Показатели нервно-психического развития детей первого года жизни

Приложение 1

Таблица 1

Возраст

Сенсорное развитие

Органы чувств — анализаторы (А)

Эмоции

(Э)

Движения (Д)

Подготовительные этапы

развития речи (Р)

Формирование навыков и умений (Н)

Зрительный

(Аз)

Слуховой

(Ас)

Движения руки и действия с предметами (Др)

Движения

общие (До)

Понимание

речи или пассивная речь (Рп)

Активная речь (Ра)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10 дней

Удерживает в поле зрения движущийся предмет

(ступенчатое слежение)

На резкий звуковой раздражитель отвечает вздрагиванием и мигательным рефлексом

Отрицательные: крик, плач

Атетозоподобные (некоординированные) движения

Торможение (сосредоточение) при воздействии слуховых, пищевых лабиринтных раздражителей

Нет

Нет

Нет

18-20 дней

Фиксирует

взгляд на ярких

предметах

Слуховое сосредоточение на громком звуковом раздражителе

Отрицательные: крик, плач

Атетозоподобные (некоординированные) движения

Двигательное торможение

(сосредоточение)

Нет

Нет

Нет

1

месяц

1. Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете.

2. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета

Прислушивается к звукам, голосу взрослого

Отвечает улыбкой на вид, голос матери

Сохраняются атетозоподобные движения

Лежа на животе поднимает и удерживает голову

Нет

Нет

Формирование пищевого условного

рефлекса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2

месяца

Формируется сочетание слухового и зрительного сосредоточения. Длительное зрительное сосредоточение на неподвижном и движущемся предметах

Поворачивает голову в сторону звукового раздражителя

Улыбается на обращенную к нему речь

Появляется выпрямление конечностей и потягивание при поглаживании.

Вскидывает руки вверх

Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову

Нет

Появляется первая недифференцированная голосовая реакция

Формирование пищевого условного рефлекса

3

месяца

Рассматривание предмета с дифференцировкой формы и цвета

Совершенствуется дифференцировка на звуковой раздражитель

«Комплекс оживления» (двигат. активность, взвизгивание, смех, усиленное дыхание) в ответ на общение

Случайно наталкивается руками на низко висящие игрушки; ощупывает свои руки; оживленные движения рук в ответ на разговор с ним.

Появляются локальные реакции: потирает руками места раздражения кожи (глаза, уши, нос)

Согласованная работа мышц-антагонистов (велосипедные движения ногами).

Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (верхний рефлекс Ландау).

При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении

В ответ на обращенную речь проявляет радость.

Голосовая реакция во время пауз речи взрослых

Первые гортанные звуки: «х», «к», иногда в сочетании с «ы» — «хы»,

«кы»

При виде бутылки с молоком появляется зрительный пищевой условный рефлекс

4

месяца

Узнает мать.

Рассматривает руки и близко расположенные предметы

Находит глазами невидимый источник звука

Громко смеется

Обеими руками ощупывает и захватывает висящую игрушку

Делает «мост» при повороте на живот. Поднимает голову и плечи в положении на спине

В ответ на обращенную речь имитирует интонацию

Появляется гудение

Придерживает руками грудь матери или бутылку во время кормления

1

2

3

4

5

6

7

8

9

5

месяцев

Отличает близких людей от чужих. Узнавание на основе опыта

Узнает голос матери. Различает строгую и ласковую интонацию

По-разному реагирует на близких и чужих людей

Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает игрушку в одной руке.

Лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается с живота на спину. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Встает при подтягивании за руки

Появляется ответная реакция действием на речевой раздражитель (подготовка к еде, прогулке, пеленанию)

Длительно эмоционально певуче гулит

Возможна выработка произвольных мочеиспускания и дефекации (навыка опрятности)

6

месяцев

Совершенствуется глазомер. Различает цвет, объем

Знает свое имя

Отрицательные реакции (хныканье, крик) на резкий звук, крик

Из разных положений свободно берет игрушку и подолгу играет. Похлопывает рукой по предметам. Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее

Формируются дифференцированные двигательные реакции — начинает подползать к игрушкам

В ответ на зрительно-речевой раздражитель участвует в игровых ситуациях. Понимает мимику, жесты

Произносит отдельные слоги (ба, ма) с носовым оттенком

Ест с ложки, снимая пищу губами

7

месяцев

Зрительно узнает игрушки

На слуховые раздражители отвечает подражанием

Совершенствуется дифференцировка положи-

тельных и отрицательных эмоций

Совершенствуются игровые движения

Формируются сложные цепные двигательные реакции. Начинает ползать на четвереньках

На вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте

Подолгу лепечет (повторно произносит одни и те же слоги) — с преобладанием мягких гласных

Пьет из чашки, которую держит взрослый

1

2

3

4

5

6

7

8

9

8

месяцев

Движения под контролем

зрительного и слухового

анализаторов

Совершенствуется дифферендировка положительных и отрицательных эмоций

Игрушками занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и др.)

Сам садится, сидит и ложится. Хорошо ползает на четвереньках. Стоит, переступает и опускается, держась за барьер

По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «дай ручку» и др.)

Громко, четко и повторно произносит различные слоги, подражая голосу взрослого. Формирование губных согласных («п»)

Сам держит и ест кусочек хлеба. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок

9

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение.

Совершенствуется дифференцировка положи-

тельных и отрицательных эмоций

Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств

Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. Произвольные

плясовые движения

На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их места. Знает свое имя

Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете

Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками

10

месяцев

Дальнейшее совершенствование

Дальнейшее совершенствование.

Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение

Должны преобладать положительные эмоции. Эмоционально играет со взрослыми

Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные Действия: открывает, закрывает, вынимает и др.

Влезает на невысокую поверхность и сходит с нее

По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы

Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги и короткие слова

Закрепляются умения, приобретенные ранее

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

месяцев

Дальнейшее

совершенствование

Дальнейшее

совершенствование.

Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение

Должны преобладать положительные эмоции.

Эмоционально играет со взрослыми

Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по заданию взрослых: складывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями и т.п.

Стоит самостоятельно. Делает первые самостоя тельные шаги

Первые обшения (по слову находит любой мяч, любую куклу, все часы, все машины и т.д.)

Произносит первые слова-обозначения («дай», «на», «ав», «па-па», «ба-ба» и т.д.)

Держит ложку при кормлении

12

месяцев

Узнает на фотографии знакомых людей.

Рассматривает картинки

Дальнейшее совершенствование.

Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение

Должны преобладать положительные эмоции.

Эмоционально играет со взрослыми

Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит, баюкает и т.п.).

Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кошку, собаку, водит, кормит)

Ходит самостоятельно (без опоры)

Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых; выполняет поручения (принеси, найди, отдай, положи на место и др.)

Легко подражает новым слогам. Произносит до 10 слов. Понимает слово «нельзя»

Самостоятельно пьет из чашки

Таблица 2

Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни

Возраст

Понимание речи (Рп)

Активная речь

(Ра)

Сенсорное развитие (С)

Игра в действие с предметами (И)

Движения (Д)

Навыки (Н)

1

2

3

4

5

6

7

От 1 г 1 мес

до 1 г 3 мес

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется отдельными словами в момент двигательной активности и радости (машина — «би-би», собака -«ав-ав»)

Играя, различает два разных по величине предмета (2 кубика)

Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень)

Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

От 1 г 4 мес

до 1 г 6 мес

Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов 2 одинаковых по значению, но различных по цвету и величине

Пользуется облегченными и правильно произносимыми словами.

Называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Играя, различает 3 разных по величине предмета

(например, кубика)

Отражает в игре наблюдаемые действия (причесывает куклу, умывает ее и т.п.)

Перешагивает через препятствие приставным шагом (например через палку, лежащую на полу)

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

От 1 г 7 мес

до 1 г .9 мес

Понимает несложный рассказ по сложной картинке. Отвечает на вопросы.

