Задорожная Лариса Николаевна.
Есть групповое принятие решения, хотя его принимает 1 человек. Спонтанное принятие решения.
Дискуссия – успешность переговорного процесса состоит из 3 факторов:
- цель, которая стоит. Ее значимость. Значительность завязана на личном интересе.
- характер межличностных отношений, в которых находятся участники переговоров (если есть 1 мировоззрение или взаимозависимость друг от друга или общие события участниками которых они были.
- фактор долговременности – решение должно быть принято на долгосрочную перспективу.
Если решение не становится долговременным, переговорный процесс – неудачный.
Переговорный процесс прошел успешно, если:
- интересы участников должны быть удовлетворены в полной мере. Всегда в первую очередь надо узнать, что хочет другая сторона.
- Интересы должны быть удовлетворены с максимальной справедливостью. Справедливость определяется системой наших ценностей.
- Сохранение межличностных отношений.
Эти 3 критерия объединяют в 1 группу и используют общий термин – решение принято разумно.
Есть 4 критерий — количество времени, потраченного на принятие решения. Поэтому надо управлять переговорным процессом, нельзя затягивать переговоры. Тактика срыва переговоров – их затягивание.
Есть 5 критерий -Количество индивидуальных, психологических и физических усилий, которые вкладывают участники переговоров.
Эффективность переговоров оценивается формальная сторона (время и количество усилий – психологических и физических).
Есть 6 критерий — длительность работы (долговременность работы, успешно ли принятого решения).
Виды переговоров:
- позиционные переговоры (позиционный торг).
2 стиля (метода): мягкий, жесткий.
Отличия:
- а) цель: отождествление, если цель сохранить отношения мягкие.
б) Цель: победа любой ценой.
- Позиции участников:
А) участники – друзья.
Б) участники – противники.
- Атмосфера.
а) доброжелательная
б) атмосфера давления (психологический нажим).
- Стиль поведения.
А) участники готовы идти на уступки.
Переговоры — способ решения конфликтов
... от того, какие цели преследуют участники переговоров, выделяются различные функции переговоров. - информационная ... термина «переговоры»: 1) Переговоры — набор тактических приемов. Существует огромное количество так ... Переговоры нужны для принятия совместных решений, которые удовлетворяют интересы обоих сторон и, которые стороны рассматривают как наилучшие в данной ситуации.. Каждый участник переговоров ...
Б) требование диведентов (что я буду иметь, если пойду на такую уступку).
- конструктивные переговоры:
Они разумны; эффективны; решение принятое – исторически долговременное.
Как сделать решение таким?
— надо управлять общением.
— надо управлять эмоциями;
— надо управлять межличностными отношениями.
Конструктивные переговоры (принципиальные переговоры).
Выделяют 4 основных элемента:
1 – люди.
2 – интересы.
3 – варианты.
4 – критерии.
Люди– главная задача – научиться разделять людей и саму обсуждаемую проблему.
Интересы– это главные задачи и цели, которые стремятся решить (достичь) каждый из участников. За любыми интересами всегда стоят потребности субъекта – люди ничего не делают, чтобы не удовлетворить хотя бы одной из своих потребностей.
Варианты– необходимо просчитать все возможные способы решения проблемы – перед вступлением в переговоры. Это делается для того, чтобы предположить другие варианты поведения.
Критерии – в начале процесса надо договориться об основных объективных критериях оценки достигнутого результата.
Как сделать переговорный процесс по технологическому содержанию конструктивным. Есть несколько алгоритмов – 3 психологические составляющие должны быть управляемыми в ходе ведения переговоров:
— восприятие
— общение
— эмоции.
Недопонимание – проблема. Как сделать интерпретацию успешной?
- Правила (по восприятию)- правило №1:
- Воспроизведение должно быть точным – это означает: необходимо выяснить образ мысли партнеров по переговорам; другие стороны; отождествить себя с другими – в основе механизм идентификации. Механизм идентификации, его составляющие – с личностными особенностями человека (возраст, пол, ролью); с социальной ролью, которую он выполняет. Идентификация подчиняется всем главным законам: 1. ясности – так поступают большинство в аналогичных ситуациях.
- Закон консенсуса – мой опыт говорит о том, что в большинстве сходных случаев, я бы поступал точно также, как все.
- Принцип контраста – это необычное поведение для большинства.
- Правило №2 – не делайте выводов о намерениях людей исходя из собственных ожиданий.
- Правило №3 – не возлагайте на других ответственность за решение своих проблем. Главное – анализировать свои шансы на успешное решение проблемы + быть гибким.
- Правило №4 – обсуждайте восприятие друг друга.
- Правило № 5 – искать возможность для действий неожиданных для другой стороны.
Главное научиться «сохранять лицо» своего оппонента (противника) (сохранить уважительное отношение к партнерам – ваши предложения должны соответствовать возможностям партнера).
Психологическая природа правил, на которых основывается тактика переговорного процесса
— это механизмы, эффекты.
1. механизм идентификации.
3 варианта идентификации:
- Когнитивная идентификация – это знание о том, как надо себя вести в определенных ситуациях с людьми определенного типа. 2 уровня идентификации: идентификация с собой – дает возможность сказать: «Я – это Я»; идентификация с другими – идентификация с личностными особенностями и с социальной ролью.
- «опытная» (приобретенная) идентификация – в ходе жизненного опыта.
- Врожденная идентификация.
Эти варианты идентификации существуют для создания у человека образа «Я» и успешную адаптацию в обществе.
1.Переговоры и условия их проведения
... ложной информации затрудняет аргументацию и снижает доверие противоположной стороны); 5) тон переговоров (доброжелательность, избегание поучений, применение способов аргументированного убеждения). Для того, чтобы ... относится человеческая речь. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка. средством человеческого общения. Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для ...
Образ «Я» приравнивается к понятию самосознания.
2. механизм рефлексия (способность к самоанализу – это способность посмотреть на себя глазами других людей) – это 2 компонент. Интерспекция – способность к самонаблюдению.
3. механизм эмпатии – способность к сопереживанию, сочувствию.
4. механизм стереотипизации – использование шаблонов и стереотипов при восприятии других людей.
Организация общения в процессе переговоров.
Недвусмысленное (правильное) общение – 3 составляющих:
- Надо четко иметь представление с кем или для кого мы говорим.
- Умение слушать.
- Язык общения, которым мы говорим.
Смысл любого общения – в процессе взаимодействия между людьми для достижения определенной цели.
2 составляющих и 3 компонента общения:
1 компонент – взаимодействие (интеракция).
2 компонент – коммуникация – передача информации.
3 компонент – восприятие людьми друг друга.
В переговорном процессе взаимодействие может быть в 2 вариантах:
— кооперация – это сложение усилий для достижения целей.
— конкуренция – противодействие в процессе достижения одной и той же цели.
Кооперация – 5 видов:
- Инстинктивная – основывается на врожденных, биологически обусловленных механизмах, эмоциональная привлекательность друг к другу. Если она не срабатывает, то
- Традициональная – это сложившаяся форма взаимодействия в ходе развития общества. Для этого необходимо выяснить традиционные формы ведения переговоров в фирме.
- Эмоциональная – основана на непосредственной реакции.
- Директивная форма кооперации – кооперация по приказу.
Условие для ведения переговоров – предмет переговоров должен быть четким.
- Конкретные формы кооперации. Для начала надо сформулировать цель, затем уже выбирается форма кооперации.
Хороший коммуникатор – тот, который ориентирован на реакцию слушателя, для этого должно быть использовано:
— вербальный способ передачи информации – только 7 %.
— невербальный – 93 %: 55 % — телодвижения; 38 % — голосовые функции.
5 Систем невербалики:
1 система– оптико-кинетическая – жесты, мимика, пантомима. СМ. – А.Пиз «Язык телодвижений». Жесты принятия решений, Щекин «Как читать людей по их внешнему виду».
2 система– паралингвистическая система или вокализация голоса – тембр, ритм, интонация.
3 система– экстралингвистическая система – околоречевые приемы: смех, покашливание, плач, всхлипывания, паузы.
4 система– кинесика – контакт глазами.
5 система– проксемика или организация пространства.
Чтобы добиться результата, связанного с необходимостью договариваться – то главное вести конструктивные переговоры.
Переговоры должны основываться на принципе разумности + поиск нужных вариантов + поддержание соответствующей атмосферы.
Выбор вариантов при ведении переговоров
3 основные проблемы, о которых люди договариваются:
Система человек-машина
... с машиной. II . Основная часть. 1. Особенности классификации системы «человек – машина». Под системой в общей теории систем понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, ... производства и эксплуатации оборудования становится все более очевидной. От успешности решения этой задачи зависит эффективность и надежность эксплуатации создаваемой техники, функционирование ...
1. Деньги, статусное положение и т.п.
2. выбор между несколькими вариантами.
3. переговоры в русле победы или поражения.
Почему люди не договариваются?:
- Каждая из сторон, которая пытается договориться уверена в свое правоте.
- Уверенность в том, что в переговорах не может быть творчества.
Главное – это нахождение компромисса, но тогда полного интереса не достигается, а только половинчато удовлетворяются интересы.
4 основные ошибки:
- Высказывают преждевременные суждения.
- Поиск единственного решения.
- Уверенность в том, что любой вопрос можно решить только путем выбора «или»- «или».
- Уверенность в том, что решение их проблем – это их проблема.
Ошибка № 1.
Из признаков ведения переговоров неспособность сторон изобретать способы и варианты ведения переговоров.
Неизобретение связано с двумя основаниями:
А) склонность критиковать.
Б) страх выдать информацию нежелательную для другой стороны.
Ошибка № 2.
Поиск единственного ответа – исходит из уверенности установки о том, что творчества в переговорном процессе быть не может. Возникновение реакции короткого замыкания – будет так, а иначе быть, не может.
Ошибка № 3.
Игра в фиксированную цену – 2 причины:
1. сомнение в том, что позиция другой стороны законна.
2. желание сиюминутного выигрыша.
Ошибка № 4.
Проблемы других – это их собственные проблемы – недоверие друг к другу; эгоистические интересы.
Основные предписания (в ходе ведения переговоров).
- Научиться отделять изобретение от оценки. Мозговая атака – это поиск наиболее эффективных способов или вариантов решения стоящей проблемы. =>в рамках организации:
- Четко формулируем цель.
- Подбираем людей для проведения мозговой атаки. Людей должно быть не больше 8, 5-8 оптимально.
- Сменить обстановку.
- Делаем атмосферу неформальной (например: в другой комнате организации).
- Назначить ведущего – это должен быть управляемый процесс.
Как распределяются люди (требования к проведению мозговой атаки):
- Во время ее проведения надо посадить участников рядом друг с другом.
- Объявить и договориться об основных правилах: никакой критики, когда выдается информация, версии; обязательно надо фиксировать эти версии.
- В процессе мозговой атаки надо дать волю воображению.
- Можно одному, но эффективнее в той же команде:
- Выделяются наиболее многообещающие варианты.
- Продумываем пути решения этих перспективных идей.
- Время, которое мы можем посвятить для реализации этих идей.
Если используем мозговую атаку на официальных переговорах:
- Надо заявить о своей цели – давайте обсудим возможные варианты.
- Если предлагаете версии – подавайте их как альтернативные варианты = > чтобы не брать ответственность на себя и не возлагать ответственность на другого по одному решению (Фишер «Искусство ведения переговоров»).
- Расширение круга вариантов или подходов.
Правила: для поиска или расширения вариантов, надо, чтобы мышление двигалось по круговой схеме – от общего к конкретному от конкретного к общему.
Пути решения экологических проблем глазами психолога
... бассейна. Ухудшение состояния окружающей среды требует немедленного решения этой проблемы. Возможны различные подходы при решении глобальных проблем сохранения биосферы: - во-первых, предотвращение возникновения ... компенсировано природными экосистемами. Непрерывный рост потребления энергии ставит перед человеком проблему поиска альтернативных ее источников. К таковым следует отнести гидроэнергию, ...
В реальной ситуации мы отвечаем на вопросы:
- Что случилось.
- Какие симптомы этой проблемы.
- Проблемы, связанные со случившимся.
- Переговоры, которые могут возникнуть на пути решения проблемы.
Анализ в теории:
— постановка диагноза.
— систематизируем симптомы по причинам.
— определяем критерии трудности решения препятствий.
Как действовать (подходы) – вырабатываем основные стратегии и рекомендации.
Рекомендации к действию – что и как можно сделать, кто это будет делать; посмотреть на проблему глазами разных специалистов; если проблема сложно решается по существу, то можно прибегнуть к ее решению через слабые стороны и через слабые аргументы.
Слабые версии – например, отложить переговорный процесс; отложить договоренность в отношении вещей, которые не влекут за собой обязательств; второстепенные версии.
Поиск взаимных выгод – т.е. смена установки. А также определяем общие интересы.
Во всем 3 правила:
- У людей всегда есть общие интересы.
- Общие интересы – это реальность, а не случайность.
- В поисках этих интересов переговорный процесс должен вестись более гладко и дружелюбно.
Общие интересы могут найти в различиях, которые между интересами разных людей.
Успешность в достижении результатов в любом переговорном процесс: 3 аспекта:
- просчитать интересы сторон.
- необходимость иметь в запасе несколько вариантов решения проблемы.
- всегда надо найти объективные критерии, на которых выстраивается договоренность.
Объективные критерии в переговорах
- Научные критерии.
- Прецедент.
- Законность (закон).
- Моральные принципы.
- Сложившиеся традиции.
Объективный критерий должен отличаться справедливостью. Но для каждого специфичен. Справедливое решение – ни одна из сторон не может использовать объективный критерий в своих собственных интересах.
2 главных вопроса:
1. касается существа подбора объективных критериев – как разработать эти объективные критерии?
2. как принимать объективные критерии в ходе переговоров.
Один предполагает вариант – другой, первый, делает выбор.
Главные составляющие поиска:
- Каждая из сторон должна подготовить проблему для поиска совместного решения + четко ее сформулировать.
- Рассуждайте и будете открыты для доводов – надо больше рассуждать.
- Нельзя зависеть от давления принципов (2 составляющие: содержательная, манипулятивная).
Технологии ведения переговорного процесса.
1. в системе программирования: основной принцип – достижение эффективного результата взаимодействия зависит от умения налаживать психологический контакт. Раппорт — это состояние взаимодействия между двумя субъектами, наиболее продуктивное для понимания и успешности достижения цели. Для его установления необходимо использовать техники подстройки, которая выстраивается на:
- Метапрограммах.
- Репрезентативных системах.
- На рациональных убеждениях.
Метапрограммы – это устойчивая система взглядов, убеждений и стиля, манеры + особенности поведения, характерные для каждого конкретного человека (как я думаю и делаю наиболее типично).Несколько видов людей по этому типу.
Теория развития в гештальт-подходе
... изложения. Для этой цели наиболее оптимально подходит категория критериев развития self. Другими словами, если нам удастся выделить ... эта область представляется более перспективной для развития гештальт-теории. Поэтому в этом направлении и начнем двигаться. Для ... в какого рода поддержке на данном этапе нуждается человек. Зона перспективного развития:направление, в котором происходит развитие self; ...
Репрезентативная система – это ведущая система восприятия информации (как человеку удобнее всего воспринимать эту информацию).
Рациональные убеждения, это убеждения, наиболее четко отражающие объективность факта.
Первая программа– проактивный-рефлексивный тип. Человек деятельный, активный, быстро принимающий решения, не терпящий ожиданий (сначала действия – потом думаем), говорит по существу.
Сначала думает, долго принимает решения, человек, внутренне оценивающий ситуацию и только потом действующий (аргументы долго объяснять логику принятия решения).
Вторая программа – процесс-результат. Процессуалисты – это люди, получающие удовольствие от процесса чем бы они не занимались. Они стремятся усовершенствовать сам процесс деятельности, четко определяют его детали, элементы, любят кропотливую тонкую работу.
Результаты – люди, кому важна сама конечная цель, результат.
Третья программа– внутренняя рефлексия и внешняя рефлексия. Связана со способностью брать ответственность на себя и на других + выбор экспертов при принятии решений.Внешняя– человек, который прежде чем принять решение найдет необходимое количество людей, которые согласны с ним. Им всегда нужны авторитеты.Внутренняя– считают единственно верным свое мнение, доверяют себе больше, чем кому-либо.
Человек знает все: любят критиковать, доверяют себе.
Хороший переговорщик – сочетание – собирает мнение других экспертов, принимает решения за которые берет ответственность.
Четвертая программа– общее – частное, единичное.
- Консерваторы – стабильность, любят все традиционное, устойчивое, не любят перемен. Период стабильности 10 лет.
- Эволюционеры – период стабильности 5-7 лет. Если соглашаются на перемены в определенных аспектах, но не во всем.
- Революционеры – период стабильности 1 год. Далее им нужны перемены.
Пятая программа – движение «к» — движение «от».
Движение «к» — люди ориентированы на четко представляемое желание, знают, чего хотят.
Движение «от» — желание избежать чего-либо – неприятностей и т.п.
Тема: Принятие решений в переговорном процессе
Теории принятия решений:
2 направления в объяснении принимаемых решений:
- психологические (большие личные факторы; критерий – роль личностных факторов при учете факторов влияющих на принятие решения).
- непсихологические (большое значение придается когнитивным познавательным факторам).
Непсихологическая (когнитивные теории) – признают, что принятие решений зависит или от специфики мышления или от особенностей интеллекта. Мышление работает по определенным правилам. Если они нарушаются – это сбой (олигофрены, имбициллы).
Мышление – это аналитико-синтетическая деятельность мозга.
31. Общая характеристика эмоций человека. Теории эмоций
... точек зрения, которые находили отражение в соответствующих теориях. Эволюционная теория эмоций ч. Дарвина В основу книги «Выражение эмоций у человека и животных» Чарльз Дарвин вложил эволюционный путь, ... как наши чувства; у них чувствуется не характер каждой мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей. В мыслях наших мы можем сами себя ...
Мыслительные операции:
- анализ.
- Синтез.
- Обобщение.
- Абстрагирование.
- Систематизация.
- Классификация.
Интеллектуальные теории – предполагают влияние уровня развития интеллекта на характер принятия решений.
Интеллект – совокупность познавательных способностей, обеспечивающих адаптацию к окружающей среде. (это и воображение и восприятие, память, внимание).
У нас у всех адаптивные способности интеллекта.
Предложил Б.Паскаль – модель ожидаемой полезности. Эта модель обеспечивает успешную адаптацию.
ЕИ = Р* С.
С – субъективное ожидание полезности.
Р – объективная вероятность наступления явления.
ЕИ – ожидаемая полезность.
Интеллектуальные теории – принятие решений зависит от того, как мы оцениваем вероятность наступления события.
Когнитивная теория учитывает случайность того, что событие ее состоится.
Стратегии – и мыслительный, и поведенческие, и цели, ради которых мы принимаем решения.
Теория поля сознания в принятии решения – Эгиксон.
Только альтернативы попадают в поле сознания, которое работает с ними исходя из исходной точки. Исходящая точка – в которой мы выбираем альтернативу, исходящая точка зависит от жизненного опыта, от личного состояния.
Пока мы обдумываем одну альтернативу, наша исходная точка сознания может изменяться.
Психологические теории делают ставку на личность:
- Особенности социального мышления.
- Принятие решения как волевого действия.
- Мотивируя принятие решения.
- Сама личность.
На принятие решения влияет социальное мышление – в обществе – правила о социальной жизни.
Социальное мышление включает:
- Это установки.
- Атрибуции.
- Стереотипы.
- Когнитивный диссонанс.
Установки– это состояние психологической готовности воспринимать вещи, определенным образом или действовать так или иначе.
В любой установке 3 компонента:
— когнитивный.
— аффективный – что я чувствую к предмету, объекту.
— поведенческий (когнитивный) компонент – как я действую по отношению к объекту, чтобы повлиять на уступку.
Атрибуции– это оценочные суждения в процессе восприятия социальных явлений, процессов, других людей.
Правила оценки:
- Оценивание зависит от того, насколько сходны я – концепции людей. Я-концепция – это общее представление о себе, своей роли в жизни. Если концепции близки мы оцениваем людей. Если отрицают поступок – это случайность.
- По принципу консенсуса – так поступает большинство людей.
- Это ясность – мне понятно, что он делает.
- Это постоянность – он так действует всегда или в большинстве случаев.
Когнитивный диссонанс– это несоответствие различных частей информации об одном и том же явлении, или расхождение между нашими ожиданиями и реальностью.
Стереотипы– это шаблоны, которые используют люди при высказывании по тем или иным аспектам действительности. Стереотипы экономят эмоциональную, интеллектуальную, физическую энергии.
Принятие решения человеком 2
... линией в разработке проблемы принятия решения. Столь же существенная роль принадлежит исследованиям коллективных решений, процессов и механизмов принятия решений группами людей, объединенных совместимой деятельностью. ... не может быть простым сложением разнородных возбуждений, и проблема принятия решения в значительной степени зависит от выяснения вопроса, каким образом в результате конвергенции ...
10