Понятие асоциальной личности

Содержание

Введение… с.3

1. Понятие асоциальной личности… с.5

2. Консультирование асоциальной личности: основные

особенности… с.7

2. Консультирование асоциальной личности: основные проблемы… с.10

Заключение… с.14

Глоссарий… с.15

Список литературы… с.17

Введение

Бурные процессы ломки, разрушения десятилетиями

существовавших норм, стереотипов социального поведения.

Системы культурных ценностей официально одобряемых и поддерживаемых обществом, обострили потребности в получении консультативной помощи.

В последние годы психологические проблемы личности получили в литературе довольно широкое обсуждение. Все люди реагируют на обстоятельства по-

разному в зависимости от пола, возраста, умственных способностей, прошлого опыта, личностных характеристик. Человек, включаясь в социум, в какой

то мере ограничен в своем самовыражении, он вынужден искать равновесие между адаптацией к реальности и развитием своих потенциальных способностей, которое позволило бы утвердить собственную индивидуальность. Большинство сравнительно легко к этому приспосабливается. Однако некоторые личности, сравнительно хрупкие или плохо подготовленные к жизни, вступая в нее, не могут к ней адаптироваться, что порождает тревогу и стресс. Именно у таких личностей возникает необходимость в получении консультации со стороны психолога. К ним относятся и так называемые асоциальные личности, о которых пойдет речь в данной работе.

Асоциальная личность- это особый индивидуум. Она отличается от обычного человека. Поэтому работа психолога с ней весьма специфична и имеет ряд отличительных особенностей.

Прогрессирующие в последнее время в нашей стране процессы экономического и политического планов отрицательно сказываются на психике большинства людей, их асоциализации. Все большее количество личностей нуждается в серьезном консультировании со стороны психолога. Вот почему проблема особенностей консультирования асоциальных личностей в последнее время весьма актуальна. Актуальность данной темы также вызвана назревшей потребностью в усилиях, направленных на глубокое изучение совокупности приемов, применяемых в консультировании асоциальных личностей. Данное консультативное направление ориентировано на индивидуальную работу с конкретным человеком.

11 стр., 5291 слов

Личность клинического психолога и деонтология

... навыки, эмоциональное состояние, особенности личности человека. Клинический психолог (медицинский психолог) может оценить личность как человека с проблемами душевного ... . Поэтому, обращаясь к этическим аспектам этой сравнительно молодой специальности, нельзя не остановиться на современных ... , уважение и внимание к нему со стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах может выступить ...

Целью данной работы выступает выявление проблемы консультирования

асоциальных личностей, а также особенностей процесса консультирования

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

дать общее представление о процессе консультирования асоциальной личности, рассмотреть его основные цели, задачи и принципы.

Описать процесс асоциализации личности, дать определение асоциальной личности

Рассмотреть основные особенности процесса консультирования асоциальной личности

Описать проблему консультирования асоциальной личности

Понятие асоциальной личности в психологии

Невозможно понять личность вне ее социального окружения. Представленное сообществом других людей, это окружение является тем миром, без которого личность теряет смысл. Таким образом, социальное окружение- это как бы те колышки, на которые натянуты нити основы личности. Мы знаем это по собственному опыту, ведь точками опоры для нас служат другие индивидуумы. Мы утверждаемся не только через наших друзей, но и через врагов.

Такая характеристика как социальная интегрированность является очень важной составляющей устойчивости любой личности. Для личности огромное значение имеет умение приспособиться к обществу, ибо человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидуумов.

Понятие «социализация» означает сопричастность, соединение с обществом, в то время как приставка «а» в понятии

«асоциализация» означает антиобщественный характер такой связи как бы социализацию личности с противоположным знаком. Если сущность процесса социализации, в общем, сводится к усвоению личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование, то термин «асоциализация» означает процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей, негативных ролей, установок, стереотипов поведения, которые объективно приводят к деформации общественных связей, к дестабилизации в обществе. [7,с.52].

8 стр., 3622 слов

Личность и процесс ее социализации 2

... основных этапов: младенчество,детство, юность, зрелость, старость. Выделяются основные институты социализации личности: семья, образование (дошкольное учреждение, школа, вуз), игроваягруппа детей, компания ... человек, индивид, индивидуальность, личность 2. Структура Личности. Социальные типы личности 3. Социализация и ее формы Заключение Список литературы Введение Личность и общество взаимодействуют в ...

