аспекты деятельности планетария как ...

... Названные сложности и противоречия позволяет преодолеть относительно редко используемая в практике естественнонаучного образования форма обучения — программа планетария. Следует оговориться, что термин ... позволяет сочетать различные виды мыслительной учебной деятельности школьников. Классификация программ планетария По своему современному статусу планетарии являются центрами дополнительного есте

· осуществлять психолого-педагогический анализ учебного занятия;

· осуществлять учебно-воспитательную работу с детьми по направлению деятельности;

· определять тему, подготовить и провести экскурсию с детьми;

· определить тему, сконструировать и провести КТД с детьми;

· осуществлять изучение личности ребенка и составлять его психолого-педагогическую характеристику;

· использовать психолого-педагогические методы исследования для изучения личности ребенка;

· осуществлять научно-исследовательскую работу в учреждении дополнительного образования;

· анализировать свою педагогическую деятельность.

 

Организация педагогической практики

1. Студенты колледжа проходят педагогическую практику пробных занятий с отрывом от основных учебных занятий в течение одного семестра в объеме учебных часов.

2. По согласованию с администрацией учреждения дополнительного образования детей руководитель практики прикрепляет практикантов по два-три человека к детскому объединению.

3. Каждый практикант на весь период педагогической практики составляет индивидуальный календарный план выполнения предусмотренных программой прохождения практики.

4. В ходе педагогической практики учащиеся-практиканты ведут дневник, в котором фиксируют содержание проводимой в учреждении дополнительного образования работы, свои наблюдения, замечания, выводы, выполнение заданий.

 

Ориентировочная программа изучения личности школьника

(Сбор материала для психолого-педагогической характеристики)

1. Общие сведения о школьнике: возраст, состояние здоровья, принадлежность к детским или молодежным организациям.

2. Характеристика условий семейного воспитания школьника: культурно-бытовые условия в семье, особенности взаимоотношений в семейном коллективе, отношение в семье к ребенку, забота о воспитании.

3. Характеристика коллектива объединения: наличие актива объединения, отношение к общественной работе и общественно полезному труду, успеваемость и дисциплина, межличностные отношения в коллективе, симпатии и антипатии, дружба, коллективизм, система традиций детского коллектива.

4. Отношение ребенка к коллективу: потребность быть членом коллектива, считаться с его мнением, бороться за его честь, авторитет школьника в коллективе товарищей, общительность и понимание других людей, отношение к отрицательным явлениям в коллективе.

5. Направленность личности: личная, общественная, деловая.

6. Характеристика осознанных мотивов. Интересы, их глубина, широта, устойчивость, действенность, наиболее ярко выраженные познавательные интересы.

7. Взгляды и убеждения. Единство сознания и поведения. Стремления школьника, его намерения, мечты, идеалы.

8. Уровень притязаний: заниженный, адекватный, завышенный. Соотношение самооценки и уровня притязаний, характерная для школьника оценка своих возможностей, требовательность к себе, отношение к критическим замечаниям учителей и товарищей, отношение школьника к самовоспитанию.

9. Ребенок в различных видах деятельности. Отношение ребенка к направлению деятельности объединения, дисциплинированность, степень сформированностьи учебных навыков. Отношение к трудовой и творческой деятельности, бытовой труд школьника, соотношение учебной, трудовой и творческой деятельности в жизни ребенка, общественная активность школьника.

10. Характеристика познавательной деятельности: особенности восприятия, наблюдательности, памяти. Соотношение творческого и воссоздающего воображения, особенности мышления, самостоятельность в суждениях и выводах, степень развития устной и письменной речи.

11. Особенности эмоциональной сферы: характер эмоциональной реакции на действия педагога, развитие моральных, интеллектуальных и эстетических чувств, преобладающее настроение, степень эмоциональной возбудимости, умение сдерживать эмоциональные переживания и изменять их.

12. Волевые особенности: целеустремленность, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, самообладание, моральная воспитанность воли.

13. Способности: общие и специальные, наиболее выделяющиеся способности ученика.

14. Темперамент и его проявления.

15. Характер (черты характера, проявляющиеся в отношении к учению — прилежание, активность, дисциплинированность и другие показатели этого отношения; черты характера проявляющиеся в отношении к коллективу объединения и учреждению дополнительного образования, переживание успехов и неуспехов своего объединения и учреждению дополнительного образования, борьба за честь объединения и учреждения дополнительного образования, отношение к мероприятиям, проводимым в объединения и учреждению дополнительного образования и др.; черты характера, проявляющиеся в отношении к общественным обязанностям и поручениям: выполняемая общественная работа, чувство ответственности и долга перед коллективом за выполняемую работу; черты характера, проявляющиеся в отношении к труду: трудолюбие, добросовестность, исполнительность и др.; черты характера, проявляющиеся в отношениях к товарищам, взрослым: доброта, общительность, внушаемость и др.; черты характера, проявляющиеся по отношению к вещам: аккуратность или неряшливость; бережливость или небрежность и т.д.; черты характера, проявляющиеся в отношении к самому себе: самолюбие, честолюбие, самомнение, скромность, застенчивость, гордость).

16. Педагогические выводы. Возможные линии коррекции в воспитательной работе с данным ребенком.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогические наблюдения дня

Дата «_______» ___________________ 20 __

__________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Выводы: ___________________________________________________________________________________

План-конспект учебного занятия

Учебного занятия

Тема учебного занятия: ___________________________________

Дата проведения: « _____ » __________________ 200 ___ г.

Цель учебного занятия: ___________________________________

Задачи:

Образовательные _________________________________________

Воспитательные __________________________________________

Развивающие _____________________________________________

Подготовка учебного помещения к занятию:(краткое описание действий педагога) _________________________________________________

__________________________________________________________________

Оборудование, наглядные пособия и дидактический материал.

__________________________________________________________

Литература, используемая при подготовке учебного занятия.

____________________________________________________

Литература, рекомендованная детям.

__________________________________________________________

Ход занятия

Структура урока Время Деятельность
  мин. преподавателя студентов
  Организационный момент      
         
         
  Основная часть учебного занятия      
         
         
         
  Итоговый момент      
         
         
         

САМОАНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Характеристика учебной группы (специфика, возраст, состав, мотивы прихода в объединение) ____________________________________________

____________________________________________________________________________

Охарактеризовать тему учебного занятия (степень сложности изучаемой темы, место данного занятия в изучаемой теме) ______________________

________________________________________________________________________________

Выделить основную дидактическую цель, определяющую тип учебного занятия ___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________Объяснить причины побудившие к определению задач учебного занятия (обучающая, воспитательная, развивающая) _________________________

______________________________________________________________________________

Охарактеризовать условия достижения цели (использованные формы, методы, средства) _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Обозначить внутреннюю связь этапов учебного занятия, выделить главный этап и показать, как другие этапы занятия способствовали успешности главного этапа _________________________________________

______________________________________________________________________________________

Охарактеризовать роль детей на каждом этапе занятия: (какие методики, приемы включения детей в работу объединения использовал педагог, в чем проявилось заинтересованность детей, какова эффективность их работы)_______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

Обосновать выбор приемов создания положительного эмоционально-психологического климата; взаимоотношения педагога с детьми, детей между собой; ситуация успеха _______________________________________

____________________________________________________________________________________________

Обосновать выбор приемов целеполагания и рефлексивных процедур, применяемых на различных этапах учебного занятия _________________

___________________________________________________________________________________

Охарактеризовать эффективность учебного занятия. Отметить степень достижения поставленных задач (обучающей, воспитательной, развивающей) _____________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Алгоритм анализа занятия педагога дополнительного

Образования детей

 

1) Постановка цели и задач учебного занятия:

· Какое место занимает тема занятия в учебном курсе?

· Оцените ясность и чёткость постановки цели и задач учебного занятия.

· Каким образом дети были ознакомлены с целью занятия?

· Обоснован ли выбор цели учебного занятия? Соответствуют ли задачи поставленной цели?

 

2) Организация учебного занятия:

· Как подготовлен кабинет, педагог и дети к учебному занятию? Оцените соблюдение на занятии правил охраны труда педагогом и воспитанниками.

· Укажите структуру учебного занятия, наличие (или отсутствие) определённых этапов, логической взаимосвязи между ними.

· Оцените оптимальность темпа проведения учебного занятия и рациональность использования времени на учебном занятии.

 

3) Содержание учебного занятия:

· Соответствует ли содержание учебного занятия поставленной цели и задачам?

· Насколько полно, доступно и последовательно раскрыто педагогом содержание занятия? Оптимален ли объём содержания для данного занятия и возраста детей?

· Прослеживается ли связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом? Каким образом?

· Оптимально ли подобран учебный материал для различных этапов занятия и видов деятельности детей?

 

4) Методика проведения учебного занятия:

Оцените:

· оправданность и оптимальность выбора методов, форм и способов обучения;

· методическую оснащенность занятия.

· Использовались ли на учебном занятии материалы учебно-методического комплекса, технические средства обучения и электронные образовательные ресурсы? Насколько оправдано и эффективно было их применение?

· Были ли использованы на занятии современные/инновационные образовательные технологии, собственные оригинальные методики?

· Осуществлялись ли в ходе занятия дифференцированный подход и индивидуальная работа с детьми? Каким образом и с какими группами детей?

· Какие формы были выбраны педагогом для оценки знаний и умений детей в ходе занятия?

· Укажите способ подведения итогов на занятие.

 

5) Характеристика педагогического общения и поведения детей на занятие:

· Охарактеризуйте речь педагога, ясность изложения.

· Опишите стиль общения педагога с детьми.

· Владел ли педагог вниманием группы, сумел ли организовать работу детей?

· Оцените степень организованности, познавательной активности, заинтересованности, творчества и самостоятельности детей. Каким образом это проявлялось на занятие?

· Охарактеризуйте эмоциональную атмосферу на занятие (эмоциональное состояние педагога и детей).

 

6) Результативность занятия:

· Оцените:

◦ степень выполнения поставленных цели и задач;

◦ обучающий, развивающий и воспитательный результат занятия.

 

7) Выводы и рекомендации:

· Общие выводы по занятию.

· Предложения педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недочётов.

· Что из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов?