Порождение и интерпретация речевых высказываний
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Рассмотрим более подробно механизм речевого общения.
Процесс порождения речи состоит из последовательности следующих этапов («фаз») (Леонтьев А.А., с.136-138, 159-161).
Исходным пунктом является (а) система мотивов, т.е. система внеречевых факторов, образующих мотивацию речевого действия. На этом этапе осуществляется первичная ориентировка в проблемной ситуации.
Анализируя ситуацию, в которой осуществляется общение, мы разделяем в ней известное и неизвестное, вычленяя цель общения, его задачу и одновременно фиксируя имеющиеся условия достижения цели.
Мотивом общения в собственном смысле всегда является представление о той или иной цели общения, закрепленное в виде «Образа результата» (Дж. Миллер, К. Прибрам, Е. Галантер).
Таким образом, мы всегда сталкиваемся с двумя ситуациями: реально существующей в момент общения и предвидимой нами как результат общения. Вся психологическая динамика общения развертывается как бы между этими двумя глобальными моделями действительности; это динамика не только и не столько во времени (было — стало), сколько в соотношении условий задачи и самой задачи (есть — должно быть).
Очевидно, что данная ситуация («ситуация прошедшего — настоящего») может быть весьма подробно проанализирована и учтена в мельчайших ее деталях участниками общения. Что же касается «ситуации потребного будущего», то она может субъективно выступать для участников общения в очень различных формах, часто весьма неопределенных. Так, например, в диалогическом общении, она, как правило, сводится к осознанной или бессознательной ориентации говорящего на ту или иную разновидность диалога.
Чрезвычайно важно подчеркнуть, что на этой ступени ориентировки мы отнюдь не имеем дело — даже если в дальнейшем последует речевая активность — с собственно речевой деятельностью. Имея ту или иную проблемную ситуацию, мы в принципе можем разрешить ее, не обязательно что-то сказав. Например, я работаю на станке и обнаруживаю, что мне не хватает заготовок. Передо мной ситуация, складывающаяся из факта нехватки системы материального обеспечения производства, моих производственных и личных взаимоотношений с товарищами по работе, мастером и заведующим складом и т.п. Анализируя эту ситуацию, я ставлю перед собой конкретную задачу. Она будет определяться моим представлением о том, что имеется сейчас, и ситуацией «потребного будущего». Что это за «потребное будущее» в данном случае? Естественно — ликвидация нехватки, для чего я должен вступить в контакт с кем-то из окружающих меня лиц. С кем и в какой контакт — зависит от ориентировки в проблемной ситуации. Я могу подойти к тому, кто работает за соседним станком, и взять у него пару заготовок; могу сделать знак проходящему мимо мастеру; могу сбегать на склад и там попросить нужные заготовки и т.п. Какой из этих путей я выберу, и определяется ориентировкой. Но когда она произведена, я уже точно знаю, вступлю ли в общение, с кем и для чего и в какое именно общение (речевое, неречевое и т.п.).
Общение как коммуникация Система отношения
... уделяет своим делам, чем потому, что ей говорят. Особенно это оказывается в ситуациях конфликтного общения. В диалоге нас чаще интересует то, понял ли нас другой, чем ... людей, производятся нормы поведения, взаимодействия. Связь людей в процессе общения является условием существования группы как целостной системы. Общение координирует общие действия людей и удовлетворяет потребность в психологическом ...
Таким образом, мотивация и первичная ориентировка порождают (б) речевую (коммуникативную) интенцию. Этот этап соответствует «смутному желанию» или «чувствованию задачи». На этом этапе говорящий имеет то, что Дж. Миллер называет «Образом результата», но еще не имеет Плана действия, которое он должен совершить, чтобы этот результат получить.
Следующий, принципиально важный для нас этап — это этап (в) внутренней программы речевого действия. Он соответствует у Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове». На этом этапе происходит опосредование речевой интенции личностными смыслами, закрепленными в тех или иных субъективных кодовых единицах.
Остановимся более подробно на понятиях значения и личностного смысла. Значение — это социально кодифицированная форма общественного опыта, т.е. общепринятое обозначение какого-либо понятия (например, прямоугольный треугольник).
Однако, хотя значение объективно, для каждого индивида оно никогда не выступает как объективное явление, так как, усваивая общественный опыт, зафиксированный в значениях, индивид включает его в систему своих жизненных отношений, в систему своей деятельности. И в первую очередь это сказывается в том, что всякое содержание, закрепленное в значении, воспринимается и переживается человеком по-разному, в зависимости от мотива соответствующей деятельности, т.е. аналогом значения в конкретной деятельности.
«Мотив трудовой деятельности рабочего, как отмечал К.Маркс (Цит. По Леонтьев А.А., с. 140-141), не совпадает с ее результатом, объективное содержание деятельности — с субъективным, смысл труда не совпадает с его значением. Смысл двенадцатичасового труда заключается для него не в том, что он ткет, прядет, сверлит и т.д., а в том, что это — способ заработка, который дает ему возможность поесть, пойти в трактир, поспать».
Описанное явление с большой ясностью отражается и в речевой деятельности, порождая резкое расхождение значения слов и их смысла. Значение (в принятом нами понимании этого термина) слова хлеб оказывается разным у богатых и бедных людей. Оно продолжает означать хлеб. Но сам хлеб воспринимается по-разному. Для одного человека это средство существования, средство удовлетворения естественной потребности и в то же время — ясно осознаваемая, легко измеримая количеством затраченного труда общественная ценность. Для другого человека хлеб не воспринимается как общественная ценность, он оплачивается в булочной безличной и легко доставшейся монетой, а не за станком или в борозде — трудовым потом, и отношение к нему в принципе иное. Смысл хлеба, а, следовательно, и восприятие слова хлеб — различны.
Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...
... www.//flogiston.ru Семинар № 2 Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса Основные понятия: коммуникативная готовность, коммуникативные умения, авторитарный способ взаимодействия, ... личности бакалавра. Личностные профессионально значимые качества участников образовательного процесса, их сущность. Коммуникативная готовность бакалавра. Коммуникативные умения социально ...
Таким образом, смысл, как и значение, есть форма воздействия общества на отдельного человека, форма общественного опыта, усваиваемого индивидом. Но в отличие от значения, это форма не кодифицированная. Как правило, смысл не существует для человека-носителя этого смысла как что-то отдельное от значения; напротив, человеку кажется, что он непосредственно воспринимает слово в его объективном значении. Но все предметы человеческой действительности, как и слова человеческого языка, видятся каждому из нас как бы через призму нашего «личного» (а не общественного) интереса.
Возвращаясь к описываемому нами этапу, важно подчеркнуть, что речь идет именно о процессе программирования, а не о статичном, закрепленном в каких-то фиксированных формах плане (программе).
Программирование есть процесс опосредования речевой интенции кодом личностных смыслов во внутренней речи. В этом звене говорящий принимает решение о характере высказывания; дальнейшее уже относится к условиям этого решения.
Переход к языковому коду в свою очередь есть процесс двуступенчатый: сначала происходит переход от смыслов, закрепленных в субъективном коде, к значениям «внешних» слов реального языка («перевод» с субъективного кода смыслов на объективный код значений, опосредование речевой интенции «значениями внешних слов»), а затем — «превращение грамматики мысли в грамматику слов» (ведь «мысль иначе построена, чем ее речевое выражение»).
Таким образом, мы имеем этап (г) — реализацию внутренней программы, который предполагает два относительно независимых процесса — семантическую реализацию и грамматическую реализацию.
Помимо двух указанных процессов, входящих в этап (г), можно выделить еще процесс акустико-артикуляционной и моторной реализации программы (опосредование мысли во «внешнем слове» по Выготскому), следующий за выбором синтаксической структуры высказывания и непосредственно предшествующий следующему этапу, а именно этапу (д) — звуковому осуществлению высказывания. Этот последний этап, строго говоря, предполагает накладывающийся на процессы семантико-грамматической реализации и зависящий от них процесс «моторного программирования» («моторный План»), и лишь на основе этого последнего и следующего за ним процесса акустико-артикуляционной реализации осуществляется собственно фонация.
Невербальные средства общения в профессиональной деятельности ...
... фразу и как благодаря интонации меняется смысл высказывания. Возьмем, например, слова «да» и «нет» в качестве ответных ... непосредственном общении. Такое общение называется полным. В чем его отличие от неполного общения? В последнем случае отправитель сообщения ждет ... обучаются языку жестов и мимики. Для государственного служащего понимание невербального языка и умение им адекватно пользоваться – ...
Внутренняя структура и соотношения друг с другом процессов реализации речевого действия есть основное содержание психолингвистики в ее современном виде.
Речевому высказыванию, являющемуся ответной репликой в диалоге, предшествует обработка чужой речи. (Леонтьев А.А., с.153-157).
В свою очередь, эта обработка может быть разной по характеру. Это может быть, например, простое отождествление высказывания, отнесение его к определенному классу речевых стимулов, требующему более или менее однозначного речевого высказывания; так, при встрече возможны различные варианты приветствия, иногда выходящие за границы коммуникативной речи — студент, пробегая, может бросить другому студенту нечто совершенно нечленораздельное, но этот звук будет адекватно воспринят его собеседником именно как приветствие. Это могут быть разного рода операции над текстом и на базе текста, например повторение сказанного. Наконец, это может быть собственно реактивное речевое поведение, когда говорящий осуществляет понимание произнесенного собеседником текста, перекодируя его на смысловой код, производя соответствующую обработку смысловой информации и «обращая» ее снова «наружу».
Сам процесс понимания можно рассматривать на различных уровнях, точнее — как разные процессы в зависимости от того, на какого рода деятельность он направлен. Например, американский психолог Ирвинг Ли дает такую иерархию различных «пониманий»:
- Понимание как следование определенной инструкции. «А понимает 1 расписание поездов, если он способен при помощи этого расписания попасть на нужный поезд».
- Понимание как способность делать предсказание. «А понимает 2 В, если А способен правильно предсказать, какое несловесное действие В предпримет после высказывания».
- Понимание как способность дать словесный эквивалент. «А понимает 3 В, если он способен описать чего хочет В, в терминах, принятых или приемлемых для В, независимо от того, хочет ли А того же, что В«.
- Понимание как согласование программы. «А понимает 4 В, если они могут достигнуть согласия относительно какого-то действия независимо от того, является ли это согласование словесным».
- Понимание как решение проблемы. «А понимает 5 ситуацию или проблему, если он знает шаги, которые должны быть сделаны для ее разрешения, независимо от его способности или возможности для него сделать эти шаги».
- Понимание как способность дать приемлемую реакцию. «А понимает 6 обычаи, табу, художественные произведения и т.д., если его реакция на них принадлежит к числу реакций, приемлемых для В.
Наконец, понимание может интерпретироваться как способность производить правильное рассуждение (making proper evaluations) о данном объекте, ситуации и т.п.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНАЯ И ОПИСАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
... и т. п.). Таким образом, развитие способности к пониманию речи, то есть к так называемой «пассивной речи», начинается на три— пять месяцев раньше, чем ребенок произнесет ... и усовершенствовать свои языковые средства. Поэтому гармоничное развитие речи в значительной степени зависит от полноценности общения, комфортности взаимоотношений с родителями. Когда ребенок уверен, что ...
Этот общий тезис о разных видах понимания можно конкретизировать прежде всего в различении «смыслового» и «значенческого» понимания. В сущности, именно это имеет в виду Дж. Миллер, различая понимание как таковое и интерпретацию высказывания, отмечая что «пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный женой у двери словами: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием, а должен понять, что ему надо пойти в кухню и заменить перегоревшую лампочку. Такая контекстуальная информация лежит вне грамматики или лексики. Слушатель может понять функцию высказывания при помощи контекстуальных знаний самых различных видов».
Чтобы проиллюстрировать различие между «значенческим» (объективное содержание текста), но и смысловым (в терминологическом значении) понимании, выделим несколько уровней понимания, а именно:
- Понимание цели поступка действующего лица сообщения;
- Понимание мотива поступка действующего лица сообщения;
- Понимание цели речевого поступка говорящего;
- Понимание мотива деятельности говорящего.
Очевидно, что понимание на уровне 4 глубже, чем на уровне 3 и соответственно 2 и 1.
Понимание текста на «значенческих» уровнях (1-2) необходимо в том случае, когда базисная деятельность, обслуживаемая ориентировкой, есть деятельность над текстом, например, пересказ. Понимание текста на «смысловых» уровнях (3-4) — это такая ориентировка, которая обслуживает деятельность с тем, что стоит «за» текстом. Например, получив письмо и поняв его на высших смысловых уровнях, я могу предпринять действия, совершенно никак не связанные с самим текстом письма; но тем не менее основным звеном ориентировки будет именно ориентировка в содержании этого письма (шифрованные письма, например).
В психологии разработаны демонстрационные модели, облегчающие понимание процесса интерпретации сообщения. Одна из таких моделей, предложенная Ш. фон Туном, учитывает как содержание сообщения, так и его личностный смысл (Психология и этика делового общения, с.113-114).
Рис. 1.5. Модель процесса общения
Источник: Психология и этика делового общения , с.113
Эффективной коммуникация будет тогда, когда получатель сообщения правильно расшифрует все его четыре стороны. Если же получатель не способен расшифровать все стороны сообщения или реагирует не на ту его сторону, то возникает непонимание.
Классический пример из бессмертной комедии Гоголя «Ревизор»:
Восприятие и понимание речи
... сообщения. Цельность текста возникает во взаимодействии говорящего (пишущего) и слушающего (читающего), т. е. в самом процессе общения. Известный отечественный психолингвист А.А. Брудный определяет процесс понимания текста ... устойчивых звукокомплексов - слов (реже - целых словосочетаний). 2. Методы исследования понимания речи (вопросы и конструкции) По мнению А.Р. Лурия, наименее разработанными в ...
Рис. 1.6. Пример использования модели общения
Источник: Психология и этика делового общения , с.113
Существо дела понятно: едет ревизор. Что еще хотел сказать городничий? Каково его отношение к чиновникам? Очевидно:
• Знаю я вас, подлецы!
• Держитесь!
Отношение передается невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией. Большинство конфликтов возникает при неправильной расшифровке отношения. Часто воспринимают не существо дела, а отношение, и реагируют именно на него.
На стороне самораскрытия можно предположить следующее:
• Мне страшно!
• Я чувствую себя неуверенно.
• Я выбит из обычной колеи.
• Я обескуражен.
Четвертая сторона сообщения содержит призыв или обращение. Отправитель информации своим посланием хочет чего-то добиться. В нашем примере обращение может выглядеть так:
• Помогите в этой неприятной ситуации.
• Не выдайте, братцы.
• Давайте спасаться вместе!
Вообще относительно использования речи как некоторой знаковой системы в процессе коммуникации справедливо все то, что говорилось о сущности коммуникации в целом. В частности, и при характеристике диалога важно все время иметь в виду, что его ведут между собой личности, обладающие определенными намерениями (интенциями), т. е. диалог представляет собой активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров. Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной коммуникации — понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете — понимания, познания другой личности (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979).
Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т. е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Само же воздействие может быть понято различно: оно может носить характер манипуляции другим человеком, т. е. прямого навязывания ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т. е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых возможностей.
Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других — неречевых — знаковых систем.
Средства коммуникации невербальные средства общения
... движения тела, рук или кистей рук, сопровождающие в процессе коммуникации речь человека и выражающие отношение человека непосредственно к собеседнику к какому-то событию, другому ... чем словесное общение. 1.Понятие невербального общения Невербальное общение — это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, ...