Пользуется двухсловными предложениями

Из 3-4 предметов разной формы по образцу и слову подбирает такой же формы (к кубику — кубик)

Строит ворота, домик, скамейку

Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см.

Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку)

От 1 г. 10 мес

до 2 лет

Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях

При общении со взрослыми пользуется двухсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета

В игре воспроизводит ряд последовательных действий — начало сложной игры (куклу купает и вытирает)

Преодолевает препятствия, чередуя шаг

Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого

Таблица 3

Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни

Возраст

Речь активная (Ра)

Сенсорное развитие (С)

Игра сюжетная (И)

Навыки в одевании (Н)

Движения (Д)

2 года и

6 мес

Строит предложения из 3 и более слов. Появляются вопросы: «где?», «что?».

Подбирает по образцу предметы основных цветов

Игра носит сюжетный характер, действует взаимосвязанно и последовательно (кормит кукол, укладывает их спать)

Самостоятельно одеванется, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки

Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубик) при расстоянии между ними 20см

3 года

Начинает употреблять придаточные предложения. Появляются вопросы: «когда?», «почему?»

Называет 4 основных цвета

Появляются элементы ролевой игры (играя с куклой, говорит: «Я — мама», «Я — доктор»)

Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь с небольшой помощью взрослого

Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом

Таблица 4

Показатели нервно-психического развития детей 4-го года жизни

Моторное развитие (М)

Сенсорное развитие (С)

Умственное развитие (У)

Игровая деятельность (И)

Поведение (П)

Навыки (Н)

  1. Свободные координированные движения рук; при ходьбе не шаркает ногами.
  2. Бросает мяч двумя руками, отталкивает его не прижимая к груди.
  3. Прыгает с высоты и в длину на 15-20 см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола.
  4. По сигналу может задержать движение
  5. Заводит ключом механическую игрушку.
  6. Любит лазать.
  7. Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и вертикальные линии
  1. Знает 6 основных цветов, подбирает предметы по цвету и оттенку.
  2. Знает и подбирает круг, квадрат, треугольник, умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте.
  3. Правильно ориентируется в пространстве; знает «около», «рядом», «за», узнает на ощупь предметы.
  1. Знает «много», «мало», «один», считает до 5, знает времена года, время суток.
  2. Знает вопросы «что?» «зачем?», «почему?»
  3. Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное в сказке, называет сюжет картины.
  4. Речь фразовая, грамматически оформленная.
  1. Сюжетно-ролевая игра с 2-3 детьми.
  2. Продолжительность игры от 10 до 40 мин.
  3. Появляются любимые игры: со строительными материалами.
  4. Занимается конструированием более 10 мин, обыгрывает постройку: «гараж», «комната», «домик»
  1. Внимательно слушает что говорят взрослые.
  2. Соблюдает элементарные правила поведения в обществе.
  3. Сформированы гигиенические навыки опрятности, мытье рук после туалета
  1. Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, зашнуровывает ботинки
  2. Самостоятельно ест, правильно держа ложку, умеет пользоваться вилкой
  3. Самостоятельно умывается и вытирается

Таблица 5

Показатели нервно-психического развития детей 5-го года жизни

Моторное развитие (М)

Сенсорное развитие (С)

Умственное развитие (У)

Игровая деятельность (И)

Поведение (П)

Навыки (Н)

  1. Формируется правильная осанка, правильно держит голову при ходьбе и беге.
  2. Хорошо координирует движения рук и ног при ходьбе.
  3. Умеет ходить и бегать по кругу на носочках, взявшись за руки с другими детьми, без боязни прыгает с высоты.
  4. Может ходить по бруску высотой 20-30 см и шириной 20 см.
  5. Ударяет мяч о землю и ловит его.
  6. Четко координирует движения пальцев при конструировании.
  7. Хорошо и свободно рисует горизонтальные и вертикальные линии.
  1. Знает 8 цветов, при рисовании использует не только цвета, но и их оттенки.
  2. Может расставить предметы в возрастающем и убывающем порядке.
  3. Ориентируется в сторонах собственного тела и тела собеседника.
  1. Считает до 5, сравнивает небольшие цифры.
  2. Формируются обобщенные понятия типа «мебель», «фрукты», «транспорт».
  3. В рассказе может выделить причинно-следственные отношения.
  4. Речь фразовая, с хорошим произношением.
  1. Увеличивается разнообразие игр, обобщается сюжетный замысел игры.
  2. Стержнем игры являются взаимоотношения между людьми.
  3. В игре подчиняется определенным правилам, отражающим общественные функции.
  4. Продолжительность игры 40-50 минут.
  1. Рассуждает по поводу увиденного, делает критические замечания.
  2. Появляются зачатки ответственности за порученное дело, стремится быть полезным окружающим.
  3. Умеет подчинять свои желания требованиям взрослых, начинает усваивать правила взаимоотношений.
  1. Умеет правильно пользоваться предметами домашнего обихода.
  2. Умеет поддерживать чистоту и порядок в комнатах.
  3. Полностью самостоятельно одевается, в том числе завязывает шнурки.

Таблица 6

Показатели нервно-психического развития детей 6-го года жизни

Моторное развитие (М)

Сенсорное развитие (С)

Умственное развитие (У)

Игровая деятельность (И)

Поведение (П)

Навыки (Н)

  1. Движения приобретают легкость и изящество, энергичны и точны.
  2. Увлеченно прыгает с разбега в длину и высоту.
  3. Размахивается при метании предметов.
  4. Ловит мяч одной рукой.
  5. Может ходить боком по скамейке.
  6. Умеет прыгать на месте, чередуя ноги.
  7. Свободно рисует карандашом и красками, вырезает ножницами любые формы.
  1. Тщательно, планомерно исследует предметы зрительно и осязательно.
  2. Определяет и называет новые геометрические формы — ромб, овал.
  3. Правильно называет оттенки цветов: голубой, розовый, фиолетовый, серый.
  1. Считает до 10, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части.
  2. Последовательно называет дни недели, времена года.
  3. Может обобщать 4-5 предметов методом исключения, называет составляющие обобщающих предметов — понятий.
  4. Делает последовательные умозаключения по 2-м картинкам, рассуждает. Речь не косноязычная.
  1. Проявляет устойчивый интерес к игре.
  2. Есть любимые игры и роли.
  3. Сюжет игры приобретает наибольшую полноту, яркость и выразительность.
  4. В игре наиболее часто отражается жизнь окружающих людей.
  1. Согласует свою деятельность с другими людьми.
  2. Начинает сознательно выполнять правила с пониманием их значения.
  3. Не только сам выполняет правила поведения, но и следит, чтобы их выполняли другие.
  1. Все умеет делать самостоятельно: умываться, одеваться, пользоваться столовыми приборами.
  2. Активно поддерживает порядок и чистоту в доме и детском саду.
  3. Свободно пользуется ножницами.

Таблица 7

Показатели нервно-психического развития детей 7-го года жизни

Моторное развитие (М)

Сенсорное развитие (С)

Умственное развитие (У)

Игровая деятельность (И)

Поведение (П)

Навыки (Н)

  1. Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в шеренге, колонне, круге.
  2. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе.
  3. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, 3-колесном велосипеде.
  4. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис.
  5. Хорошо умеет работать с разными материалами: бумагой картоном, тканью.
  6. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицу.
  7. Может пользоваться пилой и молотком.
  1. Правильно называет простые и сложные геометрические формы.
  2. Правильно указывает основные различия геометрических форм.
  3. При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки.
  1. Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание.
  2. Дифференцирует количество, независимо от формы, величины, обобщает методом исключения.
  3. Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено.
  4. Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформленная, знает буквы, читает слоги.
  1. Создает план игры, совершенствует ее замысел.
  2. В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность.
  3. Игра может продолжаться в течение нескольких дней.
  4. Отдает предпочтение групповым играм.
  1. Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки.
  2. Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей.
  3. Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам.
  1. Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки: убирает комнату, ухаживает за цветами.
  2. Способен критически анализировать черты характера.
  3. Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком.