12 Понятие социализации

Понятие социализации. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Стадии и механизмы социализации. Содержание процесса социализации. Институты социализации.

План ответа

  1. Понятие социализации.
  2. Основные теоретические подходы к анализу социализации.
    1. Характерные тенденции.
    2. Направления изучения.
      1. Биогенетические теории.
      2. Социогенетические теории.
      3. Интеракционистские теории.
      4. Социально-экологический подход.
      5. Теории социального научения.
      6. Психоаналитические теории.
      7. Когнитивистские теории.
    3. Выводы
  3. Стадии социализации.
  4. Механизмы и содержание процесса социализации.
  5. Институты социализации.

  1. Понятие социализации.

В процессе социального развития ребенка можно выделить два аспекта:

  1. Процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребенка в существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей. Эта ориентировка возможна благодаря расширению социальных связей ребенка, а также в силу становления персональной системы личностных смыслов, за которыми стоит ориентировка в системе предметных деятельностей, задаваемой обществом.
  2. Происходит формирование структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребенка в различные социальные общности.

Таким образом, процесс социального развития мыслится как активное взаимодействие с социальной средой. Для характеристики этого вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

В отечественной социальной психологии наиболее распространено понимание социализации как двустороннего процесса, включающего в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, с другой стороны — как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения. В отличие от понятия социализированность (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрасту), социализация включает в себя готовность к переходу в новые ситуации социального развития, т. е.:

3 стр., 1147 слов

«Эффективность социальной работы с детьми-сиротами на примере детского дома „Приют“ Барнаула».

... из которых является оказание комплексной помощи в решение проблем социализации, социальной реабилитации и адаптации детей-сирот. Проводя данное исследование, я попытаюсь получить новое ... С. Откуда в России берутся беспризорные дети / Социальная педагогика 1/05. Конвенция ООН о правах ребенка // Права ребенка. Основные международные документы. -М., 1992. Королев ...

  • способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • низкую социальную ригидность;
  • сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

Следует отметить и соотношение понятий социализация и воспитание: воспитание, понимаемое как целенаправленное воздействие, отличается от социализации, в понимание которой включается совокупность нецеленаправленных социальных воздействий.

  1. Основные теоретические подходы к анализу социализации.
    1. Характерные тенденции.

Для двух последних десятилетий характерны следующие общие тенденции:

  1. Утверждение идеи о принципиальной непрерывности процесса социализации;
  2. Фактический отказ большинства исследователей от попыток создания общей теории социализации;
  3. Все большее расхождение двух основных исследовательских «стратегий» в изучении процесса социализации: во-первых, рас­смотрения его с точки зрения процессуальных особенностей, и, во-вторых, анализа его с точки зрения достигаемых результатов.
  1. Направления изучения.

В большинстве психологических обзоров выделяются следую­щие направления изучения процесса социализации.

15 стр., 7410 слов

Теории развития личности 2

... отражение идеи единства социализации и индивидуализации личности, самореализации индивида в условиях коллективной деятельности и отношений, развития самоуправления и творчества в воспитательном процессе. 3) Классические ... авторитет среди психологов и педагогов всего мира завоевала культурно-историческая теория развития личности нашего соотечественника Льва Семеновича Выготского(1896–1934), в ...

  1. Биогенетические теории.

В качестве общих теоретических ос­нований данного направления в изучении социализации выступа­ют эволюционная теория Ч. Дарвина и биогенетическая концеп­ция Э. Геккеля.

Все биогенетические теории исходят из ряда общих посылок, а именно:

  • развитие личности, в том числе и социальное развитие, оп­ределяется биогенетическими факторами;
  • для реализации биогенетической-программы развития необ­ходимы определенные социокультурные условия, наличие кото­рых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их наличие;
  • развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо, т. е. возврат на предыдущую стадию оценивается как эволюционный регресс; переход со стадии на стадию есть «скачок» в развитии.

