Приложение 1
Таблица 1
Возраст |
Сенсорное развитие Органы чувств — анализаторы (А) |
Эмоции (Э) |
Движения (Д) |
Подготовительные этапы развития речи (Р) |
Формирование навыков и умений (Н) |
|||
Зрительный (Аз) |
Слуховой (Ас) |
Движения руки и действия с предметами (Др) |
Движения общие (До) |
Понимание речи или пассивная речь (Рп) |
Активная речь (Ра) |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 дней |
Удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) |
На резкий звуковой раздражитель отвечает вздрагиванием и мигательным рефлексом |
Отрицательные: крик, плач |
Атетозоподобные (некоординированные) движения |
Торможение (сосредоточение) при воздействии слуховых, пищевых лабиринтных раздражителей |
Нет |
Нет |
Нет |
18-20 дней |
Фиксирует взгляд на ярких предметах |
Слуховое сосредоточение на громком звуковом раздражителе |
Отрицательные: крик, плач |
Атетозоподобные (некоординированные) движения |
Двигательное торможение (сосредоточение) |
Нет |
Нет |
Нет |
1 месяц |
1. Сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете. 2. Появляется плавное прослеживание движущегося предмета |
Прислушивается к звукам, голосу взрослого |
Отвечает улыбкой на вид, голос матери |
Сохраняются атетозоподобные движения |
Лежа на животе поднимает и удерживает голову |
Нет |
Нет |
Формирование пищевого условного рефлекса |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
2 месяца |
Формируется сочетание слухового и зрительного сосредоточения. Длительное зрительное сосредоточение на неподвижном и движущемся предметах |
Поворачивает голову в сторону звукового раздражителя |
Улыбается на обращенную к нему речь |
Появляется выпрямление конечностей и потягивание при поглаживании. Вскидывает руки вверх |
Лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает голову |
Нет |
Появляется первая недифференцированная голосовая реакция |
Формирование пищевого условного рефлекса |
3 месяца |
Рассматривание предмета с дифференцировкой формы и цвета |
Совершенствуется дифференцировка на звуковой раздражитель |
«Комплекс оживления» (двигат. активность, взвизгивание, смех, усиленное дыхание) в ответ на общение |
Случайно наталкивается руками на низко висящие игрушки; ощупывает свои руки; оживленные движения рук в ответ на разговор с ним. Появляются локальные реакции: потирает руками места раздражения кожи (глаза, уши, нос) |
Согласованная работа мышц-антагонистов (велосипедные движения ногами). Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья и высоко подняв голову (верхний рефлекс Ландау). При поддержке под мышки крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах. Удерживает голову в вертикальном положении |
В ответ на обращенную речь проявляет радость. Голосовая реакция во время пауз речи взрослых |
Первые гортанные звуки: «х», «к», иногда в сочетании с «ы» — «хы», «кы» |
При виде бутылки с молоком появляется зрительный пищевой условный рефлекс |
4 месяца |
Узнает мать. Рассматривает руки и близко расположенные предметы |
Находит глазами невидимый источник звука |
Громко смеется |
Обеими руками ощупывает и захватывает висящую игрушку |
Делает «мост» при повороте на живот. Поднимает голову и плечи в положении на спине |
В ответ на обращенную речь имитирует интонацию |
Появляется гудение |
Придерживает руками грудь матери или бутылку во время кормления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
5 месяцев |
Отличает близких людей от чужих. Узнавание на основе опыта |
Узнает голос матери. Различает строгую и ласковую интонацию |
По-разному реагирует на близких и чужих людей |
Берет игрушку из рук взрослого. Удерживает игрушку в одной руке. |
Лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук. Переворачивается с живота на спину. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Встает при подтягивании за руки |
Появляется ответная реакция действием на речевой раздражитель (подготовка к еде, прогулке, пеленанию) |
Длительно эмоционально певуче гулит |
Возможна выработка произвольных мочеиспускания и дефекации (навыка опрятности) |
6 месяцев |
Совершенствуется глазомер. Различает цвет, объем |
Знает свое имя |
Отрицательные реакции (хныканье, крик) на резкий звук, крик |
Из разных положений свободно берет игрушку и подолгу играет. Похлопывает рукой по предметам. Игрушкой стучит, размахивает, бросает ее |
Формируются дифференцированные двигательные реакции — начинает подползать к игрушкам |
В ответ на зрительно-речевой раздражитель участвует в игровых ситуациях. Понимает мимику, жесты |
Произносит отдельные слоги (ба, ма) с носовым оттенком |
Ест с ложки, снимая пищу губами |
7 месяцев |
Зрительно узнает игрушки |
На слуховые раздражители отвечает подражанием |
Совершенствуется дифференцировка положи- тельных и отрицательных эмоций |
Совершенствуются игровые движения |
Формируются сложные цепные двигательные реакции. Начинает ползать на четвереньках |
На вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте |
Подолгу лепечет (повторно произносит одни и те же слоги) — с преобладанием мягких гласных |
Пьет из чашки, которую держит взрослый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8 месяцев |
Движения под контролем зрительного и слухового анализаторов |
Совершенствуется дифферендировка положительных и отрицательных эмоций |
Игрушками занимается долго и разнообразно. Подражает действиям взрослого с игрушками (катает, стучит, вынимает и др.) |
Сам садится, сидит и ложится. Хорошо ползает на четвереньках. Стоит, переступает и опускается, держась за барьер |
По просьбе взрослого выполняет разученные движения («ладушки», «дай ручку» и др.) |
Громко, четко и повторно произносит различные слоги, подражая голосу взрослого. Формирование губных согласных («п») |
Сам держит и ест кусочек хлеба. Спокойно относится к процессу высаживания на горшок |
|
9 месяцев |
Дальнейшее совершенствование |
Дальнейшее совершенствование. Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение. |
Совершенствуется дифференцировка положи- тельных и отрицательных эмоций |
Действует с предметами по-разному, в зависимости от их свойств |
Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. Произвольные плясовые движения |
На вопрос «где?» находит несколько знакомых предметов, независимо от их места. Знает свое имя |
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в его лепете |
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее руками |
10 месяцев |
Дальнейшее совершенствование |
Дальнейшее совершенствование. Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение |
Должны преобладать положительные эмоции. Эмоционально играет со взрослыми |
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные Действия: открывает, закрывает, вынимает и др. |
Влезает на невысокую поверхность и сходит с нее |
По просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы |
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги и короткие слова |
Закрепляются умения, приобретенные ранее |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
11 месяцев |
Дальнейшее совершенствование |
Дальнейшее совершенствование. Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение |
Должны преобладать положительные эмоции. Эмоционально играет со взрослыми |
Овладевает новыми действиями и начинает выполнять их по заданию взрослых: складывает кубики, снимает и надевает кольца с большими отверстиями и т.п. |
Стоит самостоятельно. Делает первые самостоя тельные шаги |
Первые обшения (по слову находит любой мяч, любую куклу, все часы, все машины и т.д.) |
Произносит первые слова-обозначения («дай», «на», «ав», «па-па», «ба-ба» и т.д.) |
Держит ложку при кормлении |
12 месяцев |
Узнает на фотографии знакомых людей. Рассматривает картинки |
Дальнейшее совершенствование. Сосредоточенно слушает чтение, музыку, пение |
Должны преобладать положительные эмоции. Эмоционально играет со взрослыми |
Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит, баюкает и т.п.). Переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (кошку, собаку, водит, кормит) |
Ходит самостоятельно (без опоры) |
Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых; выполняет поручения (принеси, найди, отдай, положи на место и др.) |
Легко подражает новым слогам. Произносит до 10 слов. Понимает слово «нельзя» |
Самостоятельно пьет из чашки |
Таблица 2
Показатели нервно-психического развития детей 2-го года жизни
Возраст |
Понимание речи (Рп) |
Активная речь (Ра) |
Сенсорное развитие (С) |
Игра в действие с предметами (И) |
Движения (Д) |
Навыки (Н) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
От 1 г 1 мес до 1 г 3 мес |
Запас понимаемых слов быстро расширяется |
Пользуется отдельными словами в момент двигательной активности и радости (машина — «би-би», собака -«ав-ав») |
Играя, различает два разных по величине предмета (2 кубика) |
Воспроизводит в игре разученные действия (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень) |
Ходит длительно, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) |
Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
От 1 г 4 мес до 1 г 6 мес |
Находит по слову среди нескольких внешне сходных предметов 2 одинаковых по значению, но различных по цвету и величине |
Пользуется облегченными и правильно произносимыми словами. Называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности |
Играя, различает 3 разных по величине предмета (например, кубика) |
Отражает в игре наблюдаемые действия (причесывает куклу, умывает ее и т.п.) |
Перешагивает через препятствие приставным шагом (например через палку, лежащую на полу) |
Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
От 1 г 7 мес до 1 г .9 мес |
Понимает несложный рассказ по сложной картинке. Отвечает на вопросы. |
Пользуется двухсловными предложениями |
Из 3-4 предметов разной формы по образцу и слову подбирает такой же формы (к кубику — кубик) |
Строит ворота, домик, скамейку |
Ходит по ограниченной поверхности шириной 15-20 см и приподнятой над полом на 15-20 см. |
Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (ботинки, шапку) |
От 1 г. 10 мес до 2 лет |
Понимает короткий рассказ о знакомых ему по опыту событиях |
При общении со взрослыми пользуется двухсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения |
По образцу и просьбе взрослого находит предмет того же цвета |
В игре воспроизводит ряд последовательных действий — начало сложной игры (куклу купает и вытирает) |
Преодолевает препятствия, чередуя шаг |
Частично одевает одежду (ботинки, шапку) с небольшой помощью взрослого |
Таблица 3
Показатели нервно-психического развития детей 3-го года жизни
Возраст |
Речь активная (Ра) |
Сенсорное развитие (С) |
Игра сюжетная (И) |
Навыки в одевании (Н) |
Движения (Д) |
2 года и 6 мес |
Строит предложения из 3 и более слов. Появляются вопросы: «где?», «что?». |
Подбирает по образцу предметы основных цветов |
Игра носит сюжетный характер, действует взаимосвязанно и последовательно (кормит кукол, укладывает их спать) |
Самостоятельно одеванется, но не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки |
Приставным шагом перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу (палка, кубик) при расстоянии между ними 20см |
3 года |
Начинает употреблять придаточные предложения. Появляются вопросы: «когда?», «почему?» |
Называет 4 основных цвета |
Появляются элементы ролевой игры (играя с куклой, говорит: «Я — мама», «Я — доктор») |
Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь с небольшой помощью взрослого |
Переступает через препятствия высотой 10-15 см чередующимся шагом |
Таблица 4
Показатели нервно-психического развития детей 4-го года жизни
Моторное развитие (М) |
Сенсорное развитие (С) |
Умственное развитие (У) |
Игровая деятельность (И) |
Поведение (П) |
Навыки (Н) |
|
|
|
|
|
|
Таблица 5
Показатели нервно-психического развития детей 5-го года жизни
Моторное развитие (М) |
Сенсорное развитие (С) |
Умственное развитие (У) |
Игровая деятельность (И) |
Поведение (П) |
Навыки (Н) |
|
|
|
|
|
|
Таблица 6
Показатели нервно-психического развития детей 6-го года жизни
Моторное развитие (М) |
Сенсорное развитие (С) |
Умственное развитие (У) |
Игровая деятельность (И) |
Поведение (П) |
Навыки (Н) |
|
|
|
|
|
|
Таблица 7
Показатели нервно-психического развития детей 7-го года жизни
Моторное развитие (М) |
Сенсорное развитие (С) |
Умственное развитие (У) |
Игровая деятельность (И) |
Поведение (П) |
Навыки (Н) |
|
|
|
|
|
|