Говоря об асоциализации, нельзя не упомянуть еще о двух, связанных с данной проблемой терминах: «десоциализация» и «отставание в асоциализации». Первый означает, что на определенной стадии нормальной социализации личности происходит ее некоторая деформация, когда она попадает под влияние отрицательной микросреды- дворовой компании сверстников, преступной группы. В результате у личности разрушаются прежние позитивные нормы и ценности, взамен которых устанавливаются новые антиобщественные

и антисоциальные.

Отставание в социализации означает несвоевременное усвоение личностью тех позитивных норм, образцов поведения, которые предписываются обществом для каждой стадии социализации. Отставание в социализации, не будучи антиобщественным, все же может со временем привести к усвоению личностью негативных норм .

Асоциализация личности происходит в те же хронологические периоды, что и социализация (детство, отрочество, юность).

Что касается классификации асоциальных личностей, то их можно расположить нам шкале, где на одном полюсе будут находиться лица, в минимальной степени асоциализированные, «порвавшие» один или два «жизненных нерва» с обществом и государством, а на другом — лица, практически разорвавшие большинство основных связей с обществом, для которых преступный образ жизни стал источником существования и естественной жизнедеятельностью.

Рассмотрим как происходит процесс асоциализации личности. На раннем этапе асоциализации главным является механизм подражания, когда дети или подростки неосознанно перенимают

у взрослых, ведущих асоциальный образ жизни, негативные образцы поведения. И в этом их основной мотив- желание быть взрослым, получить одобрение в данной отрицательной микросреде, что стимулирует закрепление таких образцов поведения. Процесс асоциализации осуществляется стихийно, но целенаправленно в целом.

3 стр., 1156 слов

Эффективность психологического консультирования. Приемы консультирования клиентов с различными особенностями

... нашему времени. 2. Консультирование при реакциях страха и фобиях: разобраться, какую вторичную выгоду извлекает клиент из своего «трусливого» поведения в семейных отношениях, на ... взаимоотношения группы и личности 19 14. Проблема социальной власти и внутригруппового фаворитизма 20 1. Эффективность психологического консультирования Объективно оценить эффективность консультирования крайне трудно ...

Неспособность ладить с окружающими — основная черта асоциальной личности. Ее отличает подозрительность, общество кажется такому человеку враждебным, а по жизненному пути он движется, словно в броневике. [4,с.25].

Другая характерная черта- неспособность устанавливать связи с людьми и окружающим миром.

Как считают психологи, чрезмерное чувство неполноценности, лежащее в психике асоциальной личности, ведет к невротическому поведению и исполнено непомерной жаждой власти. Чем сильнее выражена «недо» или «минусовая» самооценка такой личности, тем отчаянней она пробивается «наверх» и влечет постоянный рост неунимаемых амбиций. При такой схеме борьбы за престиж унижение других людей для асоциальной личности равнозначно ее подъему.

Как видно из всего вышесказанного асоциальная личность требует особого подхода при консультировании. Именно такие особенности и будут рассмотрены в следующей главе.

Консультирование асоциальной личности: основные особенности

Управленческое консультирование является относительно новой областью психологической практики, которая возникла в ответ на потребности людей, испытывающих трудности в повседневной жизни. Спектр проблем, которые изучаются в управленческом консультировании поистине широк: трудности на работе, неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения, неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, недостаток уверенности

в себе и самоуважении, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений.

Лицензионная компания Ассоциации служащих и менеджеров США предлагает следующее определение: «Консультирование — это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений"[2,с.7].

Что касается процесса консультирования асоциальных личностей, отметим, что он

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, инициирует ... активизируют процесс образования профессиональных деформаций. Рассмотрим психологические детерминанты деформаций личности, порождаемые этими факторами. 1. Предпосылки развития профессиональных деформаций ...

направлен на то, чтобы помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно

достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера. Иными словами, целью консультирования асоциальной личности является

повышение психологической культуры клиента и степени осознания корпоративной культуры организационной нормозадающей группы, к которой он принадлежит [7,с.543].

Успешность психологического консультирования асоциальной личностиа в конечном счете связана с продуктивным психологическим воздействием на психологическую индивидуальную культуру обеих сторон, участвующих в консультативном процессе.

Резюмируя все вышесказанное, можно выделить несколько основных положений, наиболее точно описывающих сущность и особенности процесса

консультирования асоциальной личности [2,с.8]:

консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

консультирование помогает обучать новому поведению

консультирование способствует развитию асоциальной личности в нужном направлении

в консультировании акцентируется ответственность клиента

сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом.

Бесспорно, основная цель

консультирования асоциальной личности — это оказание психологической помощи, то есть разговор с психологом- консультантом должен помочь человеку в решении проблем и

налаживании межличностных отношений с окружающими [1,с.19].

Однако вопрос определения целей консультирования асоциальной личности не является простым, поскольку зависит от особенностей характера клиента и его основных потребностей. Поэтому выделим несколько основных задач консультирования асоциальной личности. в которых отражаются особенности данного процесса [2,с.9]:

способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью

развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

19 стр., 9491 слов

Вопрос 1. Представление о консультировании в массовом сознании

... взаимодействии личности и среды; в консультировании акцентируется ценностное участие консультанта, хотя отклоняется навязывание ценностей клиентам; консультирование направлено на изменение поведения и развитие личности клиента. Сходств между консультированием и ...

Обеспечить эффективное принятие жизненоважных решений

Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения

Облегчить реализацию и повышение потенциала личности

Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, но каждый консультант должен помнить свою главную задачу при консультировании асоциальной личности — помочь клиенту понять что именно он сам и есть тот

человек, который должен решать, действовать и актуализировать свои способности.

В литературе по психологии выделяют следующие основные принципы управленческого консультирования, которые непосредственно относятся и к процессу консультирования асоциальной личности [1,с.16]:

доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, которое подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку

ориентация на нормы и ценности

клиента, которая подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент

запрет давать советы

анонимность означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может стать достоянием общественности ни при каких обстоятельствах.

Разграничение личных и профессиональных отношений

Включенность клиента в процесс консультирования

Общая модель структуры консультативного процесса в психологии называется электической. Эта системная модель, охватывающая шесть тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты процесса консультирования. К этим основным стадиям относят [2,с.18]:

исследование проблемы

двумерное определение проблемы

идентификация альтернатив

планирование

деятельность

оценка и обратная связь

Конечно, для каждой

личности этот процесс строго индивидуален и своеобразен, а в особенности для асоциальной личности. Так при консультировании такого рода клиентов психологу- консультанту следует обратить особое внимание на стадию исследования проблемы для того, чтобы разобраться в полной мере в особенностях характера исследуемой личности.

7 стр., 3079 слов

Консультирование родителей по поводу проблем их детей

... и хочет ему помочь. Консультирование родителей. Особенности подхода Консультирование родителей по поводу проблем их детей всё шире ... А. Рояк. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М, 1988. Е.Е. Сапогова. Психологические ... из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных ...

Итак, в данной главе

мы рассмотрели особенности процесса консультирования асоциальной личности и его основные характеристики. Данные особенности объективно отражают проблематику консультирования такого рода клиентов для психолога. Об этой проблеме более подробно речь пойдет в следующей главе.

Консультирование асоциальной личности: основные проблемы.

Основной задачей консультанта при консультировании асоциальной личности выступает необходимость помочь клиенту с готовностью принять на себя социальную ответственность, вдохнуть в него

мужество, которое поможет клиенту высвободиться от неотступного чувства неполноценности и направить его стремления в социально полезное русло.

Сам консультант-психолог должен профессионально владеть всеми средствами воздействия, которыми располагает обычная беседа. Профессионализм психолога заключается в строгом соответствии своих действий с тем фактом, что речь идет

не

об обычном человеке, а о личности асоциальной. Отличие консультирования такой личности от обычного задается объективной возможностью для консультанта сохранять «вненаходимость» по отношению к клиенту и его состоянию. Такие возможности помогают психологу более целостно взглянуть на ситуацию со стороны [6,с.67].

Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, их страхам, надеждам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные движения тела.

Благодаря своему особому дару такой консультант уже с первых минут общения сможет установить, что имеет дело с асоциальной личностью. На это могут указывать ряд признаков. Однако не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуум. Можно сформулировать общее предостережение при консультировании асоциальной личности: предположительный вывод о личности клиента следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов. Поза и тон голоса, положение в семье, конкретная проблема клиента, отношение к другим людям, успех Ии неуспех на работе- все эти и многие другие факторы указывают на наличие тенденции асоциальности в личности.[4,с.66].

Следующей наиболее важной стадией при консультировании асоциальной личности является ее психологическое обследование. Это первый и важнейший шаг к ее пониманию. В него входят изучение особенностей манеры поведения, уровня эмоциональной зрелости, достигнутой степени самореализации. Психологическое обследование является попыткой получить целостное представление об асоциальной личности, чтобы предоставить ей значимую обратную связь.

Чтобы оказать помощь асоциальной личности, психолог должен влезть в его шкуру и походить в ней: понять самоощущение такого человека и его картину мира, представления об окружающих и их отношениях. Психологическое обследование здесь является средством, с помощью которого консультант пытается уловить логику развития того, кто перед ним, и предложить наиболее вероятные точки кризисов, способы преодоления трудностей и ухода от них. При этом цель консультанта- помочь увидеть, куда ведут те или иные шаги, и предложить реальные альтернативы [8,с.34].

Консультант должен учитывать, что асоциальность- это одно из самых сложных и прогностически неблагоприятных личностных расстройств, которое проявляется не только различными симптомами, но и нарушением поведения.

Асоциальную личность не следует смешивать с лицом, ведущим себя асоциально вследствие внутренних невротических конфликтов. Невротик переживает вину из- за своего поведения, что абсолютно чуждо асоциальной личности. Этот момент должен учитывать психолог при работе

с такой личностью.

Хотя признаки асоциального поведения могут проявляться задолго до отроческих лет, именно в юности асоциальность особенно заметна и выражается в агрессивности, беспорядочном сексуальном поведении и механическом взгляде на секс, в склонности к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому психолог

при консультировании должен как можно более точно представить себе

клиента

в отроческие годы.

Консультант должен знать, что асоциальная личность- это не просто другой человек. Она кардинально отличается от других- отношением к себе и к другим людям, целями в жизни.

«Асоциальная личность смотрит на других людей как на источник опасности или наслаждения, не обращая

внимание на их безопасность, удобства, удовольствия. Она переживает собственные побуждения как неотложные и неумолимые, откладывание реализации которых или замена чем-либо другим немыслимы." [2,с.181].

Консультант должен учитывать, что асоциальная личность нетерпелива, ориентирована на сиюминутное удовольствие, руководствуется непосредственными убеждениями и не в состоянии терпеть задержку в удовлетворении потребностей. Она может украсть потому, что в данный момент не имеет с собой денег. От асоциальных действий не удерживает и угроза наказания. Импульсивности в удовлетворении потребностей сопутствуют приступы агрессии в ситуациях фрустрации. Агрессивным реакциям бывают свойственны жестокость, даже садизм.

Асоциальная личность не способна завязывать тесные межличностные отношения. Дружба требует от людей чуждых ей качеств. Асоциальные индивиды могут только брать от других, но ничем не хотят жертвовать, и это порождает семейные неурядицы. Они ориентируются исключительно на себя и

не воспринимают других людей как имеющих права и чувства. Психолог должен знать, что асоциальная личность нередко паразитирует на окружающих, используя свою внешнюю привлекательность. В силу перечисленных причин консультанту трудно проявлять эмпатию к таким клиентам, а их неспособность устанавливать близкие и осмысленные отношения препятствует получению пользы от консультирования. Однако, принимая во внимание мелочность чувств асоциальной личности, консультант не должен поспешно обвинять себя, когда не удается наладить

с ней эмоциональный контакт[5].

Асоциальные личности редко попадают к консультанту по собственному желанию. Обычно их направляет школа или другие организации. Устанавливать контакт с асоциальной личностью, как выше упоминалось, очень трудно, потому что они привносят свой повседневный стиль жизни и общения в консультирование. При этом консультант может использовать такие средства воздействия как заражение, внушение, убеждение, подражание. С самого начала консультирования такие клиенты имеют склонность обманывать свом внешним обаянием и видом. Консультант в стремлении помочь может перестараться и сделаться объектом манипуляции клиента. В этом смысле

неопытному консультанту опасно.

В целом при работе с асоциальными клиентами очень важно в любой момент идентифицировать свои чувства и полагаться на них, потому что это единственное средство избежать манипуляций со стороны клиента и выполнять работу, несмотря на трудности[3,с.30].

Заключение

В ходе выполнения работы была достигнута основная ее цель, поставленная во введении, были выявлены основные особенности и проблематика консультирования асоциальной личности. Поставленная цель была достигнута благодаря решению основных задач. В заключении еще раз отметим каким образом

решались поставленные задачи и сделаем несколько общих выводов.

В процессе выполнения работы мы касались понятия процесса консультирования, которое представляется как совокупность приемов, психологических методов, направленных на помощь человеку в разрешении его насущных проблем.

Основным понятием в данной работе является понятие асоциальной личности, под которой понимают личность, ориентированную на антиобщественные нормы поведения, ценности и идеалы. Асоциальная личность- это не обычный человек, а индивид, имеющий ряд особенных характеристик. Поэтому процесс консультирования такой личности весьма специфичен.

Процесс консультирования асоциальной личности требует от психолога- консультанта активации всех навыков и

способностей, соблюдения всех принципов консультирования (доброжелательное отношение, внимательность, способность и желание вникать в проблему клиента).

Основной задачей консультанта здесь выступает необходимость помочь клиенту с готовностью принять на себя весь груз социальной ответственности за поступки и собственные решения.

Важной особенностью при консультировании асоциальной личности является необходимость проведения предварительного психологического обследования с целью установления конкретных индивидуальных характеристик клиента, а именно это

и является основной проблемой всего процесса.

Следует не забывать, что психолог в любой момент времени должен уметь идентифицировать свои чувства и не попасть под манипуляцию асоциальной личности, так как проблема консультирования такого клиента состоит в его направленности на антиобщественные нормы.

Глоссарий

Асоциализация личности- процесс усвоения личностью антиобщественных, антисоциальных норм, ценностей негативных ролей, установок стереотипов поведения

Асоциальная личность- это личность, ориентированная на антисоциальные нормы и ценности, антиобщественные установки

и негативные роли, а также стереотипы поведения, которые приводят к дестабилизации в обществе.

Асоциальность- сложное и прогностически неблагоприятное личностное расстройство, проявляющееся в антиобщественной направленности поведения индивидуума.

Беседа-способ взаимодействия между консультантом и консультируемым, при котором консультируемый в устной изложении описывает стоящую перед ним проблемы, требующую немедленного разрешения

Внушение- это особый вид воздействия, при котором осуществляется процесс передачи информации, основанной на ее некритическом восприятии

Двумерное определение- это стадия процесса консультирования, которая характеризуется стремлением консультанта точно охарактеризовать проблему, установить эмоциональные аспекты данной проблемы

Деятельность- это стадия консультирования, на которой происходит последовательная реализация плана решения проблемы

Заражение- это бессознательная невольная подверженность индивида определенным психологическим состояниям, появляющаяся не через осознанное принятие какой- либо информации, а через передачу определенного эмоционального состояния

Идентификация альтернатив- это стадия консультирования, на которой происходит выяснение и обсуждение альтернатив решения проблемы

Исследование проблемы- это стадия процесса консультирования, на которой происходит установление контакта

с клиентом и обоюдного доверия

Консультативная психология-это раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания психологической помощи (консультирования)

Консультирование- это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность- личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек

Личность- феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием

Оценка и обратная связь- это завершающая стадия консультативного процесса, на которой происходит оценка уровня достигнутой в процессе консультирования цели

Планирование- это стадия процесса консультирования, на которой происходит критическая оценка выбранных альтернатив решения

Подражание-

это не просто принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психологических состояний, но воспроизведение индивидуальных черт и образцов демонстрируемого поведения

Психолог- консультант- это человек, который имеет общее и специальное высшее психологическое образование и достаточный опыт практической работы в роли консультанта, высоко оцененный специалистами и подтвержденный соответствующими сертификатами

Психологическое обследование- это попытка получит целостное многоуровневое представление о человеке, чтобы предоставить ему значимую обратную связь

Убеждение- это средство воздействия на клиента с помощью логического обоснования с целью добиться согласия от человека, принимающего информацию

Электическая модель консультирования- это общая модель структуры консультативного процесса, состоящая из шести элементов: исследование проблемы, ее двумерное определение, идентификация проблемы, планирование, деятельность, оценка

и обратная связь

Список литературы

Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.-2-изд., М.:Класс, 1999.-208с.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования /Пер. с лит.-М.:Академический проект, 2000.-240 с.

Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование.-М.:Смысл, 1998.-109 с.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования /Пер с англ.-М.:Класс, 1994,144 с.

Немов Р.С.Психологическое консультирование: Учеб.-М.: ВЛАДОС, 2000.-528с.

Психологическое консультирование в школе. Хрестоматия /Сост.Н.В.Коптева.-Пермь:Зап.-Урал.учеб.-науч. центр, 1993.- 220 с.

Социальная психология: Учеб.пособ./А.Н.Сухов, А.А.Бодалев, В.К.Казанцев и др.-М.:Класс, 2000.-160 с.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста/Пер. с вангл.-М.:Класс, 2000.-160с.

2

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector