Психологическая безопасность –это состояние защищенности психической деятельности человека.
Психологическая безопасность создает условия для нормального функционирования психических процессов и исключает антиобщественное поведение человека.
Понятие психологическая безопасность не следует путать с другими родственными категориями, например с « психологической защитой»
Психологическая защита может рассматриваться лишь как часть психологической безопасности, причем далеко не самая эффективная.
Под психологической защитой понимается механизм самозащиты личности, направленный на предупреждение расстройств поведения в ситуации конфликтов, что можно рассматривать как средство личной безопасности.
Задача психологической безопасности:
— в рамках психологической безопасности исключить или по крайней мере ограничивать ситуации, когда человек оказывается неспособным преодолеть какое-то препятствие без ущерба для своей психики. Она решается посредством формирования необходимых для преодоления препятствий качеств и выработки у человека навыков выходить из сложных ситуаций, не прибегая к психологической защите.
Объект психологической безопасности:
-психическая деятельность индивида. Психическая безопасность – это состояние защищенности психики человека, характеризующееся отсутствием опасности, как для психики, так и со стороны психики. Она включает в себя совокупность специально принимаемых мер, направленных на устранение такой опасности.
Психологическая безопасность не только обеспечивает непосредственную защиту психики личности, но поддерживает нормальные социально-психологические отношения между людьми. Поэтому психологическая безопасность является также формой социального контроля, накладывающего ограничения на функционирование общественных структур ( управление, наука, производство, искусство и т.д.) и смой личности в целях защиты психики последней.
Самостоятельную проблему образуют ситуации самоповреждения психики без прямого внешнего воздействия. Источником опасности является сам потерпевший, который приводит свою волю, сознание в расстройство посредством алкоголя, наркотических средств и т.д.
Следовательно, проблема психологической безопасности не сводится к психологии личности, она имеет глобальный характер, включая общество во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, политической, духовной и др.
Психологическая безопасность личности подростка
... -психологических воздействий, вызывающих в психологической сфере изменения дисфункционального и дезадаптационного характера. Психологическая безопасность личности проявляется в состоянии защищенности психики личности от действия многообразных факторов. Психологическую безопасность можно рассматривать как процесс, ввиду того, что психологическая безопасность ...
2) Классификации источников психологической опасности
Средства психологического воздействия можно классифицировать по разным критериям. В зависимости от распространенности и привычности их можно разделить на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным средствам психологического воздействия относятся :
— психическое насилие в виде угроз: применения физического насилия, унижения чести и достоинства, уничтожение имущества, распространения порочащих сведений и т.п. в отношении как данного человека, так и его близких.
-воздействие наркотическими и иными психотропными веществами.
Нетрадиционные средства психологического воздействия делятся по следующим основаниям:
1)по происхождению :
а) естественные –природные явления, воспринимаемые как нарушение привычных условий жизнедеятельности.
б) искусственные- факторы, являющиеся продуктом человеческой деятельности, они возникают в рамках социальных отношений
2) по содержанию :
а) материальные – микроволновое излучение, радиоволны, ультразвук, бактериологические средства.
б) биопсихические – малоисследованные носители информации, способные передавать ее от субъекта к объекту. К ним относятся- биопсихологический контроль( зомби), энергия, с помощью которых осуществляются феномены гипноза, телекинеза, так называемое биополе, обеспечивающее магнетическое воздействие.
в)неопределенные( НЛО, Сновидения) – все не поддающиеся пока рациональному объяснению и не относимые к перечисленным выше источникам феномены.
3) по восприятию – реальные и мнимые.
Материальные, биопсихические, неопределенные источники энергии могут представлять значительную психологическую опасность. С их помощью возможно достижение таких целей, как принуждение к выполнению тех или иных действий, в том числе и преступных – здесь они выступают в качестве средства психологического насилия.
3) Правовой аспект психологической безопасности человека
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ( 1976 г.) в ст. 12 предусматривает право каждого гражданина не только на физическое, но и на психическое здоровье, обязывая государство принять меры к полному осуществлению этого права.
Один из основных аспектов правого обеспечения психологической безопасности – психологическая характеристика самих правовых норм. Право является фактором, непосредственно воздействующим на психику, в связи с чем возникает вопрос о соотношении нормативного и психического в регулировании поведения человека.
К сожалению, психологическая защита личности с точки зрения закона недостаточна. Законодательство не предусматривает, в частности в прямой постановке, ответственности за несанкционированное воздействие на психику человека, отсутствует система компенсаций за расстройство психического здоровья, а также психологической помощи и реабилитации травмированных.
4) Психологическая характеристика преступника
Для того чтобы выбрать правильную тактику поведения при чрезвычайной ситуации социального характера, следует ознакомится с некоторыми особенностями психологии личности преступника, мотивационной сферой его деятельности.
Личность преступника – совокупность типологических качеств индивида, обусловивших совершенное им преступное деяние.
Личность. Возрастные психологические особенности медсестры
... при совершенно безукоризненных навыков медсестра не замечает больного человека, которому проводит все необходимые процедуры. Из – за ... сестра, которая будит пациента, что бы он принял снотворное средство ему. 5 Сестра - идеалистка имеет артистические наклонности; в ... – агрессивны и вспыльчивы. Способствовать изменению настроения может любая личность, в первую очередь – какие – то незначительные неудачи. ...
Характерные черты личности преступника:
-более высокий уровень тревожности и неуверенности в себе, импульсивности и агрессивности.
-низкий уровень социализации, из-за чего возникают сложности при попытках адаптироваться в малых группах.
-система самооправдательных мотивов. Причины своего преступного поведения преступник видит не в своих отрицательных качествах, а во внешних обстоятельствах, поведении других людей
— нейтрализация тех социальных ценностей, которые препятствуют достижению преступных целей. В связи с отчуждением от социальных ценностей преступник прибегает к системе псевдозамещений, создающих внутреннее душевное равновесии.
-неадекватная оценка личной полезности преступного деяния.
Изучение мотивационной сферы антисоциального поведения позволит оказать воздействие на преступную личность и может помочь в экстремальных ситуациях криминального характера избежать незавидной участи жертвы.
Очевидно, что в совершении преступных действий активирующая роль принадлежит мотивация. Мотивация всегда входит в структуру механизма преступного действия лица.
Мотив преступления порождается различными внутренними и внешними факторами. Их называют мотивообразующими факторами. К числу мотивообразующих факторов относятся:
1) потребности- каждого человека выступают для него как система индивидуальных необходимостей. Потребности большинства преступников имеют характерные особенности. Социализированная личность не может существовать только на уровне потребления. Ее психическое развитие предполагает смещение центра потребностей на созидание, саморазвитие и самореализацию. Потребности лиц, совершивших преступления, отличаются ограниченностью, материальной односторонностью, извращенностью.
В качестве одного из наиболее распространенных мотивов преступлений выступают чувства личности. Определенная жизненная ситуация, затрагивающая человека, приводит к появлению эмоций. Эмоциональный всплеск приводит к появлению к срыву в поведении, вызывает импульсивное действие. Чувства становятся мотивом противоправного поступка.
2)интерес – можно определить как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Чтобы понять природу интереса как мотива преступления, следует различать личный и общественный интерес.
3) ценностные ориентации субъекта – социально обусловленная система отношений личности к явлениям и событиям окружающей ее социальной среды. Именно в свете присущей ей системы ценностей и конкретных установок личность воспринимает реальную действительность.
Ценностные ориентации тесно связаны с мировоззрением личности, т.е. с системой ее взглядов и убеждений. Мировоззрение определяет основную направленность личности и может подчинять все иные виды побуждений.
Психологические особенности личности потерпевшего от экономических преступлений
... поведения потерпевшего в происхождении преступления, тем менее интенсивна антисоциальная ориентация личности преступника. В преступлениях против личности такая зависимость выступает нагляднее, потому что в психологическом механизме совершения преступления ... являются: испуганное выражение лица, напряжение мышц, скованность движений и двигательные расстройства, нарушения поведения и совершение ...
Искаженное индивидуальное миропонимание, которое существенно расходится с мировоззрением и моралью общества, нередко встречается у преступников. Взгляды и убеждения типа « дураков работа любит», « бери от жизни все что можно» могут стать мотивами совершения преступления.
4) конфликтные ситуации и прочее.
5) Психологическая характеристика жертвы
В криминальных ситуациях решающую роль играет поведение лиц, которые могут оказаться жертвами преступления. Они ведут себя по разному: агрессивно или иным провоцирующим образом, пассивно, уступая насилию или проявляют элементарную неосмотрительность. То есть поведение человека во многом определяется его личностными качествами. Определенные качества увеличивают риск неблагоприятного исхода. Изучением психологии жертвы занимается виктимология.
Виктимология- это учение о жертве преступления, наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия.
В зависимости от характера поведения выделяют следующие группы потерпевших.
1. агрессивные потерпевшие . Эту группу составляют потерпевшие, поведение которых заключается в нападении на причинителя вреда ( агрессивные насильники) или агрессия в иных формах- оскорблении, клевете, издевательстве и т.д. ( агрессивные провокаторы)
2. Активные потерпевшие- лица, поведение которых не агрессивно и не конфликтно, но причинение им вреда происходит при их активном содействии: подстрекатели, самопричинители. По существу, для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо и самопричиняющее.
3. Инициативные потерпевшие. В эту группу входят потерпевшие, поведение которых имеет положительный характер, но приводит к причинению им вреда: инициативные по должности, инициативные по общественному положению, инициативные в силу личностных качеств.
4. Пассивные потерпевшие это лица, не оказывающие противодействия преступнику по различным причинам:
-объективно не способные к сопротивлению в силу возраста, физической слабости или беспомощного состояния
-объективно способные к сопротивлению, но не оказывающие его из-за трусости, боязни огласки , страха за судьбу близких.
5. Некритичные потерпевшие –лица, демонстрирующие неосмотрительность, неумение правильно оценить жизненные ситуации: с низким образовательным уровнем, низким интеллектом, несовершеннолетние, преклонного возраста, психически больные.
6. Нейтральные потерпевшие- лица, поведение которых было безупречно: не вызывало преступные действия, потерпевший критически осмысливал ситуацию.
6) Список литературы
1. Л.А. Михайлова – Криминальные опасности и защита от них: Учебн. пособие для студ. высш. учебн. заведений / ( Л.А. Михайлов, В.М. губанов, В.П. Соломин и др. ) ; под ред. Л.А. Михайлова – М. : Издательский центр « Академия», 2010.-208 с.
7