Одним из наиболее влиятельных представителей данного на­правления был американский исследователь Дж. Холл (1846−1924), один из основоположников научного изучения детства. Со­гласно теории рекапитуляции Холла, онтогенез повторяет филоге­нез, т. е. каждый человек в своем развитии проходит те же стадии, что прошло человечество в ходе эволюции.

Другим ярким представителем биологического детерминизма в анализе процесса социализации был А. Гезелл (1880−1961).

8 стр., 3906 слов

Теория развития в гештальт-подходе

... -подхода. Выделены критерии развития, которые можно рассматривать в качестве возможных ресурсов теории развития в гештальт-подходе. ... Одной из наиболее сложных и наименее разработанных в гештальт-подходе является проблема развития ... сложность, эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться ...

Согласно его спиральной модели развития любые человеческие способности и умения также возникают сами собой как результат созревания, а не в зависимости от обучения и практики. А. Гезелл определял свою модель развития как спиральную, потому что, с его точки зрения, некоторые формы поведения повторяются на разных возрастных этапах: так, напри­мер, детское «собирательство» превращается в коллекционирова­ние в раннем подростковом возрасте и т. п.

Следует отметить, что биогенетические теории оказали суще­ственное влияние на практику обучения и воспитания.

  1. Социогенетические теории.

Впервые вопрос о тесной взаи­мосвязи культуры и типа формирующейся в ней личности был поставлен культурантропологией, в частности, концепциями «на­ционального характера». Начало данному подходу положили изве­стные исследования Р. Бенедикт (1887−1947) и М. Мид (1901−1978).

Отличительными чертами культурантропологического анализа про­цесса социализации является культурный детерминизм (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культур­ный релятивизм (поскольку элементы культуры — традиции, обы­чаи, нравы, верования, образ жизни — в различных обществах различны, культура есть понятие относительное).

Основные тезисы данного подхода состоят в следующем:

  • различные типы личности являются продуктом различных культур. Культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности социокультурные элементы стано­вятся для человека нормой (стандартом) чувствования, мышле­ния и действия;
  • социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у че­ловека формируется чувство «Мы» — чувство принадлежности к данной социокультурной общности;
  • социокультурные условия определяют направление развития ребенка и сильно влияют на то, насколько доброжелательно его принимает сообщество взрослых;
  • то общее, что есть у людей данной культуры, в основ­ном сводится к когнитивно-аффективным структурам;
  • основным «завоеванием» социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Передача социокультурных элементов и стандартизация личности, которой она служит, имеют своей целью именно обеспечение адаптации индивидов к их среде;
  • культуры различаются по степени непрерывности/дискрет­ности процессов социализации, что заставляет усомниться в уни­версальности возрастных этапов развития для всех культур.
  1. Интеракционистские теории.

Данным названием традицион­но объединяется целая «палитра» теоретических моделей социализации, для которых общим является акцент на анализе взаимодействия человека со своим социальным окружением. Само взаимодействие и соответственно его результаты понимаются исследователями по-раз­ному, но, как правило, в центре исследовательских интересов ока­зываются процессы становления ролевого поведения и формирова­ния Я. В качестве наиболее общих положений можно выделить следу­ющие.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... период ее развития, полагается, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Человек — существо социальное, с ... небиологическим законам. В теории социального научения процесс развития личности рассматривается как формирование определенных способов ... различных деформаций. 7. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его ...

