Введение Исследования современной социальной психологии личности в целом определяются задачей, сформулированной В. М. Бехтеревым: необходимо изучить условия, при которых нервно-психические явления, развивающиеся в ряде индивидов, становятся социально-психологическими явлениями. Отечественные и зарубежные ученые изучали проблемы мотивации личности. Так как подструктурным элементам мотивационной сферы относят актуальные потребности, мотивы, различные мотивационные образования, включающие в себя и направленность личности. Термин «направленность» этимологически, по определению С. Л. Рубинштейна, характеризует как устремления, вектор активности, движущие силы поведения человека, некую динамическую направленность в движении. Соответствующие раскрытие понятия представляет его как систему побуждений, состоящую из: потребностей, тенденций, мотивов, интересов, целей, идеалов, ценностных ориентаций в их сложных взаимосвязях и отношениях. С данных методологических позиций определить содержание направленности личности — значит решить, «чего человек хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится?»[25]. Такая постановка вопроса оказалась продуктивной в разработке психолого-педагогического аспекта проблемы: направленность личности понимается как проявление иерархической структуры мотивов (научная школа Л.
И. Божович), одновременно и результат, и показатель устойчивости системы [11]. С точки зрения ученых отечественной науки (Б.Ф. Ломова, P.C. Немова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Г. Деева В.И. Ковалева, B.C. Мерлина, В.Ф. Пирожкова, и др.), направленность личности является сложным мотивационным образованием. Таким образом. цель исследования: анализ понятия направленности личности в психологии Предмет исследования: направленность как свойства личности. Объект исследования: направленности личности в психологии. Задачи работы: 1. Изучить понятий аппарат: основные термины и определения по заданной теме; 2. Раскрыть содержание направленности личности на основе изучения материалов научных статей 3. Изучить различные научные подходы к решению проблемы направленности личности в психологии. Глава 1. Общая характеристика направленности личности в психологии 1.1 Понятие направленности личности Понятие «направленность» в психологию ввел В. Штерн, который рассматривал ее как склонность к какой-либо деятельности в целом. «Направленность личности» переводится на английский язык как personality trend. В словаре С.И. Ожегова «направленностью называется сосредоточенность мыслей и интересов, направленная к какой-либо цели» [20].
Проблемы личности в социальной психологии
... и теоретических источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности". Объект исследования - личность. Предмет исследования - методики исследования проблем личности. Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии. Для достижения данной цели, в работе поставлены ...
Под понятием «направленности личности» С.Л. Рубинштейн понимал, характеристику основных интересов, потребностей, склонностей и устремлений человека. В психологическом словаре «направленность личности» имеет несколько понятий. С одной стороны, «направленность личности -это сложное личностное образование, определяющее особенности поведения и действий человека, его отношение к другим людям, к себе, к своему будущему, которое проявляется в особенностях интересов личности, ее пристрастиях и потребностях, в установках и целях. В основе -возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, ориентирующая деятельность личности и относительно независимая от ситуаций». С другой стороны, подчеркивается «неустойчивый характер направленности, который может всецело зависеть от ситуации или же устойчивый, длительно определяющий линию поведения человека» [23]. В словаре психолога-практика, составленного С.Ю. Головиным, «направленность личности — это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, относительно независимых от текущих ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями и идеалами личности, отражающими ее мировоззрение» [25].
По мнению отечественных психологов под «направленностью личности» следует понимать совокупность или систему определенных мотивационных образований. Так, например, Б.И. Додонов определяет направленность личности как систему потребностей; К.К. Платонов как совокупность влечений, интересов, склонностей, желаний, мировоззрения; Л.И. Божович и P.C. Немов как систему или совокупность мотивов. Наиболее содержательно на- правленность личности описывает B.C. Мерлин, характеризуя ее как моти-вационную систему, определяющую направление поведения и деятельности человека, которая проявляется в отношении к другим людям, самому себе, обществу. Ломов Б.Ф., разрабатывая проблему системного подхода в психологии, пришел к выводу что основным системообразующим свойством личности также является ее направленность. «Именно в этом свойстве, -писал он, — выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности: вся система ее характеристик» [16]. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (рыбалка, вязание, фото и изобразительное творчество, спорт и др.).Во всех видах активности человека направленность проявляется в особенностях интересов личности.
В структуре направленности личности ученые выделяют ценностные ориентации, которые выражаются в целях, мотивах поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и установках. Делались попытки раскрыть понятие «направленность личности» через установки, ценности, отношения личности, эмоции. Б.Г. Ананьев подчеркивает, что «направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» [1]. Н.В. Кузьмина к формам проявления направленности добавляет склонности и эмоциональное отношение. С.Д. Смирнов особо указывает на личные взгляды, тенденции человека. К.К. Платонов определяет «направленность как социальную и нравственную ценность личности, а главным в содержании направленности является система идейно-социальных мотивов» [21]. Особую роль в понимании направленности личности сыграла теория установки Д.Н. Узнадзе. По его мнению, «направление деятельности субъекта определяется его установкой, т.е. деятельность человека всегда носит установочный характер и заранее предопределена. Установка, по мнению психолога, является бессознательным состоянием» [29]. В рамках нашей работы мы придерживаемся точки зрения С.Л. Рубинштейна, который понимал установку, как занятую личностью позицию по отношению к целям деятельности.
Гуманистическая направленность педагогической деятельности
... деятельности. Управляющий развитием. В ней формируются личностные качества ребенка, его отношение к действительности, к людям. Основные требования к педагогическому процессу для придания ему личностно-гуманистической направленности. ... педагогического процесса. Гуманизм – это система воззрений , признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех ...
«Проблема направленности — это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами. Направленность включает два тесно между собой связанных момента: а) предметное содержание, поскольку направленность — это всегда направленность на что-то, на какой-то более или менее определенный предмет; б) напряжение, которое при этом возникает» [24]. По мнению ученого, формы проявления направленности личности «возникают под влиянием изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром» [24], а изучение направленности личности отвечает на вопрос: «Чего человек хочет, к чему он стремится?» [24]. Одной из ведущих теорий в изучении направленности личности является теория отношений В.Н. Мясищева, который обосновывает зависимость между возможностями человека и положительным отношением его к деятельности. По его мнению, «направленность выражает доминирующие отношение или его интеграл» [19]. Л.И. Божович рассматривает направленность как иерархическую структуру мотивационной сферы личности, которая имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы по своему содержанию стали доминирующими.
В концепции М.С. Неймарка направленность понимается, как соотношение непроизвольно доминирующих, непосредственно действующих ненасыщаемых потребностей и произвольно доминирующих, сознательно предпочитаемых мотивов поведения. В зависимости от доминирующих мотивов он выделяет три вида направленности: — личную, когда основным мотивом выступает собственное благополучие, стремление к самоутверждению; — общественную, когда преобладают мотивы, связанные с интересами общества, стремление действовать в интересах других людей; — деловую направленность с потребностью в познании и деятельности, творчестве. Эти три группы мотивов характеризуют отношение человека к себе, обществу, работе. Уровень подготовленности человека к профессиональной деятельности напрямую зависит от степени реализации в ходе познавательной деятельности мотивов, потребностей и целей. К.К. Платонов выделял следующие свойства направленности личност: ѕ уровень, который определяется общественной значимостью целей; ѕ широту интересов, потребностей; ѕ интенсивность направленности, связанную с желаниями и стремлениями; ѕ устойчивость, которая определяется настойчивостью человека [22]. Специалисты выделяют виды направленности, которые охватывают основные сферы жизни человека, рассмотрим некоторые из них: 1.
Личная направленность. Эта направленность выстраивается на мотивах личного благополучия, стремления к победе, первенству. Такой человек мало интересуется другими людьми и их чувствами, и все, что его интересует — осуществить свои потребности и желания. Чаще всего, им свойственны такие черт характера, как концентрирование на себе, попытки навязывать свою волю другим, тенденция делать поспешные и неоправданные виды о других. 2. Направленность на взаимные действия. В этом случае речь идет о личности, поступки которой определяются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с людьми. Этому человеку интересны совместные проекты, взаимоотношения. Обычно этот тип людей избегают прямого решения проблем, уступают давлению группы, отказываются от высказывания непонятных идей и не стремятся руководить. 3. Деловая направленность. Такая личность легко увлекается процессом деятельности, стремится к познанию, овладению новыми навыками. Этот человек обязательно выскажет свою точку зрения, если она важна для решения задачи. Обычно такой тип людей помогает других сформулировать идею, поддерживают группу, легко излагают свои мысли, могут руководить, если того требует решение задачи. 4. Эмоциональная направленность личности. Такой человек направлен на чувства и переживания, причем возможно на свои личные, а возможно — на переживания окружающих. Такая направленность может соответствовать и потребности в славе, и потребности в помощи другим, и интересу к борьбе и первенству. Кроме этого, такие люди нередко любят решать разного рода сложные интеллектуальные задачи. 5. Социальная направленность личности. Этот тип склонен к служению отечеству, развитию одной науки и т.д., стремится максимально реализовать себя, поскольку это принесет пользу его стране. Такие люди могут быть направлены по интеллектуальному типу (на открытия, достижения), по предприимчивому типу.
Психологическое сопровождение деятельности человека
... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...
Мы изучили понятийный аппарат, а именно, в отечественной психологии существуют различные подходы к исследованию личности. Однако, несмотря на различия в трактовках личности, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Существуют разные определения этого понятия, например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности. Раскроем общую характеристику этих понятий.
1.2 Содержание направленности личности в психологии
Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая форма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в желание.
Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.
... либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения). ... для субъекта. И в этом смысле говорят о свойстве направленности сознания. Во-вторых, сознание человека дает ему возможность формировать собственный образ (самосознание, оценка ...
Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Оно будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Так как обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.
Следующая форма направленности — стремление. Стремление возникает тогда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности.
Наиболее ярко характеризуют направленность личности ее интересы. Интерес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности. Интересы являются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности. Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, и опосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности. Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах, является устойчивость интересов, которая выражается в длительности их сохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта и содержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристик личности.
Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, т. с. интерес к определенному виду деятельности. В качестве основы склонности также может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.
Следующая форма проявления направленности личности — это идеал. Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.
Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной ...
... направленность дальнейшего развития личности. Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями. Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность ... Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Наоборот, она утверждала, что тревога возникает в результате отсутствия чувства ...
Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.
В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают в основном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений, обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны с мотивами и мотивацией. Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах,исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. [17]
Ю. М. Забродин и Б. А. Сосновский отмечают, что современные психологи предпочитают иметь дело с отдельными мотивами-побудителями, которые относятся не к специальности, а к человеку в целом [8]. Разделив направленность деятельности и направленность личности, исследователи считают необходимым описание мотивов (перевод их симптоматики на язык смыслов).
Практическое занятие №1. Личность учителя и его профессиональная деятельность
... профессиональное самовоспитание педагога, методы профессионального самовоспитания, задачи профессионального самовоспитания, профессиональное становление, профессиональное развитие педагога, самообразование педагога, квалификационная характеристика педагога. План. Личность учителя и её направленность. Профессионально значимые качества личности педагога. Педагогическая деятельность: ...
Функцию побуждения, с их точки зрения, выполняет не мотив как таковой, а на потенциальной стадии — потребности в их иерархичных отношениях с мотивами; на результативной стадии — мотивы в их взаимосвязях и противоречиях с личностной иерархией смыслов. В направленности личности проявляются относительно устойчивые структурные образования и жизненно необходимая вариативность мотивационно-смысловых явлений, постигаемых в опыте.
Потребностно-мотивационный компонент отражает совокупность стремлений субъекта, побуждающих и направляющих его активность в профессиональной деятельности: широкий круг актуальных желаний, влечений разнообразной природы, прежде всего социальной, которые находятся в сложных функциональных, иерархических, динамических взаимосвязях и выступают чаще всего в форме непосредственных ситуативных побудителей. Актуализироваться и быть в той или иной степени удовлетворенными они могут в реальной сфере жизнедеятельности (в нашем случае — научно-педагогической), на которую субъект направляет активность, в остальных сферах чаще всего носят потенциальный характер.
В контексте профессиональной и учебной работы потребности могут быть специфическими (не удовлетворяемыми вне нее) и неспецифическими [15]. К последним относятся потребность в познании, интеллектуальном, профессиональном и личностном развитии, самореализации. Неспецифическими выступают потребности в престиже, признании, самоутверждении, материальных благах. В структуре учебно-профессиональной деятельности выделяют профессиональные, познавательные, социально-психологические, мотивы творческих достижений и личного престижа [30]. Условно их можно разделить на внутренние (интерес к работе, удовольствие от ее выполнения и отношение к труду как средству удовлетворения других потребностей) и внешние (требования, исходящие от других людей, и требования, исходящие от самого субъекта) [6]. Основная функция потребностно-мотивационного компонента — побудительная (источник активности), однако он выполняет и выраженную направляющую функцию (субъект-объектные отношения).
Если считать направленность личности как некую доминирующую идею, то необходимо проанализировать и результаты, которых человек стремится достичь. В этом контексте существен подход известного отечественного психолога А. Н. Леонтьева: направленность личности есть совокупность целей жизнедеятельности человека [14]. Наиболее точное, на наш взгляд, определение дает Б. И. Додонов: «Направленность личности — сложившаяся система ее целевых программ, определяющих смысловое единство ее инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия» [8].
Перспективно-целевой компонент — предвосхищаемые, осознаваемые результаты деятельности и средства их достижения; на этом уровне цель (образ будущих результатов, относящийся к «сфере возможного» [10] в профессии) выступает связующим звеном между субъектом и объектом направленности учебно-профессиональной деятельности. Основными функциями перспективно-целевого компонента являются ориентация и направление личности, интеграция и регулирование деятельности. Степень осознанности, четкость, привлекательность целей, адекватность намеченных путей их достижения в значительной степени определяют устойчивость профессиональной направленности личности.
Направленность профессионального образования студента
... психологические и медико-биологические основы профессиональной деятельности. - Профессиональные качества личности исследовали О.С. Гребенюк, В.М. ... личности - ее направленность, нашел свое отражение в трудах Л.И. Божович, В.С. Мерлина, К.К. Платонова и др. - Вопросами профессиональной направленности ... и средством активного интеллектуального развития человека, его умственных способностей. С помощью ...
Цели — это осознанное, принятое как желаемое, представление о работе и себе как специалисте, выступающее в качестве промежуточных или конечных результатов профессионализации. Они разнообразны, находятся в сложных динамических отношениях, могут быть промежуточными и конечными, близкими и отдаленными, основными и вспомогательными, легко- и труднодостижимыми. Цели образуют так называемую временную перспективу — личный профессиональный план, который выступает индикатором сформированности профессиональной направленности личности (по Е. А. Климову).
Способность к целеполаганию определяет успешность специалиста.
При этом мотив выполняет побудительную функцию, а цель — направляющую. Как справедливо отмечает В. А. Бодров, особенности профессиональных мотивов определяют характер специализации, критерии конечных и промежуточных результатов; в оперативном плане от них зависит эффективность (качество) конкретной деятельности, а в долговременном — уровень профессиональной пригодности субъекта [3].
Будучи осознанными и встроенными в ценностно-смысловую систему личности, профессиональные мотивы становятся мотивами-целями (определение А. Н. Леонтьева), мотивами-задачами (определение В. Д. Шадрикова) — значимыми психологическими образованиями, определяющими направленность. Однако случается и обратное — формирование так называемых целей-«антимотивов» (О. К. Тихомиров), изменяющих вектор направленности учебно-профессиональной деятельности. Происходит нейтрализация или подавление действия осознанного мотива, в результате чего возникают новые мотивы и происходят изменения в их иерархии; возможно появление целей, направленных против актуальных потребностей [28]. С подобным явлением в той или иной форме наверняка сталкивался каждый ученый, когда приходится отказываеться от поставленных ранее личностно важных целей научной или педагогической деятельности.
Есть парадоксальный вид взаимосвязи потребностно-мотивационного и перспективно-целевого компонентов, получивший название «сдвиг мотива на цель» (А. Н. Леонтьев, Б. В. Зейгарник и др.).
С такой ситуацией можно столкнуться, например, когда собственно исследовательская деятельность становится доминирующей (самоценной) и субъект отказывается от других ранее актуальных целей.
Потребности человека занимают центральное место и играют ведущую роль в системе направленности (рис. 1) личности как в сложном ее психическом свойстве, включающем в себя систему побуждений, которая определяет активность личности и избирательность ее отношений к действительности. Система направленности личности включает следующие основные элементы (компоненты): ценностно-смысловые образования и притязания личности, основанные на оценке ею своих возможностей и ситуации, ожиданиях определенных результатов своих действий, поведения, отношения к ней окружающих и т.п. Притязания личности, или потребность в статусе, — интегральная форма выражения ценностей, уровня и характера самооценки личности; это претензии на определенное место в системе профессиональных и других социальных и межличностных отношений, на успех в действиях, поступках, на то или иное место в жизни и т.п. Самооценка — одно из базовых личностных образований.
Потребностные состояния личности зависят от объективных обстоятельств, объектов и предметов потребностей человека, а также от его систем смысловых и ценностных образований, притязаний и других личностных особенностей. Возникновение у человека тех или иных потребностных состояний обусловливает постановку соответствующих целей и возникновение мотивов их реализации.
Сущность педагогической деятельности. Функции учителя. Профессиональная ...
... установлении положительных в/действия с людьми Воспитательная – деятельность кл рук-ля осуществляется ... целенаправленный и организованный процесс формирования личности. Образование — результат обучения. В ... направленность на сотрудничество и сотворчество в месте с коллективом детей.по данной технологии создаются условия для проявления и формирования основных черт творческой деятельности. ... Профессиональные ...
Потребности человека реализуют две основные функции — целеполагания и побуждения. Первая обусловливается системой смысловых образований, а вторая — системой ценностных образований личности.
Таким образом, потребностно-мотивационный и перспективно-целевой компоненты связаны тесным функциональным взаимодействием, благодаря которому субъективное побуждение, реализуемое в учебно-профессиональной деятельности, приобретает определенную направленность.
Рис. 1. Система направленности личности (по В.А. Сластенину и В.П. Каширину):
СЦСОЛ — система ценностно-смысловых образований личности;
ПС — субъективная потребность личности, ее потребности ее состояние;
МЦ — мотив цели;
МПССРЦ — мотивы путей, средств, способов реализации цели;
Ц- цель;
Д — деятельность
Глава 2 Проблемы направленности личности в психологии В словаре иностранных слов, дается такое понятие: «мотив» (от лат. тоуеге;от англ. incentive — приводить в движение, толкать) в переводе с французского motif — побудительная причина, повод к какому-либо действию. Мотивом называют внутренние силы поведения, деятельности человека. «Внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанное с удовлетворением определенной потребности; субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действий человека» По мнению В.Н. Мясищева, «мотив как основание действия, решения или усилия является не чем иным, как выражением отношения к объекту действия, выступая субъективно как желание, стремление, потребность, сознание долга, необходимости и т.д.» [19]. И.Л. Божович, например, отмечает, что «потребность побуждает индивида к активности, направленной на удовлетворение этой потребности» [4]. Она подчеркивает, что смысловое содержание мотива заключается в том, что потребность является внутренним стимулом поведения человека. В качестве мотивов могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. В.С. Мерлин под мотивами понимает «психологические условия, определяющие целенаправленный характер действий» [18]. Среди приобретенных духовных потребностей он выделяет такие виды мотивов, как интересы и склонности. Мотивы стимулируют и направляют учебную деятельность. Как замечает К.К. Платонов, «в направленности человека, необходимо понять не столько, чего он хочет, а сколько, почему он этого хочет» [22]. В тесной связи с мотивами находятся интересы. «Интерес (от англ. interest) — это форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности» [26]. Некоторые ученые рассматривают интерес как осознанную потребность (В.Н. Мясищев), другие относят интересы к видам мотивов (В.С. Мерлин), к одной из форм мыслительной направленности на то, что человек считает наиболее значительным (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов, С.И. Архангельский).
Интерес побуждает к умственной деятельности — воспринимать, наблюдать, запоминать, размышлять. Интересы различны по своему содержанию, они могут быть направлены на воинскую службу, общественную работу, науку и т.д. Важно отметить, что интересы являются одновременно и предпосылкой деятельности, и ее результатом. Интересы классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т.е. по их укорененности в системе по-требностных отношений личности; по силе; по длительности. Одной из форм проявления направленности личности является идеал (от фр. Ideal; от греч. Idea — идея, первообраз) — образ, являющийся воплощением совершенства, образец, высшая цель стремлений человека [26]. Через идеалы формируется направленность личности. В педагогике отмечают три вида личных идеалов: профессиональные, нравственные и идеалы обладания. Выработка профессиональных идеалов играет важную роль в учебной мотивации. Обучаемый создает образ того, каким он должен быть в будущей профессии и как достичь этого идеала. Высшей формой направленности личности является мировоззрение. «Мировоззрение (от англ. view of world, от нем. Weltanschauung) — это комплекс обобщенных представлений (взглядов) данной личности об окружающем мире и себе, о своем месте в мире, своих отношениях к окружающей действительности и к себе» [7]. Мировоззрение каждого человека определяется общественным бытием. Мировоззрение формируется личностью с помощью своего теоретического мышления и рефлексии. В основе мировоззрения человека лежит миропонимание, т.е. совокупность знаний, опыта, оценок человека в системе общественных отношений. В современных психолого-педагогических исследованиях мировоззрение выступает в качестве системообразующего компонента структуры личности. Е.С. Кузьмин включает его во «всесторонность личности» [12]. Мировоззрение человека и его теоретические знания обосновывают убеждения. «Убеждения (от англ. persuasion) -представления, знания, идеи, ставшие мотивами поведения человека и определяющие его отношение к разным сферам действительности» [5]. С одной стороны, убеждение это осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, взглядами. С другой — это процесс и результат обретения человеком уверенности в правильности собственных суждений и выводов. Главная особенность убеждений — это их действенность. А.В. Барабанщиков, представитель военной школы психологии и педагогики, рассматривает их с точки зрения основного духовного мотива поведения офицера. Убежденность, по его мнению, выражает жизненную позицию офицера. В содержание мировоззрения современного человека, в том числе военного, входит потребность трудиться в соответствии с принципами нашего Отечества. На практике это выражается прежде всего в умении видеть, формировать профессиональные задачи и принимать творческие решения с точки зрения гражданских позиций, любви к профессии, труду, служению Отечеству. [2] В психологии и педагогике большинство авторов одной из основных движущихся сил личности, определяющих ее поведение, считают направленность. Направленность личности имеет первостепенное значение для формирования личности в процессе обучения и воспитания, определяет ее структуру. «Правильно сформированная направленность личности -обязательное условие пригодности обучаемого к дальнейшей деятельности. Дефекты в ней — главная причина профессиональной деформации. Поэтому формирование профессиональной направленности у каждого обучаемого — задача первостепенной важности» [27]. Профессиональная направленность тесно связана с общей направленностью, является ее подструктурой и характеризует ее особенности. Если направленность определяет структуру личности в целом и характеристику ее особенностей, то профессиональная направленность является подструктурой общей направленности личности и представляет собой совершенно особую специфическую направленность, обусловленную индивидуальностью личности, характеризующую сферу только тех потребностей, мотивов и интересов личности, которые связаны с поведением человека при выборе профессии, с будущей профессиональной деятельностью. Понятия «личная направленность» и «деловая направленность» были введены Кюнкелем. Так, Н.В. Кузьмина под профессиональной направленностью понимает прежде всего «интерес и склонность к профессии» и считает ее «свойством, интегрирующим цели, побудительные мотивы и эмоциональное отношение к деятельности» [12]. С мотивами выбора профессии связаны и уровни сформированности профессиональной направленности (высокий, средний, низкий).
Ученые подчеркивают интегральность профессиональной направленности, они выделяют в ней четкую ориентацию личности на профессию. Формирование профессиональной направленности личности — это сложный и зависящий от многих социальных, личностных факторов и условий процесс. Для повышения эффективности формирования личности специалиста необходимо выделить в качестве главного, характер профессиональной направленности и уровень педагогической деятельности преподавателя, при чем направленность и характер взаимодействия основных структурных компонентов педагогической системы зависят от преподавателя. Ученые выделяют различные условия в поисках путей эффективности формирования устойчивой профессиональной направленности. По мнению А.А. Деркача, к ним прежде всего относятся антиципация (т.е. способность предвидеть результаты будущей деятельности), саморегуляция (т.е. умение адаптироваться к условиям деятельности), умение принимать решения, творчество, а также коммуникативная компетентность [5]. А.В. Барабанщиков выделяет следующие условия эффективности формирования профессиональной направленности: ѕ соответствие профессиональной деятельности убеждениям, взглядам, представлениям, способностям и другим качествам обучаемого; ѕ соответствие профессиональной деятельности интересу обучаемого; ѕ соответствие перспективных планов обучаемых положительным результатам его деятельности; ѕ соответствие стремлений каждого обучаемого направленности коллектива в целом; ѕ соответствие содержания самовоспитания обучаемого профессиональной направленности [2]. Конечно, А.В. Баранбанщиков относил это к военно-профессиональной деятельности. Принимая во внимание точку зрения А.В. Барабанщикова, считаем возможным дополнить ее следующими положениями (условиями): ѕ самоорганизация служебной деятельности; ѕ самоконтроль с целью своевременной корректировки профессиональной деятельности и процесса усвоения знаний, навыков, умений, направленных на качественное выполнение служебных задач; ѕ формирование оптимальных взаимоотношений в коллективе (по вертикали и по горизонтали).
В рамках нашей работы по формированию профессиональной направленности в период становления специалиста как профессионала мы рассматриваем направленность как мотивационное образование, которое проявляется в интересе к выполняемой деятельности, осознании смысла и общественной значимости своей профессии, духовно-нравственных ценностей, мировоззрения, коммуникативной компетенции. Осуществление профессиональной деятельности с учетом предложенных условий позволит повысить степень ее эффективности и качество ее выполнения. 2.1 Методы исследования направленности личности Из всех найденных методик чаще всего встречалась методика Смекала и Кучера. Данный метод считается наиболее удачным потому и приведен к рассмотрению в курсовой работе.
Методика разработана чешскими психологами В. Смекалом и М. Кучером. В основе методики Смекала—Кучера лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала— Кучера основана на Словесных реакциях испытуемого в предполагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого зависят от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он предпочитает. Хотя у испытуемого и создается впечатление, что с помощью этой методики получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить основную жизненную позицию.
Назначение исследования—определение направленности человека: личностной (на себя), коллективистской (на взаимодействие) и деловой (на задачу).
Личностная направленность (направленность на себя — НС) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует на потребности людей вокруг себя. В работе видит прежде всего возможность удовлетворить свои притязания.
Коллективистская направленность (направленность на взаимодействие — НВ) имеет место тогда, когда поступки человека определяются его потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности.
Деловая направленность (направленность на задачу—НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми умениями и навыками. Обычно такой человек стремится сотрудничать с коллективом и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается аргументировать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.
Необходимо отметить, что все три вида направленности не абсолютно изолированы, а обычно сочетаются. Поэтому более корректно будет говорить в результате диагностики не о единственной, а о доминирующей направленности личности.
личность направленность психология
Заключение Таким образом, человек не изолированное, в себе замкнутое существо, которое жило бы и развивалось из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нём. Само существование его как организма предполагает обмен веществ между ним и природой. Для поддержания своего существования человек нуждается в находящихся вне его веществах и продуктах, для его продолжения в других, себе подобных, человек нуждается в другом человеке. В процессе исторического развития круг того, в чём человек нуждается, всё расширяется. Эта объективная нужда, отражаясь в психике человека, испытывается им как потребность. Потребность — это, таким образом, испытываемая человеком нужда в чём-то, лежащем вне его; в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, существуют ещё другие, наличие которых, не будучи объективно в строгом смысле необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
Существуют разные определения понятия «направленности личности», например «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В. Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А. С. Прангишвнли).
Чаще всего в научной литературе под направленностью понимают совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации. Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Потребностно-мотивационный и перспективно-целевой компоненты связаны тесным функциональным взаимодействием, благодаря которому субъективное побуждение, реализуемое в учебно-профессиональной деятельности, приобретает определенную направленность.
Проблема направленности — это прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь её целями и задачами.
Список литературы
1. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001
2. Божович, И.Л. Проблемы формирования личности: избр. психол. тр. / И.Л. Божович; под ред. Д.И.Фельдштейна; МПСИ. 3-е изд. М.; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2001
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинчен-ко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
4. Гордеева Т. О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы // Современная психология мотивации. М., 2002.
5. Деркач, А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Кн. 1-5 / А.А. Деркач. Кн. 2: Акмеологические основы управленческой деятельности. М.: РАГС, 2000
6. Забродин Ю. М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии (ВП).
1989. № 6.
7. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Академия, 2003
8. Иванченко Г. В. Личностный потенциал и возможности: мотивационные аспекты // Современная психология мотивации .
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.; Воронеж, 1996
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.М., 2003.
11. Маклаков А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2001 — 592 с: (Серия «Учебник нового века»)
12. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
13. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. 3-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д: Феникс, 2004.
14. Словарь психолога-практика / сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест; М.: АСТ, 2001.
15. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: МарТ, 2005
16. Столяренко, А.В. Юридическая педагогика: курс лекций / А.В. Столяренко. М.: Тандем; Экмос, 2000
17. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994
Размещено на