ПРИЛОЖЕНИЕ
Примерный план психолого-педагогического портрета
личности
Для выполнения данного задания вы можете выбрать любого интересного вам человека. Желательно, однако, чтобы вы имели возможность наблюдения, анкетирования, тестирования испытуемого, бесед с ним, использования других методов психологического исследования. Основные положения характеристики нужно как можно более подробно проиллюстрировать конкретными фактами и примерами с касанием их источника (наблюдение, результат анкетирования, тестирования и т.п.).
Главная цель работы — закрепить знания основных категорий психологии и педагогики, проявить умение наблюдать, анализировать психологические факты, продемонстрировать навыки использования основных методов сбора психологических данных.
Итак, охарактеризуйте и опишите вашего испытуемого по следующим параметрам:
1. Индивидные качества (возраст, пол, конституция, состояние здоровья), есть ли их опосредованное влияние на личность.
2. Социально-статусные характеристики (семейные, социальные, профессиональные, общественные роли), их взаимосвязь с личностными качествами.
3. Краткая биография (особенно выделить моменты, которые могли повлиять на формирование личности и характера, например, особенности воспитания, отношения с родителями, сверстниками, жизненные потрясения) — данный пункт, в силу его особой деликатности, при недостатке информации описывается в наиболее общем виде, недопустимы прямые расспросы испытуемого, которые могут его травмировать или обидеть.
4. Личностные особенности — доминирующие потребности, мотивы, интересы: самооценка и уровень притязаний: степень развития самосознания и самопознания; преобладающие психологические защиты; соотношение эго-состояний Родителя. Взрослого и Ребенка (по Э.Берну).
5. Индивидуальность (особенности нервной системы, тип темперамента, доминирующие черты характера, наличие акцентуаций, уровень развития общих и специальных способностей).
6. Познавательная сфера (психофизиологические особенности ощущений и чувствительности; характеристики свойства восприятия и внимания, доминирующие виды запоминания, сохранения и воспроизведения информации; наиболее развитые виды мышления, особенности интеллектуальной деятельности и мыслительных операций; психологические особенности речевой деятельности, уровень владения родным и иностранными языками; характеристика воображения и творческой активности), возможности ее оптимизации и развития. Желательно особо отметить проявления когнитивных процессов в учебной деятельности (в настоящем или прошедшем времени).
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с конституциональной формой ЗПР негативно влияют на формирование динамических характеристик ...
7. Волевая сфера личности (уровень развития волевых качеств характера, выдержка и волевые поступки, субъективный локус контроля) и уровень саморегуляции.
8. Эмоциональная сфера личности (доминирующие эмоции и настроения, представленность моральных, интеллектуальных, эстетических, практических чувств; реакция на аффекты, стрессы).
9. Межличностные отношения (степень включенности и зависимости от различных групп; особенности межличностной перцепции, коммуникации и взаимодействия).
10. Этап психического развития личности (согласно периодизации Д.Б.Эльконина или Э.Эриксона), соответствие психологического возраста физическому.
11. Выводы; прогноз дальнейшего развития личности, возможности решения выявленных проблем, рекомендации для совершенствования и саморазвития личности, оптимизации, деятельности и поведения.