  • Человек осваивает мир через символические значения; они приобретаются человеком в ходе социализации в результате участия во множественных интеракциях; последующие взаимодействия с другими людьми заставляют человека постоянно подтверждать, уточнять и изменять системы своих символических значений.
  • Одним из основных результатов социализации является раз­витие самосознания (Self), имеющее социальную природу и фор­мирующееся в процессе взаимодействия с Другими, прежде всего потому, что человек осознает собственное self, только если делает себя объектом собственного восприятия, смотрит на себя глазами Другого.
  • В социальном развитии каждый человек проходит две фазы: на первой из них game) он перенимает роли значимых Других (играя, например, в «маму»), а на второй (play) — учится «вла­деть» ролями, соподчинять их (таковы, например, многоперсо­нажные «дочки-матери»).
  • Self неоднородно и состоит из нескольких структур. Так, «зер­кальное Я» Ч. Кули складывается из трех элементов:
  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие;
  2. того, как, по нашему мнению, они реагируют в соответ­ствии с этим восприятием;
  3. того, как мы сами реагируем на их реакции.
  • Развитие Self обусловлено двумя про­цессами: формированием способности к принятию роли Другого (посредством play) и ориентацией на «обобщенного Другого» (в результате опыта game).

    11 стр., 5134 слов

    Развитие, социализация и воспитание личности

    ... между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение. Оно связано с усвоением ... . Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа: I. Становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы ...

    В ходе второго процесса интернализируются социальные установки и осуществляется социальный контроль в ходе социализации. Self состоит из двух частей: / и те. Первое есть импульсивная реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, второе — осозна­ние человеком самого себя с точки зрения значимых для него Дру­гих (своего рода рефлексивное «Я»).

  • Социальное развитие заключается в основном в формирова­нии определенного ролевого репертуара, при этом в той степени, в которой ребенок способен играть роль Другого, он способен стать объектом в собственных глазах.
  • Опыт социального взаимодействия со многими Другими вы­ражается в формировании у ребенка умения ориентироваться на коллективные правила поведения, приводя в результате к созданию образа «обобщенного Другого», олицетворяющего социальные нормы.
  • В некоторых концепциях последняя идея конкретизируется через представления о наличии в каждом возрасте специфичной конфигурации статуса и ролей, а идея соци­альной обусловленности self — через представления о наличии у человека множественной идентичности.
  1. Социально-экологический подход.

Данный подход к анали­зу процесса социализации, по сути, является частной конкретиза­цией социогенетического подхода, в котором при этом четко про­слеживаются интеракционистские влияния. Начало изучению со­циализации в рамках данного подхода положили работы известного американского исследователя детства У. Бронфенбреннера (1976).

9 стр., 4093 слов

1 Основные этапы развития социальной психологии как науки

... Социальная матрица человеческого поведения Социальная психология одна из нескольких дисциплин специализирующихся на изучении человеческого поведения. Поступки человека процессы, повторяющиеся происходящие закономерным образом поведение ... 16 Тема социализации личности. Проблема личности в социальной психологии. Человек ... признаки социальной группы: развитие определенный набор социальных норм ...

С его точки зрения, в анализе социализации необходимо учиты­вать всю совокупность факторов окружающей среды и условий жизни: микро- и макросоциальное окружение, влияние средств массовой информации, национальные и культурные особеннос­ти, характеристики социальных институтов и т. п.

У. Бронфенбреннер и его последователи исходят из нескольких основополагающих тезисов.

  • Необходимо распространить принцип экологических взаимо­связей на анализ социальной ситуации развития ребенка.
  • Развитие личности есть результат взаимодействия объектив­ных особенностей его социального окружения и определяемых ими субъективных процессов и переживаний.
  • Социальное окружение, задающее особенности социализа­ции, непрерывно меняется; следовательно, процесс социального развития индивида принципиально не завершаем.
  • Социальная среда имеет уровневое строение; социум рассмат­ривается как совокупность входящих друг в друга (наподобие «мат­решки») социальных структур, которые как непосредственно, так и косвенно оказывают влияние на поведение и развитие ребенка. Так, экологическая модель Бронфенбреннера может быть представлена в виде ряда систем, в центре которых находится ребенок.
  1. Микросистема, включающая в себя всех, с кем ребенок всту­пает в близкие отношения, кто оказывает на него непосредствен­ное влияние. Для процесса социализации ребенка это — семья, группы сверстников и школа.
  2. Мезосистема включает в себя взаимоотношения между раз­личными областями микросистемы, например, между семьей и школой: события, происходящие в школе (родительское собра­ние), влияют на события в семье (скандал по поводу плохих отме­ток).
  3. Экзосистема — это социальные институты, органы власти и другие элементы социальной среды, к которым индивид непо­средственно не относится, но которые имеют на него влияние (например, органы опеки и попечительства, администрация шко­лы, городские власти, начальство родителей и т. п.).
  4. Макросистема включает в себя доминирующие на данный момент социокультурные нормы, системы социальных представ­лений и установок, а также нормы и правила социального поведе­ния, существующие в той или иной субкультуре.
  • Изменения, происходящие на более высоком уровне, оказы­вают свое влияние на нижележащие уровни. Так, например, об­щий ценностно-нормативный кризис общества влияет на внутригрупповые нормы подростковой компании и систему ценностных ориентации самого подростка.
  1. Теории социального научения.

Основной тезис теорий научения состоит в том, что личность во всех своих проявлениях формируется окружающей средой, причем как большинство форм поведения, так и моральные принципы, установки и пр. приобре­таются путем научения, которое имеет всеобъемлющий характер. Таким образам, человек является продуктом всей своей личной ис­тории научения.

Последователи теорий социального научения исходят из сле­дующих основных положений.

  • Личность является накопленным набором изученных ею моде­лей поведения.
  • Научение человека социальным действиям происходит пре­имущественно в результате наблюдения за поведением других лю­дей и в результате подражания за значимыми моделями.
  • Необходимым элементом процесса научения является под­крепление, т. е. реакции других людей на поведение индивида.

Одним из вариантов подкрепления является самоподкрепле­ние, т. е. ситуация, когда в процессе научения человек сам себя подкрепляет за успех в какой-либо деятельности, имеющей для него ценностное значение.

  1. Психоаналитические теории.

Общим теоретическим осно­ванием психоаналитических трактовок процесса социализации послужила теория 3. Фрейда. Согласно классической точке зрения социа­лизация представляет собой процесс обуздания природных инстинк­тов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

В рамках более поздних неофрейдистских концепций социали­зации основное внимание уделялось анализу Эго как основной «адаптирующей инстанции» в процессе социального развития лич­ности.

Например, в концепции индивидуализации П. Блоса большое внимание уделяется анализу процессов социального взаимодей­ствия подростка и формированию Я-концепции. Основными пси­хологическими составляющими подросткового этапа социализа­ции он считает склонность к регрессии и нонконформизм, при­чем обе они необходимы для дальнейшего развития. Так, регрессия необходима для преодоления детских пове­денческих стереотипов и благополучного освобождения от детских привязанностей. Своеобразным «противовесом» регрессивным тенден­циям подросткового возраста служит нонконформное поведение. Оно способствует индивидуализации, в ходе которой происходит дифференциация поведения, чувств и мнений индивида, а также осознанному построению Я-концепции, которые завершают пе­реход во взрослое состояние.

Другим примером теоретического изучения социализации в рамках данного направления может служить концепция психосо­циального развития Э. Эриксона (1904−1994), в которой также очень большое значение придается социальному окружению и законо­мерностям формирования Я-концепции (см. билет 11).

  1. Когнитивистские теории.

Приверженцы данного направле­ния в исследованиях социализации исходят из теории развития Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются разви­тием когнитивных процессов. С точки зрения Пиаже, на каждой ста­дии развития мышления формируются новые навыки, определя­ющие границы обучаемости в самом широком смысле.

Одним из ярких представителей данного подхода является Л. Колберг, придававший большое значение изучению закономер­ностей нравственного развития ребенка. Кратко концепцию Колберга можно представить в следующих по­ложениях:

  • процесс социального развития индивида есть процесс освоения им совокупности различных норм и правил со­циального взаимодействия и подчинения своего поведения соци­альным требованиям;
  • понимание человеком предъявляемой ему обществом систе­мы социальных требований и ролевых предписаний зависит от уровня его когнитивного развития;
  • основной вектор социального развития индивида состоит в движении от пассивного и конформного принятия социальных предписаний к пониманию социальных требований как соглаше­ния между свободными людьми и, следовательно, к навыкам со­циального взаимодействия вне рамок ролевых предписаний с опо­рой на систему универсальных моральных принципов;
  • выделение шести стадий нравственного развития личности, которые, по сути, являются стадиями ее социального развития и последовательно сменяют одна другую аналогично стадиям ког­нитивного развития по Ж. Пиаже; переход со стадии на стадию определяется двумя факторами: развитием когнитивных процес­сов и формированием способности к сопереживанию (эмпатии);
  • данные стадии жестко не связаны с определенным возрас­том: начиная с третьей стадии возможна «остановка» в нравствен­ном развитии личности, последней стадии достигают далеко не все;
  • общая характеристика данных стадий такова: первые две — стадии пассивного принятия социальной роли и подчинения со­циальным предписаниям, основой социальных действий являет­ся стремление избежать наказания и заслужить поощрение; вторые две — это стадии конформной социализированности: ребенок осознает мнения Дру­гих о себе и стремится действовать так, чтобы заслужить их одоб­рение, у него начинают формироваться собственные представления о добре и зле на основе осознания общих правил социального поведения. Последние две стадии характеризуются осознанием возможных противоречий между различными нравственными убеж­дениями и формированием собственной этической системы с опорой на универсальные моральные принципы.

Основное направление критики концепции Колберга состоит в указании на явно недостаточную проработку вопроса о связи и соответствии той или иной стадии нравственного развития с осо­бенностями поведения человека в конкретных ситуациях социаль­ного взаимодействия.

  1. Выводы.

Во-первых, для подавляющего большинства современных кон­цепций социализации (за исключением биогенетических теорий) тезис о ведущей роли социальной детерминации процесса станов­ления и развития личности является бесспорным.

Во-вторых, значительно меньшее единодушие наблюдается при решении вопроса о соотносительном влиянии внешних (средовых) факторов развития и внутренних его детерминант (наличия тех или иных потребностей, мотивов, когнитивных переменных и пр.).

В-третьих, в различных концепциях акцентируются различные уровни социальной детерминации — от межличностного влияния до социокультурных факторов развития.

В-четвертых, различные теории социализации могут быть клас­сифицированы.

  1. Стадии социализации.

Традиционно акцент в изучении социализации ставится на трех стадиях: раннем детстве, отрочестве и юности. Фокус внимания на раннее детство обусловлен традицией классического психоанализа. Неортодоксальный психоанализ расширяет временные рамки рассмотрения социализации и исследует стадию отрочества и даже юности. Исследователи других школ социальной психологии особый акцент ставят именно на юности, считая эту стадию наиболее интересной и продуктивной в плане социализации.

Деятельностный подход отечественной социальной психологии в качестве основания для выделения стадий социализации использует не возраст, а трудовую деятельность человека. Выделяются три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая.

Дотрудовая стадия разделяется на два периода: а) ранняя социализация (от рождения ребенка до поступления в школу), б) стадия обучения (все время обучения в школе).

Что касается обучения в вузах и техникумах, то здесь вопрос получает двойственное решение: с одной стороны, это также период обучения и не может быть в строгом смысле отнесен к трудовому периоду, с другой стороны, учебная деятельность данных заведений столь отлична от школьного учебного процесса, а порой и совмещается с трудом, потому не может быть отнесена и к дотрудовой стадии.

P. S. Предложите комиссии выделить эту стадию в отдельную, сойдете за умного

Трудовая стадия включает весь период трудовой деятельности человека. Социализации во взрослом возрасте в последнее время уделяется обширное внимание. Можно обозначить два направления исследований: понимание социализации как непрерывного процесса — характерно для социологов; понимание социализации взрослых как переосмысления детского опыта — характерно для психологов.

Послетрудовая стадия является достаточно новой проблемой для исследований социализации. Один подход рассматривает эту стадию как свертывание всех социальных функций и десоциализацию. Другой, напротив, считает это время достаточно активным, в частности, в плане воспроизводства собственного социального опыта при взаимодействии с младшими поколениями. Более того, в это время приходится осваивать новые социальные роли, такие как бабушка, дедушка, пенсионер и т. п. В пользу этого подхода свидетельствует концепция Э. Эриксона, который стадию после 65 лет обозначил как период «мудрости» и окончательного становления идентичности.

  1. Механизмы и содержание процесса социализации.

В процессе социализации можно выделить следующие части: инкультурацию (трансляция культурных ценностей), интернализацию опыта (усвоение социального опыта и механизмы этого усвоения), адаптацию (рассматриваются результаты социализации).

Эти части отражают процесс вхождения в общество. Сторона воспроизводства социального опыта может быть рассмотрена как процесс конструирования социальной реальности. Разделение на части достаточно условно, они неразрывно слиты.

Инкультурация по Херсковицу есть процесс, в котором индивид осваивает присущие культуре миропонимание и поведение, в результате чего формируются его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Выделяется два этапа инкультурации: детство (освоение языка, норм и ценностей культуры) и зрелость (касается только отдельных «фрагментов» культуры — изобретений, новшеств).

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют межпоколенную трансмиссию. Три вида:

  • вертикальная трансмиссия — передача от родителей к детям;
  • горизонтальная трансмиссия — в общении со сверстниками;
  • «непрямая» (oblique) трансмиссия — в специализированных институтах социализации (вуз, школа) и на практике — у окружающих взрослых, помимо родителей (соседи, тети, дяди).

Интернализация — совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности. Два частных случая этого процесса: усвоение моделей поведения; усвоение социальных значений: символов, ценностей, установок.

  1. Модели поведения. Основные положения:
    1. интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости модели.
    2. успешность интернализации моделей зависит от степени согласованности требований ближайшего социального окружения.
    3. межиндивидуальные различия редки или не рассматриваются вообще.
    4. популярный объект исследований: полоролевое и просоциальное поведение.
  2. Усвоение значений. Общие положения:
    1. интернализация социальных влияний является многоуровневым процессом.
    2. данный модус является необратимым.
    3. индикатором усвоения является добровольное социально утилитарное поведение.
    4. основным фактором успешности выступает степень осознанности интернализируемых влияний.

Рассматривают различные механизмы интернализации. Теории научения — классическое и оперантное обусловливание, теории социального научения — наблюдаемое поведение и условие, в которых оно разворачивается, психоанализ — механизм рационализации, когнитивисты — механизм интернализации есть редукция когнитивного диссонанса.

Адаптация — рассмотрение социализации с точки зрения ее возможных результатов. Для исследований в данном русле характерны следующие представления:

12 Понятие социализации — Стр 2

  1. Социализация понимается как конечный процесс.
  2. Ход и содержание социализации представляются как однозначно заданные социальными требованиями.
  3. Социализация понимается как сугубо количественный процесс изменения человека под влиянием внешних обстоятельств.
  4. Социализация выступает как реакция, следующая за изменениями социальной ситуации.

Конструирование реальности предполагает наличие активности индивида в процессе социализации. Существенны два положения:

  1. реальность социального мира и реальность внутреннего мира личности суть реальности постоянно познаваемые, осмысляемые и интерпретируемые, и в этом смысле — сотворенные;
  2. способность человека к функционально-смысловой интерпретации действительности связана с двумя особенностями его представлений о мире: имплицитной представленностью в них «поля культуры» и интенциональностью (мы всегда способны представить себе объекты социального мира по-другому, чем они есть на самом деле.
  1. Институты социализации.

Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства — семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения.

Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Роль семьи как института социализации зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм.

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. «Оправданием» этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует) его вхождению в гражданскую жизнь.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector